Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий»

Данная работа включает в себя отчет по теме самообразования "Использование здоровьесберегающих технологий".  В настоящее время очень актуальна тема формирования здорового образа жизни. Эту работу мы начинаем с начальной школы на уроках, во внеурочное время. Поэтому  мной выбрана была именно эта тема.  Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: “Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бег...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ Суерская средняя общеобразовательная школа



Концептуальные основы педагогического опыта







Учитель начальных классов

первой категории:

Левчук Любовь Алексеевна



«Использование здоровьесберегающих технологий»

Здоровье необходимо. Это бизнес счастья… Добыть здоровье проще, чем счастье.

Природа милостива: она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы запас свести к нулю…

Если нельзя взрастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то во всяком случае поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно.

Н.М.Амосов.

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние физического, психического и социального благополучия.

Здоровье - основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание.

В настоящее время очень актуальна тема формирования здорового образа жизни. Эту работу мы начинаем с начальной школы на уроках, во внеурочное время.

Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: "Хочешь быть здоровым - бегай, хочешь быть красивым - бегай, хочешь быть умным - бегай". Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрения, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Понятия "человек", "жизнь", "здоровье" взаимосвязаны и взаимозависимы.

Жан Жак Руссо определил наиболее типичные, с его точки зрения этапы жизни ребенка. На первом и втором этапе (до 12 лет) рекомендует обратить внимание на физическое воспитание ребёнка. "Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным - сделайте его крепким и здоровым", - говорил Руссо. Пусть он бегает, прыгает, резвится, пусть он играет и действует, находится в непрерывном движении.

Педагогическое наследство Ушинского получило свое признание в деятельности передового учительства нашей страны. Константин Дмитриевич считал, что труд - источник физического, умственного и морального совершенствования человека. "Конечно, всего полезнее было бы для здоровья человека, если бы физический и умственный труд соединялись в его деятельности", - писал Ушинский.

Основные положения о значении труда для физического воспитания детей и, как следствие, укрепление их здоровья не утеряли своего значения и являются актуальными в настоящее время.

Применение педагогами в образовательно-воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий - главная задача современного образования. Поэтому в своей темой самообразования я взяла тему « Использование здоровьесберегающих технологий».

В своей работе использую различные педагогические приемы, методы и формы обучения:

1. Комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помогает детям освоить следующие способы самооздоровления:

а) использование положительных установок на успех в деятельности: «У меня все получится», «Я справлюсь» и т.д.

б)умение настроить себя на положительную волну: «Улыбнись самому себе, своему соседу»;

в)рисование на полях тетради различных рисунков или символов, которые отражают настроение на уроке.

2. Включение в содержание уроков «анатомических диктантов», упражнений, текстовых задач, заданий, связанных с изучением своего собственного здоровья.

3.Проведение на уроках физминуток.

Если более глубоко рассмотреть психологические особенности детей младшего школьного возраста, то можно увидеть, что их гиперактивность за последние годы только увеличивается, и очень часто дети, приходя в первый класс, уже имеют отклонения в состоянии здоровья, в том числе и психофизеологические. Для того, чтобы наше обучение для детей стало успешным, за последние несколько лет очень часто стал подниматься вопрос: как сконцентрировать внимание ребёнка на уроке, как дать ему возможность усвоить материал на уроке, чередуя знания с возможностью максимального движения. По новым санитарным правилам и нормам (СанПиН 2,4,2 - 576-96, п,2,9,7) в начальной школе плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80%. В оставшееся время -ежедневно 30-45 минут, должны проводиться физкультминутки. Их цель - профилактика (!) утомления, нарушения осанки, зрения.

Физкультминутки - это не только элемент двигательной активности для переключения внимания на другой вид деятельности, но и реально возможный фактор формирования здоровья, что принципиально отмечается по характеру воздействия - гармонизации всего организма ребенка, настройки его на самоисцеляющее начало.

Вспомним слова К.Д.Ушинского: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».

Цель проведения физкультурной минутки - повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для школьников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.

Я использую на уроках различные физминутки:

1.Динамические.

Динамика - это движение. Но движения могут быть разными и иметь разные цели. Одни движения помогают снять напряжение и усталость с шейного, грудного, поясничного отделов позвоночника, а так же с верхних и нижних конечностей. Другие - сконцентрироваться и настроиться на работу. Пальчиковая гимнастика, самомассаж лица, массаж ушной раковины - я активно использую эти упражнения в учебном процессе. Ведь известно, что на кончиках пальцев, на лице и ушных раковинах находится очень много биологически активных точек, массажируя которые, мы активизируем кровообращение и апосредовательно воздействуем на весь организм.

