- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по дисциплине Экономика отрасли
Рабочая программа по дисциплине Экономика отрасли
Раздел | Другое |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Говенько Ю.К. |
Дата | 01.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
«Саратовский техникум строительных технологий и сферы обслуживания»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.10 Экономика отрасли
для специальности
190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
2014г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАПОУ СО «СТСТиСО»
______________ В.Н. Егоров
«___» _______________ 20 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями ФГОС по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Составитель (автор):
Говенько Ю.К. - преподаватель, первой квалификационной категории
РАССМОТРЕНА
на заседании Цикловой комиссии страхового дела и программирования
Протокол № __ от «___» __________ 20 г.
Председатель ЦК ______________________/В.Н.Карташова/
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации учебной дисциплины
10
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
10
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика отрасли
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика отрасли» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности «Техник» профессии СПО «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по направлению «Автослесарь» в рамках дополнительного профессионального образования переподготовки кадров при наличии среднего общего (полного) образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Экономика отрасли» относится к циклу профессиональная подготовка.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять организационно-правовые формы организации;
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
- находить и использовать необходимую экономическую информацию;
- оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев и др.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- современное состояние и перспективы развития автомобильной промышленности, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
- основные принципы построения экономической системы организации;
- общую организацию производственного и технологических процессов;
- методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;
- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
- способы экономии ресурсов;
- механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
- механизмы формирования заработной платы;
- формы оплаты труда.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины в соответствии с рабочим учебным планом (РУП):
максимальной учебной нагрузки студента 78 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 52 часов;
самостоятельной работы студента 6 часов.
1.5. Перечень формируемых компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
78
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
52
в том числе:
лабораторные работы
-
практические занятия
20
контрольные работы
-
курсовая работа (проект)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
6
Итоговая аттестация в форме дифференцируемого зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: Экономика отрасли
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Организация в условиях рынка
14
Тема 1.1.
Отраслевые особенности организации (предприятия) в рыночной экономике
Содержание учебного материала
4
1.
2.
Отраслевые особенности организации (предприятия), влияющие на формирование ее экономического потенциала.
Механизм функционирования организации (предприятия)
1-2
Тема 1.2.
Организационно-правовые формы организации (предприятий)
Содержание учебного материала
4
1.
2.
Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект в рыночной экономике. Организационно-правовые формы хозяйствования, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия. Основные характеристики и принципы функционирования.
1-2
Тема 1.3.
Производственная структура
организации (предприятия)
Содержание учебного материала
4
1.
2.
Производственная структура организации (предприятия), ее элементы.
Совершенствование производственной структуры организации (предприятия) в условиях рынка. Основы логистики организации (предприятия)
2
Практические занятия
Разработка производственной структуры предприятия
Решение задач по теме: «Организация предприятия в условиях рынка»
2
Раздел 2.
Ресурсы предприятия
22
Тема 2.1.
Производственные ресурсы: основной капитал
Содержание учебного материала
4
1.
2.
Понятие основного капитала, его сущность и значение. Классификация элементов основного капитала и его структура. Оценка основного капитала. Амортизация основного капитала. Показатели и износ основного капитала строительной организации.
2
Практические занятия
Расчет структуры, стоимости и амортизации основных фондов
Расчет показателей эффективности использования основных фондов
2
Тема 2.2.
Производственные ресурсы: оборотный капитал
Содержание учебного материала
4
1.
2.
Понятие оборотного капитала, его состав и структура. Классификация оборотного капитала. Понятие оборотного капитала: роль, состав, структура. Определение потребности в оборотном капитале. Оценка эффективности применения оборотных средств .
1-2
Практические занятия
Расчет показателей эффективности использования оборотных средств
Решение задач по теме: «Оборотные средства»
2
Тема 2.3.
Капитальные вложения
и их эффективность
Содержание учебного материала
4
1.
2.
Капитальные вложения. Структура капитальных вложений.
Показатели эффективности капитальных вложений и методика их расчета.
2
Практические занятия
Расчет показателей эффективности капитальных вложений
2
Тема 2.4.
Нематериальные
активы
Содержание учебного материала
4
2
1.
2.
Понятие нематериальных активов, их сущность и значение. Состав нематериальных активов. Оценка нематериальных активов. Амортизация нематериальных активов.
Раздел 3.
Результаты деятельности организации (предприятия)
28
Тема 3.1.
Издержки
производства и
обращения, цена в условиях рынка
Содержание учебного материала
4
2
1.
2.
Смета и методика ее составления.
