РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. 01 «Основы философии»

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования и науки Брянской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Брянский техникум машиностроения и автомобильного транспорта

им. Героя Советского Союза М.А. Афанасьева»















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.01 «Основы философии»

























2015 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с ФГОС по специальностям среднего профессионального образования (СПО) 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 23.02.01. «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте», 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учёт в автомобильном транспорте», Примерной программой учебной дисциплины ОГСЭ.01. Основы философии для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы СПО, рекомендованной Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» на основании Заключения Экспертного совета № 088 от «22» марта 2011 г. (Протокол заседания Президиума Экспертного совета по профессиональному образованию при ФГУ «Федеральный институт развития образования» от «25» января 2011 г. № 1).

Разработчик:

Тригубенко Николай Николаевич, преподаватель первой категории БТМиАТ



СОДЕРЖАНИЕ


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы философии»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 23.02.03. «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)», 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)». ФГОС предусматривают дисциплину «Основы философии» в качестве обязательной дисциплины. Это обусловлено важностью философских знаний и умений для формирования квалифицированного специалиста среднего звена. Современный специалист должен иметь представление о фундаментальных жизненных ценностях, уметь нестандартно и логично размышлять, уметь находить логические решения общественных проблем. Философские знания и умения способствуют формированию активной гражданской позиции выпускника, что является необходимым условием формирования в России гражданского общества и демократического государства.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профильном социально-гуманитарном образовании на третьем курсе техникума. Она обеспечивает более углубленное изучение философских проблем современного общества, создает условия реализации индивидуальных образовательных программ по интересам.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы. Учебная информация, представленная в содержании программы, расширяет возможности социализации студентов, обеспечивает преемственность между общим и профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников техникума, поступивших на базе основного общего образования, к освоению программ высшего профессионального образования.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Программа ориентирована на выполнение следующих задач:

- ознакомить студентов с основными законами развития и функционирования природных и общественных систем;

- дать студенту знания, которые будут способствовать формированию у него логического мышления, основ философского анализа общественных явлений, системы ценностных ориентаций и идеалов;

- помочь студенту преобразовать, систематизировать стихийно сложившиеся взгляды в обоснованное миропонимание;

- сформировать мировоззрение и способность ориентироваться в общественно-политических процессах.

Цель программы: повлиять на становление и формирование духовной культуры и мировоззренческой ориентации студентов, осознание ими своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки, выбор форм и направлений своей деятельности.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные категории и понятия философии, роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни, как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

- соотносить общие социальные и природные процессы и отдельные факты;

- выявлять существенные черты общественных процессов, явлений и событий;

- объяснять своё отношение к наиболее значимым социальным и политическим событиям.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 72 часа, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 48 часов; самостоятельная работа обучающегося 24 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы философии»

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

28

контрольные работы


курсовая работа (проект) не предусмотрено

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) не предусмотрено

-

подготовка практикоориентированных работ проектного характера


домашняя работа

24

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Основы философии»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Предмет

философии и

ее история

45


Тема 1.1.

Предмет, значение и место философии в духовной культуре

Содержание учебного материала



1




1









2

2

2




продуктивный

1

Философия и

мировоззрение. Философия и смысл жизни.

2

Становление философии. Формы духовного освоения мира и самовыражения человека: миф, наука, религия, жизненная мудрость, философия. Сущность философских проблем. Основные направления философии. Предмет и определение философии. Структура философского творчества. Типы философствования.

Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии.

Самостоятельная работа обучающихся:

- чтение и конспектирование рекомендованной литературы;

- реферирование;

философское сочинение.

Тема 1.2.

Философия Древнего

мира и средневековая

философия

Содержание учебного материала


2



2



2






2

2















репродуктивный

1

Философия Древней Индии и Китая. Сущность учений Будды и Конфуция.

2

Античная философия. Философские системы Аристотеля, Платона как высшее выражение философской мысли Древней Греции.

3

Теоцентризм как системообразующий принцип средневекового мировоззрения. Основные проблемы средневековой философии, периодизация (патристика и схоластика). Учения А. Блаженного и Ф. Аквинского

Практические задания:

Моё отношение к философии буддизма и конфуцианства. Эссе

«Философские школы Древней Греции» - тестовое задание. «Основные отличия Античной философии от средневековой европейской философии» - устное задание

Самостоятельная работа обучающихся:

творческое задание «Философские школы и учение о первоначалах»;

чтение и конспектирование рекомендованной литературы.

