- Преподавателю
- Другое
- ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кабдуахитова Н.С. |
Дата | 24.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
КГУ «Средняя школа № 26» акимата города Усть-Каменогорска
Учитель казахского языка и литературы
Кабдуахитова Назым Сайлауовна
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА
"Язык - это инструмент, надо учиться языку,
надо расширять свой лексикон,
учиться облекать свои впечатления
в более совершенную, яркую, простую форму ".
М. Горький
Президент нашей страны Н. А. Назарбаев поставил достаточно высокую планку перед национальным образованием. Образование должно стать конкурентоспособным, высококачественным. [2].
В настоящий момент можно говорить о том, что данная проблема вплотную соприкасается с вопросами национальной политики, функционирования государственного языка. На современном этапе развития наша многонациональная республика Казахстан вступает в политические, экономические, торговые отношения с различными странами, как Европы, так и Азии. В связи с этим возникает задача воспитания поликультурной личности, обязательно владеющей, помимо своего родного, еще и государственным, в том числе и международным языками, что позволяет осуществлять разные виды деятельности, быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне. Чтобы воспитать такую личность, необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, т.е. формировать коммуникативную компетенцию. [1].
Схема 1- Содержание понятия «Коммуникативная компетентность»
На сегодняшний день выделяется ряд направлений в исследовании понятий «компетенция» «компетентность». Многие ученые, такие как В.А.Болотов, В.В.Сериков, Б.И.Хасан, А.Н.Хомский, Р.П.Мильруд и другие, считают, что компетенция определяется знаниями, умениями, навыками и способами деятельности, а компетентность - это состоявшееся личностное качество, которое определяется степенью владения компетенциями. [3].
Я поддерживаю позицию этих ученых, которые трактуют компетенции как совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для становления субъектной позиции компетентного школьника.
Актуальность педагогического проекта.
Коммуникативная компетентность, т.е. готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному с другими людьми, есть важнейшее качество, необходимое человеку во всех ситуациях жизни. Однако, особенно в последние годы, со стороны работодателей и преподавателей вузов участились жалобы, что выпускники школ обладают этой способностью в неудовлетворительной степени. Это соответствует также и наблюдениям самих учителей. Ситуация усугубляется ещё и тем, что различные альтернативные традиционному уроку открытые формы обучения, как-то: исследовательские проекты, предполагающие командные формы работы, коллективные обсуждения и представление результатов, направленные на формирование ключевых компетенций, находятся в зависимости от элементарной готовности и способности учеников к коммуникации. Введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьёзных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога.
Во-первых, целью обучения становится не процесс, а достижение учащимися определённого результата. Содержание материала внутри предмета подбирается преподавателем под сформированный результат. Меняются также и подходы к оценке - в процедуру оценивания включается рефлексия, сбор портфеля доказательств, наблюдение за деятельностью учащихся.
Во-вторых, меняются формы и методы организации занятий - обучение приобретает деятельный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование меж предметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятые решения. Содержание обучения должно моделировать содержание общения, поскольку оно является не только средством обучения, но и каналом познания, инструментом развития и воспитания.
В сентябре 2008 года проведена входная диагностика уровня сформированности коммуникативной компетентности у учащихся 7 класса.
Таблица 3 - Входная диагностика сформированности коммуникативной компетентности у учащихся 7 класса в %
Уровень I
Уровень II
Уровень III
Уровень IV
1 балл
2 балла
3 балла
4 балла
5 балла
6 балла
7 балла
Письменная коммуникация
14
15
12
17
20
15
7
Устная коммуникация
38
7
15
20
7
7
4
Продуктивная коммуникация
22
14
20
14
19
6
3
Результаты диагностики показали, что слабо сформированы устная и продуктивная коммуникация у учащихся, поэтому мною выбрана тема для создания проекта: «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА»
Задачи проекта:
-
определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития коммуникативной компетенции;
-
повысить интерес к казахскому языку и литературе, развивать мотивацию учебной деятельности;
-
повысить результативность обучения;
-
активизировать творческую деятельность - желание участвовать в различных творческих конкурсах
Гипотеза.
Если целенаправленно и систематически использовать возможности казахского языка и литературы для формирования у обучающихся коммуникативной компетенции, то это позволит им
-
значительно повысить качество знаний по казахскому языку и литературе,
-
адекватно, корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми,
-
выражать свои чувства и представления о мире различными способами,
-
свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач.
Методы исследования: анализ проблемы исследования; изучение психолого-педагогической, методической литературы; проектирование педагогического эксперимента; диагностика: обобщение; сравнение; анкетирование; тестирование; обобщение полученных результатов; подведение итогов.
