Организация природоохранной работы учащихся лицея

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - Лицей № 5

города Мценска Орловской области



ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ РАБОТЫ

ОБУЧАЮЩИХСЯ ЛИЦЕЯ



Директор лицея:

Кузьмин Д.В.

Руководитель группы экологов:

Третьякова Г.Н, учитель биологии.









2013 год

В современном сложном, многообразном, полном противоречивых тенденций мире проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб. Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле. Необходимо предпринимать меры по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережению генофонда планеты. Это требует не только компетентных кадров, финансового обеспечения, но и изменения укоренившегося в сознании людей прагматичного мышления. Необходима переориентация системы ценностей всего окружения. Сложная экологическая обстановка, в частности в нашей стране, требует реальных мер по охране природы. Формирование бережного отношения к природе должно строиться на оценке природы как общенародного блага. Основу природоохранной работы составляет понимание природы как единого целого с обществом.

Осознание жизненной потребности гармонического сочетания интересов общества с законами биосферы - необходимое условие рационального использования природных богатств для повышения жизненного уровня и здоровья человечества.

Цель: привлечение детей к активной практической природоохранной деятельности, творческое развитие учащихся; воспитание экологической культуры и активной жизненной позиции.

Задачи природоохранной работы

1.Учебно-образовательные:

  • разработка наиболее оптимальных вариантов междисциплинарных связей в процессе работы;

  • формирование целенаправленных, устойчивых и продуктивных форм взаимодействия между педагогами - предметниками;

  • получение обучающимися в процессе работы над проектами реальных комплексных знаний по экологии.

  • 2.Учебно-воспитательные:

  • формирование экологического мировоззрения по принципу: «Думай глобально - действуй локально»;

  • воспитание чувства любви к природе и бережного отношения к ней;

  • Формирование у обучающихся практических навыков коллективной работы и взаимопомощи уважительных и деловых взаимоотношений между обучающимися и педагогами.

  • 3.Научно-исследовательские:

  • освоение методов проведения практических научно-исследовательских экологических работ;

  • составление и оформление компьютерных экологических карт территории района;

  • организация сети экологического мониторинга

  • ведение регулярных наблюдений за динамикой экологического состояния отдельных участков изучаемой территории;

  • организация фенологических наблюдений и составление календаря природы района,

  • создание экологической тропы;

  • освоение обучающимися теоретических знаний о природных комплексах, о взаимодействии и взаимоотношениях между компонентами природных территориальных комплексов.

Основной подход - деятельность и творчество.

В МБОУ - Лицей №5 много лет ведется экологическая работа. Экологическое образование и воспитание учащихся лицея ведется на уроках экологии, других образовательных предметах, а также во внеклассной и внешкольной работе. Лицей имеет программы непрерывного, действенного экологического воспитания школьников. При разработке программы учитывается, чтобы содержание образования и воспитания были направлены на изменение поведения учащихся к окружающей среде, нравственных ценностей, этических установок, представлений об устройстве мира. Основополагающим элементом рассматриваемого подхода является теория. Полученные теоретические знания школьники применяют на практике в разнообразных формах классной и внеклассной работ. Это помогает оценить взгляды отдельной личности или группы детей на изучаемый предмет, развивает самосознание, углубляет понимание собственных и групповых убеждений, нравственных норм, ценностей, в соответствии с которыми мы живем, как и почему поступаем, а также возможных последствий наших поступков. Работа направлена на усвоение и принятие учащимися определенной позиции по изучаемому вопросу.

Вся проделанная работа вызывает у школьников вопрос: что я думаю? Что думает группа? После этого у детей развивается способность и желание действовать: проводить опрос общественного мнения, направлять письма в средства массовой информации, публиковать статьи, взаимодействовать с местной администрацией и руководителями предприятий. Такая работа отражает разные направления деятельности по изучению и сохранению природной среды через организационные и познавательные мероприятия, практическую и просветительную работу, благотворительные акции, познавательно-развлекательные мероприятия. Это традиционные и инновационные виды и формы работы:

Массовые формы работы.

