Конспект урока по окружающему миру

Конспект урока по предмету «Окружающий мир»              Программа А.А. Вахрушева  «Школа 2100» 2 класс Предметные результаты изучения темы - формирование  представлений, о погоде и климате. 1-я Линия развития – уметь объяснять мир: ·       Научиться различать погоду и климат, научиться описывать погоду и объяснять причины происхождения погодных явлений. ·       Научиться определять температуру с помощью термометра. 2-я линия развития  – уметь определять свое отношение к миру:оценивать правильно...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по предмету «Окружающий мир»

Программа А.А. Вахрушева «Школа 2100»

Тема урока «ПОГОДА И КЛИМАТ»

I. Цели урока:

Для учителя: создать условия для знакомства с погодными явлениями, научить различать погоду и климат, описывать погоду и объяснять причины происхождения погодных явлений, определять температуру с помощью термометра.

Для ученика: в результате освоения данного модуля ученик научится находить и описывать погодные явления, описывать погоду, вести дневник наблюдений за погодой, анализировать природные явления; характеризовать основные этапы круговорота воды в природе; определять температуру с помощью термометра, научится проводить исследования и фиксировать результаты наблюдений в календаре природы и «маленьких» исследованиях.

II. Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты изучения темы - формирование представлений, о погоде и климате.

1-я Линия развития - уметь объяснять мир:

  • Научиться различать погоду и климат, научиться описывать погоду и объяснять причины происхождения погодных явлений.

  • Научиться определять температуру с помощью термометра.

2-я линия развития - уметь определять свое отношение к миру:

  • оценивать правильность поведения людей в природе;

Личностные результаты:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем

  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Выразительно читать и пересказывать текст.

  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


III. Технологии развития УУД, используемые в рамках урока:

  • Технология проблемно - диалогического обучения

  • Технология продуктивного чтения

  • Технология оценки учебных успехов

  • Технология групповой работы

  • Здоровьесберегающие технологии

  • Информационно-коммуникативные технологии

IV. Методы обучения:

  • Словесные - рассказ, беседа, объяснение, инструктаж к работе.

  • Наглядные - демонстрация (презентации, наглядных пособий, иллюстраций, опытов)

  • Практические - нет;

  • V. Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.

VI. Оборудование:

  • Для учителя - термометр уличный, комнатный и медицинский, веер, змейка, кипящая жидкость в сосуде, стекло для конденсации капель, рисунки различных сезонов года, календарь погоды, плакат «Погода и климат» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса», компьютер, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска.

  • Для учащихся - на парту: разрезные карточки.

VII. Литература:

  • Для учителя - Вахрушев А.А. Окружающий мир. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Наша планета Земля», 2 класс. - М.: Баласс, 2012. - 416 с. (С. 142-147).

  • Для учащихся - Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета Земля»). Учебник в 2 частях. Часть 2. - М.: Баласс, 2012. - 128 с. (С. 70-75).

Вахрушев А.А.. Окружающий мир. Мои первые опыты. Учебное пособие 1 - 2 класс. - М.: Баласс, 2012. - 32 с. (С. 20 - 21).

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс («Наша планета Земля»). - М.: Баласс, 2012. - 80 с. (С. 20-24).

VIII. Тип урока: изучение нового материала (вводный).

IX. Структура урока (этапы) / урок 45 минут:

  1. Организационный момент (1 мин.)

  2. Мотивация к учебной деятельности (1 мин.)

  3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии (3 мин.)

  4. Выявление места и причины затруднения (3 мин.)

  5. Построение проекта выхода из затруднения (Целеполагание) (3 мин.)

  6. Реализация построенного проекта (5 мин.)

  7. Первичное закрепление во внешней речи (8 мин.)

  8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (8 мин.)

  9. Включение в систему знаний и повторение (5 мин.)

  10. Рефлексия учебной деятельности(5 мин.)

  11. Домашнее задание (2 мин.)

  12. Организованный конец урока (1 мин.)

X. Оформление классной доски:



Проблемный вопрос?

Что такое погода и что такое климат?

Цель урока? Дать представления о погоде и климате.

План:

1.Что такое погода?

2.Как она изменяется.

3.Атмосферные явления.

3. Что такое климат?

28 октября

Погода и климат

Показ презентации



Д./З.

У. стр.70-75

Р/Т стр.22-23 (задания)








































ХОД УРОКА

I. Орг.момент

Здравствуйте ребята!

Давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.

  1. Чтение стихотворения учителем:

Дождик землю поливает

И деревья умывает.

Что- то он сказать хотел,

К нам в окошко залетел.

Он решил нам подсказать,

Что урок пора начать.


