ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА

КГУ «Средняя школа № 26» акимата города Усть-КаменогорскаУчитель казахского языка и литературыКабдуахитова Назым СайлауовнаФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА“Язык – это инструмент, надо учиться языку, надорасширять свой лексикон, учиться облекать свои впечатления в более совершенную, яркую, простую форму ”.М. ГорькийПрезидентнашей страны Н. А. Назарбаев поставил достаточно высокую планку переднациональным образованием. Образование должно стать конкурент...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКАКГУ «Средняя школа № 26» акимата города Усть-Каменогорска

Учитель казахского языка и литературы

Кабдуахитова Назым Сайлауовна

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА

"Язык - это инструмент, надо учиться языку,

надо расширять свой лексикон,

учиться облекать свои впечатления

в более совершенную, яркую, простую форму ".

М. Горький

Президент нашей страны Н. А. Назарбаев поставил достаточно высокую планку перед национальным образованием. Образование должно стать конкурентоспособным, высококачественным. [2].

В настоящий момент можно говорить о том, что данная проблема вплотную соприкасается с вопросами национальной политики, функционирования государственного языка. На современном этапе развития наша многонациональная республика Казахстан вступает в политические, экономические, торговые отношения с различными странами, как Европы, так и Азии. В связи с этим возникает задача воспитания поликультурной личности, обязательно владеющей, помимо своего родного, еще и государственным, в том числе и международным языками, что позволяет осуществлять разные виды деятельности, быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне. Чтобы воспитать такую личность, необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, т.е. формировать коммуникативную компетенцию. [1].

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА




Схема 1- Содержание понятия «Коммуникативная компетентность»

На сегодняшний день выделяется ряд направлений в исследовании понятий «компетенция» «компетентность». Многие ученые, такие как В.А.Болотов, В.В.Сериков, Б.И.Хасан, А.Н.Хомский, Р.П.Мильруд и другие, считают, что компетенция определяется знаниями, умениями, навыками и способами деятельности, а компетентность - это состоявшееся личностное качество, которое определяется степенью владения компетенциями. [3].

Я поддерживаю позицию этих ученых, которые трактуют компетенции как совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для становления субъектной позиции компетентного школьника.

Актуальность педагогического проекта.

Коммуникативная компетентность, т.е. готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному с другими людьми, есть важнейшее качество, необходимое человеку во всех ситуациях жизни. Однако, особенно в последние годы, со стороны работодателей и преподавателей вузов участились жалобы, что выпускники школ обладают этой способностью в неудовлетворительной степени. Это соответствует также и наблюдениям самих учителей. Ситуация усугубляется ещё и тем, что различные альтернативные традиционному уроку открытые формы обучения, как-то: исследовательские проекты, предполагающие командные формы работы, коллективные обсуждения и представление результатов, направленные на формирование ключевых компетенций, находятся в зависимости от элементарной готовности и способности учеников к коммуникации. Введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьёзных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога.

Во-первых, целью обучения становится не процесс, а достижение учащимися определённого результата. Содержание материала внутри предмета подбирается преподавателем под сформированный результат. Меняются также и подходы к оценке - в процедуру оценивания включается рефлексия, сбор портфеля доказательств, наблюдение за деятельностью учащихся.

Во-вторых, меняются формы и методы организации занятий - обучение приобретает деятельный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование меж предметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятые решения. Содержание обучения должно моделировать содержание общения, поскольку оно является не только средством обучения, но и каналом познания, инструментом развития и воспитания.

В сентябре 2008 года проведена входная диагностика уровня сформированности коммуникативной компетентности у учащихся 7 класса.

Таблица 3 - Входная диагностика сформированности коммуникативной компетентности у учащихся 7 класса в %


Уровень I

Уровень II

Уровень III

Уровень IV

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 балла

6 балла

7 балла

Письменная коммуникация

14

15

12

17

20

15

7

Устная коммуникация

38

7

15

20

7

7

4

Продуктивная коммуникация

22

14

20

14

19

6

3

Результаты диагностики показали, что слабо сформированы устная и продуктивная коммуникация у учащихся, поэтому мною выбрана тема для создания проекта: «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА»

Задачи проекта:

  • определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития коммуникативной компетенции;

  • повысить интерес к казахскому языку и литературе, развивать мотивацию учебной деятельности;

  • повысить результативность обучения;

  • активизировать творческую деятельность - желание участвовать в различных творческих конкурсах

Гипотеза.

Если целенаправленно и систематически использовать возможности казахского языка и литературы для формирования у обучающихся коммуникативной компетенции, то это позволит им

  • значительно повысить качество знаний по казахскому языку и литературе,

  • адекватно, корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми,

  • выражать свои чувства и представления о мире различными способами,

  • свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач.

