- Преподавателю
- Другое
- Организация природоохранной работы учащихся лицея
Организация природоохранной работы учащихся лицея
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Третьякова Г.Н. |
Дата | 15.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - Лицей № 5
города Мценска Орловской области
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ РАБОТЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ЛИЦЕЯ
Директор лицея:
Кузьмин Д.В.
Руководитель группы экологов:
Третьякова Г.Н, учитель биологии.
2013 год
В современном сложном, многообразном, полном противоречивых тенденций мире проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб. Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле. Необходимо предпринимать меры по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережению генофонда планеты. Это требует не только компетентных кадров, финансового обеспечения, но и изменения укоренившегося в сознании людей прагматичного мышления. Необходима переориентация системы ценностей всего окружения. Сложная экологическая обстановка, в частности в нашей стране, требует реальных мер по охране природы. Формирование бережного отношения к природе должно строиться на оценке природы как общенародного блага. Основу природоохранной работы составляет понимание природы как единого целого с обществом.
Осознание жизненной потребности гармонического сочетания интересов общества с законами биосферы - необходимое условие рационального использования природных богатств для повышения жизненного уровня и здоровья человечества.
Цель: привлечение детей к активной практической природоохранной деятельности, творческое развитие учащихся; воспитание экологической культуры и активной жизненной позиции.
Задачи природоохранной работы
1.Учебно-образовательные:
-
разработка наиболее оптимальных вариантов междисциплинарных связей в процессе работы;
-
формирование целенаправленных, устойчивых и продуктивных форм взаимодействия между педагогами - предметниками;
-
получение обучающимися в процессе работы над проектами реальных комплексных знаний по экологии.
-
2.Учебно-воспитательные:
-
формирование экологического мировоззрения по принципу: «Думай глобально - действуй локально»;
-
воспитание чувства любви к природе и бережного отношения к ней;
-
Формирование у обучающихся практических навыков коллективной работы и взаимопомощи уважительных и деловых взаимоотношений между обучающимися и педагогами.
-
3.Научно-исследовательские:
-
освоение методов проведения практических научно-исследовательских экологических работ;
-
составление и оформление компьютерных экологических карт территории района;
-
организация сети экологического мониторинга
-
ведение регулярных наблюдений за динамикой экологического состояния отдельных участков изучаемой территории;
-
организация фенологических наблюдений и составление календаря природы района,
-
создание экологической тропы;
-
освоение обучающимися теоретических знаний о природных комплексах, о взаимодействии и взаимоотношениях между компонентами природных территориальных комплексов.
Основной подход - деятельность и творчество.
В МБОУ - Лицей №5 много лет ведется экологическая работа. Экологическое образование и воспитание учащихся лицея ведется на уроках экологии, других образовательных предметах, а также во внеклассной и внешкольной работе. Лицей имеет программы непрерывного, действенного экологического воспитания школьников. При разработке программы учитывается, чтобы содержание образования и воспитания были направлены на изменение поведения учащихся к окружающей среде, нравственных ценностей, этических установок, представлений об устройстве мира. Основополагающим элементом рассматриваемого подхода является теория. Полученные теоретические знания школьники применяют на практике в разнообразных формах классной и внеклассной работ. Это помогает оценить взгляды отдельной личности или группы детей на изучаемый предмет, развивает самосознание, углубляет понимание собственных и групповых убеждений, нравственных норм, ценностей, в соответствии с которыми мы живем, как и почему поступаем, а также возможных последствий наших поступков. Работа направлена на усвоение и принятие учащимися определенной позиции по изучаемому вопросу.
Вся проделанная работа вызывает у школьников вопрос: что я думаю? Что думает группа? После этого у детей развивается способность и желание действовать: проводить опрос общественного мнения, направлять письма в средства массовой информации, публиковать статьи, взаимодействовать с местной администрацией и руководителями предприятий. Такая работа отражает разные направления деятельности по изучению и сохранению природной среды через организационные и познавательные мероприятия, практическую и просветительную работу, благотворительные акции, познавательно-развлекательные мероприятия. Это традиционные и инновационные виды и формы работы:
Массовые формы работы.
