ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЙ МОДЕЛИСТ И КОНСТРУКТОР»

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования республики мордовия

МуниципальнОЕ бюджетнОЕ

образовательнОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР»

Рузаевского муниципального района

Утверждена: приказом по МБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР»

Директор ___________Н.А. Бурдинова

Принята на заседании Педагогического

Совета МБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР»

Протокол № 4 от 23.05.2014 г.


Дополнительная Образовательная Программа

«ЮНЫЙ МОДЕЛИСТ И КОНСТРУКТОР»



Возраст детей: 7-10 лет

Срок реализации программы: 4 года

Направление развития личности учащихся: общеинтелектуальное

Вид внеурочной деятельности школьников: познавательная деятельность

Автор-составитель: Садыков Г.Ф. - педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского МР

Рецензенты: Ашаева О.В. зам. директора по УВР ГБОУ РМ ДОД «РЦДОД», Дерина А.В. зам. директора МБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского МР по УВР


Рузаевский МР - 2014г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Все блага цивилизации - это результат технического творчества. Начиная с древних времен, когда было изобретено колесо, и до сегодняшнего дня технический прогресс обязан творческим людям, создающим новую технику, облегчающую жизнь и деятельность человека.

В последние годы, с оживлением экономики, требуется все больше и больше грамотных инженеров, особенно в области высоких технологий, однако среди молодежи престиж инженерных профессий падает.

Творческие объединения учащихся для занятий техническим творчеством - это именно та среда, где раскрывается талант и дарования ребенка, именно здесь происходит его становление как творческой личности. Занимаясь техническим творчеством, подрастающее поколение осваивает азы инженерной науки, приобретает необходимые умения и навыки практической деятельности, учится самостоятельно решать поставленные перед ними конструкторские задачи. Создавая модель самолета, корабля или ракеты, ребенок превращается в талантливого конструктора или изобретателя, учится самостоятельно находить единственное верное решение на пути к успеху.

Развитие творческих способностей детей и подростков в ранние годы является важнейшим психологическим условием овладения не только глубокими знаниями, но и способами их добывания. Умения работать руками, инструментом, достигать требуемого качества сопутствуют всей жизни каждого обучающегося в творческом объединении технического творчества и обеспечивают устойчивый интерес к технике, стремление изобретать и совершенствовать всевозможные устройства. Именно «не успокоившиеся», творческие люди создали автомобили и самолеты, стиральные машины и холодильники, лазеры и ракеты. И если учесть, какое громадное количество техники нуждается в регулярном обновлении, то становится ясным, что и людей, способных создавать технику, требуется столь же много.

Вопрос о том нужно ли увеличивать число детей, занимающихся техническим творчеством, имеет лишь однозначный ответ: чем шире охват школьников, тем больше пользы обществу. Польза эта многогранна, она заключается в увеличении числа будущих изобретателей и инженеров, в улучшении профориентации, в интересном досуге, в повышении качества отбора абитуриентов для технических вузов. Следовательно, не должно быть никаких ограничений для детей и подростков, желающих изучать и творить технику.

Поэтому данная интегрированная дополнительная образовательная программа «Юный моделист и конструктор» будет востребована и актуальна.

Образовательная программа дополнительного образования «Юный моделист и конструктор» создана на основе рабочих программ: Клуба технического моделирования «Искатель» (1 - 4 класс) Лобачева С. Н., авторской образовательной программы дополнительного образования «Начальное техническое моделирование «ЮМиК», автор - составитель: Шишкова Е. В. и образовательной программы дополнительного образования «Начальное техническое моделирование», автор-составитель: Машакова К. Б.

Новизна дополнительной образовательной программы «Юный моделист и конструктор» в том, что она представляет собой интеграцию 4 видов технического творчества:

  • аппликация;

  • бумагопластика (оригами);

  • техническое моделирование и конструирование из нетрадиционных материалов;

  • изготовление моделей самолётов с метательным стартом «с рук».

Обучаясь по данной интегрированной программе, школьники получают пропедевтические знания по таким предметам как: черчение, математика, физика и история. Усвоение учащимися новых знаний и умений, формирование их способностей происходит не путем пассивного восприятия материала, а путем активного, созидательного поиска в процессе выполнения различных видов деятельности - самостоятельной работы с чертежами, разработки и внедрения собственных проектов, изготовления, запусков моделей.

Педагогическая целесообразность и значимость заключается в том, что содержание интегрированной программы «Юный моделист и конструктор» предусматривает работу с детьми младшего школьного возраста по развитию технического мышления на занятиях детского творческого объединения (далее ДТО). Если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развивается пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблем, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. Данная программа предлагает работу с бумагой, картоном, пенопластом и нетрадиционными материалами. Программа составлена так, чтобы каждый обучающийся имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него. В программу более широко включены задания графического характера, геометрический материал.

