В помощь молодому специалисту. часть2

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа с родителями

Родительское собрание

«Методы воспитания в современной семье»

Смирнова ЕВ

Нет детей - есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств.

Я. Корчак

Цель:

  • Познакомить родителей со спецификой и структурой современной семьи, методами семейного воспитания

  • Показать родителям важность и значимость семейного воспитания

  • Способствовать сближению родителей и детей

Оборудование:

  • предварительное анкетирование учащихся по теме «Моя семья»

  • каждому родителю тест: «Какой ты родитель?»

Ход собрания

Классный руководитель:

Приветствует родителей.

Сегодня на родительском собрании мы поговорим о семье, о том, как ваши дети видят свою семью, остановимся на особенностях воспитания в семье. По мнению психологов, семья - это малая устойчивая группа. И, как бывает со всеми устойчивыми группами, в каждой семье складывается свой эмоционально - психологический климат, благоприятный или неблагоприятный с точки зрения духовного развития отдельных членов семьи. Благоприятные для формирования личности ребенка те семьи, где есть оба родителя, и не менее двух детей, где умеют целесообразно и содержательно организовать жизнь и деятельность её членов. Во внутрисемейных отношениях полное взаимопонимание. В семье господствует положительная трудовая и нравственная атмосфера, культурный и разнообразный досуг. Материальное положение удовлетворительное или хорошее.

Семьи с дезорганизованной структурой. Чаще всего это неполные семьи, или семьи с одним ребёнком. В таких семьях ребёнку уделяется чрезмерное внимание, где отсутствует разумное сочетание любви и требовательности. В таких семьях царит сверхопека и вседозволенность.

Благоприятно-неустойчивыми считаются семьи, которые оказывают в основном положительное воздействие на ребенка, однако в семье нет полного взаимопонимания между членами семьи, возможны частые конфликты. У родителей не высокий уровень знаний культуры, материальное положение высокое.

Неблагоприятны для формирования личности, семьи, где духовные потребности второстепенны и им предпочитаются другие: накопительство, пьянство, аморальный образ жизни, что и делает развитие детей ущербным. Родители в таких семьях ходят в школу, охотно выслушивают учителей, однако все равно не умеют воздействовать на детей воспитательными средствами, что приводит к авторитарному типу общения, взаимному не пониманию. Отсюда не умение разумно организовать жизнедеятельность семьи, нежелание проводить совместный досуг, из- за отсутствия культурных запасов со стороны взрослых и слишком разных интересов детей и родителей. Материальное положение высокое или очень низкое.

Нейтральный тип семьи, где во внутрисемейных отношениях преобладает «относительно свободное воспитание», дети чаще всего предоставлены сами себе. Родители играют роль снабженца, их главная задача накормить, одеть. В эту группу входят матери- одиночки, разведённые женщины, вдовы, которым социальные условия не позволяют в полной мере заниматься воспитанием детей.

Ситуация в семье всегда усложняется, когда ребенок вступает в переходный возраст, в этот период важно общение ребенка с семьей. Дети склонны критически оценивать слова и поступки взрослых, в том числе и родителей. Вот почему взрослым в этот период жизни ребенка требуется критично, относится к себе и своим поступкам. При общении использовать такие методы воздействия как убеждения, разъяснения, разумные требования, внушения. На методах воспитания мы остановимся позднее, а сейчас я представляю результаты анкеты наших детей на тему «Я в семье»:

1

Когда ты не слушаешься родителей они чаще всего:

Кричат на тебя

14%

Пытаются уговорить, убедить

38 %

Могут ударить

0,8%

Пытаются объяснить

36%

Обижаются и ждут твоей реакции

11,2 %

2

Часто ли в стрессовом состоянии, родители могут проявить агрессию на тебя:

Да, часто

16%

Иногда

35%

Никогда

49%

3

Как часто у родителей появляется желание похвалить, обнять, поцеловать тебя:

Часто

50%

Редко

40%

Никогда

10%

4

Часто ли тебя наказывают:

Часто

22%

Редко

42%

Никогда

36%

5

Опиши ситуацию праздника в семье:

Праздничный стол, веселье

74 %

Приходят гости, пьют, танцуют

12%

Выезжаем на природу

13%

Не ответили на вопрос

1%

По результатам анкет можно сделать вывод, что понимание к проблемам ребёнка существует не во всех семьях. Родителям удобнее накричать, наказать, заставить, чем поговорить, убедить, объяснить. На основе понимания сложности и противоречивости внутреннего мира подростка взрослый и должен строить свои отношения с ним.