Учащиеся лицея ежегодно принимают участие в различных акциях:

  • Акция «Чистый город»: убирают территорию лицея и парка «Комсомольская слава»

Организация природоохранной работы учащихся лицеяОрганизация природоохранной работы учащихся лицея

Уборка парка «Комсомольская слава» Уборка сквера на территории лицея



  • Акция покормите птиц зимой

Организация природоохранной работы учащихся лицеяОрганизация природоохранной работы учащихся лицея

Подкормка птиц на зимней экскурсии Идем кормить птиц с учащимися 5 классов

  • Акция «Красная ленточка»

Организация природоохранной работы учащихся лицеяОрганизация природоохранной работы учащихся лицея

Красная ленточка - символ акции Правда о СПИДЕ



  • Акция «Искусственное гнездовье»

Организация природоохранной работы учащихся лицеяОрганизация природоохранной работы учащихся лицея

Развешивание скворечников в окрестностях лицея

Организация природоохранной работы учащихся лицеяОрганизация природоохранной работы учащихся лицея

Конкурс исскусственных гнездовий

  • Акция «День птиц»

Организация природоохранной работы учащихся лицеяОрганизация природоохранной работы учащихся лицея

КВН «Пернатые» 7а, 7б,7в кл Танец токующих журавлей 7в кл.



  • Акция «Первоцветы»

Организация природоохранной работы учащихся лицеяОрганизация природоохранной работы учащихся лицея

Волонтеры 7а класса проводят акцию «Первоцветы» среди учащихся 1А, 1Б, 1В классов.

Лицеисты участвуют в конкурсах стихов, сочинений, экологических сказок , презентаций «Марш парков и заповедников», смотрах агитбригад.

Организация природоохранной работы учащихся лицеяОрганизация природоохранной работы учащихся лицея Агитбригада «Нет дороге в ад!» 10кл. Агитбригада «Вредным привычкам - бой!» 5 кл

Организация природоохранной работы учащихся лицеяОрганизация природоохранной работы учащихся лицея

Агитбригада «Мы здоровье сбережем»4 кл. Агитбригада «Дайте планете шанс!» 11кл.

Особый интерес вызвал конкурс экологических сказок

«Сказка-ложь, да в ней намек - экологии урок»

Организация природоохранной работы учащихся лицеяОрганизация природоохранной работы учащихся лицея

Сказка «Репка» 6 б кл. Сказка «Сэр Мусэр» 8б кл.

Организация природоохранной работы учащихся лицеяОрганизация природоохранной работы учащихся лицея

Сказка «Инфекция» 9в кл. Сказка «Лесной спецназ» 8а кл.

В рамках акций проводятся торжественные и массовые мероприятия, специально приуроченные к праздникам и памятным датам.

Организация природоохранной работы учащихся лицеяОрганизация природоохранной работы учащихся лицея

В здоровом теле - здоровый дух! Малые олимпийские игры

(в рамках недели здоровья) (в рамках недели науки)

Организация природоохранной работы учащихся лицеяОрганизация природоохранной работы учащихся лицея

Митинг «Анти-СПИД» проводят волонтеры 11 А класса ( в рамках программы «За здоровый образ жизни»)

В лицее работает экологический клуб «Родничок»

Название клубу выбрано не случайно, ведь ученики начальных классов - такие же маленькие и чистые, как родничок - это начало начал и относиться к нему нужно бережно. Участие в работе клуба способствует расширению экологических представлений младших школьников; совершенствует навыки проектной деятельности.

Каждый год участники клуба работают над реализацией новых проектов. В конце учебного года в лицее проходит конференция научно-исследовательского общества «Эрудит», на которой младшие школьники представляют свои работы.

Организация природоохранной работы учащихся лицеяОрганизация природоохранной работы учащихся лицея

Слушаем проекты исследовательских работ Идет обсуждение выступлений.

