МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА

В методических рекомендациях изложены требования по подготовке, написанию и оформлению реферата. Данные рекомендации могут быть полезны преподавателям и студентам.Реферат – это краткое систематическое и последовательное изложение какого-либо вопроса или научного труда. Он является одной из форм интерпретации исходного текста или нескольких источников, поэтому реферат, в отличие от конспекта, представляет собой новый, авторский текст. Специфика реферата: в нем нет развернутых доказательств, сравн...
Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области

Новокузнецкий филиал

Государственного бюджетного образовательного учреждения

среднего профессионального образования

«Кемеровский областной медицинский колледж»









МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА

для студентов всех специальностей

очной и очно-заочной формы обучения













Новокузнецк, 2014

Рассмотрено и утверждено на заседании МС

Протокол № ____________________________

от _____________________________________

Председатель

____________________________(Н.Б.Красина)


В методических рекомендациях изложены требования по подготовке, написанию и оформлению реферата. Данные рекомендации могут быть полезны преподавателям и студентам.




СОДЕРЖАНИЕ




  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Реферат представляет собой самостоятельную исследовательскую работу, в которой автор раскрывает суть исследуемой проблемы, расширяет и углубляет свои теоретические знания, учится анализировать, систематизировать, обобщать научные теории и делать выводы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Работа над рефератом способствует раскрытию исследовательского потенциала студента, развитию способности к творческому поиску, сотрудничеству, самореализации.

Реферат - это краткое систематическое и последовательное изложение какого-либо вопроса или научного труда. Он является одной из форм интерпретации исходного текста или нескольких источников, поэтому реферат, в отличие от конспекта, представляет собой новый, авторский текст. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения. Таким образом, реферирование предполагает изложение какого-либо вопроса на основе классификации, обобщения, анализа и синтеза одного или нескольких источников.

Специфика реферата: в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений и оценок; в реферате дается ответ на вопрос, что существенного по интересующей проблеме содержится в конкретном тексте.

Реферат не должен отражать субъективных взглядов референта на излагаемый вопрос. Оценка может быть допущена лишь в последней, заключительной части в виде резюме.

Реферату должны быть присущи: целостность (содержательно-тематическая, стилевая, языковая), связность (логическая и формально-языковая), структурная упорядоченность (наличие введения, основной части и заключения, их оптимальное соотношение), завершенность (смысловая и жанрово-композиционная).

  1. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД РЕФЕРАТОМ



  1. Выбор проблемы, ее обоснование и формулирование темы.

  2. Изучение основных источников по теме.

  3. Составление списка использованных источников. Конспектирование или тезирование необходимого материала.

  4. Систематизация зафиксированной и отобранной информации.

  5. Определение основных понятий темы.

  6. Корректировка темы и основных вопросов анализа.

  7. Разработка логики исследования проблемы, составление плана.

  8. Реализация плана, написание реферата.

  9. Самоанализ, предполагающий оценку новизны, степени раскрытия сущности проблемы, обоснованности выбора источников и оценку объема реферата.

  10. Проверка оформления списка использованных источников.

  11. Редакторская правка текста.

  12. Оформление реферата и проверка текста с точки зрения грамотности и стилистики.



  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РЕФЕРАТА



Объём реферата должен быть не менее 12 страниц формата А-4.

Тема реферата должна быть сформулирована грамотно с литературной точки зрения. В названии реферата следует определить четкие рамки рассмотрения темы, которые не должны быть слишком широкими или слишком узкими. Тема может носить межпредметный, внутрипредметный и интегративный характер; быть в рамках программы дисциплины/ПМ или расширять ее/их содержание (рассмотрение истории проблемы, новых теорий, новых аспектов проблемы, новых источников).

Реферат любого типа, как правило, имеет следующую структуру:

  • титульный лист (Приложение 1),

  • содержание с указанием параграфов и страниц (Приложение 2),

  • введение,

  • основную часть (разбитую на параграфы),

  • заключение,

  • список используемых источников,

  • приложения (если есть).