Методы исследования: анализ проблемы исследования; изучение психолого-педагогической, методической литературы; проектирование педагогического эксперимента; диагностика: обобщение; сравнение; анкетирование; тестирование; обобщение полученных результатов; подведение итогов.

Ожидаемые результаты:

  • высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;

  • повышение интереса к казахскому языку и литературе и развитие мотивов учебной деятельности;

  • прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;

  • активизация творческой деятельности - желание участвовать в различных творческих конкурсах

Объект исследования: образовательный процесс.

Предмет исследования: коммуникативная деятельность школьников на уроке

Этапы реализации проекта:

  • подготовительный: сентябрь 2008 г - май 2010 г.

  • Изучение и отбор педагогических технологий, способствующих формированию коммуникативной компетентности на уроках казахского языка и литературы.

  • Проведение диагностики уровня развития компетентностей учащихся .

  • Анкетирование учащихся с целью выявления недостаточной сформированности коммуникативных умений учащихся с их точки зрения.

  • Поиск методов и средств реализации проекта, их обоснование.

  • Подбор контрольно - измерительных материалов для промежуточного и итогового контроля.

  • Основной: сентябрь 2010 г - май 2013г,

  • Проведение уроков с использованием современных педагогических технологий, формирующих коммуникативные компетенции.

  • Разработка учебных проектов.

  • Разработка сценариев творческих мастерских и практикумов по литературе.

  • Участие в научно - практических конференциях.

  • Планирование внеурочной деятельности, направленной на развитие коммуникативной компетентности.

  • Заключительный: сентябрь 2013- май 2015

  • Изучение динамики формирования коммуникативной компетентности учащихся

  • Анализ и экспертиза работы.

Цель проекта: разработка системы заданий для развития коммуникативной компетенции обучающихся на уроках казахского языка.

Практическая значимость проекта заключается в разработке специального дидактического материала, необходимого для развития коммуникативной компетенции обучающихся. Собранный мною дидактический материал может быть использован как на обычных уроках (включая уроки итогового повторения, обобщения и систематизации изученных грамматических разделов), так и на уроках развития речи.

В чем же заключается сущность коммуникативного подхода или метода?

Коммуникативный метод предназначен, прежде всего, в качестве средства обучения говорению. Разработка коммуникативного метода как адекватного средства обучения требует четкого представления о том, какова цель обучения.

В первом случае человек должен владеть двумя средствами общения - говорением и аудированием как видами речевой деятельности. Во втором случае необходимо владение письмом и чтением. То есть, говорение как вид речевой деятельности является лишь одним из средств общения. Говорение есть выражение своих мыслей в целях решения задач общения. Это деятельность одного человека, хотя она включена в общение и немыслима вне его, ибо общение - это всегда взаимодействие с другими людьми. Поэтому, являясь относительно самостоятельным видом речевой деятельности, говорение требует обязательного обучения ему в рамках общения и с прицелом на него. Именно так оно рассматривается в системе коммуникативного метода.

Целью обучения казахскому языку на уровне основного среднего образования состоит в формировании и развитии коммуникативно-межкультурной компетенции как способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общение с носителями языка Для достижения поставленной цели, необходимо, решить следующие задачи:

  • развитие коммуникативных умений на основе четырех видов речевой деятельности - аудирования, говорения, чтения и письма;

  • приобщение учащихся к культуре, традициям, обычаям казахского народа;

  • формирование и развитие общих и специальных умений доступными для обучающихся способами и средствами, в том числе, с использованием информационных технологий, умения самостоятельно изучать казахский язык и культуру народа; [5].

Для говорения как средства общения таким методом является коммуникативный подход.


Схема 1. Стадии работы над аудированием

С этой целью разработаны задания для формирования коммуникативной компетенции на разных стадиях работы над аудированием.

Задачи первой стадии - погружение в контекст: чтение заголовка и предположи, о чем говорится в тексте

прочтите выписанные на доску слова и попытайтесь определить, о чем текст обсудите в группах предложенные вопросы

догадайся о значении выделенных слов по контексту

соедините слова с их определениями

раскройте скобки, выбрав правильную форму глагола.

упражнения-тренажеры

Задачи второй стадии - формирование умений

Прослушайте текст(интервью, объявление) и ответьте на вопрос

Прослушайте текст, состоящий из 3(4) частей. После прослушивания каждой части ответьте на вопрос.

Поставьте картинки в порядке, соответствующем содержанию текста.

Задачи третьей стадии - развитие умений

верно/не верно

закончите предложения, используя информацию из прослушанного текста

определение ошибок

прослушайте рассказ и заполните таблицу, схему, карту и т.д

Основной целью обучения казахскому языку является развитие личности школьника, способного использовать казахский язык как средство общения в диалоге культур, желающего участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке, самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.

