- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа для специальности 08. 02. 01
Рабочая программа для специальности 08. 02. 01
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Исаева С.В. |
Дата | 11.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Тольяттинский индустриально-педагогический колледж
(ГБОУ СПО ТИПК)
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА
2014г.
РАССМОТРЕНО
на заседании рабочей группы ОПОП
Протокол № ____________
от «___»________________20_____г.
Руководитель ОПОП _________ А.А.Безуглая
УТВЕРЖДЕНО
Директор
_____________Е.В. Тарасенко «____»______________20____г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Организация-разработчик: ГБОУ СПО Тольяттинский индустриально-педагогический колледж
Разработчик:
Исаева С.В. - преподаватель высшей квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
16
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
19
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы специальностей 270000 Архитектура и строительство
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области строительства и эксплуатации зданий и сооружений при наличии среднего (полного) общего образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать полученные знания при выполнении конструкторских документов с помощью компьютерной графики.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- правила разработки, выполнения оформления и чтения конструкторской документации;
- способы графического представления пространственных образов и схем;
- стандарты ЕСКД и СПДС.
Общие компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
ПК 1.1. Подбирать строительные конструкции и разрабатывать несложные узлы и детали конструктивных элементов зданий.
ПК 1.2. Разрабатывать архитектурно-строительные чертежи с использованием информационных технологий.
ПК 1.3. Выполнять несложные расчёты и конструирование строительных конструкций.
ПК 1.4. Участвовать в разработке проекта производства работ с применением информационных технологий.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 166 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 110 часов;
самостоятельной работы обучающегося 56 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной программы
Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
166
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
110
в том числе:
лабораторные занятия
0
практические занятия
100
контрольные работы
0
курсовая работа (проект)
0
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
56
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
0
- выполнение упражнений
56
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Содержание учебного материала
2
1
История развития чертежа. Чертеж как язык технического общения. Стандартизация.
Цели и задачи «Инженерной графики» как учебной дисциплины. Способы выполнения технической документации в технике ручной и машинной графики.
2
1
Раздел 1.
Общие правила оформления чертежей
Тема 1.1.
Основные сведения по оформлению чертежей
Содержание учебного материала
6
1
Принцип получения основных форматов, их размеры и обозначения. Предварительная рамка. Основная рамка чертежа. Основная надпись, ее графы и размеры по ГОСТ 2.104-68 и ГОСТ 21.101-93, заполнение граф.
2
1,2
2
Значение линии для прочтения чертежа. ГОСТ, регламентирующий характеристики линий. Названия линий, их назначение, начертания, пропорциональное соотношение толщин. Понятие «яркость линии» при выполнении чертежа карандашом.
3
Масштаб. ГОСТ 2.302-68 «Масштабы». Приемы графического перевода размеров в масштабные значения.
Практические занятия
2
1
Графическая работа № 1. Вычертить графическую композицию, составленную на основе линий чертежа
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений на закрепление знаний и умений по теме.
2
Тема 1.2.
Чертежный шрифт и выполнение надписей на чертежах
Содержание учебного материала
8
1
Типы шрифтов, их отличительные и общие свойства. Номера шрифтов. Прописные и строчные буквы. Размеры и конструкция букв и цифр.
4
1,2
Практические занятия
2
1
Графическая работа № 2. Выполнить титульный лист для альбома графических работ.
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений на закрепление знаний и умений по теме.
2
Тема 1.3.
Основные правила нанесения размеров
Содержание учебного материала
2
1
ГОСТ 2.307-68 «Нанесение размеров и предельных отклонений». Размерные и выносные линии и порядок их проведения. Величина элементов стрелок и порядок их нанесения на размерные линии. Размерные числа и правила нанесения их к размерным линиям. Указание на чертежах значений радиусов и диаметров окружностей, условных размеров.
2
1,2
Тема 1.4.
Графические приемы выполнения изображений
Содержание учебного материала
6
1
Взаимосвязь математических положений и приемов графических построений. Графические приемы деления отрезка, окружностей, углов. Проведение параллельных и перпендикулярных прямых. Построение многоугольника, равного заданному. Прямая, касательная к окружности.
4
1,2
2
Сопряжение. Уклон, конусность и их обозначение на чертежах. Циркульные кривые (коробовая, овал и др.)
3
Лекальные кривые (эллипс, гипербола, парабола и др.). Приемы работы инструментом «лекало».
Практические занятия
2
1
Графическая работа № 3. Вычерчивание двух деталей с элементами сопряжений, деления окружности, уклона и конусности
Раздел 2.
Основы начертательной геометрии и проекционного черчения
Тема 2.1.
Методы проецирования
Содержание учебного материала
2
1
Метод проецирования. Исходная терминология процесса проецирования. Центральное и параллельное проецирование. Ортогональное проецирование. Аппарат ортогонального проецирования.
2
1,2
Тема 2.2.
Ортогональное проецирование точки, прямой, плоскости
Содержание учебного материала
6
1
Проецирование точки на две и три плоскости проекций. Метод координат.
плоскости.