Особенностью программы является организация образовательного процесса на основе компетентностно - деятельностного подхода: осуществляется индивидуальная проектно - исследовательская и творческая работа и формируются специальные компетенции учащихся.

Дополнительная интегрированная образовательная программа внеурочной деятельности «Юный моделист и конструктор» реализуется в рамках Федеральных образовательных стандартов общего образования.

Цель программы: развитие креативных способностей обучающихся в области технического творчества через формирование конструкторских умений и навыков Задачи:

Обучающие:

  • повышение мотивации к занятиям посредством включение детей в креативную деятельность;

  • дать основы различных техник и технологий технического моделирования (аппликации, оригами, авиа -, авто -, судо - моделирования);

  • обучение детей использованию в речи правильной технической терминологии, технических понятий и сведений;

  • обучение навыкам безопасной работы с инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

  • формирование умения планировать свою работу.

Развивающие:

  • формирование интереса к технике и техническим видам деятельности;

  • развитие логического и технического мышления учащихся;

  • развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе;

  • развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

  • развитие мелкой моторики, координации «глаз - рука»;

  • развитие любознательности и интереса к устройству различных технических объектов, стремление разобраться в их конструкции и желание выполнять модели этих объектов. Воспитательные:

  • воспитание гражданских качеств личности, патриотизма;

  • формирование чувства коллективизма;

  • воспитание уважения к труду и людям труда;

  • формирование потребности в самоорганизации: аккуратности, трудолюбии;

  • формирование основ самоконтроля, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца.

В творческом объединении «Юный моделист и конструктор» обучаются младшие школьники, которые в доступной форме знакомятся с элементами техники и простейшими технологическими процессами. Обучающиеся изготавливают различные игрушки, несложные модели машин и механизмов, простейшие автоматические устройства, занимаются макетированием. Обучение в этом творческом объединении служит хорошей пропедевтикой для всех форм последующего обучения школьников старшего и среднего возраста в объединениях научно - технической и спортивно - технической направленностей. Такая преемственность прослеживается при переходе детей из творческого объединения «Юный моделист и конструктор» в объединения спортивно-технической направленности «Авиамодельное», «Умелые руки», «LEGO - роботы». Это является отличительной особенностью данной интегрированной дополнительной образовательной программы.

Возраст обучающихся, на который ориентирована данная программа, 7-10 лет. Программа работы детского творческого объединения рассчитана на четыре года обучения. Состав обучающихся в творческом объединении постоянный, на добровольной основе. Численный состав творческого объединения 1-го, 2-го, 3-го, 4-го годов обучения определяется СанПиНом, Уставом учреждения и не превышает 15 человек.

Тематический план

1 - го года обучения.

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие Знакомство с технической деятельностью человека.

1

1

-

2.

Материалы и инструменты, рабочие операции. Первоначальные графические знания и умения. Схема, чертеж. Условные обозначения.

3

2

1

3.

Аппликация.

3

1

2

4.

Оригами - конструирование поделок путём сгибания бумаги.

7

1

6


5.

Конструирование из бумаги и картона. Изготовление простейших моделей технических объектов из плоских деталей. Мини - проект.

12

2

10

6.

Моделирование сувениров и игрушек к праздничным датам. Мини - проект.

4

1

3

7.

Экскурсии

2

2

-

8.

Итоговое занятие

1

-

1

ИТОГО:

33

10

23

Содержание программы.

  1. Вводное (организационное) занятие. Инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности, правила действия при чрезвычайном происшествии.

Знакомство с правилами поведения в творческом объединении «Юный моделист и конструктор». Задачи и содержание занятий по техническому моделированию в текущем году с учётом конкретных условий и интересов обучающихся. Беседа о техническом конструировании и, моделировании как о технической деятельности. Общие элементарные сведения о технологическом процессе, рабочих операциях. Просмотр видеофильмов и фотографий, для ознакомления обучающихся с технической деятельностью человека.

  1. Материалы и инструменты, рабочие операции. Знакомство с технической деятельностью человека. Некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах, свойствах и применение. Простейшие опыты для демонстрации свойств бумаги.

Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений. Условные обозначения на графических изображениях - обязательное правило для всех. Знакомство в процессе практической работы с условным обозначением линии видимого контура (сплошная толстая линия). Знакомство в процессе практической работы с условным изображением линии сгиба и обозначением места для нанесения клея.

Инструменты для ручного труда и некоторые приспособления: нож, ножницы с круглыми концами, шило, линейка, угольник, циркуль, кисти и д. р, техника безопасности при работе в объединении.

