Программа по СБО 9 класс

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Борисоглебского городского округа

Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №3



Рассмотрено

на заседании МО учителей гуманитарного цикла

Руководитель МО учителей

Гуманитарного цикла

Н.В. Шипилова_________

Протокол № 1 от «29» августа 2014г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР:

Н.В. Родюкова______

«01» сентября 2014 г.


«Утверждаю»

И.о.директора МБОУ БГО СОШ №3:

С.Н. Ледовских_______

Приказ № 173 от «01» сентября 2014г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по социально-бытовой ориентировке (СБО)

для учащихся 9в класса

коррекционного обучения детей 8 вида

тьютора


Набок Ксении Юрьевны

2014-2015 учебный год

г. Борисоглебск


1.Пояснительная записка.

Количество недельных часов - 2 часа

Количество часов в год - 70 часов

Уровень рабочей программы - базовый

Общая характеристика учебного предмета

Развитие социально-экономических отношений в современной России требует нового качества образования. Это готовность выпускников школ к успешной интеграции в общество, способность реализоваться в жизни. Данная проблема актуальна для школы VIII вида, а особенно остро она стоит перед учителем социально-бытовой ориентировки, который на своих уроках решает задачу всестороннего развития молодого поколения и готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в современных экономических условиях.

На занятиях по СБО учащихся практически знакомятся с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют занятия, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д.

Целью данной программы является развитие социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями, и подготовка их к самостоятельной жизни.

Задачи курса:

-формирование у воспитанников коррекционной школы-интерната знаний и умений, способствующих социальной адаптации;

-формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического здоровья школьника и условие их социально-психологической адаптации;

-развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с умственной отсталостью;

-освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков;

-развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности;

-повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.

-воспитание позитивных качеств личности

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания.

«Питание» - один из важнейших разделов, который решает очень нужные задачи: расширение кругозора детей о значении питания в жизни и деятельности человека; формирование знаний о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о необходимости пищи для роста и развития детского организма, о культуре питания; формирование умений определить простейшими приемами экологически чистые продукты; приготовить блюда, эстетически оформить, проявить элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов и украшение их.

Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.

Домашние задания, как правило, не задаются. В отдельных случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий с воспитателем или дома (например, место работы родителей, их должность и т.д.).

Статус документа

Программа составлена на основе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вид (издательство ВЛАДОС, 2014 год под редакцией В.В. Воронковой). Она детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом. Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка, содержание тем учебного курса, тематическое поурочное планирование, требования к уровню подготовки, обучающихся по каждому разделу программы, учебно-методическое обеспечение. Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному плану Российской Федерации для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида на изучение социально-бытовой ориентировки отводится 70 часов, из расчета 2 часа в неделю для каждого класса

Аудиторные формы организации занятий:

Лекция-беседа, предполагающая непосредственный контакт педагога с учащимися. Использование данного вида лекций позволит привлечь внимание учащихся к наиболее важным вопросам темы, определить содержание и темп изложения учебного материала с учетом психофизических особенностей детей, а также позволит определить степень усвоения ими предыдущего материала; лекция с разбором конкретных ситуаций, предполагающая в процессе лекции обсуждение конкретных жизненных ситуаций;

Практические занятия: дают возможность учащимся использовать теоретические знания в практической деятельности. Активное участие в практической работе ведет к систематизации и углублению знаний, к выработке умений и навыков.

Учебные сюжетно-ролевые игры - синтетическая форма организации совместной деятельности преподавателя и обучаемых учащихся. Представляет собой поликомпонентную модель, содержащую несколько принципиально важных для развития умственно-отсталого ребенка типов деятельностей: проблемно-поисковую, мыслительную, коммуникативную, имитационно-ролевую (социально-моделирующую).

Форма итоговой аттестации учащихся - итоговая контрольная работа. Система оценивания в конце изучения каждой темы предусматривает тестирование, устные опросы, творческие и контрольные работы.

Обязательные результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие специальную (коррекционную) школу VIII вида и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс специальной (коррекционной) школы VIII вида. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». Два первых компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.

Ожидаемые результаты

В результате реализации программы у детей должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве.

