Рабочая программа по дисциплине Экономика отрасли

Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

«Саратовский техникум строительных технологий и сферы обслуживания»












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД.10 Экономика отрасли



для специальности


190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта























2014г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАПОУ СО «СТСТиСО»

______________ В.Н. Егоров
«___» _______________ 20 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями ФГОС по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта


Составитель (автор):
Говенько Ю.К. - преподаватель, первой квалификационной категории



РАССМОТРЕНА

на заседании Цикловой комиссии страхового дела и программирования

Протокол № __ от «___» __________ 20 г.


Председатель ЦК ______________________/В.Н.Карташова/



СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации учебной дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

10


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экономика отрасли


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика отрасли» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности «Техник» профессии СПО «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по направлению «Автослесарь» в рамках дополнительного профессионального образования переподготовки кадров при наличии среднего общего (полного) образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Экономика отрасли» относится к циклу профессиональная подготовка.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- определять организационно-правовые формы организации;

- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;

- находить и использовать необходимую экономическую информацию;

- оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев и др.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- современное состояние и перспективы развития автомобильной промышленности, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

- основные принципы построения экономической системы организации;

- общую организацию производственного и технологических процессов;

- методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;

- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;

- способы экономии ресурсов;

- механизмы ценообразования на продукцию (услуги);

- механизмы формирования заработной платы;

- формы оплаты труда.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины в соответствии с рабочим учебным планом (РУП):

максимальной учебной нагрузки студента 78 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 52 часов;

самостоятельной работы студента 6 часов.

1.5. Перечень формируемых компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

78

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

52

в том числе:


лабораторные работы

-

практические занятия

20

контрольные работы

-

курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

6

Итоговая аттестация в форме дифференцируемого зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: Экономика отрасли

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Организация в условиях рынка


14


Тема 1.1.

Отраслевые особенности организации (предприятия) в рыночной экономике

Содержание учебного материала

4

1.

2.

Отраслевые особенности организации (предприятия), влияющие на формирование ее экономического потенциала.

Механизм функционирования организации (предприятия)

1-2

Тема 1.2.

Организационно-правовые формы организации (предприятий)

Содержание учебного материала

4

1.

2.

Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект в рыночной экономике. Организационно-правовые формы хозяйствования, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия. Основные характеристики и принципы функционирования.

1-2

Тема 1.3.

Производственная структура

организации (предприятия)


Содержание учебного материала

4

1.

2.

Производственная структура организации (предприятия), ее элементы.

Совершенствование производственной структуры организации (предприятия) в условиях рынка. Основы логистики организации (предприятия)

2

Практические занятия

Разработка производственной структуры предприятия

Решение задач по теме: «Организация предприятия в условиях рынка»

2

Раздел 2.

Ресурсы предприятия


22

Тема 2.1.

Производственные ресурсы: основной капитал

Содержание учебного материала

4

1.

2.

Понятие основного капитала, его сущность и значение. Классификация элементов основного капитала и его структура. Оценка основного капитала. Амортизация основного капитала. Показатели и износ основного капитала строительной организации.

2

Практические занятия

Расчет структуры, стоимости и амортизации основных фондов

Расчет показателей эффективности использования основных фондов

2

Тема 2.2.

Производственные ресурсы: оборотный капитал


Содержание учебного материала

4

1.

2.

Понятие оборотного капитала, его состав и структура. Классификация оборотного капитала. Понятие оборотного капитала: роль, состав, структура. Определение потребности в оборотном капитале. Оценка эффективности применения оборотных средств .

1-2

Практические занятия

Расчет показателей эффективности использования оборотных средств

Решение задач по теме: «Оборотные средства»

2

Тема 2.3.

Капитальные вложения

и их эффективность


Содержание учебного материала

4

1.

2.

Капитальные вложения. Структура капитальных вложений.

Показатели эффективности капитальных вложений и методика их расчета.

2

Практические занятия

Расчет показателей эффективности капитальных вложений

2

Тема 2.4.

Нематериальные

активы


Содержание учебного материала

4

2

1.

2.

Понятие нематериальных активов, их сущность и значение. Состав нематериальных активов. Оценка нематериальных активов. Амортизация нематериальных активов.

Раздел 3.

Результаты деятельности организации (предприятия)

28

Тема 3.1.

Издержки

производства и

обращения, цена в условиях рынка

Содержание учебного материала

4

2

1.

2.

Смета и методика ее составления.

Калькуляция себестоимости и ее значение. Значение себестоимости и пути ее оптимизации.

