- Преподавателю
- Другое
- Конспект урока литературы на тему Символ сада в пьесе А. П. Чехова Вишнёвый сад
Конспект урока литературы на тему Символ сада в пьесе А. П. Чехова Вишнёвый сад
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гатева М.И. |
Дата | 08.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
План-конспект урока литературы
Урок проводится в 10 классе
Тема урока - Символ сада в пьесе Чехова «Вишневый сад». Подготовка к домашнему сочинению
Задачи урока:
- образовательная - рассмотреть символ сада в пьесе Чехова «Вишневый сад», сделать выводы по пьесе, подготовить учащихся к домашнему сочинению;
- развивающая - развить навыки анализа текста, совершенствовать монологическую речь учеников;
- воспитательная - вызвать интерес учащихся к творчеству Чехова, содействовать воспитанию любви к Родине.
Методы: репродуктивный, эвристический, метод творческого чтения
Метод-лидер - эвристический
Тип урока - итоговый
Вид урока - классический
Наглядность: портрет А. П. Чехова, текст пьесы Чехова «Вишневый сад», картина Марии Андреевой «Вишнёвый сад», фотографии вишнёвого сада.
Ход урока
Куда же несешься ты, Русь?
Н. В. Гоголь «Мёртвые души»
-
Психологическая установка
В пьесе «Вишнёвый сад» А. П. Чехов рассуждает о судьбе, о будущем России. Чехов задаётся вопросом, которым задавались многие писатели, в том числе и Н. В. Гоголь в поэме «Мёртвые души»: «Куда же несёшься ты, Русь?». Сегодня на уроке мы рассмотрим символ сада в комедии Чехова «Вишневый сад» и будем готовиться к домашнему сочинению. (Запись темы и эпиграфа в тетради)
Название пьесы надо воспринимать двояко: конкретное (сад дворянской усадьбы) и обобщенное (символ Родины, ее природной поэтической красоты). В основе комедии - судьба вишневого сада, с ним связано все.
Каким вам представляется образ вишневого сада? (Обращение к картине и фотографиям с изображением вишневого сада). Какие ассоциации он у вас вызывает?
2. Беседа по вопросам
-
Как образ вишневого сада пронизывает все действия пьесы? (I действие: «Вишневый сад ваш продается за долги»; II действие: «22 августа будет продаваться вишневый сад»; III действие: «Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду»; IV действие: «Вдали стучат топором по дереву»).
-
Какие чувства автора выражаются в этих ремарках?
-
Найдите описания вишневого сада в авторских ремарках к декорациям. Какое настроение они создают? Как оно меняется? (Декорация I действия: «Рассвет, скоро взойдет солнце. Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник». Декорация II действия: «В стороне, возвышаясь, темнеют тополи: там начинается вишневый сад... Скоро сядет солнце». Декорация IV действия: «Слышно, как стучат топором по дереву». В финале: «Становится тихо. Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно». «Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».)
-
Как с образом вишневого сада связаны герои пьесы? Подтвердите свои позиции текстом.
Раневская, Гаев: сад - прошлое, детство, но и признак благополучия, гордости, воспоминание о счастье. Раневская: «Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад».
Фирс: сад - барское благополучие. «В прежние времена, лет сорок-пятьдесят назад вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили... Денег было».
Лопахин: сад - воспоминание о прошлом: дед и отец были крепостными; надежды на будущее - вырубить, разбить на участки, сдавать в аренду. Сад - источник богатства, предмет гордости. Лопахин: «Если вишневый сад... отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода». «Вишня родится раз в два года, да и ту никто не покупает» и др.
Трофимов: вишневый сад символизирует крепостническое прошлое. «Неужели... с каждого листика, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа...». «Вся Россия наш сад» - это его мечта о преображенной родине, но непонятно, чьими силами это будет сделано.
Аня: сад - символ детства, сад - дом, но с детством приходится расставаться. «Отчего я уже не люблю вишневого сада, как раньше». Сад - надежды на будущее. «Мы насадим новый сад, роскошнее этого». (Запись цитат о вишневом саде в тетради).
5. Каково авторское отношение к саду? (Сад для автора воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь ее красоту и богатство; важна авторская мысль о человеке, который сможет изменить жизнь; сад - символ лирического, поэтического отношение к Родине. В авторских ремарках: «прекрасный сад», «широкий простор», звук лопнувшей струны, стук топора. Чехов: «Во втором акте Вы дадите мне настоящее зеленое поле и дорогу, и необычайную для сцены даль». «Звук... должен быть короче и чувствоваться совсем издалека».)
3. Слово учителя
Сад - это символ Родины, ее прошлого и будущего. Прошлое - это детство и счастье Раневской, Гаева, Ани; это их гордость от владения прекрасным имением, «дворянским гнездом»; это символ крепостничества для Пети и Лопахина. Будущее - это постройка дач, чтобы внуки и правнуки, по мнению Лопахина, увидели тут новую жизнь; это надежда на лучшую жизнь для Ани: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого».
Какое же будущее ждет Россию? Этот гоголевский вопрос Чехов оставляет открытым.
-
Подведение итогов
Пьеса «Вишневый сад» - это пьеса о России, о ее судьбе. Россия на перепутье - в пьесе аукцион. Кто же будет хозяином страны? Чехов переживает за свою страну, пьеса - это его завещание, но в то же время он понимает, что нужно ломать старое, уходить от него.
-
Домашнее задание
Написать сочинение на одну из предложенных тем:
-
Чего заслуживает Раневская - осуждения или жалости?
-
Чего больше в Лопахине: «хищного зверя» или «тонкой, нежной души»?
-
Какова роль второстепенных персонажей в системе образов пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»?
4.В чем трагизм и оптимизм гибели вишневого сада?
-
Каков путь России в будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»?