Приведу некоторые примеры динамических физминуток:

Шейный отдел позвоночника «Поиграем со своим телом»

1.«Яблочко по блюдечку покатилось».

Вращение головой по кругу (по часовой стрелке и наоборот).

2. Подбородок скользит вниз по грудине, касаясь груди. Голова с подбородком скользит вниз. В шее чувствуется напряжение.

Грудной и поясничный отдел позвоночника

1.«Плечи прыгают».

Руки свободно висят вдоль тела. Синхронно поднимаем и опускаем плечи вверх-вниз, как будто они прыгают «прыг-скок».

2.«Мельница».

Синхронное вращение прямых рук вперёд и назад.

Пальчиковая гимнастика.

1.«Точка».

Найти глазами центральную точку ладони, нажать на неё 5 раз большим пальцем. Поменять руку.

2.«Пальчики здороваются».

Одна рука на поясе, другая согнута в локте на уровне груди. Подушечки пальцев соприкасаются и нажимают (здороваются) друг на друга: 1и2, 1и3, 1и4, 1и5, 1и4, 1и3, 1и2. Сначала работает ведущая рука, потом неведущая, затем обе руки сразу. Дети обязательно должны проговаривать свои действия: «Здравствуй, большой пальчик (указательный, средний, безымянный, мизинец)».

Самомассаж лица.

Массаж проводится в следующей последовательности:

1) точка на лбу между бровями («третий глаз»);

2) парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние);

3) точка посередине верхнего края подбородка;

4) парные точки в височных ямках;

5) три точки на затылке в углублениях;

6) парные точки в области козелка уха.

Ушной массаж.

Упражнение можно выполнять в такой последовательности:

1) потягивание за мочки сверху вниз;

2) потягивание ушной раковины вверх;

3) потягивание ушной раковины к наружи;

4) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

2.Зрительные.

Известно, что через органы зрения в мозг ребёнка поступает больше информации, чем через все вместе взятые органы чувств. Поэтому глазам очень нужен отдых.

Приведу примеры некоторых зрительных физминуток:

1.На несколько секунд широко открыть глаза, затем сильно зажмурить, после чего быстро поморгать.

2.Следить глазами за двигающимся предметом: вверх-вниз, вправо- влево, по кругу, к себе (к переносице) и от себя. Упражнения выполняются на расстоянии :

а) вытянутой руки;

б) локтя;

в) 10-15 см от глаз.

3. «Побежали глазками по цветовым дорожкам»

3.Дыхательные.

На уроках дети сильно нагибаются над партой, не всегда выдерживают нужную позу, отчего грудная клетка всё время находится в сжатом положении и лёгкие получают недостаточное количество воздуха. Процесс вдоха и выдоха неполон. От этого дети быстро устают. Снять эту усталость помогают дыхательные физминутки. Вот некоторые из них:

1-е упражнение. И. п. Стойка ноги врозь, руки согнуть в локтях и ладони приложить к верхней части передней стенки живота.

Выполнение. Медленно через нос вдыхать. Медленно выдыхать через плотно сжатые губы. Повторить 10≈20 раз. То же в и. п. сидя на стуле. При правильном дыхании в начале вдоха должна выпячиваться верхняя часть живота (так как диафрагма опускается при вдохе вниз и давит на желудок, печень: и другие органы, оттесняя их вниз и вперед), затем расширяется и грудная клетка и в конце вдоха приподнимаются плечи .

2-е упражнение. И. п. Прижать ладони к груди и слегка сжать грудную клетку с боков.

Выполнение. Медленно через нос глубоко вдохнуть, стремясь возможно больше расширить грудную клетку. Одновременно руки медленно выпрямить в стороны. Сделать паузу и медленно выдохнуть, сдавливая грудную клетку руками. Повторить 10≈20 раз.

4.Ритмические.

Сюда отнесём физминутки танцевальные, с прихлопами, с притопами и так далее, которые снимают общую усталость. Например:

«Если нравится тебе»

(Педагог поёт песню и показывает движения. Дети подпевают и вслед за учителем делают движения.)

Если нравится тебе, то делай так. (2 щелчка пальцами над головой.)

Если нравится тебе, то делай так. (2 хлопка в ладоши.)

Если нравится тебе, то делай так. (2 хлопка за коленками.)

Если нравится тебе, то делай так. (2 притопа ногами.)

Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо».

Если нравится тебе,

То и другим ты покажи.

Если нравится тебе,

То сделай всё!

5.Психологические.

Речь идёт о физминутках, которые помимо игровой функции направлены на развитие внимания, памяти, воображения, мышления.

