Конспект урока по русскому языку на тему Не с глаголом (3 класс)

Многие учителя стремятся к тому, чтобы урок в начальной школе был деятельностным, чтобы учащиеся были активными участниками учебного процесса, как источника получения знаний и, что не менее важно, осознавали цели и значимость своей работы. Данный урок я попыталась построить именно с таких позиций: ученики и  учитель – сотрудники, соучастники единого образовательного процесса. У учеников есть определённые знания по этому вопросу: понятие о глаголе как о части речи, о его грамматических признаках....
Раздел Другое
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Дата Предмет Русский язык Класс 3 Учитель Милько Н.Ю.

Тема занятия:

Правописание частицы «не» с глаголами.

Ссылки:

Презентация, учебник, среднесрочное планирование.

Цели:

  • расширить знания детей о служебных частях речи

  • углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов)

  • познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами.

Ожидаемый результат:

способность, опираясь на существенные признаки, определять принадлежность слов к, части речи глагол, умение анализировать слова; способность выявления границ своего знания; умение оценивать и корректировать свою деятельность; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.

Ключевые идеи:

Время

Этапы урока

Стратегии

Содержание урока

Ресурс

Вызов

Приветствие

- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, беспокойство, злобу. Забудьте о них. Вдохните доброту, свежесть весеннего солнечного дня, уверенность в своих силах, хорошее настроение. Начнём наш урок







Игра «Я - глагол»

- Как вы думаете, можно знать всё на свете?

-А если нельзя знать, может быть не стоит и учиться?

- Чтобы много знать, нужно каждый день узнавать что-то новое.

- На каждом уроке русского языка получаем новые знания. И сегодня мы не только повторим пройденный материал, но и откроем новые секреты русского языка. А какие, вы узнаете сами, но чуть позже.

- Каким вы хотите видеть этот урок? (Интересным, с трудностями).

- А что для этого каждый из нас должен делать? (Наблюдать, догадываться, обобщать).

- Каждый из вас может себе обещать: Я…анализирую, размышляю, думаю, делаю вывод.

- Дети, настройте себя на плодотворную работу.

  1. Самоопределение к деятельности

- Я буду читать строки, а вы хором доскажите слово

Мы пришли сюда … (учиться)

Не лениться, а … (трудиться)

Только тот, кто много … (знает)

В жизни что-то … (достигает)

(Слайд 2)

- Молодцы! Садитесь. Что можно сказать о добавленных словах? (Это всё глаголы)

- Настроились? Я желаю вам удачи.

Повторение о глаголе.

Начинаете свое предложение словами «Я - глагол …»


Физминутка.

Осмысление









Посмотрите ребята - согласны ли Вы с этими правилами? Почему?
«Правила поведения на уроке»
опаздывать в школу
разговаривать на уроке
мешать соседу по парте
рисовать на партах (стуле)
жевать после звонка

Так как нужно сказать?
Добавить частицу не.
А что делает эта частица?

- Отрицает. Глаголы имеют отрицательное значение.

- Можем ли мы поставить вопрос к этому слову? (Нет).

-Можете ли вы определить, каким членом предложения является это слово? (Нет).

- Можем ли мы отнести это слова к имени существительному? ... к имени прилагательному? ... к глаголу?

- Если нельзя к слову поставить вопрос, если это слово не обозначает предмет, признак, действие, не является членом предложения, значит это какая часть речи? (Служебная часть речи).
Это - служебная часть речи. Она не называет предмета, ни признака, ни действия, не является членом предложения, к ней нельзя поставить вопрос.

Правильно, это служебная часть речи - частица. Что выражают глаголы с этой частицей: отрицание или утверждение? Раз отрицание, значит, как ее можно назвать? (Отрицательная частица).

Проблема 2.

- Как будем писать частицу не с глаголами? (Отдельно).

-Почему? (Слова пишутся отдельно).

