- Преподавателю
- Другое
- Конспект занятия По ступенькам СКАЛЕ
Конспект занятия По ступенькам СКАЛЕ
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Холодова Н.Н. |
Дата | 09.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
5
Конспект занятия
«По ступенькам СКАЛЕ»
Выполнил:
Холодова Н.Н.
г. Дзержинск 2010 г.
Цель. Воспитание любви к людям, формирование межличностных отношений на основе развития речевой деятельности.
Задачи. 1. Образовательная. Активизация речевой деятельности на основе занятий по урокам В. Ниорадзе «По ступенькам «СКАЛЕ»
2. Коррекционно-развивающая. Коррекция мышления, речи на основе упражнений в анализе - синтезе.
3. Воспитательная. Воспитание потребности делать добрые поступки, оценивать себя.
Ведущий. Ребята, сегодня мы с вами продолжим подниматься «По ступенькам СКАЛЕ». Мы будем искать истину в баснях и притчах. Вспомним, как и что мы написали в своей книге «Как прекрасен этот мир».
Сегодня я хочу прочитать вам рассказ В.А. Сухомлинского «Для чего говорят «спасибо?». Но я бы его назвала притчей, а почему вы сейчас узнаете.
Послушайте внимательно: «По лесной дороге шли двое - дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода, захотелось им пить. Они наклонились, напились.
- Спасибо тебе, ручей, - сказал дедушка. Мальчик засмеялся.
- Вы зачем сказали ручью спасибо? - спросил он дедушку, - Ведь, ручей не живой, не слышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.
- Это так. Если бы напился волк, он бы не сказал «спасибо». А мы не волки, мы - люди. Знаешь ли, ты, для чего человек говорит «спасибо? » Подумай, кому нужно это слово! Мальчик задумался, времени у него было много. Путь предстоял длинный».
Ведущий. Почему мальчик не сказал «спасибо»?
(Ответы детей)
Ведущий. Скажите, «спасибо» это доброе слово?
(Ответы детей)
Ведущий. Как «добрые» и «злые» слова влияют на структуру воды?
(Ответы детей)
Ведущий. Я предлагаю посмотреть вам фотографии. Вы видите на них, как изменяется структура воды: если говорить добрые слова она в виде красивых снежинок, если говорить плохие слова она превращается в бесформенные рисунки.
Ведущий. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы вода была полезной?
(Ответы детей)
Ведущий. Ребята, скажите, почему Игорь написал: «Кто цветок сажает, того цветок вспоминает?»
Дети: Растение чувствует.
Ведущий. Докажите, приведите пример.
(Ответы детей: опыт ученых и пример из жизни)
Ведущий. Мы должны с уважением относиться ко всему, что нас окружает, а особенно к человеку.
Выходит воспитанник и рассказывает притчу.
Ира: Учитель призвал своих учеников и показал чистый лист, в середине которого стояла черная точка.
- Что вы видите? - спросил учитель.
-Точку. - ответил первый.
- Черную точку, - подтвердил второй.
- Жирную черную точку, - уточнил третий.
И тогда их любимый учитель сел и заплакал.
Ведущий. Почему заплакал учитель?
(Ответы детей)
Ведущий. Как часто мы судим о человеке по его маленьким недостаткам, забывая о его достоинствах.
(Инсценировка притчи «Сколько плохих и сколько хороших» принимают участие трое воспитанников.)
Сережа: Учитель решил проверить своих двух учеников: поняли ли они его наставления, что людей надо понимать душой, сердцем.
- Пойдите в ближайшую деревню и сосчитайте, сколько там хороших, и сколько плохих людей! - сказал он им.
Один вернулся быстро.
- Учитель, - воскликнул он, - там все хорошие, я ни одного плохого не увидел. Другой задержался, вернулся возмущенный:
- Учитель я не одного хорошего не увидел, там все плохие!
Учитель спросил:
- Вы видели одних и тех же людей. Почему для тебя они все хорошие, а для тебя все плохие?
(Обращается к слушателям)
- А как вы думаете?
(Ответы)
Ведущий. Мы часто думаем, что у нас все плохо, а вокруг нас все плохие. А может нужно посмотреть на себя со стороны? Ведь чтобы изменить мир, надо начать с себя.
