МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК (в помощь старшему вожатому

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе,  так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собств...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК

«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

(в помощь старшему вожатому)




Грищенко Татьяна Ивановна, методист

Муниципальное бюджетного образовательного

учреждения дополнительного образования детей

Аксайского рацона Районный Центр

дополнительного образования детей
























МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК

«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

(в помощь старшему вожатому)



Грищенко Татьяна Ивановна, методист

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Аксайского района

Районный Центр дополнительного образования детей




Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретенном опыте.

В Общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2010 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ и раннему началу сексуальной жизни в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

"Стратегия модернизации содержания общего образования » определят основную конечную цель образования - как приобретение учащимся определенного набора компетенций, владение которыми позволит выпускнику средней школы успешно социализироваться в будущей жизни и профессии. В "Концепции модернизации российского образования" указывается, что «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования».

О каких же ключевых компетенциях идёт речь? Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций. Именно этими компетенциями, по мнению ЮНЕСКО, и должны обладать выпускники средней школы. Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции. Компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов. Компетенция выходит за рамки знаний и умений, она включает мобилизацию знаний, умений, поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Социальные компетенции подразумевают овладение такими качествами как умение извлекать пользу из опыта и решать проблемы, умение противостоять неуверенности и сложности и оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой, умение сотрудничать и работать в группе, включаться в проект и организовывать свою работу. Быть социально активным значит не только понимать и осознавать свою ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях. Как и всякая иная компетенция, социальная компетенция базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся. А формирование компетенции связано с педагогическими новациями содержания, формы и технологии воспитания. В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся (пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты) и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Детские (молодежные) общественные организации и объединения являются одной из таких форм работы, которые призваны удовлетворять жизненные потребности их членов в общении, понимании, признании, защите, разнообразной деятельности; способствовать определению жизненных планов путем обеспечения личностного роста и развития, социального и профессионального самоопределения; предоставлять разносторонние возможности в плане организации свободного времени.

Материалы Методической «копилки старшего вожатого» собраны и разработаны методистом МОУДОД РЦДОД на основе научно-методических и практических материалов по организации работы старшего вожатого в образовательном учреждении, деятельности детского общественного объединения, воспитанию и обучению их лидеров.

Данные материалы не являются обязательными, это - ориентиры. Их можно творчески доработать, предложить свои варианты планирования, организации жизнедеятельности детского коллектива.

Представленные материалы являются только лишь небольшой частью Методической «копилки старшего вожатого», собранной в период с 2001 по 2011 годы по материалам областных и межрегиональных семинаров, из опыта работы коллег из Ярославля, Краснодара, Нижнего Новгорода, Ростовской области, участия лидеров детских общественных объединений ОУ района в специализированных сменах Всероссийского Детского Центра «Орленок» и Всероссийских конкурсах «Лидер года».

В настоящее время возникла необходимость структурирования собранных в РЦДОД материалов Методической «копилки старшего вожатого» в тематические папки и сборники в целях диссимиляции инновационного опыта в ОУ района.



















СОДЕРЖАНИЕ


  1. Вступление

  2. Памятка старшему вожатому

- Знания и умения необходимые в работе старшего вожатого

- Комплекс необходимых базовых умений

- Документация старшего вожатого

  1. Критерии оценки качества и результативности работы старшего вожатого

  2. Особенности организации работы общественных объединений в образовательном учреждении

  3. Отличительные особенности ученического самоуправления и детского общественного объединения

  4. Алгоритм разработки программы деятельности детского общественного объединения

  5. Перспективный план работы детского общественного объединения (структура)

  6. Как лучше организовать работу Совета детского общественного объединения?

  7. С чего начать работу Совета детского объединения?

  8. Социализация личности ребенка в условиях деятельности детских общественных объединений

  9. Проблема воспитания лидеров детских общественных объединений

  10. Социально-психологический тренинг как форма обучения и воспитания лидера

  11. Материалы к тренингу "Лидер во всех аспектах"

  12. Этапы подготовки и проведения воспитательного мероприятия

  13. Этапы подготовки воспитательного мероприятия

  14. Из истории детского движения

  15. Словарь старшего вожатого











ВСТУПЛЕНИЕ


Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретенном опыте.

В Общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2010 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ и раннему началу сексуальной жизни в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

"Стратегия модернизации содержания общего образования » определят основную конечную цель образования - как приобретение учащимся определенного набора компетенций, владение которыми позволит выпускнику средней школы успешно социализироваться в будущей жизни и профессии. В "Концепции модернизации российского образования" указывается, что «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования».

О каких же ключевых компетенциях идёт речь? Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций. Именно этими компетенциями, по мнению ЮНЕСКО, и должны обладать выпускники средней школы. Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции. Компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов. Компетенция выходит за рамки знаний и умений, она включает мобилизацию знаний, умений, поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Социальные компетенции подразумевают овладение такими качествами как умение извлекать пользу из опыта и решать проблемы, умение противостоять неуверенности и сложности и оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой, умение сотрудничать и работать в группе, включаться в проект и организовывать свою работу. Быть социально активным значит не только понимать и осознавать свою ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях. Как и всякая иная компетенция, социальная компетенция базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся. А формирование компетенции связано с педагогическими новациями содержания, формы и технологии воспитания. В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся (пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты) и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Детские (молодежные) общественные организации и объединения являются одной из таких форм работы, которые призваны удовлетворять жизненные потребности их членов в общении, понимании, признании, защите, разнообразной деятельности; способствовать определению жизненных планов путем обеспечения личностного роста и развития, социального и профессионального самоопределения; предоставлять разносторонние возможности в плане организации свободного времени.

Материалы Методической «копилки старшего вожатого» собраны и разработаны методистом МОУДОД РЦДОД на основе научно-методических и практических материалов по организации работы старшего вожатого в образовательном учреждении, деятельности детского общественного объединения, воспитанию и обучению их лидеров.

Данные материалы не являются обязательными, это - ориентиры. Их можно творчески доработать, предложить свои варианты планирования, организации жизнедеятельности детского коллектива.

Представленные материалы являются только лишь небольшой частью Методической «копилки старшего вожатого», собранной в период с 2001 по 2011 годы по материалам областных и межрегиональных семинаров, из опыта работы коллег из Ярославля, Краснодара, Нижнего Новгорода, Ростовской области, участия лидеров детских общественных объединений ОУ района в специализированных сменах Всероссийского Детского Центра «Орленок» и Всероссийских конкурсах «Лидер года».

В настоящее время возникла необходимость структурирования собранных в РЦДОД материалов Методической «копилки старшего вожатого» в тематические папки и сборники в целях диссимиляции инновационного опыта в ОУ района.

Методист МОУДОД РЦДОД Грищенко Т.И.





Из методической "копилки старшего вожатого"


ПАМЯТКА СТАРШЕМУ ВОЖАТОМУ


Знания и умения необходимые в работе старшего вожатого:

Старший вожатый должен знать:

- Конституцию РФ;

- Законы РФ;

- Решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам

образования и воспитания;

- Конвенцию о правах ребенка;

- возрастную и социальную педагогику и психологию;

- теорию и методику дополнительного образования;

- методику организации культурно-развивающего досуга и социальной работы с

детьми;

- закономерности и тенденции развития детского движения;

- возрастные особенности детей;

- специфику работы детских организаций и объединений, развитие интересов и

потребностей детей;

- основы творческой деятельности;

- методику поиска и поддержки талантливых детей, досуговой деятельности,

отдыха и развлечений;

- нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной

защиты.