II. Мотивация к учебной деятельности

Мы начинаем урок окружающего мира.

Сначала надо захотеть,

Потом попробовать

И трудность преодолеть.

Затем понять, чего не знаешь

Когда ты сам поставишь цель,

Тогда найдёшь и способ изученья.

III. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Повторение.

- Что мы обсуждали на прошлом уроке? (Мы говорили о поясах освещённости.)

- Сегодня мы продолжим разговор о причинах распределения тепла и холода на Земле и выявим новые причины.

- Прежде всего определим, какое сейчас время года?

- Объясните свой ответ. (Сейчас у нас наступила осень. Мы находимся в Северном полушарии, солнечные лучи в это время падают на поверхность планеты довольно полого (под углом) и не очень сильно обогревают Землю.) (Слайд 3)

- Поработаем с плакатом «Погода и климат» (из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса»). На нём изображены 4 осенних дня. Подберите к иллюстрациям нужные слова (разрезные карточки) и опишите погоду.

- Опишите осенние явления. Вставьте нужные слова. (Слайд 4)

Осенью _________тепло, часто небо покрыто ____________, идёт мелкий затяжной ___________, дует холодный __________. Обычно на улице не очень хорошая___________. Но сегодня тепло и сухо.

- Что такое погода? Ответы детей.

- Говорили мы раньше об этом явлении на уроке окружающего мира? (Мы наблюдали за погодой, но что это такое, не выясняли.)

- Из каких явлений складывается погода? Что нам поможет вспомнить об этом? (Календарь наблюдений. (Он размещён в дневнике ученика 2-го класса Образовательной системы «Школа 2100», в пособии «Мои первые опыты, ч. 1». Дети рассматривают календарь.) Температура воздуха, осадки, облачность, ветер.)

- Мы уже два года наблюдаем за погодой. Давайте сравним погоду второй недели октября прошлого и нынешнего года (если наблюдения проводились).

- Расскажите, что вы знаете о погоде в разных городах умеренного пояса. Одинаковая ли погода? (Нет, разная температура воздуха, разные осадки, где-то снег, где-то дождь.)

- Какой вопрос у вас возникает? (Мы на прошлом уроке решили, что если солнечные лучи под определённым углом освещают поверхность Земли, то она получает одинаковое количество тепла. (Почему же на одном расстоянии от полярного круга (или от экватора) такая разная погода? Видимо, что-то ещё влияет на распределения тепла на поверхности Земли.)

IV. Выявление места и причины затруднения

- Почему мы не можем объяснить данное явление? (Нам кажется, что этих вопросов мы ещё не касались. Ответить на вопросы мы не можем, т.к. не знаем причины возникновения этих изменений. Значит, нужно выяснить причину данного явления.)

- Какова тема урока? Причина изменения погоды.

V. Построение проекта выхода из затруднения

- Составим план урока.

План (примерный).

Учитель вместе с детьми планирует деятельность на уроке.

- Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

- Какое умение формировали? ( Умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

VI. Реализация построенного проекта

- Чтобы ответить на вопросы, необходимо проделать несколько наблюдений.

- Что произойдёт, если мы запустим бумажный самолётик, подбросим вверх карандаш? (Они под действием притяжения Земли обязательно упадут на землю.)

- Одинаково ли они будут падать? (Нет, самолётик будет падать дольше, чем карандаш.)

Работа в группах.

- Почему самолётик падает дольше? Подумайте.

Группы обсуждают, выносят свои предположения и предлагают согласованный вариант.

- Возьмите в руки тетрадь и помашите около лица. Что вы почувствуете? (Почувствуем ветер.)

- Из чего он получился? (Вокруг нас находится невидимый воздух. Тетрадь привела его в движение. Мы его не замечаем.)

- Наверное, он не очень важен для нашей планеты. Как вы думаете?

Демонстрация опытов.

1. С помощью фена или обогревателя важно продемонстрировать, что воздух вокруг нас может быть тёплым или холодным.

Вывод. Воздух можно охладить или нагреть достаточно быстро.

2. Опыт с вертушкой.

Вывод. Тёплый воздух перемещается вверх, на его место направляется холодный.

- Вспомните, что происходит с водой при нагревании? (Она превращается в пар.)

- Что такое пар? (Это газ.)

- Из чего состоит воздух? ( Он состоит из газов.)

- Поработаем с плакатом «Погода и климат» (из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса»). На нём слева вверху изображён круговорот воды. Опишите его и объясните, откуда берутся облака.

