Экологическое воспитание школьников

Неотъемлемой частью общественной и индивидуальной нравственности является внутреннее побуждение “помогать любой жизни” и жить сообразно с природой.          В процессе воспитания ребенка должны формироваться экологическое мировоззрение и экологическая культура. Экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране своей местности, а также воспитания эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека,... Эта мысль выражена в словах Д. Рескина: “Все усилия при воспитании окажутся тщетны, пока вы не научите ваших воспитанников любить поле, птиц и цветы”. Экологическое воспитание в средней общеобразовательной школе № 15 проводится согласно разработанной программе экологического воспитания «Люби и знай свой край», которая включает несколько направлений: - отношение к природе «Экология природы»; - отношение к себе как составной части природы «Экология здоровья»; - отношение к окружающему миру, к живым существам вокруг нас «Экология души»; - совместные мероприятия экологической направленности с  РЭБЦ  и РЦДЮТК (школы дополнит. образования). - информирование учащихся, педагогов, жителей микрорайона СОШ №15 и района об экологических проектах.     Огромное значение в формировании целостной системы естественнонаучных знаний школьников имеют экскурсии в природу. С  целью расширения конкретизации экологических знаний учащихся, формирования у них убежденности в необходимости охраны окружающей среды дети посещают РЭБЦ.      Формировать у подростков напрямую ответственное отношение к природе, окружающей среде, своему здоровью – малоэффективно. Для них эти задачи слишком абстрактны и малозначны. Добиться воспитания названных качеств реальнее, если идти к этому косвенным путем, используя подростковую потребность в самосознании.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Экологическое воспитание школьников

Экологическое воспитание школьников

Асланова С. Ш.

заместитель директора по УВР по начальной школе,

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средней общеобразовательной школы № 15 им. Цахаева З.З.»

Неотъемлемой частью общественной и индивидуальной нравственности является внутреннее побуждение "помогать любой жизни" и жить сообразно с природой.

В процессе воспитания ребенка должны формироваться экологическое мировоззрение и экологическая культура. Экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране своей местности, а также воспитания эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческим нормами морали. Формирование природоохранных навыков - как одна из сторон экологического воспитания - важная задача в работе школьного учителя.

Эта мысль выражена в словах Д. Рескина: "Все усилия при воспитании окажутся тщетны, пока вы не научите ваших воспитанников любить поле, птиц и цветы".

Экологическое воспитание в средней общеобразовательной школе № 15 проводится согласно разработанной программе экологического воспитания «Люби и знай свой край», которая включает несколько направлений:

- отношение к природе «Экология природы»;

- отношение к себе как составной части природы «Экология здоровья»;

- отношение к окружающему миру, к живым существам вокруг нас «Экология души»;

- совместные мероприятия экологической направленности с РЭБЦ и РЦДЮТК (школы дополнит. образования).

- информирование учащихся, педагогов, жителей микрорайона СОШ №15 и района об экологических проектах.

Огромное значение в формировании целостной системы естественнонаучных знаний школьников имеют экскурсии в природу. С целью расширения конкретизации экологических знаний учащихся, формирования у них убежденности в необходимости охраны окружающей среды дети посещают РЭБЦ.

Формировать у подростков напрямую ответственное отношение к природе, окружающей среде, своему здоровью - малоэффективно. Для них эти задачи слишком абстрактны и малозначны. Добиться воспитания названных качеств реальнее, если идти к этому косвенным путем, используя подростковую потребность в самосознании.

В этом могут помочь различные диагностические тесты («Твои радости и огорчения»), которые дадут подростку развернутую картину его личности, побудят его к раздумьям о смысле жизни и своем месте в ней. Тесты не являются мерилом личностных качеств ребенка, они лишь вспомогательное средство для того, чтобы подросток лучше понял себя, осознал свои потребности и соотнес их с планами на будущее. Полученная информация может оказать позитивное влияние на нравственность, культуру, жизненные установки подрастающего человека.

