Реферат: «Творчество Дмитрия Дмитриевича Жилинского»

Раздел Другое
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

20

Реферат: «Творчество Дмитрия Дмитриевича Жилинского»Реферат: «Творчество Дмитрия Дмитриевича Жилинского»Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирская государственная академия образования»


Факультет музыкального и художественного образования


Кафедра изобразительного искусства и методики



Реферат:

«Творчество Дмитрия Дмитриевича Жилинского»



Выполнила: студентка 5 курса

Бантюшевская Маргарита Михайловна

Проверила: Бордовская Ирина Александровна



Иркутск, 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Биография Дмитрия Жилинского………………………………………………..4

Авторитет Фаворского…………………………………………………………....8

Творчество художника……………………………………………………………9

Новатор современной живописи………………………………………………..13

Искусство 1970-1980гг………………………………………………………......15

Тяжелый период в судьбе мастера……………………………………………...17

Заключение……………………………………………………………………….19

Список литературы……………………………………………………………....20

Приложение




















Введение.

Дмитрия Жилинского по праву можно назвать одной из центральных фигур в советском искусстве. По содержанию и художественному языку его творчество не укладывается в рамки какого - нибудь одного направления.

Скорее оно само по себе стоит у истоков целой школы и формирует самостоятельную, глубоко продуманную и разработанную в совершенстве живописно-пластическую систему. Оно несет в себе черты яркой художнической индивидуальности, интеллектуализма в лучшем смысле этого слова, серьезного и углубленного самоанализа, наконец, из недр души исходящей потребности в постоянном активном общении со зрителем.

Жилинский пришел в искусство в середине 1950-х годов.

Он начал работу вместе с такими мастерами как Таир Салахов, Николай Андронов, Виктор Иванов и другие. Картины Жилинского настолько интересны и не так уж легки для восприятия. Это утверждение может удивить. Ведь в работах художника вроде бы все так ясно и просто. Однако это сложная простота. Она способна обмануть.
Критики дали появившейся в это время новой волне название «суровый стиль», но Дмитрия Жилинского с трудом можно отнести к этому направлению, да и он сам неоднократно говорил: «Я никогда не был художником «сурового стиля». Я только жил одновременно с ними». Да и если хоть раз увидеть работы мастера то сразу становится понятно, что слово «суровый» с трудом можно...


Биография Дмитрия Жилинского.

Жилинский Дмитрий Дмитриевич - живописец, народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Репина, лауреат Государственной премии Российской Федерации, профессор действительный член Российской академии образования.
Родился 25.05.1927 г. в Сочи.
Живет и работает в Москве.
В 1944-1946 гг. учился в Московском институте прикладного и декоративного искусства. В 1951 г. окончил Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова. Учился у Н.М.Чернышева, С.А.Чуйкова, П. Д. Корина, А. М. Грицая и В. Н. Яковлева.

Автор многочисленных сюжетных полотен, картин-портретов, в которых удачно, новаторски, переосмыслены традиции древнерусской иконописи и живописи раннего Возрождения.
Получил серебряную медаль АХ СССР 1966 г. за картину "Гимнасты СССР" (1964-1965), государственную премию РСФСР им. И.Е.Репина 1985 г. за картину "Ожидание" (1978), государственную премию РФ 1999 г. за произведения с юбилейной выставки "Дом Жилинских", состоявшейся в 1998 г. в залах Российской академии художеств.
Награжден Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2012)
Среди основных работ также: "Семья Н. М. Чернышева" (1969), "Воскресный день" (1974), "Стихи" (1973), "Под старой яблоней" (1969), "Времена года" (1974), "Человек с убитой собакой" (1975), "Играет Святослав Рихтер" (1984), "Весна Художественного театра", "1937 год" (1987), "Автопортрет в Испании" (1991), "Художник Н.Жилинская" (1991), "Вечная память художнику" (1997), "С нами Бог"(1995).
Действительный член PAX (1988). Член Президиума PAX с 1997 г. по настоящее время. Народный художник РСФСР (1987). Профессор с 1970 г. Действительный член Российской академии образования (1994). Куратор Президиума PAX в Московском государственном академическом художественном институте им. В. И. Сурикова (с 1997 г.).

