- Преподавателю
- Другое
- Элективный курс Диалог культур
Элективный курс Диалог культур
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Смирнова А.С. |
Дата | 06.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 50»
ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
УТВЕРЖДАЮ Директор средней общеобразовательной школы № 50 ОАО «РЖД» ______________Усольцева Е.В
«20» сентября 2015
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора средней
общеобразовательной школы
№ 50 ОАО «РЖД»
____________Максимович В.С.
«20» сентября 2015
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОМУ ПО КУРСУ
«ДИАЛОГ КУЛЬТУР»
5 - 8 классы
Смирновой Анастасии Сергеевны
Рассмотрена и рекомендована к
утверждению заседанием
методического объединения
«30» августа протокол № 1
Ерофей Павлович,
2015 г.
Пояснительная записка
В федеральных государственных образовательных стандартах приоритетное формирование российской гражданской идентичности рассматривается в контексте воспитания толерантной личности, обладающей поликультурными и диалоговыми компетентностями для конструктивного взаимодействия с представителями иных культурно-религиозных традиций в поликультурном пространстве России. Актуальность предлагаемой темы элективного курса связана с необходимостью разработки и адаптации современных образовательных технологий в области поликультурного образования, а также с необходимостью поиска эффективных педагогических решений проблемы нарастания в подростково-молодёжной среде ксенофобских, националистических, экстремистских, расистских, фундаменталистских настроений, религиозной нетерпимости и прочих проявлений интолерантного поведения.
Актуальность данной темы также определяется значимостью формирующейся ситуации мультикультурализма, связанной с лавинообразным ростом миграционных потоков, нередко характеризующихся оседанием мигрантов в тех местах, которые имеют железнодорожное сообщение. Работа с детьми-мигрантами, проблемы их адаптации и интеграции в поликультурное пространство российской школы и шире - в поликультурное пространство российского общества - сравнительно новая и сложная задача. Востребованность данной тематики также существенно возрастает в условиях введения новой образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», которая для основной школы пока ещё находится в стадии разработки.
2.Общая характеристика учебного курса.
Полноценное осуществление межкультурного и межконфессионального диалога средствами образования предполагает всесторонне учитывать то обстоятельство, что в образовательный процесс вовлечены представители разных культурных общностей - цивилизационно-культурных, культурно-исторических, этно-конфессиональных, локально-региональных, этно-лингвистических и прочих, которые изучают духовный мир, традиции, историю и культуру людей, сформированных не только в собственной культурной традиции, но и в условиях инокультурного опыта. Это образование акцентирует внимание обучающихся и учителя на взаимодействие различных картин и образов мира, в том числе исторических; на наложение мировоззренческих, идеологических, этических и религиозных систем, на взаимовлияние различных уровней и форм идентичности, на специфику культурных и образовательных интересов разных сообществ, включая и те, к которым принадлежит большинство учителей и учащихся.
Поэтому данный элективный курс имеет ярко выраженную рефлексивную и культурологическую направленность, нацелен на формирование поликультурных компетентностей и культуротворческих способностей обучающихся. Он углубляет содержание трёх образовательных областей: основы духовно-нравственной культуры народов России, гуманитарно-филологической и социально-гуманитарной. Элективный курс строится на метапредметной и межпредметной основе, аккумулируя мировоззренческие идеи и содержательные линии курсов истории, обществознания, основ религиозных культур и светской этики, литературы, русского языка, мировой художественной культуры. Элективный курс реализует перспективную линию на продолжение образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе, которую разработчики Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России связывают с усилением культурологического и религиоведческого содержания гуманитарных предметов.
Цели настоящего элективного курса определяются национальным воспитательным идеалом, а также целями образовательных областей, зафиксированными в ФГОС:
- становление высоконравственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре нашей страны, к семье, населенному пункту, региону;
- развитие представлений о единстве и многообразии культурного пространства России и мира, о языке как основе национального самосознания; развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, пониманию роли культурных различий в истории и современности России;
- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, на духовных традициях народов России;
Собственно целью элективного курса «Диалог культур в пространстве и времени» является создание педагогических условий для воспитания толерантной личности, укоренённой в культурных традициях многонационального народа России, осознающей свою российскую гражданскую идентичность, способной конструктивно взаимодействовать в поликультурном пространстве России, открытом и поликультурном мире для укрепления гражданского мира и согласия в обществе на основе приобретения позитивного опыта межкультурного взаимодействия.
