- Преподавателю
- Другое
- Алексейченко Алексей-самобытный поэт современной русской деревни
Алексейченко Алексей-самобытный поэт современной русской деревни
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ефимова С.В. |
Дата | 17.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
АЛЕКСЕЙЧЕНКО АЛЕКСЕЙ - САМОБЫТНЫЙ ПОЭТ
СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ДЕРЕВНИ
Ефимова С.В., учитель русского языка и литературы
В каждом уголке нашей огромной страны найдутся люди, делами которых славится их родная деревенька или город. Так и наше село Нижние Пены известно поэтом Алексейченко А.Д.
Алексейченко Алексей Дмитриевич родился 3 апреля 1956 года в хуторе Никольский Ракитянского района Белгородской области. В 1963 году поступил учиться в Никольскую начальную школу. По окончании Никольской начальной школы продолжил учёбу в Нижнепенской средней школе. В мае 1974 года был призван в ряды Советской Армии, откуда и поступил на военно-морское отделение Львовского высшего
военно-политического училища. Занимался спортом. Неоднократно был чемпионом Прикарпатского военного округа, а в 1978 году серебряным призером ВС СССР по военному троеборью. В этом же году был принят члены КПСС. Морскую практику и стажировку проходил на крейсерах Северного и Черноморского флотов. После окончания училища для прохождения службы был направлен на Краснознамённый Тихоокеанский флот. В 1981 году поступил учиться на заочное отделение филологического факультета Дальневосточного госуниверситета. В 1985 году в связи со сложившимися семейными обстоятельствами прекратил обучение в университете.
О себе на странице «Литературная карта Белгородчины» Алексейченко А.Д. в 2001 году написал: «Родился 3 апреля пятьдесят шестого года прошлого столетия. Детство и школьные годы проходили в хуторе Никольском на Белгородчине.
Пас гусей. Играя в логу в футбол, мог забыть о них и они тут же набивали зобы в пшеничном или ячменном поле, с которого объездчик угонял их и запирал в колхозном амбаре, а председатель "бил" отца рублем за нанесенный "ущерб". Частенько, свернув "козью ножку" из коровьего кизяка, покуривал, как и все мои погодки. Такие проделки отец не прощал и я получал от него "ивовую благодарность", после которой садился на стул с осторожностью.
Окончив хуторскую начальную школу, продолжил учебу в Нижнепенской средней, до которой было не менее часа ходьбы. Отец с матерью уходили в поле, когда я еще спал, а приходили, когда я уже спал. И потому все тяготы, связанные с моим воспитанием, ложились на верующую в Бога бабушку и матерившегося в бога деда.
Учился неплохо, без "троек", но дисциплина "прихрамывала". Отец, узнавая об этом, приходил с работы раньше обычного и ставил на колени в угол, предварительно подсыпав гороха или пшена. Так и стоял, пока отец не услышит: "Прости, больше не буду".
Когда наступали каникулы, отец брал меня с собой в поле, где я работал прицепщиком на волокуше. Отец часто сажал за рычаги трактора, чему я был безмерно рад.
На школьные годы приходятся мои первые литературные опыты, которые раскритиковал ракитянский поэт М. Тверитинов.
После школы поступал в Харьковское высшее военное танковое училище. Не прошел по конкурсу. Вернулся в родное село работать трактористом. Вскоре был призван в армию. Служил в Берлине, откуда и поступил на военно-морское отделение Львовского высшего военно-политического училища. Учился по два-три месяца в году. Остальное время - спортивные сборы. Был чемпионом Прикарпатского военного округа, серебряным призером первенства ВС СССР по военному троеборью.
По окончании училища, пройдя морскую практику и стажировку на крейсерах Северного и Черноморского флотов, служил на Краснознаменном Тихоокеанском флоте. УВ этот период печатался в периодической печати Приморского края, Тихоокеанского флота, в журналах "Советский воин", "Культурно-просветительная работа в войсках", "Агитатор". Будучи в звании старшего лейтенанта, имел смелость подать рапорт по команде с прошением о ходатайстве на разрешение поступать в Литературный институт им. А.М. Горького. Разрешение получил, но не в Литинститут, а в Дальневосточный госуниверситет, где и учился на филфаке заочного отделения. В связи с трагически сложившимися семейными обстоятельствами, на четвертом курсе университет пришлось оставить.
