• Преподавателю
  • Другое
  • Методические рекомендации на тему Понятие о мотивации учебной деятельности обучающихся

Методические рекомендации на тему Понятие о мотивации учебной деятельности обучающихся

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Горловский колледж промышленных технологий и экономики»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


На тему: Понятие о мотивации учебной деятельности обучающихся







Подготовила:

Савченко Л.К.


СОДЕРЖАНИЕ

с.

Введение

3

1. Понятие мотивации и значение учебных мотивов

5

2. Мотивация как компонент учебной деятельности

6

3. Последовательность деятельности преподавателя при проектировании мотивационных технологий


10

4. Роль положительного уровня мотивации и познавательных интересов студентов в мотивации их обучения


11

5. Методы формирования мотивации к учебной деятельности

14

Выводы

17

Список использованной литературы

18


ВВЕДЕНИЕ

Среди стратегических планов развития любого современного открытого гражданского общества особое место должно быть отведено проектам, нацеленным на постоянное развитие образования граждан.

Для Донецкой народной республики, именно вопросы развития качественного технического среднего профессионального образования является стратегическим в контексте обеспечения устойчивого инновационного развития нашего молодого государства, источником его экономического роста и национальной безопасности.

Именно сейчас нашей республике необходимы молодые специалисты технического направления с глубокими теоретическими и практическими знаниями, способные креактивно мыслить, анализировать и создавать новые проекты на основе способности к самообразованию и непрерывному обучению.

Повышение качества среднего профессионального образования, обеспечения его мобильности, привлекательности, конкурентоспособности на рынке труда, требует дальнейшего совершенствования организации учебного процесса.

Одним из направлений реформирования среднего профессионального образования в Донецкой народной республики является переход к организации учебного процесса на основе новых Государственных образовательных стандартов СПО. Внедрение новых ГОС СПО это, прежде всего, переосмысление структуры учебного процесса, обеспечение его гибкости, внедрение современных методов и технологий передачи информации, то есть создание всех условий для полноценного образования и самообразования обучающихся.

Организация учебного процесса в рамках внедрения новых ГОС СПО предполагает учет мотивационной сферы обучающегося в учебном процессе.

На основании педагогических исследований, в зависимости от уровня развития профессиональной направленности, всех студентов можно сгруппировать следующим образом:

1 тип - обучающиеся с положительной профессиональной направленностью, способности которых соответствуют требованиям выбранной специальности, обеспечивают сочетание ведущих мотивов с содержанием профессиональной деятельности;

2 тип - обучающиеся, которые окончательно не определились в своем отношении к специальности, их выбор не имеет четко выраженной профессиональной мотивации из-за отсутствия полной информации о профессии;

3 тип - обучающиеся с негативным отношением к специальности, мотивация их выбора обусловлена, как правило, общесоциальными ценностями образования, а также слабым представлением о специальности.

Именно поэтому перед педагогическими коллективами образовательных учреждений среднего профессионального образования стоит задача поиска путей, которые бы способствовали повышению мотивации профессионального образования и самообразования студентов.

1. Понятие мотивации и значение учебных мотивов

Понятие «мотивация» происходит от латинского слова «movere» - двигать. В психологии существует несколько определений мотивации:

- мотивация - это побуждение к действию;

- мотивация - это способность человека удовлетворять свои потребности посредством какой-либо деятельности;

- мотивация - это динамический психофизиологический процесс, который управляет поведением человека и определяет его организованность, направленность, устойчивость и активность;

- мотивация - это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека.

Учебная мотивация - то система факторов, вызывающих активность индивида, направленную на овладение знаниями, умениями, навыками и компетенциями. Учебная мотивация, тот элемент психической жизни человека, который позволяет повышать свой интеллектуальный уровень, способствует самореализации и самоактуализации личности.

Мотивация обучающихся - это очень важный этап на пути формирования у обучающихся мотивов, которые могут придать учёбе смысл, а сам факт учебной деятельности сделать важной целью для обучающегося.

Мотивы можно разделить две группы:

- познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом её выполнения;

- социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями студента с другими людьми.

Виды познавательных мотивов:

- широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации обучающихся на овладение новыми знаниями;

- учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации обучающихся на усвоение способов добывания знаний: интересы к приёмам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;

- мотивы самообразования, состоящие в направленности обучающихся на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Все виды познавательных мотивов обеспечивают преодоление трудностей обучающихся в учебной деятельности, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным.