Методы семейного воспитания

Методы воспитания многообразны, но по своей сущности они едины в школьном и семейном воспитании. Однако в семье их применение носит более индивидуализированный характер, окрашивается особой эмоциональностью, родительской любовью.

Выбор методов воспитания определяется целями, которые ставят перед собой родители. Например, если вы хотите добиться послушания своего ребенка, то все воспитательные воздействия сводятся к одному: меньше рассуждай, а выполняй то, что требуют взрослые. Если вы в ребенке видите и формируете личность, то учите его видеть и поступать самостоятельно, проявлять инициативу, организованность.

Характеризуя методы воздействия на сознание, следует, прежде всего, выделить метод убеждения, разъяснения, требования, внушения.

Наиболее распространенным методом в семейном воспитании является требование. Оно может быть прямым - «сделай», «сходи», «убери» и
косвенным - совет, просьба, пожелание. Требования нужно варьировать.
Родителям нужно помнить, что требование - распоряжение срабатывает при соблюдении ряда условий, а именно:

  1. В семье должен царить спокойный, уравновешенный тон

  2. Распоряжение должно быть коротким, не должно вызывать сомнений в его правильности и неизбежности

  3. Распоряжение должно отдаваться доброжелательно

  4. Нельзя проявлять педантизм, нужно считаться с просьбами и делами детей

  5. Уступать, но не отменять: «хорошо, не можешь сегодня - сделай завтра»

Убеждение - главный, но не универсальный метод. Здесь велика роль наглядности. Тон разговора должен быть доверительным. Если ребенок возбужден, лучше отложить обсуждение, дать ему возможность успокоиться, а затем высказаться до конца. Родители должны учитывать эмоциональное состояние детей. Очень важно верить ребенку, а свои выводы - аргументировать. Такие разговоры должны стать минутами духовного общения в семье. Взгляды, суждения детей могут быть ошибочны, переубеждать их нужно тактично, оперируя убедительными актами, жизненными примерами, а, не просто навязывая свое мнение. Внушение оказывается действенным, если дети вообще легко внушаемы, а также, если находятся в состоянии растерянности, психологической депрессии.
Когда у ребенка неприятности - не нужно его ругать. Лучше действовать внушением. При этом важное значение имеет авторитет родителей. Ребенок, учитывая их знания, опыт, благородство, честность, доверяет им.

В семейном воспитании велика роль примера родителей во всех аспектах жизни детей, особенно в воспитании культуры чувств: сопереживание, сочувствие, сострадание.

В методах формирования нравственного поведения главным показателем воспитанности являются поступки детей. Приобретение опыта нравственного поведения начинается с приучения к послушанию, порядку, организованности. Нужно добиваться, чтобы дети поступали в соответствии со своими взглядами, убеждениями. Этому способствуют выполняемые ими систематические поручения; наличие обязанностей, ответственность перед другими членами семьи, упражнения в хороших делах. Можно применить метод естественных последствий: «Насорил - убери», «Поломал - почини».

Игра, режим дня - также важнейшие методы воспитания в семье. А также следует помнить о методе переключения внимания ребенка, позволяющего избегать ненужного нервирования детей, подавления их «я», обеспечивая при этом послушание и развитие самостоятельности.

При использовании метода стимулирования поведения многие родители подсознательно воспитывают своих детей по своему образу и подобию, нередко так, как их самих когда - то воспитывали. «Меня отец бил, и я благословляю его руку, потому что благодаря этому стал порядочным человеком», - говорят некоторые самодовольные родители. А ведь главным источником недостатков в личности ребенка являются унижения и побои. Родителям хочется видеть сразу результат воспитательного влияния, запугать, усмирить, сделать больно. Наказание выполняет роль возмездия. Такие дети потом сами начинают унижать других, в них развивается жестокость, агрессивность.

