- Преподавателю
- Другое
- Конспект урока Арифметическая и геометрическая прогрессии
Конспект урока Арифметическая и геометрическая прогрессии
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Назарова Н.И. |
Дата | 13.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока Арифметическая и геометрическая прогрессии
Должность :учитель математики и физики Назарова Надежда Ивановна
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Соколовская основная общеобразовательная школа»
Тема: Арифметическая и геометрическая прогрессии
Цели урока:
Образовательные: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию знаний по теме. Создание условий контроля (самоконтроля) усвоения темы.
Развивающие: способствовать формированию умений применения приемов сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию и развитие математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к предмету, активности, мобильности, умения общаться.
Тип урока: урок закрепления знаний и систематизации знаний по арифметической и геометрической прогрессии.
План и ход урока:
Организационная часть. Проверка готовности учащихся к уроку.
Закончился 20 век.
Куда стремится человек?
Изучены и космос и моря,
Строенье звезд и вся Земля.
Но математиков зовет
Известный лозунг:
«Прогрессио - движение вперед».
Мотивационное начало.
Учащимся предлагается обнаружить закономерность в таблице, заранее написанной на доске
2
4
8
16
0
2
6
14
-2
0
4
12
-4
-2
2
10
В первой строчке-геометрическая прогрессия
Во всех столбцах - арифметическая прогрессия.
2. Как можно сформулировать тему данного урока
Учащиеся формулируют тему урока, записывают в тетрадь
Актуализация целей и задач урока
Мудрец: Под скрип пера о лист бумаги.
Заполните сии листы!
Раздаются заготовки листов для проверки знания теории
№п/п
Прогрессия
Арифметическая
Геометрическая
1
Определение
2
Формула п-го члена
3
Сумма п первых членов прогрессии
4
Свойства
Ученики заполняют таблицу.
За верные ответы каждый учащийся получает жетоны. На экране появляется таблица с ответами
№п/п
Формулы
Арифметическая прогрессия
Геометрическая прогрессия
1
Определение
Определение дать устно
2
Формула п-го члена
a n+1 = an + d
bn+1 = bn • q
an = a1 + d(n - 1)
bn = b1 • q n-1
3
Сумма n-первых членов прогрессии
= (a1 + an) • n
= 2a1 + d(n - 1) • n
Sn = b1 • ( qn - 1) , q 1
Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия
| q | 1, S =
4
Свойства
an =
bn =
Зная эти формулы можно решать интересные задачи
Устно выполнить следующие задания:
1. (an ): a1 = 4, a2 = 6, d = ?
2. (an ): a1 = 2, d = 4, a10 = ?
3. (an ): a1 = 2, a5 = - 18, S5 = ?
4. (bn ): b1 = 9, b2 = 3, q = ?
5. (bn ): b1 = 1, q = - 2, b4 = ?
Решение задач репродуктивного характера.Организация взаимоконтроля в парах.
(Перед решением следующих задач учащимся предлагается оценить имеющиеся у них знания и умения по теме (по пятибальной шкале)
Знания и умения
Я
Другой
Знания формул п-го члена,суммы первых членов прогрессии
Умение преобразований выражений
Вычислительная культура
Задание -заполнить пропуски в таблице,если (an )-арифметическая прогрессия и (bn)- геометрическая прогрессия.
a1
d
n
an
Sn
110
-10
11
5
26
105
3
12
210
2
15
-10
b1
q
n
bn
Sn
1
3
10
0,5
8
2
2
7
1458
0,5
1/128
127/128
Работа выполняется учащимися самостоятельно. После следует взаимопроверка и взаимооценивание. Проверяющий заполняет третью колонку таблицы, выражая свое мнение о знаниях и умениях партнера
Физкультминутка.
Проводится гимнастика для глаз. Гимнастика для снятия напряжения глазных мускул.
-Смотрим все на доску. Нужно не поварачивая голову, в направлении указателя вести рисунок глазами. 1. Лежащая восьмёрка. 2. Вершина горы
1. 2.