Его судьба и творческий путь поистине уникальны. В биографии художника, как и в его искусстве, находят отражение сразу несколько исторических эпох. Дмитрий Жилинский происходит по линии отца из древнего польского рода, принявшего российское подданство в XVII веке. В 1880-е годы его прадед и прабабушка участвовали в борьбе за независимость Польши, были арестованы и погибли в тюрьме. Их четверо детей остались на попечении друга семьи - талантливого педагога М.А.Быковой, с именем которой связано создание первого учебного заведения в Сочи. Политическая неблагонадежность Быковой в глазах властей стала причиной закрытия школы. Вслед за этим она основала коммуну в своем имении близ деревни Волковка. Среди воспитанников были Константин Николаевич Жилинский и сводная сестра художника Валентина Александровича Серова Надежда Васильевна Немчинова - дед и бабушка Дмитрия Жилинского. В Волковке родились его отец Дмитрий Константинович, брат Василий, а затем, 25 мая 1927 года, и сам будущий художник.
После насильственной ликвидации коммуны в 1929 и расстрела деда художника, семья Жилинских переехала в 1929 году в станицу Апшеронскую Краснодарского края. Здесь в 1937 году их вновь настигла беда: 20 октября был арестован, а в июле 1938 года расстрелян отец Дмитрия Жилинского.
Память об этой трагедии художник пронес через всю жизнь. Спустя много лет он исполнил триптих «1937 год», который посвятил «без вины погибшим во время репрессий и беззакония». В центральной части запечатлен момент ареста отца, чья фигура в белом с поднятыми руками невольно вызывает в памяти образ распятого и одновременно благословляющего Христа. Среди «предстоящих» изображен старший брат художника - Василий. Восемнадцатилетним юношей он ушел на фронт, где вскоре был убит.
В 1944 году, окончив с отличием школу в станице Апшеронской, Дмитрий Жилинский не думал о том, чтобы связать свою судьбу с искусством. Он собирался продолжить учебу в Станкоинструментальном институте, стать инженером - такое решение казалось ему правильным в военное время.
Между тем Дмитрий много рисовал, и бабушка как-то отправила его работы в Москву своей двоюродной сестре художнице Н.Я.Симонович-Ефимовой. Неожиданно Жилинскийполучил от Нины Яковлевны и ее мужа, известного скульптора Ивана Семеновича Ефимова, письмо: «Дима, ты никогда себе не простишь, если не станешь художником. У тебя есть талант, и ты должен заниматься искусством. Поступай в МИПиДИ - там преподает твой великий родственник, замечательный художник Владимир Андреевич Фаворский».
Эти слова сыграли решающую роль в судьбе Жилинского, который последовал совету Ефимовых. В их семье он и поселился по приезде в Москву - в том самом доме, где жил и Фаворский.
Два года (с 1944 по 1946) Жилинский учился на факультете стекла Московского института прикладного и декоративного искусства (МИПиДИ): делал витражи, резал алмазную грань. Но хотелось заниматься живописью. И в 1946 году он перевелся на 2-ой курс Московского государственного художественного института имени В.И.Сурикова. Жилинский с благодарностью вспоминает своих преподавателей: «С.А.Чуйков первым поддержал мое стремление к законченности; Н.М.Чернышев привил любовь к древнерусскому искусству; П.Д.Корин передал мне свою страстную любовь к искусству Возрождения и творчеству А.А.Иванова; А.М.Грицай, не жалея своего времени, приучал к ежедневному труду и честности. Все учили мастерству, а также умению понимать и ценить великое в искусстве».
Желая попробовать свои силы в выполнении большой самостоятельной работы, Жилинский написал во время летних каникул 1948 года фреску «Первобытные люди» (размером 1,5х4,5 метра) в подарок своей родной школе в станице Апшеронской. Просуществовала эта композиция, однако, недолго, и вскоре была закрашена.
Не только уроки, усвоенные в стенах института, способствовали формированию творческой индивидуальности молодого мастера. Жизнь у Ефимовых и Фаворских, также дальних родственников по линии бабушки, в известном «доме Фаворского» в Новогиреево, общение с художниками-патриархами обогатили Жилинского особым опытом. Он имел возможность наблюдать и воспринимать школу художнического ремесла из первых рук. К 1951 году относится опыт совместной работы Ефимова и Жилинского по оформлению интерьеров дома отдыха в Морозовке.

























