- Преподавателю
- Другое
- Конспект урока Традиции воспитания по предмету Основы светской этики (5 класс)
Конспект урока Традиции воспитания по предмету Основы светской этики (5 класс)
Раздел | Другое |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Игнатюк И.А. |
Дата | 01.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект открытого урока по учебному предмету «Основы светской этики», 5 класс.
Учитель: Игнатюк Ираида Александровна.
Тема урока: Традиции воспитания.
Цель урока: изучение традиции воспитания детей разных сословий.
Задачи урока:
-
Формирование регулятивных, познавательных, ораторских, сочинительных, коммуникативных навыков;
-
Развитие слуховой памяти, грамотной речи, мышления, памяти, внимания.
-
Воспитание уважительного отношения к старшему поколению, к семейным ценностям воспитания, к историческому прошлому нашей страны и родного края.
Ресурсы: схема «Сословия России», карточки с заданиями, с притчей, презентация «Воспитание в дворянских семьях», рисунок ёлки, магнитная доска.
Выставка значков, плакатов «Скажем лжи нет!» (детские работы). Знакомство с выставкой происходит перед уроком.
(+) слова учителя, (-) ответы, деятельность детей.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
I.Организационный момент
(До начала занятия учитель кладет на каждую парту карточки с печатным текстом)
+Здравствуйте, ребята! Садитесь!
(Обучающиеся приветствуют учителя)
Личностные
II.Актуализация знаний
+ Наше занятие мы начнем с проверки д/з.
+Откройте учебник на стр. 58. Обратите внимание на рубрику «Дополнительный материал». Прочитаем вслух рассказ «Печенеги и мудрый старец» и ответим на вопрос: хорошо ли поступил старец, обманув печенегов? Обоснуйте свою точку зрения.
+Посмотрите на иллюстрацию на стр.59. Придумайте к ней название (задание в парах)
+ Выполним задание в группах: подберите ассоциации к понятиям «правда», «ложь» (используют раздаточный материал, прикрепляют на магнитную доску)
-(читают, отвечают на вопрос)
-(ответы детей)
-(ответы детей)
Личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные
III.Введение в новую тему
+ Посмотрите, пожалуйста, на карточки на ваших партах. Прочитайте про себя притчу «Ведь это всего один час», подумайте, о чем она?
+ Верно.
+Ребята, у всех народов принято уважать родителей, почитать старших, помогать друг другу, быть порядочным и милосердным. Эти знания передаются из поколения в поколение через воспитание детей в лучших традициях предков. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Постарайтесь сформулировать тему занятия.
+ Верно! Тема сегодняшнего урока «Традиции воспитания»
+Как вы думаете, какова цель нашего урока?
+Молодцы, правильно мыслите! Сегодня мы будем говорить о традициях воспитания детей разных сословий.
-Притча «Ведь это всего один час» о воспитании.
- традиции предков;
- традиции воспитания
- Изучить традиции воспитания наших предков.
Регулятивные, коммуникативные
IV. Изучение нового материала
+Откройте ваши учебники на стр.63. прочитайте вслух определение понятий «традиции», «сословия».
+ Давайте обратимся к нашей схеме «Сословия России» (на доске). Прочитайте, какие сословия были раньше в России.
+Послушайте внимательно, я расскажу о каждом сословии. (Учитель дает краткую характеристику сословий (дворян, крестьян, мещан, купцов, казаков), рассказывает о воспитании в крестьянских семьях с привлечением местного краеведческого материала)
Знакомство с музейным экспонатом: зыбкой (люлька, очеп)
+Ребята, как вы думаете, для чего использовали зыбку?
Кто качал зыбку?
(читают):
- Традиции - принятые нормы поведения, обычаи, ценности, взгляды, передаваемые из поколения в поколение;
- Сословия - это большие группы людей с определенными правами и обязанностями.
-(читают): дворяне, мещане, крестьяне, казаки, купцы.
-(отвечают): в зыбке качали малышей, качала мама, бабушка, а когда родители работали, то няньками были старшие дети в семье.
Познавательные, коммуникативные, личностные
V.Физ.минутка
+А сейчас минутка отдыха. Ребята, давайте представим, что мы за Полярным кругом. Вот белый медведь умывает свой нос.
А вот пингвин, он хлопает крылышками и подпрыгивает. Синий кит плывет среди холодных волн
Человек на Полярной станции приветствует северное сияние Молодцы! Садимся на свои места.
- круговые движения руками у головы.
- хлопают себя по богам, прыгают.
- имитируют движения пловца.
- поднимают руки вверх, машут ладошками.
VI. Практическая работа
+ Откройте стр.64. прочитайте материал о воспитании в казацких семьях и ответьте на вопросы:
Что понравилось в воспитании?
Что не понравилось в воспитании и почему?
+ Молодцы! Рассмотрите рис. «Казак на коне», стр.64. почему он на коне и с шашкой?
+ Все верно, ребята. А сейчас мы послушаем сообщение ученика о воспитании в купеческих семьях. А вы можете задать вопросы.
