Учебная программа практикум по организации социокультурной деятельности

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное образовательное бюджетное учреждение

Амурской области среднего профессионального образования

Амурский педагогический колледж













Рабочая программа учебной дисциплины

Практикум по организации социально-культурной деятельности
















2011 г.

Рабочая программа учебной дисциплины «Организация социально-культурной деятельности» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 040401 Социальная работа

Составитель: Падалко О.А., педагог-организатор, преподаватель психолого-педагогических дисциплин, магистр педагогики.

Рекомендована предметно-цикловой комиссией преподавателей социальных наук ГОБУ СПО «Амурский педагогический колледж»

Протокол № _____ от «______» сентября 2011 г.

Заключение Научно-методического совета ГОБУ СПО «Амурский педагогический колледж»:

Утверждена рабочая программа учебной дисциплины «Организация социально-культурной деятельности» по специальности 040401 Социальная работа

Протокол № _____ от «______» сентября 2011 г.

Председатель научно-методического совета: Л.Е. Дмитриева























СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

13

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

15


  1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


  1. 1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 040401 Социальная работа.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке по специальностям СПО.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Организация социально-культурной деятельности» принадлежит к вариативной части профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Цели преподавания дисциплины «Организация социально-культурной деятельности» - обеспечить условия для овладения теоретическими знаниями и практическими навыками создания культурно-досуговых программ и проведения культурно-массовых мероприятий для разных категорий населений.

В задачи курса входят:

- получение студентами основных представлений и функций культурно-досуговой деятельности, ее организационной структуры, основных направлений и форм организации досуга для разной категории населения;

- освоение технологии создания культурно-досуговых программ, ее специфических особенностей и выразительных средств;

- формирование у студентов знаний целостной системы культурно-досуговой деятельности в единстве теории, организации, методического обеспечения (сценарии, методика работы разной категорией населения).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- понимать социальную сущность досуга, понятий «свободное время», «досуг»;

- применять формы, средства и методы социально-культурной деятельности;

- разрабатывать программу мероприятий для разных категорий населений;

-составлять сценарный план культурно-досугового мероприятия по организации общения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- понятийный аппарат предмета «Организация социально-культурной деятельности»;

- зарождение досуговых форм, формы проведения досуга у различных сословий российского общества;

- характеристики содержания, форм, средств и методов социально-культурной деятельности;

- методику организации досуга для разных категорий населений;

- методику организации общения людей в социально-культурной среде.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 98 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;

самостоятельной работы обучающегося 30 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

98

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

68

в том числе:


практические занятия

32

контрольные работы

5

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

в том числе:


Реферат «Культурно-досуговая деятельность как предмет исторического исследования»

4

Индивидуальные творческие задания

13

Моделирование примерных целевых досуговых программ

13

Итоговая аттестация в форме зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Организация социально-культурной деятельности

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Введение


2





Тема 1.1.

Предмет и задачи курса «Организация культурно-досуговой деятельности»

Содержание учебного материала

2

1.

2.

3.

4.

Предмет и задачи курса «Организация социально-культурной деятельности»;

Его роль и значение в профессиональной подготовке специалистов социальной работы;

Методические аспекты изучения курса, виды и форма аудиторных и самостоятельных занятий;

Варианты контроля знаний.

Ознакомительный

Раздел 2. Теоретические основы социально-культурной деятельности.

16


Тема 2.1.

Понятие «социально-культурная деятельность»



Содержание учебного материала



2



1.

2.

3.

4.

Понятие «социально-культурная деятельность»;

Основные цели «социально-культурной деятельности»;

Природа и назначение социально-культурной деятельности;

Характерные черты социально-культурной деятельности: осуществление в свободной время, свобода выбора, добровольность, активность, инициатива различных социальных групп.


Продуктивный







Самостоятельная работа обучающихся:

Составить тезаурус, используемый в практике социально-культурной деятельности.

1

Тема 2.2.

Досуг как сфера социально-культурной деятельности.

Содержание учебного материала

2

1.

2.

3.

4.

Понятие «досуг», его природа;

Связь досуга с потребностями личности и общности, группы;

Наиболее существенные условия для обеспечения досуга в жизни большинства занятого населения;

Поиск удовлетворения, удовольствия, развлечения - одна из фундаментальных характеристик досуга в современном обществе.

Продуктивный

Самостоятельная работа обучающихся:

Подобрать высказывания по теме: «мыслители прошлого о свободном времени (досуге)».