Вся моя служба была тесно связана с идеологией. В связи с этим, в составе групп идеологического обеспечения визитов кораблей бывал на военно-морских базах КНДР, КНР, СРВ и встречать экипажи кораблей США, Франции, Китая, Вьетнама, Кореи, Малайзии, Индонезии, Австралии на главной базе Тихоокеанского флота - Владивостоке.
Уволившись с ВМФ в чине капитана 2-го ранга, вернулся в родной хутор. Занимаюсь в литературной студии "Слово", руководит которой поэт Владимир Молчанов. В издательстве "Крестьянское дело" издал два сборника стихотворений: "Мельница" и "Изба".
Стихи печатались в журналах "Наш современник", "Роман-газета ХХI век", альманахе "Светоч", газете "Российский писатель", газете "Высокая печать", в периодических изданиях Белгородской и Курской областей.
В июне 2001 года был принят в Союз писателей России». [9]
В центре воспоминаний всех односельчан - светлый образ Алексейченко А.Д. Все вспоминают Алексея Дмитриевича как эрудированного, культурного человека, умевшего всегда прекрасно общаться с людьми, обращавшего на себя внимание своей ораторской речью и обаятельностью как одного человека, так и целого зала.
После смерти сына Алексея, в прошлом году, мать поэта Мария Дмитриевна переехала из х.Никольский к нам в село Нижние Пены. Сейчас она проживает в небольшом домике на улице Ивановка вместе с сыном Михаилом. Когда мы постучали в двери, навстречу к нам вышла худенькая, небольшого роста старушка. Посмотрев в глаза, такие же ясно-синие и лучистые как у Алексея Дмитриевича, мы сразу поняли, что это его мама. Несмотря на возраст (Марии Дмитриевне 80 лет), она достаточно энергичная и очень общительная. Из беседы мы узнали, что муж Дмитрий Михайлович, отец Алексея, всю жизнь проработал в селе трактористом, умер в 1986 года. Детей у них семье было четверо: Александр -1954 года рождения, Алексей- 1956 г.р, Вера- 1960 г.р., Михаил - 1968 г.р. Сын Александр сейчас проживает вместе с семьёй в г. Белгороде, а дочь Вера на Украине в г.Кременчуг.
Своими воспоминаниями об Алексейченко А.Д. поделились белгородские писатели и поэты:
-
Молчанов Владимир Ефимович, 1947 года рождения - заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза писателей России, председатель Белгородского регионального отделения Союза писателей России, руководитель литературной студии «Слово».
-
Чернухин Игорь Андреевич, 1930 года рождения поэт, член Союза писателей России.
-
Балбеков Александр Николаевич, 1947 года рождения - композитор и солист Белгородской государственной филармонии, член Союза композиторов России.
-
Корлыханова Римма Борисовна, 1940 г.рождения внештатный корреспондент белгородской газеты «Знамя», пишет стихи, выступает перед детьми в школьных библиотеках и во Дворце культуры перед земляками.
Белгородские поэты отметили, что Алексейченко А.Д. - поэт яркий и самобытный. В раннем творчестве стихи Алексейченко немного наивны, но очень искренние.
Самобытность творчества отмечают все наши респонденты. Все его стихотворения дышат, живут, пахнут ветрами и травами средней полосы России, деревней, просторами русских полей и неба. Алексейченко А.Д. с болью пишет о России, о российском народе, о вымирающих деревнях и сёлах.
За творческие годы Алексей Дмитриевич написал шесть книг стихотворений: «Мельница» (1998 г.), «Изба» (2000 г.), «Тополиный пух» (2004 г.), «Просёлочная дорога» (2008 г.), «Пруткая вода» (2010 г.), «Земли и неба позывные» (2012 г.). Последнюю, шестую книгу «Земли и неба позывные» поэт писал, будучи прикованным к постели. Издали её посмертно.
Алексейченко А.Д. пишет о любви, о природе родного края, его людях с нелёгкой, а порой и трагической судьбой. Все стихотворения проникнуты убеждённостью в том, что Россия живёт провинцией.