Авторитет Фаворского.

Сложно переоценить то влияние, которое оказал на Жилинского Фаворский. «Он осмысливал время, форму, архитектуру. Он постоянно рассматривал, как художники строили пространство. Он предпочитал дорический стиль, когда колонны отмечают передний план и пропускают взгляд до определенной глубины, а затем возвращают назад». В соответствии с этими идеями Фаворского построена композиция ранней картины Жилинского «Утро».
Не только в искусстве, но и в жизни Фаворский был для молодого художника непререкаемым авторитетом, примером порядочности и великодушия. «Я жил рядом с Фаворским до последнего его вздоха, и сейчас слова этого мудрого человека постоянно всплывают во мне». «Все праздники, выходные, вечера мы проводили вместе. Это была беседа длиною в двадцать лет: никогда о деньгах, о карьере - только об искусстве», - говорит Жилинский в своих воспоминаниях.
В «доме Фаворского» рядом со старшим поколением кроме Дмитрия Жилинского и его жены Нины (с которой они поженились в 1951 году) жили и другие начинающие свой путь мастера - живописцы, скульпторы, графики: Илларион Голицын, Дмитрий Шаховской, Лавиния Бажбеук-Меликян и Александр Суханов. Становление молодых шло в атмосфере творческого соревнования. Жили по принципу коммуны, дружно и весело. Все были увлечены искусством. Жилинский неизменно вспоминает эти годы как один из самых счастливых периодов своей жизни. Здесь родились его дочь Ольга (в 1954) и сын Василий (в 1961).

Творчество художника.
Жилинский пришел в искусство в середине 1950-х годов. Бок о бок с нимначинали свою творческую биографию такие мастера, как Таир Салахов, Николай Андронов, Виктор Иванов, Павел Никонов, Гелий Коржев и другие.

Эти художники принесли с собой новые темы. Существенно изменился подход к изображаемому явлению. Самая тематика была обусловлена принципиально обновленным отношением к человеческой личности, к ее психологии, роли в истории и современности. Не во всех произведениях, даже удачных и ставших классическими для этапа «сурового стиля» можно с легкостью обнаружить это основополагающее качество. Порой в картинах, скульптуре и графике конца 1950-х - начала 1960-х годов преобладает чересчур обобщенный взгляд на событие; в характеристике героев берут верх свойства общие, монументализирующие образ, но лишающие его обаяния конкретности и психологизма. Тем не менее сама тема человека стала важнейшей для большинства мастеров этого времени, хотя решалась ими по-разному. Именно в рамках этой, имеющей, пожалуй, наиболее глубокие корни в изобразительном искусстве темы особенно ярко и самобытно проявилась творческая личность Дмитрия Жилинского. Зная Жилинского 1970-1980-х годов, довольно трудно представить себе его творчество в границах «сурового стиля». И действительно, лишь ряд ранних произведенний можно отнести к этому направлению. Но каждое из них было значительным событием в творчестве живописца. Слово «суровый» с трудом ассоциируется с тонкостью, деликатностью, изысканностью живописи художника. Эти свойства в большой мере были присущи и его ранним работам, однако нет сомнений, что Жилинский уже со второй половины 1960-х годов эволюционировал от монументальности и обобщенности к камерности и психологической глубине.

Дмитрий Жилинский пошел по своему пути. Уже в ранние годы он почувствовал, что опору ему следует искать в обращении к значительно более отдаленным по времени традициям, в великом прошлом истории мирового искусства - в живописи и пластике Ренессанса, Древней Руси. Жилинский стал, пожалуй, первым из современных советских художников, открывших для нашего искусства новые возможности развития мировой художественной традиции. В начале - середине 1960-х годов для этого требовалась глубокая убежденность в необходимости слияния классических традиций с современными и абсолютная верность художника своим творческим принципам. При этом живописец успешно избежал опасности подчинения себя величайшим авторитетам старых мастеров. Преклоняясь перед ними, он сумел сплавить законы ренессансной и средневековой стилистики с собственными языковыми, живописно-пластическими находками, как бы насытить плоть и кровь своих произведений обаянием их видения, восприятия, восхищения жизнью в разных ее проявлениях. Основные принципы художественного языка и метода Жилинского сложились к середине 1960-х годов и затем претерпевали изменения постепенно, эволюционируя вместе с мировосприятием живописца. Органично, закономерно выглядит развитие образной основы его произведений. С годами образная система произведений художника углублялась и становилась многостороннее, изобразительная манера совершенствовалась, мастерство шлифовалось. Не сразу и нелегко пришел художник к своей стилистике; вдумчиво и осознанно менял ее от этапа к этапу.