Комплекс необходимых базовых умений:

Диагностические: владение методикой изучения личности ребенка и коллектива, объединения; использование результатов диагностики при составлении программ работы объединений, психолого-педагогическая помощь детям и стимулирование их активности.

Проектировочно-аналитические: определение стратегических и тактических задач работы объединения; разработка ближних, средних и перспективных целей, планирование, анализ поведения детей, понимание их интересов и запросов, определение наиболее целесообразных путей и методов взаимодействия и воздействия, анализ своей деятельности и личных качеств, совершенствование их, изучение и анализ опыта других коллег.

Методические: разработка программ, методических и информационных материалов; повышение педмастерства и своей квалификации.

Организаторские: вовлечение детей в активную работу, помощь в самоопределении, сплочение коллектива для выполнения общей задачи, умение найти место каждому; создание ситуации успеха для каждого ребенка и для всего коллектива.

Коммуникативные: установление отношений взаимопонимания, сотрудничества, содружества с детьми, умение расположить их к себе; установление партнерских отношений с родителями, коллегами и сотрудниками.

Документация старшего вожатого

  1. Должностные обязанности старшего вожатого, утвержденные директором школы.

  2. Положение или устав детского общественного объединения и ученического самоуправления.

  3. Информационная карта детского общественного объединения.

  4. Программа деятельности детского общественного объединения.

  5. Перспективный план работы детского общественного объединения на учебный год со всеми приложениями ( план заседания советов д/о, план учебы актива, планы работы клубов (советов) по направлениям).

  6. План проведения Советов УС со всеми приложениями (планы Советов по направлениям).

  7. Календарные планы, план-сетки работы д/о и УС на месяц.

  8. Циклограмма рабочей недели старшего вожатого.

  9. Дневник старшего вожатого.

  10. Материалы о деятельности районной детской общественной организации «Созвездие Аксу» (положения, памятки, рекомендации).

  11. Летопись детского объединения.






Из методической "копилки старшего вожатого"


КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ СТАРШЕГО ВОЖАТОГО


I. Сфера оценивания «Профессиональная компетентность вожатого»

Параметр оценивания

Критерии оценки

1.

Планы работ и степень их реализации

  1. наличие перспективного и помесячного планов работы, их соотнесенность;

  2. согласованность планов вожатого с общим планом работы

школы, планом районных мероприятий;

  1. рациональность и равномерность распределение нагрузки;

  2. актуальность, значимость реализуемой деятельности;

  3. наличие аналитических документов, их глубина и

всесторонность;

  1. наличие системы педагогического мониторинга.

2.

Программа деятельности детского общественного объединения. Ее содержание и реализация

  • наличие программы;

  • соответствие содержания программы современным требованиям;

  • новизна, актуальность, качественный уровень программы;

  • психологическая корректность (учет возрастных и индивидуальных особенностей детей);

  • наличие системы диагностики, исследовательских материалов по программе;

  • согласованность программы с общей воспитательной концепцией учреждения, соответствие современным педагогическим требованиям

3.

Система взаимодействия с различными специалистами, службами, родителями и педагогами

  • многоплановость, интегрированность программы деятельности д/о;

  • количество договоров сотрудничества;

  • наличие системы социального партнерства;

  • совместные с другими специалистами планы, программы;

  • популярность личности и деятельности вожатого у детей, педагогов, родителей.

4.

Профессиональный рост

  • наличие документов о прохождении курсов, семинаров, учеб;

  • предусмотренность в планах работы участия в конференциях, встречах по обмену опытом, консультаций, посещений методических кабинетов, библиотек;

  • уровень квалификационной категории;

  • участие и результаты участия в районных, областных конкурсах профессионально мастерства руководителей детских общественных объединений, др. профессиональных конкурсах, завоеванные награды.

5.

Материально-техническая база

  • наличие помещения, необходимого для работы оборудования, техники. Расходных материалов

6.

Здоровье, удовлетворенность работой

  • общее самочувствие, частота заболеваний;

  • планируемые перспективы профессиональной деятельности

II. Сфера оценивания «Жизнедеятельность детского объединения»

Параметр оценивания

Критерии оценки

1.

Престижность, популярность объединения

  • численность объединения,

  • наличие атрибутики объединения;

  • мнение социума о различных аспектах деятельности данного объединения (на основе опросов общественного мнения),

  • число публикаций, передач в местных, городских и т.д. СМИ,

  • реальная помощь и поддержка жизнедеятельности объединения со стороны родителей, педагогов, администрации,

  • популярность руководителя и лидеров детского объединения в детской среде, в сравнении с другими д/о (по итогам рейтинговых исследований)

  • наличие системы личностного роста и поощрения членов детского объединения

2.

Уровень развития коллектива

  • социометрический статус;

  • характеристика психологического климата в коллективе д/о;

3.

Самоуправление в детском объединении

  • наличие органов детского самоуправления;

  • широта полномочий органов детского самоуправления;

  • наличие документов, регламентирующих деятельность органов самоуправления д/о;

  • уровень самостоятельности органов самоуправления: сферы, количество и качество самостоятельно реализуемых дел

4.

Социальное партнерство

  • количество совместных с другими объединениями и службами акций, программ, мероприятий;

  • количество и широта сфер взаимодействия с социальными партнерами

5.

Открытость объединения, взаимодействие с другими объединениями и социумом

  • наличие и системность обновления стендов, выставок, наличие ми периодичность выпуска газеты объединения и т.д.;

  • частота, степень и регулярность участия детского объединения в районных и областных мероприятиях;

  • количество детских объединений, с которыми установлены дружеские связи, происходят систематические встречи.


  1. Сфера оценивания «Личность и деятельность ребенка»

Параметр оценивания

Критерии оценки

1.

Уровень развития личности ребенка

  • уровень воспитанности, развитие положительных личностных качеств ребенка;

  • уровень развития различных способностей ребенка, уровень самооценки;

  • ценностные ориентиры детей;

  • уровень социальной адаптированности, инициативности и активности ребенка;

2.

Уровень и качество приобретенных в детском объединении знаний, навыков, умений

  • сумма знаний, умений и навыков ребенка в сфере работы детского объединения;

  • итоги выставок, викторин, акций, мероприятий (индивидуальные и групповые награды);

  • соотнесенность профиля работы объединения и дальнейшего пути «выпускников» (профессиональное ориентирование), в том числе количество волонтеров в детских объединениях из числа «выпускников»;

  • количество и качество самостоятельно разработанных и реализованных детских инициатив

3.