Организация природоохранной работы учащихся лицеяОрганизация природоохранной работы учащихся лицея

Награждение победителей.

  • Игровые формы работы:

Лицеисты активно участвуют в экологических играх: «Лесная аптека», КВН, «Что? Где? Когда?», экологических викторинах «Заповедные территории», «Редкие и исчезающие животные», «Предприятия - загрязнители», где они сочиняют кроссворды, загадки, ребусы. Проводятся деловые и ролевые игры, научные конференции, пресс - конференции.

Организация природоохранной работы учащихся лицеяОрганизация природоохранной работы учащихся лицея

Викторина «Сказки старого леса» 6А,6Б кл. Ролевая игра «Поезд здоровья»» 9в кл.

Организация природоохранной работы учащихся лицеяОрганизация природоохранной работы учащихся лицея

Конференция Экологический эрудицион

«Биосфера.Экология.Здоровье» 11кл. «Свалка по имени Земля» 10кл.



  • Просветительские мероприятия:

Большая роль в лицее отводится просветительной работе. Это выставки книг, конкурсы рисунков, плакатов, выпуск фотостендов, бюллетеней, листовок, просмотр видеофильмов. Очень нравится детям участие в конкурсах фотографий «Мы и природа», «Я в лесу», «Я и мой друг», «Интересный снимок», «Фотомиг». А также они занимаются фотосъёмкой во время праздников, походов, экскурсий, поездок.

Организация природоохранной работы учащихся лицея

Фотоконкурс «Посмотри, как хорош мир, в котором ты живешь! » 5- 11 классы







Организация природоохранной работы учащихся лицея

Конкурс плакатов «За здоровый образ жизни» 9- 11 классы



Организация природоохранной работы учащихся лицеяОрганизация природоохранной работы учащихся лицея





Организация природоохранной работы учащихся лицеяОрганизация природоохранной работы учащихся лицея





Конкурс экологических листовок «Сохраним чистоту родного двора!»



  • Практические мероприятия.

Все полученные знания, учащиеся лицея закрепляют на практике. Это подготовка и участие в олимпиадах по экологии, лабораторные практикумы, практические работы в классе и на местности, кружковая деятельность, озеленение классов, экскурсии, походы, практики. Особую роль играет природоохранная деятельность, а именно защита и улучшение природной среды: изготовление кормушек, гнездовых домиков, борьба с мусором, очистка пришкольного участка, участие в экологических акциях, труды на пришкольном участке. Мы поддерживаем тесную связь с микрорайоном, проводим агитационную работу, участвуем в благоустройстве территории. Учащиеся лицея принимают участие в летней трудовой четверти.

Школьный учебно-опытный участок - это кабинет биологии под открытым небом для уроков, практических занятий, опытов и наблюдений, пропаганда и разъяснение идей охраняемой природы. На территории лицея работает экологическая тропа «Удивительное рядом», где учащиеся получают практические навыки общения с природой. Основная форма работы тропы - экскурсии, которые проводят преподаватели и учащиеся старших классов. Разработаны экскурсии разной тематики: «Осенние явления в жизни природы» 5- 6 кл., «Лекарственные растения - наши соседи» 6 кл., «Календарь друидов» 6 кл., «Зимние явления в жизни природы» 6,7 кл., «Влияние антропогенного фактора в природе» 11 кл., «Биогеоценоз» 11 кл., «Популяции в природе» 9,11 кл., «Сорные растения» 6 кл., «Береза - русская душою» 6,7 кл.

Организация природоохранной работы учащихся лицеяОрганизация природоохранной работы учащихся лицея

Экскурсия 6 кл Экскурсия 8 кл.

«Зимние явления в жизни природы» «Календарь друидов»

( Третьякова Г.Н. ) ( Дюбакова Юля 11 кл.)

Разработаны экскурсии по маршруту экологической тропы. Станции тропы: «Береза», «Опытный участок», «Земляника», «Аллея выпускника», «Парк», «Геологическое обнажение», «Река Зуша», «Родник». Тропа используется для проведения лабораторных практикумов «Построение вариационного ряда и вариационной кривой на примере одуванчика» 11 кл., «Характеристика биоценоза реки» 11 кл., «Семейства цветковых растений» 6 кл.

