Программа информатизации школы Инфотория знаний

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ХМАО-Югра

Нижневартовский район

МБОУ Излучинская ОСШ 2























П Р О Г Р А М М А

ИНФОРМАТИМЗАЦИИ ШКОЛЫ



«Инфотория знаний»




































Программа информатизации школы Инфотория знаний

























ПРОГРАММА

ИНФОРМАТИЗАЦИИ ШКОЛЫ

«Инфотория знаний»


Пояснительная записка

Становление информационного общества потребовало обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. В связи с этим на смену парадигмы «поддерживающего» или «просветительского» образования, пришла инновационная парадигма образования, важнейшей составляющей которой стала идея «образования в течение всей жизни» или непрерывного образования.

Реализация идеи непрерывного образования направлена на преодоление основного противоречия современной системы образования - противоречия между стремительными темпами роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения человеком в период обучения. Это противоречие заставляет образовательные учреждения, прежде всего, формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания.

Информатизация образования - широкомасштабный процесс трансформации содержания, методов и организационных форм учебной работы, обеспечивающий эффективную социализацию школьников к жизни в условиях информационного общества. Информатизация образования определяется как процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и использования информационных и коммуникационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. Разрабатывается понятийный аппарат информатизации образования. К составляющим этого процесса относят не только новую стратегию методов, форм, систем обучения, но формирование принципиально новых технологий приобретения научных знаний. От уровня использования информационных технологий зависят не только условия обучения, но становление мышления, творческого, профессионального потенциала обучаемого, потребности в непрерывном образовании.

Деятельность ученика, его познавательное развитие находится в центре внимания современного образования. Приоритетным в современном образовании является формирование личностного знания, а также информационной культуры личности. В настоящее время информационная культура становится одним из важных показателей общей культуры личности. Уровень информационной культуры современного человека определяется многими факторами, среди которых огромное значение имеет осознание человеком своих потребностей в информации, знание доступных источников - традиционных и электронных, умение пользоваться этими источниками, искать и находить их, владение элементарными навыками анализа информации.
Одним из способов формирования личностного знания является организация продуктивного диалога с текстом или другим субъектом. Именно в диалоге возрастает информация, качественно преобразуются субъекты диалога.

Непрерывное образование (повышение квалификации) в информационном обществе включает два аспекта:

1. Формирование электронной грамотности. (Дети нового, компьютерного поколения, согласно наблюдениям ученых, в состоянии прочитывать в день до 8 книг по 300 страниц каждая не только в результате освоения скорочтения, но, прежде всего, благодаря компьютерным технологиям уплотнения и графической подачи информации).

2. Формирование духовно богатой личности. Только высококультурный, духовно богатый человек способен к самостоятельному творчеству и высококачественной работе.

Специфика информационного общества и переход к этому обществу, обусловливают необходимость существенных изменений в системе образования.

В связи с этим, следует выделить следующие задачи образования:

1. Формирование разносторонней духовно богатой личности, способной к самостоятельному творчеству.

2. Воспитание личности свободной и ответственной в своем выборе: политике, культуре, труде.

3. Формирование личности, целью которой является наиболее полная самореализация внутреннего личностного потенциала.

4. Развитие личности, способной к продуктивному диалогу.

5. Выработка у учащихся не только навыка самообучения, но и стремления постоянно совершенствовать собственные знания, умения, навыки, потребности к непрерывному самообразованию.

6. Образование фундаментально подготовленных учащихся, что в перспективе позволит адаптироваться к новой технике и изобретениям, менять профессиональную ориентацию.

7. Формирование, развитие информационной культуры учащихся.

Для современной системы образования характерно использование новых технических и педагогических возможностей и средств, которые позволяют реализовать любые технологии обучения и новое содержание образовательного процесса.

Информационная технология характеризуется средой, в которой она реализуется, и компонентами, которые она содержит:

-техническая среда (используемые технические средства);

-программная среда (набор программных средств);

-предметная среда (содержание конкретной предметной области);

-методическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности).

Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой современного образования, гарантирующего необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Внедрение программы информатизации школы позволит решить ряд наиболее острых проблем:

- качественно повысить уровень качества знаний обучающихся;

- поднять престиж школы на должный уровень и обеспечить равные условия конкуренции с другими ОУ района;

- сделать доступным для каждого обучающегося качественное образование, в соответствии с индивидуальными потребностями;

- приостановить отток обучающихся;

- стабилизировать педагогический коллектив, способствовать повышению его профессионализма, обеспечивая условия для развития творческого потенциала и педагогического роста каждого педагога.

Вышеуказанные задачи и направления являются приоритетными для разработки концепции информатизации образовательного пространства школы. Организация мероприятий для реализации концепции информатизации возможно через внедрение в учебно-образовательный процесс ОУ Программы «Инфотория знаний» (2006-2012гг).

Период реализации: 2006-2012 годы.

Цели Программы

  • создание и развитие единой образовательной информационной среды учреждения, обеспечивающей: единство образовательного пространства на всей его территории;

  • достижение нового качества образовательных услуг;

  • сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала школы;

  • создание условий для поэтапного перехода к новому уровню качества образования на основе информационных технологий;

  • создание оптимальных условий для повышения информационной культуры учителей сотрудников и учащихся школы.

Задачи Программы

  • формирование информационно-технологической инфрастуктуры образовательной среды школы;

  • предоставление учителям, сотрудникам и учащимся школы средств вычислительной техники, средств доступа к глобальным информационным ресурсам, общесистемных и прикладных программных средств, технического обслуживания;

  • применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, включая: создание и использование в учебном процессе современных электронных учебных материалов наряду с традиционными учебными материалами; апробацию электронных средств информационно-технологической поддержки и развития учебного процесса;

  • переподготовка и подготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательного учреждения, способных эффективно использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.

