• Преподавателю
  • Другое
  • Механизм использования в образовательной деятельности ИКТ в аспекте сохранности здоровья обучающихся

Механизм использования в образовательной деятельности ИКТ в аспекте сохранности здоровья обучающихся

Раздел Другое
Класс 7 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Николаенко В.В., учитель биологии

МОУ «Мартыновская школа»

Джанкойского района

Республики Крым

Механизм использования в образовательной деятельности ИКТ в аспекте сохранности здоровья обучающихся


Современный образовательный процесс невозможен без использования ИКТ. Безусловно, использование цифровых технологий усиливает познавательную активность обучающихся, позволяет насытить образовательную деятельность большим количеством готовых, оптимально отобранных наглядных материалов. Наглядность материала повышает его усвояемость, так как задействованы все механизмы восприятия - зрительный, слуховой, эмоциональный, образный. Учебный материал для учащихся представляется как система ярких опорный образов, что позволяет облегчить запоминание, усвоение и закрепление основных понятий. Подача материала в виде мультимедийной презентации или анимации сокращает время обучения, привлекая школьников к взаимодействию, вызывая у них интерес к процессу усвоения знаний. Особенно важно то, что использование ИКТ решает проблему индивидуализации учебной деятельности, позволяет конкретизировать цели обучения, осуществлять педагогическую коррекцию, осуществлять обучение дистанционно, по интернету, получая задания от своего учителя по электронной почте.

Информационно-коммуникационные технологии - это, прежде всего средство или инструмент познания, способ передачи данных и обеспечения взаимодействия между педагогом и учащимися в современной системе образования. Сегодня учитель обязан владеть навыками не только в сфере ИКТ, но и отвечать за профессиональное применение информационно-коммуникационных технологий в своей непосредственной деятельности. Прежде всего, речь идет о разумном использовании в учебном процессе компьютерных технологий. Основным критерием использования любых технологий в образовательной деятельности является критерий «физиологического благополучия» обучающихся. Современная школа должна нести не только знания, развивать ребенка, воспитывать его, но и заботиться о сохранности его здоровья. Перенасыщенность учебного процесса различного рода технологиями может пагубно отразиться на физическом и психологическом состоянии ребенка. Использование подобного инструментария на уроках имеет четко регламентированную структуру, и должно соответствовать дидактическим требованиям и технологиям их применения.

При использовании в образовательной деятельности ИКТ необходимо использовать основные правила:

  • Строго придерживаться правил СанПиН для оптимального восприятия материала и обеспечения здоровьесберегающих условий, учитывая:

- длительность и частоту демонстрации экранных средств мультимедиа;

- продуманность системы использования средств мультимедиа на разных этапах урока;

- выполнение требований к режиму использования компьютеров на уроках и во внеурочное время;

Допустимая продолжительность демонстрации экранных пособий:

Класс

Максимальная длительность в минутах

I - II

7-15 минут

III -IV

15 -20 минут

V - VII

20 -25 минут

VIII - XI

20 -25 минут

Более длительное использование экранных средств вызывает утомление и неэффективно.

  • Необходимо предусмотреть, чтобы уроки (занятия) с использованием средств мультимедиа не шли один за другим или не ставились вслед за теми дисциплинами, которые связаны со значительным напряжением (уроками искусства, черчения, труда), потому, что у учащихся после уроков с применением экранных пособий значительно снижаются работоспособность, учебная активность.

  • Общая продолжительность работы школьника на компьютере в течение дня должна быть не более: 45 минут для детей 8-10 лет; 1час30 минут для детей 11-13 лет; 2 часа 15 минут для детей 14 -16 лет.

  • Строго придерживаться основных правил составления наглядных материалов (презентаций, видеофрагментов, флеш-анимаций и т.д.):

- слайд должен содержать минимально возможное количество слов;

- для заголовков использовать четкий крупный шрифт;

- заливка фона, букв, фигур должна быть спокойного «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомляемость при просмотре;

- избегайте использования отвлекающих дизайнерских маневров(крутящиеся буквы, «выпрыгивание силуэтов» и т.д.).

- нельзя перегружать слайды зрительной информацией;

- количество слайдов должно быть минимальным (8-12). Чтобы работать с информацией на слайде, приходится напрягать зрение. Если презентаций много, то и напряжений зрения много. Вряд ли это оправдано с медицинской точки зрения.

