Методическая разработка по теме Подготовка преподавателя к уроку

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Министерство образования и науки Республики Татарстан

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Чистопольский сельскохозяйственный техникум им. Г.И.Усманова»


Методические рекомендации

« Подготовка преподавателя к уроку»













Разработала: преподаватель Боярова Наталья Вячеславовна,









Подготовка преподавателя к уроку.

Хороший урок-дело не простое даже для опытного преподавателя. Успешное проведение урока и достижение поставленных целей во многом определяется согласованной деятельностью преподавателя и обучающихся, которая в свою очередь зависит от подготовки к уроку. К сожалению, этому вопросу не уделяется должного внимания в практической работе многими преподавателями. Между тем целенаправленная подготовка обучающихся к следующему уроку создает у них положительный психологический настрой, вызывает повышенный познавательный интерес.

Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему преподавателя. Подготовку преподавателя к уроку можно разделить на следующие этапы.

Первый этап. Подготовка к учебному году:

Перед началом учебного года преподаватель распределяет во времени изучение всех тем программы, устанавливая соответствующие календарные сроки с учетом количества недельных часов, отводимых учебным планом на изучение данной дисциплины, и расписания учебных занятий. Размеченная таким образом рабочая программа служит для преподавателя календарным планом работы по учебной дисциплине, помогая ему контролировать сроки прохождения отдельных разделов программы, с тем, чтобы избежать излишней поспешности и не допускать отставания в изучении материала.
В методических журналах преподавателям рекомендуется тематическое планирование учебной работы по предмету. При этом определяется тема каждого урока содержание и основные виды работ, выполняемых на уроке. Непосредственная подготовка преподавателя к уроку заключается в конкретизации тематического планирования применительно к каждому уроку, продумывании и составлении планов отдельных уроков, отборе и проверке необходимых пособий и оборудования. Преподаватель изучает цели и задачи учебной дисциплины-требования к результатам освоения учебной дисциплины.

Второй этап. Подготовка методической литературы.

Изучается содержание учебной программы и темы программы. Преподаватель подбирает соответствующие учебники, методическую литературу, методические рекомендации, собирает материал для общего плана изучения темы (тематическое планирование).

Третий этап. Изучение материала конкретного урока.

Преподаватель изучает учебник, мысленно соотнося характер и логику изложения в нем учебного материала с достигнутым уровнем подготовки и уровнем развития своих учеников. Большое внимание он уделяет доступности изложения учебного материала, отмечает то, что в учебнике изложено просто и доступно, с тем чтобы часть учебного материала поручить обучающимся для самостоятельного изучения. Изучает состояние знаний и умений обучающихся, т. е. их подготовленность к работе по дисциплине или новому курсу. Но недостаточно только установить уровень сформированности знаний и умений, необходимо также знать, за какое время, с помощью каких методов и приемов он был достигнут.



Четвертый этап. Подготовка имеющихся в учебном заведении средств обучения.

Преподавание любой учебнойдисциплины опирается на использование разнообразного оборудования. Преподаватель должен располагать определенными натуральными объектами, моделями, рисунками, схемами, картами, набором современных технических средств и т. д.

В современном обществе использование информационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека.

В учебном процессе важную роль играют технические средства обучения. Главная задача их применения - повысить эффективность обучения и оптимизировать учебный процесс в связи с модернизацией российского образования. Это выдвигает новые требования к подготовке учителя-предметника, ставит перед ним новые проблемы, заставляет осваивать новую технику и создавать новые методики преподавания, основанные на использовании современной информационной среды обучения.

Технические средства обучения (ТСО) - совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации.

Таким образом, ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся.

  • Дидактические функции ТСО:

  • Уменьшение затрат времени;

  • Передача необходимой для обучения информации;

  • Рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом;

  • Обеспечение деятельности учащихся и педагога.

Оборудование уроков включает в себя демонстрационные пособия, а также раздаточный материал индивидуального пользования и приспособления для хранения, размещения на столахобучающихся. Многие демонстрационные пособия изготовляются руками преподавателя, обучающихся, поэтому преподаватель не только определяет вид пособия, его содержание, способ подачи информации, но и размер пособия, его эстетический вид, удобство использования на уроке.

Пятый этап. Разработка плана урока.

План урока - это конечный результат подготовительной работы преподавателя к проведению урока. Поэтому качество и правильность плана определяется качеством и правильностью выполнения всех основных этапов подготовки к уроку. План урока составляется на каждый конкретный урок с учетом всех существующих особенностей.

План урока составляется на основе тематического плана с учетом реального продвижения в изучении темы. В плане урока указываются: тема урока; цели и задачи урока; структура урока - последовательность учебных ситуаций при изложении учебного материала и проведении самостоятельной работы обучающихся; перечень и место учебных демонстраций; время, отведенное на каждый этап урока; необходимое для проведения урока оборудование и учебные пособия.

План урока (иногда его называют рабочим планом урока в отличие от тематического плана) необходим для каждого преподавателя.

Начинающему преподавателю целесообразно писать подробный план, а по сложным и трудным темам - краткие конспекты уроков. При наличии же достаточного опыта преподавателю будет достаточно пересмотреть конспекты уроков, применяемые в предыдущие годы работы, и внести в них изменения, которые могут быть вызваны частичным изменением программы или концепции обучения, корректировкой учебных часов, отведенных на изучение данной темы, уровнем подготовленности группы.