Калькуляция себестоимости и ее значение. Значение себестоимости и пути ее оптимизации.
Практические занятия
Расчет видов издержек предприятия.
Разработка калькуляции.
2
Тема 3.2.
Ценообразование
Содержание учебного материала
4
2
1.
2.
Ценовая политика. Цели ценообразования.
Виды и системы цен. Методы формирования цен. Этапы процесса ценообразования.
Практические занятия
Расчет элементов сметной стоимости
Решение задач по теме: «Ценообразование»
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с нормативной и справочной литературой
Решение задач по теме
2
Тема 3.3.
Финансовые результаты деятельности предприятия
Содержание учебного материала
4
2
1.
2.
Прибыль организации - основной показатель результатов хозяйственной деятельности.
Сущность прибыли, ее источники и виды. Факторы влияющие на величину прибыли. Показатели рентабельности. Распределение и использование прибыли. Рентабельность предприятия.
Практические занятия
Расчет видов прибыли
Расчет видов рентабельности
2
Самостоятельная работа обучающихся
Разработка схемы распределения прибыли
2
Тема 3.4.
Персонал предприятия, трудовые ресурсы организации
Содержание учебного материала
6
1.
2.
3.
Структура и функции аппарата управления предприятием. Планирование кадров и их подбор. Бюджет рабочего времени. Нормирование труда.
Формы и системы оплаты труда согласно положениям Трудового кодекса РФ.
2
Раздел 4.
Планирование деятельности
предприятия как
функции управления
14
Тема 4.1.
Рынок и план
Содержание учебного материала
2
2
1.
Этапы, элементы и методы планирования. Классификация планов. Методологические основы планирования. Стратегическое планирование -составной элемент стратегического управления.
Тема 4.2.
Бизнес-планирование
Содержание учебного материала
2
2
1.
Бизнес-план - основная форма внутрифирменного планирования. Типы бизнес-планов. Структура бизнес-плана. Методика разработки бизнес-плана.
Практические занятия
Работа с тестовыми заданиями по теме
Реферат на тему: «Маркетинг в деятельности предпринимателя»
Разработка структуры бизнес-плана
4
Самостоятельная работа обучающихся
Разработка разделов бизнес-плана
2
Тема 4.3.
Управление финансами предприятия
Содержание учебного материала
2
2
1.
Финансовое направление деятельности предприятия. Управление финансовыми ресурсами, авансированными в оборотные средства. Управление затратами предприятия. Финансовые риски.
Практические занятия
Решение задач по теме
Работа с тестовыми заданиями по теме
2
Всего:
78
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Учебная дисциплина реализуется в учебном кабинете «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»; мастерских и лабораторий не требует.
Оборудование учебного кабинета: рабочая доска, наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-схемы, стенды, раздаточный материал).
Технические средства обучения: компьютер
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: не предусмотрено.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: не предусмотрено.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники: Л.Н.Чечевицына «Экономика предприятия» РОСТОВ-на-ДОНУ ЕНИКС 2010 г
Дополнительные источники: М.В.Кудина «Основы экономики» Москва, ИД «ФОРУМ» - ИНФРА-М 2009 г., Л.Н.Чечевицына «Практикум по экономике предприятия» » РОСТОВ-на-ДОНУ ЕНИКС 2010 г.; Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. - М.: МТУ 2009 г.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе: проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Наименование
тем
- определять организационно-правовые формы организации;
проведения практических занятий, тестирования,
а также выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий
устный и письменный опрос
дифференцированный зачет
Организационно-правовые формы организации (предприятий)
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
Производственные ресурсы: основной капитал
Производственные ресурсы: оборотный капитал
Капитальные вложения
и их эффективность
Нематериальный активы
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
- находить и использовать необходимую экономическую информацию;
Издержки
производства и
обращения, цена в условиях рынка
- оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев и др.
Финансовые результаты деятельности предприятия
- современное состояние и перспективы развития автомобильной промышленности, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
Рынок и план
- основные принципы построения экономической системы организации;
Отраслевые особенности организации (предприятия) в рыночной экономике
- общую организацию производственного и технологических процессов;
Производственная структура
организации (предприятия)
- методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;
Производственные ресурсы: основной капитал
Производственные ресурсы: оборотный капитал
- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
Персонал предприятия, трудовые ресурсы организации
- способы экономии ресурсов;
Управление финансами предприятия
- механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
Издержки
производства и
обращения, цена в условиях рынка
Ценообразование
- механизмы формирования заработной платы;
Персонал предприятия, трудовые ресурсы организации
- формы оплаты труда.
5