В течение девяти лет обучения в школе учащиеся с интеллектуальной недостаточностью должны овладеть следующим минимумом жизненно значимых умений в области бытового труда:

в сфере организации питания:

- различать продукты питания разных групп: овощи, фрукты, молочные, мучные, мясные, рыбные продукты. Крупы, кондитерские изделия;
- определять способы употребления в пищу (в сыром, варённом, жареном виде) разных продуктов питания;
- различать доброкачественные (пригодные к употреблению) и испорченные (непригодные к употреблению) продукты;
- размещать продукты питания в соответствующих местах хранения;
- обрабатывать продукты питания перед приёмом в пищу: мыть (фрукты, овощи, ягоды), чистить, отваривать и др.;
- готовить простейшие блюда (напитки, бутерброды, простейшие первые, вторые, третьи блюда);
- правильно пользоваться столовой, чайной, кухонной посудой, столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой и ножом), кухонными приспособлениями и инструментами, некоторой бытовой кухонной техникой (мясорубкой, миксером и др.);
- сервировать стол к завтраку (ужину, обеду);
- убирать стол после еды; мыть посуду; убирать помещение кухни;
- соблюдать правила приёма пищи, культуру поведения и общения за столом;

в сфере ухода за телом:

- выполнять утренний и вечерний туалет (мыть руки, лицо, уши, шею, ноги, чистить зубы);
- мыть тело;
- мыть и расчёсывать волосы;
- чистить и подстригать ногти на пальцах рук и ног;
- пользоваться предметами и средствами гигиены, правильно их хранить;
- пользоваться дезодорантом;
- оценивать свой внешний вид (чистота лица, рук, волос, состояние ногтей, опрятность одежды, обуви), при необходимости вносить изменения.

в сфере ухода за одеждой и обувью:

- пользоваться застёжками разных видов (пуговицами, кнопками, крючками, молнией, липучками);
- складывать и развешивать одежду; размещать одежду в шкафу, в квартире (доме);
- чистить одежду щёткой;
- стирать одежду вручную и в стиральной машине;
- гладить одежду;
- выполнять мелкий ремонт одежды (пришивать пуговицы, вдевать резинку в пояс предметом одежды, зашивать одежду по распоровшемуся шву);
- зашнуровывать обувь, завязывать шнурок на узелок и бантик;
- чистить обувь;
- сушить мокрую обувь;

в сфере ухода за жилищем:

- наводить порядок в помещении;
- застилать постель;
- удалять пыль с мебели, зеркал и др.;
- подметать и мыть, пол;
- пользоваться механической щеткой для чистки ковровых покрытий; вытряхивать половики;
- пользоваться пылесосом;
- выполнять уборку квартиры (повседневную, еженедельную, сезонную);
- ухаживать за комнатными растениям (поливать, удалять сухие листья, удалять пыль с листьев, рыхлить землю) и цветочными горшками;

Начиная с пятого класса, учащиеся знакомятся с предприятиями и учреждениями сферы обслуживания населения. В процессе обучения у детей формируются следующие жизненно значимые умения:

- ориентироваться в услугах, оказываемых различными предприятиями и учреждениями: торговли (магазин, рынок, киоск). Службы быта (парикмахерская, фотоателье, ателье по пошиву одежды, ремонтные мастерские, прачечная, химчистка, столовая). Связи (почта, телеграф), медицинской помощи (больница, поликлиника, служба «скорой помощи», аптека). Культуры (библиотека, кинотеатр, музей);
- различать узнавать эти предприятия, учреждения по условным обозначениям, витринам, вывескам-названиям и др.
- ориентироваться в местонахождении ближайших предприятий и учреждений сферы обслуживания населения в районе проживания;
- осуществлять покупки в универсальных, специализированных магазинах, на рынках, в киосках.
- ориентироваться в размерах, примерять и покупать одежду, обувь;
- обращаться в службы быта, медицинской помощи, правильно вести себя при пользовании их услугами;
- правильно вести себя в учреждениях культуры;
- пользоваться телефоном; обращаться по телефону в службы экстренной помощи: пожарную, милицию, скорую помощь;
- ориентироваться в услугах общественного транспорта (городской, пригородный, междугородный транспорт), осуществлять поездку в общественном транспорте;
- пользоваться деньгами, осуществлять платежи.