Творчество Жилинского и молодежи 70-х развивалось в одном русле. Однако у сложившегося мастера, конечно, не было того юношеского задора, с которым выступали на первых своих выставках Елена Романова, Лариса Кириллова, Ксения Нечитайло, Ольга Булгакова, Александр Ситников, непосредственная ученица Жилинского Татьяна Назаренко.

И на раннем, и на зрелом этапах творчества Жилинского волновал и волнует прежде всего образ современника. Сегодняшняя реальность с ее обширной и глубокой проблематикой - постоянная, наиважнейшая тема его размышлений в живописи. Обращение к художественным системам прошлого не уводит художника от современности, напротив, помогает особенно выпукло и ярко проникать в суть явлений или человеческую натуру. Он отбрасывает случайное, обыденное и наносное, оставляя главное и лучшее. Образно-пластические ассоциации, апелляция к мифологии вскрывают в находящемся рядом с нами человеке нечто подспудно живущее в душе, скрытое под привычной маской повседневности. Жилинский, никогда не обращаясь к историческому сюжету, к образам прошлого, создавая лишь произведения, повествующие о сегодняшнем дне, показывающие современного героя, в самом широком плане использует принципы традиционно-канонического художественного мышления. Причем и окружающую живую реальность, и законы старого искусства - будь то средневековье или Возрождение, Древняя Русь или эпоха романтизма - он постигает равно вдумчиво, целеустремленно и глубоко. Быть может, именно в этой редкостной способности сплавить нынешнее с минувшим и создать в результате цельное, совершенно современное по духу, активно вторгающееся в жизнь и художественный процесс произведение и заключается неповторимое своеобразие Жилинского, его незауряднейшая творческая индивидуальность.

Чествовование мастера в Российской академии художеств.

Жилинскому ведомы разные уровни реального Человек и Природа, их духовное единство - одна из центральных тем большинства произведений мастера, которые обращены к вечным ценностям мироздания, природы, культуры, нравственным и духовным основам личности. Мироощущение художника формировалось под влиянием ярких личностей: В.А. Фаворского, Н.М. Чернышева, П.Д. Корина, в общении с ними происходило его взросление и обретение мастерства. Своеобразие пластического языка определило глубокий интерес к искусству мастеров итальянского Возрождения и древнерусскому искусству, буквально покорившим молодого художника. Жилинский в совершенстве освоил сложную технику живописи темперой по левкасу, требующую безукоризненного рисунка. Мастер сосредоточил свой художнический поиск на создании ритмически выверенной и гармонично построенной многофигурной композиции, он предпочитает некую замкнутую пластическую среду, «говорящую» со зрителем на особом метафоричном, полном символов языке. В излюбленных портретных композициях и натюрмортах Жилинский погружается в процесс скрупулезного изучения натуры, придирчиво отбирает детали, опускает не нужное, всегда балансируя на грани эмоционального восприятия и жесткой рассудочности. Интерес художника вызывают мифологические и религиозно-аллегорические сюжеты. С годами его живописная манера меняется: уходит строгая локальность цвета, развивается тонально разработанная палитра, уплощенность изображения уступает место иллюзорной трехмерности. Особый акцент делается на выразительных возможностях линии, контура, силуэта, тонкости колорита отличают теперь его стилистику и способ нового художественного освоения действительности. Таково новое «творческое лицо» мастера. Искусство Дмитрия Жилинского - пример широкого диапазона возможностей видеть и понимать мир.




Новатор современной живописи.