Тема моря, флота, военной службы является одной из составляющей творчества Алексейченко, его патриотической, гражданской основой - «От флота навек оторвался, а флот не оставил меня»,-пишет поэт.
Особую известность в нашем Ракитянском районе и соседнем Беловском Курской области Алексей Дмитриевич получил в 2002 году, когда была опубликована его поэма «SOS субмарины». Он посвятил её семье мичмана Владимира Хивчука из села Белицы Беловского района, погибшего с экипажем атомной подводной лодки «Курск» 12 августа 2000 года. Жители села, познакомившись с поэмой, расспрашивали о творчестве поэта-моряка, о нем самом, его семье, звонили в Нижнепенскую школу, администрацию, чтобы передать слова благодарности.
Большинство стихотворений Алексея Дмитриевича, такие как «Тарелка», «Встреча», «Пчела», «Первоначало», «Учеба» содержат глубокий философский смысл, иносказательны и мудры:
Песней детство моё звучало
И жужжало, словно шмели,
От того, что первоначало
В ломте хлеба и горсти земли.[4,с.109]
По стихам узнаётся биография и судьба поэта:
Никогда кучеряво не жили.
Жили при большинстве на Свете.
Верёвок ни с кого не вили.
И не давались в сети… [6,с.41]
Смотрю в свою тарелку:
Полна, но иногда.
В чужую, даже мелкую,-
Зарёкся. Никогда. [3,с.21]
Природа в наших местах красива: холмы и перелески, как в зеркалах, отражаются в речке Пене, окрестных прудах и озерках, а в балках и на луговицах - сочная зеленая трава, пестреющая разноцветьем. Окружающая природа всегда откладывает неизгладимый отпечаток на характер и судьбу человека:
Пена полнится водою,
Нет её родней и краше. [1,с.15]
Алексейченко А. присуща способность простыми словами говорить о великом. Алексейченко в стихотворении «Сыплет листьями лес, догорая» употребляет олицетворение «сыплет лес», рисуя образную картину, в которой читатель ассоциативно представляет все эти разноцветные, яркие листья осенней поры. Глагол «струится» вносит чувство размеренности быта сельской жизни. И какое-то щемящее чувство тоски, возникает, когда смотришь вслед улетающей стайке уток:
Сыплет листьями лес, догорая,
Над опушкой струится дымок.
Стайка уток, затон облетая,
Покидает родной уголок. [1,с.49]
В стихотворении «Косы ветер заплетает» мы уже видим пробуждение природы, жизни - аист бродит, чтобы собрать веточек и сделать гнездо. Аист как символ жизни - центральный образ стихотворения. В стихотворении запечатлен момент зарождения жизни, когда в природе всё оживает, а метафора «разгорелся зелени огонь» придает всей картине красочную выразительность, показывая внезапность пробуждения:
Косы ветер заплетает
В роще у берёз.
Возвратился, бродит аист
В устье Псла у лоз. [2,с.37]
Интересно описание образа луны в стихотворениях «Разговор», «Пчела», «Вот такие дела у села», «Скучно», где Алексейченко использует такие сравнения: луна, как венок, плывущий в холодной воде; луна над крышами плыла над полем тыквой переспелой; а на небе луна, вроде ордена; луны на небе осколок.
Тематика стихотворений А.Д.Алексейченко разнообразна: они рассказывают о добре и зле, любви, красоте, о жизни и тленности. Его можно назвать философским поэтом и певцом природы. (Приложение 6)
Самобытность стихотворений Алексейченко заключена не только в смысле его произведений, но и в стиле написания. Небольшие стихотворения ёмки по своему содержанию. Все стихотворения Алексейченко А.Д. просты и убедительны, что достигается использованием различных приёмов:
- употребление разговорной лексики (остограмиться, подпирают васильки,, половицы, где тебя носило, довел до ручек, ворчит, померла, бурчал, сенцах, бредни, потчую, дуба не дала, судачат, бабка отшептала, зябнут, юшка, бесятся, гребут, завалюха).
- использование диалектной лексики (докучливая, стёжкой).
