- Преподавателю
- Другое
- Программа кружка Сувенир ФГОС (5 класс)
Программа кружка Сувенир ФГОС (5 класс)
Раздел | Другое |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Генералова О.Н. |
Дата | 09.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа кружка «Сувенир».
Пояснительная записка.
Программа кружка «Сувенир» разработана для занятий с учащимися 5 - 6 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения и на основании нормативно-правовых документов:
1.Закон об образовании РФ, ст.9 ( в редакции, введённой в действие с 19.01.1996 г. Федеральным законом от 13.01.1996 г. №12-ФЗ, с изменениями на 22.08.2004 г.)
2.Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 г. №27).
3.Примерные требования к программам дополнительного образования детей (приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844)
4. Модель программы дополнительного образования детей (разработана д.п.н., профессором Н.М.Борытко, к.п.н., профессором А.Н.Кузибецким и утверждена Комитетом по образованию и науке Администрации Волгоградской области, 2006 г
5. Дополнительная программа «Художественное творчество» автор Т.Н. Проснякова.
6.Дополнительная программа «Мир бумаги» автор Е.И. Лепилина.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров - реализация системно-деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Работа с комплектом учебных пособий представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью в школе являются актуальными, т.к. решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные - развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Направленность программы кружка «Сувенир» по содержанию является художественно - эстетической; по функциональному предназначению - прикладной; по форме организации - кружковой; по времени реализации - одногодичной. Программа является основой для дальнейшего знакомства детей с элементами дизайна, декоративно - прикладного искусства.
Тематика занятий по программе обширна - это игрушки из бумаги и картона, открытки, сувениры для украшения интерьера; необычные поделки из бросового материала и замечательные сувениры из бисера.
Новизна программы состоит в том, что впервые осуществляется обучение детей изготовлению игрушек разных по назначению (игровая, декоративная), из различных по виду и способам обработки материалов. Используются нестандартные формы проведения занятий и методы работы с творчески одарёнными детьми - программа дополнена элементами свободного творчества (изготовление подарков, сувениров, открыток к праздникам и др. по индивидуальному выбору).
Педагогическая целесообразность программы- её содержание нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время. Значительное внимание уделяется повышению мотивации, ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приёмы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.
Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребёнка и его самореализации.
Программа рассчитана на один год обучения, занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 11-12лет.
Цель программы: Овладение учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.
Задачи обучающие:
- обучить практическим навыкам работы в различных техниках рукоделия;
- формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
- развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий.
Задачи воспитательные:
- способствовать воспитанию творческой активности;
- формировать чувство самоконтроля.
Задачи развивающие:
- способствовать развитию у обучающихся логического мышления;
- содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Задачи мотивационные:
- создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества;
- развивать активную деятельность.
Задачи социально-педагогические: формирование общественной активности, реализация в социуме.
Создать условия для формирования и развития у учащихся
-
Элементов технико-технологических и организационно-экономических знаний;
-
Начальных общетрудовых и специальных умений (ручного труда), основ трудовой и экологической культуры, умений кооперации и сотрудничества в трудовом процессе: коммуникативных навыков, способствующих развитию умений работать в группе, вести дискуссию;
-
Развития творческих способностей каждого учащегося, элементов технического, художественного мышления, конструкторских способностей в моделировании некоторых видов одежды, умения оценивать свою деятельность;
-
Позитивного и эмоционально окрашенного отношения к труду, как личной и общественной ценности, воспитания честности, порядочности, ответственности, самостоятельности, инициативности, деловитости и предприимчивости;
-
Качеств грамотных и рачительных хозяек;
-
Благоприятного отношения к дому и семье как основам индивидуального развития личности.
Уровень подготовки выпускников - для практикума.
Содержание теоретического обучения направлено на развитие у учащихся навыков выполнения прибавления, убавления и перемещения петель, овладением умением ориентироваться в схемах и описаниях рапорта рисунка.
В процессе практического обучения школьники овладевают умением работать с разными материалами, изучают требования к организации рабочего места и безопасности труда, приобщаются к творческой деятельности путем моделирования изделий, выполнение различных отделок.
Практическое применение:
Реализация данной программы поможет ученице:
-
Разобраться в основах выполнения вязки;
-
Развивать творческие способности в процессе включения в художественную деятельность по изготовлению изделий с использованием различных материалов;
-
Побудить к сознательному выбору увлечения или профессии. При изучении курса учащимися осваиваются такие виды деятельности как:
-
Исследовательско - поисковый
-
Коммуникативный (дискуссионный)
-
Рефлексивный
-
Репродуктивный
-
Творческий
Планируемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
-выраженной познавательной мотивации;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
-учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
-планировать свои действия;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
-допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
-Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
-Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
Сформировать и навык и работы с информацией
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
-
Последовательность изготовления изделий: разметка, резание, сборка, оформление;
-
Способы соединения деталей: клеем, нитками, плетением;
-
Способы контроля по шаблону;
-
Приемы правильной и безопасной работы с инструментами и приспособлениями;
Учащиеся должны уметь:
-
Организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
-
Изготавливать изделия по образцу, рисунку, инструкционным картам;
-
Работать самостоятельно инструментами и материалами, указанными в программе;
-
Использовать различные материалы в изготовлении одной творческой работы;
-
Применять разные способы соединения деталей;
-
Работать индивидуально и группами.
