Особенности ознакомления младших школьников с правами человека

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Особенности ознакомления младших школьников с правами человека»


В нашей стране строится правовое государство. Его становление и развитие зависят от воспитания и обучения молодого поколения. Положение о том, что образование - основа демократии, полностью отвечает рекомендациям Генеральной Ассамблеи ООН, призывающей использовать все воспитательные средства в учебном процессе школы для развития молодежи в духе уважения к свободе и человеческому достоинству.

Сегодня актуальная проблема по выработке правового сознания у младших школьников, которая вызвана событиями, происходящими в мире. В этой связи важным становится воспитание у подрастающего поколения основ толерантного сознания и поведения, усвоение знаний в области человеческих отношений, привитие психологической культуры.

Вот почему формирование культуры прав человека - одна из важнейших задач школы. Вопросы преподавания прав человека уже много десятков лет находится в центре внимания многих стран. Они накопили определенный позитивный опыт и могут ответить на вопрос «когда начинать обучение правам человека?» по рекомендациям ЮНЕСКО (1974 г.) обучение правам человека предлагается начать еще на дошкольном уровне. В то же время опыт зарубежных стран свидетельствует об эффективности их изучения в начальной школе, так как именно в этот период дети получают много информации и знакомятся с понятиями, а отношение к ним еще полностью не сформировано. Можно утверждать, что обучение правам человека - процесс долгосрочный и поэтому рекомендуют осуществлять его на всех этапах обучения.

Достаточно активная работа в указанном направлении разворачивается в России, где еще в начале 1990-х в качестве учебника и рабочей тетради для начальных классов был утвержден комплект из двух книг: «Ваши права!» и «Права на всякий случай» (Е. Шабельник, Е. Каширцева). Позже появились учебник для начальных классов «Права ребенка» (Е. Шабельник), рабочая тетрадь «Изучаем права человека» (В. Антонов), «Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых» (в пересказе А. Усачева), «Азбука прав человека» (1994) и программа спецкурса «Права ребенка».

Более того, исследовали возможности реализаций идей Конвенции в работе дошкольных учреждений. В рамках пилотного проекта в дошкольных учреждениях г.Твери и Тверской области, г.Нижнего Новгорода и Нижегородской области, г.Тольятти и Самарской области исследовалось состояние и возможности защиты прав и достоинства малышей и разрабатывались рекомендации для воспитателей. Выбор регионов был продиктован тем, что, по данным мониторингового доклада ЮНИСЕФ «Дети риска в Центральной и Восточной Европе: угрозы, надежды», в перечисленных городах и областях получены низкие показатели благополучия детей и особенно ощущалась необходимость их защиты.

По результатам исследования было опубликовано пособие «Защита прав и достоинства маленького ребенка», в котором предлагается во время занятия на тему «Содержание, формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по разъяснению Конвенции о правах ребенка» обсуждать с воспитателями следующие вопросы: 1. Какие статьи Конвенции, с вашей точки зрения, доступны пониманию детей старшего дошкольного возраста? 2. Какие формы пропаганды, разъяснения, информации об этих статьях Конвенции вы считаете возможным использовать в работе с детьми? Авторы рекомендуют включат текст статей Конвенции в содержание инсценировок, спектаклей, познавательных и занимательных игр, чтобы работа с детьми велась не фрагментарно, а систематично, на протяжении всего времени их пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

Подготовленные материалы дают полную и подробную последовательность преподнесения необходимых знаний, так как даже заинтересованные педагоги, осознающие всю значимость работы по правовому воспитанию младших школьников, зачастую испытывают трудности. Они происходят из-за различных причин, среди которых можно выделить следующие.

Во-первых, деятельность по правовому воспитанию школьников может страдать из-за отсутствия в ней системы. Часто вся работа по формированию у учащихся элементов правовой культуры носит только ознакомительный характер, не превращаясь в целенаправленное воспитание демократических ценностей. Между тем достижение четко обозначенных образовательных целей в сфере правового воспитания, формирование ясных представлений о моральных ценностях, добре и зле, чести и достоинстве, долге и ответственности, свободе и сознательной дисциплине, привитие навыков социально активного поведения возможно только в процессе систематической работы, которая должна быть определенным образом структурирована. Эта структура включает три важнейших элемента.