Практика. Входная диагностика ЗУН. Выполнение упражнений инструментами: выполнить ряд операций с линейкой, циркулем, карандашом, ножницами.

  1. Аппликация.

Теория: Аппликация. Понятие аппликации, история происхождения. Понятие шаблон. Двухмерные геометрические объекты (квадрат, круг, треугольник) и аппликационное конструирование.

Практика: Изготовление шаблонов. Аппликационные работы на плоскости. Геометрическая аппликация на плоскости. Обрывная аппликация.

  1. Оригами - конструирование поделок путём сгибания бумаги. Конструирование поделок путём сгибания бумаги. Изготовление упрощённой модели самолета, машины, парусника в технике аппликации.

Теория: «Оригами». История оригами. Схемы. Базовые формы. Терминология. Сгибание - одна из основных рабочих операций в процессе практической работы с бумагой. Правила сгибания бумаги и картона.

Практика: Определение места нахождения линии сгиба в изображениях. Изготовление моделей различных самолётов из плотной бумаги (разметка по шаблону) способом оригами, где на схеме модели присутствует линия сгиба, а по краю - линия видимого контура.

  1. Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей.

Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. Деление квадрата, прямоугольника и круга на 2, 4 (и более) равные части путём сгибания и резания. Деление квадрата и прямоугольника по диагонали путём сгибания и резания. Соединение (сборка) плоских деталей между собой:

а) при помощи клея;

б) при помощи щелевидных соединений «в замок»;

в) при помощи «заклёпок» из мягкой тонкой проволоки.

Начальные понятия о авиа-, авто -, судо- моделировании, ракетостроении. Комбинированное конструирование транспорта из бумаги и картона.

Практика: Изготовление поделок: ракета, лодка, пароход, парашют, катамаран и т. д.

  1. Моделирование сувениров и игрушек к праздничным датам: Новый Год, «День святого Валентина», 23 февраля, 8 Марта, 9 Мая.

Практика: Конструирование из бумаги и тонкого картона поделок, сувениров и подарков папам, мамам к знаменательным датам. Сборка, склейка, крепеж изделия. Оформление изделия.

6. Экскурсии. Знакомство с творческими объединениями обучающихся, работающих в МБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района: «Авиамодельный», «LEGO - роботы».

7. Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год.

Теория. Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?». Выставка моделей, поделок, изготовленных в течение года.

Практика. Итоговая диагностика. Конкурс «Умелые руки». Вручение грамот.


Тематический план

2 - го года обучения.


№№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие Знакомство с технической деятельностью человека.

1

1

-


2.

Материалы и инструменты. Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений. Основные линии чертежа: видимого и невидимого контура, линии сгиба. Ось симметрии. Условные обозначения.


2



1


1

3.

Понятие нетрадиционных материалов. Классификация. Постройка простых объёмных моделей по шаблонам и готовым выкройкам из альбомов, из бумаги, картона, спичечных коробков и других подручных материалов. Мини - проект.

16

3

13

4.

Моделирование сувениров и игрушек к праздничным датам. Мини - проект.

8

1

7

5.

Подготовка моделей к выставкам и конкурсам.

Мини - проект.

4

1

3

6.

Экскурсии

2

2

-

7.

Итоговое занятие

1

1

-

ИТОГО:

34

10

24






Содержание программы.

  1. Вводное (организационное) занятие. Инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности, правила действия при чрезвычайном происшествии.

Знакомство с правилами поведения в творческом объединении. Задачи и содержание занятий по техническому моделированию в текущем году с учётом конкретных условий и интересов учащихся. Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединении. Знакомство с технической деятельностью человека.

Беседа о техническом конструировании и моделировании как о технической деятельности. Общие элементарные сведения о технологическом процессе, рабочих операциях. Просмотр видеофильмов и фотографий, для ознакомления обучающихся с технической деятельностью человека.

2. Материалы и инструменты. Первоначальные графические знания и умения.

Проверка и закрепление знаний, приобретенных в прошлом учебном году: о чертёжных инструментах и принадлежностях: линейка, угольник, циркуль, карандаш. Их назначение, правила пользования и правила безопасной работы. Основные линии чертежа: видимого и невидимого контура, линии сгиба.

Теория: Входная диагностика ЗУН. Эскиз, схема, чертеж. Условные обозначения. Способы и приёмы построения параллельных и перпендикулярных линий с помощью двух угольников и линейки. Приёмы работы с циркулем. Условные обозначения на графическом изображении такие, как осевая или центровая линия, линия невидимого контура, сплошная тонкая, (вспомогательная, размерная) линия, диаметр, радиус. Расширение и закрепление знаний об осевой симметрии, симметричных фигурах и деталях плоской формы.

