- Преподавателю
- Другое
- Методика оценки качества рабочих программ преподавателей
Методика оценки качества рабочих программ преподавателей
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Королёв С.А. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методика оценки качества рабочих программ преподавателей1
№ п/п
Критерии
Показатели учета требований к программе
Оценка
1
Актуальность программы
Вместо рабочей программы представлен аналог примерной или авторской программы
0 баллов
Отсутствует сопоставительный анализ с ФГОС, авторской программой или проведенный анализ не отражает различий в содержании, проведен формально. В разделах (составных частях) отсутствуют составляющие, характерные для государственного образовательного стандарта (ГОС) 2004 г., ФГОС 2010 - способы реализации задач системно-деятельностного подхода к обучению
1 балл
Программа нацелена на решение основных задач ФГОС, обеспечивается специальным сопоставительным с ним анализом
2 балла
2
Наличие обязательных составляющих программы
По структуре рабочая программа отличается от примерной или авторской, содержание которых не раскрывает особенностей реализации для конкретных условий образовательной организации. Фактически представляет собой аналог примерной программы с титульным листом образовательной организации .
0 баллов
В структуре рабочей программы в целом представлены основные обязательные составляющие, но некоторые разделы оформлены не в соответствии с рекомендациями (объединены или разбиты на дополнительные, составляющие произвольно перенесены из одного раздела в другой), что затрудняет использование программы.
Составляющие программы не обеспечивают обозримость, понятность для субъектов образовательного процесса.
Отсутствуют какие-либо составляющие программы, например, образцы контрольно-измерительных инструментов.
1 балл
В структуре рабочей программы представлены все основные разделы согласно требованиям положения о рабочих программах:
титульный лист; пояснительная записка; конкретизированы требования к уровню освоения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, тематическое планирование; описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; приложения (технологические карты уроков, технологические карты контроля и т.п.)
2 балла
3
Соответствие оформления титульного листа рекомендуемому образцу
Титульный лист полностью не соответствует по оформлению рекомендуемому образцу и противоречит структурному содержанию рабочей программы; имеются разночтения с Уставом образовательной организации, разночтения в наименовании учебного предмета в рабочей программе с наименованием предмета в учебном плане.
0 баллов
Титульный лист оформлен в основном с учетом всех предъявляемых требований, но имеются отдельные неточности и недочеты в графе рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы, не указан год разработки рабочей программы.
1 балл
Титульный лист оформлен с учетом всех предъявляемых требований: наименование учредителя образовательного учреждения (согласно Уставу), наименование образовательного учреждения (согласно Уставу); наименование учебного предмета (курса); указание параллели/класса, на которой изучается предмет; сведения о преподавателе-исполнителе рабочей программы; год разработки рабочей программы; гриф рассмотрения, согласования и утверждения.
2 балла
4
Оформление пояснительной записки
Пояснительная записка не отражает структурное содержание программы, не подчеркивается индивидуальность программы, ее соответствие специфике предмета, курса, особенностям класса, авторский характер документа, имеются грубые несоответствия с другими разделами программы (содержанием обучения, несоответствие УМК федеральному перечню и др.).
0 баллов
Пояснительная записка содержит название учебной программы (примерной, авторской) с указанием наименования, автора, года издания, на основе которой разработана программа; указаны используемый учебно-методический комплекс/комплект, количество учебных часов, на которое она рассчитана, и все вышеперечисленное находит отражение в других разделах программы.
Но по своему содержанию пояснительная записка к рабочей программе формальна: не отмечено количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий; не описаны цели и задачи программы для данного класса (цели и задачи перенесены из примерной программы).
Не актуализируется новизна рабочей программы, ее отличие от примерной программы по предмету.
Нет обоснований; не указаны межпредметные связи, особенности организации учебного процесса по предмету, предпочтительные формы организации, педагогические технологии, применяемые преподавателем.
Не фиксируются формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового).
В пояснительной записке приводится: нормативная база; название учебной программы (примерной/авторской) с указанием наименования, автора и года издания, на основе которой разработана рабочая программа.
