Урок производственного обучения Мраморирование (1 курс)

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Утверждаю»

Ст. мастер Мартынова Т.Б.

«______» ___________ 20_

Сабактың жоспары /план урока № 19

Топ/группа 15

Бағдарламаның тақырыбы/тема программы:

Декоративно-художественные отделки и различные техники

Сабақтың тақырыбы/тема урока. Мраморирование.

Сабақтың мақсаты/цель урока:

Оқу мақсаты / учебная цель: Научить искусству обработки бумаги, которая позволяет художнику использовать практически любые материалы и способы для выражения сокровенных чувств и мыслей.

Тәрбиелік /воспитательная - Воспитывать чувство полета фантазии, творчества.

Жетілдірушілік/развивающая - Развивать художественный вкус и большое воображение.

Сабақтың типі/тип урока: Урок по изучению трудовых приемов и операций.

Пәнаралық байланыстар:/межпредметные связи: Рисунок и живопись, Материаловедение

Әдебиет/литература: artbaltica.com/lessons5

Сабақтың оқулық-материалдық жабдықталуы/учебно-материальное оснащение урока: Ванночка, масляные краски, кисти, тряпка, скипидар, олифа, деревянная палочка.

Сабақтың кұрылымы / структура урока /

1 .Ұйымдастыру бөлімі /организационная часть

  1. Приветствие группы.

  2. Проверка посещаемости и готовности к уроку.

  3. Подготовка материала и инструментов к работе.

2.Сабақтың мақсаты мен тақырыбын хабарлау/сообщение темы и цели урока:

Научиться изготавливать декоративную картину способом мраморирования. Такие картины можно использовать для украшения интерьера.

3. Күнделікті жұмыс жоспарымен таныстыру. Алдағы жұмыстың сипатын және мақсатын түсіндіру./ Ознакомление с планом работы на день. Объяснение характера и назначения предстоящей работы:

1 час - Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

2 час - Демонстрация техники мраморирования, распределение по рабочим местам.

3, 4, 5 час - выполнение практической работы.

6 час - подведение итогов.


  1. Kipicпe нұсқау /вводный инструктаж:

Теория сабақтарында оқылған материал бойынша оқушылардың білімін тек­
серу/проверка знаний учащихся по материалу, изученному на уроках теории:

1. Скажите, какие вы знаете связующие?

2. Каков состав масляных художественных красок?

3. Каким образом их получают?

4. Какие кисти вы знаете? Какие кисти применяют в масляной живописи?

5. Как правильно хранить и ухаживать за кистями после работы?

3. Сабақ тақырыбын меңгеру - /изучение темы урока:

Искусство мраморной бумаги

Технология мраморирование  - ​направление модное и довольно новое в практике декораторов.

«Искусство облаков»  - старинная декоративная техника - ​так называли эту технику в Персии и Турции в XV веке, широко применяя ее в переплетном деле. В Европе она достигла вершин совершенства в XVII веке, прежде всего, во Франции, где декоративная бумага для форзацев и крышек переплетов обрабатывалась марморированием масляной краской, клейстером с красителями. Так что, подтверждая истину, все новое оказывается хорошо забытым старым…Особенность техники заключается в том, что перенос изображения - ​разводов, имитирующих прожилки натурального мрамора - ​происходит с жидкой поверхности на декорируемый предмет. Преобразить с помощью марморирования можно все, ну или почти все: стеклянные, керамические, бумажные, картонные, деревянные, пластиковые, гипсовые, тканевые и прочие поверхности предметов.

...Наиболее часто встречаются два способа: раскраска по воде или по клеевой основе размывка краски.

Наиболее простой способ - мраморирование масляной краской по воде, т.е. перенесение цветового узора с водной поверхности на бумагу и другие материалы. Для мраморирования применяют довольно простые приспособления. Ванну соответствующей величины наполняют водой. Масляные или печатные офсетные краски растворяются в скипидаре. Для лучшего удержания красок на поверхности воды добавляют конторский или казеиновый клей (можно и без). Каждую краску мешают отдельно в небольшом сосуде. Такие концентраты краски можно применять отдельно или мешая их между собой. Среди красок основными являются синяя, красная и желтая, при умелом смешении которых мы получаем все желаемые дополнительные тона. При необходимости можно также применять черную, белую, золото и серебро (последние в виде порошка, они насыпаются позже на красочный слой).

Нет необходимости уточнять рецепты красочных смесей, это зависит от индивидуальности художника, его колористического чутья, фантазии и характера окрашиваемого предмета.

В наполненную водой ванночку капают по очереди приготовленные краски, они расплываются в воде, создавая нужный узор. Разнообразить узоры помогают палочки, полосы из пакли или бумаги.

Вообще узоры можно получить самыми разными способами, например, капать разные краски последовательно в воду в одну точку. Краски, распространяясь кругами, образуют живописные переходы. Хорошие результаты дает легкое раскачивание ванночки, что придает красочным пятнам волнообразный ритм и своеобразную фактуру. Можно также окрашиваемый предмет передвигать по воде, в разном ритме и т.д.
Если образовавшийся на поверхности воды узор удовлетворяет художника, то часть окрашиваемого предмета или весь предмет медленно и равномерно укладывается на поверхность воды.

Необходимо подчеркнуть, что эту операцию следует проделать осторожно, корректно, чисто. При резком и неравномерном продвижении предмета по водной поверхности между ним и водой может проникнуть воздух и в результате в узоре появятся неокрашенные куски. Иногда такая "ошибка" может создать дополнительный эффект, если художник умеет использовать этот прием (например, на переплете на месте размещения шрифта). Есть много возможностей для неожиданных вариаций, каждый может проявить здесь свою изобретательность.