Ожидаемые результаты:
-
высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;
-
повышение интереса к казахскому языку и литературе и развитие мотивов учебной деятельности;
-
прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;
-
активизация творческой деятельности - желание участвовать в различных творческих конкурсах
Объект исследования: образовательный процесс.
Предмет исследования: коммуникативная деятельность школьников на уроке
Этапы реализации проекта:
-
подготовительный: сентябрь 2008 г - май 2010 г.
-
Изучение и отбор педагогических технологий, способствующих формированию коммуникативной компетентности на уроках казахского языка и литературы.
-
Проведение диагностики уровня развития компетентностей учащихся .
-
Анкетирование учащихся с целью выявления недостаточной сформированности коммуникативных умений учащихся с их точки зрения.
-
Поиск методов и средств реализации проекта, их обоснование.
-
Подбор контрольно - измерительных материалов для промежуточного и итогового контроля.
-
Основной: сентябрь 2010 г - май 2013г,
-
Проведение уроков с использованием современных педагогических технологий, формирующих коммуникативные компетенции.
-
Разработка учебных проектов.
-
Разработка сценариев творческих мастерских и практикумов по литературе.
-
Участие в научно - практических конференциях.
-
Планирование внеурочной деятельности, направленной на развитие коммуникативной компетентности.
-
Заключительный: сентябрь 2013- май 2015
-
Изучение динамики формирования коммуникативной компетентности учащихся
-
Анализ и экспертиза работы.
Цель проекта: разработка системы заданий для развития коммуникативной компетенции обучающихся на уроках казахского языка.
Практическая значимость проекта заключается в разработке специального дидактического материала, необходимого для развития коммуникативной компетенции обучающихся. Собранный мною дидактический материал может быть использован как на обычных уроках (включая уроки итогового повторения, обобщения и систематизации изученных грамматических разделов), так и на уроках развития речи.
В чем же заключается сущность коммуникативного подхода или метода?
Коммуникативный метод предназначен, прежде всего, в качестве средства обучения говорению. Разработка коммуникативного метода как адекватного средства обучения требует четкого представления о том, какова цель обучения.
В первом случае человек должен владеть двумя средствами общения - говорением и аудированием как видами речевой деятельности. Во втором случае необходимо владение письмом и чтением. То есть, говорение как вид речевой деятельности является лишь одним из средств общения. Говорение есть выражение своих мыслей в целях решения задач общения. Это деятельность одного человека, хотя она включена в общение и немыслима вне его, ибо общение - это всегда взаимодействие с другими людьми. Поэтому, являясь относительно самостоятельным видом речевой деятельности, говорение требует обязательного обучения ему в рамках общения и с прицелом на него. Именно так оно рассматривается в системе коммуникативного метода.
Целью обучения казахскому языку на уровне основного среднего образования состоит в формировании и развитии коммуникативно-межкультурной компетенции как способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общение с носителями языка Для достижения поставленной цели, необходимо, решить следующие задачи:
-
развитие коммуникативных умений на основе четырех видов речевой деятельности - аудирования, говорения, чтения и письма;
-
приобщение учащихся к культуре, традициям, обычаям казахского народа;
-
формирование и развитие общих и специальных умений доступными для обучающихся способами и средствами, в том числе, с использованием информационных технологий, умения самостоятельно изучать казахский язык и культуру народа; [5].
Для говорения как средства общения таким методом является коммуникативный подход.
Схема 1. Стадии работы над аудированием
С этой целью разработаны задания для формирования коммуникативной компетенции на разных стадиях работы над аудированием.
Задачи первой стадии - погружение в контекст: чтение заголовка и предположи, о чем говорится в тексте
прочтите выписанные на доску слова и попытайтесь определить, о чем текст обсудите в группах предложенные вопросы
догадайся о значении выделенных слов по контексту
соедините слова с их определениями
раскройте скобки, выбрав правильную форму глагола.
упражнения-тренажеры
Задачи второй стадии - формирование умений
Прослушайте текст(интервью, объявление) и ответьте на вопрос
Прослушайте текст, состоящий из 3(4) частей. После прослушивания каждой части ответьте на вопрос.
Поставьте картинки в порядке, соответствующем содержанию текста.
Задачи третьей стадии - развитие умений
верно/не верно
закончите предложения, используя информацию из прослушанного текста
определение ошибок
прослушайте рассказ и заполните таблицу, схему, карту и т.д
Основной целью обучения казахскому языку является развитие личности школьника, способного использовать казахский язык как средство общения в диалоге культур, желающего участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке, самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.
Результат обученности казахскому языку достигается в процессе личностно-коммуникативного обучения, которое предусматривает также решение задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием личности школьника.
( Схема 2. Основные компоненты. Способы реализации).