Практика: Входная диагностика ЗУН. Выполнение упражнений инструментами ряд операций с линейкой, циркулем, карандашом, ножницами. Знакомство с ручной дрелью, лобзиком, отверткой. Чтение и составление схемы и чертежа по готовому изделию. Изготовление эскиза. Изготовление моделей из плотной бумаги и тонкого картона: самолётов, кораблей, автомобилей, с применением знаний об осевой симметрии (разметка по шаблону), где на выкройке модели присутствует линия сгиба, а по краю - линия видимого контура.

3. Понятие «нетрадиционный» материал. Классификация. Шаблон, применение шаблона. Постройка простых объёмных моделей по шаблонам и готовым выкройкам из альбомов, из спичечных коробков и других подручных материалов. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. Деление квадрата, прямоугольника и круга на 2, 4 части путём сгибания и разрезания. Деление квадрата и прямоугольника по диагонали путём сгибания и разрезания. Соединение (сборка) плоских деталей между собой:

а) при помощи клея;

б) при помощи щелевидных соединений «в замок»;

в) при помощи «заклёпок» из мягкой тонкой проволоки.

Конструирование моделей и макетов технических объектов:

а) из готовых объёмных форм - спичечных коробков;

б) из спичечных коробков с добавлением дополнительных деталей, необходимых для конкретного изделия;

в) из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток - таких, как трубочка, коробочка, конус.

Практика: Конструирование из бумаги и тонкого картона моделей технических объектов - таких как самолёт, парусник. Изготовление моделей: «Танк», «Трактор», «Джип», «Грузовик», «Парусник», «Пароход» и др. Отделка модели. Мини - проект.

  1. 4. Моделирование сувениров и игрушек к праздничным датам: «Новый Год», «День святого Валентина», «23 февраля», «8 Марта», «9 Мая». Мини - проект.

  2. Практика: Конструирование из бумаги и тонкого картона поделок, сувениров и подарков папам, мамам к памятным датам. Окраска модели.

5. Подготовка модели к выставкам и конкурсам. Мини - проект.

Ознакомление с правилами проведения конкурсов и выставок. Изготовление поделок, сувениров, изделий для участия в различных конкурсах, используя умения и навыки, полученные на занятиях.

Практика: Изготовление модели по теме мини-проекта, подставки для моделей. Создание презентации модели по шаблону.

6. Экскурсии. Автопарк (автомашины и механизмы), строительная площадка.

7. Итоговое занятие и выставка работ.

Теория. Подведение итогов работы ДТО «Юный моделист и конструктор» за учебный год. Выставка моделей, поделок, изготовленных в течение года.

Практика. Итоговая диагностика. Конкурс «Умелые руки».

Показательные запуски моделей. Вручение грамот.

Тематический план

3 - го года обучения.

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие Знакомство с технической деятельностью человека.

1

1

-

2.

Материалы и инструменты, используемые при изготовлении моделей. Расширение графических знаний и умений, умений пользования чертёжными инструментами.


2



1

1

3.

Моделирование и конструирование из пенопласта и других нетрадиционных материалов.

Постройка объёмных моделей (едем, плаваем, летаем) по шаблонам и готовым выкройкам, чертежам из альбомов. Модели самолётов с метательным стартом «с рук». Конкурсы и соревнования с моделями. Мини - проект.


15


3

12

4.

Моделирование сувениров и игрушек к праздничным датам: «Новый Год», «День святого Валентина», «23 февраля», «8 Марта», «9 Мая». Мини - проект.


9


2

7

5.

Подготовка моделей к выставкам и конкурсам. Мини - проект.


4


1

3

6.

Экскурсии

2

2

-

7.

Итоговое занятие

1

1

-

ИТОГО:

34

11

23




Содержание программы.

1. Вводное (организационное) занятие. Инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности, правила действия при чрезвычайном происшествии.

Знакомство с правилами поведения в детском творческом объединении учащихся. Задачи и содержание занятий по техническому моделированию в текущем году с учётом конкретных условий и интересов обучающихся. Расписание занятий.

2. Материалы и инструменты, используемые при изготовлении моделей.

Теория: Развитие графических знаний и умений. Эскиз, схема, чертеж, шаблон - сходства и различия. Понятие масштаба. Зачем нужны условные обозначения.

Практика: Входная диагностика ЗУН. Развитие умения пользоваться чертёжными инструментами. Масштабирование. Работа с условными обозначениями. Инструменты: бокорезы, пассатижи, штангель - циркуль.

3. Моделирование и конструирование из пенопласта.

