Основы духовно-нравственной культуры и Светской этики

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Утверждаю»

Директор МКОУ «РодниковскаяСОШ»

_________________ Е.А.Маркелова

Приказ № от « » ___ 2015 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

МКОУ«РодниковскаяСОШ» __________________________________

«____»____________2015г.





«Рассмотрено»

На заседании методического совета школы

Протокол № ___ от «____» ______ 2015г.

Программа учебного предмета

ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

НАРОДОВ РОССИИ


Уровень: базовый

Ступень образования: основное общее образование

Класс 5

Учебный год 2015-2016



Кокшарова Ольга Александровна

учитель первой категории



2015 г.









Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Программы курса к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики 5 класс» (издательство «Русское слово», 2012г.), уровень обучения - базовый.

Цели и задачи учебного предмета:

Рабочая программа реализует следующие цели и задачи, предусмотренные федеральным государственным стандартом и программой основного общего образования по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

ЦЕЛЬ: воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяющего духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации.

Задачи:

  • Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

  • Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали;

  • Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.







Обоснование выбора учебно- методического комплекса для реализации рабочей программы:

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе реализуется на учебных занятиях (уроках) по учебно-методическому комплекту УМК М.Т. Студеникин (включен в Федеральный перечень УМК, допущенных к использованию в общеобразовательных учреждениях в 2015-2016 учебном году).

Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы.

Разбивка содержания программы на отдельные блоки, выделение на данные темы учебных часов в объеме, определенном календарно-тематическим планом строится с учетом:

  • интересов обучающихся,

  • возможностей ОУ и материально-технической базы,

  • наличия методического и дидактического обеспечения,

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть II.

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России

Обоснование тематики содержания учебной программы в части реализации национально-регионального компонента:

Изучение краеведческого материала в рамках введения НРЭО познакомит учащихся с культурно-религиозными традициями Урала.

Межпредметные связи, преемственность.

Программа построена с учетом принципа системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

При изучении учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» в 5 классе используются связи данной дисциплины с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана, такими как: окружающий мир, обществознание, история, литература.

Используемые технологии, методы, формы работы.

Преподавание строится с учетом таких подходов, как:

- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;

- активизация познавательной активности школьников;

- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.

Большое внимание на каждом уроке, занятии уделяется мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.

Расширению мотивационных условий изучения курса достигается за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе можно использовать электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.п.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:

Метод моральных дилемм и дискуссий - создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Эвристические методы - методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

Исследовательский метод - организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Проектирование - особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

В 5-м классе к эвристическим методам добавляются элементы исследовательской деятельности (в виде простейших заданий по наблюдению и изучению основ светской этики и рассмотрению простейших классических религиозных текстов), а также делаются первые шаги к организации дискуссий (первоначально в виде коротких обсуждений тем, которые в большей степени затрагивают повседневную жизнь школьника). Акцент в образовательной деятельности школьников ставится на понимание происходящих в обществе процессов. Делаются первые шаги в области проектной деятельности учащихся.

Из всего арсенала существующих разнообразных форм, методов и вариантов проведения уроков, занятий, выбираются соответствующие особенностям и запросам современных школьников 5 класса, а именно:

  • эвристические беседы;

  • различные виды дискуссий (дебаты, диспуты, панельные дискуссии, дискуссия по типу «Аквариум» и т.д.);

  • учебные и социальные проекты;

  • уроки-экскурсии;

  • деловые и ролевые игры;

  • практикумы;

  • различные викторины и другие конкурсные события;

  • творческие мастерские.

Методы используемые на занятиях: репродуктивный, эвристический, проблемный

Организационные формы: фронтальная, индивидуальная, групповая

В процессе обучения используются ИКТ, проектные технологии.

Особенности организации учебного процесса: классно - урочная система, индивидуальная (занятия со слабоуспевающими.)

В ходе реализации содержания модуля применяются следующие виды уроков: урок-экскурсия, урок образ, эвристические беседы. Различные виды дискуссий, ролевые игры. Различные викторины и конкурсные события. Для организации занятий используются методы: словесный, наглядный, практический, проблемно поисковый, самостоятельной работы. Особое внимание уделяется работе с текстом: выборочное чтение, метод ИНСЕРТ, комментированное чтение, чтение с остановками, зигзаг. Для этой возрастной категории немаловажное значение имеет работа в группе. При этом используются следующие виды работы: взаимные вопросы и задания, взаимообъяснение, беседа, интервью, драматизация. Самостоятельная практическая деятельность состоит в составлении словаря терминов и понятий. В создании образов, рисунки, фотографии, слайд-шоу.