Важной особенностью работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью является необходимость специального обучения способам проведения досуга. Этой задаче посвящены темы, связанные с учреждениями культуры (библиотека, кинотеатр) и местами отдыха (парк). У детей формируются:
- представления о способах организации досуга (посещения парка, кинотеатра, библиотеки и др.);
- умения правильно вести себя в местах отдыха и учреждениях культуры.

Начиная с 6 класса, учащиеся постепенно готовятся к семейной жизни.

Семья - это макросоциальная единица сообщества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности. В рамках социально-бытовой ориентировки у учащихся формируются представления о важнейших аспектах жизнедеятельности семьи (психологическом, экономическом, хозяйственном и др.) и социально значимые умения:
- называть свою фамилию, имя, отчество, возраст, адрес;
- называть членов своей семьи: отца, мать, брата, сестру, дедушек и бабушек;
- определять собственную социальную роль в семье (сын или дочка , внук или внучка, брат, сестра);
- ориентироваться в распределении обязанностей в быту между членами семьи;
- планировать семейный бюджет: определять сумму доходов в семьи за месяц, планировать расходы;
- называть правила ухода за маленькими детьми в семье;
- приглашать и принимать гостей;
- поздравлять с праздником;
- называть способы организации досуга семьи, уметь организовывать свой досуг.

Содержание данного раздела «Трудоустройство» (9 класс.) направленно на ориентировку учащихся:

- называть основные документы гражданина РФ.
- называть документы, предоставляемые при поступлении в профессиональное училище, при устройстве на работу;
- оформлять документы (заявление, анкета).





2.Содержание учебного курса

№п/п

Содержание

Количество часов

Количество контрольных работ

1

Личная гигиена

2

0

2

Одежда и обувь

8

1

3

Питание

8

1

4

Семья

6

1

5

Культура поведения

4

0

6

Жилище

4

0

7

Транспорт

4

0

8

Торговля

5

0

9

Средства связи

4

0

10

Медицинская помощь

3

0

11

Учреждения, организации и предприятия

4

0

12

Экономика домашнего хозяйства

7

0

13

Трудоустройство

8

1

14

Резервные уроки

2


Итого

70

4

Тематическое планирование по СБО,9 класс (коррекционного обучения).

урока

Тема урока

Тип урока

Основные знания и умения

Дата проведения

Ко-во часов

Элементы дополнит. содержания

1 четветь-18 часов

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА-2

1-2

Здоровый образ жизни - одно из условий успеха в жизни человека.

Комб.

знать:

о вредном воздействии алкоголя, наркотиков и курения на организм человека.

2

Словарные слова:

фитнес, шейпинг, бодибилдинг, бесконтактные единоборства, ритмическая гимнастика

ОДЕЖДА И ОБУВЬ-8

3-4





5-6




7



8



9




10

Стиль в одежде, мода.

Внешний вид человека и средства выражения индивидуальности

Выбор одежды и обуви при покупке в соответствии с назначением.

Варианты обновления одежды (замена мелких деталей)

Средства и правила выведения мелких пятен на одежде.

Соблюдение техники безопасности при пользовании средствами для выведения пятен

Тестирование по теме «Одежда и обувь»

Комб.





Тестир.

Учащийся должен знать:

- размеры своей одежды и обуви;

- гарантийные сроки носки;

- правила возврата;

- способы обновления одежды с помощью мелких деталей;

- средства выведения пятен в домашних условиях;

- общие правила выведения чернильных, жирных и фруктовых пятен, пятен от молока, мороженого, шоколада, кофе, крови, масляных красок, следов горячего утюга и др.;

- санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе со средствами выведения пятен.

Учащийся должен уметь:

- пользоваться журналом мод;

-подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями.

- рационально выбирать товары, учитывая их назначение и собственные возможности;

- выводить пятна на одежде разными средствами.

2





2




1




1


1




1

Словарные слова: гарантийный срок, детали одежды, мода, обновление одежды, пятновыводитель, рассрочка, стиль одежды, товарный чек, ярлык.

ПИТАНИЕ-8

11-12





13


14-15


16-17



18

Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности в процессе приготовления пищи.

Рецепты приготовления блюд ясельного возраста.

Рецепты приготовления национальных блюд.

Составление меню и сервировка праздничного стола.