Мраморированный предмет или бумага затем отделяется от воды и кладется на стол для просушки.

Современные краски растворяются до сметанообразной массы и разливаются на поверхности основы при помощи механического движения гребешком или палочкой, организуя цветовую поверхность. На нее затем капают жидкую краску или скипидар и ожидают их действия. Для мраморирования в зависимости от задачи подходят почти все механически изготовленные качественные сорта бумаги, обладающие достаточной прочностью. Для форзацев следует применять гладкие, прочные сорта, для переплетов, папок, шкатулок - более толстые, мягкие. Красивый, заключенный в паспарту, мраморированный лист - это подлинное произведение искусства, здесь пригоден любой сорт бумаги. ...Самая подходящая комбинация создается на водяной основе с помощью разведения в скипидаре печатной краски. Важны выбор красок, очередность нанесения красок на основу (каплями), техническое мастерство и опыт.

Любопытно проследить, как данная техника применяется в наши дни. Дополнительный живописный эффект достигается применением различных техник украшения как, например, ручная печать, золочение, выжигание, интарсия, аппликация, тиснение, резьба и т.д.

Наблюдая за работой художника на выставке, казалось, что все очень просто и не требует большого мастерства. Картины возникали за 15 минут. В реальности все не так просто, кроме многолетнего опыта и таланта, надо еще обладать художественным вкусом и большим воображением. Но попробовать стоит!

4. Комментарий, әдістерді көрсету - /демонстрация приемов, комментарии:

В таз или другую емкость наливаем воды комнатной температуры. Если налить холодную, краска быстро застынет пленкой, прежде чем успеем что то сделать, начинаем по очереди капать краску в воду. Берем несколько цветов, лучше контрастных. Капаем в воду. Если капать один на другой, то первый цвет будет менее интенсивный, так как он растечется по поверхности. Последний более яркий.

Далее существуют разные способы смешения красок - кто -то капает и потом зубочисткой или спицей делает разводы по краске, смешивая их. Надо стараться водить в центре красочного пятна, не заходя за границы, что бы краска не намоталась раньше времени на спицу и не потянулась за ней.

Создаем водоворот спицей или палочкой в тазике (предварительно открываю бутылочки с краской, что бы ушло меньше времени) и начинаю в середину капать краску- водоворот ее разносит. Надо капель 10 каждой. Не наклоняйте вертикально бутылку- капать не будет - время идет. Вообще чем быстрее вы все будете делать, тем лучше перемешается краска.

Результат удивляет всегда!! Никогда не знаешь, как получится и что выйдет.

Но зато процесс доставляет просто колоссальное удовольствие!!!!!

5. Қатардағы нұсқау / текущий инструктаж/

Прежде чем приступить к выполнению работы, продумайте композицию, которую вы будете рисовать по воде. Что это будет - цветок? Рыбка? Фантазийное панно?

Наблюдая за работой мастера, кажется, что все очень просто и не требует большого мастерства. Картины возникают за 15 минут. В реальности все не так просто, кроме многолетнего опыта и таланта, надо еще обладать художественным вкусом и большим воображением. Но попробовать стоит! Вы получите массу удовольствия и эстетического наслаждения!

Төжірибелік жұмыс - /практическая работа: Работа на 3 часа.

Застелить столы газетой, работать, соблюдая аккуратность.

Жұмыс орындарын мақсатпен аралау - /целевые обходы рабочих мест

1.Тексеру кезінде ерекше көңіл бөлу керек: жұмыс орнының ұйымдастырылуына, құрал-сайманды, құрал-жабдықты дұрыс пайдалануға. Қажет болса көмек көрсету / при обходах обратить внимание на организацию рабочего места, правильное использование инвентаря, оборудования, инструмента. При необходимости - оказать помощь

Помочь подобрать палитру красок, посоветовать консистенцию красочных составов.

2. Еңбек қауіпсіздігіне, операциялардың дұрыс орындалуына назар аудару. Қажет болса көмек көрсету/обращать внимание на правильность выполнения операций, соблюдения правил т/б. При необходимости - оказать помощь.

Помочь отпечатать мраморные разводы и осторожно поднять формат из воды.

3. Үлгерімi нашар оқушыларды ерекше қадағалау/осуществлять особый контроль над слабоуспевающими учащимися:

Помочь развести красочные составы, погрузить его их в воду, придать фактуру.

4. Өткен материал сұрақтары - /вопросы по пройденному материалу:

1. Понравилась ли вам техника мраморирования?

2. Кому было сложно выполнять работу, почему?

3. Где и кому вы можете предложить такие картины?

4. В дальнейшем, будете её использовать?


5. Сабақтың қорытынды бөлімі - /заключительная часть урока:

  1. Отметить наиболее правильное выполнение учащимися картины.

  2. Попросить сравнить все выполненные работы, самим выявить ошибки.

  3. Выставить оценки и сообщить учащимся.

  4. Уборка рабочего места и назначение дежурных.

6. Үй тапсырмасы /задание на дом: Подготовленная фанера размером примерно 30Х40 см., гуашь, кисти, открытки, наждачная мелкая бумага 00, кисть для лака, тряпочка, клеенка для стола, тонкий лист бумаги для эскиза, копирка, лак НЦ.

Мастер п/о Попова О.Г.

4


© 2010-2022