Желание родителей любой ценой сломить упрямство детей напоминает пружину, сжимаемую до предела, которая затем или разжимается и бьет, или ломается. У ребенка утрачиваются очень ценные качества - вера в себя, самостоятельность и многое другое. Наказания должны соответствовать проступку и быть направлены на разрушение опыта отрицательного поведения, тормозить развитие отрицательных качеств.

Используя метод поощрения, важно не допускать захваливания, задаривания. Излишние материальные блага растят потребителя, иждивенца. Лучшее поощрение - похвала, одобрение, наслаждение от совместного труда, удовлетворение от добрых дел.

Уважение к личности ребёнка делает Вас действительно нужным своему ребёнку. Быть нужным это разделить с ним его тревоги и сомнения, его радости и печали. Сделайте так, чтобы ответы на свои вопросы ваш ребёнок искал у Вас.

Индивидуальная работа родителей

Сейчас я вас попрошу поделить лист бумаги на две части и написать в одной из них слова, которыми вы поощряете, хвалите своих детей, а в другой - которыми ругаете. Прошу выполнить эту работу за три минуты. (Родители выполняют предложенное задание)

Уважаемые родители, а теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы.

Проведение теста для родителей - Какой ты родитель?

Если ответ Часто - 2 балла, Редко - 1 балл, Иногда - 0 баллов.

  • Сколько раз тебе повторять!

  • Посоветуй мне, пожалуйста!

  • Не знаю, что бы я без тебя делала!

  • И в кого это ты только уродился?

  • Какие мы замечательные друзья!

  • Ну на кого же ты похож?

  • Вот я в твое время

  • Ты моя опора и помощник!

  • Ну что за друзья у тебя?

  • О чем ты только думаешь?

  • Ах, какая ты у меня умница!

  • А как ты считаешь, сынок?

  • У всех дети, как дети, а ты…

  • Какой ты у меня сообразительный!

Родители выполнили тест. Подсчитали набранное количество баллов.

После этого дается ключ теста.
Результаты теста

16-18 баллов - вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности!
14-15 баллов - вы непоследовательны в общении со своим ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

11-13 баллов - вам необходимо быть к ребенку повнимательней. Вы пользуетесь у него авторитетом, но он нуждается в любви и ласке.
8-10 баллов - вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушивайтесь к его словам.

В заключении нашей встречи хотелось бы предложить Вам памятки для родителей, надеюсь это будет ваш маленький кодекс в воспитании детей:

  1. Все замечания делать в доброжелательном, спокойном тоне без ярлыков

  2. Завтра, когда ваш ребёнок проснется, скажите ему «Доброе утро»

и не ждите ответа. Начинайте день с добрых слов, а не с замечаний и ссор

  1. Когда Вы браните ребёнка, не употребляйте слов «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты», ваш ребёнок всегда хорош, он лишь сегодня сделал что, то не так - об этом ему и скажите

  2. Не расставайтесь с ребёнком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам

  3. Когда ребёнок выходит из дома, обязательно проводите его, а когда возвращается домой, встретьте его - он должен знать, что Вы рады его приходу

  4. Следует помнить, что пока развивается тело ребёнка - болит и ждёт помощи его душа

Решением родительского собрания является памятка с советами родителям по воспитанию детей.

Список литературы:

  1. Еременко Е.О., Е.К.Лобачева Е.О Родительские собрания.- М.: Экзамен, 2009.

  2. Максименко Н.А. Дарите детям любовь.- Волгоград: Учитель,2006.

  3. Моргулец Г.Г. Формирование семейных ценностей: игры и тренинги для учащихся и родителей. Волгоград: Учитель, 2011.

  4. Спиваковская А.С. Как быть родителями (о психологии родительской любви). М., 1986.


© 2010-2022