• Преподавателю
  • Другое
  • ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК АСПЕКТ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК АСПЕКТ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игнатенко А.В., магистрант 2 курса, факультета социологии

Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Российская Федерация

Игнатенко С.В., руководитель районного научного общества учащихся

Баевского района МКОУ «Нижнечуманская СОШ»

с. Нижнечуманка, Российская Федерация


ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ КАК АСПЕКТ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года»

определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является

увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса [3].

На первый план выходят компетентностный и личностно-ориентированный подходы.

Личностно ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности обучающегося - субъекта, признающее самобытность и самоценность его опыта, выстраивающее педагогическое взаимодействие на основе субъектного опыта

обучающегося [1].Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.

Патриотизм - любовь к своему Отечеству - глубокое и сильное человеческое чувство.

Это общественный и нравственный принцип отношения людей к своей стране. Это и ведущее нравственное качество, которое рассматривается как наивысшее проявление

политической и гражданской активности человека.

Патриотические чувства и взгляды формируются под влиянием множества факторов и

являются, с одной стороны, компонентом личностной идентичности человека, а с другой -

результатом его социализации.

Эмоциональное чувство привязанности и любви к родительскому дому, к родным и

близким усложняется, появляется рациональное и рефлексивное отношение к Родине,

когда патриотизм выражаются в намерении действовать, руководствуясь патриотическим

чувством в своих поступках.

Патриотические переживания не обязательно напрямую связаны с понятием «Родина»,

но с его символизированными проявлениями - событиями, людьми или идеями. Особое

значение приобретает то, как человек рассматривает и оценивает свой опыт жизни в стране

и опыт своих предков, как, он переживает прошлое и какие планы он строит относительно

своего будущего.Воспитание патриотизма в школах осуществляется в рамка школьного краеведения. Школьное краеведение важный фактор патриотического воспитания, расширяет кругозор и развивает познавательный интерес учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.

Об этом писали многие историки - практики и в 50-60-е годы ХХ века. «Одним из

средств патриотического воспитания учащихся является школьное краеведение. В процессе

краеведческой работы у учащихся складывается интерес к изучению истории страны,

родного села, воспитывается любовь к родному краю» [2, с. 102].

Автор данных строк отмечает, что в 50-60-е годы эта работа велась в средней школе, что

был организован исторический кружок. Результатом работы, которого явился созданный

краеведческий музей.

Начиная с 1999 года, краеведческие конференции школьников проводятся и в Баевском

районе, где их организацию взял на себя комитет по образованию и добровольческая

организация «Солнышко», эти конференции проходят в рамках программы «Отечество».

К настоящему времени прошло 15 районных историко-краеведческих конференций.

Конференция проходит по нескольким направлениям: родословие; летопись родного края;

школьные музеи; военная история России; дети и война; Великая Отечественная война;

этнография; археология; исчезнувшие памятники России; земляки.

Участниками конференции могут быть учащиеся 6-11 классов, ведущие поисково-

исследовательскую работу; учителя школ, ведущие поисково-исследовательскую работу

сами или совместно с учащимися; представители краеведческих кружков, школьных

музеев, военно-патриотических клубов и т. д.

Подготовка конференции проходит в два этапа: 1 этап - проходит в школе; 2 - районная

конференция в ДЮЦ.

Предъявляются требования к исследовательской работе, которая представляется на

защиту. Научными руководителями выступают школьные учителя истории, руководители

кружков.

Но нужно отметить то, что уровень первых работ был гораздо ниже, чем уровень работ,

представленных в последние года.

На базе муниципального казенного общеобразовательного учреждения

«Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского

края» было проведено исследование с целью изучения уровня социализированности

учащихся, участвующих в историко-краеведческих конференциях.

С помощью методики изучения социализированности личности (М.И. Рожков) выявлена

динамика по критериям социализации. Результаты диагностики учащихся 7 и 11 классов

представлены в таблице (см. ниже).

Таблица 1

Результаты диагностики учащихся 7 - 11 классов (в баллах)

Шкала

7 класс

11 класс

Социальная адаптированность

2,7

3,2

Автономность

2,7

2,9

Социальная активность

2,2

3,4

Нравственность

2,3

3,2

Из таблицы видно положительную динамику по показателям «социальная

адаптированность» с 2,7 до 3,2 баллов, «автономность» с 2,7 до 2,9 баллов, «социальная

активность» с 2,2 до 3,4 баллов, «нравственность» с 2,3 до 3,2 баллов, т. о. можно

констатировать средний уровень социализированности учащихся. В 7 классе выявлены

некоторые трудности, например, низкий уровень социальной активности, проблемы в

процессе общения. С одной стороны, подростки получают свободу действия, с другой - не

имеют достаточного опыта и необходимого объёма социальных знаний и умений. В 11

классе выявлено: сформированные качества личности, определённость в выборе профессии

и своих целях на будущее, учащиеся более адаптированы и активны в школьной жизни. В

процессе социально-педагогической деятельности в школе к 11 классу у учащихся

отмечается средний и высокий уровни социализированности.

Таким образом, реализация данного подхода способствует социальной активности

учащихся. Выпускники успешно продолжают обучение в высших (16,7% / 33,3%) и

средних учебных заведениях (43,7% / 22,2%) данные за 2013 / 2014 годы.

Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и

государственного здания, идеологическую опору его жизнеспособности, одно из

первоосновных условий эффективного функционирования всей системы социальной и

государственных институтов.

Список использованной литературы

1. Гиенко, Л. Н. Формирование социальной компетентности подростков с

использованием проектных технологий [Электронный ресурс] / Л.Н. Гиенко // Концепт. -

2014. - Спецвыпуск № 23. - ART 14776. - URL: e-koncept.ru/ 2014/ 14776.htm. - Гос.

рег. Эл No ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X. [Дата обращения: 10/03/15].

2. Кружковая работа по истории и обществоведению: сб. статей / Сост. П. Простов. -

М.: Просвещение, 1984. - 192 с.

3. Распоряжение от 7 февраля 2011 г. n 163-р о концепции Федеральной Целевой

программы развития образования на 2011-2015 годы. [Электронный ресурс]. - Режим

доступа: referent.ru/1/173627.

© Игнатенко А.В., Игнатенко С.В., 2015г.

© 2010-2022