Классный час Права и обязанности ваших детей

Цель: создание условий для понимания и принятия положений Конвенции о правах ребенка, терминов «право», «права человека», права ребенка».Задачи: Способствовать повышению информированности родителей  о Конвенции по правам ребенка. Содействовать формированию осознания важности принятия данного международного документа в развитии всего человечества. Способствовать развитию  правовых навыков. На мероприятии использовалась презентация, ролик, а также статьи из Конституции Республики Казахстан. Пробов...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мероприятие на тему: «Права и обязанностиваших детей», проведенное на День опекуна

Подготовила Геймур Светлана Владимировна

социальный педагог Березовской осш

Бурлинского района ЗКО



Цель: создание условий для понимания и принятия положений Конвенции о правах ребенка, терминов «право», «права человека», права ребенка».

Задачи:

  • Способствовать повышению информированности родителей о Конвенции по правам ребенка.

  • Содействовать формированию осознания важности принятия данного международного документа в развитии всего человечества.

  • Способствовать развитию правовых навыков

Ход мероприятия:

  1. Знакомство с участниками, озвучивание целей и задач тренинга.

Игра «похлопайте в ладоши те, кто…»

- пришел сегодня на мероприятие с хорошим настроением и надеждой на новые знания;

- кого интересует тема прав человека и, конечно, прав ребенка;

- кто готов действовать, соблюдая и уважая права человека, права ребенка.

  1. Мини-лекция «Детству стоит оказывать величайшее уважение»

Что такое права?

Слайд № 1

Право - совокупность норм, выраженных в законах и иных нормативных актах. Права человека - естественные права - это охраняемые, обеспеченные государством, узаконенные воз­можности что-то делать, осуществлять. Эти права человек получает с рождения. Права человека не нужно покупать, зарабатывать или наследовать, они принадлежат людям просто потому, что они - люди.

Права человека лежат в основе свободы, справедливости и мира. История развития прав человека неразрывно связана с борьбой за свободу и равенство во всем мире. Права человека одинаково принадлежат всем людям независимо от расы, пола, вероисповедания, по­литических или иных взглядов, национального или социального происхождения. Все мы рождаемся сво­бодными и равными в человеческом достоинстве и правах. Права человека являются всеобщими, напри­мер, мужчины и женщины обладают равными правами. Но так считали не всегда: учились только мальчи­ки, а девочек не обучали, женщины не имели права на участие в общественной жизни. Участие в обще­ственной жизни раньше также зависело от социального происхождения: крестьяне и рабочие не имели права голоса.

Права человека нельзя отобрать - никто не имеет права лишить их другого человека, ни по какой при­чине. Люди обладают правами даже тогда, когда законы их собственных стран не признают эти права и нарушают их. Права человека являются неотчуждаемыми.

Слайд №2

Чтобы жить достойно, все люди имеют одновременно право на свободу, безопасность и приемлемый уровень жизни - права человека являются неделимыми. Если лишаешься одного права, то нет и других прав. Если государство не охраняет право человека на жизнь, то для человека остальные права становятся неактуальными.

Какой исторический путь пришлось пройти человечеству, чтобы понять, что дети являются особым субъектом права, требуют особой поддержки и защиты?

Это был долгий и трудный путь. Фактически до конца периода средневековья детство не обозначалось как социальный феномен, отдельная категория или период человеческой жизни. Детей считали «Маленькими взрослыми», которые ничего не умели и поэтому были никем. Бесправное, рабское положение детей в процессе исторического развития было свойственно практически всем странам. Детей 6-7 лет не учитывали при переписи населения, поскольку у них было слишком мало шансов выжить. Тех же, кому повезло, сразу же признавали взрослыми.История свидетельствует о том, что до IV столетия новорожденных топили, приносили в жертву во время религиозных церемоний. Вплоть до XIX века жестокие методы выхаживания младенцев, болезни и антисанитарные условия приводили к высокой детской смертности. Большинство историков эту причину усматривают не в тяжелых условиях жизни, а в безразличии и отсутствию интереса к детству.

Первый выраженный интерес к детям возникает лишь в XVI веке. Признается, что дети имеют отличия от взрослых, которые следует учитывать в процессе обучения и воспитания. Появляется система просвещения.

Так общество открыло ребенка и «детство» как отдельный социальный феномен. И этот процесс начался в высших, образованных сословиях общества - сначала в отношении мальчиков, а потом и девочек.

Первые международные документы, касающиеся детей, рассматривали вопросы не столько обеспеченья прав ребенка, сколько меры предупредительного характера для недопущения рабства и эксплуатации детского труда, торговли детьми и детской проституции.

