СТАТЬЯ. ОСНОВА ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

      Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка.              Стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия – вот главное условие успешного воспитания.            Очень часто случается, что все воспоминания о школе, так или иначе связаны с именами кл...
Раздел Другое
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СТАТЬЯ.

ОСНОВА ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка.

Стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия - вот главное условие успешного воспитания.

Очень часто случается, что все воспоминания о школе, так или иначе связаны с именами классного руководителя. И если педагог сочетает в себе качества педагога, психолога, воспитателя, психотерапевта, то именно к нему обращаются ученики со своими радостями и бедами, именно он помогает разрешить конфликты, ему доверяются детские тайны.

Сплочённость детского коллектива зависит в первую очередь от личностных качеств педагога.

Я предлагаю перечень заповедей классного руководителя, в соблюдении которых и проявляется его личность.

ЗАПОВЕДИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:

  • Будь требователен к себе

  • Владей грамотной речью

  • Показывай пример во всём

  • Не будь равнодушным

  • Доверяй, но проверяй

  • Пообещал - сделай

  • Не раздражайся, будь терпелив и настойчив

  • Будь добрым, но не добреньким

  • Умей поставить себя на место ребёнка

  • Не заводи любимчиков

  • Не требуй от ребёнка больше, чем он умеет.

  • Давай воспитаннику посильные задания.

  • Сумей смотреть с родителями в одну сторону.

  • Люби детей, чего бы тебе это ни стоило

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Об уровне развития ученического коллектива свидетельствуют: товарищеские взаимоотношения, внимательность друг к другу, готовность помочь слабому, уважение достоинства одноклассников, способность к пониманию без ссор и обид, желание детей быть вместе, удовольствие от общения я, жизнерадостность, бодрость, собранность, чувство юмора, умение разрешать конфликтные ситуации, готовность преодолевать трудности, выполнять ответственные поручения, ответственность за коллективную дело; самостоятельное выдвижение общественно значимых целей и достижение их на основе самоуправления

СРЕДСТВА СПЛОЧЕНИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

  • Формирование традиций. Ежедневные традиции - соблюдение определенных правил поведения в повседневной жизни (например, "в нашем к классе не опаздывают ", " в нашем классе помогают друг другу "и др.) Школьные традиции воспитывают у учащихся чувства долга, чести, гордости за коллектив, его успехи.

  • Принцип параллельного действия (используемый А Макаренко), согласно которому ученику предъявляют требование не прямо, а через коллектив, когда ответственность за каждого возлагается на коллектив и его самоуправления.

  • Совместная деятельность- делает жизнь детского коллектива интересной, способствует налаживанию отношений между общешкольным и первичным коллективами,

  • Общественное мнение. Форма ее проявления - общее собрание коллектива, на которых решаются все и важные дела, проблемы, нарушения норм поведения (злоупотреблять таким обсуждением не следует).

  • Ученическое самоуправление. Педагоги должны чаще обращаться за помощью к членам ученического самоуправления, советоваться с ними. В таких условиях ученики начинают прислушиваться к ним.

  • Организация досуга учащихся - экскурсии, турпоходы, проведение школьных праздников, вечеров отдыха.

  • Сплоченность в деятельности педагогов, единство требований. А Макаренко считал, что в сплоченном педагогическом коллективе каждый педагог г прежде всего заботится о сплоченность общешкольного коллектива, затем - о делах своего класса и лишь потом - о собственном успех.

  • Классные часы. Необходимо спланировать работу класса, для этого разработать законы классного коллектива.

ЗАКОНЫ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.

  • Вовремя приходи на уроки.

  • Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы они относились к тебе.

  • Приходи в школу подготовленным, с выполненным домашним заданием.

  • Будь вежлив, не груби, не дерись.

  • Бережно относись к школьному имуществу.

  • На уроках соблюдай тишину.

  • Во время перемены не бегай в классе.

  • Приходи в школу в форме, будь аккуратен и опрятен.