Практические занятия

Расчет видов издержек предприятия.

Разработка калькуляции.

2

Тема 3.2.

Ценообразование



Содержание учебного материала

4

2

1.

2.

Ценовая политика. Цели ценообразования.

Виды и системы цен. Методы формирования цен. Этапы процесса ценообразования.

Практические занятия

Расчет элементов сметной стоимости

Решение задач по теме: «Ценообразование»

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с нормативной и справочной литературой

Решение задач по теме

2

Тема 3.3.

Финансовые результаты деятельности предприятия

Содержание учебного материала

4

2

1.

2.

Прибыль организации - основной показатель результатов хозяйственной деятельности.

Сущность прибыли, ее источники и виды. Факторы влияющие на величину прибыли. Показатели рентабельности. Распределение и использование прибыли. Рентабельность предприятия.

Практические занятия

Расчет видов прибыли

Расчет видов рентабельности

2

Самостоятельная работа обучающихся

Разработка схемы распределения прибыли

2

Тема 3.4.

Персонал предприятия, трудовые ресурсы организации


Содержание учебного материала

6

1.

2.

3.

Структура и функции аппарата управления предприятием. Планирование кадров и их подбор. Бюджет рабочего времени. Нормирование труда.

Формы и системы оплаты труда согласно положениям Трудового кодекса РФ.

2

Раздел 4.

Планирование деятельности

предприятия как

функции управления

14

Тема 4.1.

Рынок и план

Содержание учебного материала

2

2

1.

Этапы, элементы и методы планирования. Классификация планов. Методологические основы планирования. Стратегическое планирование -составной элемент стратегического управления.

Тема 4.2.

Бизнес-планирование

Содержание учебного материала

2

2

1.

Бизнес-план - основная форма внутрифирменного планирования. Типы бизнес-планов. Структура бизнес-плана. Методика разработки бизнес-плана.

Практические занятия

Работа с тестовыми заданиями по теме

Реферат на тему: «Маркетинг в деятельности предпринимателя»

Разработка структуры бизнес-плана

4

Самостоятельная работа обучающихся

Разработка разделов бизнес-плана

2

Тема 4.3.

Управление финансами предприятия

Содержание учебного материала

2

2

1.

Финансовое направление деятельности предприятия. Управление финансовыми ресурсами, авансированными в оборотные средства. Управление затратами предприятия. Финансовые риски.

Практические занятия

Решение задач по теме

Работа с тестовыми заданиями по теме

2

Всего:

78

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Учебная дисциплина реализуется в учебном кабинете «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»; мастерских и лабораторий не требует.

Оборудование учебного кабинета: рабочая доска, наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-схемы, стенды, раздаточный материал).

Технические средства обучения: компьютер

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: не предусмотрено.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: не предусмотрено.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники: Л.Н.Чечевицына «Экономика предприятия» РОСТОВ-на-ДОНУ ЕНИКС 2010 г

Дополнительные источники: М.В.Кудина «Основы экономики» Москва, ИД «ФОРУМ» - ИНФРА-М 2009 г., Л.Н.Чечевицына «Практикум по экономике предприятия» » РОСТОВ-на-ДОНУ ЕНИКС 2010 г.; Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. - М.: МТУ 2009 г.

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе: проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Наименование

тем

- определять организационно-правовые формы организации;

проведения практических занятий, тестирования,

а также выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий

устный и письменный опрос

дифференцированный зачет

Организационно-правовые формы организации (предприятий)

- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

Производственные ресурсы: основной капитал

Производственные ресурсы: оборотный капитал

Капитальные вложения

и их эффективность

Нематериальный активы

- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;

- находить и использовать необходимую экономическую информацию;

Издержки

производства и

обращения, цена в условиях рынка

- оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев и др.

Финансовые результаты деятельности предприятия

- современное состояние и перспективы развития автомобильной промышленности, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

Рынок и план

- основные принципы построения экономической системы организации;

Отраслевые особенности организации (предприятия) в рыночной экономике

- общую организацию производственного и технологических процессов;

Производственная структура

организации (предприятия)

- методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;

Производственные ресурсы: основной капитал

Производственные ресурсы: оборотный капитал

- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;

Персонал предприятия, трудовые ресурсы организации

- способы экономии ресурсов;

Управление финансами предприятия

- механизмы ценообразования на продукцию (услуги);

Издержки

производства и

обращения, цена в условиях рынка

Ценообразование

- механизмы формирования заработной платы;

Персонал предприятия, трудовые ресурсы организации

- формы оплаты труда.

5

© 2010-2022