3.1 Требования к введению

Введение должно включать в себя краткое обоснование актуальности темы реферата, в которой необходимо показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес, в чем заключается его практическое значение. В актуальности также содержится краткий обзор изученной литературы, анализируются сильные и слабые стороны трудов предшествующих исследователей. Во введении важно выделить цель работы, а также задачи, которые требуется решить для реализации цели. Обычно одна задача ставится на один параграф реферата. Объем введения обычно составляет 1-1,5 страницы текста.



3.2 Требования к основной части реферата



Основная часть реферата содержит материал, который отобран студентом для раскрытия ключевых положений выбранной темы. Содержание основной части реферата должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-тематический характер. Основная часть реферата структурируется по параграфам, количество и название которых определяются автором и руководителем. Каждый параграф начинается с задачи и заканчивается выводом.

Обязательными являются ссылки на авторов, чьи позиции, мнения использованы в реферате. Цитирование и ссылки не должны подменять позиции автора реферата. Излишняя высокопарность, злоупотребление терминологией, объемные отступления от темы, несоразмерная растянутость отдельных параграфов и разделов рассматриваются в качестве недостатков основной части реферата.


3.3 Требования к заключению

Заключительная часть реферата состоит из подведения итогов выполненной работы, краткого и четкого изложения выводов, анализа степени выполнения поставленных во введении задач и цели; в ней указывается, что нового лично для себя студент вынес из работы над рефератом. Объем заключения составляет 1-1,5 страницы.


3.4Требования к списку использованных источников


В подготовке реферата необходимо использовать материалы современных изданий (не менее пяти). Источники должны быть перечислены в алфавитной последовательности. Основное требование к списку литературы - достоверность, поэтому описание составляется непосредственно по документу. Необходимо указать фамилию и инициалы автора, название источника, место издания, название издательства, год издания, количество страниц. В общий список литературы включают все документы, используемые при написании научной работы, независимо от их носителя, включая электронные издания и ресурсы Интернет (Приложение 3).


3.5 Примеры библиографических записей

К Н И Г И

Один автор

  1. Кузнецова, Н. В. Клиническая фармакология [Текст] : учебник для медицинских училищ и колледжей / Н. В. Кузнецова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 272 с.

  2. Ласков, В. Б. Основы детской неврологии [Текст] : учебное пособие для студентов медицинских вузов / В. Б. Ласков. - Ростов н / Д. : Феникс, 2008. - 285 с. : ил.. - (Медицина).

Два или три автора

  1. Вебер, В. Р. Лабораторные методы исследования [Текст] : учебное пособие для студентов / В. Р. Вебер, Т. П. Швецова. - М. : Медицинское информационное агентство, 2008. - 494 с.

  2. Волков, А. Е. Рецептурный справочник акушера-гинеколога [Текст] / А. Е. Волков, А. Н. Рымашевский, Л. Е. Хмара. - Ростов н / Д. : Феникс, 2012. - 351 с. : ил. - (Медицина).

4 автора и более

  1. Фармакогнозия [Текст] : учебник для студентов фармацевтических колледжей и техникумов / Е. В. Жохова, М. Ю. Гончаров, М. Н. Повыдыш, С. В. Деренчук. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 544 с. : ил.

  2. Организация работы медицинских сестер амбулаторно-поликлинической службы [Текст] : руководство для медицинских сестер / Т. В. Рябчикова, Л. А. Егорова, Л. А. Качанова, А. В. Данилов, Л. Н. Ласкарева ; под ред. Т. В. Рябчиковой. - М. : ВУНМЦ Росздрава, 2007. - 192 с.

Когда указан только редактор или составитель

  1. Синдром Дауна. Медико-генетический и социально-психологический портрет [Текст] / под ред. Ю. И. Барашнева. - М. : Триада-Х, 2007. - 280 с.

