- Преподавателю
- Другое
- Программа дополнительного образования «История школы в истории судеб»
Программа дополнительного образования «История школы в истории судеб»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Машунина Я.В. |
Дата | 23.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Машунина Я.В.
Пояснительная записка
Программа кружка История школы в истории судеб» составлена для работы с учащимися 5-9 и направлена на подготовку их к гражданской и нравственной деятельности. Материалы программы могут быть использованы на уроках истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Изучение истории школы дает возможность привлечь к поисково - исследовательской работе. Обучение путем открытий - актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
Занятие рассчитано на 35 учебные недели (4 часа в неделю); в год 140 часов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родной школы и села.
Методы работы:
-
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
-
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций, презентаций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
-
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику кружка «Истории школы в истории судеб» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Программа кружка «История школы в истории судеб» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: работа с документами, архивами, поиск и сбор материалов, оформление и систематизация материалов, практическим работам, оформление и защита проекта.
ЦЕЛЬ:
-
создание условий для формирования позитивного отношения школьника к истории родной школы, через систему интеграции основного и дополнительного образования;
-
расширение знаний учащихся о родном крае, своей родословной, развитие патриотизма, нравственно-эстетических качеств личности.
задачи:
-
развитие творческого потенциала обучающихся через проектную деятельность;
-
развитие социокультурной компетенции обучающихся;
-
обучение учащихся методам и приемам поисковой и исследовательской работы;
-
воспитание у обучающихся любви к своей школе, ответственности
за ее будущее;
-
поддержка мотивации обучающихся к обучению;
-
установление творческих контактов между обучающимися и педагогами;
-
формировать гражданственность, чувство гордости за свою школу, стремление внести свой вклад в ее развитие.
Формы работы
-
сбор материалов, отражающих историю села, школы;
-
работа с историческим источником с целью получения необходимой информации;
-
обработка полученных материалов (составление каталогов, описание экспонатов);
-
подбор материалов для проведения экскурсий, составление экскурсионного материала;
-
поиск и систематизация экспонатов;
-
проведение тематических экскурсий, походов, прогулок;
-
организация встреч с интересными людьми;
-
проведение пеших экскурсий по родному краю, отражающих историю улиц, памятных мест;
-
участие в районных конкурсах, посвященных изучению истории родного края.
Занятия должны вырабатывать у учащихся следующие умения и навыки:
-
овладение методами поисковой и исследовательской работы по сбору достоверных сведений по истории села и школы;
-
умение работать с краеведческой литературой, справочниками, документами;
-
использовать в работе воспоминания старожилов, свидетелей исторических событий;
-
писать дневники по изучению исторических событий;
-
писать доклады на исторические темы, выступать с ними на занятиях кружка, перед своими одноклассниками и учащимися других классов;
-
оформлять выставки, уголки, стенды по истории родного края и школы.
Виды деятельности учащихся:
-
оформительская;
-
исследовательская;
-
проектная.
Ожидаемые результаты
-
Развитие краеведческо-поисковой деятельности детей. Пробуждение интереса к изучению прошлого родного края.
-
Развитие у учащихся умения аргументировано отстаивать свою точку зрения на исторические события.
-
Развитие творческих способностей учащихся.
-
Развитие уважительного отношения к ветеранам войны и труда.
Календарно - тематическое планирование.
№
Тема факультативного занятия
Часы
дата
причина
план
факт
1
Введение в курс «история школы». Изучение собранных материалов за прошлые годы.
4
2
Что такое исследование? Как правильно задавать вопросы? Банк идей. Как выбрать тему исследования?
6
3
Формирование темы.
Тема, предмет, объект исследования.
4
4
Цели и задачи исследования. Учимся выделять гипотезы.
4
5
Сбор материалов по выбранной теме.
12
6
Наблюдение как способ сбора информации
6
7
Опросные методы. Опрос. Проведение анкетного опроса.
6
8
Архивные источники. Оформление выписок из архивных источников.
8
9
Фотосъемки
6
10
Проведение интервью
8
11
Работа с архивными документами
8
12
Способы оформления выписок из архивных документов. Оформление
выписок из документов
8
13
Оформление ссылок на источник
6
14
Обобщение полученных данных.
6
7
Оформление проектной деятельности
10
8
Оформление презентации
10
9
Проект. Подготовка к защите.
8
10
Защита. Участие в конкурсе «История школы в истории судеб».
12
11
Подведение итогов. Анализ исследовательской деятельности.
4
12
Оформление и систематизация материала. Выставка материалов. Сдача свей информации в школьныймузей.
4
Итого:
140