Рабочая программа внеурочной деятельности по ОДНКНР

Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 им.А.Я.Першина г.Благовещенска РБ


Рассмотрено

на заседании методического совета

Протокол №

от _____________ 2015 г.

Руководитель

_______________/Леонтьева И.И../

Согласовано

Заместитель директора по УВР

________________ /Тюрлюпина В.И./

______________ 2015 г.


Утверждаю

Директор МОБУ СОШ №4

_______________ /Фролова И.А./

Приказ №_______

от _________________2015г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

для 6 а, б, к классов

(II уровень образования)


Срок реализации программы - 1 год

Разработана на основе программы по истории и культуре Башкортостана для учащихся I - IX классов под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова. ИРО РБ, 2010г


Составитель: Бандеровская Е.Б.


2015 год

I. Пояснительная записка

1. Нормативная основа

Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя. Федеральный уровень.

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273- ФЗ «Об образовании в РФ» (редакция от 31.12.2014г.с изменениями от 06.04.2015);

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»(в редакции Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014г. №1644.);

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования( Зарегистрировано в Минюсте России01.10.13г. №30067)»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования М.Просвещение,2012г.;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от08.06.2015 №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 №МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием» (вместе с «Рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся»);

  • Методические рекомендации по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 07.08.2015 08-1228);

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования (под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова - М.: Просвещение,2011);

  • Письмо департамента государственной политики в сфере общего образования от25.05.20015г об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя. Региональный уровень.

  • Закон РБ от 01.07.2013 №696-з « Об образовании в РБ»;

  • Приказ Министерства образования Республики Башкортостан №905 от 29.04.2015 «О рекомендуемых базисном плане и примерных учебных планах для образовательных учреждений Республики Башкортостан на 2015/2016 учебный год»;

  • Примерный учебный план основного общего образования в соответствии с ФГОС (вариант №3);

  • Программа по истории и культуре Башкортостана для учащихся I - IX классов под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова. ИРО РБ, 2010г

Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя. Муниципальный уровень.

  • Приказ МКУ Управление образования муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан №284 от 01.08.2013 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях по мере готовности в 2013/2014 учебном году»;

Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя. Школьный уровень.

  • Учебный план МОБУ СОШ№4 им.А.Я. Першина г. Благовещенска на 2015/2016 учебный год, утверждённый приказом №168 от 01.09.2015 г.

  • Положение о рабочей программе учителя МОБУ СОШ № 4 им. А. Я. Першина (приказ № ___ от 24.06.2015);

  • Устав МОБУ СОШ № 4 им. А. Я. Першина;

  • Приказ об утверждении перечня учебников допущенных к использованию в образовательном процессе МОБУ СОШ №4 им. А.Я. Першина на 2015-2016 уч. год (приказ № 95 от 20.04.2015)

  • Приказ об утверждении учебного плана МОБУ СОШ №4 им. А.Я. Першина на 2015-2016 уч. год (приказ №168 от 01.09.2015 г.);

2. Цели и задачи курса

Цель - формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций многонационального народа России и уважения к ним.

Задачи:

  • приобщить обучающихся к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве;

  • выделить в разных субкультурах общие ценности и показать их влияние на развитие цивилизации и на жизнь современного общества;

  • развивать представление обучающихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни человека, семьи, общества;

  • выработать убеждение в том, что отношение к члену общества определяется не принадлежностью к какому-то этносу, а его нравственным характером поведения, чувством любви к своей Родине, уважением к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.

3. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Курс имеет культурологическую направленность, раскрывает общечеловеческие общероссийские ценности. В Законе Российской Федерации «Об образовании» и в президентской образовательной инициативе «Наша новая школа», одна из основных задач образования обозначена как формирование духовно-нравственной личности. В Стандартах нового поколения указано, что задача школьного воспитания - формирование целостной картины мира и целостного духовного опыта подрастающих поколений. Воспитание духовно-нравственной личности, как цели образовательного процесса, рассматривается сегодня как путь к духовному возрождению, к нравственному выздоровлению общества. Религиозное и культурное многообразие сегодня составляет факт действительности. Наша страна в этом смысле не является исключением: она, как и многие мировые державы, переживает крупномасштабные миграции населения внутри страны и извне. Это влечёт за собой размывание привычных форм культурной самоидентификации. В этих условиях воспитание осмысленного уважения к своей и иной духовной, в том числе религиозной культуре - необходимый ответ на такие вызовы современности как мультирелигиозность и поликультурность общественной жизни. И это является актуальнейшей задачей ОДНКНР. Мы живём сегодня в условиях отсутствия единомыслия, в условиях радикального плюрализма мнений. Такие условия существенно затрудняют и без того нелёгкий в детском возрасте процесс самоидентификации личности. Программа ОДНКНР может стать своеобразным путеводителем в процессе самоидентификации личности ребёнка, помочь осмыслить главные нравственные ценности, выделить принципы культурной самобытности.


