Коррекционные игры для детей с СДВГ

   Коррекционные игры  на  занятиях по физической культуре с детьми с  поведенческими  особенностями.   Последнее время мы все чаще слышим понятие «гиперактивный» ребенок. Какой он? Каковы причины гиперактивности ребенка? Что делать в данной ситуации? Обычно про такого ребенка говорят, что он с «мотором» или «вечным двигателем», «весь на шарнирах». Особенно непослушными являются руки гиперактивного ребенка, поскольку они все время что-то трогают, ломают, бросают. Такой ребенок постоянно находи...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коррекционные игры на занятиях по физической культуре

с детьми с поведенческими особенностями.



Последнее время мы все чаще слышим понятие «гиперактивный» ребенок. Какой он? Каковы причины гиперактивности ребенка?

Что делать в данной ситуации?
Обычно про такого ребенка говорят, что он с «мотором» или «вечным двигателем», «весь на шарнирах». Особенно непослушными являются руки гиперактивного ребенка, поскольку они все время что-то трогают, ломают, бросают. Такой ребенок постоянно находится в движении, он не может спокойно ходить, постоянно куда-то бежит, прыгает. Такие дети очень любопытны, но их любопытство сиюминутно, они не стараются увидеть больше, поэтому редко улавливают суть. Любознательность гиперактивному ребенку не свойственна, он совсем не задает вопросов «почему», «зачем».

Но если вдруг задает, то забывает выслушать ответ на него. Несмотря на постоянное движение, в котором находится ребенок, все же у него существуют некоторые нарушения координации: неловок, неуклюж, в движении часто роняет предметы, ломает игрушки, часто падает. Тело гиперактивного ребенка постоянно в синяках, царапинах и шишках, но вывода из этого он не делает, и снова набивает шишки на том же самом месте.

Характерными чертами поведения такого ребенка являются рассеянность, неусидчивость, негативизм, невнимательность, частая смена настроения, вспыльчивость, упрямство, агрессивность. Такой ребенок часто оказывается в центре событий, поскольку он самый шумный.

Гиперактивный ребенок с трудом усваивает навыки и не понимает многие задания. Чаще всего самооценка у такого ребенка занижена. Ребенок не бывает в течение дня расслабленным, успокаивается только во время сна

На сегодняшний день существует достаточно много мнений о причинах возникновения гиперактивности у детей. Но самыми распространенными являются:

  • генетические (наследственная предрасположенность);

  • биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);

  • социально-психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).

Хорошо известно, что занятия физкультурой укрепляют здоровье человека, а часто даже избавляют его от разных заболеваний

Но как быть с детьми, у которых имеется или предполагается (в раннем возрасте) синдром дефицита внимания с гиперактивностью? Они ведь и без того двигаются сверх всякой меры. Не станет ли для них "тяжким бременем" дополнительная физическая нагрузка?

Исследования отечественных и зарубежных специалистов показывают, что лечение детей с СДВГ обязательно должно включать физическую реабилитацию. Систематические занятия гимнастикой способствуют тому, что ребенок становится более спокойным. У него вырабатывается правильная координация движений, восстанавливаются поведенческие реакции, нормализуется сон, развивается костно-мышечная система. Но помимо вышеперечисленного у ребенка необходимо тренировать навыки управления своим вниманием и поведением. Именно в этом лучше всего может помочь игра!

Значение различных игр для интеллектуального, творческого, эмоционального развития ребенка невозможно переоценить. Ребенок развивается в игре, он усваивает социальные роли, снимает стресс, связанный с адаптацией к новой ситуации или к новым условиям, проявляет все те способности, которые в нем заложены.

Игры также являются прекрасной коррекционной методикой, направленной на развитие дефицитарных функций детей с отклонениями и задержками в развитии, детей с СДВГ.

Каковы дефицитарные функции гиперактивных детей? Это низкая способность концентрировать внимание, слабая оперативная память, неспособность тормозить себя и не отвлекаться, плохой самоконтроль, трудности планирования и предсказания результатов той или иной деятельности.

Часто гиперактивный ребенок выбирает шумные игры. Это естественно, ведь ему трудно сдерживать себя и трудно оставаться на одном месте. Поэтому вполне логично подбирать для него подвижные игры, которые приучают к дисциплине, к подчинению своей деятельности определенной цели. Игры с четкими правилами способствуют развитию внимания.

Ребенок учится контролировать свое поведение, учится терпеть и ждать, откладывать желаемое на потом, также развивается мышление ребенка.

Наконец, если у ребенка начинает получаться играть вместе с другими детьми, это повышает его самооценку и авторитет в глазах других детей.

Существуют некоторые правила.

Правило 1. Гиперактивным детям нельзя участвовать в играх, где сильно выражены эмоции: соревнования, командные игры (футбол, баскетбол), показательные выступления.

Правило 2. Начинать заниматься с гиперактивным ребенком лучше индивидуально и только потом постепенно вводить его в групповые игры, так как индивидуальные особенности таких детей мешают им сосредоточиться на том, что предлагает взрослый, если рядом есть сверстники. Кроме того, невыдержанность ребенка и его неумение придерживаться правил групповой игры могут провоцировать конфликты среди играющих.

Используемые в коррекционной работе игры должны быть подобраны в следующих направлениях:

- игры на развитие внимания;

- игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);

- игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);

- игры, способствующие закреплению умения общаться.

Игры на развитие внимания.

- «Волшебное слово»

- «Все наоборот»

- «Зеваки»

- «Запрещенное движение»

- «Передай мяч»

- «Лови - не лови»

- «Броуновское движение» - цель данной игры развитие умения распределять внимание.