Стихотворение «Есть много страшного на свете»

Жестокие и массовые нарушения прав человека в XX веке стали причиной введения в Устав ООН нового и важного элемента, а именно прав человека.

Слайд №3

11 декабря 1946 года создание Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ)

Классный час Права и обязанности ваших детей

10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла всеобщую декларацию прав человека



Дети, их благосостояние и их права были в центре внимания ООН, начиная с ее создания. Одним из первых действий ООН было создание Генеральной Ассамблеей 11 декабря 1946 года Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), который и сегодня остается главным столпом международной правовой помощи детям.

10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла всеобщую декларацию прав человека, в которой нашли отражения и вопросы, касающиеся прав и интересов детей: принцип равенства детей, нормы по защите материнства и младенчества, о защите детей от эксплуатации, право детей на образование. В ней отмечалось, что «ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая и надлежащую правовую помощь как до, так и после рождения».

Год 1979 был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН Международным Годом Ребенка. В том же году началось обсуждение проекта нового документа, представленного правительством Польши - Конвенции о правах ребенка.

Работа над Конвенцией затянулась на десятилетие. 20 ноября 1989 года, через 10 лет после Всемирного Года Ребенка и через 30 лет после подписания Декларации прав ребенка, Конвенция о правах ребенка была единогласно в течение всего лишь двух минут принята Генеральной Ассамблеей ООН. О ее потребности говорит сам факт, что в день, когда Конвенция была открыта для подписания (26 января 1990 года) ее подписали сразу же 61 государство. К сентябрю 1990 года Конвенцию одобрили в законодательном порядке 20 государств, что означало ее вступление в силу.

Тогда же по инициативе Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и шести государств (Египта, Канады, Мали, Мексики, Пакистана и Швейцарии) в Нью-Йорке состоялась всемирная встреча на высшем уровне в интересах детей. Участники встречи призвали все государства ратифицировать Конвенцию о правах ребенка. К концу 1990 года ее ратифицировало 57 государств, а к 31 декабря 1995 года - уже 185 стран, что стало беспрецедентным событием в нормативной деятельности в области прав человека. Республика Казахстан ратифицировала конвенции о правах ребенка в 1994 году.

Слайд № 4

Конвенция о правах ребенка принята 20 ноября 1989 года Организацией Объединенных Наций

"Каждый должен знать ребенок,
Есть права у всех с пеленок!
Рассудит все Конвенция,
Ее в том компетенция "

Конвенция - международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

В Конвенции 54 статьи.

Конвенция о правах ребенка - это договор, в котором говорится о пра­вах, присущих детям во всем мире. Слово «конвенция» пришло к нам из латинского языка и означает «договор, соглашение». Конвенция ООН о правах ребенка была принята 20 ноября 1989 года и создана на основе Всеобщей декларации прав человека. Страны, которые ратифицируют Конвенцию, со­глашаются быть официальными ее гарантами. Конвенция о правах ребенка - единственное международное соглашение, ратифицированное практи­чески всеми государствами мира. Не ратифицировали Конвенцию только Сомали и США.

Документ содержит 54 статьи, каждая из которых детально рассматривает различные права.

Метод ассоциаций. (работа в группах)

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «выживание» Что нам необходимо, чтобы выжить

«развитие» Что нам необходимо, чтобы расти и развиваться

«защита» Что нам необходимо, чтобы быть защищенным

«участие» Что нам необходимо для участия в жизни общества

Задание для мини-групп. Для данного задания необходимы для каждой группы небольшой перечень статей и 4 листа с одной из групп прав

Примерные статьи из Конвенции:
Право на равенство (статья 2)
Право иметь семью ( статья 5)
Свобода слова и выражения мысли (статья 12)
Право на свободу мнения (статья 14)
Государство обязано гарантировать приобретение всеми детьми их прав (статья 8)
Право на имя, гражданство ( статья 7)
Право на собрание и организацию групп (статья 15)
Право на защиту от насилия и жестокого обращения (статья 19)
Право на дополнительную заботу, если у ребенка имеются дополнительные потребности (статья 23)
Право на медицинское обслуживание (статья 24)
Право посещать школу, учиться (статья 28)
Право на отдых, досуг и развлечения (статья 31)
Право не принимать участие в вооруженных конфликтах (статья 38)

Слайд № 5

Основные группы прав

Право на выживание

Право на развитие

Право на защиту

Право на участие

Вопросы для обсуждения
- Было ли трудно сгруппировать права?

- Какие именно и почему?