Начальная ступень рассматриваемого процесса состоит в том, чтобы довести до сознания детей представления о содержании конкретных прав и об ответственности за их реализацию (знания). Далее следует эмоциональное подкрепление сообщенных сведений и перевод их в оценочное отношение к названным понятиям (взгляды). Наконец, закрепление в конкретных действиях и поступках выливается в стойкое принятие или неприятие воспитуемыми соответствующих нравственно-правовых категорий в качестве регулятора поведения (убеждения).

Во-вторых, при организации процесса ознакомления младших школьников с правами ребенка необходимо в полной мере учитывать психофизиологические особенности детей 6 - 10 лет. Это касается прежде всего специфики мышления, которое у дошкольников носит наглядно-образный характер, затем с началом систематического обучения в школе приобретает черты конкретно-действенного и, наконец, трансформируется в словесно-дискурсивное. Поэтому старшие дошкольники и первоклассники мыслят формами, красками, ощущениями, практически не умеют абстрагироваться и обязательно опираются на ранее пережитый опыт, а слово действует на них лишь в тех случаях, когда за ним стоит конкретный материальный образ.

Кроме того, большую роль в усвоении младшими школьниками содержания собственных прав призваны сыграть «Уголки прав ребенка», которые рекомендуется создавать в каждом классе. В содержание «Уголков…» желательно включать приблизительно следующие блоки:

  1. Наглядно-занимательный материал, представляющий собой иллюстрации основных прав детей;

  2. Справочно-информационный материал, в котором содержатся сведения о том, в какие организации и к каким специалистам можно обращаться в случае возникновения необходимости;

  3. Приспособления для осуществления обратной связи (например, ящик для писем и обращений «Мне нужна помощь»);

  4. Страничка детского творчества;

  5. Раздел «В помощь родителям» с советами и информацией, касающейся содержания прав детей и возможности их защиты.

Из специфики мышления младших школьников вытекает еще одна психологическая особенность - склонность к детализации, персонификации событий и фактов. Это достаточно хорошо гармонирует со склонностью к игре, так как игровая деятельность, которой совсем недавно принадлежала ведущая роль, начинает у семилетнего ребенка уступать место учебной. Однако во время занятий можно и желательно добиваться сближения игровой и учебной деятельности посредством необычной формы проведения урока - например, в виде путешествия в страну прав со сказочными героями, инсценировки знакомых произведений со слегка измененными сюжетами и т.п. а поскольку игра представляет собой упрощенную модель действительности, то обращение к сказкам позволяет с успехом использовать привычные и понятные детям сюжеты как иллюстрацию для аргументации той или иной нравственной нормы.

Общеизвестна также повышенная утомляемость детей этого возраста, для преодоления которой предлагаемые виды деятельности должны быть часто сменяемыми и различаться по стилю, чтобы ребят не угнетала монотонность, не притуплялось их внимание. Кроме различных игр, инсценировок, пантомимических сценок хорошие результаты приносит проведение бесед, где темой служит ситуация, во время которой соблюдаются или нарушаются права героев сказок или других любимых детьми произведений. При обсуждении правовых коллизий знакомых персонажей дети высказываются со всей заинтересованностью и непосредственностью, в чем учитель им не препятствует. Воспитательное значение подобных дискуссий заключается в том, что дети оказываются перед необходимостью сделать выбор, предложить свой выход из ситуации, основываясь на накопленном опыте, в соответствии с имеющимися представлениями и, возможно, несовпадающими социальными установками. При этом дети мысленно перевоплощаются в персонажей, переживают события, происходящие с героями, и под влиянием своих эмоций могут действовать так, как считают нужным, а не так, как предполагает учитель. В результате у ребят складывается ощущение, что дело касается их личных прав, которые они могут защищать, отстаивать или, наоборот, менять свою позицию, точку зрения. Так школьники получают схему возможных действий в каждом конкретном случае и эмоциональное подкрепление сделанному выбору.

