• Преподавателю
  • Другое
  • Системно – деятельностный подход на уроках домоводства в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Системно – деятельностный подход на уроках домоводства в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Системно - деятельностный подход

на уроках домоводства в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Е.Ю. Мельникова

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области

«Качканарская школа, реализующая адаптированные

основные общеобразовательные программы»

г. Качканар

Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.

Из года в год в школе проводится коррекционная работа по исправлению недостатков развития обучающихся и приближению этих детей к уровню развития нормальных школьников. Каждому педагогу важно увидеть в обучающемся личностные особенности, для развития конкретных свойств конкретного ученика в нужное именно для него время и в уместных именно для него обстоятельствах. Только так педагог способен помочь ребёнку в решении его естественно-культурных, социально-культурных, социально-психологических задач.

Одна из целей современного учебно-воспитательного процесса - создание ситуаций и условий, способствующих осознанию каждым школьником своей индивидуальности.

Личностно-ориентированные технологии определяют методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения, перестраивают суть образования.

Системно - деятельностный подход обучения позволяет в рамках единого образовательного стандарта использовать варианты программ, отличающиеся разной сложностью содержания, объемом и профильной направленностью.

Одно из важнейших и неотъемлемых средств коррекции умственных и физических недостатков являются уроки домоводства. В школе для получения бытовых навыков обучающихся с ограниченными возможностями здоровья работают два кабинета, которые оснащены необходимыми для работы оборудованием, дидактическим материалом, технологическими картами, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

Учитывая слабую ориентировку учащихся коррекционной школы в современной действительности, программы по предмету вносят свой вклад в дело бытовой, социальной ориентации учащихся, овладение ими в будущем прочными знаниями с возможным дальнейшим приобретением социально - бытовых навыков.

Обучение ставит своей целью социальную адаптацию обучающихся посредством трудового обучения, приобщение к современным условиям жизни с учетом их психофизических возможностей, подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду на предприятиях различных форм собственности, в современных социально-экономических условиях.

Исходя из цели, обучение направлено на решение конкретных задач:

  1. Изучить теоретические основы адаптационной системы обучения.

  2. Развивать личностные качества учащихся, а также социально-бытовую, социально-нормативную и социально-трудовую адаптацию учащихся с недостатком интеллекта с последующей интеграцией их в общество.

  3. Вооружить обучающихся достаточными техническими и технологическими знаниями, основам профессиональных навыков и умений, которые необходимы для работы по определенной специальности.

  4. Провести анализ и разработать методические рекомендации по использованию новых технологий в процессе обучения обучающихся.

Предполагаемые результаты:

Программа обучения включает в себя учебный материал такого характера и объема, усвоение которого позволяет обучающимся в дальнейшем выполнять необходимые работы для обеспечения своего быта.

Зная индивидуальные особенности каждого ребенка, можно выбрать соответствующие методы, средства и пути коррекционного воздействия. Одним из таких средств являются рабочие тетради по предмету.

Опираясь на ежегодные итоговые мониторинги сформированности социально - бытовых умений и навыков (Приложение 1), на нехватку или отсутствие учебников и рабочих тетрадей по предмету, на требования ФГОС, а именно требования к дидактическим материалам, системно - деятельностный подход (основная педагогическая задача которого - это организация условий, инициирующих детское действие). Возникла необходимость разработать рабочие тетради как дидактическое пособие по предмету домоводство. Тетради разработаны для обучающихся с 5 по 9 классы легкой умственной отсталости.

Цель создания дидактического пособия:

Создать оптимальные условия для повышения уровня обученности по предмету домоводство.

Задачи создания дидактического пособия:

  1. Поиск наиболее приемлемых приемов обучения для психофизического и речевого развития обучающихся.

  2. Формировать и развивать базовые учебные действия.

  3. Формировать умения переносить полученные знания в практическую деятельность.

Рабочая тетрадь состоит из тех разделов, которые изучаются в соответствии с программой.

Рабочая тетрадь по домоводству предназначена для индивидуальной работы школьниками в классе.

Тетрадь содержит таблицы, правила, рисунки, схемы, занимательные упражнения, задания творческого характера, провероч­ные задания, дающие возможность:

  • обучающимся - закрепить пройденный на уроках домоводства теоретический материал;

  • педагогам - выявить уровень знаний и умений обучающихся, таких как (умения смыслового чтения, связной речи, умения работать с различными источниками информации).

В тетрадь входят задания разной степени сложности, что позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся, организовать дифференцированное обучение детей с учетом их индивидуальных возможностей. Дифференцированный подход обеспечивается за счет различных требований к выполнению заданий:

1 группа - самостоятельно,

2 группа - с контролирующей помощью,

3 группа - нуждается в постоянной помощи.

В тетрадь включены различные виды заданий:

- ответь на вопросы;

- составь рассказ;

- опиши картинку;

- работа с текстом;

- обведи; закрась;

- отгадай загадки;

- реши кроссворд и т.д.

Каждое задание сопровождается инструкцией, используются простейшие схемы и условные обозначения. Задания логически выстроены и рассчитаны на детей с разным уровнем развития. Тетрадь помогает организовать самостоятельную работу обучающегося.

Структура и содержание заданий в рабочей тетради выстроены с учетом деятельностного подхода в соответствии с этапами урока,

Поиск вариантов ответов, упражнения в использовании новой информации способствую развитию познавательной деятельности обучающихся. Цифровые и буквенные задания дают возможность осуществлять межпредметные связи.

Для эффективной работы с тетрадью в последующие года обучения для обучающихся разработаны памятки и составлен перечень словарных слов, понятий.

Таким образом, желая своим выпускникам в самостоятельной жизни после школы личного и социального благополучия, необходимо дать такое образование, воспитание и сопровождение учащихся, которое позволило бы им адаптироваться к условиям жизни в современном мире, получить доступную для них степень независимости и сомостоятельности в труде, быту и в свободное время.

Перечень литературы

1. Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта (программно-методические материалы) - М.: Владос, 2007.

2. Воронкова В.В. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы.: в 2 сб./ Под редакцией - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - сб.1., допущенной Министерством образования РФ.

3. Гладкая В.В. Социально - бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Методическое пособие 2-е издание. Москва - 2006 г.

4. Девяткова Т.В. и др. Пособие для учителя Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Под редакцией А.М. Щербаковой - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. Допущено Министерством Образования РФ.

5. Дерябина С.П. Социально-бытовая ориентировка 5-9 классы Контрольно-измерительные материалы: вариативные тестовые задания, издательство «Учитель», Волгоград, 2013 г.

6. Львова С.А. Социально - бытовая ориентировка. 5-9 классы: развернутое тематическое планирование, издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г.

7. Субчева В. П. Социально - бытовая ориентировка: Учебное пособие для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 5-9 класс. Москва: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2013 г.


© 2010-2022