Задания на дом: чтение, заучивание минимального количества дат, терминов имен) подготовка пересказов (подробных, выборочных, обобщенных), составление опорных конспектов к пересказам, творческие работы (мини-доклад, эссе, рисунки, проекты).

Внеклассная работа учителя по предмету представлена: праздник, экскурсия, походы, заочная экскурсия, КВН, встречи за круглым столом с родителями.


Место учебного предмета в учебном плане


При формировании учебного плана как составляющей организационного компонента основной образовательной программы основного общего образования на преподавание курса выделено 1 час в неделю (17 часов в 1 полугодие).





























Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

• Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего

края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей много-национального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, а также к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Предметные результаты:

• Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

• знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

• формирование представлений об основах светской этики;

• понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.

Метапредметные результаты:

• Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Содержание учебного предмета

Введение

Знакомство с новым учебником. Повторение пройденного в 4 классе.

Тема 1. Гражданин России

Понятия гражданин и гражданство. Конституция - Основной закон РФ. Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей - гражданский долг каждого гражданина России. Управление государством. Президент, Правительство. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам государства.

Тема 2. Порядочность

Понятие порядочность. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность. Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства. Общественная ценность порядочности.

Тема 3. Совесть

Понятие совесть. Совесть - важнейшая составная часть порядочности человека. Чувство угрызения совести. Развитие чувства совести. Умение понять и простить. Правдивость и ее цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть - «внутренний голос человека». Жить по законам совести. Несовместимость совести с эгоизмом и корыстолюбием. Кодекс взаимоотношений одноклассников.

Тема 4. Доверие и доверчивость

Доверие - важнейшее качество личности. Понятие доверие. Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Правила установления доверительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая помощь.

Тема 5. Милосердие и сострадание

Понятие милосердие. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь сострадания и милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила милосердия. Воспитание милосердия. Умение понять и простить.

Тема 6. Правда и ложь

Правда и неправда, полуправда, ложь. Правда - то, что соответствует действительности. Ложь - намеренное искажение действительности. Правдивость. Искренность. Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Хитрость. Из истории лжи.

Тема 7. Традиции воспитания

Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, мещане, дворяне. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. Требования к воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский этикет.

Тема 8. Честь и достоинство

Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о чести. Дворянская честь. Дуэль - способ решения вопросов чести. Цена честного слова. Поступки достойные и недостойные. Достоинство. Благородство - высшее проявление человеческого достоинства. Герои Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. и наших дней. Патриоты России. Проявление патриотизма учащихся.

Тема 9. Терпимость и терпение

Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Россия - многонациональное государство. Что такое терпимость (толерантность). Уважение свободы другого человека, проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни российских городов. Правила толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость.

Тема 10. Мужество

Понятие мужество. Смелость и решительность, сила духа, продуманность действий, самоконтроль, преодоление чувства страха и неуверенности. Убежденность в необходимости и полезности действий в чрезвычайных обстоятельствах. Повседневное проявление мужества. Взаимосвязь вечных ценностей - чести, достоинства, благородства, доброты, дружбы. Примеры мужества. Умение защитить своих близких и себя. Тренировка мужества. Героизм - высшее проявление мужества. Кавалеры ордена Мужества.

Тема 11. Равнодушие и жестокость

Проявление жестокости детей и их последствия. Умение и желание контролировать свои поступки. Равнодушие и жестокость. Жизнь человека - высшая ценность. Насилие в отношении детей - нарушение прав человека. Вред сквернословия.

Тема 12. Самовоспитание

Соблюдение норм нравственности - важнейшее общественное требование. Дисциплинированность и сознательная дисциплина. Умение контролировать свои дела и поступки. Правила учебной работы в группе. Умение осознать ошибки и больше их не повторять. Воспитание воли. Познание своих положительных и отрицательных качеств. Планирование предполагаемых действий, оценка результатов. Пути самообразования и самовоспитания. Самооценка. Воспитание чувства самоуважения.

Тема 13. Учись учиться

Цель обучения в школе. Приемы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приемы работы учеников на уроке. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Совершенствование памяти подростка. Правила и приемы запоминания. Сочетание труда умственного и физического.

