Рабочая программа по экономике 10 класс по учебнику И. В. Липсиц

     Данная программа предназначена для обучения учащихся 10 класса  (социально-экономической  группы) средней школы.      Программа по экономике   составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы по экономике для 10-11 классов общеобразовательных школ (автор И.В. Липсиц).   Программа предназначена для учащихся, не занимающихся по программе профильного курса экономики,конкретизирует содержание предметных тем образовательног...
Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рассмотрено»

Председатель МО

_________/ ./

Протокол №__

от «__»______________2014г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ СОШ р.п. Турки

_____________ / ./

«__»________________2014г

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ р.п. Турки

____________/

Приказ №___ от «__»_____2014г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Лопаткиной Людмилы Викторовны, I квалификационной категории

по экономике,

10а класс - социально-экономический профиль

(базовый уровень)






Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____от «__»_______2014 г.




2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Данная программа предназначена для обучения учащихся 10 класса (социально-экономической группы) средней школы.

Программа по экономике составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы по экономике для 10-11 классов общеобразовательных школ (автор И.В. Липсиц). Программа предназначена для учащихся, не занимающихся по программе профильного курса экономики, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:

  • человек и фирма;

  • человек и государство;

  • экономика домашнего хозяйства.

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.

Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения прежде всего экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.

Цели

Изучение экономики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;

  • воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

  • освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение учебного предмета «Экономика» в X классе отводится 17,5 часов из расчета 0,5 часа в неделю. Формами контроля ЗУН(ов) учащихся являются: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, опрос в парах, тестирование, контрольные работы, участие в проектной деятельности, подготовка мультимедийных презентаций по отдельным проблемам учебных тем.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Система оценки достижений учащихся.

Знания учащихся оцениваются по пятибалльной системе. По завершению темы(раздела) проводится тестирование, контрольная работа. Количество контрольных работ в 10 классе- 5.


2.Учебно-тематический план

(предмет)

Классы _10а_(социально-экономическая группа)

Учитель _Лопаткина Л.В.__

Количество часов: всего ___17_________ часов; в неделю ___0,5_______ часов.

Плановых проверочных работ- 2 , тестов- 4 ; контрольных работ- 5 часов.

Административных контрольных уроков ____2_ часа

Планирование составлено на основе программы по экономике для 10-11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень) автора Липсиц И.В. М.:

Учебник: «Экономика» И.В. Липсиц,20011г., «Витта-пресс»

Электронный учебник: Экономика.10-11 класс. Базовый уровень

Дополнительная литература:

Журнал «Экономика в школе»;

« Уроки экономики в школе» ,Е.В. Савицкая ,Вита -Пресс;

Экономика.. Контрольные задания .Тесты.10-11 классы,О.И. Медведева, издательство «Учитель» ,2009г

Календарно тематическое планирование

Сроки/

дата .

Те Тема раздела

Темы уроков

Форма контроля

Примечание

Экономика и экономическая наука (2ч.)

1.Что такое экономика.


2.Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы

Тестирование

Экономические системы (2ч.)

3.Понятие об экономических системах. Традиционная и рыночная системы.

Контр.раб.(тестир)

20 мин.

4.Командная и смешанная система.

Проверочная работа

Рынок(5ч.)

5. Что такое спрос.

Контр.раб(тестир) 20 мин.

6.От чего зависит предложение товаров.


7.Рыночное равновесие.

Тестирование

8. Решение задач.

Итоговая контрольная работа за I полуг.

9.Рынок на практике, или Как реально организована торговля.

Блиц-опрос

Деньги, банки, инфляция (4ч.)

10.Причины возникновения и формы денег. Функции денег в современной экономике.

Фронтальный опрос,тестирование

11.Причины появления и виды банков.


12.Принципы кредитования.


13.Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны.

Анализ ситуации,

проверочная работа

Рынок труда и безработица (3ч.)

14.Экономическая природа рынка труда.

Что такое заработная плата и от чего она зависит.

Контр.раб.(тестир)

Блиц-опрос

15.Роль профсоюзов и государства на рынках труда..


16.Социальные факторы формирования заработной платы

Тестирование

17.Повторение.

Итог. Контр. Раб. За II полугодие

Содержание тем учебного курса. (17 часов)


Экономика и экономическая наука (2 час)

Что изучает экономическая наука. Потребности. Ограниченность ресурсов. Свободные и экономические блага. Выбор и альтернативная стоимость. Факторы производства и факторные доходы.

Экономические системы (2 час)

Главные вопросы экономики. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем. Собственность. Конкуренция. Экономическая свобода.

Рынок (5 час)

Рынок одного товара. Спрос. Кривая спроса. Факторы спроса и сдвиги кривых спроса. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы предложения и сдвиги кривых и предложения. Рыночное равновесие Основные рыночные структуры.

Рынок труда и безработица (3 час)

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.

Деньги, банки, инфляция (4 час)

Деньги и их функции. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Процент. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.

Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.

Резерв учебного времени 1час.


Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • работу с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

  • критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

  • освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.);

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;

  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

  • написание творческих работ по экономическим вопросам.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  • функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

Уметь

  • приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

  • описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

  • объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • получения и оценки экономической информации;

  • составления семейного бюджета;

  • оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

Требования направлены на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие результаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке.

Перечень учебно-методического обеспечения:

учебник Липсиц И. В. Экономика. Базовый курс: учебник для 10,11кл..- М.: Вита-пресс, 2010 г.;

программа:

Липсиц А.В. Программа для 10-11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень). Сборник программно-методических материалов по экономике, - М.: Вита-Пресс, 2006

Список Литературы

Основная литература:

1)Бегенеева Т.П.Поурочные разработки по экономике, Москва «ВАГО» 2011г

2)Журнал «Экономика в школе»

3)Медведева О.И.Экономика 10-11 классы Контрольные задания тесты Волгоград «Учитель» 2009г.

4) Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. - М.: Вита-пресс, 2002 г.;

Дополнительная литература:

1)Райсберг, Б.А. Словарь современных экономических терминов/ Б.А. Райсберг, Л.Ш. Лозовский. - 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2007.

2)Тесты. Обществознание. 10-11класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. - М.: ООО «РУСТЕСТ», 2006;

3)Единый государственный экзамен 2014. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2014

Основные Internet-адреса:

  • mon.gov.ru - Министерство образования и науки;

  • fipi.ru - Портал ФИПИ - Федеральный институт педагогических измерений;

  • ege.edu.ru - Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ);

  • probaege.edu.ru - Портал Единый экзамен;

  • probaege.edu.ru - Федеральный портал «Российское образование»;

  • infomarker.ru/top8.html - RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.


© 2010-2022