- Преподавателю
- Другое
- Памятка по научно-исследовательской деятельности
Памятка по научно-исследовательской деятельности
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сподина А.А. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Памятка по научно-исследовательской деятельности
ОБЪЕКТ - ЭТО ТО, НА ЧТО НАПРАВЛЕН ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - ЧАСТЬ, ОТДЕЛЬНАЯ СТОРОНА ОБЪЕКТА. ЭТО НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ С ПРАКТИЧЕСКОЙ ИЛИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СВОЙСТВА, ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕКТА, КОТОРЫЕ ПОДЛЕЖАТ НЕПОСРЕДСТВЕННОМУ ИЗУЧЕНИЮ.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ - ЭТО НАУЧНО ОБОСНОВАННОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, НУЖДАЮЩЕЕСЯ В ДАЛЬНЕЙШЕЙ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКЕ.
1.Схема хода научного исследования:
-
Обоснование актуальности выбранной темы.
-
Постановка цели и конкретных задач исследования.
-
Определение гипотезы, проблемы.
-
Определение объекта и предмета исследования.
-
Выбор методов проведения исследования.
-
Описание процесса исследования.
-
Обсуждения результатов исследования.
-
Формирование вывода и оценки полученных результатов.
2.Основные компоненты научного исследования:
-
Тема исследования - это лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области. Тема должна быть актуальной, т.е. разработка определяется объективными требованиями времени, а изучаемый вопрос не должен иметь уже разработанного ответа в науке.
-
Цель исследования - выявление причинно-следственных связей и закономерностей, разработка теорий и методик.
-
Задачи исследования - изучить, определить, выявить, обобщить, проверить в опытной работе (апробировать) и т.п.
-
Гипотеза исследования - предположительный ответ на возникающий вопрос, разработанный на основе всестороннего изучения теоретического и практического состояния проблемы. Автор исследования формулирует гипотезу таким образом, чтобы возникло новое видение или понимание того, что он исследует.
Формулировать гипотезу по принципу, если делать много и хорошо, обязательно получится хорошо - ненаучно. Во-первых, совсем не обязательно, что получится хорошо, во-вторых, ничего нового и принципиального в решение проблемы такой подход не вносит.
Эти компоненты должны быть взаимосвязаны, одно должно вытекать из другого и им определяться. В противном случае исследование будет выстроено неверно и не даст научно достоверных и убедительных результатов.
-
Объект исследования - сфера (область) поиска. Такими объектами могут быть системы,
явления, процессы/воспитание, образование, развитие, формирование личности, коллектива. -
Предмет исследования - ограниченный аспект сферы поиска внутри объекта; процессы
-
просекания или реализации изучаемых явлений, совокупность элементов, связей, отношений.
-
Проблема исследования - вопрос, на который надо ответить; формулировка того, что неизвестно в изучаемом явлении.
3.Логика исследования
-
Определить темы, проблемы, цели, объекта, предмета и задач исследования. ,
-
Составление плана исследования и первого варианта плана выполнения самой работы.
-
Составление списка литературы по проблеме исследования.
-
Определение общей методики и методов исследования, базы исследования.
-
Изучение теории и истории вопроса, анализ базовых понятий (понятие, на которых строится исследование)
-
Изучение опыта решения данной проблемы по практике.
-
Сбор констатирующего материала.
-
Анализ и обобщение полученных результатов, и построение на их основе гипотезы - предположения о возможном способе разрешения возникнувшей проблемы.
-
Разработка методики проверки гипотезы.
-
Проведение опытно - экспериментальной работы (пилотный/пробный) и преобразующий (формирующий) эксперименты, опытная работа.
-
Проведение контрольных срезов.
-
Анализ и обобщение полученных результатов, формулировка теоретического основания проведенного исследования.
-
Выработка практических рекомендаций.
-
Оформление и литературная редакция работы.
4.Методы научного познания:
Методы педагогического исследования- это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий
I. Эмпирические (практические) методы исследования:
-
Наблюдение- метод, рассчитанный на непосредственное получение информации через
органы чувств (целенаправленное, систематическое изучение определённого педагогического явления).
-
Беседа- метод даёт возможность выяснить мнение, отношение воспитателей и
воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям.
-интервьюирование- исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определённой последовательности. Ответы можно фиксировать открыто.
-
Анкетирование- метод массового сбора материала с помощью специально разработанных
опросных листов анкет(открытые, закрытые ,полузакрытые, именные, анонимные…)
-
Тестирование-метод педагогического исследования с использованием тестов-
стандартезированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизические и личностные характеристики, а также зуны испытуемого.
-
Эксперимент- преднамеренное внесение изменений в процесс воспитания и обучения,
глубокий качественный анализ и количественное измерение полученных результатов
-
Изучение документов- метод педагогического исследования.
Документ - специально созданный человеком предмет, предназначенный для хранения и
передачи информации.
По форме фиксации документы бывают:
-
письменные (содержат буквенный текст- это журналы, дневники, тетради учащихся, планы учителей, протоколы собраний, программы, контрольные работы…);
-
статистические (информация в основном цифровая);
-
иконографические (кино и фотодокументы, картины);
-
фонетические (магнитофонные записи, кассеты, грампластинки);
-
технические (чертежи, поделки, техническое творчество)
II. Теоретические методы исследования:
-
Абстрагирование - мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета
от других его признаков, свойств, связей.
-
Анализ - мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение
отдельных признаков и качеств явления.
-
Синтез - смысловое соединение.
-
Сравнение - установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями.
-
Обобщение - выделение в явлениях общих черт, т.е. подытоживание исследования.
-
Индукция - движение мысли от частных суждений к общему выводу.
-
Дедукция - движение мысли от общего суждения к частному выводу.
-
Моделирование - это исследование процессов и явлений при помощи их реальных и или идеальных моделей.