Тема 14. Речевой этикет

Средства речи и правила их использования в разных жизненных ситуациях. Начало, основная часть и завершение беседы. Правила беседы. Употребление личных местоимений ты и вы. Правила знакомства детей и взрослых. Обращение с просьбой к незнакомым людям в магазине, на транспорте. Формы обращения. Правила общения подростков. Значимость излагаемой информации. Человека красят не столько слова, сколько дела. Этикет разговора по телефону.

Тема 15. Мои права и обязанности

Устав школы. Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения учащимися школьных занятий, добросовестного учебного труда. Участие в самообслуживающем труде. Единство действий классного руководителя и родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Итоговое повторение





Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Календарные сроки

Тема, содержание учебного занятия

Основные виды учебной

Планируемые результаты

НРЭО

диагностика

корректировка

план

факт

Личностные

Метапредметные

Предметные

1



Введение

Анализ содержания учебника, определение элементов его структуры; общая ориентация в системе моральных норм и ценностей; использование приемов работы, способствующих развитию устойчивого познавательного интереса; определение последовательности анализа содержания темы; выразительное чтение; знание правила коллективной работы; практической пользы этики и этикета

Дружелюбное отношение друг к другу; знание практической пользы этики и этикета.

Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа. Познавательные: выразительно читать; осуществлять; словарную работу.

Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное.

Ознакомление с основными общечеловеческими нормами поведения, правилами, принятыми в обществе.


Фронтальная работа


2



Гражданин России

Ответы на вопросы и формулирование собственных вопросов и заданий; работа с информацией из дополнительных источников; творческая работа с условно-графической наглядностью; выявление особенностей государственной организации России, государственной символики; анализ важнейших статей Конституции РФ; определение алгоритма ответа по плану

Интерес к познанию родной страны, усвоение понятий», «государство», «Конституция», «права», «обязанности», «государственные символы»

Регулятивные: определение алгоритма ответа по плану.

Познавательные: работа с отдельными статьями Конституции РФ, текстами и иллюстрациями учебника, с плакатами, ответы на вопросы викторины. Коммуникативные: взаимопомощь и доброжелательность общения среди детей различных национальностей

Расширение представлений о Родине, родном крае, патриотизме. Знакомство с Основным законом страны

Моя Родина

Индивидуальная работа


3



Порядочность

Применение правил работы с учебником; анализ пословиц и поговорок о порядочности, примеров из жизни родных и близких; критическое осмысление своих неблаговидных поступков; определение значения понятий из словаря учебника; ответы на вопросы, подтверждение своих слов цитатами из учебника

Разрешение элементов практических ситуаций в повседневной жизни. Пробуждение стремления совершать добрые дела, быть порядочным человеком.

Регулятивные: усвоение правил работы с учебником. Познавательные: чтение текстов; ответы на вопросы, выполнение заданий; работа со словарём по определению значений понятий; работа с условно графической наглядностью. Коммуникативные: культурное и вежливое общение в коллективе.

Овладение навыками культурного поведения, формирования нравственной культуры учащихся; отработка практических ситуаций проявления порядочности в повседневной жизни. Пробуждать стремление к самосовершенствованию и благородству.

Герои нашего края

Индивидуальная работа


4



Совесть

Определение алгоритма отработки терминов и понятий; чтение текста и составление схемы; составление заданий по закреплению материала; заполнение схем и таблиц; определение обязанностей и оценивание их выполнения

Компетентность в оценивании своих поступков, определении обязанностей и оценивание их выполнения.

Регулятивные: определение отработки терминов и понятий.

Познавательные: выполнение заданий по закреплению материала; отработка терминов и понятий; чтение текста и составление схемы.

Коммуникативные: соблюдение правил вежливости и этикета.

Воспитание вежливого поведения, доброжелательного отношения к окружающим, потребности оценивать свои поступки, осознавать обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя.


Фронтальная работа


5



Доверие и доверчивость

Выявление алгоритма сложного плана изучения нового, работа по этому плану; работа со словарем по определению терминов и понятий; выполнение практических заданий; художественное чтение и обсуждение стихов; работа в парах; применение правил межличностного общения; выявление элементов общечеловеческих ценностей; объяснение смысла пословиц и поговорок; определение значения слов; соотнесение понятия с определением; соотнесение текста с рисунком; выявление различий между доверием и доверчивостью

Выявлять элементы ощечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; выявлять различие между доверием и доверчивостью.