Описание игры: все дети встают в круг, ведущий вкатывает в центр круга один за другим теннисные мячики (или обычные мячи). Воспитанникам сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры - установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

- «Подхвати палочку»

Описание игры: играющие, рассчитавшись по номерам, стоят в кругу (или сидят за столом). Ведущий придерживает пальцем гимнастическую палку (или карандаш). Внезапно он называет один из номеров и одновременно отпускает палку. Вызванный должен подхватить ее, пока она не упала. Поймавший становится ведущим.

Игры, развивающие навыки волевой регуляции.

- «Молчу-шепчу-кричу»

- «Море волнуется»

- «Слушай хлопки»

- «Тише едешь - дальше будешь»

- «Пройди по лабиринту»

- «Найди и промолчи»

- «Замри» - ребенку необходимо быть внимательным и суметь преодолеть двигательный автоматизм, контролируя свои действия.

Коммуникативные игры.

- «Ожившие игрушки»

- «Сиамские близнецы»

- «Все друзья»

- «Круг-кружочек»

- «Моя рука - твоя рука»

- «Головомяч» - в этой игре, чтобы быть успешным, ребенку придется учитывать темп и характер движений другого человека. Привычная для него импульсивность делу не поможет.

Игры для релаксации.

- «Солдат и тряпичная кукла»

- «Насос и мяч»

- «Шалтай-Болтай»

- «Морские волны»

А также телесно-ориентированное упражнение. - «Камень и путник» .

С такими детьми целесообразно организовывать подвижные игры и упражнения, требующие соблюдения игрового правила с отсрочкой двигательной реакции на сигнал, например « Найди и промолчи»,

« Тише едешь - дальше будешь» , « Со вьюном я хожу», а также индивидуальные коррекционные игры и упражнения, способствующие регуляции процессов возбуждения в коре головного мозга ( успокаивающие и расслабляющие игры типа «Морская волна»,

« Волшебный цветок», «Разговор рук», « Раскопай ладошку».)

Особое место могут занять игры, которые развивают координацию движений, чувство равновесия , тонкую моторику рук (например,

« Веревочные игры », « Пройди по лабиринту, не задень колокольчики !»,

« Кто быстрее заберется по лесенке - трапу и позвонит в бубенчик?»,

« Дракон кусает свой хвост», « Закати шарик в лунку ! »)

Основное назначение подвижных игр, используемых в дифференцирован-ной работе с детьми СДВГ:

- создание условия для чередования подвижной деятельности с менее интенсивной и отдыхом,

- предупреждение и снятие двигательного беспокойства,

- формирование умения точно выполнять задания взрослого,

- развитие слухового (зрительного ) внимания.

Организуя коллективные игры со всей группой на роль водящих сначала выбирают детей уравновешенных, умеющих удерживать и выполнять договорное правило, а затем главные роли доверяют « шустрикам».

Существует и другая группа « особых» воспитанников, которая более удобна для педагогов и родителей. Это застенчивые, тревожные, легкоранимые дети, они редко привлекают к себе внимание громким криком или чрезмерной двигательной активностью, чаще остаются в тени даже обладая прекрасными изобразительными или исполнительскими способностями, предпочитая одиночные игры с игрушками или наблюдение со стороны за деятельностью других, более раскрепощенных сверстников .

В условиях пребывания в дошкольном учреждении медлительные дети зачастую не успевают уложиться во временные рамки, отведенные для выполнения той или иной деятельности ( доесть обед, одеться на прогулку, нарисовать что-нибудь, победить в эстафете), другие дети постоянно вынуждены их ждать, что нередко провоцирует возникновение конфликтов

в детском коллективе. Взрослые, у которых они вызывают раздражение,

то и дело бранят и наказывают их, а сверстники не очень охотно принимают таких детей в игре .

Вместе с тем именно эти дети гораздо чаще нуждаются в поддержке и похвале взрослого, стимулирующей их самостоятельную двигательную деятельность.

С этими детьми целесообразно организовывать специальные корригирующие игры и упражнения, направленные на развитие ловкости и быстроты движений ( « Поймай комара !», « Удочка», « Выше ножки от земли !», « Догони мяч!», « Поймай солнечный зайчик !» и др )

Для тревожных детей будут весьма полезны релаксационные упражнения :

они не только способствуют снятию мышечных зажимов, но и позволяют установить эмоционально положительные, доверительные отношения

со взрослым и детьми ( « Сосулька», « Заводные игрушки »,

« Цветик - семицветик», « Морская волна»).

При взаимодействии с тревожными детьми очень важно оказывать эмоциональную поддержку их инициативности в отборе подвижных игр ; педагогу желательно время от времени подключаться к самостоятельной деятельности детей с целью инициирования динамичных видов активности, периодически вносить спортивные игровые атрибуты и спортивный инвентарь, позволяющий поддерживать интерес к самостоятельной двигательной деятельности.

Закончить выступление хотелось бы словами Н. Н. Ефименко:

«Играя - оздоравливать, играя - развивать, играя - воспитывать, играя - обучать». И можно добавить: играя - корригировать, играя - восстанавливать.

Таким образом, знание основных признаков синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, а также особенности поведения застенчивых, тревожных детей, позволит взрослым, окружающим ребенка дома и в дошкольном учреждении, грамотно выстроить систему взаимоотношений с ним и организовать такой распорядок жизни дошкольника, который создаст все условия для коррекции отклонений в его развитии.

Спасибо за внимание!




© 2010-2022