- Преподавателю
- Другое
- Доклад Исследовательская деятельность в школе
Доклад Исследовательская деятельность в школе
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Иванова Е.В. |
Дата | 18.09.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Доклад на муниципальном открытом мероприятии:
«Организация исследовательской деятельности учащихся МБОУ «СОШ № 2» ».
Слайд 1
Добрый день, уважаемые гости. Я, учитель информатики и математики- Иванова Евгения Витальевна и тема моего доклада: «Организация исследовательской деятельности учащихся нашей школы».
Слайд 2
Жизнь не стоит на месте. Педагогическая работа учителя совсем недавно заключалась в том, чтобы дать детям знания, помочь их усвоить. В настоящее время цели и задачи образования в корне изменились. Изучение программного материала не потеряло актуальности, но наряду с этим перед учениками ставятся новые цели и задачи - самостоятельное усвоение материала, в котором учитель только лишь направляет (небезызвестные нам с вами ФГОС).
Слайд 3
В преподавании естественных наук, таких как физика, математика, информатика основная задача - заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты и делать выводы. Продуктивным вариантом решения этой задачи является использование в школьном образовании исследовательского подхода.
Слайд 4
Включение исследовательской деятельности в образовательный процесс позволяет значительно расширить у школьников диапазон знаний,
Слайд 5
сформировать умение анализировать,
Слайд 6
моделировать возможные пути решения проблемы, ведет к возрастанию познавательного интереса,
Слайд 7
умению работать с источниками информации. Одновременно с этим меняются и личностные характеристики ученика:
Слайд 8
формируется адекватная самооценка, умение отстаивать собственную позицию.
Из вышесказанного можно определить цель организации научно-исследовательской работы учащихся, (которую вы видите на слайде).
Слайд 9
Активное сотрудничество ученика и учителя в ходе исследовательской работы принципиально меняет технологию получения знаний: ученик, опираясь на помощь учителя, организует самостоятельный процесс поиска знаний. В результате они получают новое научное знание или новое качество уже известного научного знания.
Слайд 10
Обязательное условие развития творческих способностей обучающихся - устранение доминирующей роли педагога. Самое сложное для учителя - научиться быть консультантом. Руководитель только направляет самостоятельную деятельность школьника.
Слайд 11
Он помогает выявить сферы, интересующей ученика; с определением тематики; знакомит с методами исследования; помогает сформулировать проблему (гипотезу),
Слайд 12
определить цель, задачи, объект, предмет исследования; разрабатывает план консультаций; обсуждает структуру и правила оформления исследовательской работы.
Исследовательский характер может иметь работа учащихся и на уроке, но ограничение во времени затрудняет реализацию поставленных задач. Значимых результатов добиваются учащиеся, занимающиеся научно-исследовательской работой во внеурочное время.
Существует алгоритм выполнения научно-исследовательской работы - некая технологическая цепочка, включающая в себя этапы, (которые Вы видите на экране).
Слайд 13
Здесь задача учителя найти простые и удобные средства для практической реализации каждого из названных этапов.
В современном мире стали очевидными успешность и востребованность человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Какие пути может предложить школа для выполнения этой важнейшей задачи? Один из них - организация исследовательской деятельности обучающихся в школе.
Слайд 14
Седьмой год в нашей школе действует школьное научное общество «Эврика», куда привлекаем не только одаренных детей, но и ребят с разным уровнем способностей. Срок небольшой, но есть результаты и наработки. Дети учатся наблюдать и экспериментировать, проходят весь путь исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Занимаясь научно-исследовательской деятельностью, ученики работают с различными справочниками научной литературой, защищают свои работы, выступая перед аудиторией. Слова «исследование», «гипотеза», «актуальность» не вводят их в заблуждение. Выпускники нашей школы легко адаптируются в студенческой жизни: им не составляет труда написать реферат, курсовую, дипломную работу.
Хорошей традицией стало ежегодное подведение итогов работы научного общества на школьной научно-практической конференции «Эврика». Все участники конференции получают сертификаты участников, а лучшие работы рекомендуются к участию в районной научно-практической конференции «Открытия юных исследователей».
Слайд 15
17 участников областных научно-практических конференций из них: 1 победитель и 5 призеров.
Слайд 16
2010-2011 уч.год - участники научно- практических конференций учреждений Кемеровской области" Истоки"" Первые шаги в науку».
Слайд 17
2011 -2012 уч год - 8 участников Всероссийских конкурсов научно-исследовательских работ и проектов «Созидание и творчество» и «Первые шаги в науку».
Слайд 18
2012-2013 уч год - 2 место в научно-практической конференция «Диалог» г. Кемерово КЕМГУ
, участники научно-практической конференции кемеровской области «Истоки» «Губернаторская женская гимназия - интернат», участники областной научно-практической конференции «Мы - будущее Кузбасса», «Губернаторский многопрофильный лицей-интернат»
Слайд 19
2013-2014 уч. год - 2 место в 4 Областной конференции детских научно-исследовательских работ "Первые шаги в науку о здоровье", 2 место в 15 Областной историко - краеведческой конференции детей и молодежи Кузбасса.
Слайд 20
Районные научно-исследовательские конференции: 2010-2011 учебный год лауреаты - 5 работ.
Слайд 21
2011-2012 учебный год лауреаты - 2 работы 2012-2013 уч. год победители - 3 работы,
лауреат - 1 работа
Слайд 22
2013-2014 уч. год - победитель - 1 работа, лауреат - 2 работы
Как Вы, наверное, успели заметить, ученики - участники исследовательской деятельности естественно- математического цикла нашей школы являются активными и продуктивными участниками научно-исследовательских конференций.
Слайд 23
Часто приходится наблюдать, как серьёзные по содержанию работы проигрывают из-за того, что не представляются должным образом. Очень полезным является предварительное представление исследовательской работы сначала в узком творческом коллективе - на школьной научно-практической конференции, а затем в расширенной аудитории.
щелчок
Это не просто тренировка, а своего рода программирование авторов работы на успех - они должны быть уверены в предстоящей победе. Итогами исследовательской работы становятся выводы, самостоятельно полученные школьниками.
И в заключении хотелось бы сказать, что тревогу о будущем своих учеников всегда испытывают учителя, выпуская их в мир взрослых. Во многом на учителях лежит ответственность за желание детей учиться, за качество их образования, а в конечном итоге за успешную социализацию после окончания школы. Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, но она может и должна вооружить его методами познания.
Все вышеизложенное, позволяет сделать вывод, что исследовательская деятельность - уникальный инструмент развития личности школьников. Под руководством учителя (научного руководителя) происходит чудо самосовершенствования ребенка.
Слайд 24
Создание условий для научно-исследовательской деятельности школьников позволяет реализовать право на получение качественного и современного образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, реализовать их жизненные цели.
Слайд 25
3