Подобрать пословицы и поговорки разных народов, раскрывающие значение термина «досуг».

1


Тема 2.3. Социальные функции и принципы культурно-досуговой деятельности.


Содержание учебного материала

2

1

Система принципов социально-культурной деятельности;

Функции социально-культурной деятельности и их классификация;

Взаимосвязь и взаимозависимость социально-культурных функций в целостном процессе формирования личности.

Ознакомительный

Самостоятельная работа обучающихся: подготовить реферат на тему

«Культурно-досуговая деятельность как предмет исторического исследования»

4


Тема 2.4.

Профессиональные требования к социальному работнику-организатору досуга.


Содержание учебного материала


1.

2.

Содержание теоретической и практической готовности специалиста по социальной работе;

Ведущие способности в организации досуга: организаторские, коммуникативные, речевые, креативные.

Репродуктивный

Практическое занятие:

Профессиональные требования к социальному работнику-организатору досуга.

1






Контрольная работа:

Теоретические основы социально-культурной деятельности.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Сочинение - рассуждение «Праздное время, в пользу проведенного».

2

Раздел 3.

Социально-культурная деятельность как общественная система.


9





Тема 3.1.

Государство как социокультурный институт

Содержание учебного материала

2

1.

2.

3.

Государственная культурная политика, ее задачи, структура;

Государственная федеральная Программа «Сохранение и развитие культуры и искусства России» как способ поддержки культурного потенциала;

Муниципальная социально-культурная политика.

Ознакомительный

Самостоятельная работа обучающихся:

Определить уровень взаимосвязей различных социально-культурных учреждений в Амурской области.

1

Тема 3.2.

Семья как изначальный социокультурный институт.

Содержание учебного материала

2



1.

2.

3.

Современная социокультурная ситуация и семья;

Многообразие типов современной семьи.

Роль семьи в формировании досуговых интересов подрастающего поколения.

Продуктивный

Самостоятельная работа обучающихся:

Подобрать 5 источников информации (книги, журнальные или газетные статьи) по проблемам семейного отдыха.

2



Тема 3. 3.

Роль средств массовой информации в решении социально-культурных проблем.


Содержание учебного материала


1.

2.

3.

4.

Основные функции средств массовой информации: информационная, воспитательная, организационная, развлекательная;

Характерные черты: массовость, оперативность, мобильность, доступность;

Типология жанров и основные сферы влияния радио, печати, телевидения на жизнь общества;

Анализ статей по проблемам социально-культурной деятельности, опубликованным в региональных изданиях.

Репродуктивный

Практическое занятие:

Роль средств массовой информации в решении социально-культурных проблем.

1


Контрольная работа:

Социально-культурная деятельность как общественная система.

1

Раздел 4.

Технология социально-культурно деятельности



21




Тема 4.1.

Содержание, формы, средства и методы социально-культурной деятельности.

Содержание учебного материала


2




1.

2.

3.

4.

5.

Понятие технологии социально-культурной деятельности;

Структура и этапы технологического процесса;

Формы. Понятие и характеристика;

Методы. Понятие. Виды методов;

Средства. Понятие. Классификация средств, их взаимосвязь с методами.

Репродуктивный

Практическое занятие:

Раскрыть особенности методики групповых форм культурно-досуговой деятельности.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Определить рейтинг популярности форм досуговой деятельности.

1

Тема 4.2.

Общая методика подготовки и проведения досуговых


программ.

Содержание учебного материала


2


1.

2.

3.

4.

Понятие «методика досуговых программ»;

Этапы подготовки досуговой программы: планирование, этап написания, утверждения сценария, этап осуществления сценария, проведение досуговой программы, этап подведения итогов и анализа результатов.

Главные компоненты каждого этапа работы над досуговой программой.

Репродуктивный

Практическое занятие:

По содержанию предложенной досуговой программы разработать план подготовки.

Конструирование досуговой программы по аналогии с заданной.

Провести все этапы подготовки досуговой программы к выходу на аудиторию.

4


Тема 4.3.

Многообразие творческой деятельности любителей в сфере досуга.

Содержание учебного материала

2

1.

2.

3.

4.

5.

Специфические формы развертывающейся в условиях свободного времени поисково-исследовательской деятельности: коллекционирование, прикладное творчество, техническое творчество;

Инициативная деятельность, относящаяся к области социального творчества: проведение массовых походов по историческим местам;

Инициативные объединения в деле правого воспитания подростков, молодежи, взрослых;

Инициативные объединения по охране окружающей среды;

Основные направления художественной деятельности: фольклор; любительское искусство.