  2. Руководство для операционных и перевязочных сестер [Текст] / под ред. М. М. Абакумова ;рец. : С. И. Двойников. - М. : Специальное издательство медицинских книг, 2013. - 584 с. : ил.

Многотомные издания

отдельный том

Федюкович, Н. И. Справочник по лекарственным препаратам : в 2 ч.

Ч.1. [Текст] / Н. И. Федюкович. - Мн. :Интерпрессервис, 2011. - 558 с. - (Медицина для вас).

Официальные документы

  1. Павлов, Е. Х. Охрана труда и социальная защита работников здравоохранения [Текст] : нормативные документы / Е. Х. Павлов; под ред. доктора мед. наук, академика РАМН В. И. Стародубова. - М. : МЦФЭР, 2006. - 384 с. - (Библиотека ЛПУ).

  2. Островская, И. В. Медицинская этика [Текст] : сборник документов / И. В. Островская. - М. : АНМИ, 2001. - 241 с.

  3. Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний [Текст] : пост. Правительства Рос. Федерации : [от 15.12.2000 № 967] // Павлов, Е. Х. Охрана труда и социальная защита работников здравоохранения [Текст] / Е. Х. Павлов. - М. : МЦФЭР, 2006. - С. 227-237.

Статья или глава из книги

  1. Нарушение репродуктивной функции [Текст] // Руководство по гинекологии [Текст] / под ред. Э. К. Айламазяна. - М. :МЕДпресс-информ, 2012. - Глава 7. - С. 230-298.

Периодические издания

Статья из периодического издания

  1. Ефименко, А. Ю. Языковая и коммуникативная компетенции как составляющие профессиональной культуры будущих медицинских работников [Текст] / А. Ю. Ефименко // Среднее профессиональное образование. Приложение. - 2014. - № 9. - С. 38-45

  2. Николаевский, Е. Н. Современные принципы диагностики и лечения особых форм ишемической болезни сердца [Текст] / Е. Н. Николаевский // Справочник фельдшера и акушерки. - 2014. - № 9. - С. 18-27. - (Профилактика и лечение).

Электронные ресурсы

  1. Российская Федерация. Федеральный закон. Об образовании [Электронный ресурс] :федер. закон : [принят 10 июля 1992 г. № 3266-1 (ред. от 13.02.2009)] // Консультант Плюс. - 27.09.2012. - Заглавие с экрана.

  2. Грипп [Электронный ресурс] // policlinica.ru/sovet_ vracha2.html/ - 27.09.2012. - Заглавие с экрана.

  3. Справочник лекарственных средств [Электронный ресурс] // http // doctor.itop.net/Direktory.aspx?Dirld=1&Sort=2. - 27.09.2012. - Заглавие с экрана.

Описание сайта

  1. medikal42.ru [Электронный ресурс]. - 31.05.2012. - Заглавие с экрана.


  1. Приложения

После списка использованных источников могут быть помещены различные приложения (таблицы, графики, диаграммы, иллюстрации и т. п.) Каждое приложение оформляется с нового листа с указанием в правом верхнем углу страницы слов«Приложение» и его номера (например, Приложение 1). Если приложение одно, то оно не нумеруется. Приложение должно иметь заголовок, который записывают по центру с прописной буквы отдельной строкой. Приложения не входят в общий объем работы. Номера страниц не проставляются.

  1. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕФЕРАТА

Реферат должен быть выполнен печатным способом с использованием компьютера на одной стороне бумаги формата А-4 через полуторный интервал. Цвет шрифта должен быть черным, шрифт Times New Roman, размер 14 пт. Выравнивание текста по ширине. Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: верхнее и нижнее - 20 мм, левое - 30 мм, правое - 15 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и составлять 1,25 см. В тексте реферата рекомендуется чаще применять красную строку, выделяя законченную мысль в самостоятельный абзац. Допускается автоперенос текста.