Желательно также стимулировать участие как можно большего числа ребят посредством вовлечения их в групповую работу. Однако при этом следует с осторожностью относиться к различного рода соревнованиям, помня, что проигрыш способен так воздействовать на эмоциональных и впечатлительных младших школьников, с трудом переносящих поражения, что дети потеряют интерес к проблеме. Кроме того, необходимо предусматривать, чтобы азарт соревнования не заслонил дидактического предназначения задания. Поэтому нужно не полностью отказаться от соревнования, но предусмотреть эмоциональную компенсацию проигравшим, смягчить горечь поражения, предоставить возможность самореализации каждого участника игры на основе знания их персональных способностей.

Но самая значимая и специфическая особенность занятий по правовому воспитанию младших школьников - это необходимость учитывать своеобразную детскую эгоцентричность, из-за которой , а также в силу отсутствия умения абстрагироваться и обобщать ребятам присуще буквальное восприятие материала, следствием чего становится соотнесение права только со своей личностью. То есть ученик каждое конкретное право воспринимает как исключительно свое, принадлежащее ему одному, не осознавая, что подобное право есть и у окружающих.

Сталкиваясь с этой особенностью ребят, противники обучения правам ребенка утверждают, что дети и без того хорошо осведомлены о своих правах, а вот обязанностей не знают. Более того, иногда возникает противодействие со стороны авторитарных педагогов, выступающих под лозунгом: «Сначала детям надо узнать свои обязанности, а потом права». При этом совершенно игнорируется основной посыл концепции прав человека: правами ребенок наделяется уже по факту рождения, а не заслуживает их «хорошим» поведением. Отрицая необходимость ознакомления детей с содержанием их прав, что, напомним, требуется по одной из статей Конвенции, авторитарные педагоги подменяют понятия и подразумевают под правами вседозволенность, которую яростно и критикуют. Между тем права ребенка основываются на таких ведущих принципах, как не дискриминация, т.е. равенство. В соответствии с этим принципом отстаивание и защита собственных прав обязательно сопровождается уважением прав и свобод другого человека, а не конфронтацией с окружающими. Об этом постоянно говорят и пишут все эксперты, в частности члены Комитета по правам ребенка. Так, М.С. Пэ, подчеркивала, что права ребенка рассматриваются не в противопоставлении правам взрослых или альтернатива правам ребенка родителей, а как неотъемлемая часть прав человека. Эту же мысль высказал Н.Кентвелл: «Конвенция ни в коей мере не является «хартией освобождения детей»». А девизом в данном случае стало изречение: «Права человека начинаются с прав ребенка».

Для того, чтобы эгоцентричность детей не приводила к их сосредоточенности на собственных правах, при знакомстве младших школьников с каждым конкретным правом необходимо разъяснять всеобщую его принадлежность. Это требование вытекает также из ведущего принципа Конвенции - не дискриминации или равноправия людей.

В работе по правовому воспитанию младших школьников особую результативность приносят интерактивные методы обучения, в основе которых лежит активное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Это взаимодействие следует организовать таким образом, чтобы каждый ученик на занятии оказывался перед необходимостью делать самостоятельный выбор, отстаивая свою позицию, определяя, как следует поступать, а как недопустимо. В ходе этого ребята учатся также дискутировать и спорить, понимать и принимать чужое мнение, признавать заслуги другого, видеть в нем равноправного партнера, прилагать усилия, направленные на поддержку товарищей. Результатом становится более прочное усвоение материала, развитие у детей таких мыслительных операций, как сравнение и др. кроме того, использование интерактивных методов позволяет успешнее формировать коммуникативные навыки, создавать на занятиях комфортные условия и благоприятный психологический климат для всех учащихся, максимально вовлекать их в учебную деятельность.