Теория. Пенопласты, их классификация. Инструменты для работы с пенопластами. Конструкции из пенопласта. Понятие статической модели. Понятие динамической модели или изделия. Постройка объёмных моделей (едем, плаваем, летаем) по шаблонам и готовым выкройкам из альбомов. Работа с чертежами, способы переноса чертежа на бумагу. Модели самолётов с метательным стартом «с рук». Знакомство с основными приемами обработки заготовок из пенопласта и изготовление деталей модели.

Практика: опыты с пенопластами. Свойства пенопластов. Конструирование и моделирование из потолочной плитки статических и динамических моделей. Объемные изделия из пенопласта Метательный самолет «Гарпун», МИГ-29, «Буран», «Пожарная машина», «Фура», «Гвардейский миномет «Катюша» и др.

4. Моделирование сувениров и игрушек к праздничным датам: «Новый Год», «День святого Валентина», «23 февраля», «8 Марта», «9 Мая».

Практика: Конструирование из бумаги и тонкого картона поделок, сувениров и подарков папам, мамам к знаменательным датам. Окраска поделки, модели.

5. Подготовка моделей к выставкам и конкурсам. Создание моделей для участия в конкурсах различного уровня, используя все умения и навыки, полученные на занятиях. Мини - проект.

Практика: Изготовление модели по мини-проекту, подставки для моделей. Создание презентации модели (домашнее задание (совместно с родителями)).

6. Экскурсии.

Строительная площадка (строительная техника и механизмы).

7. Итоговое занятие и выставка работ.

Теория. Подведение итогов работы кружка «Юный моделист и конструктор» за учебный год. Выставка моделей, поделок, изготовленных в течение года.

Практика. Итоговая диагностика. Конкурс «Умелые руки». Показательные запуски моделей. Вручение грамот.

Тематический план

4 - го года обучения.

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие Знакомство с технической деятельностью человека.

1

1

-

2.

Технические термины. Графические понятия. Технический рисунок, эскиз, чертеж.

Вычерчивание разверток с использованием треугольника, линейки и циркуля. Условные обозначения диаметра и радиуса. Понятие о масштабе. Способы изготовления разверток несложных технических объектов и геометрических тел.

Моделирование и конструирование из пенопласта и других нетрадиционных материалов.

Постройка объёмных моделей (едем, плаваем, летаем) по шаблонам и готовым выкройкам, чертежам из альбомов. Модели самолётов с метательным стартом «с рук». Конкурсы и соревнования с моделями. Мини - проект.



12



3



9

3.

История развития транспорта. Двигатели, виды энергии. Экологически чистые виды энергии. Изготовление моделей различных технических объектов с различными видами двигателей (резиномотор, электромотор). Понятие редуктор, шкив, пассик. Мини - проект.



14

4



10

4.

Моделирование сувениров и игрушек к праздничным датам, выставкам и конкурсам: «Новый Год», «День святого Валентина», «23 февраля», «8 Марта», «9 Мая». Мини - проект.


4

1


3

5.

Экскурсии

1

1

-

6.

Итоговые занятия

2

1

1

ИТОГО:

34

11

23

Содержание программы.

  1. Вводное занятие.

Теория. Инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности, правила действия при чрезвычайном происшествии. Задачи и содержание занятий по техническому моделированию в текущем году с учётом конкретных условий и интересов обучающихся.

Показ образцов готовых изделий. Соревнования летающих моделей, подготовленных в прошлом учебном году.

  1. Технические термины. Графические понятия.

Теория. Дальнейшее изучение технической терминологии. Технический рисунок, эскиз, чертеж. Понятие о масштабе. Способы изготовления разверток геометрических тел.

Использование треугольника и линейки для построения параллельных прямых при вычерчивании разверток. Понятие об осевой симметрии. Условные обозначения диаметра и радиуса.

Практика. Входная диагностика ЗУН. Деление окружности на части. Чтение основных размеров изделия на чертеже. Изготовление моделей транспортных средств автомобильных, водных, воздушных, технических объектов по шаблону, развертке.

3. История развития транспорта. Двигатели, виды энергии.

Теория. Понятие макет и электрофицированная модель. Источники тока, проводник, потребитель Простые источники питания - батарейки. Электрическая цепь: проводники, изоляторы, параллельное и последовательное соединение.

История воздухоплавания. Воздушный шар, дирижабль, планер, самолет, их сходства и различия. Планер, основные элементы конструкции. Устойчивость и регулировка летающих моделей.

История водного транспорта. Основные качества судов: плавучесть, непотопляемость, устойчивость, ходкость, управляемость. Основные узлы изготовляемых моделей и их назначение.

