Выступление на педагогической конференции памяти О. Н. Мамченкова

Тема: "Технология развития критического мышления на уроках физики"    «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями  своей мысли, а не памятью». Л.Н.Толстой             Школьные учебники становятся всё толще. Количество предметов, которые изучают современные ученики, всё больше. А уровень знаний и уровень общеучебных умений современных учеников, по мнению многих учителей, всё ниже. Может быть, экстенсивный путь развития образования уже исчерпал себя и нам стоит тратить усилия наших детей и свои нервы на другое? Главной задачей, которую должен решить учитель на уроках, было и остается развитие творческих способностей учащихся. Каждому педагогу хочет...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Знание только тогда знание,

когда оно обретено усилиями

своей мысли, а не памятью».

Л.Н.Толстой

1. Школьные учебники становятся всё толще. Количество предметов, которые изучают современные ученики, всё больше. А уровень знаний и уровень общеучебных умений современных учеников, по мнению многих учителей, всё ниже. Может быть, экстенсивный путь развития образования уже исчерпал себя и нам стоит тратить усилия наших детей и свои нервы на другое?

Главной задачей, которую должен решить учитель на уроках, было и остается развитие творческих способностей учащихся. Каждому педагогу хочется, чтобы на его уроках царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать, опираться на интуицию, строить ассоциативные связи…

2. Будущее принадлежит тем, кто умеет критически анализировать информацию и выстраивать свои собственные реальности. Сейчас необходимо не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать новые идеи вдумчиво, критически, с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации. Учить детей так, чтобы у них развивалось критическое мышление, труднее, чем просто сообщать им отдельные факты и закономерности. Например, для развития умения обосновывать свои выводы и решения, учителя должны заинтересовать учеников необычными задачами и материалами. Физика обладает огромными возможностями для умственного развития учеников, благодаря всей своей системе, исключительной ясности и точности своих понятий, выводов и формулировок. Ведь недаром говорил древние «Физика - ядро гуманитарного образования». И именно поэтому организация учебного процесса, связанная с развитием склонностей к критическому мышлению представляется мне инструментом, который позволяет в большей степени реализовать те педагогические задачи. о которых было сказано выше. Необходимость в теории развития критического мышления обусловлена тремя основными факторами:

интеллектуализация деятельности, потому что основное требование рынка труда к человеку - умение ставить и решать неординарные задачи;

учебно-воспитательный процесс должен опираться на потребности учащегося и отталкиваться от них, поскольку в противном случае будут воспитываться невротики;

организация учебно-воспитательного процесса должна соответствовать основным психолого-педагогическим закономерностям, а также закономерностям нейрофизиологической деятельности мозга, которые определяют психическое развитие

3. В основу технологии РКМ положены идеи и положения теории Жана Пиаже об этапах умственного развития ребёнка; Льва Семёновича Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребёнка; Карла Поппера и Р.Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении.

Американские педагоги Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит разработали структуру технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Вслед за американскими коллегами российские педагоги и исследователи С.И.Заир-Бек и И.В. Муштавинская представили образовательную технологию развития критического мышления состоящую из трех стадий

4. Стадия вызова настраивает на получение новой информации: ученики активизируются, чему способствует индивидуальный ответ на вопрос, который актуализирует предшествующие знания и, что особенно важно, формирует запрос на получение новой информации. Роль учителя на этом этапе состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме.

5. Стадия осмысления - содержательная, в ходе которой и происходит направленная, осмысленная работа, показывает, что в процессе чтения происходит первичный анализ и сортировка информации. Её можно назвать смысловой стадией. Организация работы на данном этапе может быть различной: лекция, рассказ учителя, просмотр видеоматериалов, индивидуальное, парное или групповое чтение. Задача учителя поддерживать активность учащихся, их интерес. Здесь важное значение имеет качество отобранного материала

6. Стадия рефлексии превращает информацию, изучаемую на уроке, в собственное знание. Она направлена на систематизацию информации, выработку новых идей, решение поставленных ранее целей. При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на этом этапе является наиболее целесообразным.

7. Каким же образом внедрить эту систему? Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Здесь на помощь приходят приемы технологии развития критического мышления.

1) Инсерт -маркировка текста значками по мере его чтения

  • V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

  • - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

  • + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

  • ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше. После этого необходимо заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками её граф.

