Программа кружка Сувенир ФГОС (5 класс)

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа кружка «Сувенир».

Пояснительная записка.


Программа кружка «Сувенир» разработана для занятий с учащимися 5 - 6 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения и на основании нормативно-правовых документов:

1.Закон об образовании РФ, ст.9 ( в редакции, введённой в действие с 19.01.1996 г. Федеральным законом от 13.01.1996 г. №12-ФЗ, с изменениями на 22.08.2004 г.)

2.Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 г. №27).

3.Примерные требования к программам дополнительного образования детей (приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844)

4. Модель программы дополнительного образования детей (разработана д.п.н., профессором Н.М.Борытко, к.п.н., профессором А.Н.Кузибецким и утверждена Комитетом по образованию и науке Администрации Волгоградской области, 2006 г

5. Дополнительная программа «Художественное творчество» автор Т.Н. Проснякова.

6.Дополнительная программа «Мир бумаги» автор Е.И. Лепилина.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Методологическая основа в достижении целевых ориентиров - реализация системно-деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Работа с комплектом учебных пособий представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Занятия художественной практической деятельностью в школе являются актуальными, т.к. решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные - развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Направленность программы кружка «Сувенир» по содержанию является художественно - эстетической; по функциональному предназначению - прикладной; по форме организации - кружковой; по времени реализации - одногодичной. Программа является основой для дальнейшего знакомства детей с элементами дизайна, декоративно - прикладного искусства.

Тематика занятий по программе обширна - это игрушки из бумаги и картона, открытки, сувениры для украшения интерьера; необычные поделки из бросового материала и замечательные сувениры из бисера.

Новизна программы состоит в том, что впервые осуществляется обучение детей изготовлению игрушек разных по назначению (игровая, декоративная), из различных по виду и способам обработки материалов. Используются нестандартные формы проведения занятий и методы работы с творчески одарёнными детьми - программа дополнена элементами свободного творчества (изготовление подарков, сувениров, открыток к праздникам и др. по индивидуальному выбору).

Педагогическая целесообразность программы- её содержание нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время. Значительное внимание уделяется повышению мотивации, ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приёмы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.

Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребёнка и его самореализации.

Программа рассчитана на один год обучения, занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу.

Возраст детей, участвующих в реализации программы: 11-12лет.

Цель программы: Овладение учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.

Задачи обучающие:

- обучить практическим навыкам работы в различных техниках рукоделия;

- формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;

- развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий.

Задачи воспитательные:

- способствовать воспитанию творческой активности;

- формировать чувство самоконтроля.

Задачи развивающие:

- способствовать развитию у обучающихся логического мышления;

- содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Задачи мотивационные:

- создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества;

- развивать активную деятельность.

Задачи социально-педагогические: формирование общественной активности, реализация в социуме.

Создать условия для формирования и развития у учащихся

  • Элементов технико-технологических и организационно-экономических знаний;

  • Начальных общетрудовых и специальных умений (ручного труда), основ трудовой и экологической культуры, умений кооперации и сотрудничества в трудовом процессе: коммуникативных навыков, способствующих развитию умений работать в группе, вести дискуссию;

  • Развития творческих способностей каждого учащегося, элементов технического, художественного мышления, конструкторских способностей в моделировании некоторых видов одежды, умения оценивать свою деятельность;

  • Позитивного и эмоционально окрашенного отношения к труду, как личной и общественной ценности, воспитания честности, порядочности, ответственности, самостоятельности, инициативности, деловитости и предприимчивости;

  • Качеств грамотных и рачительных хозяек;

  • Благоприятного отношения к дому и семье как основам индивидуального развития личности.

Уровень подготовки выпускников - для практикума.

Содержание теоретического обучения направлено на развитие у учащихся навыков выполнения прибавления, убавления и перемещения петель, овладением умением ориентироваться в схемах и описаниях рапорта рисунка.

В процессе практического обучения школьники овладевают умением работать с разными материалами, изучают требования к организации рабочего места и безопасности труда, приобщаются к творческой деятельности путем моделирования изделий, выполнение различных отделок.

Практическое применение:

Реализация данной программы поможет ученице:

  • Разобраться в основах выполнения вязки;

  • Развивать творческие способности в процессе включения в художественную деятельность по изготовлению изделий с использованием различных материалов;

  • Побудить к сознательному выбору увлечения или профессии. При изучении курса учащимися осваиваются такие виды деятельности как:

  • Исследовательско - поисковый

  • Коммуникативный (дискуссионный)

  • Рефлексивный

  • Репродуктивный

  • Творческий

Планируемые результаты:

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

-выраженной познавательной мотивации;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

-учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

-планировать свои действия;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

-допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

-Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

-Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

Сформировать и навык и работы с информацией

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • Последовательность изготовления изделий: разметка, резание, сборка, оформление;

  • Способы соединения деталей: клеем, нитками, плетением;

  • Способы контроля по шаблону;

  • Приемы правильной и безопасной работы с инструментами и приспособлениями;

Учащиеся должны уметь:

  • Организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;

  • Изготавливать изделия по образцу, рисунку, инструкционным картам;

  • Работать самостоятельно инструментами и материалами, указанными в программе;

  • Использовать различные материалы в изготовлении одной творческой работы;

  • Применять разные способы соединения деталей;

  • Работать индивидуально и группами.