Называется используемый учебно-методический комплекс/комплект, указывается его специфика.
1 балл
Представлено количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в том числе количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ.
Указаны цели и задачи данного учебного предмета в области формирования системы учебных действий, компетенций учащихся данного класса; актуальность, новизна рабочей программы, ее отличие от примерной или ранее действовавшей программы.
Доно обоснование внесенных изменений.
Выделены межпредметные связи: на какие учебные предметы опирается данный предмет, для каких предметов он является базой.
Указаны особенности организации учебного процесса по предмету; предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетания; формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового); предпочтительные педагогические технологии и формы внеурочной деятельности; сведения, отражающие специфику класса, описание путей ее учета педагогом в преподавании предмета.
2 балла
5
Соответствие требований к уровню освоения обучающимися (личностных, метапредметных, предметных) результатов конкретного учебного предмета, курса, требованиям ФГОС
Требования к уровню результатов обучающихся не сформулированы или не соответствуют ФГОС и примерной/типовой/авторской программе.
0 баллов
Требования к уровню достижений, обучающихся не ниже требований, сформулированных в ФГОС общего образования. Требования к уровню подготовки определяются для всей ступени образования и не конкретизируются для определенной параллели/класса, т.е. механически перенесены из ФГОС.
Контроль уровня достижений обучающихся зафиксирован в основных разделах и приложениях к рабочей программе, но материалы контроля включают систему контролирующих измерителей, позволяющих оценить только уровень предметных ЗУН обучающихся, отсутствуют личностные и метапредметные результаты, требования не задаются в деятельностной форме.
Контрольно-измерительные материалы не нацелены на входной, текущий и итоговый контроль достижений.
1 балл
Требования к уровню достижений обучающихся сформулированы в соответствии с ФГОС и с учетом примерной/авторской программы.
В них отражены: основные идеи и система ценностей, формируемая учебным предметом; конечная система знаний; перечень умений и навыков, способов деятельности; перечень проблем, которые обучающиеся должны научиться решать при изучении предмета.
Требования к уровню усвоения предъявляются не ниже требований, сформированных в ФГОС.
Требования к уровню подготовки определены для параллели или класса, а не для всей ступени образования.
Формы контроля достижений, обучающихся разнообразны, соотносятся с системно-деятельностным подходом ФГОС.
Контроль уровня достижений, обучающихся зафиксирован в основных разделах и приложениях к рабочей программе: пояснительной записке, тематическом планировании, технологической карте контроля и др.
Материалы контроля включают систему контролирующих измерителей, позволяющих оценить уровень и качество ЗУН, способов деятельности, обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения предмета.
Средства контроля находятся в логической связи с содержанием учебного материала и соответствуют требованиям, предъявляемым к уровню усвоения предмета.
2 балла
6
Соответствие содержания программы рекомендуемым показателям
Содержание программы не соотносится с учебно-тематическим планом по перечню изучаемых разделов и тем, объему часов, не согласовано с ФГОС.
В объеме, превышающем 20%, расширено содержание примерной/типовой программы или авторской программы курса.
0 баллов
Содержание изложено по разделам и темам в соответствии с учебно-тематическим планом рабочей программы.
В основном имеет место содержательная согласованность программы с планирующей документацией и ФГОС, примерной программой с учетом выбранной авторской.
Все дидактические единицы отражены, но не конкретизированы в содержании учебного материала.
При наличии изменений, расширяющих содержание примерной, типовой программы или авторской программы курса, нет обоснования внесенных изменений.
1 балл
Содержание изложено по разделам и темам в соответствии с учебно-тематическим планом рабочей программы.
Имеет место содержательная согласованность программы с планирующей документацией и ФГОС, примерной программой с учетом авторской. Приводится обязательный минимум содержания программы для данного класса (параллели).
Все дидактические единицы отражены и конкретизированы в содержании учебного материала.
В объеме, не превышающем 20%, расширено содержание примерной/типовой программы или авторской программы курса, даны обоснования внесенных изменений.