Сроки Программы

2006-2012 годы

Основные направления Программы:

- создание материально-технических условий для размещения, эффективного использования и сохранности средств информатизации и компьютерной техники;

- приобретение компьютерной техники, средств информатизации, системных и прикладных программ;

- подготовка, и повышение уровня информационной культуры педагогических работников и учащихся школы;

- внедрение в работу образовательного учреждения компьютерных технологий на всех уровнях (административная команда, хозяйственная служба, педагогический коллектив, и др.);

- обучение информационным технологиям обучающихся всех образовательных ступеней;

- развитие школьной медиатеки, создание, накопление и обновление баз данных, формирование, накопление и эффективное использование образовательных ресурсов и др.;

- расширение возможностей самообразования, в т.ч. дистанционного обучения

Этапы реализации Программы

Первый этап - 2006-2007 учебный год

(разработка стратегии и методологии реализации Программы; накопление аппаратно-программного обеспечения и отбор прикладного программного обеспечения; организация подготовки учителей школы к работе с информационными технологиями в образовательном процессе; формирование компьютерного парка школы; создание первого уровня локальной компьютерной сети школы).

Второй этап - 2007-2008 учебный год

(организация системы информационного и научно-методического обеспечения развития образованного процесса; накопление средств информатизации и доступа к информационно-образовательным ресурсам; разработка программ, учебных планов и материалов, проведение курсов повышения пользовательского уровня ПК педагогических и административных кадров; формирование компьютерного парка школы; создание второго уровня локальной компьютерной сети школы; перевод официальной школьной документации на электронные носители; перевод официальной документации медиатеки на электронные носители, а именно: учетной документации, библиотечных каталогов и картотек; апробация программы и «1С:Школьная библиотека»).

Третий этап - 2008-2009учебный год

(комплектование, средств информатизации школы, организация системы технического обслуживания, разработка электронных

учебных, методических материалов, повышение информационной культуры педагогических кадров и учащихся школы; формирование, обновление компьютерного парка школы; создание третьего уровня локальной компьютерной сети школы; разработка современных электронных учебных; запуск электронного документооборота на основе программы «1С:Школа»; подключение к Интернет технического центра школы, компьютерных классов, административного блока; апробация электронных классных журналов; создание ЦИШ).

Четвертый этап - 2009-2010 учебный год

(обновление, реконструкция компьютерного парка школы; повышение качества системы технического обслуживания; разработка электронных учебных, методических пособий; повышение информационной культуры педагогических кадров и учащихся школы; установка общешкольной локальной компьютерной сети; расширение электронного документооборота на основе программы «1С:Школа»; внедрение электронных классных журналов; создание доменной компьютерной архитектуры; общешкольное подключение к Интернет; расширение и качественное улучшение информационных услуг школьной медиатеки; формирование электронных БД; разработка сайта школы).

Пятый этап - 2010-2011 учебный год

(обновление, реконструкция компьютерного парка школы; повышение качества системы технического обслуживания; разработка электронных учебных, методических пособий; повышение информационной культуры педагогических кадров и учащихся школы; формирование, ведение школьного сайта; создание информационных электронных продуктов: видеоэкскурсии; рекламных роликов о школе; создание условий для дистанционного образования; включение школы в систему виртуальных методических объединений; расширение электронного документооборота; внедрение подпрограмм «1С:Школа»; обновление аппаратно-программного обеспечения и отбор прикладного программного обеспечения; обеспечение бесперебойного функционирования локальной и Интернет сети.)

Шестой этап - 2011-2012 учебный год

(обновление, реконструкция компьютерного парка школы; повышение качества системы технического обслуживания; разработка электронных учебных, методических пособий; повышение информационной культуры педагогических кадров и учащихся школы; формирование, ведение школьного сайта; создание школьной телестудии; организация дистанционного образования; обеспечение мультимедийными установками всех школьных предметных кафедр; создание фонда электронной библиотеки; переход на беспроводную сеть.





Прогнозируемый результат (идеальная модель).

Модель образовательного учреждения (идеальная форма), сформировавшаяся в результате реализации программы информатизации «Инфотория знаний» (2006-2012гг), должна выглядеть следующим образом:

 Создана единая информационная структура - ЦИШ (Центр информатизации школы);

 В школе сформировано единое информационно-образовательное пространство, объединенное единой локальной сетью;

 В школьную локальную сеть входят: автоматизированное рабочее место: директора, заместителей по АХЧ, УВР, психолога, социального педагога, два компьютерных класса, все предметные кабинеты, медиатека, бухгалтерия, другие вспомогательные службы школы.

 Школа является составной частью Интранет, имеет свой сайт;

 Имеет выход в Интернет, к информационным ресурсам Российского образовательного канала, имеет возможность осуществлять дистанционное образование;

 Компьютерная техника работает в режиме максимального использования ее технических ресурсов, позволяющем:

- изучать информатику и информационные технологии на всех ступенях обучения, начиная с самого раннего;

- осуществлять работу компьютерных классов в режиме «свободного доступа», по установленному графику;

- организовать работу различных стационарных курсов, в том числе дистанционного обучения;

- автоматизировать труд административной команды и педагогического коллектива, формирование и наполнение Базы данных «1С Школа», «1С Бухгалтерия», «1С Библиотека», 1С Зарплата и кадры», тем самым, повышая качество работы;

- сделать информационно-образовательные ресурсы Интернет, Интранет, российского образовательного канала общедоступными для всех категорий обучающихся и педагогов;

- обеспечить через сотрудников ЦИШ необходимую информационную поддержку всем членам педагогического коллектива.

 В школе введен электронный документооборот.




© 2010-2022