  • Во время урока, предполагающего более длительное нахождение учащегося перед экраном, необходимо делать перерывы не менее 10 минут. В этот период можно провести гимнастику для глаз или выполнить различного рода упражнения, не требующие сосредоточенности и зрительной концентрации непосредственно на объекте.

  • Если урок превращается в «лекцию со слайдами», учеников начинает не только утомлять, но и усыплять размеренный голос учителя. Помните, дети - не пассивные слушатели, а активные участники обсуждения представленного материала.

  • Использование ИКТ - технологий на уроке не всегда оправдано. Урок должен быть привычным, удобным для учащихся и учителя, сохранять все основные структурные элементы.

Получается, что если рассматривать один отдельно взятый урок в школе, то использование ИКТ ─ это замечательно. Но когда это распространяется на все уроки - это превращается в минус. Поэтому уже сегодня надо серьезно задуматься о разумной дозировке использования ИКТ на уроках в школе. Не просто бездумно насаждать, а каждый раз серьезно анализировать, что это дает учебному процессу. Необходимо помнить, что мерцание экрана перегружает мышцы глаз, а это приводит к постепенному снижению остроты зрения. При работе с ПК частота моргания глазами снижается примерно втрое, из-за чего возникает синдром сухого глаза - это наиболее часто встречающееся заболевание людей, работающих за компьютером. У учащихся из-за перенапряжения глаз чаще всего развивается спазм аккомодации и близорукость, которая с возрастом прогрессирует.

Обойтись без ИКТ сегодня просто невозможно. Следовательно, необходимо использовать компьютерные технологии в аспекте здоровьесберегающих технологий.

Использование элементарных приемов педагогической техники поможет свести к минимуму влияние некоторых негативных факторов использования ИКТ в образовательной деятельности:

Во-первых, необходимо постоянно чередовать различные виды деятельности обучающихся и разнообразные методы обучения с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса учащихся к изучаемому материалу;

Во-вторых, делайте почаще гимнастику для глаз, которую можно проводить в виде минипауз или физкультминуток;

В-третьих, выбирайте электронные ресурсы в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся, не перегружайте их избыточной информацией и интерактивными заданиями; Лучше избрать один ресурс, используя его фрагментарно, чем обилие разнообразных ресурсов в минимальную единицу рабочего времени.

В век информационных технологий невозможно, да и не нужно, ограждать детей от использования компьютеров и электронных ресурсов. Главное направить это увлечение в правильное русло, привить элементарные навыки рационального использования цифровых технологий в жизни с целью повышения своего образовательного уровня, развития коммуникационных навыков, повышения своего социального статуса и сохранения здоровья. Именно школа является тем местом, где ребенок может постичь эти прописные истины.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ


  1. «Муха-цокотуха»

- Муха, муха прилетела, / смотрим на потолок/

удивленно, заморгала /частое моргание в течение 2-х минут улучшает внутриглазное кровообращение/

подлетела прямо к носу /сведение глаз к переносице.

Заглянула в правый глаз. / Скосите глаза вправо/

Испугавшись, отлетела /а затем переведите взгляд по прямой линии/

Посмотрела в левый глаз /Проделайте то же самое в противоположном направлении/

Рассердилась, закружилась,

колесом перекрутилась /«велотренажер». Перемещайте взгляд в разные стороны: вправо - влево, вверх - вниз, по кругу, восьмеркой/

Провалилась во тьму /зажмурьтесь на 3-5 секунд, затем откройте глаза./

Раз, два, три, четыре, пять

Мух с урока всех прогнать! /Зажмуриться. Повторить 7 раз/

  1. «Австралия»

- Она располагается под нами /смотрим вниз/

Там, очевидно, ходят, вверх ногами /смотрим вниз/

Там наизнанку вывернутый год /смотрим влево, вправо /

На юге - остров, где утконос живет, /смотрим вниз/

Все в этой части света наоборот /круговое движение глаз/

У нас зима, а там сирень цветет /свести глаза к переносице/

Закрой глаза и помечтай о том, как на Барьерный риф

с тобою мы плывем… /зажмурьтесь на 3-5 сек, повторив 5 раз/


  1. Стороны горизонта»

- На карте сверху - север /поднимаем глаза вверх/

Внизу - там юг /опускаем глаза вниз/

От Гринвича налево - запад /скосить глаза влево/

Направо - там восток /скосить глаза вправо/

Земля - геоид, круглая как мяч /круговые движения глаз с изменением направления вращения/

Вращается в космическом пространстве, сменяя месяц или год.

© 2010-2022