-Какие права кажутся вам более важными? (право на защиту)

Слайды № 6-9

№ 6 Право на выживание

охватывает потребность ребенка на жизнь и удовлетворение его потребностей, которые составляют основу существования; они включают в себя достойные жизненные стандарты, кров, питание, доступ к медицинскому обслуживанию

№ 7 Право на развитие

включает все, что необходимо детям для достижения наибольшего развития своих способностей: право на образование, право на игру, отдых, культурную деятельность, доступ к информации, свободу мысли, совести, религии.

№8 Право на защиту

требует, чтобы дети были защищены от насилия и эксплуатации. Особое внимание обращено на проблемы детей-беженцев, детей-жертв пыток и насилия, вовлечения детей в вооруженные конфликты, детского труда, потребления детей наркотиков и сексуальной эксплуатации несовершеннолетних.

№ 9 Право на участие

позволяет ребенку принимать активное участие в жизни общества и страны. Они включают в себя свободу иметь и высказывать свое мнение по проблемам, касающимся жизни детей; право вступать в организации и право на мирные собрания. По мере взросления дети должны иметь все возрастающие возможности для активного участия в общественной жизни, подготовиться к принятию ответственности за жизненно важные решения.

«Не строй церковь, пристрой сироту»- призывает русская пословица. Увы, не многие следуют этому призыву. Богатство и нищета по-прежнему существуют в мире. Для Казахстана проблема защиты детства чрезвычайно остра.

Словесные ассоциации.

Выработка понятия «жестокое обращение». Каждая группа записывает свои словесные ассоциации и определяет свое понятие данного словосочетания.

Слайд № 10

Грубость - проявление по отношению к другим черствости и неуважения, суровость, дерзость.

Жестокость - проявление безжалостности и бесчеловечности, отсутствие сожаления и сочувствия;

Насилие - применение различных форм принуждения в отношении других людей для оказания влияния или уничтожения



Родителям предлагается заполнить таблицу, определяя степень насильственности утверждения и относя его к определенной графе

Для выполнения этого задания каждой группе предлагается 1 из 4-х терминов



«Жестокость»

«Насилие»

«Грубость»

«Ненасилие».







Предлагаемые утверждения:

Издевательство

Пьяный за рулем

Музыка на всю громкость в позднее время

Принуждение к употреблению наркотиков

Война

Оставление вопроса без ответа

Призыв в армию

Осмеяние ребенка

Порча сиденья в общественном транспорте

Смертная казнь для осужденных за убийство

Толкнуть ребенка, чтобы его не задавил автомобиль

Не впускают в клуб из-за одежды

Не ответить на приветствие

Мины

Громко окликнуть на улице

Националистические или угрожающие лозунги на стенах

Использование животных для медицинских опытов

Отсутствие электричества или воды

Учение в школе

Прикрикнуть на кого-либо

Дать прозвище, указывающее на физический недостаток

Курение

Драка

Обмен мнениями:

- Какие трудности возникли при определении степени насильственности утверждений?

- Какие утверждения произвели самые сильные впечатления?

- Как вы считаете, каковы причины проявления жестокого обращения?

- Кто может выступать в роли инициатора жестокого обращения по отношению к детям?

(Важно! называть не только взрослых людей - учителей, родителей, соседей и так далее - но и осознавать, что инициатором может быть любой ребенок. Поэтому, если группа не предлагает такие варианты, то можно используя примеры, натолкнуть их на данные высказывания. Важно! ни в коем случае нельзя переходить на личности).

Информация о формах насилия, последствиях для жертвы и самого агрессора, влияние жестокого обращения на других.

Слайд № 8 (повторный просмотр)

Насилие в отношении ребенка - это все формы физи­ческого или эмоционального жестокого обращения, сексуального насилия, беспризорности или уклонение от родительских обязанностей, коммерческая или иная эксплуатация, причиняющая настоящий или потенциаль­ный вред детскому здоровью, выживанию, развитию или достоинству в контексте ответственности, доверия или власти.

Конвенция о правах ребенка признает широкие масш­табы насилия в отношении детей и указывает, что дети имеют право на защиту от всех форм насилия. Под на­силием подразумевается похищение, детоубийство, убийство, традиционные практики, причиняющие уве­чья, а также сексуальные, психические и физические злоупотребления, включая физическое наказание в качестве «дисциплинарных мер» в отношении детей.

Конвенция о правах ре­бенка устанавливает, что насилие в отношении детей в любой форме и в любом месте не имеет оправдания. В соответс­твии с Конвенцией дети имеют право на физичес­кую и личную неприкос­новенность и защиту от «всех форм физического или психологического насилия». Конвенция признает, что все формы насилия вредны и могут оказать отрицательное воздействие на все стороны жизни ребенка. Дети, под­верженные насилию, чаще страдают от недостаточного питания и болезней, хуже учатся в школе, у них понижен­ное самоуважение.