Уровень удовлетворенности ребенка деятельностью в объединении

  • сравнение субъективных ожиданий, потребностей ребенка и уровня удовлетворенности деятельностью в объединении;

  • посещаемость и массовость участия в делах объединения;

  • итоги мероприятий;

  • разница в оценке деятельности объединения и итогов проведения мероприятия вожатого и членов д/о

























Из методической "копилки старшего вожатого"


ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Детское (молодежное) общественное объединение - такое общественное объединение, в котором вместе с руководителями добровольно объединяются лица в возрасте до 30 лет для совместной деятельности, удовлетворения своих социальных потребностей. Детскими признаются объединения, насчитывающие в своем составе не менее 2/3 граждан до 18 лет. К детским (молодежным) объединениям относятся: организации, общества, клубы, союзы, команды, ассоциации, отряды и др.

Основные задачи детских общественных объединений:

- удовлетворение потребностей детей и подростков;

- развитие лидерских способностей

Главный мотив участия детей и подростков в деятельности д/о:

- возможность проявить себя в интересном деле;

- личностный рост;

- осознание социальной значимости своей деятельности;

- проба своих сил и возможностей

В детской организации дети должны учиться:

- ставить и достигать личные цели, интегрируя их с задачами общественно-значимой

деятельности;

- защищаться от применяемых в социальной практике приемов манипулирования;

- управлять собой в сложившейся социально опасной ситуации (противостоять

негативным явлениям);

- быть ответственным за принимаемые решения;

- осознавать последствия своих поступков и т.д.

Этапы создания детского общественного объединения в ОУ:

  1. Создание рабочей группы. Инициативная группа состоит из представителей учащихся и педагогов. Эта группа планирует результат. При этом надо помнить, что результат на этом этапе - это не создание организации.

Первый результат, которого необходимо добиться, чтобы как можно больше людей стали участниками создания организации. Люди поддерживают только то, что создают сами.

  1. Диагностирование проблемы. Необходимо помнить, что любая организация - это только метод для решения проблем. Люди объединяются в общественные организации, чтобы совместно решать свои проблемы. Диагностирование проблемы, то есть зачем вам общественное объединение, можно провести через анкеты, опрос учащихся, педагогов, родителей.

  2. Ответы на вопросы: зачем, что и как. На этом этапе, когда вы знаете, какие проблемы волнуют будущих участников общественного объединения, необходимо ответить на следующие вопросы:

- Какие проблемы вы собираетесь решать с помощью общественного

объединения?

- Какую организационно-правовую форму общественного объединения вы

выбираете?

- Как вы будете создавать общественное объединение?

  1. Совместное планирование. Определить и спланировать необходимую систему мер для создания общественного объединения вам поможет следующий алгоритм планирования:

1 - название объединения

2 - ожидания

3 - ради чего

4 - цели

5 - ресурсы

6 - факторы успеха

7 - препятствия

8 - задачи

9 - действия (мероприятия) МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК (в помощь старшему вожатому

  1. Система мер по созданию общественного объединения. Система может

состоять из разных мероприятий с общей целью - сплочение коллектива,

выявление лидеров, учиться работать вместе.

  1. Создание органов самоуправления. При создании органов самоуправления следует привлекать родителей и педагогов. Можно воспользоваться технологической игрой "Выборы".

  2. Учредительное собрание. На собрание выносятся следующие вопросы:

  • Принятие Устава (положения).

  • Утверждение программы деятельности.

  • Выборы руководящего органа организации.

  1. Составление перспективного плана работы. Для дальнейшего планирования работы объединения необходимо выписать четыре пункта:

1) Миссия объединения.

2) Стратегические цели.

3) Тактические задачи.

4) Рабочий план.










Из методической "копилки старшего вожатого"

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Ученическое самоуправление

Детское общественное объединение

Понятие (определение)

  • право на внутренне управление своими, местными силами; право решать вопросы внутреннего характера по собственным законам и правилам;

  • структура отношений, одна из форм управления коллективом, деятельностью, развитием, когда предпочтение отдается демократическому, свободному, стимулирующему типу взаимоотношений;

  • форма организации жизнедеятедьности коллектива, обеспечивающая развитие у обучающихся самостоятельность в принятии и реализации решений для достижения групповой цели

  • самодеятельное, самоуправляемое сообщество детей и взрослых, создаваемое для реализации какой-либо социально-ценной идеи, имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или ином документе, выраженную структуру и фиксированное членство;

  • общественное формирование, в котором самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющие их социальные потребности и интересы;

  • форма социального воспитания детей, в которой интегрируются составляющие процесса развития личности, обучение, воспитание, социализация и самореализация

Функции

  • организационно-управленческая

  • представительская

  • информационно-пропагандистская

  • обучающе-методическая

  • социальной защиты

  • формирования социальной грамотности

  • коррекции социального поведения и социальных связей

  • профилактики асоциального поведения

  • социальной реабилитации

Воспитательные возможности

  • самоактивизация - приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению управленческих проблем, систематическая работа по привлечению школьников к управлению сферами деятельности;

  • организационное саморегулирование - гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив. Способность самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения организаторских задач;

  • коллективный самоконтроль - постоянный самоанализ своей деятельности, поиск наиболее эффективных путей решения управленческих задач

  • воспитание личности, способной принимать решения;

  • формирование опыта самоореализации через социальное взаимодействие;

  • удовлетворение интересов, потребностей, актуализация возможности личности;

  • предоставление опыта социального взаимодействия, позволяющего детям успешно адаптироваться и самореализовываться в условиях постоянно меняющегося социального пространства

Особенности

Основное предназначение:

  • представляет школьный коллектив в общественных организациях, на педсоветах, на заседаниях большого совета школы, собраниях и конференциях школьного коллектива;

  • координирует деятельность первичных коллективов (классов, детских общественных объединений, детских творческих коллективов);

  • организует КТД (планирует, проводит, анализирует);

  • принимает решения по вопросам общественной жизни школы, сроков и порядка проведения собраний, отчетов и выборов и др. мероприятий;

  • участвует в решении насущных проблем ОУ, способствует удовлетворению индивидуальных потребностей обучающихся, направленных на защиту их гражданских прав и интересов

Признаки:

  • наличие устава (др. документов, регламентирующих деятельность);

  • фиксированное членство;

  • имеется ценностная идея (цель), ради которой осуществляется совместная деятельность детей и взрослых;

  • добровольное вступление;

  • организационная самостоятельность, самоуправление, совместное социальное творчество;

  • четко выраженная структура определяющая в ней каждого члена коллектива, установленные для всех нормы и правила

Результат деятельности:

Готовность ребенка к выполнению социальных функций в обществе, к цивилизованным экономическим отношениям, к общению в духовной сфере на базе общечеловеческих ценностей; к политическим отношениям на основе норм демократической культуры, к тому, чтобы ребенок мог защитить себя, прожить детство в самодостаточности

Из методической "копилки старшего вожатого"

АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ


  1. Пояснительная записка

В этой части программы обосновывается ее актуальность и значимость. Для этого необходимо проанализировать социально-педагогические условия, которые сложились в объединении на момент создания программы, т.е. кому она предназначается (возраст, социальный состав, психологические особенности). Кроме того, в данном разделе объясняется название программы, ее основные цели и идеи.

  1. Цель программы.

Цель может быть сформулирована в виде одной идеи или же, ее можно сформулировать, охватывая следующие уровни целеполагания:

- цели, определяемые социальными потребностями;

- цели собственно педагогические;

- цели объекта (определяются потребностями, интересами самих детей)

  1. Задачи программы

Задачи - это то, что необходимо для реализации целей, условия их реализации.