Продуктивный

Самостоятельная работа обучающихся:

подготовить и провести самопрезентацию «Моё увлечение».

2

Тема 4.4.

Социокультурные технологии рекреационно-развлекательного досуга.


Содержание учебного материала

2

1.

2.

3.

4.

5.

Сущность и особенности рекреационно-развлекательной деятельности.

Духовные и биологические потребности людей в отдыхе и развлечении.

Формирование национальной сферы отдыха и развлечений на Руси и в России.

Игровая деятельность в ряду рекреационно-развлекательных технологий.

Национальные и региональные традиции в организации отдыха: посиделки в различных этнических и вариантах, праздники земледельческого календаря.

Репродуктивный

Практическое занятие:

Определить основные критерии, показатели и систему методов оценки эффективности организации досуга.

1




Самостоятельная работа обучающихся:

подготовить сообщение о национальных и региональных традициях в организации отдыха: праздники земледельческого календаря, посиделки и т.д.

2

Контрольная работа:

технология социально-культурно деятельности.

1


Раздел 5. Дифференцированные технологии социально-культурной деятельности.


44





Тема 5.1.

Основные направления и принципы работы с детьми и подростками.

Содержание учебного материала

2

1.

2.

3.

Основные направления социально-культурной деятельности и основные формы работы с детьми и подростками.

Игра как основной метод познания и освоения мира детьми и подростками.

Требования к организации детских, подростковых и молодежных досуговых программ.

Репродуктивный

Практическое занятие:

Разработка «Портфеля форм» для работы с детьми и подростками.

4



Самостоятельная работа обучающихся:

Моделирование детских, подростковых досуговых программ.

4

Тема 5.2.

Особенности работы с молодежной аудиторией.

Содержание учебного материала


2


1.

2.

3.

4.

5.

Специфика социально-культурных потребностей и интересов молодежи. Демографическая характеристика молодежной среды.

Состояние здоровья; экономическое положение; проблемы молодежной среды. Социальное и культурное развитие молодежи.

Основные направления и формы организации досуга молодежи.

Продуктивный

Практическое занятие:

Разработка «Портфеля форм» для работы с молодежной аудиторией.

4


Самостоятельная работа обучающихся:

Моделирование досуговой программы для молодежной аудитории.

3


Тема 5. 3.

Организация семейного досуга

Содержание учебного материала

1

1.

2.

Особенности включения семьи в социально-культурную деятельность.

Формы работы с семьей.

Продуктивный


Практическое занятие:

Разработать сценарный план семейного праздника (по выбору).

3


Тема 5.4.


Поддержка культурной активности людей среднего и пожилого возраста.

Содержание учебного материала

2

1.

2.

3.

4.

5.

Социально-педагогические особенности одиноких людей.

Социально-педагогические особенности среднего возраста.

Социально-педагогические особенности пожилого возраста.

Основные направления социально-культурной деятельности с людьми среднего возраста и пожилыми людьми.

Методика организации досуга людей среднего и пожилого возраста.

Продуктивный

Практическое занятие:

Экскурсия в общественную организацию «Ассоциация пожилых людей».

Разработка «Портфеля форм» для работы с людьми среднего и пожилого возраста.

4





Самостоятельная работа обучающихся:

Моделирование досуговой программы для людей среднего и пожилого возраста.

3

Тема 5.5.


Социально-культурная адаптация инвалидов.

Содержание учебного материала

2

1.

2.

3.

Значение работы с данной группой населения.

Роль и место досуга и досуговой деятельности в приобщении инвалидов к социокультурному окружению.

Методика подготовки и проведения досуговых программ для данной категории людей.

Продуктивный

Практическое занятие:

Разработка «Портфеля форм» работы для людей с ограниченными возможностями здоровья.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Моделирование досуговой программы для людей с ограниченными возможностями здоровья.

3


Тема 5.6.


Здоровый образ жизни (ЗОЖ) и досуг.



Содержание учебного материала


1




1.

2.

3.

4.

Органическое единство культуры, спорта, туризма в организации культурно-досуговой деятельности для разной категории людей.

Роль физической культуры и спорта в профилактике вредных привычек.

Формы организации досуга, ориентированного на ЗОЖ.

Продуктивный

Практическое занятие:

Моделирование досуговой программы, направленной на формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.