Учащиеся могут знать:
-
Способы изготовления поделок из материалов, не указанных в программе;
Учащиеся могут уметь:
-
Самостоятельно вырезать простейшие детали без шаблона;
-
Использовать в оформлении сувениров материалы, не указанные в программе;
У учащихся будут сформированы:
-
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
Учащиеся получит возможность для формирования:
-
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
-
выраженной познавательной мотивации;
Требования к уровню подготовки учащихся
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
у учащихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
1) первоначальные представления о технологии как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении технологических задач;
метапредметные:
регулятивные
у учащихся должны быть сформированы следующие знания:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
познавательные
учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
учащиеся получат возможность научиться:
1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
3) видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
учащиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
предметные:
в познавательной сфере:
1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
2) практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
3)уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
4) развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
в трудовой сфере:
1) планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
2) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
3) выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и
в мотивационной сфере:
1)оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
2)согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
3)формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;
в эстетической сфере:
1)овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
2)рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
3)умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
в коммуникативной сфере:
1)практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
2)установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
в физиолого-психологической сфере:
1) развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
2) соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
3)сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
• рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека;
• различать предметы рукотворного мира;
• выполнять доступные действия по самообслуживанию (сохранять порядок на рабочем месте во время работы и убирать рабочее места по окончанию работы, пришивать пуговицы с двумя отверстиями);
• использовать приобретенные знания о видах и свойствах природных и текстильных материалов при изготовлении изделий;
• анализировать устройство изделия (под руководством учителя), определять его назначение;
• организовывать рабочее место для выполнения практической работы (под руководством учителя);
• понимать приемы безопасного использования ручных инструментов: ножниц, швейных игл, булавок с колечком;
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Всего часов
теоретические
практические
УДД
1
Введение. Инструктаж по ТБ. Вязание с бисером и бусами.
1
1
Познавательные - учащиеся узнают правила безопасной работы с инструментами и материалами..
Коммуникативные - научатся взаимодействовать с соседом по парте
Регулятивные - научатся контролировать свою деятельность
2
Очечник с застежкой на пуговицу
3
1
2
Познавательные- учащиеся ознакомятся с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы;
Регулятивные- учащиеся научатся подбирать материал в зависимости от выбранного изделия;
Личностные - самоопределение:
что уже известно, а
что нет.
3
Декоративный цветок из ткани
2
1
1
Коммуникативные - научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе.
Познавательные - научатся выполнять цветок несколькими способами;
Личностные- художественно-эстетическое оценивание
4
Сумочка, декорированная цветочными мотивами
4
1
3
Коммуникативные - научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе.
Познавательные - ознакомятся с выкройками сумок и способами их декорирования.Сформируют безопасные и правильные навыки работы;
Личностные- художественно-эстетическое оценивание.
5
6
Техника лоскутного шитья
Изделия в стиле пэчворк
3
2
1
1
2
1
Регулятивные - научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Познавательные - научатся формулировать последовательность выполнения изделия;
использовать при выполнении задания иллюстративный материал., ознакомятся со строением различных тканей.
Личностные- смыслообразование
ориентация в социальных ролях и
межличностных отношений.
7
Выполнение лоскутного квадрата. Прихватка
3
1
2
Коммуникативные - научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе.
Познавательные - научатся выполнять лоскутный квадрат несколькими способами;
Личностные- художественно-эстетическое оценивание
8
Изготовление панно «Весёлое лето»
4
1
3
Познавательные- учащиеся ознакомятся с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы;
Регулятивные- учащиеся научатся подбирать материал в зависимости от выбранного изделия;
Личностные - самоопределение:
что уже известно, а
что нет.
9
Изготовление мягких игрушек
4
1
3
Коммуникативные - научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе.
Познавательные - научатся выполнять мягкие игрушки несколькими способами;
Личностные- художественно-эстетическое оценивание
10
Вязание трикотажных изделий
6
2
4
Познавательные- учащиеся ознакомятся с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы;
Регулятивные- учащиеся научатся подбирать пряжу и крючок в зависимости от выбранного изделия, вязать изделия;
Личностные - самоопределение:
что уже известно, а
что нет.
11
Выставка, экскурсии
1
1
Познавательные- учащиеся ознакомятся с экспонатами различных творческих выставок.