3 «Я и мир логики»
Историческая справка о К.Ф. Гауссе
1. Вам предлагается решить небольшой тест. Обведите верные варианты ответов в кружок. Сопоставьте полученные ответы буквам и прочтите зашифрованное слово. Запишите буквы в таблицу.
Найти пятые члены следующих арифметических прогрессий:
(an ): - 6; - 3;… Ответ: А. - 5; Б. 9; В. 18; Г. 6.
(an ): a1 = 6, d = 5. Ответ: А. 26; Б. 15; В. 12; Г. 1.
an = 27 - 6n Ответ: Е. 59; Р. - 5; У. - 3; Ф. 4
(an ): a1 = - 26, d = 7. Ответ: П. 67 Р. - 3; С. 2; Т. 44
(an ): 4; 6; 8;… Ответ: М. - 4; Л. - 15; П. 6; С. 12.
Какое слово у вас получилось?
№ задания
1
2
3
4
5
Ответ (число)
6
26
- 3
2
12
Слово
Г
А
У
С
С
А знаете ли вы кто такой Гаусс?
Карл Гаусс (1777 - 1855) - немецкий математик, астроном, геодезист. Он еще в детстве обнаружил выдающиеся способности к математике. Учитель предложил учащимся сложить все натуральные числа от 1 до 100. Маленький Гаусс решил эту задачу за 1 минуту, сообразив, что 1 + 100 = 2 + 99 = 3 + 98 = …, 101 • 50 = 5050.
Какая задача была предложена Гауссу?
( Надо было найти сумму ста первых членов арифметической прогрессии:
1; 2; 3; …, 99; 100. S100 = (a1 + a100) • 100 = (1 + 100) • 100/2 = 5050)
Один ученик решает у доски, остальные записывают решение в тетрадях.
2)Найти сумму всех натуральных чисел ,кратных 4 и не превосходящих 300.
3)Найти количество всех трехзначных натуральных чисел , делящихся на 7
-Я хочу предложить на ваше внимание одну жизненную ситуацию. Однажды незнакомец постучал в окно к богатому купцу и предложил такую сделку: "Я буду ежедневно в течении 30 дней приносить тебе по 100 000 рублей. А ты мне в первый день за 100 000 рублей даёшь 1 коп., во второй день за 100 000 рублей - 2 коп., и так каждый день будешь увеличивать предыдущее число денег в 2 раза. Если тебе выгодна сделка, то с завтрашнего дня начнём". Купец обрадовался такой удаче. Он подсчитал, что за 30 дней получит от незнакомца 3 000 000 рублей. На следующий день пошли к нотариусу и узаконили сделку. Создаётся проблемная ситуация. Кто выиграл? Кто проиграл?
-Купец выиграл, ... незнакомец выиграл.
- Какую последовательность можно составить? -1;2;4;8;16;32;64;.... всего тридцать членов.
- Это какая прогрессия? -Геометрическая прогрессия.
-Значит, нам нужно найти сумму 30-ти членов геометрической прогрессии, где b1=1; q=2. Как найдём? -Нужна формула для вычисления первых n членов геометрической прогрессии?
Сегодня вам кажется, что знание арифметической и геометрической прогрессий вам в жизни не пригодится, но, к сожалению это не так. Вот послушайте, в какое нелепое положение попал даже правитель государства, не знающий геометрическую прогрессию.
- По древней индийской легенде правитель Шерам приглашает к себе Сету - человека, который придумал игру шахматы и говорит ему: «Я хочу за прекрасную игру вознаградить тебя. Я очень богат, что спросишь, всё могу дать". А Сета улыбаясь, говорит ему: "Если , вы непротив, то на первую клетку шахматной доски положить 1-о зёрнышко пшеницы, на вторую - 2, третью - 4, четвёртую - 8, на каждую последующую клетку в 2- раза больше, чем на предыдущую" Правитель даёт своё согласие и даёт приказ: "Вычислить пшеницу причитающуюся Сете и отдать". Проходит день, второй, третий, а пшеница не выдаётся. Вычисления проводятся день и ночь. Правитель выражает своё недовольствие. Наконец, спустя много времени они закончили свои вычисления, и были ошарашены тем , что у правителя нет столько пшеницы. Если быть точнее, то получим 18 квинтильонов 446 квадрильонов 744 триллиона 73 биллиона 709 миллионов 551 тысяча 615. Чтобы вместить столько пшеницы нужен амбар высотой 4 м, шириной 10 м, длина, которого в 2 раза больше расстояния от земли до солнца - 300000000 км. Значит, правитель не смог выполнить просьбу Сеты. (Учитель с помощью доски выводит формулу суммы n-первых членов геометрической прогрессии ).