Тема 1.3.

Философия

Возрождения и Нового

времени

Содержание учебного материала



1



2

1



2


2

4



2


2




репродуктивный

1

Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового

времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.

2

Немецкая классическая философия.

3

Марксистская философия

Практические занятия:

«Особенности средневековой философии и философии эпохи Возрождения» - заполнить таблицу;

«Философия И. Канта и Г. Гегеля» - заполнить таблицу;

«Русская религиозная философия 19-нач. 20 веков» - семинар

Самостоятельная работа обучающихся:

- чтение и конспектирование рекомендованной литературы; - отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений.

Тема 1.4.

Современная

философия

Содержание учебного материала


2



1


2


2


2




репродуктивный

1

Основные направления философии ХХ века: неотомизм и экзистенциализм. Философия бессознательного.

2

Научно-философское учение В.И. Вернадского

Практические занятия:

«Основные направления философии ХХ в» - тестовое задание

«Философия экзистенциализма и психоанализа» - работа с учебником

Самостоятельная работа обучающихся:

- чтение и конспектирование рекомендованной литературы.

Раздел 2.

Структура и основные направления философии

27



Тема 2.1. Учение о бытии и теория познания

Содержание учебного материала

1






2





2


2

2



2

2

2





продуктивный

1

Онтология - учение о бытии.

Происхождение и устройство мира. Современные онтологические

представления. Материя, пространство, время, причинность, целесообразность.

2

Гносеология - учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания.

Практические занятия:

Работа с философским словарем

Составление сравнительной таблицы отличий философской, научной и религиозной истин

Конспектирование материала учебника

Самостоятельная работа обучающихся:

- чтение и конспектирование рекомендованной литературы;

- ответы на логические задания;

- выполнение индивидуального творческого задания «Современная философская картина мира»

Тема 2.2.

Этика и социальная

философия

Содержание учебного материала




1









1


2

2


2


















2

2


2



















продуктивный

1

Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество.

2

Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности

Практические занятия:

Значение этики. Эссе

Выполнение тестовых заданий по вопросам социальной философии

Философия о глобальных проблемах современности. Эссе

Самостоятельная работа:

- чтение и конспектирование рекомендованной литературы;

- ответы на логические задания.

Всего

72

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины осуществляется в учебном кабинете по общественным дисциплинам.

Оборудование учебного кабинета: плакаты, экран.

Технические средства обучения: компьютер (ноутбук), проектор

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники

  1. Горелов А.А. Основы философии. М.: Академия, 2010.

Дополнительные источники


  1. Аблеев С.Р. Лекции по философии: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2005.

  2. Волошин А.В. Венок мудрости Эллады. М.: Дрофа, 2003.

  3. Кохановский В.П. и др. Философия для средних и специальных учебных заведений: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

  4. Лешкевич Т.Г. Философия: Учебное пособие. М: ИНФРА-М, 2006.

  5. Мананикова Е.Н. Философия: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.

  6. Мифологический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.

  7. Моисеева Н.А., Сороковикова В.И. Философия: Краткий курс. СПб.: Питер, 2006.

  8. Орлов СВ. История философии. СПб.: Питер, 2006.

  9. Радугин А.А. Философия: курс лекций. М.: Центр, 2002.

  10. Рассел Б. Мудрость Запада. М.: Республика, 1998.

  11. Русские мыслители. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

  12. Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей. М.: Айрис-пресс, 2004.

  13. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА - М, 2006.

  14. Хрестоматия по философии: учебное пособие. М.: Изд-во Проспект, 2007.


Средства обучения

1. Конспекты по философии

2. Карточки для самостоятельной работы

3. Проблемные задания

4. Тесты как раздаточный материал

5. УМК по дисциплине

Интернет ресурсы

1. humanities.edu.ru - материалы по различным разделам гуманитарных наук, варианты ЕГЭ по обществознанию

2. ido.edu.ru - федеральный фонд учебных ресурсов.

3. sputnik.mto.ru - рекомендации по изучению обществознания на профильном уровне.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни, как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста

Устный опрос, тестирование, зачет по темам, контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, работа с литературой, выполнение индивидуальных заданий.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания, основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.


Устный опрос, письменный опрос, тестирование, решение ситуационных задач

Дифференцированный зачёт


© 2010-2022