Задачи могут быть сформулированы в двух видах:

- задачи общие на весь период деятельности;

- задачи по периодам (этапам) деятельности в динамике.

  1. Содержание программы

Дается описание основных средств, форм работы и их содержание. Структурировать их можно по видам организации деятельности (индивидуальные, групповые, массовые), либо по направлениям деятельности: патриотические, гражданско-правовые, экологические, творческие, трудовые, спортивные, досуговые и т.д.

  1. Организация деятельности

Дается описание структуры организации деятельности в процессе реализации программы, ее управления, система подчиненности, указываются отряды, группы, команды. Отдельный раздел может быть посвящен организации органов самоуправления.

  1. Необходимые условия реализации программы

Обеспечение реализации программы выписывается в трех уровнях:

- информационно-методическое обеспечение;

- необходимая материально-техническая база;

- финансовое обеспечение

  1. Результаты реализации программы

Ожидаемые результаты для участников в случае реализации данной программы, ее социальный эффект. На данный раздел следует обратить особое внимание. Именно он содержит основные смыслы необходимости реализации данного проекта. Желательно, чтобы результаты перекликались с задачами программы и ее актуальностью, они не должны противоречить им.































Из методической "копилки старшего вожатого"


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

(структура)


  1. Информационная карта детского общественного объединения.

  2. Анализ работы д/о за прошедший учебный год (отразить работу по выполнению плана, отметить качественный рост д/о, достижения, заслуги, определить проблемы, недостатки в работе).

  3. Цели и задачи.

  4. План дел по направлениям и массовые мероприятия.

  5. План работы с активом.

  6. Стимулирование активности членов д/о.

  7. Развитие средств массовой информации (тематика и периодичность выпуска газе, листовок, вестников о деятельности д/о, публикации в СМИ).

  8. Предполагаемые результаты.

План работы составляют дети совместно со взрослыми: ст.вожатой, зам. директора по ВР, классными руководителями, руководителями творческих д/о и т.д.. Можно провести конкурс на лучшее предложение в план работы, анкетирование, опрос; организовать «банк идей», «мозговой штурм» и др.

Календарный план работы детского общественного объединения на четверть (месяц) можно оформить как план сетку в 3-х экземплярах. Один экземпляр находится на рабочем столе старшего вожатого, второй помещен на стенде (уголке д/о), третий в учительской.

Личный план старшего вожатого можно вести в виде еженедельника, дневника, где, кроме общих дел д/о, общешкольных, районных, городских дел, заносятся все педсоветы, совещания, семинары, курсы повышения квалификации, РМО ст. вожатых. Также заносятся сроки написания отчетов, справок, различных методических работ, личное участие в конкретных мероприятиях, индивидуальная работа с детьми, свои выводы и наблюдения, так называемые «заметки на полях» и др.

.



Из методической "копилки старшего вожатого"

КАК ЛУЧШЕ ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ СОВЕТА ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ?


Прошли выборы. Обновился состав Совета д/о. Перед вами задачи: сплотить ребят разных по возрасту, способностям, характеру и направить их усилия на совместную творческую работу.

Начните с малых интересных дел для самого Совета д/о: отметьте день рождения Совета д/о, сходите вместе в поход, организуйте игру «Хочу быть лидером» с приятными сюрпризами и подарками. Главное дать ребятам возможность проявить себя, показать с лучшей стороны.

Хорошо если в совете раз в неделю будет избираться дежурный командир. Это поможет выявить и воспитать у ребят организаторские способности, дать возможность каждому побывать в роли и командира, и подчиненного. На дежурного командира возлагается ответственность за организацию всех дел в детском объединении в течении недели.

Нужно учесть, что ребята долго не могут заниматься одним и тем же делом. Поэтому хорошо бы ввести в систему организацию работы временных инициативных групп по желанию самих членов Совета. Ненавязчиво помогайте ребятам в работе, не торопитесь высказывать свое мнение, пусть ребята подумаю, пофантазируют.

Обязательно выдерживайте регламенты работы заседаний Совета. Проводите их в один и тот же день недели, в одно время. Это дисциплинирует ребят, учит их ценить время. К заседаниям готовьтесь заранее, не загружайте их большим числом вопросов. Кроме вопросов о предстоящем мероприятии, заслушивайте отчеты дежурного командира о предыдущем этапе работы.

С ЧЕГО НАЧАТЬ РАБОТУ СОВЕТА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ?


Конечно, с составления плана работы.Как это сделать, чтобы план работы был актуальным и охватывал все сферы деятельности объединения, а главное, что бы ребята хотели и могли участвовать в его выполнении? Лучше всего начать со знакомства с планом районных и областных мероприятий, выбора предложенных направлений деятельности в соответствии с возможностями ОУ и желанием самих ребят. Очень важно запланировать свои мероприятия (независимо от районных). Для поиска интересных, нужных, важных и полезных дел проведите «разведку интересных дел» среди классных коллективов, членов творческих объединений в виде конкурса, игры, «ящика предложений» и т.д.































Из методической "копилки старшего вожатого"


СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Развитие личности идет в течение всей жизни и прежде всего в процессе социализации.

Социализация - двусторонний процесс. С одной стороны человек усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой - в процессе социализации он воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду. Таким образом, человек не только обогащается опытом, но реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства, на окружающих людей.

В современных условиях основная цель социализации: развитие личности, которой предстоит жить в ХХ1 веке, цельной личности, о которой представляют: интеллект, эстетическое богатство, нравственность, внутренняя свобода, раскрепощенность, свобода выбора, образа мысли и поведения.

Воспитание - часть процесса социализации, представляет собой целенаправленное управление процессом развития личности на основе ее включенности в различные виды социальных отношений в общении, игре, практической деятельности.

Особой сферой жизнедеятельности детей и инструментом социализации личности являются детские общественные объединения, основной целью, которых является создание условий для социального творчества через разнообразие форм деятельности, позволяющих ребенку осознать себя как личность, самоутвердиться, развить интересы и способности в изменяющихся социально-экономических условиях.

Новый методологический подход к деятельности детских объединений, опирающихся на уважение к ребенку, требует обоснование новых принципов социализации личности в детских объединениях, т.е. тех основных требований, которые должны предъявляться к программам, содержанию, формам и методам работы, обеспечивающим формирование у детей и подростков социального опыта и готовности к его преобразованию.

Основополагающие принципы социализации личности в детском объединении:

  1. гармонизация общечеловеческих и реальных ценностей в организации жизнедеятельности детей;

  2. самореализация детей в детской организации;

  3. включенность детей и подростков в реальные социально-значимые отношения;

  4. взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления.

В условиях обновления общества большое значение приобретает гуманизация отношений, приоритет общечеловеческих ценностей. В практике этот подход вступает в противоречие с реальными социальными ценностями, которые дети и подростки усваивают в повседневной жизни. Социализация личности ребенка в деятельности объединения будет осуществляться более успешно, если обеспечить гармонизацию общечеловеческих и реальных ценностей в организации жизнедеятельности детей, выступающую в качестве ведущего принципа.

