Воспитательский час диалог-путь к пониманию

Методические разработки воспитательных мероприятий из цикла «Под крышей дома моего» направлены на развитие и коррекцию нравственно-духовной сферы ребенка специальной (коррекционной) школы-интерната VIIIвида. в цикл входят воспитательский час "Диалог-путь к пониманию", «…К родным причалю берегам», Если скажут слово родина...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Воспитательский час диалог-путь к пониманию














Заявка на участие

В Республиканском конкурсе образовательных проектов

«Диалог - путь к пониманию»


Название проекта: «Венок дружбы».

Вид проекта: коллективный.

Категория проекта:

Категория: «Детский сад и начальная школа».

Категория: «Средняя школа».

Категория: «Все возрастные группы учащихся».

Номинация:

«Помощь беженцам и другим категориям вынужденных эмигрантов».

«Межкультурная коммуникация».

«Изучаем и познаем».

«Нет экстремизму».

«Дети для детей».

«Реальная помощь».

«Многокультурный мир глазами детей».

Полное название организации представляющей проект: МКОУ С(К)ОШ-И №7 VIII вида г.Олёкминска.

Авторы коллективного проекта:

Бокарева Елена Борисовна - воспитатель интерната. Старшая группа.

Рафаилова Саргылана Авеловна - воспитатель интерната. Средняя группа.

Руководитель организации: директор школы Алексеева Татьяна Ильинична.

Страна,регион: Россия. Республика Саха (Якутия).

Населенный пункт: г. Олёкминск.

Почтовый адрес с индексом: Республика Саха (Якутия). Олекминский район, г.Олекминск, улица Яковлева 3. 678100, 8-411-38-4-18-92, +7 924 364-11-58, +7 924 872-00-06.

Факс: 8-411-38-4-39-30.

E-mail: shkola [email protected]

Приложения:

  1. Анкета для родителей;

  2. Анализ анкет;

  3. Материалы к мероприятию «Венок дружбы»;

  4. Фотографии.





Республиканский конкурс образовательных проектов

«Диалог - путь к пониманию»





Проект «Под крышей дома моего»





Воспитательский час диалог-путь к пониманию



Автор проекта: Бокарева Елена Борисовна

Воспитатель МКОУ С (К) ОШ-и № 7 VIII вида г. Олекминска.

.

г. Олекминск 2013 год

Актуальность проекта

«На прочном фундаменте общей истории и культуры всех народов России, духовность, которая способна к состраданию, жертвенности, объединила нас в трудные времена. И на этой силе зиждется гражданский мир, межнациональное согласие».

Это высказывание первого президента Республики Саха (Якутия) Михаила Евсеевича Николаева, как нельзя лучше всего отражает содержание гражданско - патриотического воспитания современной молодежи.

В Якутии, Олекминский район один из самых многонациональных. На его территории, в мире и согласии много веков, живут люди разных национальностей и вероисповеданий. Каждый народ несет свою духовную культуру, обычаи и традиции. В единый социокультурный венок вплетаются якутские, русские, татарские, украинские, башкирские, армянские национальные обряды, кулинарные традиции, народный фольклор, национальное зодчество, народные промыслы и прикладное искусство. Мы отмечаем общие народные праздники, исторические памятные даты России и Якутии, на которых выступают национальные песенные и танцевальные ансамбли. В каждом рабочем коллективе можно услышать, как люди общаются на своем родном языке. И это правильное и естественное течение нашей многонациональной жизни, без которой невозможно представить всю духовную культуру коренного жителя Олекминского района.

Новое время требует нового подхода в воспитании молодёжи, адекватного современным социально - педагогическим реалиям. Подачи теоретических знаний уже недостаточно, необходима наглядность и практический компонент в воспитании будущего гражданина общества с современными взглядами на межнациональные отношения. Формирование гражданственности, креативности к людям других национальностей, уважения к их обычаям, интерес к истории родного края, является одним из главных направлений обучения и воспитания и входит в систему гражданско - патриотического воспитания и коррекции нравственно - духовной сферы детей с особыми воспитательными потребностями.

