Рабочая программа шахматно - шашечный клуб

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ - средняя общеоразовательная школа с.Дьяковка

Краснокутского района Саратовской области


СОГЛАСОВАНО

Замдиректора по ВР:

__________Т.А. Скребнева

«____»____________2014

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________О.В. Мечикова

Приказ №_____от ________2014



Рабочая программа

Кружка «Шахматно-шашечный клуб»

МОУ-сош с.Дьяковка

Руководитель Александров С.В.



Рабочая программа шахматно - шашечный клуб

Рассмотрено на заседании педсовета

Протокол №_____________________





2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе пособия: Гончаров В. «Некоторые актуальные вопросы обучения школьников шахматной игре». - М.: ГЦОЛИФК, 2004г.

В школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших и средних школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Цели занятий "Шахматно-шашечный клуб" позволяют реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы и шашки с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству детям некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен школьникам. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций..

Программой предусматривается 34 шахматных и шашечных занятия (одно занятие в неделю). Учебный курс включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

Тема

Количество часов


ШАХМАТНАЯ ДОСКА


ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ


НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР


ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР


ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ

10ч


ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Начала партии в шашки.

3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Анализ партии в шашки.

4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса). Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. Соревнование по шашкам.

5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. Соревнования по шашкам и шахматам.

6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Соревнования по шашкам и шахматам.

К концу учебного года дети должны знать:

шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года дети должны уметь:

ориентироваться на шахматной доске;

играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

правильно помещать шахматную доску между партнерами;

правильно расставлять фигуры перед игрой;

различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

рокировать;

объявлять шах;

ставить мат;

решать элементарные задачи на мат в один ход.





















Распределение программного материала

№ занятия

Тема занятия

Календарные сроки

примечание

1.

ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Общие сведения о шахматной игре. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные



2.

ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Правила игры в шашки.




3.

ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Игра в шашки.




4.

ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Игра в шашки.




5.

НАЧАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Игра в шашки



6.

ЛАДЬЯ. Решение шахматных задач с использованием ладьи. Законы дебюта. Игра в шашки.




7.

Знакомство с чемпионами мира по шахматам. Игра в шашки.



8.

СЛОН. Решение шахматных задач с использованием слона. Игра в шашки.




9.

Александр Алёхин. Игра в шашки.




10.

ЛАДЬЯ ПРОТИВ СЛОНА. Игра в шашки.




11.

ФЕРЗЬ. Решение шахматных задач с использованием ферзя. Законы Миттельшпиля.Игра в шашки.




12.

Владимир Крамник. Игра в шашки.




13.

ФЕРЗЬ ПРОТИВ ЛАДЬИ И СЛОНА. Игра в шашки.




14.

КОНЬ. Решение шахматных задач с использованием коня. Законы Эндшпиля. Игра в шашки.




15.

Вильгельм Стейниц. Игра в шашки.




16.

КОНЬ ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, СЛОНА. Игра в шашки.



17.

ПЕШКА. Решение шахматных задач с использованием пешки. Превращение пешки.




18.

Анатолий Карпов. Игра в шашки.




19.

ПЕШКА ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, КОНЯ, СЛОНА. Игра в шашки.



20.

КОРОЛЬ. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Игра в шашки.




21.

КОРОЛЬ ПРОТИВ ДРУГИХ ФИГУР. Игра в шашки.




22.

ШАХ. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.




23.

ШАХ. Открытый шах. Двойной шах.. Игра в шашки.




24.

MAT. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Игра в шашки и шахматы.




25.

MAT. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Игра в шашки и шахматы.




26.

MAT. Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Игра в шашки и шахматы.






27.

НИЧЬЯ, ПАТ. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Игра в шашки и шахматы.




28.

РОКИРОВКА. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Игра в шашки и шахматы.




29.

ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию).



30.

ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Игра в шашки и шахматы.




31.

ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. Игра в шашки и шахматы.




32-33.

Повторение программного материала. Соревнования по шашкам и шахматам.










© 2010-2022