Из принципа гармонизации общечеловеческих и реальных ценностей вытекают следующие требования:

- признание развивающейся личности ребенка с ее достоинством и потенциалом в качестве самоцели;

- гармонизация системы ценностных ориентаций детей, взаимовлияние общечеловеческих ценностей и их социальных аналогов;

- подготовка детей к ориентации в жизненных условиях и выбору ценностей для их разрешения;

- обеспечение гибкости влияния молодежной субкультуры на жизнедеятельность детей и подростков;

- развитие мышления детей и подростков, их интеллигентности, внутренней самостоятельности и внешней культуры;

- упрочение норм уважения к людям труда: производственного, интеллектуального, обслуживающего; исключение предъявления презрения, оскорбительности, независимо от того, какое место данный род трудовой деятельности занимает в иерархии общественного производства;

- готовность детей и подростков к непрерывному обогащению социального опыта через реализацию общечеловеческих ценностей в их повседневной жизнедеятельности.

Самореализация ребенком своего «Я» связана с его самопознанием и саморазвитием. Саморазвитие - первично, это объективный процесс, зависящий от разума и воли человека. С возрастом оно перерастает в самовоспитание - управляемое самой личностью саморазвитие. Это происходит тогда, когда саморазвитие становится подконтрольно сознанию, когда ребенок все более сознательно начинает участвовать в совершенствовании своего «Я». Самопознание необходимое условие и средство самовоспитания, успешной организации любой деятельности и своих отношений с окружающим миром. Поэтому очень важно прежде всего побудить ребенка задуматься над собой, оценить себя. С помощь самопознания формируется самосознание - система представления человека о самом себе, своих качествах, способностях, свей социальной значимости. Показателем самосознания является оценка, т.е. оценка ребенком самого себя, которая служит основой самовоспитания, основой самореализации.

Принцип самореализации личности требует осуществления следующих требований:

- осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития;

- учет осознанности каждым ребенком своего «Я»;

- формирование активного отношения ребенка к миру и себе;

- наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую

ребенок включается;

- видение конечного результата и промежуточных рубежей;

- последовательность, поэтапность решаемых задач;

- добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;

- наличие цели - доступной, понятной, осознанной;

- доверие ребенку в выборе средств и способов достижения поставленной цели;

- вера в возможности ребенка и вера в свои возможности достижения поставленных задач;

- информирование детей о возможностях творческих любительских объединений, кружков,

секций и т.д.;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей, который способствует обеспечению

успешной самореализации ребенка.

Реализация принципа включенности детей в социальные отношения предъявляет к организаторам детского движения следующих требования:

- соответствие уровня социальных отношений, в которые включается ребенок его

возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям;

- создание реальных возможностей для включения детей в дела, обеспечение гарантии

выбора средств ее осуществления;

- вовлечение всех ребят в различные виды социально значимой деятельности;

- гарантия свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, участия в общественных и политических организациях и движениях, не противоречащих конституционным и нравственным нормам;

- формирование связей детей с социальной средой и возможностей их реализации в повседневной практической деятельности;

- обеспечение непрерывности деятельности ребенка в социальной сфере;

- создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках одной детской организации;

- моральное и материальное стимулирование разнообразной социально значимой деятельности детей;

- возможность ребенка или группе детей внутри организации отстаивать свое мнение, право на распространение и получение достоверной информации по всем вопросам деятельности организации, в том числе и о себе.

Формирование социального опыта может достигнуто только на основе взаимодействия педагогов и учащихся. Несмотря на самодеятельный характер детских организаций, в жизнедеятельности детей и подростков в равной мере принимают участие взрослые. Важно, чтобы отношения базировались на основе сотрудничества и приоритета детских интересов. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предъявляет к работе взрослых в объединении следующие требования:

- передача и усвоение детьми социального опыта должна осуществляться через совместную деятельность детей и взрослых, создание в коллективе обстановки, близкой к семейной;

- опыт социального новаторства обеспечивается творческим характером деятельности, решением проблемных задач и ситуаций;

- необходимо обеспечить реализацию существующих интересов детей, их обогащение и возвышение, пробуждение новых интересов;

- предоставление возможности выбора способов и средств достижения цели, коллектива и т.п. при условии предоставления достаточной основы деятельности (было бы из чего выбирать).

Основное содержание деятельности детских общественных объединений реализуется в программах. Программирование предусматривает психолого-педагогическое обоснование стержневых идей, четкое определение целей и задач, направлений и содержания деятельности объединения, описание путей, средств, методов, форм работы и результатов выполнения программы (показателей развития ребенка, практических результатов личностно и общественно значимой направленности, перспектив развития личности ребенка и объединения).

Происходящие в нашем обществе изменения требуют определения нового содержания и форм деятельности.

Формы работы можно определить в три группы по признаку включенности детей и подростков в реальные социально-значимые отношения.

Прежде всего реально социально-значимые дела. Их отличают возможность достижения определенного результата, полезного как для самих детей, так и для окружающих. Примером таких дел могут быть экологические проекты, акции милосердия, ученические бригады.

Вторая группа - имитационные игры, т.е. игры, которые в большей степени имитируют реальные социальные отношения (деловые, ролевые, экономические игры, ток-шоу, экологические суды и т.д.)

И, наконец, третья группа - это формы досуговой деятельности, которые также способствуют социализации детей, но не преследуют цели достижения реального результата и не имитируют его.

Т.о., детские общественные объединения, с одной стороны, обеспечивают реализацию интересов и потребностей, с другой - способствуют формированию у них готовности к реализации социальных функций в обществе.


Из методической "копилки старшего вожатого"



Проблема воспитания лидеров детских общественных объединений


В современном обществе существует потребность в активных, деятельностных людях, которые могли бы быстро адаптироваться к меняющимся социальным условиям, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. А молодые люди, в свою очередь, должны готовить себя к новым социальным отношениям, учиться преодолевать и решать конфликты в обществе, развивать общественные процессы в позитивном русле, объективно приносить пользу обществу, утверждать идеи мира, добра, справедливости и противостоять негативным влияниям.

Особую роль в решении этой задачи играют детские общественные объединения, в которых каждый молодой человек имеет возможность развивать свои интересы и способности, в полной мере раскрыть себя, проявить творчество и инициативу, реально участвовать в значимых для себя и общества делах. Занимая часть жизненного времени детей, детские организации, удовлетворяют потребности в признании, достижении, общении, понимании, заботе, защите, разнообразной деятельности; способствуют определению будущих жизненных планов, социального и профессионального самоопределения; предоставляют разносторонние возможности в плане организации свободного времени, учат строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Успех деятельности детских общественных организаций, реализация всех планов во многом зависит от активности ребячьих «вожаков» - лидеров, способных повести за собой, пробудить интерес к делу.

Что необходимо сделать, чтобы развить в детях лидерский потенциал, как научить организаторским навыкам? Попробуем ответить на эти вопросы.

Прежде всего, необходимо создать необходимые педагогические условия:

  • Обеспечение многообразия деятельности, в которую включается ребенок: в любой деятельности выдвигается свой лидер и такая организация жизнедеятельности детского коллектива позволяет практически каждому ребенку реализовать свой творческий потенциал.