Диетическое питание. Рецепты приготовления диетических блюд.

Тестирование по теме «Питание»

Комб.




Тестир.

Учащийся должен знать:

значение диетического питания;

особенности и важности правильного питания детей ясельного возраста;

названия и рецепты 1-2 национальных блюд.

Учащийся должен уметь:

составить меню диетического питания на день; приготовить 1-2 диетическое блюдо;

составить меню на день для ребенка ясельного возраста и приготовить соответственно его блюда;

приготовить одно национальное блюдо, составить меню праздничного стола;

выполнить сервировку праздничного стола.

2





1

2

2



1

Словарные слова: авитаминоз, аппетит, диета, диетическое питание, микроорганизмы, национальные блюда, рациональное питание, сервировка.

2 четверть-14 часов

СЕМЬЯ-6

19-20


21


22-23

24

Российская семья. Условия создания семьи, основы семейных отношений, семейные традиции

Взаимоотношения в семье. Распределение обязанностей по ведению хозяйства, бюджета.

Семейные ситуации. Формы организации досуга, отдыха в семье.

Тестирование по теме «Семья»

Комб.




Тестир.

Учащийся должен знать:

основные виды семейных отношений,

семейные традиции;

обязанности, связанные с заботой о детях

Учащийся должен уметь:

анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку,

выполнять морально этические нормы

взаимоотношения в семье (отношение к родителям, дедушкам, бабушкам);

оказать внимание, поддержку, посильную помощь нуждающемуся члену семьи;

активно включаться в организацию досуга и отдыха в семье;

поддерживать и укреплять семейные традиции; выполнять обязанности, связанные с заботой о детях.

2




1




2



1

Словарные слова: взаимопонимание, взаимопомощь, благополучная семья, родители, любовь, микроклимат, семейный праздник, семейная традиция, сопереживание сострадание, уважение

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ-4

25-26

27

28

Традиции культуры поведения в современном обществе.

Соседи. Правила общежития.

Прием гостей и правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми.

Комб.

Учащийся должен знать:

Требования культуры поведения, нормы морали и этики в современном обществе; правила поведения с соседями по коммунальной квартире и площадке;

правила приема гостей (правила хозяев при встрече, расставании, во время визита).

Учащийся должен уметь:

встречать гостей, вежливо вести себя во время приема их; анализировать поступки людей и давать им правильную оценку.

2


1

1

Словарные слова: культура поведения, культура общения, этикет

ЖИЛИЩЕ-4

29-30

31-32

Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер.

Сохранение жилищного фонда.

Комб.

Учащийся должен знать:

правила расстановки мебели в квартире (с учетом размера, особенностей площади, на значения комнат, наличия мебели);

требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера;

правила сохранения жилищного фонда.

Учащийся должен уметь:

расставлять мебель в квартире (на макете);

подбирать детали интерьера

2



2

Словарные слова: бра, жилищный фонд, интерьер, занавески, косметический ремонт, обои, рациональная расстановка, уют, шторы

3 ЧЕТВЕРТЬ-20 ЧАСОВ

ТРАНСПОРТ-4

33-34

35-36

Назначение авиатранспорта. Аэровокзал. Маршруты.

Порядок приобретения билета и их возврата. Стоимость проезда.

Комб.

Учащийся должен знать:

основные маршруты
самолетов; службы аэровокзала; стоимость проезда; порядок приобретения и возврата билета; правила посадки в самолет. Учащийся должен уметь:

ориентироваться в расписании;

определять маршрут и выбирать транспортные средства;

выполнять правила безопасности во время полета и правила поведения в аэропорту.

2

2

Словарные слова: авиатранспорт аэровокзал, аэропорт, бизнес-класс, бронь, заказ, маршрут, трап, рейс, салон, стюардесса, эконом-класс

ТОРГОВЛЯ-5

37-38


39-40


41

Рынок. Роль рынка в обеспечении населения продуктами питания Отделы рынка.

Комиссионные магазины, торговля уцененными товарами, скупка вещей у населения.

Ярмарки. Их виды, время и место проведения.

Комб.

Учащийся должен знать:

отделы рынка; цены на отдельные товары; виды ярмарок; отличия ярмарки от рынка, магазина; время и место проведения ярмарок; цены ярмарочных товаров их отличие от рыночных и магазинных.

