Конспект занятия По ступенькам СКАЛЕ

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5













Конспект занятия

«По ступенькам СКАЛЕ»



Выполнил:

Холодова Н.Н.








г. Дзержинск 2010 г.

Цель. Воспитание любви к людям, формирование межличностных отношений на основе развития речевой деятельности.

Задачи. 1. Образовательная. Активизация речевой деятельности на основе занятий по урокам В. Ниорадзе «По ступенькам «СКАЛЕ»

2. Коррекционно-развивающая. Коррекция мышления, речи на основе упражнений в анализе - синтезе.

3. Воспитательная. Воспитание потребности делать добрые поступки, оценивать себя.

Ведущий. Ребята, сегодня мы с вами продолжим подниматься «По ступенькам СКАЛЕ». Мы будем искать истину в баснях и притчах. Вспомним, как и что мы написали в своей книге «Как прекрасен этот мир».

Сегодня я хочу прочитать вам рассказ В.А. Сухомлинского «Для чего говорят «спасибо?». Но я бы его назвала притчей, а почему вы сейчас узнаете.

Послушайте внимательно: «По лесной дороге шли двое - дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода, захотелось им пить. Они наклонились, напились.

- Спасибо тебе, ручей, - сказал дедушка. Мальчик засмеялся.

- Вы зачем сказали ручью спасибо? - спросил он дедушку, - Ведь, ручей не живой, не слышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.

- Это так. Если бы напился волк, он бы не сказал «спасибо». А мы не волки, мы - люди. Знаешь ли, ты, для чего человек говорит «спасибо? » Подумай, кому нужно это слово! Мальчик задумался, времени у него было много. Путь предстоял длинный».

Ведущий. Почему мальчик не сказал «спасибо»?

(Ответы детей)

Ведущий. Скажите, «спасибо» это доброе слово?

(Ответы детей)

Ведущий. Как «добрые» и «злые» слова влияют на структуру воды?

(Ответы детей)

Ведущий. Я предлагаю посмотреть вам фотографии. Вы видите на них, как изменяется структура воды: если говорить добрые слова она в виде красивых снежинок, если говорить плохие слова она превращается в бесформенные рисунки.

Ведущий. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы вода была полезной?

(Ответы детей)

Ведущий. Ребята, скажите, почему Игорь написал: «Кто цветок сажает, того цветок вспоминает?»

Дети: Растение чувствует.

Ведущий. Докажите, приведите пример.

(Ответы детей: опыт ученых и пример из жизни)

Ведущий. Мы должны с уважением относиться ко всему, что нас окружает, а особенно к человеку.

Выходит воспитанник и рассказывает притчу.

Ира: Учитель призвал своих учеников и показал чистый лист, в середине которого стояла черная точка.

- Что вы видите? - спросил учитель.

-Точку. - ответил первый.

- Черную точку, - подтвердил второй.

- Жирную черную точку, - уточнил третий.

И тогда их любимый учитель сел и заплакал.

Ведущий. Почему заплакал учитель?

(Ответы детей)

Ведущий. Как часто мы судим о человеке по его маленьким недостаткам, забывая о его достоинствах.

(Инсценировка притчи «Сколько плохих и сколько хороших» принимают участие трое воспитанников.)

Сережа: Учитель решил проверить своих двух учеников: поняли ли они его наставления, что людей надо понимать душой, сердцем.

- Пойдите в ближайшую деревню и сосчитайте, сколько там хороших, и сколько плохих людей! - сказал он им.

Один вернулся быстро.

- Учитель, - воскликнул он, - там все хорошие, я ни одного плохого не увидел. Другой задержался, вернулся возмущенный:

- Учитель я не одного хорошего не увидел, там все плохие!

Учитель спросил:

- Вы видели одних и тех же людей. Почему для тебя они все хорошие, а для тебя все плохие?

(Обращается к слушателям)

- А как вы думаете?

(Ответы)

Ведущий. Мы часто думаем, что у нас все плохо, а вокруг нас все плохие. А может нужно посмотреть на себя со стороны? Ведь чтобы изменить мир, надо начать с себя.