Виды социальных мотивов:

- широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным своей стране, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности;

- узкие социальные (позиционные) мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет;

- социальные (социального сотрудничества) мотивы, состоящие в том, что обучающихся не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с товарищами, администрацией постоянно совершенствовать эти формы.

Различные мотивы имеют неодинаковые проявления в учебном процессе. Например, широкие познавательные проявляются в принятии решения задач, в обращениях к преподавателю за дополнительной информацией; учебно-познавательные - в самостоятельных действиях по поиску разных способов решения, в вопросах к преподавателю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращениях к преподавателю по поводу рациональной организации учебного труда. Социальные мотивы проявляются в поступках, свидетельствующих о понимании обучающимся долга и ответственности; узкие социальные - в стремлении к контактам со сверстниками и получении их оценок, в помощи товарищам.

2. Мотивация как компонент учебной деятельности

Одним из важных компонентов, который должен присутствовать в процессе обучения является стимулирующе-мотивационный компонент.

Мотивация - психические явления, которые стали побуждением к выполнению того или иного действия, поступка, которые определяют активность личности и ее направленность на достижение запланированного результата.

Мотивационное поведение - результат действия двух факторов: личностного и ситуационного.

Личностный фактор - это потребности, мотивы, установки, ценности.

Ситуационный фактор - внешние условия, например: поведение других людей, оценки и реакции окружающих.

Внешняя мотивация основана на поощрениях, наказаниях и других видах стимуляции, которые либо направляют, или тормозят поведение человека. В случае внешней мотивации факторы, регулирующие поведение, не зависят от внутреннего «я» личности.

Внутренняя мотивация способствует получению удовольствия от работы, вызывает интерес, радостное возбуждение, повышает самоуважение личности.

Мотивационные технологии призваны способствовать быстрому включению студентов в профессиональную учебно-познавательную и учебно-производственную деятельность без длительного «вживания» в работу, поддерживать деятельность на необходимом уровне активности. Эффективность педагогического труда во многом определяется тем, какую функцию выполняет обучение в процессе получения обучающимися знаний: пассивного или активного восприятия и усвоения информации. Задача преподавателя состоит в том, чтобы достичь максимальной активизации познавательной деятельности обучающихся, развивать активное, самостоятельное творческое мышление, подсказывать необходимые для этого приемы и методы.

Потребность в творческой активности, считают психологи, имеет биологический характер и заложена в генах. Но, как и каждое качество, она значительно колеблется под влиянием социальных норм и конкретных условий. Поэтому реализация потребности в поиске знаний зависит не только от соответствующих условий и воспитания, но и от уровня подготовки преподавателя, создания дидактических и психологических условий формирования мотивации.

Действительной основой мотива выступает потребность. Совокупность потребностей и мотивов, побуждающих человека к деятельности, называют мотивацией. Всякая целенаправленная деятельность должна иметь мотивацию. Только при этих условиях проявляется деятельность обучения. Мотивационность процесса обучения включает три группы мотивов: внешние (поощрение-наказание), соревновательные (успех по сравнению с кем-либо или с самим собой), внутренние (как поле плодотворной деятельности личности). Внутренние мотивы обеспечивают наиболее устойчивый интерес к учебе.

Как наиболее эффективное средство активизации познавательной деятельности обучающихся следует отметить новизну методов обучения, привлечения студентов к их экспериментальным формам.

Познавательную мотивацию рекомендуется сформировать на основе следующих положений:

- с помощью специально организованных дидактических действий;

- создание проблемных ситуаций;

- внедрение специальных форм и методов активного обучения, в которых реализуется принцип проблемного образования;

- развитие познавательной мотивации в общении преподавателя и обучающихся, а также обучающихся между собой;

- педагогического мастерства преподавателя, его умения правильно организовать деятельность обучающихся.

Мотивационные педагогические технологии различаются по характеру поведения участников и по принадлежности к этапу обучения.

Вступительная мотивация активизирует учебную деятельность обучающихся, способствует формированию первоначального желания освоить учебный материал, вызывает интерес к процессу обучения.

Вступительная мотивация может осуществляться в форме беседы, показа, демонстрации того или иного предмета или явления, которое будет направлено весь процесс обучения. При этом основными методами являются мотивирующий вступление и мотивирующая демонстрация.