Судьбы воспитанников специальных (коррекционных) школ - интернатов VIII вида, наверное, не часто бывают счастливыми. Недостатки в интеллекте - диагноз, с которым они попадают к нам. Ощутимое падение нравственных ценностей и норм, рост внебрачной рождаемости, активизация детской преступности, увеличение числа детей с девиантным и деликвентным поведением, приводит к тому, что количество детей, обучающихся в школах - интернатах VIII вида не уменьшается. Наши воспитанники уже с рождения часто испытывают неблагоприятное воздействие своих социально - дезаптированных семей, где родители злоупотребляют алкоголем, могут жестоко обращаться с детьми, не удовлетворяют жизненно важные потребности ребенка. Последствия этого очень тяжелы и отражаются на всей их последующей жизни. Огромный мир, окружающий их, им не интересен. Не осознавая себя, как личность и частицей этого мира, они не интересуются настоящим и замкнуты на своих потребностях. Направление по гражданско - патриотическому воспитанию и коррекции нравственно - духовной сферы детей с нарушенным интеллектом очень актуальное и вместе с тем сложное, так как апеллирует к высшим формам нравственности и эмоциям, которые у наших детей формируются с трудом и только под постоянным воспитательским контролем. Но, как мы сегодня воспитаем молодежь, такое будущее нас и ожидает - это непреложная истина.

Я, как и мои дети, родилась в Якутии. В многонациональной республике. Выросла и сейчас живу и работаю в Олекминском районе: где главным условием развития полноценной личности является интернационализм, толерантность, уважение ко всем обычаям и традициям народов, проживающих в нашей республике; где понятие патриотизм, уважение к предкам, испокон веков впитывается с молоком матери.

Много лет, проработав воспитателям в школе-интернате VIII вида с детьми, имеющими особенности в развитии, наблюдая за ними, я пришла к выводу, что приезжая из разных наслегов района, дети ничего не могут рассказать о своем родном селе, о его традициях, о семье. Попадая в условия интерната, дети сталкиваются не только с проблемой адаптации к жизни в интернате, но и с тем, что привозят с собой разный менталитет семьи, язык, культуру, традиции.

Конечно, наши дети не будут космонавтами или инженерами, но помочь им стать настоящими патриотами своей родины. Которые сохранят семейные династии, захотят жить и работать на родной земле, которые будут чтить и уважать национальные традиции своих соседей, это в наших силах. В этом и заключается актуальность коррекционно - воспитательной работы с детьми с нарушениями в интеллекте по гражданско - патриотическому воспитанию.

Разрабатывая план воспитательной работы с детьми с нарушениями в интеллекте по гражданско - патриотическому направлению и по коррекции нравственно - духовной сферы, был создан проект «Под крышей дома моего». В нем я постаралась отразить все аспекты наглядно - практической деятельности, как в работе с детьми, так и с их семьями, общественностью наслегов и города.

Предполагаемые результаты проекта.

В ходе практического прохождения проекта наши дети смогут проявить себя в любом виде деятельности, которая им доступна. Участие в общем творческом деле совместно с родителями, сверстниками, разучивание народного фольклора и самостоятельные выступления помогут им почувствовать себя более уверенными в своих силах и возможностях.

Понимание, что они делают что-то очень нужное и важное для общества, семьи, создаст ситуацию успеха и будет ступенью к социализации в современное общество. Можно предполажить, что после полученных практических знаний, наши дети с ОВЗ станут терпеливее, добрее. У них появится осознанный интерес и уважение к культуре и традициям людей других национальностей, что поможет им не дать втянуть себя в межнациональный конфликт. В дальнейшем эти общечеловеческие моральные принципы дети смогу передать и своим потомкам.

Цель проекта «Под крышей дома моего»:

Воспитывать человека, для которого нормы морали и общечеловеческих качеств личности, выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения в обществе. Постараться всесторонне воздействовать на духовное развитие; формировать нравственное мировоззрение, поведенческую и бытовую культуру.