2) «Эффектиная (продвинутая) лекция».

Суть предлагаемой формы состоит в особой организации лекции с применением активной учебной модели вызов - осмысление - рефлексия. Во время лекции уместнее использовать работу в паре: на стадии вызова каждая пара заполняет первую графу таблицы (что я знаю?), затем во время чтения лекции один ученик ищет соответствия и несоответствия первоначальной информации с материалом лекции, другой кратко записывает новую информацию, на стадии рефлексии- идет обсуждение полученных результатов сначала в паре, затем - в подгруппе. Использование этого приема позволяет превратить монотонный рассказ учителя в интереснейший диалог ученика с учеником, ученика с учителем.

3)Прием «Зигзаг» основан на следующем принципе: члены рабочей подгруппы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей подгруппы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме. Изучив фрагмент, члены экспертной группы обсуждают и планируют эффективные способы передачи информации членам своих рабочих подгрупп.

4) «Чтение с остановками » организация чтения текста с использованием различных типов вопросов. данный приём учитывает следующее: текст не должен быть знаком учащимся, заранее он должен быть поделён на остановки и вопросы к тексту формулируются с учетом уровней познавательной деятельности

5) Прием «Знаю - хочу узнать - узнал»- это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащиеся разбиваютсяся на пары и посовещавшись, заполняют 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в группе учащиеся сами формулируют цели занятия: что я хочу узнать? для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале занятия, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.

6) Мозговая атака.

Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.

7) Групповая дискуссия.

Дискуссия от лат. - исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами.

8) Перепутанные логические цепочки.

Форма способствует развитию внимания и логического мышления. Она более применима при изучении информативно-содержательных текстов.

9) Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:

1. Что я знаю по данной теме?

2. Что я узнал нового из текста по данной теме?

10) Ключевые термины.

Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску.

Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания при знакомстве с текстом оригинала.

11) Кластеры.

12) Синквейн.

Происходит от французского слова «cing» - пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

13) Эссе.

8. Приведу не которые примеры.

Кластер - «гроздь», выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди. Кластеры могут стать как ведущим приёмом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. «Грозди» - графический приём систематизации материала. наши мысли уже не громоздятся, гроздятся, то есть располагаются в определённом порядке. Кластер -смысловой блок на основе ключевых слов.

Например: тема урока «Высота и тембр звука. Распространение звука.» ситуация вызова происходит таким образом: задаю вопрос «каким может быть звук?» (ребята предлагают: высоким, низким, тихим, громким и тд), следующий вопрос по ключевым словам (заготовка кластера на доске): Как вы думаете от чего зависит громкость, частота звука? (всё, что говорят фиксирую на доске, если уверены в своём предположении ставим «+», если нет, то «- «, если не понятно, то «?») таким образом формируются цели урока. Затем учащиеся читают тексты параграфов, поделившись на группы или парами, после чего обсуждают между собой, затем коллективно. После обсуждения заполняем кластер. Конечный продукт урока вот такая схема.

9. Прием «Фишбоун» предлагаю использовать при рассмотрении темы 10 класса «Основные положения молекулярно-кинетической теории». Во главе «скелета» на стадии вызова предлагаю рассмотреть основные положения МКТ. При прочтении параграфа на стадии осмысления материала выписать основные положения этой теории («верхние косточки») и экспериментальные доказательства каждого положения («нижние косточки»).

Любое вещество состоит из частиц

Все частицы непрерывно движутся

Частицы взаимодействуют

Смачивание

Склеивание

Сжатие

Растяжение

Диффузия

Броуновское движение

Мех. дробление

Растворение веществ

Расширение при нагревании

деформация

Каковы основные положения МКТ?

Вывод:

теория является основанием для газовых законов

На стадии рефлексии делаем выводы: вся молекулярная физика основывается на основных положениях МКТ, дает дальнейшее развитие к изучению газовых законов.

10.катрены, диаманты

При изучении в 7 классе Силы тяжести и веса тела возникает трудность различия между этими силами.

Для лучшего запоминания закона сохранения энергии в 8 классе итогом нашей работы получилась диаманта.

11. итоговый урок решения задач по теме постоянный ток.