-Сделайте вывод. (Отрицательная частица не пишется с глаголами отдельно).

Прочитайте правило в учебнике стр.150

7.Работа с грамматической сказкой.

-Сейчас я вам расскажу сказку:

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: « Люблю». А она ………» Не люблю». Он признавался: « Верю», а она ему….» Не верю».

И вот однажды частица совсем заупрямилась. Она забралась на стул…..

( А что было дальше, сейчас узнаем)

-Слезь со стула!

-Не хочу!

-Упадёшь!

-Не упадёшь!

-Отойди!

-Не отойду!

-Слезаешь?

-не слезаю!

-Молчишь?

-Нет, не молчу.

-Может конфетку хочешь?

-Нет! Да, хочу, хочу!

-Что вы заметили в тексте? ( Есть НЕ с глаголами, есть диалог)

8.Самостоятельная работа.

-Сейчас я вам загадаю загадки. Вы должны их не только отгадать, но и выписать из них как можно больше глаголов с частицей не.

1. Не найдешь у нас пилы,

Не рубили мы стволы,

Не стучали топором,

А под елью вырос дом.

2. По земле не хожу,

Рот есть, а не говорю,

Глаза есть - не мигаю,

Крылья есть - не летаю.

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

Проверка работы по образцу.

9.Работа в парах.

Записать пословицы, раскрывая скобки. На каждой парте карточка с заданием.

Дружба крепкая (не)сломается.

Ложь человека (не)красит.

Друг в беде (не)бросит.

На пятак дружбы (не)купишь.

Проверка на доске.

10. У некоторых правил есть исключения. Есть оно и у этого. Давайте прослушаем сказку до конца.

Частица Не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него отдельно. Однако Глагол был постоянен в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что есть глаголы, которые пишутся с не слитно». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. И он нашел такие глаголы.

-Давайте объясним их смысл.
Негодовать - возмущаться, быть недовольным
Недоумевать - синонимы - растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не приложить.
Какими действиям человек показывает недоумение - чешет затылок, пожимает плечами, округляет глаза.
Неволить - принуждать, заставлять делать что-то
Ненавидеть - чувствовать вражду и отвращение
Недомогать - испытывать болезненное состояние
Нездоровится - болеть, хворать

-Попробуйте догадаться, почему в этих словах частица не пишется слитно с глаголами?

-Без НЕ эти глаголы не употребляются.
11. Творческая работа в группах.

-Послушайте текст, в котором есть глаголы с частицей не.

-Не дразните собак,

Не гоняйте кошек,

Не жалейте для птиц

Вы зерна и крошек!

-Где уместно разместить такой текст?

-Кто мог бы быть его автором? (Наверное, так говорят те, кто любит природу. Это как бы обращение к нам, людям, чтобы мы не губили природу. Я бы написал этот текст на плакате. Обратился к людям, чтобы они помогли кошкам, собакам, птицам. Не выбрасывали домашних животных на улицу).

- А можно ли этот текст назвать призывом? ( Да, это призыв людей, которые любят природу).

- Предлагаю вам выполнить творческое задание. Для этого надо распределиться на три группы. Задание такое: составить небольшой текст-призыв, используя глаголы с частицей не. (Слайд)

Тексты посвящены разным темам:

1 группа будет говорить о правилах поведения в лесу.

2 группа - о правилах поведения на дороге.

3 группа - о правилах пользования книгой.

Творческая работа.

Проверка. По завершению работы (8 мин) представитель группы (его дети выбирают сами) читает свой вариант. Обращаем внимание на оформление текста, знаки препинания, написания частицы не с глаголами.

Рефлексия

-Что нового узнали на уроке?

-Что для вас на уроке было легко?

- С какими трудностям столкнулись?

Закончите фразу.

(Слайд).

Итог урока.

Закончите фразу:

- На уроке я не...

Домашнее задание.

Домашнее задание

Правило стр. 151, упр. 404


© 2010-2022