(Вода находится в природе в постоянном движении. Этот процесс называется круговоротом воды в природе. Вода испаряется и в виде пара поднимается вверх. При охлаждении образуются мельчайшие водные капельки - они образуют облака. В зависимости от температуры, из облаков на землю под действием силы тяжести выпадают осадки.)

VII. Первичное закрепление во внешней речи

- Облака неподвижны или нет? (Облака находятся в постоянном движении.)

- Что их движет? (Их перемещает ветер.)

- Поработаем с плакатом «Погода и климат» (из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса»). На нём слева внизу изображена схема образования ветра. В каких местах поверхность Земли нагревается сильнее? (Сильнее нагревается поверхность суши (судя по красным стрелкам).

- Откуда берётся ветер? (Это происходит из-за того, что тёплый воздух поднимается вверх, а на его место устремляется холодный.)

- Что нагревает воздух?

- Не видите ли вы здесь закономерности? Подумайте.

Дети обсуждают в группах, затем делают вывод.

Воздух, тепло, которое получает Земля от Солнца, и круговорот воды в природе тесно взаимосвязаны. Воздух находится в постоянном движении. И он увлекает за собой облака, перемещая влагу, тепло или холод с одного места в другое.

- Почему он не улетает от нашей планеты, что его удерживает? (Притяжение Земли.)

Физ. Минутка

-Каким может быть ветер по силе? ( Сильным, слабым, умеренным, ураганным.)

Представьте, что вы деревья, расправьте веточки, покажите

  • безветрие

  • слабый ветер,

  • умеренный ветер,

  • сильный ветер,

  • ураганный ветер.

VIII.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа в учебнике.

- Найдите в учебнике на с. 70, как называется воздушная оболочка Земли. И что в ней особенного? (Воздушная оболочка Земли называется атмосферой. Если бы её не было около нашей планеты, тогда она, как и Луна, или очень сильно нагревалась, или очень остывала. Атмосфера задерживает тепло и не даёт газам улетать в космос. Тепло перемещается из тёплых мест в холодные.)

- Что такое атмосферные явления? (Облака, ветер, дождь, мороз, жара, снегопад, гроза, туман - это атмосферные явления.)

- Найдите в учебнике информацию о том, как образуется ветер, на с. 72, сравните её с нашими выводами.

(Слайд 5 -6)

IX. Включение в систему знаний и повторение

Создание проблемной ситуации.

- Объясните ситуацию. (Слайд 7)

Осенним днём в зоопарке встретились пингвин, воробей и журавль. Пингвин сказал, что на улице очень жарко, воробей заметил, что погода стала портиться, журавль заявил, что становится холоднее и надо готовиться к отлёту на юг.

- Как понять, тепло или холодно на улице, не выходя из дома? Подумайте. Дети обсуждают в группах.

- А что это такое и для чего используется? (Учитель показывает термометр.)

(Для измерения температуры воздуха.)

- Прочитайте ответ на с. 71 и сравните с ним свои мнения. Как понять, тепло или холодно на улице, не выходя из дома? (Слайд 8)

- Мы выяснили, что при нагревании поверхности или её охлаждении начинается передвижение воздушных масс. Каким может быть ветер по своей силе? Найдите ответ на с. 72.(Слайд 9)

- Как называется явление, когда небо покрыто облаками? Найдите ответ на с. 73. (Слайд 10)

- Посмотрите также, какими бывают осадки. (Слайд 11)

- Посмотрите ещё раз на наши наблюдения за погодой. Можно ли найти что-то общее в двух случаях? Какая погода обычно бывает в нашем городе осенью? Соответствуют ли наши наблюдения тому, что бывает обычно? (Да, конечно, то, что мы наблюдали, соответствует тому, что чаще всего бывает осенью. Хотя погода в прошлом году не была точно такой, как в этом году.)

- Как одним словом назвать то, что бывает обычно, наблюдается в нашем городе каждый год осенью, весной, летом или зимой и соответствует изменениям, происходящим в умеренном тепловом поясе? Найдите ответ на с. 74. (Это называется климатом.)

- Что называют климатом, а что называют погодой? Чем погода отличается от климата? (Слайд 12)

Дети читают определения.

- Подведём итог сегодняшним открытиям. (Климат в каждом месте Земли известен, а погода всегда разная.)

- Можем ли мы теперь вернуться к заданию, которое вызвало у нас затруднение?

Ответить на главный вопрос урока?

Осенью _________тепло, часто небо покрыто____________, идёт мелкий затяжной ___________, дует холодный __________. Обычно на улице не очень хорошая___________. Но сегодня тепло и сухо.