Я хочу рассказать вам басню Сулхан - Саба Орбелини. (Басня «Раненый языком», но название басни сказать в конце)

Ведущий. Подружились мужик и медведь. Пригласил мужик медведя в гости. Прощаясь, медведь поцеловал мужика, а заодно по его просьбе и жену мужика. Почуяв вонь медведя, женщина сказала:

- Не по душе мне вонючий гость!

Прошло время, мужик пошел в лес. Он навестил медведя, захватив с собой топор, чтобы нарубить дров на зиму. Друзья обменялись любезностями, а потом медведь стал требовать:

- Ударь меня топором по голове! Мужик отказывался. Медведь настаивал, упорствовал. Под конец мужик ударил медведя топором по голове и разбил ему голову. Медведь побрел в лес, а мужик домой. Спустя месяц, они встретились. У медведя рана зажила. И он сказал…

Ведущий. Как вы думаете, что сказал медведь?

(Ответы детей)

Ведущий. Медведь сказал:

- Брат мой, разбитая топором голова зажила, а, сердце, раненное языком твоей жены - нет!

Ведущий. А басня так и называется «Раненый языком».
Человеку нужно два года, что бы научиться говорить и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами. Какой мы сделаем вывод, как нужно относиться друг к другу, к словам?

(Ответы детей: бережно)

Ведущий. Великий китайский мудрец Лао-Цзы в трактате о «Нравственности» писал: «Начинай трудное с легкого, начинай великое с малого, огромное дерево возникает из ростка, путешествие в тысячу верст начинается одним шагом».

Ведущий. Давайте вспомним, а с чего мы начали, прежде чем написать книгу «Как прекрасен этот мир?»

(Приложение 1)

Ведущий. Скажите любое слово.

(Ответы детей)

Ведущий. Подберите к нему словосочетание.

(Ответы детей)

Ведущий. Теперь составьте предложение.

(Ответы детей)

Ведущий. В процессе работы мы записываем предложения, из которых составляем рассказ - это коллективное творчество. Так же мы занимаемся индивидуальной работой, пишем сочинения, небольшие рассказы, сказки, стихи и даже маленькие эссе.

Ведущий. Давайте немного поговорим о первой главе книги «Радуга».

«Целый день лил дождь, и вот выглянуло солнышко. После дождя появилась радуга. Капельки дождя остались на цветах, цветы умылись, посмотрели на небо и увидели там себя. Увидели прекрасный букет - радугу».

(Песня «Радуга » исполняют дети под гитару).

Ведущий. Радуга смотрела на цветы, улыбалась и вдруг, рассыпалась на лучи. Какой первый луч упал на землю?

Дети. Красный.

Ведущий. А какой второй луч упал на землю?

Дети. Оранжевый.

Ведущий. Давайте остановимся на истории о мудром лисе и оранжевом зайчике. У нас есть такой подтекст: «Так у нас же мудрый лис и он знает закон нашей планеты - «Все вокруг из букет - радуги, а свой своего не ест».

Скажите, а люди в жизни всегда придерживаются этого закона?

Ответы детей.

Ведущий. В конце первой главы, которая называется «Радуга», мы сделали некоторое открытие, а какое вы сейчас узнаете. ( Проводится игра «Радуга»)

Ведущий. Какое же мы сделали открытие?

Дети. Семь нот соответствуют семи цветам радуги.

Ведущий. Как здорово жить в этом прекрасном мире, наполненном яркими красками и великолепными мелодиями.

Ведущий. Вторая глава нашей книги называется «Горы». Ребята, скажите, по сюжетам каких картин мы написали сказки и кто автор картин?

Дети. «Указ учителя», «Богатыри проснулись» Н.К. Рерих.

Ведущий. Давайте вспомним сказку по картине «Богатыри проснулись».

Что случилось с богатырями, почему они проснулись?

Ответы детей.

Ведущий. А как мы можем помочь богатырям, нашей Родине?

Ответы детей.

Ведущий. Ребята, спасибо вам за отличную работу, вы все молодцы. А теперь скажите, что вам больше запомнилось, осталось в сердце, запало в душу после нашего занятия?

Ответы детей.

Ведущий. А теперь давайте споем нашу любимую песню. (Исполняют песню «Прекрасное далеко» под гитару.)


© 2010-2022