3

Тема 5.7.


Методика организация общения людей в социально-культурной сфере.

Содержание учебного материала


1


1.

2.

3.

Природа, суть досугового общения.

Механизмы практической реализации потребности людей в общении в технологии социально-культурной деятельности.

Виды межличностного общения.

Продуктивный

Практическое занятие:

Многообразие форм организации досугового общения в современных условиях.

Моделирование сценарного плана организации общения людей в социально-культурной сфере.

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Определить свой уровень контроля при общении с другими людьми.

Заполнить «памятку» по правилам приветствия в различных ситуациях.

1


Зачетный урок:

защита сценария культурно-досуговой программы

2

Итого

98


3. условия реализации рабочей программы дисциплины

Практикум по организации социально-культурной деятельности

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета теории и методики социальной работы.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- информационный стенд с демонстрационной системой;

- УМК учебной дисциплины;

- методические рекомендации по организации самостоятельной работе студентов;

- методические рекомендации к практическим занятиям;

- наглядные пособия;

программы культурно-досуговой деятельности.

Технические средства обучения:

- Телевизор,

- Видеоплеер,

- Магнитофон,

- Компьютер,

- Мультимедийный аппарат,

- Интерактивный экран.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Аванесова Г.А. Культурно - досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов/Г.А.Аванесова. - М.: Аспект Пресс, 2006.-236с.

  2. Жарков А.Д., Чижиков В.М.. Культурно-досуговая деятельность: Учебник - М.: МГУК, 1998.

  3. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. М., 2004

  4. Матвеев А.А. Новиков Д.А. Модели и методы управления проектами. ПМСОФТ, 2005

  5. Ципес Г. Л. Товб А. С. Менеджмент проектов в практике современной компании. Олимп-бизнес, 2006

Дополнительные источники:

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1983Бунин П.Д. Происхождение и сущность христианских праздников и обрядов. Ижевск, 1981

  2. Бутенко И.А. Качество свободного времени у богатых и бедных//Социс.1998 №2.

  3. Васильев Д.К. Заложнев А.Ю. Типовые решения в управлении проектами. ИПУ РАН, 2003

  4. Генкин Д.М., Конович А.А. Массовые театрализованные праздники и представления: Учебное пособие. - М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1985.

  5. Глан Б. Праздник всегда с нами. М.. 1988

  6. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности. - Учебное

пособие. - М.: Изд-во МГУК, 1998

  1. Жаркова Л.С., Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: Учебное пособие. - М.: МГУК, 1984.

  2. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. Учебное пособие. Р-н/Д, 2001.

  3. Морголин Л.М. Музыка в театрализированном представлении. М., 2002

  4. Москалев Б.Г. Методическое руководство деятельностью клубного учреждения. Учебное пособие. М., 1989

  5. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. М., 1984

  6. Садовская В. С., Ремизов В. А. Основы коммуникативной культуры: Учебное пособие. М., 2005.

  7. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М., 1979

  8. Театрализованные праздники и зрелища 1672-1725 г. - М.: 1977.

  9. Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализированного концерта. М., 1976

  10. Цветков А.В. Стимулирование в управлении проектами. ООО «НИЦ Апостроф», 2001

  11. Чечетин Л.И. Искусство театрализированных представлений. М., 1998

  12. Энциклопедический социологический словарь. М., 1995.

Интернет - источники:

www/zakroma.narod.ru

studentu.ru


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- обосновывать социальную сущность досуга, понятий «свободное время», «досуг»;

- применять формы, средства и методы социально-культурной деятельности;

- разрабатывать программу мероприятий для разных категорий населений;

-составлять сценарный план культурно-досугового мероприятия по организации общения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- понятийный аппарат предмета «Организация социально-культурной деятельности»;

- зарождение досуговых форм, формы проведения досуга у различных сословий российского общества;

- характеристики содержания, форм, средств и методов социально-культурной деятельности;

- методику организации досуга для разных категорий населений;

- методику организации общения людей в социально-культурной среде.


решение задач, упражнений, внеаудиторная самостоятельная работа

практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа

практические работы по моделированию программ, внеаудиторная самостоятельная работа

практические работы по моделированию сценарного плана, внеаудиторная самостоятельная работа


собеседование, тестирование

внеаудиторная самостоятельная работа, реферат на тему: «Культурно-досуговая деятельность как предмет исторического исследования»

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа



© 2010-2022