Задачи проекта:

  • Создание единого этнокультурного пространства семья-группа-школа - общество, с учетом современных тенденций в воспитании личности ребенка с недостатками в интеллекте;

  • Формировать положительное отношение к таким понятиям как государство, народ, Родина, интернационализм, патриотизм, наука, национальная гордость.

  • Формировать знание и уважение к правовым основам государства и общества, профилактика делинквентного и девиантного поведения.

  • Коррекционные задачи:

  • Коррекция поведения в обществе. Учить детей проявлять чувство креативности, уважения и интереса к национальным традициям других народов, межэтнической и межконфессиональной толерантности, ненасилия и культуры мира, стремления к межнациональному общению.

  • Формирование личности, способной к самореализации и адаптации в обществе.

  • Коррекция нравственно-духовной и эмоциональной сферы, волевых черт личности ребёнка с нарушениями интеллекта.

Проект рассчитан с января по май 2013 учебного года. Для его осуществления необходимы следующие ресурсы:

Педагогическое сопровождение: воспитатели и учителя старших групп специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида г. Олекминска; родители воспитанников интерната; руководители национальных фольклорных коллективов.

Технические: обеспечение транспортом для поездок на экскурсии и в музей - машина школы, спонсорская помощь олекминского автотранспортного предприятия и организации «Кладовая Олекмы».


План реализации проекта


Этапы прохождения проекта



Мероприятия



Цель



Дата

Предварительный

этап

1. Анкетирование родителей сельских детей на родительском собрании по теме : «В семье единой».

Выяснить актуальность проекта и заинтересованность родителей и детей в участии в проекте; знание и личный опыт родителей по теме

18.01.13г.

2. Поездка по наслегам района.

Посещение семей воспитанников с целью сбора интересных фактов, о традициях и обычаях в семьях, об истории семьи.

08.02.2013г.

3. Работа с классными руководителями и культурной общественностью района.

Подготовка к реализации проекта и встречи с членами литературно-творческого общества «Чароит»

21.02.2013г.

Внедренческий

1. Воспитательское мероприятие на тему «Если скажешь слово Родина…»

Воспитание гражданско - патриотических чувств, воспитание любви к родному краю.

04.03.2013г.

2. Рисунки детей и оформление стенда на тему «Моё село - уголок России».

Закрепление полученных знаний детей в практической деятельности.

11.03.2013г.

3. Встреча с участниками народного ансамбля русской песни «Потеха».

Знакомство с устным и песенным фольклором пашенных крестьян Олекминского района.

21.03.2013г.

4. Встреча с участниками народного татарского ансамбля «Юлдуз».

Знакомство с песенным фольклором и национальной кухней татарского народа.

Дружба и богатство дороже богатства.

12.04.2013г.

5. Встреча с участниками народного ансамбля якутской песни «Осуохай».

Знакомство с песенным фольклором и национальным костюмом якутского народа.

15.04.2013г.

6. Экскурсия в местность «Туустаах» к обрядовому дереву «Ытык Мас».

Знакомство с древними обычаями якутского народа.

20.04.2013г.

7. Воспитательский час «Мы дружбой крепкою сильны!», посещение районного музея земледелия и сельского хозяйства им. Строда.

Закрепление в коррекционно-воспитательном процессе системы общечеловеческих ценностей многонационального народа Олекминского района.

12.05.2013г.

Заключительный

1. Подготовка к заключительному мероприятию «Венок Дружбы».

Совместная с родителями разработка сценария мероприятия «Венок Дружбы».

С 13.05.2013г. по 24.05.2013г.

2. Проведение межэтнического мероприятия «Венок Дружбы»

Закрепление навыков межкультурной коммуникации.

26.05.2013г.








Анкета для родителей

Уважаемая __________________________________________________!

Предлагаем принять участие в нашем совместном проекте «Под крышей дома моего».

Проект создается для укрепления межнациональной дружбы среди наших детей и развития их познавательной активности.