Учащиеся могут знать:

  • Способы изготовления поделок из материалов, не указанных в программе;

Учащиеся могут уметь:

  • Самостоятельно вырезать простейшие детали без шаблона;

  • Использовать в оформлении сувениров материалы, не указанные в программе;

У учащихся будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

Учащиеся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

  • выраженной познавательной мотивации;

Требования к уровню подготовки учащихся

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

у учащихся будут сформированы:

1) ответственное отношение к учению;

2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

1) первоначальные представления о технологии как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении технологических задач;

метапредметные:

регулятивные

у учащихся должны быть сформированы следующие знания:

1) формулировать и удерживать учебную задачу;

2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

познавательные

учащиеся научатся:

1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

2) использовать общие приёмы решения задач;

учащиеся получат возможность научиться:

1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

3) видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

учащиеся научатся:

1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

предметные:

в познавательной сфере:

1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

2) практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;

3)уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

4) развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

в трудовой сфере:

1) планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

2) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

3) выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и

в мотивационной сфере:

1)оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;

2)согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

3)формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;

в эстетической сфере:

1)овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;

2)рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;

3)умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;

в коммуникативной сфере:

1)практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

2)установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

в физиолого-психологической сфере:

1) развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

2) соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;

3)сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

• рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека;

• различать предметы рукотворного мира;

• выполнять доступные действия по самообслуживанию (сохранять порядок на рабочем месте во время работы и убирать рабочее места по окончанию работы, пришивать пуговицы с двумя отверстиями);

• использовать приобретенные знания о видах и свойствах природных и текстильных материалов при изготовлении изделий;

• анализировать устройство изделия (под руководством учителя), определять его назначение;

• организовывать рабочее место для выполнения практической работы (под руководством учителя);

• понимать приемы безопасного использования ручных инструментов: ножниц, швейных игл, булавок с колечком;



Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Всего часов

теоретические

практические

УДД

1

Введение. Инструктаж по ТБ. Вязание с бисером и бусами.

1

1

Познавательные - учащиеся узнают правила безопасной работы с инструментами и материалами..

Коммуникативные - научатся взаимодействовать с соседом по парте

Регулятивные - научатся контролировать свою деятельность

2

Очечник с застежкой на пуговицу

3

1

2

Познавательные- учащиеся ознакомятся с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы;

Регулятивные- учащиеся научатся подбирать материал в зависимости от выбранного изделия;

Личностные - самоопределение:

что уже известно, а

что нет.

3

Декоративный цветок из ткани

2

1

1

Коммуникативные - научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе.

Познавательные - научатся выполнять цветок несколькими способами;

Личностные- художественно-эстетическое оценивание

4

Сумочка, декорированная цветочными мотивами

4

1

3

Коммуникативные - научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе.

Познавательные - ознакомятся с выкройками сумок и способами их декорирования.Сформируют безопасные и правильные навыки работы;

Личностные- художественно-эстетическое оценивание.

5

6

Техника лоскутного шитья

Изделия в стиле пэчворк

3

2

1

1

2

1

Регулятивные - научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Познавательные - научатся формулировать последовательность выполнения изделия;

использовать при выполнении задания иллюстративный материал., ознакомятся со строением различных тканей.

Личностные- смыслообразование

ориентация в социальных ролях и

межличностных отношений.

7

Выполнение лоскутного квадрата. Прихватка

3

1

2

Коммуникативные - научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе.

Познавательные - научатся выполнять лоскутный квадрат несколькими способами;

Личностные- художественно-эстетическое оценивание

8

Изготовление панно «Весёлое лето»

4

1

3

Познавательные- учащиеся ознакомятся с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы;

Регулятивные- учащиеся научатся подбирать материал в зависимости от выбранного изделия;

Личностные - самоопределение:

что уже известно, а

что нет.

9

Изготовление мягких игрушек

4

1

3

Коммуникативные - научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе.

Познавательные - научатся выполнять мягкие игрушки несколькими способами;

Личностные- художественно-эстетическое оценивание

10

Вязание трикотажных изделий

6

2

4

Познавательные- учащиеся ознакомятся с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы;

Регулятивные- учащиеся научатся подбирать пряжу и крючок в зависимости от выбранного изделия, вязать изделия;

Личностные - самоопределение:

что уже известно, а

что нет.

