• Преподавателю
  • Другое
  • Ритмопластика как средство формирования эстетического отношения личности к себе у детей

Ритмопластика как средство формирования эстетического отношения личности к себе у детей

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РИТМОПЛАСТИКА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ К СЕБЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания личности как важнейшему средству формирования отношения к окружающей действительности, средству нравственного и умственного воспитания и в целом формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности, что достигается гуманистически ориентированной системой образования.

Отечественные и зарубежные писатели, педагоги, психологи, деятели культуры (Д.С. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, Ж. Пиаже, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Л. Ушинский и др.) доказали идею о том, что в дошкольном возрасте в процессе целенаправленного воспитания и обучения закладываются основы будущего развития человека, включая эстетическую культуру. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации: его сознание не просто заполнено отдельными образами, представлениями, но характеризуется некоторым целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности.

По мнению Л.И. Божович, именно в дошкольном возрасте дети начинают осознавать себя субъектами в системе социальных отношений, у них формируется внутренняя позиция, которая отражает степень их удовлетворения своим местом в этих отношениях.

Субъектная позиция означает формирование самосознания ребенка, понимающего и способного оценивать красоту окружающего мира, произведений искусства, музыки, поступков людей и т.д.

С самого раннего возраста ребенок через игровую деятельность, приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра - первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых впечатлений, в том числе и эстетических. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству. Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. Сформированные в начальный период воспитания навыки, знания, эмоционально-смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в последующем свое углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической культуры личности.

Эстетическое отношение - это такой феномен, который рождается из взаимодействия природы и человека, материального и духовного, объекта и субъекта и который несводим ни к чисто субъективному человеческому ощущению, ни к объективным качествам материального мира.

Как же формируется эстетическое отношение личности к действительности?

Одной из важнейших особенностей эстетического отношения личности к действительности является непосредственное переживание личностью своего единства с окружающим миром, который не противостоит ему отчужденностью, а открывается мир родственный и понятный.

Б.Т. Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.

Таким образом, в процессе эстетического развития у ребенка в дошкольном возрасте формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального "Я" - "какой я есть"), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального "Я" - "каким бы я хотел быть"). Оценочная составляющая самосознания отражает эстетическое отношение личности к себе и своим качествам, его самооценку.

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики.

Музыкант и педагог Эмиль Жак-Далькроз в начале XX века разработал систему музыкально-ритмического воспитания детей. Он, прежде всего, видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития детей, связь с деятельностью мозга. По его мнению, «с первых лет жизни ребенка следовало бы начинать воспитание в нем «мышечного чувства», что, в свою очередь, способствует «более живой и успешной работе мозга».

Особая ценность и жизнеспособность системы музыкально-ритмического воспитания Э.Жака-Далькроза заключается в ее гуманном характере. Педагог был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование» проникновения в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях.

Если раньше в работе с детьми у Э.Жака-Далькроза применялся термин «ритмическая гимнастика», если у Д. Фонды это «аэробика», у С.Д. Рудневой, Н.А. Ветлугиной «музыкальное движение», то сейчас «ритмическая пластика» - это система, включающая всевозможные телодвижения (из области гимнастики, хореографии, пантомимы, ритмики), доступные детям дошкольного возраста.

Ритмопластическое развитие ребенка выступает одной из значимых в комплексе воспитательных задач по его социализации и освоению смыслов культуры. Движение человека, стиль его ритмопластического самовыражения и взаимодействия с окружающими - это сфера не только эстетическая, но и социокультурная. Ритмопластика движений - особый символический язык, через который проявляется внутренний мир личности, устанавливаются ее контакты с социальным окружением через принятые в нем эталоны - значения движений.

Основу ритмопластики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (танцевальные, имитационные, общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также навыками творческого осмысления, музыки, её эмоционально-телесного движения.

Ключом к созданию интереса к занятиям ритмопластики для детей дошкольного возраста является игровой метод проведения занятий. Игры долгие годы остаются главным и любимым занятием детей. В игре происходит рефлексия, самореализация, развивается творческое начало.

Введение в процесс обучения игры позволяет вызывать у детей желание овладеть предлагаемым учебным содержанием; создавать мотивацию учебной деятельности; осуществлять в игровой форме руководство их работой и ее оценку; доставлять ребенку удовольствие от полученного результата, а также от возможности использовать его в игре по окончании занятий.

Ритмопластика создает ощущение радости, свободы движения, вызывает радостный отклик на музыку. В ней сливаются воедино слуховое (ритмическое) и зрительное впечатления, естественными и выразительными движениями передается эмоциональное состояние ребенка. Занятия позволяют детям не только в увлекательной форме войти в мир музыки и танца, но и развивают умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребенка.

В качестве выводов отметим: понятие «ритмопластическое развитие личности» означает процесс совершенствования движений к их выразительности, эмоциональной отзывчивости, эстетичности, что дает личности способность к самовыражению и взаимодействию с социальным окружением через принятые в нем ритмопластические модели. Оценочная составляющая самосознания отражает эстетическое отношение личности к себе и своим качествам, его самооценку. Иначе говоря, воздействие ритмопластики расцениваем как активное средство формирования эстетического отношения личности к себе у детей дошкольного возраста.

© 2010-2022