  1. Место учебного предмета в учебном плане

На изучение ОДНКНР отводится в 6 классе 35 часов (в неделю 1 час).

5. Общая характеристика учебного предмета

Особое значение изучения данного предмета определяется возрастными и познавательными возможностями детей 12-13 лет, когда наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям; они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Шестиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).

Для реализации поставленных целей и задач курса рекомендовано сочетание разных методов обучения - учебные проекты, чтение текстов учебника, работа с информацией, представленной в иллюстрациях, фотографиях, притчах, сказках и т.д. Данные методы помогут обеспечить:

- организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур;

- отражение основного содержания текстов в иллюстративном ряде (тематические фотографии и рисунки, схемы, карты);

- последовательное введение новых терминов и понятий, культурологического и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).

6. Рабочая программа составлена на основе программы по истории и культуре Башкортостана для учащихся I - IX классов под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова. ИРО РБ, 2010г

7. Технологии обучения:

1 .Игровые

2.ИКТ

3.Проектнной деятельности

4. Сотрудничества

5. Проблемного диалога

6. Оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

7. Продуктивного чтения.










II Основное содержание курса

Курс состоит из 8 разделов.

Раздел 1. Введение (1 час)

Общее понятие о культуре. Виды культуры.

Раздел 2. Устное народное творчество (5 часов)

Виды устного народного творчества. Легенды и предания как часть УНТ, их значение в культуре народа. Виды легенд и преданий: о происхождении родов и племен, о небесных светилах и явлениях природы, топонимические легенды и предания. Легенды и предания о родном городе.

Раздел 3. Декоративно-прикладное искусство (3 часа)

ДПИ как часть культуры народа. Виды ДПИ: вышивка, узорное ткачество, резьба по дереву, ювелирная обработка металла и т.д. Символическое значение орнамента. Элементы узора - геометрические, растительные, зооморфные. Цветовая гамма. Расположение элементов узора: бордюр, отделка розеткой, сплошная сетка. ДПИ в организации жилья.

Раздел 4. Живопись (5 часов)

Понятие об изобразительных искусствах: живопись, скульптура, графика, художественная фотография. Живопись как вид искусства. Развитие живописи в России. Национальные особенности в живописи народов России. Формирование профессионального изобразительного искусства в Башкортостане.

Жизнь и творчество М.В. Нестерова (1862-1942). Человек и природа в картинах художника: «Портрет жены», «Родина Аксакова», «Видение отроку Варфоломею», «Пустынник», «Зимой в скиту». Основание Художественного музея (ныне имени М.В. Нестерова) в Уфе.

Биография и творческий путь К.С. Девлеткильдеева (1887-1947). Картины "Девушка в голубом", "Девушка-башкирка", "Башкир-охотник". Портреты "Мажит Гафури", "Гималетдин Мингажев", "Автопортрет". Педагогическая деятельность К. Девлеткильдеева.

Творческая деятельность М.Н. Елгаштиной (1873- 1966). Основание театра кукол (1932). Природа Башкортостана в ее живописных полотнах: "Вечерний час", "Весенние сумерки", "Река Сим", "Уфа уходящая".

Развитие изобразительного искусства в Благовещенске. Художники нашего города. Детская школа искусств.

Раздел 5. Здоровье человека как национальная ценность (4 часа)

Народная медицина. Использование в народной медицине средств растительного (можжевильник, девясил, душица, зверобой, липовый цветы, березовые почки и др.) и животного (кумыс, бульон, курут, жиры и др.) происхождения. Лечение минералами (квасцы, сера, медный купорос). Здоровый образ жизни в народных традициях. Национальные виды спорта. Спорт в РФ. Достижения российских спортсменов. Возможности спортивной жизни для людей с ограниченными возможностями здоровья. Знакомство со спортивными учреждениями родного города.