Все страницы обязательно должны быть пронумерованы. Нумерация листов должна быть сквозной. Номер листа проставляется арабскими цифрами. Нумерация листов начинается со второй страницы. Номер страницы на титульном листе не проставляется. Номера страниц проставляются в центре нижней части страницы без точки.

Каждая структурная часть (титульный лист, содержание, введение, параграф и т. д.) начинается с новой страницы. В конце заголовков, располагаемых посредине строки, точка не ставится. Также не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовка. Расстояние между названием параграфа и следующим за ним текстом составляет одну пропущенную строку. В тексте не допускается сокращение названий, наименований (за исключением общепринятых аббревиатур).

В тексте реферата должны обязательно делаться ссылки на тот литературный источник, откуда взят материал, поскольку в этом проявляется культура отношения к чужой мысли, чужому труду. По составу элементов библиографическая ссылка может быть полной или краткой. Краткая ссылка, предназначенная только для поиска документа (объекта ссылки), приводится в тексте в виде номера, соответствующего литературному источнику или нормативному документу, приведенному в списке литературы, и заключается в квадратные скобки. Например, [12].

В ссылке, если ее приводят на конкретный фрагмент текста документа, указывают не только порядковый номер источника согласно списку литературы, но и номер страницы, на которой помещена цитата. Сведения разделяют запятой: [11, с. 105]. Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому документу, то в начале ссылки приводят слова «Цитировано по». Например, [Цит. по: 14, с. 181].

Если объектов ссылки несколько, то их объединяют в одну комплексную библиографическую ссылку, сведения в которой разделяются точкой с запятой с пробелами до и после этого предписанного знака: [3; 14] или [9, с. 123; 15, с. 26].

Реферат обязательно должен быть скреплен.






  1. ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ РЕФЕРАТА


Различают три вида защиты реферата: классическую, индивидуальную и творческую.

1. Классическая защита. Устное выступление студента сосредоточено на принципиальных вопросах:

  • тема исследования, ее актуальность;

  • круг использованных источников и основные подходы к проблеме,

  • новизна работы (изучение малоизвестных источников, выдвижение новой версии, новые подходы к решению проблемы и т.д.),

  • основные выводы по содержанию реферата.

2. Индивидуальная защита. Студент раскрывает личностные аспекты работы над рефератом:

  • обоснование выбора темы реферата,

  • способы работы над рефератом,

  • оригинальные находки, собственные суждения, интересные моменты,

  • личная значимость проделанной работы,

  • перспективы продолжения исследования.

3. Творческая защита предполагает:

  • оформление стенда с документами и иллюстративными материалами по теме исследования, их комментарий,

  • демонстрацию слайдов, видеозаписей, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в процессе реферирования,

  • яркое, оригинальное представление фрагмента основной части реферата и др.

Важно, чтобы защищающий реферат в течение 7-10 минут мог рассказать об актуальности исследуемого вопроса, поставленных цели и задачах, изученной литературе, структуре основной части, сделанных в ходе работы выводах. Таким образом, совершается отход от механического пересказа реферата к научному обоснованию проблемы, после чего задаются вопросы по представленной проблеме.


6. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕФЕРАТА



Критерии оценки реферата могут быть как общие, так и частные.

К общим критериям относят:

  • соответствие реферата теме,

  • глубину и полноту раскрытия темы,

  • адекватность передачи содержания первоисточника,

  • логичность, связность,

  • доказательность,

  • структурную упорядоченность,

  • оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования и т. д.),

  • языковую грамотность.

Частные критерии относятся к конкретным структурным частям реферата: введению, основной части, заключению.

Критерии оценки введения:

  • наличие обоснования актуальности темы, присутствие сформулированных цели и задач работы,

  • наличие краткой характеристики первоисточников.

Критерии оценки основной части:

  • структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам;

  • наличие заголовков к частям текста и их соответствие содержанию;

  • проблемность и разносторонность в изложении материала;

  • выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование;

  • наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.