Регулятивные: выявление алгоритма сложного плана изучения нового, работа по этому плану. Познавательные: работа со словарём по определению терминов и понятий; практические задания. Коммуникативные: художественное чтение и обсуждение стихов; работа в парах; применение правил межличностного общения.

Формирование представлений о нравственности человека за свои поступки. Отличие доверия от доверчивости. Воспитание доброты и милосердия, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела.


Групповая работа


6



Милосердие и сострадание

Ответы на вопросы и задания; разработка правил поведения в классе и школе; выполнение практических заданий; работа с условно-графической наглядностью, объяснение пословиц; работа в парах на основе правил соревнования команд; выявление элементов общечеловеческих ценностей; проявление взаимопомощи в классном коллективе

Выявлять элементы общечеловеческих ценностей, сострадания и милосердия; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять взаимопомощь в классном коллективе.

Регулятивные: разработка правил поведения в классе, в школе. Познавательные: ответы на вопросы и задания к текстам; выполнение практических заданий; работа с условно-графической наглядностью, объяснение пословиц. Коммуникативные: работа в парах на основе правил соревнования команд.

Формировать нравственные качества личности: быть милосердным, уметь сострадать, прийти на помощь друг другу в трудную минуту. Воспитывать среди учащихся доброжелательность, уважение друг к другу.

Взаимоотношение людей

Индивидуальная работа


7



Правда и ложь

Умение дать определения нравственных принципов собственного развития; составление схемы; отработка терминов и понятий; выполнение практических заданий; участие в этической беседе по теме сказки; соотнесение иллюстрации с текстом, опреде-ление названия иллюстрации; работа с пословицами и поговорками; работа в группах и парах; художественное чтение и обсуждение стихов; сравнение и сопоставление различных высказываний; критическое осмысление своих поступков; оценивание позитивных качеств правдивости и честности; проявление честности по выполнению правил поведения в школе и дома


Регулятивные: при помощи учителя определять нравственные принципы собственного развития. Познавательные: составление схемы; отработка терминов и понятий; выполнение практических заданий; этическая беседа по теме сказки; соотнесение иллюстрации с текстом, определение заголовка иллюстрации; работа с пословицами и поговорками. Коммуникативные: художественное чтение и обсуждение стихов; работа в парах; сравнение с сопоставление различных высказываний.

Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться быть искренним и правдивым. Вырабатывать потребность быть честным и объективным в оценке своих действий и поступков. Воспитание нравственных принципов собственного развития


Фронтальная работа


8



Традиции воспитания

Определение правил составления схемы, сложного плана; отработка терминов и понятий; выполнение заданий, работа по составлению схем и кроссвордов; ответы на вопросы; работа с иллюстрациями учебника; применение правил соревнования команд; чтение и обсуждение дополнительных текстов; работа с пословицами; умение раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нем этические понятия

Концепции по проявлению порядочности и скромности, гордости за поступки наших предков; умение раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нём этические понятия.

Регулятивные: определение правил составления схемы, сложного плана. Познавательные: отработка терминов и понятий; выполнение заданий, работа по составлению схем; составление кроссворда; ответы на вопросы; работа с иллюстрациями учебника. Коммуникативные: применение правил соревнования команд; чтение и обсуждение дополнительных текстов; работа с пословицами.

Формирование эмоционально положительной концепции развития личности на примерах положительных традиций своего народа, реализация межпредметных связей с литературой, русским языком.

Традици в моей семье

индивидуальная


9



Честь и достоинство

Определение с помощью учителя принципов выявления межпредметных связей; работа с учебником; чтение и анализ стихов, текстов дополнительного чтения, применение схем; участие в беседе; составление плана изучения нового; соблюдение правил общения во время беседы и диспута; выступления с сообщениями; умение подобрать нужные пословицы и поговорки; составить план для сообщения, подготовить сообщение по плану

Умение подбирать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарём в конце учебника; составлять план для сообщения.

Регулятивные: определение с помощью учителя принципов выявления межпредметных связей. Познавательные: работа с учебником; чтение стихов, текстов дополнительного чтения, применение схем; проведение беседы; составление плана изучение нового. Коммуникативные: правила общения во время беседы и диспута; выступления учеников с сообщениями.

Раскрытие межпредметных связей с литературой, историей. Пробуждение у учащихся интереса к вопросам нравственности. Воспитание уважения к традициям своего народа.


