Конспект урока литературы на тему Символ сада в пьесе А. П. Чехова Вишнёвый сад

Урок проводится в 10 классе и представляет собой итоговый урок по изучению пьесы А.П.Чехова "Вишневый сад", подготовку к написанию домашнего сочинения. Методы урока: репродуктивный, эвристический, метод творческого чтения.Урок включает в себя следующие этапы:1. Психологическая установка2. Беседа по вопросам3. Слово учителя4. Подведение итогов5. Домашнее заданиеВ процессе урока учащиеся, анализируя текст пьесы, делают вывод о символе сада в произведении, как судьбе России.В качестве домашнего зад...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока литературы

Урок проводится в 10 классе

Тема урока - Символ сада в пьесе Чехова «Вишневый сад». Подготовка к домашнему сочинению

Задачи урока:

- образовательная - рассмотреть символ сада в пьесе Чехова «Вишневый сад», сделать выводы по пьесе, подготовить учащихся к домашнему сочинению;

- развивающая - развить навыки анализа текста, совершенствовать монологическую речь учеников;

- воспитательная - вызвать интерес учащихся к творчеству Чехова, содействовать воспитанию любви к Родине.

Методы: репродуктивный, эвристический, метод творческого чтения

Метод-лидер - эвристический

Тип урока - итоговый

Вид урока - классический

Наглядность: портрет А. П. Чехова, текст пьесы Чехова «Вишневый сад», картина Марии Андреевой «Вишнёвый сад», фотографии вишнёвого сада.


Ход урока

Куда же несешься ты, Русь?

Н. В. Гоголь «Мёртвые души»

  1. Психологическая установка

В пьесе «Вишнёвый сад» А. П. Чехов рассуждает о судьбе, о будущем России. Чехов задаётся вопросом, которым задавались многие писатели, в том числе и Н. В. Гоголь в поэме «Мёртвые души»: «Куда же несёшься ты, Русь?». Сегодня на уроке мы рассмотрим символ сада в комедии Чехова «Вишневый сад» и будем готовиться к домашнему сочинению. (Запись темы и эпиграфа в тетради)

Название пьесы надо воспринимать двояко: конкретное (сад дворянской усадьбы) и обобщенное (символ Родины, ее природной поэтической красоты). В основе комедии - судьба вишневого сада, с ним связано все.

Каким вам представляется образ вишневого сада? (Обращение к картине и фотографиям с изображением вишневого сада). Какие ассоциации он у вас вызывает?

2. Беседа по вопросам

  1. Как образ вишневого сада пронизывает все действия пьесы? (I действие: «Вишневый сад ваш продается за долги»; II действие: «22 августа будет продаваться вишневый сад»; III действие: «Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду»; IV действие: «Вдали стучат топором по дереву»).

  2. Какие чувства автора выражаются в этих ремарках?

  3. Найдите описания вишневого сада в авторских ремарках к декорациям. Какое настроение они создают? Как оно меняется? (Декорация I действия: «Рассвет, скоро взойдет солнце. Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник». Декорация II действия: «В стороне, возвышаясь, темнеют тополи: там начинается вишневый сад... Скоро сядет солнце». Декорация IV действия: «Слышно, как стучат топором по дереву». В финале: «Становится тихо. Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно». «Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».)

  4. Как с образом вишневого сада связаны герои пьесы? Подтвердите свои позиции текстом.

Раневская, Гаев: сад - прошлое, детство, но и признак благополучия, гордости, воспоминание о счастье. Раневская: «Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад».

Фирс: сад - барское благополучие. «В прежние времена, лет сорок-пятьдесят назад вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили... Денег было».

Лопахин: сад - воспоминание о прошлом: дед и отец были крепостными; надежды на будущее - вырубить, разбить на участки, сдавать в аренду. Сад - источник богатства, предмет гордости. Лопахин: «Если вишневый сад... отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода». «Вишня родится раз в два года, да и ту никто не покупает» и др.

Трофимов: вишневый сад символизирует крепостническое прошлое. «Неужели... с каждого листика, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа...». «Вся Россия наш сад» - это его мечта о преображенной родине, но непонятно, чьими силами это будет сделано.

Аня: сад - символ детства, сад - дом, но с детством приходится расставаться. «Отчего я уже не люблю вишневого сада, как раньше». Сад - надежды на будущее. «Мы насадим новый сад, роскошнее этого». (Запись цитат о вишневом саде в тетради).

5. Каково авторское отношение к саду? (Сад для автора воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь ее красоту и богатство; важна авторская мысль о человеке, который сможет изменить жизнь; сад - символ лирического, поэтического отношение к Родине. В авторских ремарках: «прекрасный сад», «широкий простор», звук лопнувшей струны, стук топора. Чехов: «Во втором акте Вы дадите мне настоящее зеленое поле и дорогу, и необычайную для сцены даль». «Звук... должен быть короче и чувствоваться совсем издалека».)

3. Слово учителя

Сад - это символ Родины, ее прошлого и будущего. Прошлое - это детство и счастье Раневской, Гаева, Ани; это их гордость от владения прекрасным имением, «дворянским гнездом»; это символ крепостничества для Пети и Лопахина. Будущее - это постройка дач, чтобы внуки и правнуки, по мнению Лопахина, увидели тут новую жизнь; это надежда на лучшую жизнь для Ани: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого».

Какое же будущее ждет Россию? Этот гоголевский вопрос Чехов оставляет открытым.

  1. Подведение итогов

Пьеса «Вишневый сад» - это пьеса о России, о ее судьбе. Россия на перепутье - в пьесе аукцион. Кто же будет хозяином страны? Чехов переживает за свою страну, пьеса - это его завещание, но в то же время он понимает, что нужно ломать старое, уходить от него.

  1. Домашнее задание

Написать сочинение на одну из предложенных тем:

  1. Чего заслуживает Раневская - осуждения или жалости?

  2. Чего больше в Лопахине: «хищного зверя» или «тонкой, нежной души»?

  3. Какова роль второстепенных персонажей в системе образов пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»?

4.В чем трагизм и оптимизм гибели вишневого сада?

  1. Каков путь России в будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»?


© 2010-2022