Назовем обычную последовательность проведения занятий с включением интерактивных методик. Вначале активизируется имеющийся у детей опыт, затем он осмысливается, а в заключение приводятся обобщающие теоретические посылки. Общение учителя и учеников происходит с постоянной сменой игры и дискуссий. Как правило, в результате у ребенка формируется интерес к знаниям, ибо каждый имеет возможность внести свой вклад и получить эмоциональное подкрепление в виде одобрения педагога, что особенно важно в младшем школьном возрасте. Достаточно простым даже для выполнения первоклассниками является задание проиллюстрировать, как они понимают право на жизнь, учебу, семью. Это задание позволяют детям отобразить свои ощущения, которые они не всегда могут выразить словами, а учителю - провести коррекционную работу. В итоге при помощи интерактивных методов в младших классах решается несколько задач одновременно, в том числе:

  • Происходит знакомство с основными правами и свободами человека;

  • Дается представление, что права и свободы есть не только у отдельно взятой личности, но и у всех окружающих людей;

  • Появляется навык анализировать поступки, как собственные, так и чужие;

  • Развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации.

К сожалению, при всей ценности интерактивных методов обучения их применению на занятиях зачастую мешают чисто формальные препятствия, в том числе неприспособленность школьных помещений к подобному виду работы и большая наполняемость классов, отсутствие свободного пространства. Это не позволяет создавать атмосферу доверия и открытости. Между тем, как подчеркивают специалисты, создание соответствующей атмосферы для усвоения идеи прав человека, прав ребенка едва ли не важнее преподносимых сведений. Недаром они настойчиво рекомендуют садиться в кружок (идея «круглого стола» короля Артура), чтобы педагог был одним из участников действа, пусть ведущим игры, но не центром мироздания. Подчеркивается также недопустимость категоричного тона и дисциплинарных замечаний, которые сводят на нет сентенции о равноправии и необходимости у детей чувства собственного достоинства.

Естественно, осознанное восприятие правовых знаний - результат не только специального обучения с помощью отобранных методик, но и следствие воздействия всех механизмов, принципов, которыми руководствуется педагог, помогая ребенку в его развитии. На учителе лежит очень большая ответственность, ибо применение активных методов возможно только в атмосфере честности и открытости между ним и классом, при условии полного согласия и доверия, когда педагог не начальник, а член команды, работающей над достижением общей цели - создания толерантного общества.

В целом успешность усвоения школьниками правовых знаний, формирования у подрастающего поколения элементов правовой культуры, необходимой для создания будущего демократического общества, во многом зависит от личности педагога, от его собственной убежденности в значимости нравственно-правовых категорий и от умения учитывать специфику работы с детьми той или иной возрастной группы.

Занятие по теме «Я и моя семья».

Цель: формировать положительное отношение к членам семьи, воспитывать заботливое отношение к ним, чувство доверия, сплоченности и защищенности.

Оборудование: фотографии членов семьи, краски, фломастеры, карандаши, листы бумаги.

Содержание занятия:

  1. Упражнение «Домашний фотоальбом».

- Сегодня вы принесли семейные фотографии, где есть вы, мама, папа, бабушка, дедушка, сестры и братья. Расскажите о них.

- Дети показывают принесенные фотографии членов семьи и семейные фотографии. Каждый ребенок рассказывает про одну из фотографий.

  1. Игра «Курица и цыплята».

Цель: почувствовать отношение матери к своим детям.

- «Цыплята» сидят на стульчиках. Водящий - «кошка». Учитель - «мама-курица». Вся куриная семья берется за руки, по кругу и произносят следующие слова:

Вышла курица-хохлатка,

С нею желтые цыплята.

Квохчет курица: ко-ко

Не ходите далеко.

(Постепенно все приближаются к кошке, сидящей отдельно на стульчике).

На скамейке у дорожки

Разлеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

Цыплята разбегаются. Мама размахивает крыльями, защищает своих детей, прогоняет кошку.

- Любая мама всегда защитит своего ребенка. В присутствии мамы всегда чувствуете себя в безопасности.

- Что делают ваши мамы и папы, чтобы дома было уютно, спокойно?

  1. Задание. Написать мини-сочинение на тему: «Мои права и обязанности в семье».