История создания автомобиля. Автомодели. Легковые, грузовые, специальные автомобили. Основные узлы автомобиля. Технология сборки автомобиля на конвейере. Особенности и виды специальных машин: пассажирские, военные, спортивные, строительные, сельскохозяйственные и т.д. Марки машин. Военная техника. Развитие военной техники.

Реактивный двигатель. Реактивное движение в природе и технике. Ракета, её основные части. Изготовление моделей реактивных самолетов, Космос и космическая техника.

Влияние транспорта на окружающую среду. Современные двигатели на транспорте. Определение экологически чистого вида энергии для данного вида транспорта. Использование энергии воды, ветра, солнца в жизни человека в прошлом, настоящем и в будущем.

Практика. Изготовление наземных транспортных средств различного назначения. Изготовление летательных аппаратов с различными видами двигателей (резиномотор, электромотор). Регулирование и запуск моделей. Модели самолётов с метательным стартом «с рук». Окрашивание моделей. Соревнования с моделями. Изготовление моделей: планер «ДОСААФ», полукопия самолета Су-24, биплан и др.

  1. Моделирование сувениров и игрушек к праздничным датам: «Новый Год», «День святого Валентина», «23 февраля», «8 Марта», «9 Мая».

  2. Практика. Изготовление электрофицированных моделей и игрушек на конкурсы Новогодней игрушки, «Вторая жизнь отходов» и др. Изготовление моделей из нетрадиционных материалов.

5. Экскурсии. Знакомство с творческими объединениями, работающими в МБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района: «Авиамодельный», «LEGO - роботы».

6. Итоговое занятие и выставка работ.

Теория. Подведение итогов работы ДТО «Юный моделист и конструктор» за учебный год. Выставка моделей, поделок, изготовленных в течение года.

Практика. Итоговая диагностика. Самодиагностика. Конкурс «Умелые руки». Показательные запуски моделей. Вручение грамот.

Ожидаемые результаты обучения

Год обучения

Результаты

1-й год

Должны знать:

  • виды бумаги и картона, основные свойства бумаги и картона;

  • принципы и технологию постройки плоских моделей из бумаги и картона, способы применения шаблонов;

  • основные линии на схеме оригами;

  • названия отдельных видов и марок водного, воздушного и наземного транспорта;

  • необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования;

  • новые слова и термины: рабочее место, материал, инструмент, шаблон, квадрат, оригами, аппликация, клей силикатный, ПВА, модель, трафарет, линии сгиба - «долина», «горка».

Должны уметь:

  • самостоятельно построить несложную модель из бумаги в технике аппликация;

  • по схеме изготавливать поделки в технике оригами;

  • самостоятельно построить несложную модель из бумаги и картона по шаблону;

  • определять основные части изготовляемых моделей и правильно произносить их названия;

  • работать ручным инструментом.

Универсальные учебные действия:

  • регулятивные - должен уметь правильно поставить перед собой задачу, найти наиболее простой способ решения задачи;

  • личностные - умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, учиться оценивать себя и свои поступки;

  • познавательные - ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию, самостоятельно собирать нужные сведения;

коммуникативные - выстраивать доброжелательные отношения в коллективе, уметь разрешать конфликты, осуществлять взаимопомощь, а также эффективно добывать знания и приобретать соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками.

2-й год

Должны знать:

  • основные свойства материалов для моделирования;

  • простейшие правила организации рабочего места;

  • принципы и технологию постройки простых объёмных моделей из бумаги и картона, способы соединения деталей из бумаги и картона;

  • новые слова и термины: «шаблон», «трафарет», «развёртка», «шило», «отвёртка», «гаечный ключ», «ДВП», «клей силикатный», «ПВА», «кузов», «кабина», «ось», «передний (задний) мост машины», «фюзеляж», «крыло», «хвостовое оперение», «закрылки», «шасси», бумага: «самоклеющаяся», «бархатная», «гофрокартон».

Должны уметь:

  • работать простейшими ручными инструментами;

  • выполнять разметку несложных объектов на бумаге и картоне при помощи линейки и шаблонов;

  • читать простейшие чертежи;

  • самостоятельно построить простую модель из бумаги и картона;

  • использовать в речи правильную техническую терминологию, технические понятия и сведения;

  • презентовать собственный проект.

Универсальные учебные действия:

  • регулятивные - должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи

  • личностные - умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим близким, учится правильно оценивать себя и свои поступки;

  • познавательные: ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию, самостоятельно собирать нужные сведения, проводить наблюдения, а также самому оценивать собственный результат, овладевать логическими операциями (анализ, сравнение, классификация, выдвижение гипотез и т. д.);

коммуникативные: взаимодействовать в социуме, учитывать мнения других людей, планировать учебное сотрудничество, управлять поведением партнера.