Вскоре после поездки в Италию в 1964 году Жилинский создает композиции «У моря. Семья» и «Гимнасты СССР», с которых начался принципиально новый этап его творческой биографии.
Дмитрий Жилинский буквально ворвался в искусство в середине 1960-х годов. Показанные на выставках картины «Студенты. В скульптурной мастерской», «У моря. Семья» и, конечно, «Гимнасты СССР» заставили заговорить о молодом мастере как об одном из новаторов современной живописи. Зрителей поразило многое: активная роль цвета, линейная динамика композиции, монументальность пластического решения, переданное через силуэт ощущение массы, объема, но главное, - то, что впервые в отечественном искусстве послевоенного периода появился художник, сумевший переложить высокий стиль европейского Ренессанса и древнерусской иконописи на язык современности.
Новые портреты были исполнены в технике темперной живописи по левкасу, идущей от древнерусского искусства и традиций письма старых европейских мастеров. Прежняя, освоенная в годы учебы в Суриковском институте технология масляной живописи перестала отвечать новым творческим устремлениям художника. Позднее он сам отмечал: «С 1964 года я пишу темперой. Почти все мои значительные вещи написаны на ДСП по левкасу, небольшие пейзажи, портреты на картоне - оргалит».
В 1966 году Жилинский принял участие в Международной биеннале в Венеции, где были показаны «Портрет В.А. Фаворского» и «Гимнасты СССР». В том же году ему было присвоено звание профессора.
Среди произведений, созданных во второй половине 1960-х годов, особое место занимает картина «Под старой яблоней», где впервые в полную силу прозвучал один из самых проникновенных образов в творчестве Жилинского - образ матери. Рядом с ней, под ветвями плодоносящей яблони, изображены ее внуки Василий и Ольга, молодое продолжение рода Жилинских. Так, символический образ древа жизни получил в картине зримое воплощение.
Продолжая галерею своих учителей, Жилинский исполнил два варианта парного портрета художника Н.М. Чернышева с женой. В более ранней полуфигурной композиции впечатляет далевая панорама русского пейзажа, выделяющая и укрупняющая фигуры, привносящая в работу специфическую философскую интонацию. В решении второго портрета конкретный сюжет с участием близких и реальных людей, благодаря творческому воображению мастера, магии рисунка и цвета, воспринимается зрителем подобно притче. Мотив прогулки превращается в метафору, в тему шествия, движения человека по жизненному пути.
Между тем, в пластической моделировке фигур, точно найденных позах героев нет отвлеченной условности. Все персонажи, в том числе и дальнего плана, узнаваемо-портретны. Магическое перевоплощение реальности, превращение обыденного в вечное, бытового в бытийное, свойственное лучшим работам Жилинского, и составляет, пожалуй, один из главных «секретов» его таланта. Именно в этом творчество мастера, принадлежащего к поколению «шестидесятников», наметило путь для художественных поисков других художников, заявивших о себе уже в 1970-е годы.
Преподавательская деятельность Жилинского.

Значительную роль в истории национальной живописной школы сыграла многолетняя преподавательская деятельность Жилинского, которую он начал в Суриковском институте сразу после его окончания в 1951 году, а с 1973 продолжил в Московском полиграфическом институте, где до 1980 года занимал пост заведующего кафедрой рисунка, живописи и композиции. У него учились такие известные ныне мастера как Т.Г.Назаренко, Н.И.Нестерова, К.В.Нечитайло, И.А.Старженецкая, А.В.Дюков и многие другие.

Искусство 1970 - 1980 гг.

1973 год отмечает еще один рубеж в биографии Жилинского, когда он со своей семьей переехал в ранее принадлежавший художнику О.С.Прокофьеву и искусствоведу К.Грей дом в Ново-Бутаково, который стал уникальной творческой мастерской. Именно здесь были написаны картины «Воскресный день», «Времена года», сочетающие в себе узнаваемую конкретность с аллегорической отвлеченностью.
В 1977 году, когда за плечами мастера было участие во многих престижных показах в стране и за рубежом, была организована его первая персональная выставка в России, в Сочинском художественном музее.
В 1970-1980-е годы Жилинский продолжает следовать найденной им линии в искусстве, рождающейся на стыке современности и культурной традиции прошлого. Все чаще в его работах ощутима трансформация образов Северного Возрождения. Подобно донаторам нидерландских диптихов изображена наша современница - Т.А.Павлова. Черты впечатляющего «северного натурализма» заметны в решении автопортрета «Человек с убитой собакой». Вольной парафразой композиции Яна ван Эйка «Чета Арнольфини» явилась картина «Молодая семья», где изображены сын художника Василий с женой Кариной. Прощание с юностью, уподобленной раю, запечатлено в работе «Адам и Ева» с конкретными персонажами - четой гимнастов Лисицких (композиция известна в нескольких вариантах).
Среди портретов 1980-х годов особая театральная режиссура пространства отличает картину «Играет Святослав Рихтер», исполненную под впечатлением от выступлений знаменитого пианиста на «Декабрьских вечерах» в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Не только в России, но и на Западе Жилинский высоко оценен как блестящий портретист. Среди именитых заказчиков Европы мы видим утонченного ценителя и собирателя живописи Петера Людвига с женой, для которых знакомство с творчеством Жилинского послужило отправной точкой интереса к современному искусству России. Особые отношения связали художника с Данией, где он работал в 1993-1995 годах над серией парадных портретов членов королевской семьи и приближенных двора.