Работая на экологической тропе, учащиеся провели исследование родников на берегу Зуши, собрали материал для составления паспорта родника, очистили и зацементировали один из небольших родников.

Организация природоохранной работы учащихся лицеяОрганизация природоохранной работы учащихся лицея

Исследование свойств воды. Забор воды из родника

Организация природоохранной работы учащихся лицеяОрганизация природоохранной работы учащихся лицея

Сбор материала для составления паспорта родника

  • Исследовательская работа:

Ученическая исследовательская работа включает в себя многие виды деятельности. Ребята слушают лекции, посещают лабораторные и практические занятия. Проводятся экскурсии на заводы, мебельную фабрику, аптеку, в городскую пожарную часть, в церкви. Юные исследователи приобретают навык самостоятельной работы по написанию рефератов, подготовки выступлений на конференциях. В лицее разработаны специальные методики проведения деловых игр и дискуссий.

Научно-практические конференции являются итоговой формой исследовательской деятельности учащихся. В нашем лицее это ежегодная весенняя научно-практическая конференция научного общества «Эрудит». Экспертные комиссии в соответствии с критериями определяют лауреатов. Подведение итогов и объявление лауреатов школьной научно-практической конференции проходит в виде торжественной церемонии. Кроме того ежегодно учащиеся лицея выступают на городском конкурсе экологов с исследовательскими проектами. Наиболее удачными были выступления учащихся: «Антропогенное влияние населения на экологическое состояние биогеоценоза Курдюмовского леса» Дмитриева И. 11 кл. 2011г ( призовое место)

«Пищевые предпочтения птиц, содержащихся в неволе» Карева Е. 7 б класс 2012 «Мониторинг состояния здоровья школьников старших классов» Семина Кр. 9 в кл. 2013г.Организация природоохранной работы учащихся лицеяОрганизация природоохранной работы учащихся лицеяОрганизация природоохранной работы учащихся лицеяОрганизация природоохранной работы учащихся лицея



Организация природоохранной работы учащихся лицеяОрганизация природоохранной работы учащихся лицеяОрганизация природоохранной работы учащихся лицея

Экологические экспедиции

Для изучения и исследования родного края неизменной формой образовательно-воспитательного процесса остается экспедиции, целью которых является развитие экологических знаний, экологической культуры, формирование экологического мышления и поведения у школьников, воспитание любви к природе и уважения к истории предков, разработка и апробация программы изучения традиций природопользования; привлечение юношества к изучению и восстановлению историко-культурного и природного наследия родного края, укрепление физического, психологического здоровья детей. Волонтеры - лицеисты посетили памятники природы садово-паркового искусства: «Усадьбу Сумарокова» (с.Алябьево), «Усадьбу Новосильцевых» (с. Первый Воин), «Усадьбу Шеншина» (с.Волково),«Усадьбу Дьякова»( с.Черемошны). Из экспедиции

на территории памятников природы «Красная Круча» и «Гнездовье серой цапли»

учащиеся привезли много интересного иллюстративного материала, который может

использоваться для исследовательских работ, на уроках экологии, ботаники, зоологии.

Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц. Природа - великий учитель!

Проводимые нами мероприятия свидетельствуют о том, что воспитание экологической культуры и развитие экологического мышления и экологической грамотности - важнейшие задачи, которые стоят перед современным обществом и образованием.

Творческие планы:

1. Продолжить реконструкцию клумб учебно-опытного участка

2.Заложить участок под саженцы дуба

3.Продолжить формирование учебной экологической тропы: разработать экскурсии «Первоцветы», «Лекарственные растения рядом с нами», « Изменчивость».

4. Провести конкурс на лучшее оформление клумбы.

5. Составить паспорт родника «Стрелецкий».





© 2010-2022