3-й год





Должны знать:

  • материалы, применяемые в моделировании;

  • технологии изготовления корпуса и деталей моделей;

  • виды чертежей;

  • правила проведения выставок и конкурсов;

  • новые слова и термины: «чертеж», «план», «конструкция», «плоскость», «ребро», «разметка», «шаблон», «трафарет», «развёртка», «центр тяжести модели», «ракета», «ступень ракеты», «резиномотор», «воздушный винт».

  • названия деталей и устройств технических объектов: «кузов», «кабина», «шасси», «мост транспортного средства», «фюзеляж», «крыло», «закрылки», «хвостовое оперение», «резиномотор», «катапульта».

Должны уметь:

  • работать с чертежом и эскизами технических объектов;

  • выбирать технологию изготовления, конкретных деталей и модели в целом;

  • излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно, находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

  • безопасно работать с инструментом и приспособлениями при обработке различных материалов;

  • находить способы соединений в моделях;

  • изготавливать простые развертки;

  • пользоваться различным инструментом и приспособлениями в работе над моделями.

  • создавать презентации собственных проектов.

Универсальные учебные действия:

  • регулятивные - должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи;

  • личностные - умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, учиться правильно оценивать себя и свои поступки.

  • Познавательные: ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию, самостоятельно собрать нужные сведения, проводить наблюдения, делать вывод, а также самостоятельно оценивать результат работы, овладевать логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и т.д.).

  • Коммуникативные: взаимодействовать в социуме, учитывать мнения других людей, планировать учебное сотрудничество, приобретать умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания.

4-й год



Должны знать:

  • Понятия: эскиз, схема и чертеж, их сходства и различия, условные обозначения;

  • графические изображения простых схем электрических цепей и источников питания;

  • что такое технологическая карта изделия;

  • новые слова и выражения: проект, масштаб, электродвигатель, воздушный винт, ходовые (летные) испытания, инерция, вал, ось колеса, источник тока, выключатель, электрическая цепь, проводники и изоляторы.

Уметь:

  • соблюдать технику безопасности на всех этапах моделирования;

  • самостоятельно собрать модель по готовому чертежу

  • изготавливать простые развертки;

  • находить рациональный способ использования материала;

  • находить способы соединений деталей в моделях;

  • изготавливать игрушки и макеты с применением бросового материала;

  • собрать простую электрическую цепь;

  • проводить презентацию своих моделей, поделок;

  • оценивать свои результаты и планировать дальнейшую работу.

Универсальные учебные действия:

  • регулятивные: должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи;

  • личностные: умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, учиться оценивать себя и свои поступки, проявлять усидчивость и волю в достижении конечного результата;

  • познавательные: ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию, самостоятельно собирать нужные сведения, проводить наблюдения, делать выводы, а также оценивать собственный результат работы, овладевать логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и т. д.).

  • коммуникативные: взаимодействовать в социуме, учитывать мнения других людей, планировать учебное сотрудничество, приобретать умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания.

Оценка результатов образовательной деятельности

Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся за пределами образовательного учреждения. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка.

Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн. Ребенок, сравнивая свою поделку с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.

Большое значение в оценивании итогов обучения - имеют разнообразные конкурсы к знаменательным датам календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием.

Результативность развития технического и художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. Особое внимание в процессе технического творчества обучающихся должно уделяться формированию технических понятий, пространственных представлений, умений делать и читать чертежи и схемы.

В процессе технического творчества, обучающиеся в ДТО неизбежно совершенствуют свое мастерство во владении различным разметочным и ручным инструментом: линейкой, треугольником, циркулем, транспортиром, ножницами, плоскогубцами, шилом и др.

Немаловажное значение техническое творчество имеет для расширения политехнического кругозора учащихся.

Методическое обеспечение программы

Основными видами деятельности являются: информационно-рецептивная, репродуктивная, проектная. Совокупность этих видов деятельности дает возможность обучающимся в ДТО научиться работать самостоятельно и проявить свои творческие способности.

В процессе обучения в тесной взаимосвязи реализуются такие методы как: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, индуктивные. Выбор методов зависит от психофизиологических, возрастных особенностей учащихся, от темы и формы занятия.

Методика проведения занятия предполагает создание ситуации успеха для каждого ребенка, радости от преодоления трудностей и получение удовлетворения от выполненной творческой работы. Этому также способствуют совместные обсуждения выполнения изделий, поощрения, создание положительной мотивации. Учащимся предоставляется право выбора творческих работ, технологии изготовления и форм выполнения (индивидуальная, парная, групповая). Обязательное условие реализации программы это технологии здоровьясбережения - физкультминутки, соревнования с созданными моделями.

