- Преподавателю
- Другое
- Конспект урока по СБО: ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ БИЛЕТОВ
Конспект урока по СБО: ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ БИЛЕТОВ
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Куприянова Г.Н. |
Дата | 08.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ТЕМА УРОКА: «ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ БИЛЕТОВ».
Цель урока: научить детей правилам приобретения железнодорожного билета
Задачи: Образовательная(информационная) : сообщение сведений об истории возникновения железнодорожного транспорта, правилах приобретения железнодорожных билетов.
Коррекционно-развивающая: развитие способности к обобщению, классификации пространственной ориентации учащихся; обогащение словарного запаса.
Воспитательная: подготовка учащихся к самостоятельной жизни, воспитание культуры общения и познавательного интереса к предмету.
Тип урока: комбинированный. На данном уроке сочетаются различные виды работы: объяснение, закрепление, проверка, практическая работа, ролевые ситуации, подведение итогов.
На данном уроке используются методы показа, рассказа, беседы, наблюдения, ролевая игра , фронтальный опрос, индивидуальная работа.
Методическое оснащение урока: технические средства обучения ( стенды для показа карт и рисунков), DVD, телевизор.
В соответствии с программой социально-бытовой ориентировки в 7 классе коррекционной школы VIII вида изучается тема «Междугородный железнодорожный транспорт» . В разделе «Транспорт» изучаются следующие темы:
Тема урока
Часы
1.Междугородный железнодорожный транспорт. Безопасное поведение на транспорте.
1
2. Вокзал. Назначение, основные службы.
1
3. Виды пассажирских вагонов.
1
4. Приобретение железнодорожных билетов.
1
5.Камера хранения багажа. Порядок сдачи и получения его.
1
6. Экскурсия на вокзал.
1
В планировании занятий основное внимание уделяется формированию умений пользоваться услугами железнодорожного транспорта. Занятия по этой теме способствуют усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения. Уроки социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе VIII вида направлены на подготовку детей к самостоятельной жизни. Для социализации данной категории учащихся необходим определенный уровень сформированности коммуникативной функции речи, умений и навыков. Известно, что данная категория учащихся испытывает большие трудности в приспособлении к окружающему, усвоении общепринятых норм поведения. Данные уроки способствуют формированию у школьников системы социально-бытовых знаний для того, чтобы они имели реальные возможности для интеграции в обществе. Поэтому на уроках по темам «Междугородный железнодорожный транспорт» в уроки включаются ролевые игры.
На уроке используется наглядный материал: географическая карта России и стран ближнего зарубежья, карта железных дорог России, карта РК, открытки, рисунки, фотографии с изображением вокзала и его служб, подвижного состава, расписания. На данном уроке для фронтальной работы со всеми учащимися применяются проездные документы в натуральном виде (т.е. уже использованные): железнодорожные билеты, контрольный талон.
СТРУКТУРА УРОКА
1. организация начала урока;
2. подготовка учащихся к восприятию нового материала, выявление имеющихся знаний;
3. постановка цели и задачи урока;
4. объяснение нового материала;
5. практическая часть;
6. закрепление изученного - ролевая игра;
7. подведение итогов урока.
ТЕМА : « ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ БИЛЕТОВ».
ХОД УРОКА:
I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Проверка готовности к уроку.
1.Тетрадь
2.Ручка
3.Наборное полотно
4.Тематические карточки
5.Карточка-билет.
II ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ВОСПРИЯТИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Учитель на доске прикрепляет названия видов транспортных средств, учащимся раздает карточки с картинками, на которых изображены транспортные средства. Затем предлагает сгруппировать карточки «Что к чему подходит» . Учащиеся работают с наборным полотном. ( Презентация. Слайды № 3-8)
Учитель: Всё, что вы назвали, можно объединить одним словом. Каким?
Учащиеся: Транспорт
Учитель: Какой вид транспорта может быстро и на далекие расстояния перевозить людей и грузы по земле?
Учащиеся: железнодорожный.
Задание: на наборном полотне выберите карточки, где изображен железнодорожный транспорт.
БУКВЕННОЕ ЗАДАНИЕ НА ДОСКЕ
На доске записаны правила безопасного поведения на ж/д транспорте. Учащиеся должны расставить все по порядку и записать шифр в тетрадь. В итоге должно получиться слово, которое будет использоваться далее учителем на уроке. Проговариваются правила безопасного поведения.
«Б» - НЕ СТОЙТЕ У КРАЯ ПЛАТФОРМЫ
«Т» - НЕ ПОДЛЕЗАЙТЕ ПОД ВАГОНЫ, ПРИ ПЕРЕХОДЕ ЧЕРЕЗ ПУТИ ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ПЕШЕХОДНЫМИ МОСТАМИ, ТОННЕЛЯМИ И ПЕРЕХОДАМИ.
«Е» - НЕ ПОДХОДИТЕ К ВАГОНУ ДО ПОЛНОЙ ОСТАНОВКИ ПОЕЗДА
«И» - НЕ БЕГАЙТЕ ПО ПЛАТФОРМЕ В ОЖИДАНИИ ПОЕЗДА
«Л» - НЕ ХОДИТЕ ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ПУТЯМ, ОСОБЕННО В РАЙОНЕ СТРЕЛОК, НЕ ИГРАЙТЕ НА ПУТЯХ.
В результате должно получиться слово « БИЛЕТ».