+ Спасибо, Лена!+ Внимательно послушайте, как воспитывали детей в семьях ремесленников (Рассказ учителя о воспитании в семьях ремесленников на примере семьи кузнеца)
+Вы уже многое узнали о воспитании детей в различных сословиях России, теперь выполним практические задания. Найдите рис. «Кузнец» на стр.66. Составьте небольшой рассказ по этому рисунку у себя в тетрадях (работа в парах)
+Прочитайте, что у вас получилось. (Заслушивает рассказы детей)
+Молодцы. Ребята! Очень хорошо справились с этим заданием!
+Совсем иным было воспитание в дворянских семьях.
(Просмотр презентации «Воспитание в дворянских семьях»), беседа после просмотра:
+ Кто ухаживал за детьми после их рождения?
+Кто воспитывал мальчиков с 4-5 лет?
+Чему учили детей дворян?
+ Ребята, сегодня на уроке мы узнали традиции воспитания детей разных сословий. А что было общего в воспитании?
-(ответы детей)
-(ответы детей)
-(сообщение ученика)
-(составляют рассказы)
-(читают рассказы)
-(ответы детей): за детьми после рождения ухаживала няня из крепостных; мальчиков воспитывали гувернеры; детей дворян учили разным наукам, музыке, танцам, иностранным языкам.
Общее в воспитании детей всех сословий:
- уважение старших;
- нельзя было критиковать родителей;
- вера в Бога;
- послушание
Коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные.
VII. Закрепление изученного материала.
+Давайте закрепим новый материал (Учитель раздает карточки).
Задание: выбери пару (соотнести сословие и критерий, относящийся к нему)
Задание: вставь недостающие буквы в словах, объясни их смысл.
С . СЛ . В . Я
ТР . ДИЦ . И
Познавательные
VIII.Рефлексия
+ Итак, ребята, какова была тема нашего урока сегодня?
+Какова была цель? Достигнута ли она?
+ Обратите внимание на доску (на классной доске рисунок елки, украшенной шарами). Нарисуйте на шарах смайлики - ваше настроение, эмоции, которые вы получили на уроке (дети рисуют в шарах смайлики)
+Запишите д/з: £ 7пов-ть, вопросы, понятия.
+ Всем спасибо за внимание!
-тема нашего сегодняшнего урока «Традиции воспитания».
- целью урока было изучение традиций воспитания детей в разных сословиях. Да, цель урока достигнута.
Личностные, регулятивные
Приложения
Притча: Ведь это всего один час…
После нелегкого рабочего дня вернулся один человек домой. Время было позднее, он измучился и устал, но обрадовался, увидев, что пятилетний сынишка ждет его на пороге дома.
- Пап, - поприветствовав отца, тихо проговорил малыш, - можешь ответить? Я ждал, чтобы спросить…
- Конечно, спрашивай! - воскликнул отец.
- Сколько денег ты получаешь?
- Да разве это твое дело?! Незачем тебе об этом знать!
Ребенок поднял на него грустные глаза.
- Я очень-очень прошу тебя, скажи, сколько ты зарабатываешь за один час?
- Ну, допустим, пятьсот. И что дальше? Тебе-то какая разница?
- Пожалуйста, папа, - очень серьезно промолвил ребенок, - займи мне триста рублей.
Отец вышел из себя и закричал на сына:
- Ты ведешь себя отвратительно! Я так устал, но вынужден стоять здесь и слушать твою пустую болтовню! Думаешь только об игрушках, дожидался меня лишь для того, чтобы выпросить денег на всякие глупости!
Опустив голову, мальчик скрылся за дверью детской. А отец, рассерженный и огорченный, так и стоял, прислонившись к стене. «Вот бессовестный, - думал он, - как же мой сын эгоистичен. Однако… Может, и я был не во всем прав?.. Я напрасно на него накричал, ведь обычно дитя никогда не просит у нас с матерью денег. Значит, ребенок обратился ко мне неспроста». Он тихонько зашел в комнату сына и сел возле детской кровати.
- Ты ещё не заснул, мой хороший? - шепнул он.
- Нет, я лежу и думаю…
- Не сердись на меня, сынок, я сегодня ужасно устал, поэтому и нагрубил тебе. Вот, возьми деньги и, пожалуйста, прости меня.
Малыш обнял отца за шею, его глазенки радостно засветились.
- Пап, спасибо, большое-большое спасибо!
Мальчик вытащил из кармана пижамы несколько скомканных банкнот и добавил к ним только что полученные купюры. Отец снова начал ворчать:
- У тебя, как оказалось, предостаточно денег, а ты жадничаешь и выпрашиваешь еще.
- Нет, папочка, мне как раз этих трехсот не хватало. Вот теперь я собрал ровно столько, чтобы купить один, всего лишь один час твоего, папка, времени. Можно? Я очень прошу, приди завтра чуть раньше, чтобы мы сели ужинать все вместе: ты, мама и я…
Раздаточный материал
Доверие, совесть, правдивость, дружба, честность, искренность.
Обман, трусость, хитрость, страх, искажение действительности, полуправда.
Проверь свои знания
Задание: выбери пару.
1.Дворяне а) были неграмотными
2.Крестьяне б) организовывали торговлю
3.Казаки в) подковывали коней
4.Купцы г) с 10 лет владели шашкой
5.Кузнецы д) владели землями и усадьбами
Ответ:___________________________________________________________________
Задание: вставь недостающие буквы в словах и объясни их смысл.
С . СЛ . В . Я
ТР . ДИЦ . И