Формированию коммуникативной компетенции способствуют и такие задания, как:
-
составить план текста, высказать основные мысли по плану;
-
драматизировать часть текста;
-
определить соответствие сказанного тому, что содержится в тексте;
-
выделить основную мысль текста, выразить свое отношение к тексту и отраженной в нем проблеме;
-
дать характеристику героям текста, оценку их поступков и мыслей, согласиться или не согласиться с мнением одноклассников;
-
составить собственное высказывание, исходя из прочитанного, услышанного.
Для выполнения подобных заданий предлагаю учащимся логико-синтаксические схемы, различные опоры (смысловые, содержательные, вербальные, иллюстративные, схематические).
Коммуникативная мотивация связана, на мой взгляд, с удовлетворением, получаемым учащимися от пользования языком как средством общения Обеспечению коммуникативной мотивации способствуют такие факторы, как:
-
доброжелательная обстановка на уроке;
-
положительный эмоциональный климат;
-
доверительный отношения между учителем и учащимися, а также между самими учащимися.
Вся группа вслед за мной задает вопросы одному из своих товарищей, например, дежурному ученику, выражает согласие, несогласие с чем-либо, выражает согласие по поводу чего-либо и т.д. Особое внимание стараюсь уделить одновременной коллективной работе учащихся небольшими группами - парами, тройками, четверками.
Хотелось бы выделить одновременную парную работу. Самый простой способ ее организации, на мой взгляд, выполнение упражнений с соседом по парте. Часто при такой работе использую опоры, например, подстановочные таблицы с речевым заданием, структурные схемы диалога. Для выполнения упражнений тройками или четверками рассаживаю учащихся по три или четыре человека за парту, либо учащиеся поворачиваются лицом к ученикам, сидящим за соседней партой. В тройках или четверках учащиеся разыгрывают, например, ситуации знакомства, т.е. каждый играет свою роль, при этом кто-то из них может выступить в роли репортера и брать интервью у «спортсменов», «артистов» и так далее. Такие упражнения, как правило, завершаются подведением итогов: один из учащихся малой группы сообщает учителю и классу, с кем он познакомился, что нового узнал о тех, с кем беседовал и т.п.
Определены индикаторы, средства и методы диагностики контроля формирования коммуникативной компетенции, которые позволяют определить результативность работы над проблемой. В качестве индикаторов определены когнитивные и операционально-технологические знания и умения
Таблица 1- Требования к уровню сформированности коммуникативной компетентности у учащихся
Уровень I
Письменная коммуникация
Устная презентация
Продуктивная коммуникация
(работа в группе)
1 балл
изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста, заданных образцом
выстроил свою речь в соответствии с нормами казахского языка , обращаясь к тексту, составленному с помощью учителя.
высказывались, следуя теме и процедуре обсуждения, если учитель выступал в роли координатора дискуссии.
повторил нужный фрагмент своего выступления в ответ на уточняющий вопрос.
высказывали идеи, возникшие непосредственно в ходе обсуждения, или свое отношение к идеям других членов группы, если их к этому стимулировал учитель.
Уровень II
изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом.
выстроил свою речь в соответствии с нормами казахского языка, обращаясь к плану, составленному с помощью учителя.
в основном самостоятельно следовали процедуре обсуждения, установленной учителем.
2 балла
привел дополнительную информацию в ответ на уточняющий вопрос.
высказывали идеи, подготовленные заранее.
3 балла
изложил тему, включающую несколько вопросов с соблюдением норм и правил оформления текста.
самостоятельно подготовил план выступления и соблюдал нормы публичной речи и регламент.
перед началом обсуждения договорились о правилах обсуждения и согласовали основные вопросы с помощью учителя.
в ответ на вопрос, заданный на понимание, ученик повторил фрагмент выступления, раскрывая термины, причинно-следственные связи.
разъяснили свою идею, предлагая ее, или аргументировали свое отношение к идеям других членов группы.
Уровень III
4 балла
изложил тему, включающую несколько вопросов с соблюдением норм и правил оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом
использовал вербальные средства или паузы и интонирование для выделения смысловых блоков своего выступления.
самостоятельно договорились о правилах и вопросах для обсуждения.
в ответ на вопрос, заданный на понимание, ученик дал объяснения или дополнительную информацию.
задавали вопросы на уточнение и понимание идей друг друга.
5 баллов
изложил тему, имеющую сложную структуру, и грамотно использовал вспомогательные средства.
использовал жестикуляцию или подготовленные наглядные материалы, предложенные учителем.
следили за соблюдением процедуры обсуждения и обобщили результаты обсуждения в конце работы.
дал односложный ответ по существу вопроса, заданного в развитие темы.
