Классный час на тему Путешествие в мир прав и обязанностей

Классный час на тему "Путешествие в мир прав и обязанностей" предназначен для обучающихся 7 - 9 классов общеобразовательных школ. Данную разработку могут использовать социальные педагоги, классные руководители.Познакомить учащихся с содержанием их прав и обязанностей, видами ответственности за нарушение законов, ответственности несовершеннолетних.Сформировать  убеждение о том, что самое главное, что определяет социальный статус подростков – это учеба, необходимость  не только реализации права на...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час на тему: «Путешествие в мир прав и обязанностей»

(для обучающихся 7 - 9 классов, продолжительность мероприятия - 45 минут)

1. Цель мероприятия: расширить и систематизировать знания учащихся в области правовых знаний.

Задачи:

- образовательные:

- познакомить учащихся с содержанием их прав и обязанностей, видами ответственности за нарушение законов, ответственности несовершеннолетних.

- сформировать убеждение о том, что самое главное, что определяет социальный статус подростков - это учеба, необходимость не только реализации права на образование, но и обязанности получить основное общее образование - 9 классов.

- воспитательная:

- показать не только увеличение прав и возможностей в возрасте от 14 лет, но и возрастающую степень ответственности за свои поступки.

- развивающая:

- показать, чем вызваны изменения статуса 14-летнего подростка - повышением ответственности в связи с его взрослением.

2. Оборудование:

1. Нормативные документы:

- Конституция РФ;

- Административный кодекс;

- Уголовный кодекс;

- Устав образовательного учреждения;

2. ИКТ (компьютер, проектор, экран)

- слайды «Путешествие в мир прав и обязанностей»

3. Высказывания философов (формат А4), магниты, аппликация «Волшебное дерево» (формат А4), листья дерева из цветной бумаги (по количеству обучающихся), маршрутные листы (по количеству обучающихся, формат А4) .

3. Ход мероприятия:

Дорогие ребята, сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в мир прав и обязанностей (слайд). И первую остановку мы совершим с вами в мире прав. Рисую треугольник.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы (слайд):

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках.

В конце концов людям удалось решить Главные вопросы и в 1948 году на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Если в точности соблюдать все, что в ней написано, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся. Вот несколько из них (слайд):

Статья 1. Все люди рождаются свободными и равные в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность.

Статья 9. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Статья 13. 1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства. 2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

Статья 24. Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.

Статья 26. 1. Каждый человек имеет право на образование.

Некоторым из вас уже исполнилось 14 лет, другим - «не за горами», остальным - позднее. Давайте познакомимся с правовым статусом 14-летнего подростка (слайд):

1. С 14 лет - право давать согласие на изменение своего гражданства.

2. С 14 лет - право без согласия родителей распоряжаться заработком (стипендией) и иными доходами.

3. С 14 лет - право самостоятельно совершать некоторые сделки.

4. С 14 лет - право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов.

Задание: Ребята, на столе у каждого лежит маршрутный лист. Мы совершили остановку в мире прав. Перечислите, пожалуйста, в маршрутном листе права (2-3), которыми, на ваш взгляд, вы обделены или вам не хватает для свободы действий.

Но нет прав без обязанностей! Вы все взрослеете, обязанностей становится больше. Давайте совершим путешествие в мир обязанностей. Рисую треугольник.Вот основные из них (слайд):

1. Выполнять Устав Школы, законные требования работников Школы.

2. С 14 лет - обязанность иметь паспорт, беречь его, уметь обращаться с ним, знать, когда действительно необходимо предъявлять его, нести ответственность за потерю этого документа.

3. С 16 лет - обязанность юношей пройти подготовку по основам военной службы, а в17 лет встать на воинский учёт.

Задание: Мы совершили остановку в мире обязанностей и вы сейчас в своих маршрутных листах пропишите те обязанности, которых, на ваш взгляд, не хватает вам в вашей жизни или, наоборот, ограничивают вашу свободу.

В нашем интересном путешествии мы никак не можем обойти стороной мир ответственности. Рисую треугольник. Здесь мы обязательно совершим остановку и узнаем, а что нас здесь с вами ожидает? (слайд).

1. С 14 лет - уголовная ответственность за особо тяжкие преступления (Ребята, я желаю, чтобы вас никогда не касалась уголовная ответственность!).

2. С 16 лет наступает административная ответственность. Например:

- появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах;

- мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества;

- нарушение требований пожарной безопасности.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) административный арест.

Физкультминутка.

Задание: А теперь давайте вспомним наших сказочных героев. Все они нарушали определенные законы и попали за это в полицию. Но сами они этого не понимают, считая, что в их поступках, поведении ничего страшного нет. А вы как думаете, ребята? Обсуждение поступков сказочных героев (слайд с картинками).

Машенька - заблудилась в лесу, заглянула «на огонёк» в гости к трём медведям. Их дома не оказалась, но Машеньку это не остановило, она съела у них всю кашу, сломала стульчик и улеглась во всей одежде и лаптях в чужую кроватку (Статья 7.17. КоАП РФ «Уничтожение или повреждение чужого имущества». Статья 20.1. КоАП РФ «Мелкое хулиганство, т.е. нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества»).

Баба-Яга - спешила в своей ступе (без прав) к Кощею Бессмертному, пролетела на красный свет светофора, не повиновалась сотрудникам ДПС (Статья 12.1. КоАП РФ «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра». Статья 12.7. КоАП РФ «Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством»).

Серый Волк - пил пиво на стадионе (предлагал трём поросятам присоединиться к нему), курил на территории школы (Статья 20.20. КоАП РФ «Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах». Статья 20.21. «Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность». Статья 6.10. КоАП РФ «Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ». Статья 20.4. КоАП РФ «Нарушение требований пожарной безопасности».).

Домовенок Кузя - залез в чужой домик, взял (украл) веник, нечаянно разбил стекло (Статья 7.27. КоАП РФ «Мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты… », статья 20.1. КоАП РФ «Мелкое хулиганство, т.е. нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества»).

Ребята, если вы заметили, все эти сказочные герои в той или иной степени нарушили чьи-то права: право на неприкосновенность чужого имущества (жилища), право на благоприятную окружающую среду и пр. Поэтому, вы как законопослушные, ответственные граждане нашей страны должны обязательно знать свои права и отстаивать их и тогда не будет на Земле неразберихи и того кошмара, которые существовали много лет назад.

Рефлексия: Таким образом, мы совершили с вами кругосветное путешествие. И закончилось оно около вот этого волшебного дерева. Почему волшебного? Потому что благодаря вам оно сейчас оживёт. Для этого надо каждому из вас подойти к нему и приклеить на него или рядом с ним листочек. Если вы ответственные и законопослушные граждане своей страны, то поместите листочек на самом дереве, в его центре. Если вы думаете, что вам надо поработать над собой, над своим поведением, чтобы быть достойным гражданином своей страны, приклейте листочек рядом с деревом или у его основания.

И в заключение нашей с вами встречи я, как социальный педагог, хочу вам сказать, что надо обязательно знать законы и исполнять их, разумно пользоваться правами и жить по самым простым человеческим законам добра и справедливости. Так, чтобы нам, учителям, вашим родителям, никогда ни за что не пришлось «краснеть» за вас. Где бы вы ни жили, кем бы вы ни стали: банкиром, юристом, военным, инженером, врачом, строителем - самое главное быть достойным гражданином своей Отчизны! (слайд).

До свидания! До новых встреч!


© 2010-2022