Также возможна ситуация, когда группа успевает выполнить все приготовленные преподавателем задания, и при этом остается лишнее время. Для избегания подобного необходимо всегда иметь резервный материал, которым можно заполнить оставшееся время. В подобную ситуацию обычно попадают молодые, неопытные преподаватели.

Привожу примерную схему плана урока.


ПЛАН УРОКА № 1

По учебной дисциплине «Основы агрономии»

Для студентов группы 110809 «Механизация сельского хозяйства»

отделения

Тема: Происхождение и одомашнивание культурных растений

Методическая тема (цель): подготовка конкурентоспособных специалистов, владеющих общими и профессиональными компетенциями, необходимыми для работы в условиях перехода к инновационной экономике

Цели:

Образовательная:

Сформировать знания: _З1Основные культурные растения,З2 Происхождение и одомашнивание,З3 Возможности хозяйственного использования культурных растений

Овладеть умениями:

_____________________________________________________________________________Развивающая: развитие логического мышления, памяти

Воспитательная: воспитание уважения, ответственности.

ОК

ПК

Тип урока:

Вид занятия:

Межпредметные связи:

Внутрипредметные связи:

Методы обучения:

Оборудование урока:

Источники информации:


Ход урока


  1. Организационный момент: ( мин)

2.Актуализация опорных знаний и умений и мотивационных состояний ( мин)

3. Изучение нового материла:

4. Первичное закрепление (мин)

5. Самостоятельная работа студентов по закреплению и совершенствованию знаний ( мин)

6.Домашнее задание ( мин)

7.Рефлексия ( мин)

  1. Мне было интересно…

  2. Для меня было новым то, что…

  3. Мне было трудно…

  4. Что, на ваш, взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

8.Подведение итогов и выставление оценок за урок ( мин)




Преподаватель: ____________________

Рекомендации начинающему преподавателю:

1.Успех составления плана.

Чтобы составить план хорошего урока, нужно время, старание и понимание того, чего хотят обучаемые и что они могут. Четко ставить свои цели. Чему хочу научить своих обучающихся? Что они должны знать к концу урока?

2. Изучить своих обучающихся:

- успеваемость (сильный, слабый, неоднородный, пассивный, активный и т.п.);

- отношение обучающихся к учебной дисциплине;

- отношение к разным видам учебной деятельности;

- сформированность учебных умений;

- общая подготовленность обучающихся;

- темп работы.

3.Учитывать свои индивидуальные особенности:

- тип нервной системы;

- коммуникативность;

- эмоциональность при организации учебной деятельности учащихся;

- управление восприятием нового учебного материала учащимися;

- умение преодолеть плохое настроение; уверенность в своих знаниях, умениях;

- наличие умений импровизации;

- умения пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.

4. Этапы планирования урока.

1 - разработка системы уроков по теме или разделу;

2 - определение образовательных, воспитательных, развивающих целей урока на основе программы;

конкретизация задач изучения темы с учетом возрастных и других особенностей обучающихся, их учебной подготовленности, воспитанности и развития;

Образовательные цели (какие знания, умения и навыки возможно развивать на учебном материале урока?):

1. Контролировать степень усвоения следующих основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках.

2. Обеспечить усвоение основных задач, входящих в содержание темы урока.

3. Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу.

Воспитательные цели (к какому мировоззренческому выводу возможно подвести обучающихся и какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале урока):

1. Содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих.

2. Решение задач трудового обучения и воспитания.

3. Осуществление нравственного воспитания(патриотизм, интернационализм, гуманизм, товарищество, этические нормы поведения).

4. Решение задач эстетического воспитания.

5. Решение задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, развития работоспособности, профилактики утомления.

Развивающие цели (какие познавательные способности обучающихся развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов):

1. Решение задач развития у обучающихся умений выделять главное, существенное в изучаемом материале (обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или контрольных вопросов, формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия).

2. Решение задач развития у обучающихся самостоятельности мышления .

3. Обеспечивая развитие речи учащихся.

4. Формировать у школьников умения преодолевать трудности в учении, закалять волю, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний.

5. Для развития у учащихся познавательного интереса.

6. В целях развития интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуации.

3 - отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд опорных знаний;

4 - выделение главного материала, который должен обучающийся понять и запомнить на уроке;

5 - разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем;

6 - нахождение связей при изучении нового материала с другими учебными дисциплинами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений обучающихся;

7 - планирование всех действий преподавателя и обучающихся на всех этапах урока;

8 - подбор дидактических средств урока (кино-и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.);

9- проверка оборудования и технических средств обучения;

10 - предусмотрение объема и форм самостоятельной работы, обучающихся во внеурочное время и на уроке;

11- продумывание форм подведения итогов урока.

Подготовка к уроку непосредственно перед звонком

1. Мысленное воспроизведение основных моментов урока.

2. Воспроизведение плана урока, мысленное представление класса и отдельных учеников.

3. Стремление вызвать соответствующий эмоциональный настрой.

Создание перед уроком соответствующего эмоционального настроя

1. Мысленное воспроизведение намеченных ранее эмоциональных акцентов.

2. Стремление оттолкнуться от наиболее яркого момента в материале урока.

3. Мысленное представление ожидаемого восприятия классом или отдельным учеником.

Психологическая подготовка к уроку

1. Осознание ее необходимости.

2. Мысленное переживание предстоящего урока.

3. Выработка своего эмоционального отношения к материалу урока.

4. Использование для эмоционального освещения учебного материала личных впечатлений из жизни (встречи, случаи и т.п.).

5. Использование прочитанных книг, ассоциаций, последних событий и т.п.






© 2010-2022