Как показывает практика, содержание деятельности, в которую вовлекаются учащиеся, независимо от возраста, следует обогащать за счет:

- сочетания экологического воспитания с экономическим в интересах развития прогностических способностей детей;

- включения в воспитательный процесс туристско-краеведческой работы, обладающей значительным экокультурным и оздоровительным потенциалом;

- насыщения совместной деятельности общением, игрой и творчеством для придания ей большей привлекательности;

- создания дома и в школе особой психологической среды, сориентированной на экологические ценности (здоровый образ жизни, культуру взаимоотношений, эмоциональную отзывчивость, практическое участие в благоустройстве двора, улицы, района, города);

- обращения к позитивным примерам природосообразной деятельности людей, дабы преодолеть у школьников пессимизм, возникающий на почве неверия в возможности человека изменить мир к лучшему.

Экологическое воспитание в школе нужно осуществлять, начиная с младшего школьного возраста и заканчивая лишь в старших классах.

Основная задача учителя состоит в том, чтобы научить детей вести экологический образ жизни. Конечно, учащиеся должны понять, что это требует от человека сознательного отказа от некоторых удобств цивилизации и потери части комфорта. Но взамен этого человечество приобретет чувство собственной значимости в деле сохранения планеты, а также каждый человек получит уверенность в том, что делает важное и нужное дело, в том числе не только для себя лично, но и для будущих поколений.

В течение учебного года проводятся следующие мероприятия по экологическому воспитанию и здоровьесбережению учащихся:

  1. Субботники;

  2. Изучение микрорайона;

  3. Изучение КОРа;

  4. Проложение «Экологической тропы»;

  5. Озеленение пришкольных участков и рекреаций;

  6. Мероприятия «Осенний калейдоскоп»;

  7. Акция «Подкорми зимующих птиц»;

  8. Защита экологических проектов;

  9. Исследовательские работы;

  10. Экологический брейн-ринг «Знатоки природы»;

  11. КВН «Знатоки птиц»;

  12. Международный день птиц;

  13. День Воды;

  14. День Земли;

  15. Интегрированные уроки «От экологии души до экологии земли»;

  16. Мероприятия «Мы против наркотиков», «Мы за здоровый образ жизни»;

  17. Деловые игры;

  18. Экскурсии;

  19. Концерты, выставки.

В целях реализации программы экологическое воспитание «Люби и знай свой край» в рамках двухмесячника предметов естественно - научного цикла в нашей школе 10.04.14 прошёл республиканский этап мероприятия «День птиц».

Гостями мероприятия были представители Министерства природных ресурсов и экологии РД Махачкалинского межрайонного комитета по экологии и природопользованию - главный специалист Исрапилов А.А., консультант отдела экологической экспертизы Гаджиева Р.Р., заместитель руководителя Гаджиханов С.Я., специалист Мурутчиева Д.Г.

Представители Министерства экологии совместно с учителями биологии, экологии провели КВН «Знатоки птиц» среди учащихся среднего звена (7а,б). Две команды: «Соколята» и «Орлята» отвечали на вопросы о птицах. У каждой команды был девиз, речевка, приветствие, эмблема. В трех турах убедительную победу одержали «Соколята». Затем учащиеся выступили с авторскими стихотворениями и тематическими песнями и сценками, презентациями «Птицы нашего края».

На суд жюри были представлены буклеты, выставки плаката, рисунка, скворечников, поделок из природного материала, бисероплетения . Особое внимание жюри привлекли: авторское стихотворение «Я - птица» Атаевой Ханум (10акл.), работа по бисеру «Птичка» Абдулаевой Марьям (7 акл.), выступление командира команды «Соколята» Саркарова Эвсела (7 акл.). Им были вручены ценные подарки, соответственно: мобильный телефон, наушники, фотоаппарат.

Праздник прошел организованно, содержательно.

Директор школы Капланова Анжела Сагидовна отметила профессионализм учителей и творческие способности участников мероприятия «День птиц».

Задача любого учителя - воспитать или посеять в душе ребенка понимание того, что высшая ценность в мире - это жизнь.

Экологическое воспитание школьников




Экологическое воспитание школьников


Экологическое воспитание школьников



Экологическое воспитание школьников

Экологическое воспитание школьников


Экологическое воспитание школьников


Экологическое воспитание школьников

Экологическое воспитание школьников

© 2010-2022