  • Помогай слабому.

  • Не бери чужие вещи без разрешения.

  • Не пользуйся мобильным телефоном в классе.

  • Бережно относись к чужим вещам.

  • Активно участвуй в общественной жизни класса и школы.

  • Следи за чистотой и порядком класса и своего рабочего места.

В работе по формированию классного коллектива и выявлению личностных качеств детей, определению формальных и неформальных лидеров в классе удобно проводить ситуационные классные часы.

Формированию эффективного поведения в классе помогают различные игры на сплочение. Они позволяют сплотить коллектив, выявляют коммуникативный уровень детей. Кроме того, дети всегда активно откликаются на игровые формы общения.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Микроклимат в педагогическом коллективе

Постоянно

4

Часто

3

Редко

2

Никогда

1

1.

Можно свободно выражать отношение ко всему, что происходит

2.

Отсутствуют проблемы и конфликты

3.

Между педагогами, воспитателями и воспитанниками существуют доверительные отношения

4.

У нас доминирует уверенность, т.к. педагогические цели ясны

5.

Напряженность в отношениях педагогов и воспитанников отсутствует


6.

Действия администрации продуманы, не вызывают конфликты


7.

Администрация принимает решения, не ведущие к созданию стрессовых ситуаций

8.

Обучение и условия жизни создают психологический комфорт для ребенка

9.

Отношения строятся на идеалах гуманизма

10.

Администрация тактична в отношении с сотрудниками и воспитанниками

11.

Все доброжелательны с посетителями школы

12.

Все сотрудники радуются успехам воспитанников в учебе и жизни

13.

Атмосфера доброжелательности коллектива стимулирует воспитанников на хорошие результаты в учебе и жизни

14.

Дети искренне радуются успехам товарищей и всего коллектива

15.

Я доволен(а) своей работой в учреждении


Анализ результатов. Необходимо перевести ответы в баллы: постоянно - 4 балла, часто - 3, редко - 2, никогда - 1. Находим сумму баллов по всем ответам, делим на 60 и умножаем на сто процентов. Таким образом, уровень психологического климата коллектива вычисляется по формуле: У=(С:60)*100%, где У - уровень психологического климата коллектива, С - сумму баллов по всем ответам.
Высокий уровень психологического климата, если У>85.
Средний уровень психологического климата, если 50<У<85.
Низкий уровень психологического климата, если У<50.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Игры «завязать шнурки, застегнуть пуговицы»,

«Громко, тихо, шопотом»: мы самые дружные, мы самые умные, мы любим свой класс, один за всех и все за одного, мы разные но мы вместе

«передай движение»

«Дотронуться до одежды … цвета» (красного, синего, черного, белого)

«Хлопните в ладоши те кто…..» ( те кто с утра пил чай, на ком есть одежда красного цвета, у кого сегодня хорошее настроение, кто садился с утра за компьютер, те кто с утра покушал, те кто предпочитает носить брюки нежели юбки, те кто хорошо провел выходные )

«Комплимент на первую букву в имени»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Групповая сплоченность методика Сишора

  1. Как вы оценили бы свою принадлежность к классу?

1.Чувствую себя членом класса, частью коллектива

2.Участвую в большинстве видов деятельности

3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других

4. Не чувствую. Что являюсь членом класса

5. Живу и существую отдельно от класса

6. Не знаю, затрудняюсь ответить

II. Перешли бы вы в другой класс, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

1.Да, очень хотел бы перейти

2. Скорее перешел бы, чем остался

3. Не вижу никакой разницы

4. Скорее всего, остался бы в своем классе

5. Очень хотел бы остаться в своем классе

6. Не знаю, трудно сказать

III. Каковы взаимоотношения между членами вашего класса?

1.Лучше, чем в большинстве коллективов

2. Примерно такие же, как в большинстве коллективов

3. Хуже, чем в большинстве коллективов

4. Не знаю, трудно сказать

VI. Какие у вас взаимоотношения с классным руководителем?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов

2. Примерно такие же, как в большинстве коллективов

3. Хуже, чем в большинстве коллективов

4. Не знаю, трудно сказать

V. каково отношение к делу ( учебе и т. П.) в вашем классе?

  1. Лучше, чем в большинстве коллективов

2. Примерно такие же, как в большинстве коллективов

3. Хуже, чем в большинстве коллективов

4. Не знаю, трудно сказать

Уровни групповой сплоченности:

  • 15,1 баллов и выше - высокая;

  • 11,6 - 15 балла - выше средней;

  • 7- 11,5 - средняя;

  • 4 - 6,9 - ниже средней;

  • 4 и ниже - низкая

ПРИЛОЖЕНИЕ

Мнение о классе

Важным показателем психологического климата в классе является проявление дружбы, взаимопомощи и взаимной ответственности.

В каждой из трех предлагаемых ниже анкет обведите кружком номер того утверждения, которое в наибольшей степени соответствует Вашему мнению о классе.

Анкета 1.

Мнение о дружбе и приемлемости в классе

1. Наш класс очень дружный и сплоченный.

2. Наш класс дружный.

3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

4. В нашем классе изредка бывают ссоры, но конфликтным его назвать нельзя.

5. Наш класс недружный, возникают ссоры.

6. Наш класс очень недружный, трудно учиться в таком.

Анкета 2

Мнение о взаимопомощи в классе

1. В нашем классе принято помогать друг другу без напоминания,

2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

3. В нашем классе помогают только тогда, когда просят об этом.

4. В нашем классе помощь оказывают только тогда, когда заставляет преподаватель.

5. В нашем классе не принято помогать друг другу.

6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Анкета 3.

Мнение о взаимной ответственности в классе

1. У нас в классе принято нести ответственность друг за друга. Все мы боремся за искоренение недостатков.

2. В нашем классе неудачи и плохие поступки беспокоят хотя и не всех, но большинство ребят.

3. Виновные в нарушении дисциплины и лодыри осуждаются только активом класса.

4. Мы стараемся не обращать внимания на нарушителей дисциплины и лодырей. За свои поступки они отвечают только перед учителем.

5. В нашем классе не принято «выносить сор из избы». Мы стараемся, чтобы о проступках меньше знали учителя.

6. В нашем классе нет взаимной ответственности.

Обработка анкет заключается, во-первых, в нахождении средне-группового мнения по каждой анкете. Для этого нужно суммировать выбранные учащимися номера утверждений (баллы) по каждой анкете в отдельности и поделить на соответствующее количество таких номеров.

Во-вторых, в сопоставлении индивидуальных мнений по среднегрупповым особое внимание следует обратить на случаи значительных отклонений индивидуальных мнений от среднегруппового. Таких учащихся необходимо взять под особый контроль и попытаться в ходе индивидуальной беседы (но беседа не должна состоять из «лобовых» вопросов) установить причины расхождения их мнений о взаимоотношениях в классе с мнением класса в целом.

И это необходимо сделать как можно оперативнее, так как расхождение индивидуального мнения с групповым представляет собой весьма вероятную «точку роста» межличностного конфликта в классе.

В целом, данные, полученные с помощью всех трех анкет, при их сопоставлении позволяют классному руководителю сделать вывод о психологическом климате в классе и могут послужить основой для разработки конкретных мер по его улучшению.

ЛИТЕРАТУРА

  • Н.Я. Семаго. М.М. Семаго «Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога» - Москва, «Просвещение», 2000 г.

  • Л. Шипицына «Психолого - медико - педагогическая консультация» - Санкт-Петербург «Детство - пресс», 2002

  • Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Авт.- сост. Л. В. Мардакаев. М. : Изд. центр «Академия», 2002.

Интернет-ресурсы

  • mama.darievna.ru

  • psy.1september.ru

  • menobr.ru/


© 2010-2022