Попробуйте назвать тему нашего урока.
Учитель. Тема нашего урока - Приобретение железнодорожных билетов. Цель нашего урока: научиться приобретать железнодорожный билет и правильно читать его.
III. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Учитель. Ребята подготовили для вас сообщения об истории возникновения железнодорожного транспорта.
(Сообщения учащихся. Задание было дано заранее) Приложение №2.
Учитель: Послушайте отрывок из стихотворения С. Я. Маршака « Вот какой рассеянный» и найдите слова, которые относятся к теме нашего урока. (Читают заранее подготовленные учащиеся по ролям . Может прочитать сам учитель. Приложение 3)
Словарная работа: вокзал, билет, касса, чемодан, платформа, станция. (слова записываются в тетрадочку-словарик и объясняются. Слайд №10 ).
Учитель: ребята, давайте обратимся к слову «станция». Раскрывается значение слова, используется толковый словарь.
Станции бывают:
Конечные - первая и последняя станция на пути следования поезда;
Промежуточные - те, которые находятся между 1-й и последней станциями;
Узловые - те станции, где пересекаются несколько железных дорог и на которых можно делать пересадку на другие направления. (Слайд №11)
Давайте обратимся к карте РК. Какие города вы знаете?
Учащиеся называют города и показывают их на карте.
Задание: нам надо из Сосногорска добраться до Сыктывкара? Назовите
а) станцию отправления - ученик называет станцию и показывает на карте.
Учащиеся: Сосногорск
б) станцию назначения (куда мы должны приехать) - ученик называет станцию и показывает на карте
Учащиеся: Сыктывкар
в) промежуточная станция - ученик называет станцию и показывает на карте
Учащиеся: Ухта
г) узловая - ученик называет станцию и показывает на карте
Учащиеся: Микунь.
Задание выполняется совместно с учителем. По ходу выполнения задания, учитель комментирует выбор, закрепляя знания учащихся. Слайд №12)
Динамическая пауза
IV ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Работа с железнодорожным билетом. У каждого учащегося должен быть образец настоящего ж/д билета. На стенде увеличенный образец ж/д билета. (Слайд №13)
1 графа - указан № поезда.
- Назовите № поезда, указанный в вашем билете. (т.к. учащихся немного в классе, то есть возможность спросить всех)
2 графа - число месяц часы минуты.
Учитель демонстрирует на образце, учащиеся находят в своем билете.
3 графа - № и тип вагона
Учитель расшифровывает тип вагона с демонстрацией иллюстраций. (Приложение №4)
4 графа - количество человек. Учащиеся находят в своем билете.
5 графа -полный или льготный. Учитель объясняет разницу. Учащиеся находят в своем билете П или Л. (Слайд №14)
II строчка - направление. Станция отправления и назначения. Учащиеся называют станции в своём билете.
III строчка - место пассажира. Учащиеся находят и называют.
IV строчка - фамилия пассажира.
V строчка - цена билета, число и время прибытия. (Слайд №16)
Учитель: Ребята, посмотрите на билет и скажите, какие необходимые сведения мы должны сказать кассиру, чтобы купить билет?
Вывод делают учащиеся: мы должны назвать - № поезда, число и месяц, станцию назначения, тип вагона. (Слайд №17)
№ ПОЕЗДА ДАТА
ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ ТИП ВАГОНА
Открывается слайд №16
Учитель: Скажите, пожалуйста, какие документы необходимы для покупки билета?
ПАСПОРТ
СПРАВКА УЧАЩЕГОСЯ (для льготного проезда, т.е. оплата билета 50 %- объяснение учителя)
СВИДЕТЕЛЬСТВО О РОЖДЕНИИ ( если возраст ребенка до 14 лет)
ДЕНЬГИ
V ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Проигрывание сюжетно-ролевой ситуаций «Покупка билета». (Приложение №5. Слайд №18).
VI ВЫВОД ПО УРОКУ. О чем мы сегодня с вами говорили на уроке?
Какие документы нужны для приобретения ж/д билета?
Назовите правила безопасного поведения на ж/д транспорте.
VII ОЦЕНКА РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ.
Приложение №2
СООБЩЕНИЯ, ПОДГОТОВЛЕННЫЕ УЧАЩИМИСЯ.
1.Развитие железных дорог связано с развитием промышленности. Появилось много тяжелых грузов, которые надо было перевозить на большие расстояния. В начале XIX века появились речные и морские суда, работающие на пару - пароходы, а вслед за ними и первые паровозы. Их вначале так и называли «пароход». Но машине, двигающейся по рельсам, больше подходит название «паровоз».
2.Со скоростью 13 км/ч ходили поезда по первой железной дороге. В России первые поезда пошли в 1837 году из Петербурга а Царское село.
3.Товарные паровозы начали строить в конце XIX века. Они могли отапливаться углем, мазутом, дровами и торфом. Позднее появились электровозы, они могут водить тяжелые грузовые составы со скоростью 110 км/ч.
4.Протяженность первой железной дороги была всего 27 км. На сегодняшний день длина железнодорожного пути насчитывает сотни тысяч километров. В начале строительства железных дорог в России все поезда съезжались в Москву, чтобы отсюда продолжить свой путь. Сегодня Москва соединяет 10 магистральных направлений железнодорожных путей. Все железные дороги в Москве как бы образуют узел - сходятся в одном месте. Наша дорога Москва - Воркута называется Северная железная дорога