Sn=(bn· q-b1)/(q-1) (1) S=b1(qn-1)/(q-1) (2)
А теперь ответим на вопрос, который был поставлен раньше . Выясним кто выиграл, кто проиграл. (Учитель совместно с учащимися вычисляют, сумму 30- ти членов, и делают вывод: купец проиграл, бесплатный сыр бывает только в мышеловке.)
Самостоятельная работа
1 вариант 2вариант
-
В арифметической прогрессии известны:
a1=-1,2 и d=3 a1=-0,8 и d=4
Найти : a4 Найти a3
2)Найти разность арифметической прогрессии,если:
a1=2, a11=-5 a1=4 , a18=-11
3)Первый член геометрической прогрессии 3)Первый член геометричес
равен 11,а знаменатель равен 2 кой прогрессии равен4,а
Найти сумму 5 первых членов знаменатель равен2.
Найти сумму 7 первых
членов
4)Найти сумму шести членов 4)Найти сумму пяти членов
геометрической прогрессии геометрической прогрессии
с положительными членами с положительными членами
если: b2 =4, b4 =1 если: b5 =81, b3 =36
Итог урока.
Рефлексия. А теперь, в конце урока хочется, чтобы вы выразили свое отношение к нашей сегодняшней работе и всему уроку в целом. Ответьте на вопросы в листах рефлексии и сдайте их мне.
1.Что понравилось на уроке?
2.Что не понравилось?
3.Мог ли ты получить другую отметку за урок?
4.Поставь себе отметку по 5-и бальной системе. Обоснуй её.
Задание на дом.
-
Повторить все основные формулы арифметической и геометрической прогрессии.
-
№654,657,678 (учебник под ред.Теляковского)
-
Дополнительное задание.
Задача.
Настенные русские часы с кукушкой устроены так, что кукушка кукует по 1 разу, когда часы показывают половину каждого часа и каждый час столько раз, каково время от 1 до 12 часов. Сколько раз прокукует кукушка за сутки?
Прогрессия.(сообщение ученика)
Слово «прогрессия» латинского происхождения (progressio),буквально означает «движение вперед» (как и слово «прогресс») и встречается впервые у римского автора Боэция (V-VI вв).Название «арифметическая» и «геометрическая» были перенесены из теории непрерывных пропорций, которыми занимались древние греки.
Первыми предоставления об арифметической и геометрической прогрессиях были еще у древних народов. В клинописных табличках вавилонян, как и в египетских папирусах, относящихся ко II тысячелетию до н.э., встречаются примеры арифметической и геометрической прогрессий. Первые из дошедших до нас задачи на прогрессии связаны с запросами хозяйственной жизни и общественной практики, как, например, распределение продуктов, деление наследства и т.д. В древнерусском юридическом сборнике «Русская правда» содержатся выкладки о приплоде от скота и пчел за известный промежуток времени, о количествах зерна, собранного с определенного участка земли и т.д.
Известна интересная история о знаменитом немецком математике К. Гауссе (1777-1855 гг), который в детстве обнаружил выдающиеся способности к математике. Формула суммы членов арифметической прогрессии была доказана древнегреческим ученым Диофантом (в III веке).
Из одной клинописной таблички можно заключить, что, наблюдая Луну от новолуния до полнолуния, вавилоняне пришли к такому выводу: в первые 5 дней после новолуния рост освещения лунного диска совершается по закону геометрической прогрессии со знаменателем 2.