Учащийся должен уметь:

выбирать покупки в соответствии со своими потребностями и возможностями; вежливо обращаться к продавцу; подсчитывать стоимость покупок.




2




2




1

Словарные слова: регион, фирма, частный предприниматель, ярмарка, ярмарка-выставка, ярмарка образцов.

СРЕДСТВА СВЯЗИ-4

42-43


44




45

Виды связи. Особенности каждого вида связи и их значимость,

Виды денежных переводов. Стоимость отправления денежных переводов.

Посылки. Правила упаковки и отправления

Комб.

Учащийся должен знать:

современные виды связи (сотовая, компьютерная, факс, пейджер, автоответчик, интернет), их значимость, необходимость;

виды денежных переводов, их стоимость;

стоимость услуг по каждому виду связи.

Учащийся должен уметь:

заполнить почтовый и телеграфный перевод;

подсчитать стоимость денежных отправлений; оформить квитанции по оплате телефонных услуг.

2



1



1

Словарные слова: автоматический определитель номера, телефон с АОН, автоответчик, денежный перевод, компьютерная связь, пейджер, сотовая связь, факс

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ-3

46



47


48

Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению.

Уход за больным.

Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок нетрудоспособности

Комб.

Учащийся должен знать:

способы распространения инфекционных заболеваний, в том числе и кишечных;

меры по предупреждению инфекционных заболеваний; правила и приемы ухода за больным;

условие освобождения от работы: по болезни или для ухода за больным.

Учащийся должен уметь:

строго соблюдать личную гигиену, предупреждать инфекционные заболевания;

строго выполнять правила ухода за больным: измерять температуру, умывать, переодевать, кормить больного (взрослого, ребенка); ставить горчичники.

1



1


1

Словарные слова: амбулаторное лечение, воздушно-капельный путь передачи инфекции, дезинфекция, изолятор, контактный путь передачи инфекции, лист нетрудоспособности

УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДПРЕЯТИЯ-4

49-50

51-52

Предприятия бытового обслуживания, их назначение.

Виды оказываемых услуг. Профессии работников предприятия

Комб.

Учащийся должен знать:

местонахождения предприятия бытового обслуживания населения;

какие виды услуг оно оказывает;

правила пользования услугами;

стоимость обслуживания;

профессии работников этого предприятия.

Учащийся должен уметь:

обращаться с вопросами и просьбами к работникам предприятий бытового обслуживания.

2

2

Словарные слова: бытовое обслуживание, остекление, прокат, ремонт, услуги

4 ЧЕТВЕРТЬ-16 ЧАСОВ

ЭКОНОМИКА ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА-7

53-54




55-56



57-58





59

Расходы на удовлетворение культурных потребностей и некоторые текущие расходы.

Экономия в домашнем хозяйстве.

Сбережения. Назначение сбережений. Хранение денег в сберегательной кассе. Виды вкладов.

Кредит. Оформление кредита. Государственное страхование.

Комб.

Учащийся должен знать:

-правила экономии (учёт реальных возможностей, контроль расходов, перелицовка и реставрация вещей, экономия электроэнергии и т.д.);

-виды и цели сбережений;

-порядок помещения денег в сберкассу;

-виды кредита, порядок его оформления;

-виды страхования.

Учащийся должен уметь:

-планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности;

-соблюдать правила экономии;

-заполнять ордер на получение и внесение денег в сберкассу

2




2



2





1

ТРУДОУСТРОЙСТВО-8

60-61





62-63


64




65-66

Выбор профессии. Профессионально-жизненная перспектива.

Учреждения и отделы по трудоустройству.

Оформление на работу. Документы, необходимые для поступления на работу.

Трудовой договор. Трудовой стаж.

Охрана труда несовершеннолетних

Комб.

Учащийся должен знать:

учреждения и отделы по трудоустройству;

местонахождения и названия предприятий, где требуются рабочие по специальностям, изучаемым в школе; виды документов, необходимых для поступления на работу;

правила перехода с одной работы на другую;

перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.

Учащийся должен уметь:

обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу; написать заявление о принятии на работу, о переходе, с одной работы на другую, о предоставлении очередного отпуска и другого содержания, автобиографию; заполнить анкету; составить заявки на материалы, инструменты;

написать расписку, докладную записку.