Раздел 5. Россия - наша Родина. (5 часов)

Формирование территории РФ. Знакомство с биографией путешественников-первооткрывателей и исследователей территории нашей родины, а также основными историческими событиями, в результате которых менялась площадь нашего государства. Административно-территориальное устройство РФ. Памятники культуры на территории России. Языковые семьи и группы в РФ. Язык - основа народа. Литературные произведения о родном языке.

Раздел 6. Культура, рожденная религией. (6 часов)

Религиозный состав населения РФ, его территориальное размещение. Традиционные религии России. Духовные традиции православия, ислама и буддизма. Нравственные основы светского общества.

Раздел 7. Жизнь замечательных людей. (4 часа)

Знакомство с биографией известных людей, внесших большой вклад в развитие культуры Росси, Башкортостана, нашего города. Защита проектов детей по теме «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества».

Раздел 8. Заключение (3 часа)

Защита проектных и творческих работ детей по темам: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Мой дедушка - защитник Родины», «Мой друг» и т.д.
















III Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

  • осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

  • проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

  • стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

  • организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;

  • контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;

  • сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;

  • оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

  • оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их;

  • проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

  • самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные универсальные учебные действия

  • осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;

  • осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из книги (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;

  • понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму;

  • применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов;

  • сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;

  • осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;

  • осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);

  • сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий,

  • осуществлять помощь одноклассникам;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.

  • принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;

  • правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести

  • диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;

  • проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы;

  • участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу изучения курса учащиеся научатся:

  • воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя;

  • сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.

  • проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

  • участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

    • Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

    • Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
      известных личностей.

    • Работать с исторической, административно-территориальной картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

    • Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

    • Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.

    • Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

    • Работать с историческими источниками и документами.





















IV Календарно-тематическое планирование


урока

дата

по плану

дата по факту

тема занятия

примечания

6 а, б

6 к





Введение (1 час)


1




Общее понятие о культуре. Виды культуры.






Устное народное творчество (5 часов)


2




Виды УНТ. Легенды и предания.


3




Легенды и предания о происхождении родов и племен.


4




Легенды и предания о небесных светилах и явлениях природы.


5




Топонимические легенды и предания.


6




Легенды и предания о родном городе.






Декоративно-прикладное искусство (3 часа)


7




Декоративно-прикладное искусство как часть культуры народа.


8




Символическое значение орнамента.


9




ДПИ в организации жилья.






Живопись (5 часов)


10




Понятие об изобразительных искусствах.


11




Развитие живописи в России.


12




Национальные особенности в живописи народов России.


13




Формирование профессионального изобразительного искусства в Башкортостане.


14




Развитие живописи в г.Благовещенске.






Здоровье человека как национальная ценность (4 часа)


15




Народная медицина.


16




Здоровый образ жизни в народных традициях.


17




Спорт в РФ.


18




Спорт в Башкортостане.






Россия - наша Родина. (5 часов)


19




Формирование территории РФ.


20




Административно-территориальное устройство РФ.


21




Памятники культуры на территории России.


22




Языковые семьи и группы в РФ.


23




Язык - основа народа.






Культура, рожденная религией. (6 часов)


24




Традиционные религии России.


25




Духовные традиции православия.


26




Духовные традиции ислама.


27




Духовные традиции буддизма.


28




Нравственные основы светского общества.






Жизнь замечательных людей. (4 часа)


29




Ими гордится Россия.


30




Имена, прославившие Башкортостан.


31




Знатные люди нашего района.


32




Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества.






Заключение (3 часа)


33




Защита проектных и творческих работ.


34




Защита проектных и творческих работ.


35




Защита проектных и творческих работ.

















Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Электронные информационно-образовательные ресурсы:

orkce.org/;

pravoslavie.ru/;

patriarchia.ru/;

azbyka.ru/.




























V Список используемой литературы

- ФГОС основного общего образования;

- «Фундаментальное ядро содержания общего образования»;

- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;

- «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа»;

- Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы - katalog.iot.ru/

- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - school-collection.edu.ru/

- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - fcior.edu.ru


© 2010-2022