Групповая


10



Терпимость и терпение

Определение принципов применения блок- пакетов на уроках этики; использование блокпакетов с заданиями, работа на карточках; заполнение схем и таблиц; ответы на вопросы анкеты; применение на практике основ поведения в многонациональном коллективе; выполнение поручений по работе с детьми другой национальности

Знать основы поведения в многонациональном коллективе; выполнять поручения по работе с детьми другой национальности; давать определения понятий, пользуясь словарём учебника

Регулятивные: определение принципов применения блок - пакетов на уроках этики. Познавательные: использование блок - пакетов с заданиями, работа на карточках; заполнение схем и таблиц. Коммуникативные: основы анкетирования (заполнение анкеты); сообщение учащихся; чтение текстов по ролям; аргументирование своего ответа

Реализация межпредметных связей с литературой, историей. Воспитание уважительного отношения к людям другой национальности, ответственности за свои дела и поступки, целеустремлённости.


Групповая


11



Мужество

Формулирование правил анализа текстов по выявлению основ для принятия решений в конкретных ситуациях; ответы на вопросы, выполнение заданий; отгадывание ребусов; анализ пословиц; подбор народных сказок, былин, пословиц, воспевающих красоту и мужество героев; применение на практике основ дружеского общения, взаимопомощи и взаимопонимания в ходе подготовки классных и общешкольных воспитательных мероприятий

Проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями других людей, уметь жертвовать своими интересами во имя общественных

Регулятивные: правила анализа текстов по выявлению основ для принятия решений в конкретных ситуациях. Познавательные: ответы на вопросы, выполнение заданий; отгадывание ребуса; анализ пословиц; подбор народных сказок, былин, пословиц, воспевающих красоту и мужество героев. Коммуникативные: дружеское общение, взаимопомощь учеников в ходе подготовки классных и общешкольных воспитательных мероприятий.

Формирование умения соизмерять свои слова и дела, разыгрывая жизненные ситуации, усваивать образцы поведения их героев. Уважительно относится к героям прошлого и настоящего.

Герои Челябинской области

Индивидуальная


12



Равнодушие и жестокость

Формулирование задач по выявлению и сохранению лучших традиций нашего общества; познавательная работа с табличками; выполнение заданий развивающего характера по ходу объяснения; работа с понятиями и их значениями на карточках; выступления с сообщениями; умение отвечать на вопросы в логической последовательности; соблюдение правил проведения словесных споров, дискуссий

Поддерживать дружеские взаимоотношения в классе и в школе; подготовить мини - сочинение; проанализировать жизненные ситуации, сделать выводы

Регулятивные: определение задач по выявлению и сохранению лучших традиций нашего общества Познавательные: работа с табличками; выполнение заданий развивающегося характера по ходу объяснения; работа с понятиями и их значениями на карточках Коммуникативные: выступление с сообщениями; умение отвечать на вопросы в логической последовательности; соблюдение правил проведения словесных споров

Подводить учеников к мысли о важности сохранения дружеских взаимоотношений в классе и в школе, семье. Продолжить работу по изучению особенности семей классного коллектива. Воспитание чувства гордости за поступки героев наших дней.


фронтальная


13



Самовоспитание

Определение правил самовоспитания, самодисциплины; работа в группах с раздаточным материалом; анализ текста и выделение основных идей; работа с анкетой; конкретизация и определение правил работы в группах; проявление компетентности в соблюдении дисциплины и самодисциплины; анализ рассказов для детей по проблеме урока

Проявлять компетентность в соблюдение дисциплины и самодисциплины; анализировать рассказы для детей по проблеме урока

Регулятивные: определение правил самовоспитания, самодисциплины. Познавательные: работа в группах с раздаточным материалом; анализ текста и выделение основных идей; работа с анкетой. Коммуникативные: конкретизация и определение правил работы в группах.

Обучение детей ценить и дорожить великим даром общения, определение роли и значения самовоспитания в этом процессе.


Групповая


14



Учись учиться

Составление практических заданий по решению жизненных ситуаций; анализ вопросов и заданий, ответы в логической последовательности; выполнение практических заданий на доске; работа с текстом учебника, участие в игре, отработка логических операций по анализу содержания темы; определение и соблюдение правил работы в командах

Компетенции по выполнению учебных заданий в классе и дома; выполнению учебных заданий в классе и дома; выполнению правил учебного труда; умение и желание соблюдать распорядок дня.