Для этого, Вам нужно ответить на несколько вопросов. Мы выпустим наглядный стенд, и проведем мероприятие «Венок дружбы».

Какое самое любимое блюдо Ваше и детей. Напишите подробный рецепт, мы постараемся приготовить;

Какие народные лекарственные рецепты (травы и т. д.) ваша семья издавна использует для лечения. Например, кашля, нарывов, болей в ушах, зубная боль и т. д.;

Народные заговоры и приметы;

Ваши любимые семейные праздники (календарные,

национальные и т. д.);

5)Ваши любимые песни, танцы;

6) Ваше хобби. Рукоделие, чтение, кулинария, огород, грибы и ягоды, семейные народные промыслы, фильмы и прочее;

7) Ваш семейный фольклор. Колыбельные, пестушки, загадки, заклички на погоду, урожай, шутки и т. д.;

8) Отправьте, если есть семейные фотографии на природе, дома вместе с детьми, в национальных костюмах. Мы отсканируем и вернем;

Отвечать нужно всей семьей. Надеюсь, что Вы с пониманием отнесетесь к жизни группы. Ждем ваших ответов. С уважением Елена Борисовна, Саргылана Авеловна.

Анализ содержания родительских анкет


Одним из направлений работы с родителями является - переписка с ними, т. к. в группе все дети сельские. Работая над проектом «Под крышей дома моего», мы включили в работу анкетирование семей.

Для проведения заключительного праздничного мероприятия «Венок Дружбы», необходимо было выяснить, что наши дети едят дома в будни и праздники, какие любимые кулинарные рецепты используют их родители, как проводят досуг. Ведь уезжая домой, ребятишки попадают под их опеку. Домашнее питание и свободное время в кругу семьи, имеет огромное значение для их развития. Все мамы, постарались ответить на вопрос - Какое самое любимое национальное кулинарное блюдо вашей семьи? Напишите подробный рецепт. Мы постараемся приготовить.

Очень распространенным продуктом питания является картофель. Наши мамы готовят из него много различных блюд: картофель жаренный, картофельное пюре с котлетами, тефтелями, используют в салатах, в кулинарии.

Любимый салат у всех - «Оливье», Лидия Сергеевна - мама Наташи и Нины Кузьминых часто делает - «Фруктовый», Раи Габышевой - «Шахтерский». Конечно, во всех семьях едят пельмени, борщи. В селах Улахан-Мунку, 1-Нерюктяй много различных вариантов рецептов якутских национальных угощений. Это молочные и мясные блюда.

Каждое село и поселок нашего района даже в вопросах питания поддерживает национальные традиции и народные рецепты, в быту следует своим национальным обычаям.

В тех семьях, где мамы увлекаются огородом, в рацион детей входят овощи и зелень. Салаты из мороженных и консервированных овощей зимой, летом из свежих и зелень. Мясная и молочная продукция всегда на столе, так как многие держат своих коров. Но анкетирование показало, что огород не такое распространенное хобби наших родителей. А это очень печально.

Значит в дальнейшем, необходимо проводить воспитательскую просветительную работу по пропаганде витаминизации домашнего питания, а это огород, и сбор дикорастущих.

Зелень с огорода некоторые мамы используют, как лекарственное средство. Например, укроп и анис. Листья черемухи, черной смородины, капусты и т. д.

Мне кажется, многие родители немного лукавили, описывая семейные яства. Ведь все семьи малообеспеченные, и любимые блюда не частые гости на их столе. Приезжая в школу-интернат, дети попадают под строгий режим питания. Многообразные блюда включены в меню, часто овощные салаты, фрукты, молочные продукты. Дети знакомятся с кухней разных народов, привыкают к культуре питания, правилам поведения за столом, им прививается чувство уважения к труду работников кухни, бережное отношение к продуктам.

Все семьи больше всего отмечают, что их любимые праздники те, на которых есть возможность дарить подарки - Новый год, Рождество, День рождение, календарные. 65% любят районный Ысыах и 80% - Масленицу и Пасху. О летних народных календарных праздниках чаще всего ничего не знают.