2 балла
7
Соответствие тематического (поурочного) планирования структурным требованиям программы и рекомендуемому образцу
В тематическом планировании раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы по предмету, показывается распределение учебных часов по разделам и темам из расчета максимальной учебной нагрузки, что соотносится с разбивкой часов раздела «Содержание учебного предмета».
Указаны темы и типы уроков. Элементы содержания раскрываются через основные дидактические единицы, соответствующие ФГОС по учебному предмету. Формулировки элементов содержания в основном соответствуют содержанию программы.
0 баллов
Тематическое планирование не соответствует содержанию программы.
Нарушена логическая последовательность изучения разделов и тем, не указаны практические, лабораторные, контрольные работы.
Требования к предметным и метапредметным результатам сформулированы в деятельностной форме, но не конкретизированы для отдельных уроков.
Не представлены домашние задания для обучающихся по урокам.
Вид, форма контроля и конроль-измерительные материалы не вполне адекватны требованиям к уровню подготовки обучающихся, не включены контрольно-измерительные процедуры, позволяющие оценивать способы деятельности обучающихся или данные процедуры однообразны; неполно представлены ссылки на информационные источники, используемые преподавателем для проведения урока.
В планировании не определен объем практической составляющей учебного курса, не указано количество часов, отводимых на практические, лабораторные, контрольные работы.
1 балл
Наименование разделов и тем содержания образования с указанием количества часов согласованы с формулировками содержания программы по предмету.
Указаны темы и типы всех уроков, они сформулированы в соответствии с рабочей программой.
Элементы содержания раскрываются через основные дидактические единицы, соответствующие ФГОС по учебному предмету; формулировки элементов содержания соответствуют рабочей программе.
Требования к предметным и метапредметным результатам сформулированы в деятельностной форме и конкретизированы по темам для отдельных уроков. Представлены домашние задания для обучающихся по урокам.
Вид, форма контроля и контрольно-измерительные материалы адекватны требованиям к уровню подготовки обучающихся, включены контрольно-измерительные процедуры, позволяющие оценивать способы деятельности обучающихся; полно представлены ссылки на информационные источники, используемые преподавателем для проведения урока.
2 балла
8
Соответствие учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса структурным требованиям программы
Программа не содержит перечни необходимых учебных и методических источников, а также материально-технического оборудования, которое необходимо для реализации программы.
0 баллов
Учебно-методическое обеспечение сводится к простому перечислению учебников и оформлено не по ГОСТу 7.3-2003, отсутствуют раздельные списки для обучающихся и преподавателя, не выделен список основной и дополнительной литературы, не определяется материально-техническое обеспечение программы.
1 балл
УМК соответствует Федеральному перечню, определяется необходимое и достаточное материально-техническое обеспечение программы, учебно-методическое обеспечение оформлено по правилам библиографического описания, выделены списки основной и дополнительной литературы для преподавателя и обучающихся.
2 балла
9
Качество приложения к программе
Приложение отсутствует
0 баллов
Приложение содержит второстепенную информацию, не содержит описания уроков, технологических карт контроля обучающихся
1 балл
Приложение содержит актуальную информацию, характеризующую особенности организации образовательного процесса в соответствии с данной рабочей программой, содержит описание уроков, технологических карт контроля обучающихся
2 балла
Критерии оценки качества рабочей программы
-
18-14 баллов (не менее 75%) - программа рекомендуется к использованию.
-
13-9 баллов (не менее 50% и при отсутствии оценки 0 баллов по разделам 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9) - программа требует доработки.
-
8-5 баллов (не менее 25% и при отсутствии оценки 0 баллов по разделам 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9) - программа требует значительной доработки.
-
4 балла и менее (24% и менее) программа не соответствует требованиям к разработке рабочих программ.
1 Методика оценки качества рабочих программ преподавателей в рамках внутреннего анализа/экспертизы. Разработана с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) общего образования специалистами кафедры управления и экономики образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (далее СПб АППО): О.Н. Крылова - доктор педагогических наук, профессор кафедры управления, Т.С. Кузнецова - кандидат педагогических наук, директор института общего образования и рекомендована к использованию в условиях перехода образовательных организаций на ФГОС общего образования (2013 г.).