11

Выставка, экскурсии

1

1

Познавательные- учащиеся ознакомятся с экспонатами различных творческих выставок.

12

Итоговое занятие

1

1

Личностные - самоопределение:

что уже известно, а

что нет.

Итого:

34

13

21



Конец формы


Содержание программы

1занятие: Введение: даются общие сведения о творческих объединениях, об организации работы коллектива.Инструктаж по ТБ.

2-4 занятие: Вязание с бисером (бусами) - обучающиеся узнают о старинном виде рукоделия, изготовлении самодельных бус, о способах нанизывания бисера на нить, декорировании цветочными мотивами, вязании и сборке квадратов, использовании одновременно нескольких цветов, изготовлении подвесок, вязании сетки с бусами.

5-6занятие: Изготовление декоративного цветока из ткани. Обучающиеся узнают о способах изготовления цветов из ткани. Выполнят изделие на выбор.

7-10 занятие: Изготовление сумочки, декорированной цветочными мотивами. Способы изготовления и выкройки сумок, их отделка.

11-13 занятие: Техника лоскутного шитья - обучающиеся узнают о приемах работы с лоскутками, технологии набора в квадрат из полосок, соединении деталей различной формы и размера в треугольник, изготовлении изделий в форме полукруга, о технологии изготовления текстильного коллажа, аппликации, требованиях работы с лоскутками, получают сведения о цвете и композиции в лоскутных изделиях.

14-15 занятие: Изготовление изделия в стиле пэчворк. Цветовые сочетания, техника выполнения лоскутной мозаики.

16-21 занятие: Выполнение лоскутного квадрата. Прихватка. Цветовые сочетания, техника выполнения лоскутной мозаики.

22-25занятие: Изготовление панно «Весёлое лето». Выбор сюжета. Работа над панно по инструкционной карте.

26-29занятие: Изготовление мягких игрушек. Игрушечный мир - обучающиеся знакомятся с технологией выполнения мягкой игрушки в домашних условиях, изготовления веревочных кукол, игрушек с каркасом, узнают историю возникновения игрушки

30-32 занятие: Вязание трикотажных изделий. Выбор модели. Построение выкройки. Расчёт плотности вязания.

33 занятие: Массовые мероприятия - организовываются экскурсии в музеи и на выставки, участие в конкурсах.

Формы и методы работы

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используют различные формы и методы обучения: это рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.

Беседа - метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.

В обучении используют разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.

Практические упражнения - целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.

Педагогические технологии

Учебное занятие - основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Предела его совершенствованию нет. Главное - не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и их обобщение.

В целом учебное занятие можно представить как последовательность следующих этапов:

1-й этап - организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Организация начала занятия, постановка задач, сообщение темы и плана занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность, активизация внимания.

2-й этап - проверочный.

Задача: устранение пробелов в знаниях и их коррекция.

Проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы.

3-й этап - подготовительный.

Задача: обеспечение мотивации обучения и принятие цели занятия.

Сообщение темы, цели занятия, постановка познавательных задач, мотивация учебной деятельности.

4-й этап - основной.

Задача определяется в зависимости от цели занятия: усвоение новых знаний; проверка понимания; закрепление знаний и способов действий; обобщение знаний.

Ознакомление с новыми знаниями и умениями, показ образца формирования навыков; установление осознанности усвоения знаний, выполнение тренировочных упражнений на освоение и закрепление знаний, умений и навыков по образцу, формирование целостного представления знаний по теме и т. д.

5-й этап - контрольный.

Задача: выявление качества и уровня полученных знаний и умений, их коррекция.

6-й этап - итоговый.

Задача: дать анализ и оценку достижения цели занятия, наметить перспективу работы.

Подведение итогов занятия, формирование выводов, поощрение обучающихся за работу на занятии, самооценка детьми своей работы на занятии, информация о домашнем задании, определение перспективы следующих занятий.

Таким образом, каждый этап занятия отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами.

Учебно-методические средства

1. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) под ред. В.Д. Симоненко, М.: Вентана-Графф, 2010.

2. Школа вышивки шелковыми ленточками/ Л. Т. Шереминская. - М.: Эксмо, 2007.

3. Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. - М.: Мой мир, 2007.

4. Искусство вышивки лентами/ А.Г.Чернова, Е.В.Чернова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

5. Вышивка лентами/ Пер. с анг. - М.:Издательство «Ниола-Пресс», 2008.

6. Вышивка лентами. - Минск.: Харвест, 2010.

7. «Девчонки и мальчишки» журнал 2008, 2009, 2010 г.

8. «Рукоделие» журнал 2009, 2010 г.

9. nsportal.ru социальная сеть работников образования

10. proshkolu.ru/

11. pedsovet.su

12. tehnologi.su/

13. metodisty.ru/

14. uchportal.ru/

15. festival.1september.ru/

16. bookin.org.ru/

17. it-n.ru


© 2010-2022