1. Какие природные явления здесь описываются? В чём их суть? (Здесь описывается два разных явления природы: погода и климат. Их описывают с помощью атмосферных явлений: осадки, ветер, наличие облаков…)

2. Сравните погоду второй недели октября прошлого и нынешнего года. Почему это произошло? (Климат - это среднее проявление погоды в данной местности. Погода очень изменчива.)

3. Расскажите о погоде в разных городах умеренного пояса. Одинаковая ли погода? Почему? (Погода разная, т.к. на этих территориях по-разному нагрет воздух, и разное количество воды находится в атмосфере…) (Слайд13)

X. Рефлексия учебной деятельности

- Что нового узнали?

- Как узнали, что помогло?

- Где пригодятся знания?

- Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

- Как работал ты?

- Какую работу мы сегодня выполняли?

- Чему учились?

- Кто или что вам помогало справиться?

- Кто доволен сегодня своей работой?

-Давайте узнаем, какая атмосфера, погода царила на нашем уроке. Выберете знак, соответствующий вашему настроению.

Конспект урока по окружающему миру- доволен собой

Конспект урока по окружающему миру- не совсем доволен

Конспект урока по окружающему миру- не доволен

XI. Домашнее задание

У. стр.70-75

Р/Т стр.22-23 (задания)

XII. Организованный конец урока

Всем спасибо за урок.

Мне понравилось, как вы сегодня работали.

Урок окончен.
























Энциклопедическая справка к уроку для учителя

Почему сегодня светит яркое солнце, а завтра его не видно за густыми облаками? Почему вчера было прохладно, шёл дождь и дул ветер, а сегодня тело, сухо и безветренно? Такие вопросы часто возникают у каждого из нас. Собираясь на улицу, мы должны одеться по погоде. Все мечтают холодной зимой о тёплых островах с чудесным климатом.

А что такое погода и климат? Какие силы влияют на них?

Солнечной энергии поступает на поверхность Земли очень много, однако значительная часть её отражается и возвращается в космос. Но как же удержать энергию Солнца?

Гидросфера, литосфера и атмосфера по-разному это делают.

Вглубь грунта тепло проникает всего на несколько метров. Поэтому суша быстрее всего нагревается и столь же быстро остывает. Атмосфера из-за своей прозрачности свободно пропускает тепло к земле, но обратно этот процесс идёт слабее. Таким образом, атмосфера удерживает тепло около поверхности Земли. При отсутствии этого процесса поверхность планеты прогревалась бы только до -200. Значит, нижняя часть атмосферы нагревается больше. Тёплые потоки воздуха устремляются вверх, их место занимает более холодный воздух. Так образуется ветер. Вода больше всего нагревается сверху. Это происходит гораздо медленнее, чем на суше. Но и удерживает вода тепло гораздо дольше.

Центральное место во взаимодействии гидросферы, литосферы и атмосферы занимает один очень важный процесс, постоянно происходящий на Земле. Он связан с водой. Как известно, она встречается на Земле в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. Вода постоянно испаряется с поверхности нашей планеты. Благодаря этому действует круговорот воды. Он связан с переносом больших масс воды и расходом энергии. Главные звенья круговорота - испарение, подъём водяных паров в верхние слои тропосферы (нижний слой атмосферы), охлаждение, конденсация (образование капелек воды и ледяных кристаллов), выпадение осадков, впитывание в почву и стекание её по поверхности в реки и водоёмы. В результате конденсации возникают облака. Капельки воды осаждаются на льдинках или других твёрдых частичках, их вес растёт, тогда под действием силы тяжести они устремляются вниз. Круговорот воды стал важнейшей предпосылкой выхода живых организмов на сушу и появлению биосферы.

Температура, влажность, потоки энергии в атмосфере, скорость и направление ветра, осадки постоянно изменяются в разных местах и в разное время. Состояние атмосферы в определённый момент времени называют погодой. То, что происходит в атмосфере в длительные промежутки времени, вкладывается в понятие «климат». Под климатом понимают наиболее часто повторяющиеся особенности погоды, создающие обычную для данной местности смену температур, влажность, количество осадков, циркуляцию атмосферы.

С учётом угла падения солнечных лучей, положения зон высокого и низкого давления воздуха учёные выделяют несколько климатических зон: три зоны низкого давления (экваториальная и две зоны умеренных широт); четыре зоны повышенного давления (две тропические и две полярные). Различают также материковый климат и океанический.

Подробнее об этом можно узнать в книге «Энциклопедия для детей», изд. «Аванта +», том «География».

Итак, в формировании климата участвуют атмосфера, гидросфера и литосфера. Ветер, осадки, изменения температуры, влажность, давление воздуха - всё это результат теплообмена между этими оболочками Земли.







© 2010-2022