Хобби родителей много говорит о том, чем они занимают свободное время, к чему приучают своих детей. Ведь ни для кого не секрет, что в детских привычках и занятиях, как в зеркале отражается жизнь его родителей. Как оказалось, наши мамы любят кулинарию, но только 40% говорят о ней, как об искусстве и балуют домочатцев. Все остальные готовят по мере сил, времени и наличии продуктов.

60% мам вяжут и шьют. В основном это мамы из многодетных семей. Любят украшать свой дом, создавать уют - 50%. А вот интересно отмечать праздники отметили только девочки из семьи Кузьминых. Они рассказали о шуточных конкурсах и викторинах.

В музыкальном предпочтении все мамы были почти единодушны. Они любят музыку якутских и русских авторов. Н. Кадышева, С. Михайлов, М. Морозов, Н. Бабкина и т. д. Мама Дениса Образкова любит индийские фильмы и музыку.

Семейные выходы в лес за ягодами и грибами по необходимости. Многие просто берут у родственников.

Домашний обед в кругу родных, семейные праздники традиционные и календарные благотворно влияют на воспитание духовности ребенка, и мы должны в своей воспитательной работе подчеркнуть значимость добрых взаимоотношений в семье, найти возможность сохранить семейные ценности и взаимосвязь поколений.

Нужно отметить, на анкеты родители отвечали с удовольствием. Мама Раи Габышевой отметила, что знакомство с жизнью семьи на этом уровне хорошее дело, и главное - это крепкая семья и любовь детей к отчиму дому.








Литературно - художественный и народный фольклорный материал, используемый для проведения межкультурного мероприятия

«Венок Дружбы».







На берегу реки Лена празднично украшенная Ураса, окруженная Сэрге и саламой. На национальных ковриках, якутские, русские и татарские блюда. Все участники выступления одеты в национальные костюмы. Каждая группа встречает гостей на родном языке, угощает национальными блюдами, играет с гостями в свои национальные игры.

Проводится конкурс загадок, пословиц, закличек.

Материал для выступления, каждый организатор может компоновать по своему усмотрению, в зависимости от намеченных целей и задач, проводимых мероприятий.

Выступление якутской группы участников проекта «Венок Дружбы»:

Элуэнэ эбэм!

Куннук сиртэн кэ5эрэн

Кэстэр урдук мырааннаах,

Кулумурдуу долгуйан

Устар чуумпу уулардаах.

Улуу Элиэнэ эрус кытылыгар,

Уунэ - сайда олорор

Аанньаах хочотун,

Улэhит - хоhуун дьонуттан

Итии истин э5эрдэ!

Ураанхай сахалыы

Уруй - Айхал!

Саха омук сиригэр

Сайын тиийэн кээлтигэр,

Кундэл ыраас халлаанна

Куэрэгэйбит ыллаата.

Сибэккинэн симэммит

Сэлэ чэчир астыбыт,

Саламалар ыйаммыт

Сэргэлэрин таhыгар,

Угэстэри толорон

Ункуулуэ5ун до5оттор

Элуэхумэм барахсан,

Ол костор куэх хайалара,

Бу турар кыhыл мырааннара,

Тохтор кумах, урдук хайата,

Бурдуктаах буолалара,

Бултаах халын тыалара,

Балыктаах урэхтэрэ, Абылыыллар барыбытын!

Элуэхумэм барахсан,

Ол костор куэх хайалара,

Бу турар кыhыл мырааннара,

Тохтор кумах, урдук хайата,

Бурдуктаах буолалара,

Бултаах халын тыалара,

Балыктаах урэхтэрэ,

Абылыыллар барыбытын!

Якутские загадки:

Белые олени по небу плывут. Облака

Кто в году четыре раза переодевается. Земля

Якутские народные игры:

«Кулун куллугуруур» (ленивый жеребенок);

Стихотворение Л. Попова.