1. моё настроение

2 Верители вы что

12. 3 кластеры

13. 4 итоговая таблица

5 ваше настроение на конец урока

14. Использование технологии развития критического мышления на уроках физики позволяет формировать:

- развитую личность, способную к творческому осмыслению, освоению и применению научного опыта предшествующих поколений;

- личность готовую к сознательному выбору дальнейшей профессии;

- личность умеющую адаптироваться в мире быстро меняющихся технологий;

- личность способную прогнозировать последствия своей деятельности и критически ее оценивать;

- личность, сохраняющую интерес к миру природы и готовую к получению нового знания.

Главная цель такого обучения - при минимальных затратах времени получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей учащихся, научить ребят брать свои первые, хоть и маленькие, «вершины», ощущать себя «первопроходцем» в открытии явлений природы.

Технология "Критическое мышление" мне нравится тем, что она учит самостоятельному поиску новых знаний, использует ученический диалог, создаёт психологически комфортную среду, так как на уроке разрешается ошибаться, заблуждаться, а затем есть возможность исправить свои ошибки.

"Критическое мышление" можно смело отнести к инновационным технологиям, так как она соответствует основным параметрам инновационного обучения.

В технологии критического мышления можно найти и достоинства, и недостатки. Но результативность ее очевидна: учащимся в большей степени присуща самостоятельность действий и размышлений, уважительное отношение к различным точкам зрения, умение работать в команде, отыскивать необходимую информацию. Выбор за вами!

Организация групп для работы на основе участия всех без исключения (рабочие группы формируются произвольным образом). Обсуждение более продуктивно, чем работа в полной тишине (ученики имеют возможность делиться идеями, знаниями, дополнять мнение одноклассников, изменять свое собственное мнение). Использование заданий с продолжением вместо заданий с очевидным конечным результатом (исследовательская деятельность должна приводить учащихся к сомнению, вместо желания получить единственно верный ответ). Использование игровых ситуаций (давать ученикам время на обдумывание и разработку идей, вариантов дает возможность делать случайные открытия, осуществлять поиск, определять интуитивные решения). Личная вовлеченность (наша цель - заинтересовать своим предметом ученика думающего и чувствующего, пробудить его пытливость и доставить радость оттого, что любой предмет школьной программы - часть нашей повседневной жизни).

Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:

  • Оценка (Где ошибка?)

  • Диагноз (В чём причина?)

  • Самоконтроль (Каковы недостатки?)

  • Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?)

  • Прогноз (Постройте прогноз)

Примерные задания к уроку физики при использовании технологии критического мышления.

- Пиршество на орбите.

Незнайка и Пончик в очередной полёт на Луну взяли с собой пирожные. Высадившись на орбите Луны, они решили поделить пирожные поровну. Взвесив их на рычажных весах, они увидели, что каждому достается по 300 г. По сколько пирожных достанется каждому, если масса одного пирожного 60г.

- «Загадочный груз».

Капитан Врунгель и его помощник Лом, совершая кругосветное путешествие, решили отдохнуть в каюте своего корабля «Победа». Вдруг висящий в каюте на канате груз отклонился в сторону, хотя капитан и помощник сидели в другом конце помещения и не трогали груз. Помощник, почесав затылок, спросил у капитана: «Товарищ капитан, разве это не противоречит II закону Ньютона?» Что должен ответить капитан Врунгель Лому?

- «Шерлок Холмс и горячий чай»

-Хотите чаю? - спросил хозяин дома пришедшего к нему в гости Шерлока Холмса.

- Да, - ответил гость.

- Вот и хорошо, - сказал хозяин. - Сладкого?

- Да, - подтвердил Холмс.

- Я люблю горячий чай, поэтому кладу в него кусочки сахара только перед тем, как пить, - продолжал хозяин.

- Разумнее это делать раньше, сразу, как вам налили чай, - посоветовал Шерлок Холмс.

Кто прав: хозяин или Холмс и почему?

На уроках физики в 7 классах при изучении темы «Трение в быту и технике» применяю прием « Плюс-минус-вопрос». В начале урока на стадии вызова вспоминаем, что нам известно про силу трения, затем на стадии осмысления содержания ставлю проблему: трение играет положительную или отрицательную роль в нашей жизни. При работе с текстом учебника учащиеся заполняют таблицу о положительных и отрицательных действиях трения и записывают в третью колонку методы борьбы с отрицательными последствиями трения. После обсуждения на стадии рефлексии делаем вывод, что трение играет двойную роль, оно полезно и вредно.