4
1,2
2
Прямая и отрезок. Проецирование отрезка общего и частичного положений. Терминология и обозначения. Взаимное положение точки и прямой, двух прямых. Параллельные, пересекающиеся и скрещивающиеся прямые. Понятие о методе конкурирующих точек при определении видимости скрещивающихся прямых.
3
Плоскость. Задание плоскости на чертеже. Характерные положения плоскостей. Прямая, лежащая в плоскости. Свойства проецирующих плоскостей. Линии уровня
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений на закрепление знаний и умений по теме.
2
Тема 2.3.
Преобразование чертежа для определения действительных величин
Содержание учебного материала
4
1
Проецирование на дополнительную плоскость проекций. Использование метода проецирования на дополнительные плоскости для определения действительных величин отрезков и плоскости. Метод вращения при определении действительных величин отрезков и проецирующих плоскостей.
2
1,2
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений на закрепление знаний и умений по теме.
2
Тема 2.4.
Взаимное пересечение плоскостей
Содержание учебного материала
4
1
Взаимное пересечение плоскостей, одна из которых проецирующая. Взаимное пересечение плоскостей общего положения.
2
1,2
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений на закрепление знаний и умений по теме.
2
Тема 2.5.
Пересечение прямой с плоскостью
Содержание учебного материала
4
1
Определение точки пересечения прямой с плоскостью. Видимость прямой относительно плоскости. Использование метода определения точки пересечения прямой с плоскостью для нахождения линии двух плоскостей.
2
1,2
Самостоятельная работа
Выполнение упражнений на закрепление знаний и умений по теме.
2
Тема 2.6.
Аксонометрические проекции
Содержание учебного материала
6
1
Принцип получения аксонометрических проекций. Виды аксонометрических проекций. Принцип получения аксонометрических проекций плоских фигур. Аксонометрия геометрических тел.
4
2
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений на закрепление знаний и умений по теме.
2
Тема 2.7.
Геометрические тела
Содержание учебного материала
6
1
Гранные тела: призма, пирамида. Тела вращения: конус, цилиндр, тор, шар. Принцип образования их поверхностей. Терминология составляющих элементов. Построение проекций, аксонометрии, развертки геометрических тел; точки и линии на их поверхностях.
2
1,2
Практические занятия
2
1
Графическая работа № 4. Выполнить чертеж группы геометрических тел в системе трех проекций и построить объемное аксонометрическое изображение
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений на закрепление знаний и умений по теме.
2
Тема 2.8.
Пересечение геометрических тел плоскостями
Содержание учебного материала
4
1
Пересечение поверхностей тел плоскостями. Усеченные геометрические тела. Построение проекций, аксонометрии геометрических тел, пересеченных проецирующими плоскостями. Определение натуральной величины фигуры сечения.
2
1,2
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений на закрепление знаний и умений по теме.
2
Тема 2.9.
Пересечение прямой с поверхностью геометрических тел
Содержание учебного материала
4
1
Основной прием определения точек пересечения прямой с поверхностью геометрических тел.
2
1,2
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений на закрепление знаний и умений по теме.
2
Тема 2.10.
Взаимное пересечение поверхностей тел
Содержание учебного материала
4
1
Метод вспомогательных секущих плоскостей для построения линии пересечения гранных тел, тел вращения, гранного тела с телом вращения.
2
1,2
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений на закрепление знаний и умений по теме.
2
Тема 2.11.
Чертежи моделей
Содержание учебного материала
6
1
Построение чертежа, аксонометрической проекции, наклонного сечения по заданному положению секущей плоскости. Понятие о разрезе.
2
1,2
Практические занятия
2
1
Графическая работа № 5. Построить комплексный чертеж тонкостенной модели со сквозным поперечным отверстием, применяя разрез. Построить аксонометрическое изображение этой модели.
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений на закрепление знаний и умений по теме.
2
Раздел 3.
Основы технического черчения
Тема 3.1.
Основные положения
Содержание учебного материала
2
1
Виды изделий и конструкторских документов.
2
1, 2
Тема 3.2.
Изображения - виды, разрезы, сечения.
Содержание учебного материала
20
1, 2
1
ГОСТ 2.305-68 «Изображения - виды, разрезы, сечения». Виды: основные, дополнительные, местные; принцип получения, расположение.
8
2
Разрезы: назначение, принцип получения. Обозначение секущей плоскости. Название изображения. Разрезы: горизонтальные и вертикальные; продольные и поперечные; простые, сложные, местные. Соединение вида с разрезом.
3
Сечения: назначение, принцип получения, обозначение. Сечения вынесенные и наложенные. Выносные элементы: назначение и оформление.
Практические занятия
6
1
Графическая работа № 6. По наглядному изображению модели построить три вида
2
Графическая работа № 7. Построить сложные разрезы деталей
3
Графическая работа № 8. По наглядному изображению детали выполнить необходимый сечения.
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений на закрепление знаний и умений по теме.
6
Тема 3.3.
Резьба и правила изображения ее на чертежах
Содержание учебного материала
8
1
Назначение резьбы, принцип ее выполнения. Виды резьб. ГОСТ 2.311-68 «Изображение резьбы на чертежах. Метрическая и трубная резьбы.