В соответствии с Конвенцией наси­лие в отношении детей является нарушением их челове­ческих прав.

Дети-жертвы насилия - дети, подвергшиеся или подвергающиеся насилию (физическому, сексуальному, психологическому, оскорблениям или злоупот­реблениям, отсутствию заботы или небрежному, грубому обращению или эксплуатации) в семье, в учреждениях образования и опеки.

Слайд № 11

Виды насилия

1. Физическое насилие:

2. Сексуальное насилие:

3. Психологическое насилие:

4. Эмоциональное насилие;

5. Экономическое насилие:

6. Эксплуатация детского труда:

1. Физическое насилие:

толчки, хватания, нанесение ударов ладонью или кулаком или посторонними предметами, удерживание, удушение, избиение, пинки, использование оружия, причинение ожогов, контроль над доступом жертвы к социальной или медицинской помощи и т.п.

2. Сексуальное насилие:

принуждение к половым отношениям посредством силы, угроз или шантажа, изнасилование; причинение боли и вреда здоровью жертвы посредством действий сексуального характера, и т.п.

3. Психологическое насилие:

вербальные оскорбления; шантаж; угрозы насилия по отношению к себе, жертве или другим лицам; запугивание посредством насилия по отношению к домашним животным или разрушение предметов собственности; преследование; контроль над деятельностью жертвы; контроль над кругом общения жертвы; контроль над доступом жертвы к различным ресурсам (получению социальной и медицинской помощи, медикаментам, автотранспорту, общению с друзьями, получению образования, работе и т.п.);

4. Эмоциональное насилие; принуждение жертвы к исполнению унижающих ее действий; контроль над распорядком дня жертвы и т.п.

5. Экономическое насилие:

отказ в содержании детей; утаивание доходов; трата семейных денег, самостоятельное принятие большинства финансовых решений (при покупке продуктов не учитываются потребности детей)

6. Эксплуатация детского труда:

принудительный труд, рабство, вымогательство, попрошайничество

Определение степени опасности ситуации

Группам выдается по карточке с определенными ситуациями.

Их задача - определить: опасна данная ситуация или безопасна. Каждая группа должна аргументировать свой ответ.

Предлагаемые ситуации:

- К девушке подходит приятный мужчина и предлагает помочь донести тяжелые сумки...

- Приятели приглашают молодого человека на вечеринку на свою дачу...

- Пятнадцатилетнему парню предлагают сигарету на дискотеке...

- Пятилетний мальчик плачет и просит шестнадцатилетнюю девушку помочь ему открыть дверь...

- Пожилого мужчину, который идет по темной улице, преследует незнакомый человек...

- В подъезде вместе с девушкой в лифт зашел незнакомый мужчина...

- Приятель, с которым девушка недавно познакомилась, предлагает ей высокооплачиваемую работу за границей...

- Девушка едет в электричке, и в ее пустой вагон заходит мужчина…

- Бабушка просит двух девушек помочь донести сумки до квартиры...

Обсуждение:

  • Как определить, является ли ситуация, в которую вы попали, опасной для вас?

  • Почему ситуации, которые определены ими как «безопасные» или как «спорные», могут оказаться опасными. Разберите, как вести себя в подобных ситуациях, чтобы избежать риска.

- Существует мнение, что люди, как взрослые, так и дети, часто провоцируют насилие, а значит, заслуживают его. Согласны ли вы с этим? Почему?

В конце можно сказать, что все приведенные ситуации являются опасными. Эти истории происходили в реальной жизни. И в каждой из них люди (взрослые, дети, подростки) подвергались насилию: физическому, сексуальному, психологическому.

Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права и обязанности только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют, несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.

Взаимопонимание, уважение прав друг друга - единственный способ решения конфликта родителей и детей. Конвенция о правах ребенка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы еще не подошли к этому. Начнем с маленьких шагов, которые предлагают вам ваши дети.

(выступление детей с обращением к родителям, вручение книжечек-советчиков)

Слайд № 12

Один рассвет для всех горстями дарит солнце

Наш звонкий детский смех о души взрослых бьется.

Луч солнца из окна, что утром мирно светит,

Ты защити, страна,чтоб улыбались дети.

Не отнимайте солнце у детей!

И жизнь Земли вовеки не прервется!

Чтоб над Землей звучало каждый день:

Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет солнце!

Видео-ролик «Маленькая страна»









© 2010-2022