  • Создание самоуправления, которое может служить источником разных видов деятельности, фактором, помогающим развитию коллектива и отдельной личности в коллективе.

  • Создание условий для обучения в различных формах (игры, упражнения, тренинги, лидер-сборы) как основного вида деятельности, формирование познавательного интереса.

  • Формирование коллектива (развитый коллектив обладает огромной воспитательной силой, способностью видеть в каждом ребенке личность, позволяет ей раскрыться).

  • Личность педагога (старшего вожатого). Он своим поведением может влиять на динамику лидерства в коллективе.

В детских организациях проблеме воспитания лидерства уделяется большое внимание. Очень интересны и привлекательны для подростков детские объединения, клубы и школы, работающие по программам «Новый поворот», «Лидер», «Вожатское мастерство», «Психологическая культура лидера», «Я - лидер», «Секреты организатора», «Наш выбор» и др. Такие программы дают подросткам - лидерам возможность проверить собственные знания и умения, удовлетворяют потребности в самоутверждении и общественном признании через активное участие в различных видах обучающих занятий.

А обучение в таких объединениях интересно и доступно, т.к. форма занятий значительно отличается от уроков в школе. Здесь используются тренинговые и игровые занятия, мини-лекции, приготовленные самими ребятами, деловые и ролевые игры, дискуссионные программы, КТД и т.д.

Особой формой организации обучения и практики для лидеров являются сборы-учебы и профильные смены актива детских общественных объединений в детских оздоровительных лагерях. В течении смены участники имеют возможность:

  1. Реализовать индивидуальные интересы, потребности, получать определенные знания, навыки и умения.

  2. Приобрести опыт общения, получить знания и практические навыки организации различных дел и мероприятий, участвуя в работе малых групп.

  3. Реализовывать свои творческие и художественные способности, участвуя в подготовке и проведении массовых досуговых мероприятий.

  4. Реализовать лидерский потенциал, получить навыки организаторской деятельности, включиться в процесс управления, войдя в состав органов самоуправления лагеря, отряда.

  5. Получить навыки эффективного бесконфликтного общения, включаясь в дискуссии, деловые и ролевые игры по различной тематике.

Кроме хорошего отдыха, интересно проведенного времени, лидеры детских организаций узнают о работе других детских организаций и объединений, знакомятся с их программами и делами, становятся авторами новых проектов и интересных задумок, которые потом сами претворяют в жизнь.

Опыт показывает, что подобные встречи актива являются мощным толчком для активизации деятельности детских объединений на местах, сплачивают и объединяют детей, дают им ощущение принадлежности к детскому движению, чувство социальной защищенности. Возвращаясь в свои объединения, школы лидеры проводят аналогичные учебные и тренинговые занятия, социально-значимые дела, досуговые мероприятия, выступая теперь уже в роли главных инициаторов и организаторов.

Таким образом, детские общественные объединения выступают условием развития социальной активности детей и подростков, подготовки их к жизни как будущих полноправных граждан России. Члены детских общественных объединений предпочитают активные формы деятельности, проявляют стремление самоутвердиться, повысить свою самооценку и статус объединения. Они обладают стремлением к самореализации, расширению своих социальных ролей, стремятся наполнить свою жизнь и жизнь объединения социально-значимым смыслом.









Из методической "копилки старшего вожатого"

СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ФОРМА

ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИДЕРА


ТРЕНИНГ - это активная групповая форма специально организованного обучения, которая очень эффективна для личностного развития, особенно подростков.

ТРЕНИНГ - в переводе с английского означает «обучать, тренировать».

В ходе тренинга решаются следующие задачи:

  • овладение социально-психологическими знаниями;

  • развитие способности познания себя и других людей;

  • развитие коммуникативных навыков

У тренинга есть свои правила:

  • Активное участие.

  • Позитивная эмоционально-деловая атмосфера.

  • Доверительность.

  • Искренность.

В тренинговой группе дети чувствуют себя принятыми и активно принимающими других, они пользуются полным доверием группы и не боятся доверять другим. Во время тренинга каждый член группы окружен вниманием и теплом, сам искренне заботится об окружающих людях, помогает им и может рассчитывать на их помощь.

Постоянно организуется обратная связь, что позволяет каждому участнику узнать мнение окружающих о своей манере поведения, о чувствах, которые испытывают дети, вступающие с ним в контакт.

Члены группы могут активно экспериментировать, используя различные стили общения, усваивать и отрабатывать совершенно иные, не свойственные ранее ему коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность. Групповые занятия дают прекрасную возможность идентифицировать себя с другими членами группы, и, пожалуй, самое главное - это интенсивно подготовиться к активной и полноценной жизни в обществе.

Кроме того, тренинговые занятия позволяют значительно глубже и всесторонне изучить личность участников, повлиять на отношение подростков к миру в целом.

Схема организации тренинговых занятий:

Вводная часть - игры и упражнения, направленные на создание творческой атмосферы, настрой и снятие зажимов

Основная часть - игры и упражнения, направленные на расширение основных задач тренинга

Заключительная часть - рефлексия, подведение итогов, оценка и анализ



МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК (в помощь старшему вожатому

МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК (в помощь старшему вожатому

Цикл личностного развития участника:

Рефлексия

МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК (в помощь старшему вожатомуМЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК (в помощь старшему вожатомуКоррекция

МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК (в помощь старшему вожатомуМЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК (в помощь старшему вожатомусвоих действий

Самопознание

ОМЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК (в помощь старшему вожатомуМЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК (в помощь старшему вожатомусознание

собственного

опыта

МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК (в помощь старшему вожатому

В тренинге лидерских качеств помимо специальных психологических техник используются различные деловые и организационно-управленческие игры, дискуссии, методы группового принятия решений и т.д. Комплекс этих форм работы обеспечивает активное общение, апробирование различных социальных ролей, принятие позиции лидера.
























Из методической "копилки старшего вожатого"

МАТЕРИАЛЫ К ТРЕНИНГУ «ЛИДЕР ВО ВСЕХ АСПЕКТАХ»

Лидер (ведущий) - человек способный вести за собой, пробудить интерес к делу. Он стремится «выложиться» для достижения общей цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы большинства. Именно с ним хочется посоветоваться в трудные минуты, поделиться радостью. Он может понять, посочувствовать, всегда готов прийти на помощь, от него во многом зависит настроение, он способен «завести» окружающих.

Лидер - это такой член группы, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов и организует их вокруг себя, обладает необходимыми организаторскими способностями, а поэтому способствует своим примером, организацией и управлением группой достижению групповой цели наилучшим образом.

Качества лидера:

  • активность -умение действовать энергично, напористо;

  • инициативность - творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений;

  • общительность - открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми;

  • настойчивость - проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;

  • работоспособность - выносливость, способность выполнять напряженную работу;

  • самостоятельность - независимость в суждениях, умение брать ответственность на себя;

  • организованность - способность планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность

Навыки делового лидера:

  • управление собой;

  • осознание цели;

  • умение решать проблемы;

  • творческий подход к делу;

  • влияние на окружающих;

  • знание правил организаторской работы (организаторские способности).