- использование фразеологизмов (живут не спустя рукава, наломала столь дров, яйца курицу не учат, веревок ни с кого не вили, бился как рыба об лёд, против течения плыл, всё по плечу, баклуши не бью, не наломал бы дров, жили не разлей водой, почём фунт лиха, что с гуся вода).
Поэт с грустью размышляет о прожитых годах, рассказывает о жизни села, односельчан, поэтому глаголы (живёт, живу, жить, жил), употреблённые как в настоящем, так и прошедшем времени самые частотные. Поэт чувствует родство с бескрайними родными просторами, и в этих стихотворениях центральный образ (употребляется чаще со словами «жизнь», «живу»)- это «поле», «полюшко», самый любимый Алексейченко А.Д.
С особой теплотой и любовью поэт рассказывает о своей малой родине:
Хутор Никольский - моя родовая деревня.
Копны на поле и кони пасутся в логу.
Так же как раньше, шумят в огороде деревья,
Так же как раньше ловлю вороных на бегу…
Хутор Никольский - Отчизна насущного хлеба,
Родина сердца и песня души на заре…
Метафоры («шумят деревья», «звенит синева») создают звуковые образы, которые дополняют картину деревенской природы.
Как ветхий крест, стоит она,
Свою не проклиная долю.
В стихотворении «Телега», написанном в 1991 году, поэт в символичном образе телеги показал будущее села:
Телега-краса огородов.
Скрип жалкий железных уключин.
Возок, клеверами навьючен,
Ползёт через мелкие броды.
Ему не до быстрого бега.
Следы, что нескладные слоги.
Но скоро и эта телега
К обочине съедет дороги.
Хомут прорастёт повителью,
И в прошлое канут дела.
И в поле пшеничной метелью
Засвищет в амбарах села. [1,с.26]
Все стихотворения Алексейченко А.Д. пронизаны тоской об упущенном, утраченном. Об этом говорит не только тематика стихов, но и прием умолчания, графически переданный в конце большинства произведений, многоточиями.
В стихотворении «Посиделки», написанном в 2001 году говорится о жизни села на тот момент. Автору больно, что в его родном хуторе осталось 12 жилых домов1, жители хутора- бабушки, доживающие свой век:
А метель метёт по лугу,
Но на пару судных слов
Ходят бабушки друг к другу
Из двенадцати дворов. [3,с.10]
Особое место в лирике Алексейченко А.Д. занимают стихотворения, объединенные политической темой, где автор с острой болью воспринимает происходящие события в России. И неслучайно в своей книге известный артист Александр Михайлов «Личное дело» приводит слова из стихотворения Алексейченко А.Д. «У Белого дома»:
Постреляли. Пострелялись.
Что народу от того?
Кроме крови, не досталось,
Не досталось ничего.
Кроме пьянства по России,
Кроме Бога одного…
А у матери - Марии -
Сын убит. Да и всего. [7]
Поэзия Алексея Алексейченко не оставляет читателя равнодушным, ведь в её основе - привязанность к родным местам и народная жизнь, такая, какая она есть.
Использованная литература
-
Алексейченко, А,Д. Мельница. - Белгород: Крестьянское дело,1998
-
Алексейченко, А.Д. Изба. - Белгород: Крестьянское дело,200
-
Алексейченко, А.Д. Тополиный пух. - Белгород: Везелица,2004
-
Алексейченко, А.Д. Просёлочная дорога.- Белгород: Белгородская областная типография, 2008
-
Алексейченко, А.Д. Пруткая вода. - Белгород: Везелица,2010
-
Алексейченко, А.Д. Земли и неба позывные. - Белгород: Звонница,2012
-
Михайлов, А.Я. Память / Александр Михайлов// Наш современник .- 2003.- № 1.-С.6
-
Сафонова, А.Г. Ушел поэт, а боль осталась/ Наша жизнь. - 2013.- № 117.-С.3
Черновые записи Алексейченко А.Д.
1 На сегодняшний день (2013 г.) хутор Никольский - это 3 жилых дома, нет магазина, почты, школы, больницы, и асфальтированная дорога, ведущая в хутор, заросшая травой.