2




2




1

2

Словарные слова: автобиография, анкета, военный билет, деловые бумаги, докладная записка, заявка, заявление, паспорт, приписное свидетельство, расписка, трудовая книжка

67

Тестирование по теме «Трудоустройство»

Тестир.

1

68-69

Резервные уроки


70 Заключительный урок







3.Содежание тем учебного курса.

урока

Название темы

Кол-во

часов

Содержание учебной темы

1-2

Здоровый образ жизни - одно из условий успеха в жизни человека.

2

Вред курения, алкоголя и наркотиков. Значение физических упражнений: в здоровом теле - здоровый дух.

-о необходимости поддержания физического здоровья

-о современных спортивных увлечениях: фитнесе, шейпинге, бодибилдинге, бесконтактных единоборствах, ритмической гимнастике и т.п.;

-о вреде курения для курящих и окружающих;

-о социальных последствиях, к которым приводят дурные привычки.

3-4

Стиль в одежде, мода.

Внешний вид человека и средства выражения индивидуальности

2

О стиле одежды и моде; о средствах выражения индивидуальности,

определение собственных размеров одежды и обуви

5-6

Выбор одежды и обуви при покупке в соответствии с назначением

2

Специализированные магазины: нахождение нужного отдела с размерами, соответствующими ученику

7

Варианты обновления одежды (замена мелких деталей)

1

Изменения длины изделия, если не подходит; пришить декоративную заплатку; замена воротника и манжетов.

8

Средства и правила выведения мелких пятен на одежде

1

Выведение пятен в домашних условиях, со строжайшим соблюдением безопасности.

9

Соблюдение техники безопасности при пользовании средствами для выведения пятен

1

Виды пятен (фрукты, ягоды, жир, масло, краска), способы их выведения.

10

Тестирование по теме «Одежда и обувь»

1

Проверить знания учащихся по теме.

11-12

Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности в процессе приготовления пищи.

Рецепты приготовления блюд ясельного возраста.

2

Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности в процессе приготовления пищи. Составление меню на день, неделю для ребенка ясельного возраста;

13

Рецепты приготовления национальных блюд.

1

Запись рецепта наиболее характерного национального блюда. Происхождение некоторых национальных блюд. Русские национальные блюда: супы, каши, мясные блюда, рыбные блюда. Русские национальные десерты: блины, пряники, калачи, варенья, мед, фрукты и ягоды.

14-15

Составление меню и сервировка праздничного стола.

2

Составление меню праздничного стола, и сервировка его. Правила этикета за столом.

16-17

Диетическое питание. Рецепты приготовления диетических блюд

2

Подбор рецептов диетического питания.

18

Тестирование по теме «Питание»

1

Проверить знания учащихся.

19-20

Российская семья. Условия создания семьи, основы семейных отношений, семейные традиции

2

О порядке и условиях заключения и расторжения брака. Семейный кодекс. Заключение брачного договора.

21

Взаимоотношения в семье. Распределение обязанностей по ведению хозяйства, бюджета.

1

Об основах семейных отношений, семейных традиций; о морально-этических нормах взаимоотношений в семье;

22-23

Семейные ситуации. Формы организации досуга, отдыха в семье.

2

О распределении хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи. Понятия досуг и отдых.

24

Тестирование по теме «Семья»

1

Проверить знания учащихся.

25-26

Традиции культуры поведения в современном обществе.

2

Понятие традиция. История возникновения традиций. Традиции в семье.

27

Соседи. Правила общежития

1

Выполнять морально-этические нормы взаимоотношения в семье; оказать внимание, поддержку, посильную помощь нуждающемуся.

28

Прием гостей и правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми

1

Правила хорошего тона в общении. Использование жестов при общении.

29-30

Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер.

2

Упражнение в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера.

31-32

Сохранение жилищного фонда

2

Понятие жилищный фонд. Знакомство с правилами сохранения жилищного фонда. Упражнение в рациональной расстановке мебели. Практическая работа: упражнение в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера.

33-34

Назначение авиатранспорта. Аэровокзал. Маршруты.

2

О назначении авиатранспорта. Аэровокзал, его назначение. Маршруты. Выбор пункта назначения. Сюжетно-ролевая игра: Порядок приобретения билетов в авиакассе.