Приём «Перепутанные логические цепочки» на стадии рефлексии применяю в 7 классе при изучении темы «Почему существует воздушная оболочка Земли?». Дана фраза: «Атмосфера - это воздушная оболочка Земли, а воздух - это прозрачная, не имеющая ни цвета, ни запаха, ни веса смесь газов». Находим ошибку в тексте и рассуждаем о весе воздуха, какими экспериментами можно это доказать.

Еще один текст для примера. Тема «Плавание судов»(7 класс).

«Благодаря тому, что Блез Паскаль открыл в 17 веке действие на тела, погруженные в жидкость, выталкивающей силы, стало понятным, почему некоторые тела всплывают в воде, а некоторые тонут: те, на которые действует выталкивающая сила, всплывают, а те, на которые она не действует, тонут. Оказалось, что у всплывающих тел плотность их вещества больше плотности жидкости». Далее идет обсуждение условия плавания тел, сравнение плотности тела и жидкости, кому принадлежит этот закон, в чем его суть и т.д.

Прием «Таблицы «тонких» и «толстых» вопросов» применяю при изучении темы «Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах»» в 7 классе на стадии рефлексии.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Существует ли диффузия в твердых телах?

Почему дым от костра перестает быть видимым даже в безветренную погоду?

Зависит ли скорость диффузии от температуры?

Где лучше сохранить детский шарик, наполненный водородом: в холодном или теплом помещении?

В каком веществе: в жидком или газообразном скорость диффузии будет больше?

Почему не рекомендуется мокрую ткань, окрашенную в темный цвет, оставлять на длительное время в соприкосновении с белой тканью?

Можно ли объяснить диффузию движением молекул вещества?

Открытый сосуд с углекислым газом уравновесили на весах. Почему со временем равновесие весов нарушилось?

После ответа на «тонкие» вопросы переходим к обсуждению «толстых» вопросов.

Прием «Верные и неверные утверждения» часто применяю в образовательном процессе 7 класса, только я его называю «Веришь - не веришь». Приведу пример, при рассмотрении темы «Взаимодействие молекул» на стадии рефлексии учащиеся должны дать ответ: «да» или «нет».

1.Вещества состоят из мельчайших частиц, едва различимых невооруженным глазом (нет).

2.Вещество состоит из мельчайших частиц, которые можно увидеть с помощью электронного микроскопа (да).

3.Объем газа при нагревании увеличивается, т.к. каждая молекула становится больше по размерам (нет).

4.Молекула - мельчайшая частица вещества (да).

5.В молекуле может быть более 1000 атомов (да).

6.Стальной шарик при нагревании увеличивается в объеме, т.к. промежутки между молекулами становятся больше (да).

7.Пленка масла, растекаясь по поверхности воды, может занять любую площадь (нет).

В данной работе приведены лишь примерные задачи для уроков. Каждому учителю, при организации уроков с использованием технологии критического мышления необходимо учитывать особенности, специфику своего конкретного класса.

Использование технологии критического мышления эффективно при обучении физике: оно развивает умение мыслить логично, сравнивать, сопоставлять и делать выводы. Приобретение знаний превращается в стартовую, но не в конечную стадию мыслительного процесса. Используя разнообразие стратегий критического мышления при изучении физики, учитель превращает класс в лабораторию демократического диалога, что важно для каждого ученика. Важно отметить, что стратегия и приемы критического мышления предлагают эффективный способ интеграции знаний и методов различных предметных областей. Критическое мышление не только можно, но и нужно развивать на каждой ступени обучения, потому что повышается мотивация школьников к учению. На мой взгляд, использование технологии критического мышления способствует повышению уровня компетенции учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. СПб : Альянс-Дельта, 2003. - 284 с.

  2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб : Альянс-Дельта совм. с изд-вом «Речь», 2003. - 192 с.

  3. С.И.Заир-Бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке. М.»Просвещение» , 2011. - 224с.

  4. Э.М.Браверман, Учимся и учим думать и создавать., серия «Развивающее учение», книга 3. Изд. «Илекса»



© 2010-2022