Текущая мотивация обеспечивает оптимальное педагогическое общение в процессе обучения, способствует формированию устойчивого интереса к учебной деятельности и поддерживает этот интерес на всех этапах обучения.

Текущая мотивация для поддержания постоянного интереса к учебной деятельности может осуществляться различными методами обучения в соответствии с этапами формирования деятельности:

- в процессе его объяснения (беседа, лекция, рассказ);

- в ходе выполнения практических заданий (решение задач, выполнение лабораторных работ);

- в процессе контроля (текущий, итоговый, заключительный и т.д.).

Основными приемами мотивации в процессе изложения нового материала является ориентация учебного материала на его практическое содержание, ориентация на конкретную профессиональную деятельность, демонстрация в речи практического использования теоретических положений, которые приводятся.

Основные приемы текущей мотивации на этапе формирования и контроля деятельности: предоставление права свободного выбора задач, создания задач оптимальной сложности, новизна и непредсказуемость задач, положительная обратная связь или информирование студентов об успешности их деятельности.

3. Последовательность деятельности преподавателя при проектировании мотивационных технологий

При подготовке преподавателя к учебному занятию, кроме определения содержания программного материала и методики его усвоения следует обратить внимание на разнообразие приемов, основанных на взаимодействии преподавателя и обучающегося, а именно: оценочные обращения преподавателя (опосредованная оценка, замечания, возражения, согласие, одобрение), поощрения (похвала, ободрение), создание ситуации успеха, оказание помощи, стимулирования преподавателем постановки вопросов самими обучающимися, поддержка их начинаний, прием апперпеции (связь с жизненным опытом обучающихся, их интересами, склонностями) и др. С помощью этих приемов создается эмоциональный своеобразный настрой занятия, определенная моральная атмосфера, формируется конкретный стиль взаимоотношений преподавателя и студентов.

На основании личного опыта, предлагаю следующий алгоритм деятельности преподавателя при проектировании мотивационных технологий, состоящий из восьми этапов.

Этап 1. Анализ тактических и стратегических учебных целей, выявления профессиональной направленности учебного материала и возможности его ориентации на практическое содержание, а также конкретную профессиональную деятельность. Результатом данного этапа является перечень примеров применения учебного материала для решения практических задач.

Этап 2. Анализ оперативных целей обучения, содержания учебного материала, с целью установления типа формируемого мышления и, соответственно, характера предлагаемых задач (алгоритмических или эвристических).

Этап 3. Анализ состояния учебного процесса, включает:

- анализ базового материала;

- анализ типа мышления (образное, логическое или комбинированное)

- анализ типа характера, который преобладает.

Этап 4. Выбор типа мотивации (внутренняя, внешняя).

Этап 5. Во время выбора внешнего типа мотивации проводится разработка способов ее осуществления для различных типов темпераментов.

Этап 6. При выборе внутренней мотивации - разработка ее способов для разных типов мышления на основе базовых знаний.

Этап 7. Описание последовательности действий преподавателя и предполагаемой реакции обучающихся в процессе реализации мотивации.

Этап 8. Проверка реализации цели, а также учета особенностей психофизиологических процессов во время учебы в разработанной технологии.

4. Роль положительного уровня мотивации и познавательных интересов студентов в мотивации их обучения

Психологами отмечается важность наличия у обучающихся активной направленности на разные стороны учебного труда, лежащей в основе различных мотивов обучения (направленности на усвоение знаний, направленности на овладение новыми способами усвоения знаний и т.д.). Однако наличия мотивов обычно бывает недостаточно, если у обучающихся отсутствуют умения ставить цели на отдельных этапах своей учебной работы.

По мнению психолога Н.С. Лейтес, в студенческом возрасте активность в целом носит уже преимущественно избирательный характер и оказывается неразрывно связанной с развитием способностей.

Становление мотивации обучения в этом возрасте затрудняют отдельные факторы, а именно:

- устойчивый интерес к одним дисциплинам в ущерб усвоения других дисциплин;

- неудовлетворённость однообразием форм учебных занятий, отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности;

- отрицательное отношение к формам жёсткого контроля со стороны преподавателей;

- сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути (например, по аналогии с товарищем или по уговорам родителей);

- недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями на пути их реализации.