«Приезжайте к нам на Лену».

Ребята с Волги и Оки,

Вы приезжайте к нам на Лену.

Край неизведанной тайги

Понравится вам непременно.

Не бойтесь лютых наших зим,

Хотя сурова наша стужа,

Однако мы ее сразим

Большим огнем горячей дружбы.

А летом выйдете на луг,

Увидите такое солнце,

Что станет жарко вам

И юг, невольно вспомнить вам придется.

У нас такая целина,

Что нету ей конца и краю.

Вас ждет прекрасная страна -

Алмазная и золотая!

Выступление русской группы участников проекта:


С тех пор прошло немало лет и весен,

О том стихи и песни говорят,

Как полюбили чудный край суровый

Якутский, русский и татарский брат.

Сложилось здесь особое сословие

Хомус, гармонь, тойук, частушки в лад.

Земля одна любовь одна на веки

и дети наши на всех языках говорят.

Молодеет мой город над Леною

С каждым годом наряднее он,

Вырастают дома современные,

Стрелы улиц оделись в бетон.

Позавидовать могут писатели

Твоей древней, богатой судьбе.

Для меня - имя родины - матери

Воплотились, Олекминск , в тебе.

Таежная. озерная, речная

Ты добрым светом солнечным полна,

Цветущая от края и до края

Будь счастлива, Олекминска земля!

Видишь - пшеничные зреют поля,

Края посевам не видно.

И якутяне Олекму не зря

Малой зовут Украиной.

Есть чароит, древесина и гипс,

Золотом недра богаты.

Олекминчане, мои - земляки-

Люди надежной закалки.

Русский народный детский фольклор:

Загадки: весной веселит, летом бодрит, осенью одевает, зимой согревает.(Лес).

Бежит, бежит, не выбежит. Течет, течет, не вытечет. (Река)

Пословицы:

Один в поле не воин;

Где родился, там и пригодился.

Заклички:

Дождик, дождик. Всем селом

Мы тебя, как друга ждем.

Дождь, себя ты потревожь.

Окропи овес и рожь.

Дождик. Дождик. Пуще!

Дам тебе я гущи!

Дождик, дождик, пуще лей!

Своей силы не жалей!

Русская подвижная игра: «Жмурки».

Выступление татарской группы участников проекта:

Загадки:

Ползает с клещнями, шевелит усами.

Кто дорогу перейдет - того клещами ущипнет. (Рак)

Заклички:

Всюду бегай и скачи,

Молоточками стучи.

За тобою солнце снова

Бросит жаркие лучи!

Пословицы:

Дружба и братство дороже богатства;

Одной рукой узла не завяжешь.

Татарская детская игра:

«Тимербай»

Здравствуй, Тимербай!

Из коробки вылезай!

Что мы делали, не скажем,

А руками все покажем!

Совместная финальная песня.

Слова Т. Емельяновой

Музыка В. Емельянова.

«Бежит река»


1.Я люблю якутские края.

Эти горы, реки и поля

Пр.: Бежит река, бежит река,

И слышу я, из далека -

Поет со мной любима земля!

2.Утром солнце светит с высоты,

Дарит людям песни и мечты.

Пр. Бежит река, бежит река,

И слышу я, из далека-

Поет со мной любимая земля!

3. Я хочу, чтоб было так всегда.

Пусть сияет на небе звезда.

Пр. Бежит река, бежит река,

И слышу я, из далека-

Поет со мной Якутия моя!

Воспитательский час диалог-путь к пониманиюВоспитательский час диалог-путь к пониманию




Воспитательский час диалог-путь к пониманию


Воспитательский час диалог-путь к пониманию




Воспитательский час диалог-путь к пониманиюВоспитательский час диалог-путь к пониманию


Воспитательский час диалог-путь к пониманию



Воспитательский час диалог-путь к пониманию





Воспитательский час диалог-путь к пониманиюВоспитательский час диалог-путь к пониманию



Воспитательский час диалог-путь к пониманию











































24


© 2010-2022