высказывали собственные идеи в связи с идеями, высказанными другими участниками.
Уровень IV
Ученик поставил цель письменной коммуникации и определил жанр текста.
самостоятельно использовал невербальные средства или грамотно подготовленные наглядные материалы.
реализовал логические или риторические приемы, предложенные учителем.
6 баллов
дал развернутый ответ по существу вопроса, заданного в развитие темы.
уточнил свое понимание вопроса, заданного на дискредитацию его позиции, если это необходимо, и апеллировал к объективным данным, авторитету или своему опыту.
7 баллов
изложил вопрос, самостоятельно предложил структуру текста в соответствии с нормами жанра
реализовал логические или риторические приемы, предложенные учителем.
использовали приемы выхода из ситуации, когда дискуссия зашла в тупик, или резюмировали причины, по которым группа не смогла добиться результатов обсуждения.
уточнил свое понимание вопроса, заданного на дискредитацию его позиции, если это необходимо, и апеллировал к объективным данным, авторитету или своему опыту.
называли области совпадения и расхождения позиций, выявляя суть разногласий.
Работа по данному проекту задумана, когда учащиеся учились в 7-ом, затем в 8-ом классе, сейчас учащиеся учатся в 10 классе. В 7-ом классе активный интерес учащихся вызвала работа в столь значимых для школы проектах как создание газеты «Мы» о школьной жизни и сборника творческих работ, что способствовало повышению качества обученности грамотной письменной и устной речи, сформировало умение создавать новые тексты, работать в коллективе.
Таблица 4 - Результат промежуточной диагностики коммуникативной компетентности учащихся. 8 класс в %, сентябрь 2009
Уровень I
Уровень II
Уровень III
Уровень IV
1 балл
2 балла
3 балла
4 балла
5 балла
6 балла
7 балла
Письменная коммуникация
12
13
10
12
27
17
9
Устная коммуникация
21
15
21
20
7
8
8
Продуктивная коммуникация
20
12
20
14
19
8
5
По итогам входной диагностики заполняется индивидуальная карта ученика, в которой фиксируется уровень формирования коммуникативной компетенции
Результаты диагностики показали, что увеличился уровень продуктивной коммуникации увеличился на 2%, устная коммуникация осталась на прежнем уровне. Мною определены методы и формы формирования коммуникативной компетенции в 9-10 классах.
Схема 3. Формы работы для формирования коммуникативной компетенции
Предложенная система работы складывалась постепенно, в ходе моей работы в школе, начиная с 1998 г. Результатом ее использования является, прежде всего, высокий уровень речевой мотивированности детей: они с удовольствием составляют разнообразные высказывания с использованием различных языковых средств, любят и ценят речевое творчество, остроумие, и среди них много остроумных людей; у них развивается чувство языка, чувство слова, они ощущают уместность или неуместность употребления тех или иных языковых конструкций в зависимости от темы высказывания, места и т.п. Они положительно воспринимают предмет «Казахский язык и казахская литература» и с удовольствием идут на эти уроки.
Результаты диагностики в декабре 2012 года свидетельствуют о повышении
качества обученности по казахскому языку в 10-ом классе на 16%.
Повышение уровня сформированности коммуникативной компетентности учащихся по параметрам: устная речь - на 10 %; письменная речь - на 12%; работа с вопросами на понимание - на 6%; продуктивная коммуникация - на 24%. Итоги диагностики доказывают, что для реализации поставленной цели были правильно выбраны формы, методы и способы обучения.
На заключительном этапе проекта будет реализована диагностика
4- схема. Диагностика эффективности педагогического проекта
Дальнейшая работа будет проводиться согласно реализации проекта. Апробированные при реализации проекта методы и технологии развития у учащихся коммуникативной компетенции
-
способствуют формированию устойчивых коммуникативных компетенций;
-
затрагивают, активизируют различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, чувства, процессы анализа и синтеза;
-
повышают мотивацию к учению;
-
развивают познавательную активность;
-
вызывают интерес к предмету;
-
способствуют повышению качества знаний.
2. Проект показал эффективность формирования коммуникативных компетенций на основе творческой деятельности обучающихся, при использовании современных педагогических технологий, ИКТ, нетрадиционных форм уроков.
ЛИТЕРАТУРА
-
Закон РК «О языках в Республике Казахстан» (2010).
-
«Концепция языковой политики в Республике Казахстан» (1997).
-
Концепция 12 летнего среднего образования РК, проект , Астана 2010 г.
-
Балыхина Т.М., Игнатьева О.П. Словарь терминов и понятий лингводидактической теории ошибки. - М.:Из-во РУДН, 2006.
-
Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. Учебное пособие. - М.: Флинта, Наука, 1998. - 496 с.