Результат обученности казахскому языку достигается в процессе личностно-коммуникативного обучения, которое предусматривает также решение задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием личности школьника.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА

( Схема 2. Основные компоненты. Способы реализации).

Формированию коммуникативной компетенции способствуют и такие задания, как:

  • составить план текста, высказать основные мысли по плану;

  • драматизировать часть текста;

  • определить соответствие сказанного тому, что содержится в тексте;

  • выделить основную мысль текста, выразить свое отношение к тексту и отраженной в нем проблеме;

  • дать характеристику героям текста, оценку их поступков и мыслей, согласиться или не согласиться с мнением одноклассников;

  • составить собственное высказывание, исходя из прочитанного, услышанного.

Для выполнения подобных заданий предлагаю учащимся логико-синтаксические схемы, различные опоры (смысловые, содержательные, вербальные, иллюстративные, схематические).

Коммуникативная мотивация связана, на мой взгляд, с удовлетворением, получаемым учащимися от пользования языком как средством общения Обеспечению коммуникативной мотивации способствуют такие факторы, как:

  • доброжелательная обстановка на уроке;

  • положительный эмоциональный климат;

  • доверительный отношения между учителем и учащимися, а также между самими учащимися.

Вся группа вслед за мной задает вопросы одному из своих товарищей, например, дежурному ученику, выражает согласие, несогласие с чем-либо, выражает согласие по поводу чего-либо и т.д. Особое внимание стараюсь уделить одновременной коллективной работе учащихся небольшими группами - парами, тройками, четверками.

Хотелось бы выделить одновременную парную работу. Самый простой способ ее организации, на мой взгляд, выполнение упражнений с соседом по парте. Часто при такой работе использую опоры, например, подстановочные таблицы с речевым заданием, структурные схемы диалога. Для выполнения упражнений тройками или четверками рассаживаю учащихся по три или четыре человека за парту, либо учащиеся поворачиваются лицом к ученикам, сидящим за соседней партой. В тройках или четверках учащиеся разыгрывают, например, ситуации знакомства, т.е. каждый играет свою роль, при этом кто-то из них может выступить в роли репортера и брать интервью у «спортсменов», «артистов» и так далее. Такие упражнения, как правило, завершаются подведением итогов: один из учащихся малой группы сообщает учителю и классу, с кем он познакомился, что нового узнал о тех, с кем беседовал и т.п.

Определены индикаторы, средства и методы диагностики контроля формирования коммуникативной компетенции, которые позволяют определить результативность работы над проблемой. В качестве индикаторов определены когнитивные и операционально-технологические знания и умения

Таблица 1- Требования к уровню сформированности коммуникативной компетентности у учащихся

Уровень I

Письменная коммуникация

Устная презентация

Продуктивная коммуникация

(работа в группе)

1 балл

изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста, заданных образцом

выстроил свою речь в соответствии с нормами казахского языка , обращаясь к тексту, составленному с помощью учителя.

высказывались, следуя теме и процедуре обсуждения, если учитель выступал в роли координатора дискуссии.

повторил нужный фрагмент своего выступления в ответ на уточняющий вопрос.

высказывали идеи, возникшие непосредственно в ходе обсуждения, или свое отношение к идеям других членов группы, если их к этому стимулировал учитель.

Уровень II

изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом.

выстроил свою речь в соответствии с нормами казахского языка, обращаясь к плану, составленному с помощью учителя.

в основном самостоятельно следовали процедуре обсуждения, установленной учителем.

2 балла

привел дополнительную информацию в ответ на уточняющий вопрос.

высказывали идеи, подготовленные заранее.

3 балла

изложил тему, включающую несколько вопросов с соблюдением норм и правил оформления текста.

самостоятельно подготовил план выступления и соблюдал нормы публичной речи и регламент.

перед началом обсуждения договорились о правилах обсуждения и согласовали основные вопросы с помощью учителя.

в ответ на вопрос, заданный на понимание, ученик повторил фрагмент выступления, раскрывая термины, причинно-следственные связи.

разъяснили свою идею, предлагая ее, или аргументировали свое отношение к идеям других членов группы.

Уровень III

4 балла

изложил тему, включающую несколько вопросов с соблюдением норм и правил оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом

использовал вербальные средства или паузы и интонирование для выделения смысловых блоков своего выступления.

самостоятельно договорились о правилах и вопросах для обсуждения.

в ответ на вопрос, заданный на понимание, ученик дал объяснения или дополнительную информацию.

задавали вопросы на уточнение и понимание идей друг друга.

5 баллов

изложил тему, имеющую сложную структуру, и грамотно использовал вспомогательные средства.

использовал жестикуляцию или подготовленные наглядные материалы, предложенные учителем.

следили за соблюдением процедуры обсуждения и обобщили результаты обсуждения в конце работы.