Задачи элективного курса «Диалог культур в пространстве и времени»:
- способствовать принятию школьниками ценности культурного многообразия как основы конструктивного межкультурного взаимодействия людей;
- содействовать становлению у учащихся непротиворечивой формулы многоуровневой идентичности с приоритетом российской гражданской идентичности;
- содействовать развитию интереса школьников к вопросам культуротворчества и культуросозидания, духовно-нравственного и морально-нравственного самопознания, самопроектирования, самокоррекции, самоактуализации и самореализации личности;
- обучать школьников навыкам рефлексии оснований мышления, поведения, деятельности, общения, умению выявлять различия в образах и картинах мира, преодолевать собственные стереотипы и предубеждения, развивать эмпатические способности;
- сопровождать школьников в определении собственной позиции в многообразии общественных и мировоззренческих точек зрения, эстетических и культурных предпочтений;
- мотивировать школьников к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран на основе взаимного интереса и уважения, «золотого правила нравственности»;
- создавать учебные ситуации, в которых проявляется стремление учеников уважать иное мнение, историю других народов и стран, воспринимать их культуру в её самоценности и самодостаточности;
- учить детей вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта;
- обучать школьников характеризовать свои поступки, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе культуры того или иного народа, его мировоззрения, базовых российских гражданских ценностей, общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений.
Содержание программы элективного курса построено таким образом, чтобы максимально актуализировать межпредметные связи с изучаемым материалом по истории, обществознанию, основам религиозных культур и светской этики, литературе.
Материал курса для 5 класса является пропедевтическим для дальнейшего изучения России как многонационального, многоконфессионального государства. Он существенно углубляет обществоведческую часть курса «Окружающий мир» в начальной школе и отдельные аспекты курса обществознания в 5 классе в плане изучения этногенеза народов России и формирования современной этно-лингвистической карты страны. Материал элективного курса в 5 классе также ориентирован на всестороннее изучение культуры первобытности и первобытных народов, на поиски архетипов бессознательного в жизни современного человека. Одновременно с этим в курсах истории и обществознания в 5 классе также изучаются вопросы, связанные с историей первобытности, что позволит вычленить собственно культурологический аспект этой проблематики.
Содержание элективного курса в 6 классе связано с важнейшими культурологическими понятиями «свои» и «чужие», в нём поднимается проблема понимания иного, другого. Здесь также освещаются пространственно-временные характеристики тематики диалога культур, материал строится с опорой на знания школьников по истории Древнего мира и Средневековья, особенно в плане становления исторических пространств Запада и Востока.
Элективный курс в 7 классе касается историко-культурного процесса формирования многонационального российского общества и государства, поликультурной палитры повседневной жизни россиян, их традиций и контактов, формированию границ России и изучению трансграничных отношений. Школьники изучают культурологические аспекты истории России, опираясь на соответствующий материал по отечественной истории. Помимо этого, в 7 классе на уроках всемирной истории обучающиеся знакомятся с процессом становления мировой цивилизации в ходе Великих географических открытий и движением миграционных потоков, что способствует лучшему усвоению такой важной темы, как миграции и мигранты.
Содержание курса в 8 классе посвящено изучению проблемы «Мировые цивилизации и культуры» на основе исследования базовых универсалий культуры, раскрытию роли религиозного фактора в типологии мировых цивилизаций и культур, а также теме цивилизационного и этно-конфессионального многообразия России. Определённое место отведено изучению цивилизующей роли городов как пространства наиболее интенсивных контактов и конфликтов представителей различных цивилизаций, культур и верований. Курс завершается перспективами диалога культур и цивилизаций в современном мире.
Элективный курс в перспективе планируется довести до конца основной и старшей школы. Значительная роль в нём будет отведена изучению мировых религиозных культур.
Программа подготовлена в соответствии с содержанием и структурой учебных пособий на бумажных и электронных носителях. В совокупности эти материалы могут быть использованы в основной школе в качестве дидактических средств предпрофильной подготовки учащихся, а в старшей школе - учебно-методического сопровождения учебных предметов по выбору или реализующих региональный компонент.
3.Описание места учебного курса
в базисном образовательном плане.
Настоящий курс предназначен для обучающихся основной (5-8 классы) ступени обучения. Он является элективным курсом и может быть включён в базисный образовательный план пилотных школ, реализующих ФГОС в 5 классе, как часть, формируемая участниками образовательного процесса, и в базисный учебный план основной школы как курс по выбору обучающихся.
Общий (суммарный) объём курса составляет 140 часов, что соответствует 34 часам учебного времени в год (1 час. в неделю) плюс один урок в каждом классе, который отводится на мероприятия общешкольного характера и масштаба или внеклассные мероприятия по параллелям.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного курса
В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы:
-
каждая культура имеет собственный контекст и свою логику;
-
ни одна культура не может быть лучше другой;
-
каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.
Личностные результаты освоения элективного курса направлены на формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны. К ним относятся:
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире, понимание безусловной ценности человеческой жизни;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- формирование у школьников умений применять знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
Метапредметные результаты освоения элективного курса направлены на формирование умений выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной и исследовательской технологий и в доступной социальной практике. Они предполагают:
1) исследование несложных реальных связей и зависимостей культурологического характера;
2) выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
3) поиск и извлечение нужной информации в адаптированных источниках различного типа;
4) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в иллюстрацию и наоборот, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
5) участие в проектной, поисковой и исследовательской деятельности и социальных практиках, оформление результатов деятельности в форме слайдовых презентаций;
6) оценку собственных учебных достижений, в том числе на критериальной основе, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей поликультурной среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм;
7) обретение опыта позитивного межкультурного взаимодействия на принципах диалога и взаимопонимания через определение собственного отношения к поликультурным явлениям;
8) умение организовать работу и непосредственно работать в группе в интерактивном режиме, выполняя различные функциональные обязанности.