Типы и виды лидерства:


Лидер может быть

Основание для типологии


Типы лидерства


  • Формальный лидер (официальный)

  • Неформальный лидер (обладает общепринятым авторитетом, но не занимает официальных лидерских позиций)

  • Смешанный

Сфера взаимоотношений


Типы лидерства

  • Лидер по определению путей к достижению

  • групповой цели

  • Лидер по оптимальному решению технических задач

  • Лидер по установлению психологического климата

  • Лидер по содержанию групповой атмосферы

Признак формирования межличностных отношений и распределения функций в группе

Виды лидерства

  • Лидер-инициатор

  • Лидер- организатор (деловой лидер)

  • Лидер-эрудит

  • Лидер-генератор эмоционального настроения (эмоциональный лидер)

  • Универсальный

  • Лидер- разрушитель

  • Ситуативный лидер

Функции, реализуемые лидерами

Лидер -созидатель - действует в интересах дела, интересах группы и всех ее членов, которых он ведет за собой.

Лидер - инициатор выделяется на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности коллектива.

Лидер- умелец - это наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива.

Лидер- эрудит - член группы, обладающий незаурядными способностями, информацией, необходимой группу для достижения ее целей.

Эмоциональный лидер - контролирует эмоциональный климат в группе, определяет стиль и характер межличностных отношений.

Лидер-разрушитель - действует в своих собственных интересах, для него на первом плане не дело, не люди, а собственное эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело, окружающих (зачастую во вред и делу, и людям)

Лидеры сверх - это значимые взрослые из числа учителей, педагогов, родителей, оказывающие мощное влияние на настоящее и будущее детей.

Лидеры рядом - это сверстники, участники разновозрастных групп, оказывающие чрезвычайно сильное влияние на коллектив, играющие очень большую роль в формировании ценностей данного коллектива.

Лидеры мечты - герои кино, книг, спортсмены, деятели культуры, науки, исторические ценности.

Лидер во всех аспектах

Вдохновляет.

Как лидер, вы можете вдохновить других на достижение успеха, помочь направить на это энергию, наилучшим образом использовать время. Лидер фокусирует внимание на результатах, процессе и взаимоотношениях. Одна из важных черт лидерства - балансирование энергии, вложенной в результаты, процесс и взаимоотношения. Забота о выполнении задания (результаты), способе выполнения (процесс) и взаимоотношения между теми, кто выполнял, очень важна для лидерства.

Добивается максимального вовлечения

Каждый человек желает участвовать в принятии решений. Лидеры должны выбрать лучший вариант. В результате растет доверие друг к другу, принимается лучшее решение.

Учит сотрудничеству

Группа следит за поступками и словами лидера. Манера поведения лидера создает атмосферу, способствующую активизации каждого и сотрудничеству.

Строит мосты к действию

Хорошие лидеры, обсуждают с группой пути достижения результатов. Это планирование нужно для достижения цели.

Выделяет лучшие качества в людях.

Лидер знает, чего хочет достичь участник. В процессе наблюдения, слушания, общения лидер способствует достижению результата.

Указывает на достижения

Зачастую лидеры настолько поглощены достижением результатов, что забывают делать комплименты членам команды. А ведь это необходимо для того, чтобы человек почувствовал гордость, стал уверенным в себе.

Регулирует ход встречи

Обращает внимание на результаты, процесс и взаимоотношения в группе.

Вопросы для дискуссии по теме:

  • Кто такой лидер?

  • Зачем нужны лидеры?

  • Какими качествами должен обладать лидер?

  • Можно ли стать лидером? Развить (воспитать) в себе лидерские качества?

  • Какие навыки нужны лидеру?

  • В чем проявляется активная лидерская позиция?

  • Какой лидер нужен современному обществу, демократической России?

  • Нужно ли стремиться быть лидером всегда и везде?

  • Правда ли, что лидер проявляется только в группе?

  • Нужна ли лидеру команда?










Из методической "копилки старшего вожатого"


ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ


  1. Опрос общественного мнения по отношению к предлагаемой форме мероприятия.

  2. Создание творческой и инициативной группы.

  3. Составление плана подготовки мероприятия.

  4. Сбор творческой группы для разработки сценария мероприятия.

  5. Разработка сценария.

  6. Подготовка реквизита. Покупка призов.

  7. Реклама мероприятия.

  8. Репетиция ведущих.

  9. Оформление зала.

  10. Проведение мероприятия.

  11. Подведение итогов с его участниками.

  12. Награждение участников.

  13. Подведение итогов с организаторами мероприятия.


Этапы подготовки воспитательного мероприятия

Этапы

Формы, методы, приемы

Критерии оценки

Обсуждение и принятие идеи

Выбор направлениям

Определение темы

Мозговой штурм

Дебаты

корзина идей и др.

Социальная значимость

Духовный потенциал

Возможность воплощения

Разработка сценарного плана

Работа в малых группах

Соответствие тематике

Логика развития действия

Написание сценария

Работа в малых группах

Содержание, композиция, стиль и др.

Выбор режиссеров

Обсуждение в группах

Выборы

Коммуникативность

Организаторские способности

Знание специфики дела

Подборка актеров

Обсуждение в группах

Артистичность, дикция

Художественное и компьютерное оформление

Работа в малых группах

Свет, план, эстетичность оформления

Музыкальное оформление

Поиск, работа в малых группах

Фон, характер, соответствие тематике, эмоциональность восприятия

Монтаж

Работа в малых группах

Подбор и монтаж фрагментов для целостного восприятия

Озвучивание

Работа в малых группах

Дикция, артистичность

Из методической "копилки старшего вожатого"


ИЗ ИСТОРИИ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Детское и молодежное движение возникло давно. Одни исследователи полагают, что первые ростки «проклюнулись» еще в древней Спарте, в период создания военизированных формирований из числа подростков и юношей. Другие отсылают нас во времена крестовых походов, когда священники-католики организовали крестовый поход детей для поднятия духа взрослых. Пример подействовал, а дети погибли в пути или были проданы в рабство. Однако, истоки массового детского и молодежного движения следует отнести ко второй половине Х1Х века, когда в странах Европы возникла революционная ситуация, обусловившая участие всех слоев населения в борьбе за преобразование общества.

В начале ХХ века были обозначены 4 ведущих «крыла» в детском и молодежном движении: религиозные, социал-демократические, скаутские и объединения коммунистической и социалистической ориентации.

Старейшее массовое детское и молодежное движение ХХ века - скаутизм. За время существования через него прошло более 200 миллионов человек. В настоящее время скаутские объединения насчитывают 119 национальных организаций в 150 странах мира.

Скаутизм возник как программа для мальчиков 11-18 лет в 1907 году. Основатель скаутизма, военный по профессии, педагог по призванию Р.Баден-Пауэл коренным образом переработал идею писателя Сеттон-Томпсона, руководителя детского природоохранительного движения «знатоков» леса, введя в него военизированные игры. Все это стало основой нового воспитательного движения, в основе которого лежит идея воспитания ответственности и гражданственности.

Детское и молодежное коммунистическое движение возникло в Швецарии (1919), а затем получило достаточно большое распространение в Германии. Но самые глубокие корни оно пустило, несомненно в России, где в течении около 70-ти лет комсомол и пионерия удерживали монопольные позиции в воспитании и развитии детей и молодежи.