дал односложный ответ по существу вопроса, заданного в развитие темы.

высказывали собственные идеи в связи с идеями, высказанными другими участниками.

Уровень IV

Ученик поставил цель письменной коммуникации и определил жанр текста.

самостоятельно использовал невербальные средства или грамотно подготовленные наглядные материалы.

реализовал логические или риторические приемы, предложенные учителем.

6 баллов

дал развернутый ответ по существу вопроса, заданного в развитие темы.

уточнил свое понимание вопроса, заданного на дискредитацию его позиции, если это необходимо, и апеллировал к объективным данным, авторитету или своему опыту.

7 баллов

изложил вопрос, самостоятельно предложил структуру текста в соответствии с нормами жанра

реализовал логические или риторические приемы, предложенные учителем.

использовали приемы выхода из ситуации, когда дискуссия зашла в тупик, или резюмировали причины, по которым группа не смогла добиться результатов обсуждения.

уточнил свое понимание вопроса, заданного на дискредитацию его позиции, если это необходимо, и апеллировал к объективным данным, авторитету или своему опыту.

называли области совпадения и расхождения позиций, выявляя суть разногласий.

Работа по данному проекту задумана, когда учащиеся учились в 7-ом, затем в 8-ом классе, сейчас учащиеся учатся в 10 классе. В 7-ом классе активный интерес учащихся вызвала работа в столь значимых для школы проектах как создание газеты «Мы» о школьной жизни и сборника творческих работ, что способствовало повышению качества обученности грамотной письменной и устной речи, сформировало умение создавать новые тексты, работать в коллективе.


Таблица 4 - Результат промежуточной диагностики коммуникативной компетентности учащихся. 8 класс в %, сентябрь 2009


Уровень I

Уровень II

Уровень III

Уровень IV

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 балла

6 балла

7 балла

Письменная коммуникация

12

13

10

12

27

17

9

Устная коммуникация

21

15

21

20

7

8

8

Продуктивная коммуникация

20

12

20

14

19

8

5

По итогам входной диагностики заполняется индивидуальная карта ученика, в которой фиксируется уровень формирования коммуникативной компетенции

Результаты диагностики показали, что увеличился уровень продуктивной коммуникации увеличился на 2%, устная коммуникация осталась на прежнем уровне. Мною определены методы и формы формирования коммуникативной компетенции в 9-10 классах.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА











Схема 3. Формы работы для формирования коммуникативной компетенции

Предложенная система работы складывалась постепенно, в ходе моей работы в школе, начиная с 1998 г. Результатом ее использования является, прежде всего, высокий уровень речевой мотивированности детей: они с удовольствием составляют разнообразные высказывания с использованием различных языковых средств, любят и ценят речевое творчество, остроумие, и среди них много остроумных людей; у них развивается чувство языка, чувство слова, они ощущают уместность или неуместность употребления тех или иных языковых конструкций в зависимости от темы высказывания, места и т.п. Они положительно воспринимают предмет «Казахский язык и казахская литература» и с удовольствием идут на эти уроки.

Результаты диагностики в декабре 2012 года свидетельствуют о повышении

качества обученности по казахскому языку в 10-ом классе на 16%.

Повышение уровня сформированности коммуникативной компетентности учащихся по параметрам: устная речь - на 10 %; письменная речь - на 12%; работа с вопросами на понимание - на 6%; продуктивная коммуникация - на 24%. Итоги диагностики доказывают, что для реализации поставленной цели были правильно выбраны формы, методы и способы обучения.

На заключительном этапе проекта будет реализована диагностика

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА











4- схема. Диагностика эффективности педагогического проекта

Дальнейшая работа будет проводиться согласно реализации проекта. Апробированные при реализации проекта методы и технологии развития у учащихся коммуникативной компетенции

  • способствуют формированию устойчивых коммуникативных компетенций;

  • затрагивают, активизируют различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, чувства, процессы анализа и синтеза;

  • повышают мотивацию к учению;

  • развивают познавательную активность;

  • вызывают интерес к предмету;

  • способствуют повышению качества знаний.

2. Проект показал эффективность формирования коммуникативных компетенций на основе творческой деятельности обучающихся, при использовании современных педагогических технологий, ИКТ, нетрадиционных форм уроков.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Закон РК «О языках в Республике Казахстан» (2010).

  2. «Концепция языковой политики в Республике Казахстан» (1997).

  3. Концепция 12 летнего среднего образования РК, проект , Астана 2010 г.

  4. Балыхина Т.М., Игнатьева О.П. Словарь терминов и понятий лингводидактической теории ошибки. - М.:Из-во РУДН, 2006.

  5. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. Учебное пособие. - М.: Флинта, Наука, 1998. - 496 с.


© 2010-2022