- У каждого человека есть своя семья. Она может быть маленькая: мама с сыном. Она может быть большая. Наверняка мама, папа, родственники любят вас и заботятся о вас. А как вы можете их радовать? Какие обязанности у вас дома? Как вы помогаете родителям? Какие права вы имеете в вашей семье?

- Заслушиваются сочинению детей.

Сочинение ученицы 2 класса Хатазейской Валентины.

У нас семья небольшая, в ней четыре человека: я, мама, папа и бабушка. У нас есть кошка Тина. Семья у нас дружная. Моя мама добрая. Я всегда помогаю родителям. Они меня любят.

Я имею право, предупреждая родителей, погулять на улице. Я имею право учиться в школе, посещать разные кружки.

Дома я помогаю родителям: мою посуду, заправляю постель, убираюсь по дому, люблю ухаживать за домашними животными.

Я всегда уступаю бабушкам и дедушкам в транспорте место. Я считаю, что это моя обязанность.

4. Итог занятия:

- Домашнее задание: «Семейный портрет» - нарисовать рисунок: семью в момент какого-то приятного события.

- Вывод: великое счастье, если у человека есть семья. Нужно дорожить своей семьей, ценить хорошие отношения, стараться самому быть внимательным и полезным.



Классный час, посвященный Дню Конституции.


1,2,3,4,5.

Теперь спинки держим ровно,

На месте будем мы шагать.

1,2,3,4,5.

Тихо все на место сядем

И закроем глазки.

  • Учитель: «Включили» фантазию, настроились на встречу со сказочными героями. Открывайте глазки!

Вопросы учащимся:

  1. В какой сказке и кто нарушил право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Золотой ключик или Приключения Буратино» - Карабас Барабас)

  2. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок»)

  3. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга)

На доске 3 листа:

  1. Право на бесплатное образование.

  2. Право на свободный труд, защита от безработицы.

  3. Право на неприкосновенность жилища.

  • Учитель: Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы остановимся в гостях у героев сказки «Золотой ключик или приключения Буратино». Перед вами три островка, чтобы узнать их название, надо ответить на вопросы:

  1. Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то какое право они нарушили? (ответ - лист № 3)

  2. Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (ответ - лист № 2)

  3. Буратино продал свою «Азбуку». Каким правом он не воспользовался?

(ответ - лист № 1)

  • Учитель: Вы сможете продолжить путешествие по стране Правознайке, если возьмете в библиотеке книгу Е.Шабельника «Ваши права». (Показ книги.)

  • В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование…».

- Какие же права есть у вас, школьников?

- Право на учебу, право на отдых между уроками, право на каникулы, право на занятия в кружках и секциях.

  • Учитель: Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права, но и обязанности.

- Какие же обязанности у школьников?

- Уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.

  • Выступления учеников:

1-й ученик. Открыты все пути у нас

Без края, без преграды,

Но школьникам сейчас

Пока учиться надо.

2-й ученик. Учеба - очень интересный труд,

Нам силу, радость

Знания несут.

3-й ученик. К тому же мы прекрасно понимаем:

Кто с детства трудности преодолевает,

Судьбой своей тот управляет.

И тот, кто учится отлично в школе,

Характер закаляет свой и волю.

  • Учитель: Вот и подходит к концу наше занятие. Давайте подведем итог.

- Где записаны права и обязанности граждан России? (В основном законе России - Конституции)

- Когда была принята Конституция? (12 декабря 1993 г.)

- Зачем нужна Конституция?

  • В заключении нашего классного часа выступят (Ф.И.учеников)

1-й ученик. Мы знаем о законе мало,

Не больше всех иных,

Мы знаем, делать нужно то,

Что благо для других.

2-й ученик. Человеку много нужно,

Чтобы счастливо прожить!

Нужен дождь и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море.

3-й ученик. Нужно море и леса,

Нужно счастье, нужно горе

И родные голоса.

Невозможно без природы,

Без сияющих небес.

4-й ученик. Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить,

Все почувствовать вокруг.

© 2010-2022