12
Итоговое занятие
1
1
Личностные - самоопределение:
что уже известно, а
что нет.
Итого:
34
13
21
Конец формы
Содержание программы
1занятие: Введение: даются общие сведения о творческих объединениях, об организации работы коллектива.Инструктаж по ТБ.
2-4 занятие: Вязание с бисером (бусами) - обучающиеся узнают о старинном виде рукоделия, изготовлении самодельных бус, о способах нанизывания бисера на нить, декорировании цветочными мотивами, вязании и сборке квадратов, использовании одновременно нескольких цветов, изготовлении подвесок, вязании сетки с бусами.
5-6занятие: Изготовление декоративного цветока из ткани. Обучающиеся узнают о способах изготовления цветов из ткани. Выполнят изделие на выбор.
7-10 занятие: Изготовление сумочки, декорированной цветочными мотивами. Способы изготовления и выкройки сумок, их отделка.
11-13 занятие: Техника лоскутного шитья - обучающиеся узнают о приемах работы с лоскутками, технологии набора в квадрат из полосок, соединении деталей различной формы и размера в треугольник, изготовлении изделий в форме полукруга, о технологии изготовления текстильного коллажа, аппликации, требованиях работы с лоскутками, получают сведения о цвете и композиции в лоскутных изделиях.
14-15 занятие: Изготовление изделия в стиле пэчворк. Цветовые сочетания, техника выполнения лоскутной мозаики.
16-21 занятие: Выполнение лоскутного квадрата. Прихватка. Цветовые сочетания, техника выполнения лоскутной мозаики.
22-25занятие: Изготовление панно «Весёлое лето». Выбор сюжета. Работа над панно по инструкционной карте.
26-29занятие: Изготовление мягких игрушек. Игрушечный мир - обучающиеся знакомятся с технологией выполнения мягкой игрушки в домашних условиях, изготовления веревочных кукол, игрушек с каркасом, узнают историю возникновения игрушки
30-32 занятие: Вязание трикотажных изделий. Выбор модели. Построение выкройки. Расчёт плотности вязания.
33 занятие: Массовые мероприятия - организовываются экскурсии в музеи и на выставки, участие в конкурсах.
Формы и методы работы
Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используют различные формы и методы обучения: это рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.
Беседа - метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.
В обучении используют разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.
Практические упражнения - целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.
Педагогические технологии
Учебное занятие - основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Предела его совершенствованию нет. Главное - не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и их обобщение.
В целом учебное занятие можно представить как последовательность следующих этапов:
1-й этап - организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Организация начала занятия, постановка задач, сообщение темы и плана занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность, активизация внимания.
2-й этап - проверочный.
Задача: устранение пробелов в знаниях и их коррекция.
Проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы.
3-й этап - подготовительный.
Задача: обеспечение мотивации обучения и принятие цели занятия.
Сообщение темы, цели занятия, постановка познавательных задач, мотивация учебной деятельности.
4-й этап - основной.
Задача определяется в зависимости от цели занятия: усвоение новых знаний; проверка понимания; закрепление знаний и способов действий; обобщение знаний.
Ознакомление с новыми знаниями и умениями, показ образца формирования навыков; установление осознанности усвоения знаний, выполнение тренировочных упражнений на освоение и закрепление знаний, умений и навыков по образцу, формирование целостного представления знаний по теме и т. д.
5-й этап - контрольный.
Задача: выявление качества и уровня полученных знаний и умений, их коррекция.
6-й этап - итоговый.
Задача: дать анализ и оценку достижения цели занятия, наметить перспективу работы.
Подведение итогов занятия, формирование выводов, поощрение обучающихся за работу на занятии, самооценка детьми своей работы на занятии, информация о домашнем задании, определение перспективы следующих занятий.
Таким образом, каждый этап занятия отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами.
Учебно-методические средства
1. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) под ред. В.Д. Симоненко, М.: Вентана-Графф, 2010.
2. Школа вышивки шелковыми ленточками/ Л. Т. Шереминская. - М.: Эксмо, 2007.
3. Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. - М.: Мой мир, 2007.
4. Искусство вышивки лентами/ А.Г.Чернова, Е.В.Чернова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
5. Вышивка лентами/ Пер. с анг. - М.:Издательство «Ниола-Пресс», 2008.
6. Вышивка лентами. - Минск.: Харвест, 2010.
7. «Девчонки и мальчишки» журнал 2008, 2009, 2010 г.
8. «Рукоделие» журнал 2009, 2010 г.
9. nsportal.ru социальная сеть работников образования
10. proshkolu.ru/
11. pedsovet.su
12. tehnologi.su/
13. metodisty.ru/
14. uchportal.ru/
15. festival.1september.ru/
16. bookin.org.ru/
17. it-n.ru