• Преподавателю
  • Другое
  • Рефлексивный отчёт об обучении в отношении реализации процесса коучинга по теме: «Методы и приёмы диалогического обучения»

Рефлексивный отчёт об обучении в отношении реализации процесса коучинга по теме: «Методы и приёмы диалогического обучения»

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сергеева Н.О. учитель II (основного) уровня


Рефлексивный отчёт об обучении

в отношении реализации процесса коучинга по теме:

«Методы и приёмы диалогического обучения»

Деятельность педагогов нашей школы направлена на внедрение и реализацию новых форм и методов обучения. Над изменением функций учителя и учащихся с помощью ключевых идей семи модулей Программы коллеги трудились 2014-2015 учебный год. В течение этого года они столкнулись с проблемой - многообразие методов и приёмов обучения. Как изменить урок так, чтобы дать ребенку возможность реализовать себя? Каково оптимальное количество приёмов можно использовать на уроке, и на каком этапе урока? Исходя из этих вопросов, я была уверена в актуальности выбранной темы коучинг-сессии: «Методы и приёмы диалогического обучения».

На сегодняшний день 7 учителей (33%) нашей школы, которые прошли уровневые курсы, применяют осознанно различные методы и приёмы диалогического обучения в педагогической практике. Однако оставшаяся часть педагогов используют их очень редко, да и признаться используют только те приёмы, с которыми познакомились на мастер-классах. И не всегда уроки с использованием данных приемов проходят удачно. Поскольку использовать методы и приёмы диалогического обучения необходимо в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Используемые приёмы должны соответствовать содержанию материала и органично вписываться в ход урока. Они должны помочь усвоить материал, а не запутать ученика. Поэтому при составлении плана собственного урока необходимо тщательно обдумывать и выбирать подходящие приёмы, с которыми, к сожалению, 67 % коллег не знакомы.

Таким образом, исходя из выбранного фокуса, была определена цель коучинг-занятия: педагоги изучат эффективные приёмы и методы диалогического обучения, смогут составить конструктор урока с учётом ключевых идей семи модулей программы в преподавании и обучении.

Исходя из потребностей моих коллег, был составлен план коучинга. При составлении заданий на коучинг-сессию, я старалась опираться на те проблемы, с которыми сталкиваются мои коллеги при планировании собственного урока.

При проведении коучинг-сессии применила групповую форму работы.

Для создания доброжелательных отношений, сплоченности между участниками, для успешной и плодотворной работы предложила новый вид приветствия. Считаю, что этот прием выбран удачно, поскольку на протяжении всего коучинга между нами сложились доверительные отношения.

Чтобы разделиться на группы предложила коллегам почувствовать себя атомом, находящемся в хаотичном движении, и в определенный момент образовать молекулу. Так образовались две группы.

Процесс коучинга должен способствовать поиску людьми своего собственного решения, мнения и поэтому на стадии вызова применила мозговую атаку, предложив коллегам написать ассоциативный ряд по предложению: «Трудности, возникающие при планировании урока». В ходе бурного обсуждения коллеги самостоятельно сформулировали тему коучинг-сессии.

Стадию осмысления начала с изучения текстовой информации. Коллеги самостоятельно разбили на блоки предложенный материал между собой. Каждый член группы изучил свой блок эффективных методов и приёмов и выбрал несколько приёмов, подходящих для использования на своём уроке. Несколько коллег изъявили желание воспользоваться интернет-источниками. Что, несомненно, было положительным моментом для меня, как педагога, так как благодаря этому я сама узнала несколько интересных приёмов, о существовании которых не знала.

Для снятия напряжения была проведена физминутка, которая внесла большое оживление, способствовала дальнейшей продуктивной деятельности коллег.

Затем последовало обсуждение в группах изученных приёмов и методов. Каждый педагог делился информацией о наиболее интересных методах, на их взгляд, которые подходят для внедрения в условиях нашей школы. Наблюдая за работой групп, увидела, что обсуждение в каждой группе проходит активно, слажено, организовано. Педагоги шумели, спорили, доказывали свою точку зрения. Они были увлечены работой и предлагали различные идеи. Я старалась не вмешиваться в работу групп, но не теряла контакта с коллегами, наблюдала за их работой, корректировала действия при необходимости, направляла. Порадовало, что здесь идеально прослеживалась работа педагогов, именно как предметников, слышались такие предложения: «Данный метод подойдет на уроке биологии…», «А вот посмотрите для начальных классов…», «А этот метод, своя опора, я давно уже применяю на уроке информатики, но только сейчас узнала, что он так называется!» и т.д.

В ходе практической части коучинг-сессии коллеги составляли кластер по теме коучинга. Каждый кластер это мини конструктор урока, с описанием возможных приёмов и методов, которых можно применить на отдельном этапе урока. Каждая группа ещё дополнительно указала, на каком предмете целесообразно его применить. На данном этапе я ещё раз убедилась, что коучинг - это процесс, который включает в себя сотрудничество, помощь в самореализации, поиск и обсуждение решений. Коллеги активизировали свою мыслительную деятельность, ощутили радость сотрудничества в обмене опытом.

На стадии рефлексии предложила коллегам задание «5+5+1». По итогам данного этапа я выяснила, что было приемлемо для коллег в коучинг-сессии, эффективно ли прошла практическая часть коучинга, что вызвало у них затруднения и какие пожелания у них друг к другу и ко мне.

Просмотр презентации не дал того результата, который я ожидала. Его демонстрацию проводила с помощью ноутбуков и мои пояснения не всегда соответствовали текущему слайду для каждой группы. В дальнейшем, думаю необходимо давать чёткие инструкции коллегам по работе с презентацией, требующей моих пояснений.

Несмотря на небольшие трудности, считаю, что коучинг-сессия прошла на высоком уровне, цели коучинг-сессии достигнуты, о чём свидетельствуют листы обратной связи. Коллеги были вдохновлены работой, раскрылись, смогли почувствовать себя на месте детей, активизировали мыслительную деятельность, а самое главное доставили друг другу радость сотрудничества, обмениваясь мыслями и опытом. В последующем планирую посещать уроки учителей, присутствовавших на коучинге с целью оказания методической помощи по внедрению приёмов и методов диалогического обучения; проводить коучинги раз в четверть, постоянно обмениваться опытом с сертифицированными коллегaми.

Анализируя коучинг-сессию, сделала вывод: большинство учителей понимают важность и суть применения эффективных методов и приёмов в разрезе новых подходов в обучении.


Литература:

Руководство для учителя. Второй (основной) уровень. Издание третье. 2014г.

Программа для учителя. Второй (основной) уровень. Издание третье. 2014г.

Мастер-классы по обмену опытом тренеров на основе Программы Кембриджского университета - Алматы, 2014. - 55 с.

Настольная книга учителя-коуча - Алматы, 2014. - 96 с.


© 2010-2022