Для проведения презентаций необходим компьютер и комплект мультимедийного оборудования (видеопроектор, экран, аудиоколонки).

Для успешной реализации программы необходимо и дидактическое обеспечение: образцы изделий, компьютерные презентации по темам, книги, журналы, альбомы с чертежами и образцами, дидактический раздаточный материал.

Материально-техническое обеспечение программы.

Для успешной реализации программы необходимы:

  • учебный кабинет, оснащенный столами и стульями для занятий в соответствии с санитарными нормами;

  • инструменты и приспособления: карандаш, линейка, транспортир, лекала, шаблоны, циркуль, ножницы, канцелярский нож, отвертка, кусачки, пассатижи, пилочки, надфили, шило, верстаки, клеи др.;

  • материалы: бумага, картон, пенопласт, металлическая проволока, различный нетрадиционный материал, потолочная пенопластовая плитка, калька, миллиметровая бумага и др.






Литература и Интернет-ресурсы для педагога

  1. Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация. - Санкт-Петербург: Кристалл, 2009.

  2. Глушакова И. Сделай сам.- Конструирование из бумаги - М.: Просвещение,2008.

  3. Горбенко К.С. Самолеты строим сами. - М.; Машиностроение,2005.

  4. Дубровская Г.И. Самоделки из бумаги. - М.: Провещение,2008

  5. Журавлева А.П. Что нам стоит флот построить. - М.: Патриот, 2009.

  6. Заворотов В.А. От идеи до модели. - М.: Просвещение, 2009.

  7. Кружок «Умелые руки». - СПб: Кристалл, Валерии СПб,2010.

  8. Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги. - М.: Просвещение, 2010.

  9. Перевертень Г.И. Техническое творчество школьников в начальных классах. - М.: Просвещение, 2009.

  10. Скрипник Н.М., Механик-конструктор. - Чебоксары, 2009.

  11. Пособие для учителей начальных классов по внеклассной работе. - М.: Просвещение, 2008.

  12. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2009.

  13. Фетцер В.Л. Авиация в моделях. - Ижевск: Удмуртия, 2008.

  14. Шмидт Норман. Птицы из бумаги. - Мн.: Попурри, 2012.

  15. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Умные руки. Самара: Корпорация «Федоров», 2011

  16. Черныш И. Удивительная бумага. - М.: АСТ - Пресс, 2007.

  17. tvoyrebenok.ru/origami.shtml

  18. vscolu.ru/korablik_archive/korablik_archiv.html

  19. yourorigami.info/2008/01/26/istoriya-proisxozhdeniya-origami.html

  20. origami-paper.ru/

  21. tvoyrebenok.ru/origami.shtml

  22. planetaorigami.ru/

  23. freeseller.ru/origami/

  24. babylessons.ru/origami-dlya-detej/

  25. tvoyrebenok.ru/origami.shtml

  26. vscolu.ru/korablik_archive/korablik_archiv.html

  27. yourorigami.info/2008/01/26/istoriya-proisxozhdeniya-origami.html

  28. origami-paper.ru/

  29. tvoyrebenok.ru/origami.shtml

  30. origamka.ru/obuchenie/5-istoriya-origami.html

Литература и Интернет-ресурсы для учащихся.

  1. Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация. - Санкт-Петербург: Кристалл, 2009.

  2. Горбенко К.С. Самолеты строим сами. - М.; Машиностроение,2005. Глушакова И. Сделай сам.- Конструирование из бумаги - М.: Просвещение, 2008.

  3. Заворотов В.А. От идеи до модели. - М.: Просвещение, 2009.

  4. Дубровская Г.И. Самоделки из бумаги. - М.: Просвещение, 2008.

  5. Перевертень Г.И. Техническое творчество школьников в начальных классах. - М.: Просвещение, 2009.

  6. Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги. - М.: Просвещение, 2010.

  7. Скрипник Н.М., Механик-конструктор. - Чебоксары, 2009.

  8. Фетцер В.Л. Авиация в моделях. - Ижевск: Удмуртия, 2008.

  9. Шмидт Норман. Птицы из бумаги. - Мн.: Попурри, 2012.

  10. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Умные руки. Самара: Корпорация «Федоров», 2011

  11. Черныш И. Удивительная бумага. - М.: АСТ - Пресс, 2007.

  12. tvoyrebenok.ru/origami.shtml‎

  13. tvoyrebenok.ru/origami.shtml

  14. vscolu.ru/korablik_archive/korablik_archiv.html

  15. yourorigami.info/2008/01/26/istoriya-proisxozhdeniya-origami.html

  16. origami-paper.ru/


© 2010-2022