35-36

Порядок приобретения билета и их возврата. Стоимость проезда

2

Определить номер рейса самолета, стоимость билета. Рассчитать средства с учетом дополнительных затрат от аэропорта до города.

37-38

Рынок. Роль рынка в обеспечении населения продуктами питания. Отделы рынка.

2

О назначении ярмарки, рынка, их отличия от магазина комиссионной торговли, скупки, уцененной торговли.

39-40

Комиссионные магазины, торговля уцененными товарами, скупка вещей у населения

2

Посещение отделов магазина - распродажи товаров по сниженным ценам.

41

Ярмарки. Их виды, время и место проведения.

1

Ярмарки, их значение. Виды и типы ярмарок. Словарная работа: ярмарка, привоз.

42-43

Виды связи. Особенности каждого вида связи и их значимость.

2

Современные виды связи. Виды связи: сотовая, телефонная, пейджерная, компьютерная, радиотелефонная и т.д. Особенности каждого вида связи, их значимость, необходимость в современных условиях жизни общества. Сравнение. Выбор вида связи в зависимости от необходимости и финансовых возможностей пользователя. Стоимость услуг по каждому виду связи. Словарная работа: автоответчик, факс.

44

Виды денежных переводов. Стоимость отправления денежных переводов.

1

Виды денежных переводов, их стоимость. Заполнение бланков на отправление денежного перевода, почтового и телеграфного

45

Посылки. Правила упаковки и отправления.

1

Понятие посылка. Виды посылок. Порядок отправления. Заполнения бланков.

46

Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению

1

Знакомство с видами инфекционных заболеваний. Профилактика по их предупреждению. Инфекционные заболевания, их главные симптомы. Способы распространения. Словарная работа: инфекция, профилактика.

47

Уход за больным

1

Сюжетная игра- больной в доме. Уход за ним: измерение температуры и запись, чтение инструкции показаний и применения лекарства, составление графика приема; организация столика у постели больного

48

Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок нетрудоспособности

1

Документы, подтверждающие нетрудоспособность. Условия освобождения от работы в случае заболевания или ухода за больным. Справка и листок нетрудоспособности. Словарная работа: листок нетрудоспособности.

49-50

Предприятия бытового обслуживания, их назначение

2

Предприятия бытового обслуживания, их функции. Составление и заполнение таблицы предприятий бытового обслуживания населения. Правила пользования услугами. Практическая работа: работа с таблицей «Прейскурант цен на услуги». Словарная работа: бытовое обслуживание, прейскурант.

51-52

Виды оказываемых услуг. Профессии работников предприятия

2

Профессии работников предприятий бытового обслуживания. Дидактическая игра «Куда можно устроиться на работу?». Словарная работа: профессия.

53-54

Расходы на удовлетворение культурных потребностей и некоторые текущие расходы

2

Упражнения в подсчёте расходов на удовлетворение культурных потребностей и некоторые текущие расходы (билеты в кино, театры, проезд, предметы личной гигиены, ремонт обуви и одежды);

55-56

Экономия в домашнем хозяйстве

2

Упражнения в расчетах рационального ведения домашнего хозяйства. Словарная работа6 экономика, бюджет.

57-58

Сбережения. Назначение сбережений. Хранение денег в сберегательной кассе. Виды вкладов.

2

Понятие сбережения. Виды вкладов. Сберкнижка.

59

Кредит. Оформление кредита. Государственное страхование

1

Понятие кредит. Виды кредитов. Положительные и отрицательные стороны кредита. Страхование. Его виды.

60-61

Выбор профессии. Профессионально-жизненная перспектива.

2

Знакомство с учреждениями и отделами по трудоустройству (отдел кадров, комиссия по трудоустройству). Отвечают ли личностные данные требованиям выбранной профессии. Частные отделы по трудоустройству. Службы занятости города. Словарная работа: статус безработного, вакансия.

62-63

Учреждения и отделы по трудоустройству

2

Виды учреждений и отделов по трудоустройству (отдел кадров, комиссия по трудоустройству молодежи при префектуре). Функции отдела кадров. Порядок трудоустройства. Трудовая книжка, ее значение.

64

Оформление на работу. Документы, необходимые для поступления на работу.