Критерии оценки заключения:

  • наличие выводов по результатам анализа,

  • выражение своего мнения по проблеме.

В итоге оценка складывается из ряда моментов, а именно:

  • соблюдение выше перечисленных требований к реферату;

  • знание студентом изложенного в реферате материала, умение грамотно и аргументировано изложить суть проблемы;

  • умение свободно беседовать по любому пункту плана, способность понять суть задаваемых по работе вопросов и сформулировать точные ответы на них;

  • наличие качественно выполненного презентационного материала или (и) раздаточного, не дублирующего основной текст защитного слова, а являющегося его иллюстративным фоном.

Оценка за реферат:если студент выполнил 65-80 % указанных выше требований, ему ставится оценка «удовлетворительно», 80-90 % - «хорошо», 90-100 % - «отлично».















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. - М.: Академия, 2012. - 128 с.

  2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие. - М.: Академия, 2010. - 208 с.

  3. Реферат в вопросах и ответах: практические рекомендации по разработке и оформлению / Составитель: И.А. Извоскова. - Иркутск: ИГПК № 1, 2011. - 28 с.

  4. Соловьева Н.Н. Основы организации учебно-научной работы студента: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов. - М.: АПК и ППРО, 2012. - 55 с.

Приложение 1



Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области

Новокузнецкий филиал

Государственного бюджетного образовательного учреждения

среднего профессионального образования

«Кемеровский областной медицинский колледж»



Реферат

по дисциплине/ПМ, МДК : « »

Общенаучные методы

(тема без кавычек, с прописной буквы, шрифт 14)




Выполнил(а): студент(ка) _____ группы,

специальности _______________________

(код, название специальности без кавычек)

_____________________________________

(Ф.И.О. полностью, в Им. п.)

Проверил(а): ________________________

(Ф.И.О. преподавателя в Им. п.)





Новокузнецк, 2015

Приложение 2



Оформление содержания


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ3

1.1……(название раздела)5

2.1….. (название раздела)10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ … 12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…. 14

ПРИЛОЖЕНИе………………………………………………………………… 15



Приложение 3



Оформление списка использованных источников



  1. Агкацева, С. А. Инфекционный контроль и инфекционная безопасность [Текст] / С. А. Агкацева. - М. : АНМИ, 2001. - 533 с.

  2. Белков, Я. Е. Тщательная обработка инструментария - гарантия безопасности пациентов и персонала [Текст] / Я. Е. Белков // Главная медицинская сестра. - 2012. - N 4. - С. 111 - 115.

  3. Выговский, А. А. Обеспечение инфекционного контроля и инфекционной безопасности в поликлинике [Текст] / А. А. Выговский // Главная медицинская сестра. - 2011. - N 7. - С. 76 - 93.

  4. Инфекционная безопасность пациентов и медицинских работников в российских ЛПУ: оценка существующей практики [Электронный ресурс] / Бобрик А. В. [и др.]. - М., 2007. - 45 с. // vir-academy.ru/uploads/schools/infecbez.pdf . - 27.09.2012. - Заглавие с экрана.

  5. Кулешова, Л. И. Инфекционный контроль в лечебно-профилактических учреждениях [Текст] / Л. И. Кулешова, Е. В. Пустоветова, Л. А. Рубашкина. - Ростов н / Д : Феникс, 2003. - 352 с.

  6. Российская Федерация. Федеральный закон. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения [Электронный ресурс] :федер. закон : [принят 12 марта 1999 г. № 52-ФЗ] // ozpp.ru/zknd/sani. - 27.09.2012. - Заглавие с экрана.

  7. Ситникова, Н. Инфекционная безопасность - основной принцип в лечении пациентов [Текст] / Н. Ситникова // Сестринское дело. - 2012. - N 4. - С. 46 - 48.


© 2010-2022