Учащиеся лицея ежегодно принимают участие в различных акциях:
-
Акция «Чистый город»: убирают территорию лицея и парка «Комсомольская слава»
Уборка парка «Комсомольская слава» Уборка сквера на территории лицея
-
Акция покормите птиц зимой
Подкормка птиц на зимней экскурсии Идем кормить птиц с учащимися 5 классов
-
Акция «Красная ленточка»
Красная ленточка - символ акции Правда о СПИДЕ
-
Акция «Искусственное гнездовье»
Развешивание скворечников в окрестностях лицея
Конкурс исскусственных гнездовий
-
Акция «День птиц»
КВН «Пернатые» 7а, 7б,7в кл Танец токующих журавлей 7в кл.
-
Акция «Первоцветы»
Волонтеры 7а класса проводят акцию «Первоцветы» среди учащихся 1А, 1Б, 1В классов.
Лицеисты участвуют в конкурсах стихов, сочинений, экологических сказок , презентаций «Марш парков и заповедников», смотрах агитбригад.
Агитбригада «Нет дороге в ад!» 10кл. Агитбригада «Вредным привычкам - бой!» 5 кл
Агитбригада «Мы здоровье сбережем»4 кл. Агитбригада «Дайте планете шанс!» 11кл.
Особый интерес вызвал конкурс экологических сказок
«Сказка-ложь, да в ней намек - экологии урок»
Сказка «Репка» 6 б кл. Сказка «Сэр Мусэр» 8б кл.
Сказка «Инфекция» 9в кл. Сказка «Лесной спецназ» 8а кл.
В рамках акций проводятся торжественные и массовые мероприятия, специально приуроченные к праздникам и памятным датам.
В здоровом теле - здоровый дух! Малые олимпийские игры
(в рамках недели здоровья) (в рамках недели науки)
Митинг «Анти-СПИД» проводят волонтеры 11 А класса ( в рамках программы «За здоровый образ жизни»)
В лицее работает экологический клуб «Родничок»
Название клубу выбрано не случайно, ведь ученики начальных классов - такие же маленькие и чистые, как родничок - это начало начал и относиться к нему нужно бережно. Участие в работе клуба способствует расширению экологических представлений младших школьников; совершенствует навыки проектной деятельности.
Каждый год участники клуба работают над реализацией новых проектов. В конце учебного года в лицее проходит конференция научно-исследовательского общества «Эрудит», на которой младшие школьники представляют свои работы.
Слушаем проекты исследовательских работ Идет обсуждение выступлений.
Награждение победителей.
-
Игровые формы работы:
Лицеисты активно участвуют в экологических играх: «Лесная аптека», КВН, «Что? Где? Когда?», экологических викторинах «Заповедные территории», «Редкие и исчезающие животные», «Предприятия - загрязнители», где они сочиняют кроссворды, загадки, ребусы. Проводятся деловые и ролевые игры, научные конференции, пресс - конференции.
Викторина «Сказки старого леса» 6А,6Б кл. Ролевая игра «Поезд здоровья»» 9в кл.
Конференция Экологический эрудицион
«Биосфера.Экология.Здоровье» 11кл. «Свалка по имени Земля» 10кл.
-
Просветительские мероприятия:
Большая роль в лицее отводится просветительной работе. Это выставки книг, конкурсы рисунков, плакатов, выпуск фотостендов, бюллетеней, листовок, просмотр видеофильмов. Очень нравится детям участие в конкурсах фотографий «Мы и природа», «Я в лесу», «Я и мой друг», «Интересный снимок», «Фотомиг». А также они занимаются фотосъёмкой во время праздников, походов, экскурсий, поездок.
Фотоконкурс «Посмотри, как хорош мир, в котором ты живешь! » 5- 11 классы
Конкурс плакатов «За здоровый образ жизни» 9- 11 классы
Конкурс экологических листовок «Сохраним чистоту родного двора!»
-
Практические мероприятия.
Все полученные знания, учащиеся лицея закрепляют на практике. Это подготовка и участие в олимпиадах по экологии, лабораторные практикумы, практические работы в классе и на местности, кружковая деятельность, озеленение классов, экскурсии, походы, практики. Особую роль играет природоохранная деятельность, а именно защита и улучшение природной среды: изготовление кормушек, гнездовых домиков, борьба с мусором, очистка пришкольного участка, участие в экологических акциях, труды на пришкольном участке. Мы поддерживаем тесную связь с микрорайоном, проводим агитационную работу, участвуем в благоустройстве территории. Учащиеся лицея принимают участие в летней трудовой четверти.