Я хочу рассказать вам басню Сулхан - Саба Орбелини. (Басня «Раненый языком», но название басни сказать в конце)
Ведущий. Подружились мужик и медведь. Пригласил мужик медведя в гости. Прощаясь, медведь поцеловал мужика, а заодно по его просьбе и жену мужика. Почуяв вонь медведя, женщина сказала:
- Не по душе мне вонючий гость!
Прошло время, мужик пошел в лес. Он навестил медведя, захватив с собой топор, чтобы нарубить дров на зиму. Друзья обменялись любезностями, а потом медведь стал требовать:
- Ударь меня топором по голове! Мужик отказывался. Медведь настаивал, упорствовал. Под конец мужик ударил медведя топором по голове и разбил ему голову. Медведь побрел в лес, а мужик домой. Спустя месяц, они встретились. У медведя рана зажила. И он сказал…
Ведущий. Как вы думаете, что сказал медведь?
(Ответы детей)
Ведущий. Медведь сказал:
- Брат мой, разбитая топором голова зажила, а, сердце, раненное языком твоей жены - нет!
Ведущий. А басня так и называется «Раненый языком».
Человеку нужно два года, что бы научиться говорить и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами. Какой мы сделаем вывод, как нужно относиться друг к другу, к словам?
(Ответы детей: бережно)
Ведущий. Великий китайский мудрец Лао-Цзы в трактате о «Нравственности» писал: «Начинай трудное с легкого, начинай великое с малого, огромное дерево возникает из ростка, путешествие в тысячу верст начинается одним шагом».
Ведущий. Давайте вспомним, а с чего мы начали, прежде чем написать книгу «Как прекрасен этот мир?»
(Приложение 1)
Ведущий. Скажите любое слово.
(Ответы детей)
Ведущий. Подберите к нему словосочетание.
(Ответы детей)
Ведущий. Теперь составьте предложение.
(Ответы детей)
Ведущий. В процессе работы мы записываем предложения, из которых составляем рассказ - это коллективное творчество. Так же мы занимаемся индивидуальной работой, пишем сочинения, небольшие рассказы, сказки, стихи и даже маленькие эссе.
Ведущий. Давайте немного поговорим о первой главе книги «Радуга».
«Целый день лил дождь, и вот выглянуло солнышко. После дождя появилась радуга. Капельки дождя остались на цветах, цветы умылись, посмотрели на небо и увидели там себя. Увидели прекрасный букет - радугу».
(Песня «Радуга » исполняют дети под гитару).
Ведущий. Радуга смотрела на цветы, улыбалась и вдруг, рассыпалась на лучи. Какой первый луч упал на землю?
Дети. Красный.
Ведущий. А какой второй луч упал на землю?
Дети. Оранжевый.
Ведущий. Давайте остановимся на истории о мудром лисе и оранжевом зайчике. У нас есть такой подтекст: «Так у нас же мудрый лис и он знает закон нашей планеты - «Все вокруг из букет - радуги, а свой своего не ест».
Скажите, а люди в жизни всегда придерживаются этого закона?
Ответы детей.
Ведущий. В конце первой главы, которая называется «Радуга», мы сделали некоторое открытие, а какое вы сейчас узнаете. ( Проводится игра «Радуга»)
Ведущий. Какое же мы сделали открытие?
Дети. Семь нот соответствуют семи цветам радуги.
Ведущий. Как здорово жить в этом прекрасном мире, наполненном яркими красками и великолепными мелодиями.
Ведущий. Вторая глава нашей книги называется «Горы». Ребята, скажите, по сюжетам каких картин мы написали сказки и кто автор картин?
Дети. «Указ учителя», «Богатыри проснулись» Н.К. Рерих.
Ведущий. Давайте вспомним сказку по картине «Богатыри проснулись».
Что случилось с богатырями, почему они проснулись?
Ответы детей.
Ведущий. А как мы можем помочь богатырям, нашей Родине?
Ответы детей.
Ведущий. Ребята, спасибо вам за отличную работу, вы все молодцы. А теперь скажите, что вам больше запомнилось, осталось в сердце, запало в душу после нашего занятия?
Ответы детей.
Ведущий. А теперь давайте споем нашу любимую песню. (Исполняют песню «Прекрасное далеко» под гитару.)