4
1, 2
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений на закрепление знаний и умений по теме.
4
Тема 3.4.
Разъемные и неразъемные соединения
Содержание учебного материала
10
1,2
1
Назначение соединений. Виды разъемных и неразъемных соединений. Резьбовые соединения. Условные изображения резьбовых соединений на чертеже.
4
2
Неразъемные соединения. ГОСТ 2.313-82 о видах неразъемных соединений, их изображении и обозначении. Сварные соединения. Понятия о типах сварных швов. ГОСТ 2.312-72 об условном изображении и обозначении швов сварных соединений. Особенности чертежей сварных соединений. Понятие о сборочном чертеже.
Практические занятия
2
1
Графическая работа № 9.Выполнить чертеж несложного резьбового или сварного соединения, оформив его по правилам сборочного чертежа
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений на закрепление знаний и умений по теме.
4
Тема 3.5.
Технический рисунок
Содержание учебного материала
6
1,2
Назначение технического рисунка и его особенности. Приемы работы.
2
Практические занятия
2
1
Графическая работа № 10. По заданным образцам 3-4 деталей выполнить технические рисунки этих деталей(в технике ручной графики)
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений на закрепление знаний и умений по теме.
2
Раздел 4.
Компьютерная
графика
Тема 4.1.
Выполнение чертежей в графической программе КОМПАС 3D
3
1
Интерфейс системы. Создание чертежей. Приемы работы с документами. Приемы создания объектов. Общие сведения о геометрических объектах точки. Вспомогательные прямые. Окружности. Эллипсы. Дуги. Многоугольники. Лекальные кривые. Непрерывный ввод объектов. Штриховка. Фаски и скругления. Простановка размеров и обозначений. Линейные размеры. Угловые размеры. Авторазмеры. Обозначения. Редактирование. Построение видов. Текст в графическом документе. Таблицы. Библиотеки. Создание чертежей в графической программе Компас 3D. Дифференцированный зачет.
30
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений на закрепление знаний и умений по теме.
16
Всего
166
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета инженерной графики.
Оборудование учебного кабинета:
- - посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Инженерная графика»;
- объемные модели геометрических фигур;
- комплект плакатов «Техническое черчение, проекционное черчение, строительное черчение»
Технические средства обучения:
- набор кодотранспорантов:
1) черчение (101 кодотранспарант).
2) начертательная геометрия (100 кодотранспарантов).
3) детали машин и основы конструирования (200 кодотранспарантов).
- экран переносной
- мультимедиа-проектор
- компьютер для преподавателя;
- кодоскоп (оверхед-проектор)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1) Кириллов А.Ф. Черчение и рисование. - М.: Высшая школа, 2011.
2) Короев Ю.А. Черчение для строителей. - М.: Высшая школа, 2011.
3) Якубович А.А. Задания по черчению для строителей. - М.: Высшая школа, 2011.
4) Будасов Б.В., Каминский В.П. Строительное черчение.- М.: Стройиздат, 2011.
5) Георгиевский О.В.Правила выполнения архитектурно-строительных чертежей. - М., Интербук - бизнес, 2011.
6) Боголюбов С.К. Черчение.-М.: Машиностроение, 2011
7) Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения -М.: Высшая школа, 2011.
8) Баранова Л.А., Боровикова Р.Л., Панкевич А.П. Основы черчения. - М.: высшая школа, 2011.
9) Брилинг Н.С. Черчение. -М.: Стройиздат Л. 2011.
10) Единая система конструкторской документации ЕСКД. Общие правила выполнения чертежей.
11) ГОСТ Система проектной документации для строительства - М.:1977 -2013.
12) ГОСТ 21.101 - 97 СПДС Основные требования к проектной и рабочей документации;
13) ГОСТ 21.501-93 СПДС. Правила выполнения архитектурно- строительных чертежей.
14) ГОСТ 21.204 - 93 СПДС. Условные графические изображения элементов генеральных планов и сооружений транспорта.
150 Миронова Р.С., Миронов Б.Г. Инженерная графика. - М.: Высшая школа, 2011.
160 Миронова Р.С., Миронов Б.Г. Сборник заданий по инженерной графике. - М.: Высшая школа, 2011.
Дополнительные источники:
1)МакаровС.М. Краткий словарь-справочник по черчению.-М: Изд. Машиностроение», 2011.- 160с.
Нормативные источники:
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований, графических работ, выполнения упражнений.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь:
использовать полученные знания при выполнении конструкторских документов с помощью компьютерной графики.
Выполнение упражнений.
Графические работы.
Тестирование.
Выполнение упражнений, выполнение графических работ на компьютере.
Знать:
правила разработки, выполнения оформления и чтения конструкторской документации;
Выполнение упражнений.
Графические работы.
Тестирование.
- способы графического представления пространственных образов и схем;
Выполнение упражнений.
Графические работы.
Тестирование.
- стандарты ЕСКД и СПДС.
Выполнение упражнений.
Графические работы.
Тестирование.