Регулятивные: составление практических заданий по решению жизненных ситуаций. Познавательные: выполнение практических заданий на доске; работа с текстом учебника, участие в игре, отработка логических операций. Коммуникативные: определение правил работы в команде.

Анализ вопросов и заданий, ответы в логической последовательности. Определение нравственных качеств личности при анализе конкретного поступка. Определение алгоритма подготовки урока, ответа у доски.


Фронтальная


15



Речевой этикет

Применение на практике основ комплексной работы с текстами, с карточками и схемами; самостоятельный анализ нового материала; декламация стихов; анализ пословиц; разыгрывание сценок; работа в группах с блокпакетами; выполнение заданий в парах и группах; применение на практике культуры речи в разных ситуациях; выполнение правил речевого этикета; про-явление в разговорной речи чувства уважи-тельного, терпимого отношения к людям иной национальности, религии

Компетенции: выполнять правила речевого этикета; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям иной национальности, религии.

Регулятивные: усвоение основ комплексной работы с текстами, с карточками и схемами. Познавательные: анализ нового материала; чтение стихов, анализ пословиц; разыгрывание сценок; работа в группах с блок - пакетами; выполнение заданий в парах. Коммуникативные: развитие культуры речи в разных ситуациях.

Активизация знаний речевого этикета из межпредметных связей. Воспитание желания узнавать новое о жизни своего и других народов, уважительно к ним относится.


Групповая


16



Мои права и обязанности

Составление простого и сложного плана; работа с учебником, с иллюстрациями, соотнесение текста и иллюстрации, придумывание названия для иллюстрации; участие во фронтальной и групповой работе в классе; применение на практике основ школьного Устава, знание его запрещающих требований; проявление в жизни уважительного отношения к учителям, учащимся школы; самостоятельная подготовка сообщения о правах и обязанностях школьника

Знание основ школьного Устава, запрещающих требований; проявление уважительного отношения к учителям, учащимся школы. Умение подготовить сообщение о правах и обязанностях школьника.

Регулятивные: основы составления простого и сложного планов Познавательные: анализ нового материала; чтение стихов, анализ пословиц; разыгрывание сценок; работа в группах с блок - пакетами; выполнение заданий в парах. Коммуникативные: развитие речи в разных ситуациях.

Реализация межпредметных связей с другими дисциплинами. Развитие умения находить в тексте знания этического характера, знание основных правил этики. Рассмотрение и анализ конкретных ситуаций из школьной жизни


групповая


17



Итоговый урок

Составление тестовых заданий; выполнение заданий тестового характера, ответы на вопросы, соотнесение пословицы с темой; применение на практике основ работы в парах и группах; проявление компетенций владения основами этики и этикета: знание понятий и определений, соотнесение определения с понятиями, пословиц с изученными темами

Компетенции владения основами этики и этикета: знание понятий и определений, соотнесение определения с понятиями, пословиц с изученными темами; выполнение тестовых заданий.

Регулятивные: составление тестового задания. Познавательные: выполнение заданий тестового характера, ответы на вопросы, соотнесение пословицы с темой. Коммуникативные: основы работы в парах и группах

Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение их актуализации. Обобщений и систематизация знаний по курсу этики и этикета. Подготовка к восприятию и усвоению курса обществознания


Работа в парах



График контрольных работ в 5 классе


Тема

Дата проведения

Цель работы

1

Входящий контроль (ур. 1)


Выявить уровень начальных знаний по курсу

2

Итоговый контроль (ур. 17)


Выявить уровень знаний по курсу






















Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Дидактическое и методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение


Методическое обеспечение


Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: уч. для 5 кл. общеобр. учр. / М.Т. Студеникин. - М.: «Русское слово», 2013


Программа курса к учебнику М.Т. Студеникина Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики 5 класс: авт.-сост. М.Т. Студеникин. - М.: «Русское слово», 2012


«Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2010



Тематическое планирование курса «Основы религиозных культур и светской этики» (эл. вариант)


«Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение 2010


«Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей М. Просвещение 2010



Материально-техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечание


























Информационно-коммуникационные средства

Видеофильмы

Электронные образовательные ресурсы

Ресурсы интернета


Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2010

















Планируемые результаты изучения учебного предмета

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет как знаниевый компонент содержания образования, так и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности ученика. Стандарт ориентирует на становление следующих характеристик школьника.