Школьный учебно-опытный участок - это кабинет биологии под открытым небом для уроков, практических занятий, опытов и наблюдений, пропаганда и разъяснение идей охраняемой природы. На территории лицея работает экологическая тропа «Удивительное рядом», где учащиеся получают практические навыки общения с природой. Основная форма работы тропы - экскурсии, которые проводят преподаватели и учащиеся старших классов. Разработаны экскурсии разной тематики: «Осенние явления в жизни природы» 5- 6 кл., «Лекарственные растения - наши соседи» 6 кл., «Календарь друидов» 6 кл., «Зимние явления в жизни природы» 6,7 кл., «Влияние антропогенного фактора в природе» 11 кл., «Биогеоценоз» 11 кл., «Популяции в природе» 9,11 кл., «Сорные растения» 6 кл., «Береза - русская душою» 6,7 кл.
Экскурсия 6 кл Экскурсия 8 кл.
«Зимние явления в жизни природы» «Календарь друидов»
( Третьякова Г.Н. ) ( Дюбакова Юля 11 кл.)
Разработаны экскурсии по маршруту экологической тропы. Станции тропы: «Береза», «Опытный участок», «Земляника», «Аллея выпускника», «Парк», «Геологическое обнажение», «Река Зуша», «Родник». Тропа используется для проведения лабораторных практикумов «Построение вариационного ряда и вариационной кривой на примере одуванчика» 11 кл., «Характеристика биоценоза реки» 11 кл., «Семейства цветковых растений» 6 кл.
Работая на экологической тропе, учащиеся провели исследование родников на берегу Зуши, собрали материал для составления паспорта родника, очистили и зацементировали один из небольших родников.
Исследование свойств воды. Забор воды из родника
Сбор материала для составления паспорта родника
-
Исследовательская работа:
Ученическая исследовательская работа включает в себя многие виды деятельности. Ребята слушают лекции, посещают лабораторные и практические занятия. Проводятся экскурсии на заводы, мебельную фабрику, аптеку, в городскую пожарную часть, в церкви. Юные исследователи приобретают навык самостоятельной работы по написанию рефератов, подготовки выступлений на конференциях. В лицее разработаны специальные методики проведения деловых игр и дискуссий.
Научно-практические конференции являются итоговой формой исследовательской деятельности учащихся. В нашем лицее это ежегодная весенняя научно-практическая конференция научного общества «Эрудит». Экспертные комиссии в соответствии с критериями определяют лауреатов. Подведение итогов и объявление лауреатов школьной научно-практической конференции проходит в виде торжественной церемонии. Кроме того ежегодно учащиеся лицея выступают на городском конкурсе экологов с исследовательскими проектами. Наиболее удачными были выступления учащихся: «Антропогенное влияние населения на экологическое состояние биогеоценоза Курдюмовского леса» Дмитриева И. 11 кл. 2011г ( призовое место)
«Пищевые предпочтения птиц, содержащихся в неволе» Карева Е. 7 б класс 2012 «Мониторинг состояния здоровья школьников старших классов» Семина Кр. 9 в кл. 2013г.
Экологические экспедиции
Для изучения и исследования родного края неизменной формой образовательно-воспитательного процесса остается экспедиции, целью которых является развитие экологических знаний, экологической культуры, формирование экологического мышления и поведения у школьников, воспитание любви к природе и уважения к истории предков, разработка и апробация программы изучения традиций природопользования; привлечение юношества к изучению и восстановлению историко-культурного и природного наследия родного края, укрепление физического, психологического здоровья детей. Волонтеры - лицеисты посетили памятники природы садово-паркового искусства: «Усадьбу Сумарокова» (с.Алябьево), «Усадьбу Новосильцевых» (с. Первый Воин), «Усадьбу Шеншина» (с.Волково),«Усадьбу Дьякова»( с.Черемошны). Из экспедиции
на территории памятников природы «Красная Круча» и «Гнездовье серой цапли»
учащиеся привезли много интересного иллюстративного материала, который может
использоваться для исследовательских работ, на уроках экологии, ботаники, зоологии.
Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц. Природа - великий учитель!
Проводимые нами мероприятия свидетельствуют о том, что воспитание экологической культуры и развитие экологического мышления и экологической грамотности - важнейшие задачи, которые стоят перед современным обществом и образованием.
Творческие планы:
1. Продолжить реконструкцию клумб учебно-опытного участка
2.Заложить участок под саженцы дуба
3.Продолжить формирование учебной экологической тропы: разработать экскурсии «Первоцветы», «Лекарственные растения рядом с нами», « Изменчивость».
4. Провести конкурс на лучшее оформление клумбы.
5. Составить паспорт родника «Стрелецкий».