1

Составление деловых бумаг: заявления, автобиографии, заполнение анкеты, заявки на материалы, инструменты, расписки, докладной записки. Документы необходимые для поступления на работу. Паспорт. Образование.

65-66

Трудовой договор. Трудовой стаж.

Охрана труда несовершеннолетних

2

Трудовой договор-содержание. Трудовой стаж, как считается, со сколько лет выход на пенсию. Пенсионный возраст. Виды пенсии.

67

Тестирование по теме «Трудоустройство»

1

Проверить знания учащихся.

68-69

Резервные уроки

2

70

Заключительный урок

1





4.Требовния к уровню подготовки учащихся.

Практические работы:

Упражнения в подсчете расходов на удовлетворение культурных потребностей. Расчеты рационального ведения домашнего хозяйства. Определение размеров одежды и обуви, примерка одежды и обуви. Выведение пятен. Правила сервировки праздничного стола, приготовление вегетарианского борща, правила техники безопасности при пользовании бытовыми электроприборами. Уход за больным: переодеть, умыть, чтение назначений врача в рецепте, листа-вкладыша к лекарствам; составление деловых бумаг: заявления, автобиографии, заявки на материалы и инструменты; упражнения в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера; заполнение бланков денежных переводов, на посылки. Экскурсии в сбербанк, ЖЭК (ДЭЗ) для ознакомления с видами деятельности этих учреждений. Экскурсия в учреждения и отделы по трудоустройству. Составление деловых бумаг: заявление, автобиография, заполнение анкеты, заявки на материалы, расписки, докладной записки. Самостоятельное вязание изделий.

Учащиеся должны знать:

  • О вредном воздействии алкоголя и наркотиков и курения на организм человека.

  • Требования к культуре поведения, нормы морали и этики в современном обществе, правила приема гостей.

  • Порядок и условия заключения и расторжения брака, распределение хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи.

  • Стиль одежды и моды, гарантийные сроки носки, правила возврата покупок, санитарно-гигиенические требования и правила по Т.Б. при работе со средствами для выведения пятен.

  • Способы приготовления национальных блюд, правила сервировки праздничного стола.

  • Отделы рынка, цены на отдельные товары, отличия цен на ярмарке, рынке, в магазинах.

  • Меры по предупреждению инфекционных заболеваний, условия освобождения от работы (по болезни и ухода за больным).

  • Учреждения и отделы по трудоустройству.

  • Виды документов необходимых для поступления на работу, правила перехода на другую работу.

  • Перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.

  • Правила расстановки мебели в квартире. Требования к подбору занавесей. Светильников и других деталей интерьера.

  • Виды оказываемых услуг бытовой сферы, профессии работников предприятий.

  • Современные виды связи, денежные переводы и их стоимость.

  • Слова, обозначающие понятия, указанные в программе.

  • Названия необходимых в работе материалов.

Учащиеся должны уметь:

  • Встречать гостей, вежливо вести себя во время приема гостей, соблюдать морально-этические норы в семье и обществе.

  • Анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку.

  • Подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями и размерами, выводить пятна различными способами и средствами.

  • Сервировать праздничные стол, готовить отдельные блюда для детей ясельного возраста, составлять меню праздничного стола.

  • Выбирать покупки в соответствии со своими потребностями и возможностями, вежливо обращаться к продавцу, подсчитывать стоимость покупки.

  • Одевать, умывать, кормить больного, измерять температуру, ставить горчичники.

  • Заполнять анкету, писать заявления о принятии на работу, о переходе, с одной работы на другую, автобиографию, обращаться в отделы кадров для устройства на работу.

  • Составлять заявки на материалы, инструменты, написать расписку, докладную записку.

  • Заполнять бланки почтово-телеграфного перевода, упаковывать посылку.

  • Выполнять безошибочно филейное вязание по схемам.

Уметь планировать последовательность и время выполнения работы, находить и исправлять допущенные в вязании ошибки.







5.Список использованной литературы

  1. 1. В.В. Воронкова «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида». Москва, ВЛАДОС - 2014 год.

  2. «Домоводство» 2-е издание, Москва «Колос» 2000г.;

  3. Технология 9 класс под редакцией В.Д. Симоненко, Москва, издательский центр «Вентана- Граф», 2012 г.;



© 2010-2022