Тяжелый период в судьбе мастера.


Вторая половины 1990-х годов стала одним из самых тяжелых периодов в судьбе мастера. В 1995 году после продолжительной болезни скончалась Нина Ивановна Жилинская. «Последние десять лет, когда она не могла по болезни заниматься скульптурой, а рисовала и писала только левой рукой, для меня особенно дороги», - вспоминает Жилинский. - «Я чувствовал как бы необходимость моего существования, ежечасного присутствия рядом с любимым человеком, работавшим как художник до последнего дня». Ей он посвятил композицию «Вечная память художнику».
В 1998 году в Париже была показана выставка «Дом Жилинских», объединившая скульптуру Нины Жилинской, живопись Дмитрия Жилинского и их дочери Ольги.
В сложный период жизни не удивительно обращение мастера к библейским и евангельским сюжетам. В этих произведениях художник живописует вечные проблемы жизни и смерти и светлой обращенности к Богу. Картина «С нами Бог. (Dios con nosotros)» отличается от других своеобразной автобиографичностью, которая удивительно вписывается в религиозные каноны. С пространством Голгофы соседствуют сцены-воспоминания художника об ушедших из жизни близких людях - жене и матери.
С 1990-х годов в творчестве Жилинского появляется также новый для него жанр исторического портрета. В этом русле решено тонко, сложно построенное панно «Весна Художественного театра» и серия портретов русских композиторов, исполненных для Центрального дома музыки в Москве.

XXI век знаменует собой начало новой, счастливой поры жизни Дмитрия Жилинского. Молодая супруга Венера и сын Николай (род. в 2000 году) часто становятся героями его картин. В 2007 году прошла персональная выставка Д.Д.Жилинского в Третьяковской галерее.
Дмитрий Жилинский принадлежит к числу тех мастеров, чье творчество открыло новые пути в развитии отечественного искусства второй половины ХХ века, дало начало традиции, сохраняющей свою актуальность и в настоящее время. Реализованная им принципиальная связь с великим культурным наследием прошлого обогатила язык современной живописи и продолжает оставаться школой для молодых художников.
Однако среди «шестидесятников» Жилинский занимает особое место. «Я никогда не был художником «сурового стиля». Я только жил одновременно с ними», - говорит он о себе.






Заключение.

Ученик Владимира Фаворского и Павла Корина, он творчески переосмыслил традиции древнерусского искусства, возрожденческой и новоевропейской живописи. Его картины покупали Русский музей и Третьяковская галерея, посвятившая 80-летию художника персональную выставку. Жилинский - научный руководитель Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова, наставник многих известных мастеров.








Список литературы.

  1. Лебедева, В. Серия: «Мастера живописи». Жилинский/ В. Лебедева. - Изд-во: «Белый город».- 2001 г.;

  2. Манин, В.С. Жилинский Дмитрий Дмитриевич/ В.С. Манин.- СПб.- 2006 г.;

  3. Павлов, П.А. Д. Жилинский/ П.А. Павлов.- Л., 1974 г.;

  4. Популярная художественная энциклопедия/ Под ред. Полевого В.М.: М.: Изд-во «Совецкая энциклопедия»., 1986 г.;

  5. ru.wikipedia.org/wiki/

  6. socrat-online.ru/page/dmitrij-zhilinskij-ja-udivljajus-krasote-ljudej

© 2010-2022