Личностные результаты:

• Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего

края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей много-национального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, а также к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Предметные результаты:

• Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

• знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

• формирование представлений об основах светской этики;

• понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.

Метапредметные результаты:

• Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
































Оценочные материалы (КИМ)


Входящий контроль (ур. 1)

Как ты объяснишь слова патриот, Отечество, Родина?

О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам своей семьи и друзьям? Почему?

Как вы понимаете слово светский? Как вы думаете, что такое этика?

Что вы можете рассказать о культуре и морали членам семьи и друзьям?

Итоговый контроль (ур. 17)

Вспомните, что такое мораль (в случае затруднений обратитесь к записанному в тетрадь определению).

Как вы думаете, как она возникла?

Всегда ли она существовала?

Как вы понимаете слова материальная культура и духовная культура?

Как вы объясните разницу между этими понятиями?

Каковы особенности морали как особого вида духовно-практической культуры?

Как ты думаешь, почему моральные нормы нигде не записаны?

Какой вклад вносишь ты в поддержание морали среди твоих друзей?

Каких людей вы называете добрыми, а каких - злыми?

Как ты думаешь, быть справедливым очень сложно? Обоснуй свой ответ



















Приложение

Литература

Учебно-методический комплекс по ОРКиСЭ

«Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2010

«Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение 2010

«Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей М. Просвещение 2010

Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2010

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Агапова И.А, Давыдова М.А. Праздник в школе: сценарии, кон-курсы, викторины (1-5 кл.). М., 2005.

Азбука для несовершеннолетних / сост. А. Алексеева, А. Стреля¬ный. М., 1985.

Азбука нравственного воспитания / под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М., 1975.

Амоева М.А. Классные часы в 5-7 классах. Ростов н/Д., 2003.

Аникин В.П. Живая вода: сборник русских народных песен, ска¬зок, пословиц, загадок. М., 1987.

Архарова Л.И., Гребенкина Л.К., Демидова С.Б. Сценарии праздни-ков, классных часов, игр, развлечений. М., 2005.

Бачинин В.А. Этика: энциклопедический словарь. СПб., 2005.

Басманова Э. Гостевой этикет, или На высшем уровне. М., 2006.

Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: пособие для учителя. М., 1982.

Вакса О., Потапов С. Уроки вежливости: этикет для детей. М., 2001.

Васильева-Гангнус Л.В. Правила этикета: краткий справочник. М., 1992.

Грамматика нравственности. 5 класс: учебное пособие / под ред. Э.П. Козлова. М., 2007.

Даль В.И. Пословицы русского народа: в 3 т. М., 1994.

Дереклеева И.И. Справочник классного руководителя. 1-4 клас¬сы. М., 2001.

Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка - в ваших руках: книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. М., 2000.

Иванов В.Г. Этика. СПб., 2009.

Камычек Я. Вежливость на каждый день. М., 2002.

Корнеева И.П. Основы этики: учебно-методическое пособие. Белгород, 2010.

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.

Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: учебное пособие. М., 2001.

Матюхина Ю.А., Попова Н.С. Этикет для маленьких леди и джентльменов. Ростов н/Д., 2009.

Насонкина С.А. Уроки этикета. СПб., 2003.

Нравственное развитие младшего школьника в процессе вос¬питания /под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М., 1979.

Остер Г. Вредные советы. М., 1998.

Пальмано 77. Энциклопедия этикета для мальчиков и дево¬чек / пер. с англ. М., 2009.

Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. М., 1999.

Пахальян J1.A. Этикет для мальчиков. Ростов н/Д., 2008.

Поддубская Л. Р. Этикет от А до Я. М., 2003.

Потапов С., Вакса О. Этикет для подростков, или Искусство нра-виться себе и другим. М., 1999.

Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афориз¬мах / сост. В.Н. Назаров, Г.П. Сидоров. М., 1990.

Словарь по этике / под ред. И.С. Кона. М., 1983.

Современная энциклопедия: этикет / авт.-сост. И.Е. Гусев. М., 1999.

Соколова-Смидович О.А. Салон доверительных бесед, или Этикет для девочек. М., 2000.

Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. М., 1990.

Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: речевой этикет в нашем общении. М., 1987.

Шемшурина А.И. Основы этической культуры: книга для учителя. М., 2000.

Шемшурина А.И. Этическая грамматика. М., 2004.

Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. СПб., 2005.

Этика: словарь изречений и афоризмов. М., 1994.



© 2010-2022