Избирательность познавательных мотивов, продиктована не только интересом к учёбе, но и выбором профессии. Развитие избирательных познавательных интересов является основой для дальнейшего развития всех специальных способностей.

Продолжают развиваться широкие познавательные мотивы - интерес к новым знаниям, преодоление трудностей в ходе их приобретения. Интерес к знаниям становится более глубоким, затрагивает не только закономерности учебного предмета, но и основы наук.

Учебно-познавательный мотив совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления. Обучающихся интересует участие в различных научных обществах, применение исследовательских методов на занятиях, привлекают пути повышения продуктивности познавательной деятельности.

Существенно развиваются мотивы и способы самообразования, доминируют далёкие цели, связанные с жизненными перспективами, выбором профессии и самовоспитанием. Эти мотивы и цели самообразования вызывают принципиально новые способы самообразовательной деятельности: осознание своей учебной деятельности и личности, соотнесения их с требованиями общества, оценка этих особенностей и их преобразование, поиск и выработка новых личностных позиций, осознание самообразования как особой деятельности, соотношение задачи и способов самообразования, развёрнутый самоконтроль и самооценка, выражающиеся в самопланировании и разумном самоограничении своей деятельности.

Появляется новый мотив самообразования - стремление к анализу индивидуального стиля своей учебной деятельности, определение сильных и слабых сторон своей учебной работы, стремление понять и выразить свою индивидуальность в ходе обучения.

Социальные позиционные мотивы, складывающиеся и в отношениях с окружающими, также изменяются. Отношения со сверстниками продолжают играть для студента большую роль, неприятия студента в групповом коллективе вызывает неудовлетворённость и беспокойство, отрицательные эмоции. Предстоящие сессии усиливают деловую ориентацию студентов в отношении с преподавателями. Вместе с тем возрастает стремление студентов к уважительным формам контроля со стороны преподавателя.

Положительные эмоции также сопровождают сложные виды самостоятельной учебной работы студентов, многообразные формы их общественной активности. Избирательный интерес обусловлен не непосредственно эмоциональным отношением к предмету, а оценкой непосредственно практической значимости предмета.

Появляется новый спектр положительных и отрицательных эмоций, связанных с целостным представлением о самом себе с дифференцированной самооценкой. Чаще они приводят к чувству обоснованной уверенности в себе, в своих силах, а также в рефлексии и здоровой иронии, что является источником активности личности, но в ряде случаев самосознание сопровождается отрицательными эмоциями, неуверенностью, колебаниями, сомнениями, ложным самолюбием и т.д.

5. Методы формирования мотивации к учебной деятельности

Для формирования мотивации к учебной деятельности обучающихся преподавателем могут применяться различные педагогические методы и приемы. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

Создание ситуаций занимательности - это процесс внедрения в учебные занятия интересных и занимательных опытов, жизненных примеров, парадоксальных фактов, необычных аналогий, которые будут привлекать внимание обучающихся, и вызывать у них интерес к предмету изучения.

Эмоциональные переживания - это переживания, которые создаются путём привидения необычных фактов и проведения опытов во время занятий, а также вызываются масштабностью и уникальностью излагаемого материала.

Сопоставление научных и житейских толкований природных явлений - это такой приём, в котором приводятся какие-то научные факты и сопоставляются с изменениями в образе жизни людей, что взывает в обучающихся интерес и желание узнать больше, т.к. это отражает действительность.

Создание ситуаций познавательного спора - данный приём основывается на том, что спор всегда вызывает повышенный интерес к теме. Привлечение обучающихся к научным спорам способствует углублению их знаний, приковывает их внимание, вызывает волну интереса и желание разобраться в оспариваемом вопросе.

Создание ситуаций успеха в обучении - этот приём используется, в основном, по отношению к обучающимся, которые испытывают определённые затруднения в обучении. Основан приём на том, что радостные переживания способствуют преодолению трудностей в обучении.

Помимо перечисленных методов существуют и другие методы повышения мотивации к обучению. Такими методами считаются приближения содержания учебного материала к важным открытиям и достижениям, создание ситуаций новизны и актуальности.

Некоторые учёные указывают на то, что на мотивацию учащихся огромное влияние оказывает содержание учебной деятельности и содержание учебного материала. Отсюда следует, что чем интересней учебный материал и чем больше обучающийся вовлечён в активный процесс обучения, тем более повышается и его мотивация к этому процессу.