1. «Пожалуйста».

Учитель предлагает повторять за ним движения, но только те, выполняя

которые он произносит слово «пожалуйста» или «ребята».

2. «Что изменилось?».

Перед детьми выставляется несколько предметов, расположение которых они запоминают. По команде, на 5 секунд закрывают глаза, а учитель либо меняет местами предметы, либо убирает, либо добавляет. Ребята открывают глаза и говорят что изменилось.

4.Организация саморефлексии.

Каждый день начинается и заканчивается фиксацией на специальном месте «настроения» состояния детей и изменений, произошедших в самочувствии в процессе урока и даже дня. Умело проведенная рефлексия дает возможность понять следующее: насколько дети осознают, что и как они делали на уроке, что им помогало и что могут использовать впоследствии в жизни.

5. Игровые методы психокоррекции - это игры на всех этапах урока, когда выполнена учебная программа, а именно игры на:

- развитие внимания ( активного, произвольного );

- развитие памяти и восприятия, наблюдательности;

-развитие произвольных движений и самоконтроля;

- развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации-игры, способствующие снятию страхов в общении:

- развитие мышления и речи.

Учитывая то обстоятельство, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой, я не требую от учеников сохранение неподвижной позы в течении всего урока и поэтому придерживаюсь следующей формы организации деятельности учащихся на уроках:

- работа в группах;

- работа в парах сменного состава;

- использование элементов игры в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников;

- хлопанье в ладоши;

- использование сигнальных карточек различного цвета;

- деятельность с элементами соревнований и т. д.

При изучении строения тела человека мы обязательно говорим о вредных привычках, о том, какой вред они приносят здоровью человека.

Знакомлю учащихся с тем, как вести себя дома, в природе, чтобы не причинить вреда своему здоровью, т. е. провожу работу по предупреждению детского травматизма.

Провожу различные беседы, занятия, игры по соблюдению правил дорожного движения, правил личной гигиены, по профилактике гриппа и других болезней,

Читая стихотворение Ю. Тувима «Овощи» на уроке литературного чтения, мы говорим о пользе овощей. Во 2 классе при изучении словарных слов по теме «Овощи» провели «Огородный урок русского языка», где говорим не только о правописании слов, но и о ценности каждого овоща для здоровья человека: «Чтоб здоровым, сильным быть, надо овощи любить».

Хорошей традицией в нашей школе стало проводить осенью «День Здоровья». В этот день ребята не только отдыхают на природе, но и активно участвуют в эстафете, играх, конкурсах. Это прекрасное и эффективное средство воспитания здорового и закалённого человека. Такие походы учат коллективизму, дружбе, товариществу, трудолюбию, взаимопомощи; расширяют кругозор, обогащают духовную жизнь, оказывают положительное влияние на организм школьника.

Заботясь о здоровье детей, мы должны ориентировать их на нравственные ценности, которые действуют в любом обществе:

Это доброта, милосердие, готовность помочь попавшему в беду, скромность, мужество, справедливость. И отсюда более нравственные глобальные ценности: жизнь, красота, человек, труд, познание, добро. Поэтому с первых уроков я стараюсь довести до каждого ребёнка, что человек - это часть природы. А природа - это особый дом, внутри которого всё очень тесно связано: животные с растениями, растения с человеком, а все вместе - с солнцем, землёй, водой. И если в доме, например, сломать стены, упадет крыша, от дома ничего не останется, если сломать пол - то нельзя будет жить... Так и в природе: если погибнут растения, то исчезнут, погибая, и животные, и люди.

На родительских собраниях говорим о соблюдении режима дня, пользе труда для здоровья ребёнка, о правильном питании, закаливании и т. д., о ведении семьёй здорового образа жизни.

Начала изучать методику Базарного.

Влиять на развитие личности ученика учитель может только опосредованно - через свои отношения с ним. Создавая здоровое психолого-педагогическое пространство на уроке и во внеурочной деятельности, учитель способствует развитию здоровой личности, созданию здорового, продуктивного для развития, учёбы и творчества психологического климата.

Здоровьесберегающие технологии корректируют личность ребёнка на более высоком уровне. Нам необходимо не только соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебного процесса, но и совершенствовать педагогические технологии и режим школьного обучения и общения. Давайте вспомним слова Василия Александровича Сухомлинского о том, что к школьнику нужно относиться не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь. Пусть наш энтузиазм зажжет у каждого ученика факел интереса к собственному здоровью, ведь творя своё здоровье, человек тем самым одновременно творит самого себя.

13


© 2010-2022