Сущность пионерства первоначально определялось так: быть первооткрывателем неизведанных тайн, чудес, человеческого счастья, отдать все силы на осуществление своих благородных помыслов, порывов: испытать и проявить в настоящем деле; иметь надежных и верных друзей, настоящий поступок, готовых защищать человеческое достоинство, найти свое место в жизни.

В детском коммунистическом движении 20-х годов заслуживает внимание нацеленность на преобразование окружающей жизни, активное стремление сделать все лучше, яркая эмоциональная романтически-игровая атмосфера, реальная помощь взрослым, работа с детьми по месту жительства, реальные общественно-полезные дела: помощь беспризорным, участие в кампании ликвидации безграмотности, в шефстве над малышами и т.д.

Однако, с 30-х годов организация теряет свою самостоятельность и становится частью государственно-бюрократической системы. Пионерия получает постоянную «прописку» в школе, происходит сдвиг задач на решение школьных проблем.

За весь период существования Пионерии накоплен огромный положительный опыт воспитания юных граждан страны, сложились традиции, которые стали основой для обновленного детского движения, берущего свое начало в 1991 году.

Нынешний этап развития детского и молодежного движения характеризуется широким выбором программ и направлений деятельности, становлением новой педагогической концепции, в центре которой находится личность ребенка и которая обеспечивает самопознание, самоопределение и самореализацию растущей и развивающейся личности.

Структура современного детского движения России

Всероссийский уровень:

  • Национальный совет молодежных и детских объединений России

  • СПО ФДО - «Союз подростковых организаций - Федерация детских организаций»;

  • Союз детских организаций «Юная Россия»;

  • Российский Союз молодежи;

  • Ассоциация юных лидеров (АЮЛ);

  • Организация российских юных разведчиков;

Областной уровень:

  • Ростовская региональная детско-молодежная общественная организация «Содружество детей и молодежи Дона»;

  • Ростовский союз детских организаций;

  • «Донской союз молодежи» общероссийской общественной организации «Российский союз молодежи»



Из методической "копилки старшего вожатого"

СЛОВАРЬ СТАРШЕГО ВОЖАТОГО


Ассоциация - объединение, союз, содружество лиц или учреждений, организаций для осуществления совместной деятельности

Атрибуты детского общественного объединения - предметы, способствующие утверждению в массовом сознании самобытного облика участника объединения, формирующие сплоченность у его участников.

Вожатый - название общественного поручения, закрепленного за человеком, с целью организации работы с детьми и молодежью

Галстук - знак принадлежности к организации, треугольная косынка, повязываемая вокруг шеи. Во многих детских и молодежных объединениях приняты свои галстуки различных цветов.

Девиз - краткое (иногда афористичное) выражение, отражающее цель и ценности коллектива (объединения)

Детское (молодежное) движение - 1) совокупность действий и деятельности всех детских (молодежных) объединений и организаций, действующих в регионе (крае, области) или территориальной единице (городе, районе); 2) одна из форм социальной активности деятельности детей и подростков, объединенных общими целевыми установками и программами определенной содержательной направленности.

Детское (молодежное) общественное объединение - такое общественное объединение, в котором вместе с руководителями добровольно объединяются лица в возрасте до 30 лет для совместной деятельности, удовлетворения своих социальных потребностей. Детскими признаются объединения, насчитывающие в своем составе не менее 2/3 граждан до 18 лет. К детским (молодежным) объединениям относятся: организации, общества, клубы, союзы, команды, ассоциации, отряды и др.

Детская организация - особый тип детских (молодежных) общественных объединений. Представляет собой самоуправляемое, самодеятельное объединение, создаваемое для реализации социально-ценной идеи, имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе, выраженную структуру и членство. Любое детское (молодежное) объединение имеет право на получение статуса юридического лица если в его составе есть хотя бы один совершеннолетний гражданин.

Законы - общепринятые нормы, которые формулируются в соответствии с общественным мнением и волей всех членов коллектива, или признаются обязательными для всех.

Игра - форма деятельности детей и взрослых, имитирующая те или иные практические ситуации, одно из средств образовательно-воспитательного процесса.

Клуб - общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для совместного отдых и досуга.

Конкурс- это соревнование (состязание) в каком-либо виде деятельности, имеющее целью выделить наиболее лучших участников.

Круглый стол - организационно-воспитательная форма с целью публичного обсуждения актуальных вопросов или важной проблемы, предполагает предварительное объявление основных вопросов, выносимых на обсуждение.

Лидер - 1) это такой член группы, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов или организует их вокруг себя, обладает необходимыми организаторскими способностями, а поэтому способствует своим примером, организацией и управлением группой достижению групповых целей наилучшим образом; 2) человек, который способен повести за собой, пробудить интерес к делу, стремиться "выложиться" для достижения общей цели.

Лидер-тренинг - форма деятельности микроколлектива, обеспечивающая как развитие и совершенствование личностных качеств его членов, так и его сплочение.

Мероприятие - это событие, ситуация, занятие, организуемое педагогом или кем-либо для детей с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Педагогический метод - технологическая единица воспитательного процесса, позволяющая педагогу с наименьшими затратами реализовать комплекс или задачу, поставленную на конкретном этапе его деятельности. К методам относятся: метод беседы, метод игры, поручения, проблемной ситуации и т.д.

Педагогический принцип - нормы обоснования реализации воспитательного процесса, определяется общечеловеческими и профессиональными ценностями.

Программа деятельности детского общественного объединения - это нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику содержания деятельности и особенности организационно-методического процесса. (Документ, отражающий последовательную систему действий, направленных на достижение социально-педагогических целей.)

Проект - идея, для осуществления которой создается программа и план ее достижения.

Ритуалы - действия, совершаемые в торжественных случаях в строго определенной последовательности, ярко и положительно эмоционально окрашенные (поднятие государственного флага, прием в члены объединения и т.п.)

Самоуправление - это осуществление детским объединением управления собственной деятельностью. Выделяется высший исполнительно-распорядительный орган самоуправления. Высшим органом является Конференция (сбор, слет, собрание) детским объединением.

Символы - предметы и действия, имеющие условный смысл и эмоциональную окраску, тесно связанные по сути своей и смыслу с целями и задачами, принципами жизнедеятельности объединения и используемые объединениями в практической деятельности (знамя, флаг, галстук, значок, эмблема, девиз).

Традиции - правила, нормы, обычаи, сложившиеся в детском (молодежном) объединении, передающиеся и сохраняющиеся в течение длительного срока.

Устав общественного объединения - основополагающий документ, разрабатываемый в случае создания объединения и регулирующий его деятельность.

Фестиваль - массовое празднество, предполагающее смотр лучших работ, достижений в каком-либо виде деятельности. Это комплексная педагогическая акция, которая может состоять из разнообразных элементов, от выставок и конкурсов до вечеров и парадов.

Форма воспитательной работы - это совокупность воспитательных приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной работы.

Эмблема детского объединения - символический рисунок, отражающий сущность названия, девиза, основных направлений деятельности объединения.




© 2010-2022