Нередко на повышение мотивации влияют и социальные мотивы. Например, стремление к полезности или занятию определённой позиции в обществе, желание заслужить авторитет и т.п.

Как видно, для того, чтобы повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности, можно использовать совершенно разные способы, но важно понимать и то, что эти способы всегда будут разными. В некоторых случаях следует делать акцент на коллективную мотивацию. Например , просить каждого из группы высказывать своё субъективное мнение по поводу того или иного вопроса, вовлекать обучающихся в дискуссии, пробуждая тем самым интерес и активность. В других случаях нужно учитывать индивидуальность каждого обучающегося, изучать их поведение и потребности. Кому-то может нравиться проводить собственное исследование и затем выступать с докладом и это удовлетворит потребность в самоактуализации. Кому-то нужно осознать свои продвижения на пути учения, тогда следует похвалить ученика, указать ему на его прогресс, пусть даже он очень небольшой, подбодрить. Это вызовет ощущение успеха и желание продвигаться в данном направлении. В другом случае нужно приводить как можно больше аналогий между изучаемым материалом и реальной жизнью, чтобы у обучающихся была возможность осознать важность того, что они изучают, тем самым вызвав в них интерес. Главными условиями формирования познавательной активности всегда будет опора на активный мыслительный процесс обучающихся, ведение учебного процесса в соответствии с уровнем их развития и эмоциональная атмосфера во время занятий.

ВЫВОДЫ

Психологическое изучение учебной мотивации является важным и необходимым для выявления реального уровня и возможных перспектив, а также зоны ее ближайшего влияния на развитие каждого обучающегося.

Пути становления и особенности мотивации для каждого обучающегося индивидуальны и неповторимы. Задача состоит в том, чтобы, опираясь на общий подход, выявить, какими сложными, иногда противоречивыми путями происходит становление мотивации обучающегося.

Состояние учебной мотивации зависит от того, оценивает ли обучающийся учебную деятельность в сравнении с его собственными, реальными возможностями и уровнем притязаний, а также влияние на учебную мотивацию мнения сверстников с тем или другим уровнем способностей.

Изучение учебной мотивации позволяет выделить несколько ступеней включенности студента в процесс обучения. Каждая из этих ступеней характеризуется, во-первых, некоторым общим отношением к обучению, которое, как правило, достаточно хорошо фиксируется и обнаруживается (по таким признакам как успеваемость и посещаемость занятий, общая активность студентов по количеству его вопросов и обращения к преподавателю, по добровольности выполнения учебных заданий, отсутствию отвлечений, широте и устойчивости интересов к разным сторонам учения и т.д.).

Во-вторых, за каждой степенью включенности студента в обучение лежат разные мотивы, цели учения.

В-третьих, каждой из ступеней включенности студента в обучение соответствует то или иное состояние, умение учиться, что помогает понять причину тех или иных мотивационных установок, барьеров, ухода обучающихся от трудностей в работе и т.д. .

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асеев В. Г. «Мотивация поведения и формирования личности».-М.: «София», 1976 г., 104 с.

2. Васильев В. Проектно-исследователькая технология: развитие мотивации /В.Васильев // Народное образование. - 2008. - №9. - С. 177-180.

3. Ильин Е.П., Мотивация и мотивы, - Спб: «Питер», 2000 г., 512 с.

4. Крившенко Л.П., Педагогика, - М.:ТК Велби, 2004 г., 432 с.

5. Крылов А.А., Психология, - М.: ПБОЮЛ, 2001г., 584 с.

6. Маккеланд Д. К. Мотивация достижения.- М.: «Евразия», 1998 г.

7. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. - Спб.: «Евразия», 1999 г., 478 с.

8. Мильман В. Э. Мотивация и творчество. - М.: «Мирея и Ко», 2005 г., 165 с.

9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - Спб: «Питер», 2000 г., 594 с.

10. Столяренко Л.Д., Педагогическая психология, - Ростов н/Д: Феникс, 2004 г., 544 с.

11. Цветкова Р.И. Мотивационная сфера личности студента как субъективно-развивающаяся система. - Хабаровск: «Гриф УМО», 2006 г.

12. Чернявская А.П., Психологическое консультирование по профессиональной ориентации, - Владос, 2004 г.,80 с.


© 2010-2022