Предметные результаты освоения элективного курса предполагают:
- владение базовыми понятиями и категориями (диалог, культура, религия, мораль, культурное разнообразие, идентичность и др.); обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися; целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- понимание школьниками непреходящей ценности этно-конфессионального разнообразия; потребность в общении с представителем иной религиозно-культурной традиции;
- развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, мировоззренчески неоднородной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога, на правовой основе;
- использование знаний об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основы для диалога в поликультурной среде;
- мотивация школьников на сохранение памятников истории и культуры (участие в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
- создание условий для взаимодействия между обучающимися на основе «золотого правила нравственности», стремление интегрировать усилия в решении общих задач;
- осмысление неожиданных для учащихся поведенческих реакций, рассмотрение их в контексте ценностей, символов и смыслов породившей их религиозно-культурной традиции;
- стремление предотвращать и умение разрешать конфликтные ситуации, формирование навыков принятия компромиссных решений; развенчивание устойчивых стереотипов в отношении носителей различных традиций;
- умение определять непротиворечивую формулу собственной идентичности, рассмотрение её как элемента исторически сложившегося этнокультурного, конфессионального, гражданского сообщества.
Формы, методы и технологии преподавания
В ходе преподавания элективного курса будут использоваться следующие формы и методы:
-
метод моральных дилемм и дискуссий;
-
исследовательский метод;
-
уроки - экскурсии;
-
деловые и ролевые игры;
-
тестирование, анкетирование, социологические опросы;
-
викторины и другие конкурсы;
-
творческие мастерские;
-
использование информационно-коммуникационных технологий;
-
диалоговые технологии;
-
технология проектирования образовательной среды поликультурной направленности со свойствами диалогичности;
-
рефлексивные технологии;
-
исследовательские технологии;
-
технология проектирования, в т.ч. социального проектирования;
5. Содержание учебного курса (140 ч.)
5 класс (35 ч.)
Тема 1. Кто мы? Откуда мы? (18 ч.)
-
Откуда ты пришёл в этот мир, человек? (2 ч.)
Кто он, первый человек? Различные версии происхождения человека (креационистская, эволюционная, «космическая», «радиационная» и др.). Истоки человечества в религиях мира (работа в группах)
-
Такое долгое детство… Близкие - далёкие (1 ч.)
Первобытность - детство человечества. Первобытный человек: далёкий и близкий. Элементы менталитета первобытного человека в сознании и бессознательном нашего современника (тренинг - рефлексия оснований мышления, поведения, общения).
-
Мы в гостях у первобытного человека, первобытный человек в гостях у нас (1 ч.)
Мы стоим на плечах у гигантов. Чему может научить нас первобытный человек? (Эссе - размышление).
-
Человек и климат: быть или не быть человечеству? (2 ч.)
Похолодание и ледник: быть или не быть человеку? Человек и климат: вчера, сегодня, завтра. (Работа с Интернет-источниками).
-
Укрощение огня (2 ч.)
Такой многоликий огонь… Экологическая версия выделения человека из мира животных. (Психологический тренинг «Пока горит свеча»).
-
От жеста - к слову (2 ч.)
Вначале было Слово? Язык жестов. Рождение звука и слова. Как рождается слово? Слово рождает общение или в общении рождается слово? Сознание и речь. (Перевод информации из одной знаковой системы в другую).
-
Учитель, с именем твоим… (2 ч.)
Феномен «учителя»: информационно-культурная версия выделения человека из мира животных. Природное и надприродное в человеке и человечестве. (Учебный диспут).
-
Зачем человеку нужен "центр"? (2 ч.)
Рождение социального пространства и социального времени. Общение и труд. Коммуникативная и инструментальная версии выделения человека из мира животных. Преобразованная природа: от очагов рукотворного климата - к рукотворной среде обитания. Неолитическая революция. (Моделирование процесса на основе определённой версии).
-
Позитивные знания, религия, искусство (2 ч.)
Первые попытки объяснить мир. Первые попытки воздействовать на мир. Миф и магия. Первобытная община: жизнь в мифе и миф в жизни. Первые попытки изобразить мир. «Театр теней». (Реконструкция образа мира).
-
С чем пришёл ты в этот мир, человек? (2 ч.)
Царство животных и мир людей. Железная революция. Индустриальная революция. Человечество у опасной черты: глобальные проблемы. "Скажи, что значит человек?" (Современная экологическая сказка: пишем продолжение).
Тема 2. Путешествие с солнечным Лучиком (16 ч.).
-
Древнейшие народы на территории нашей страны (1 ч.)
Представление о многотысячелетней истории становления современной этнической карты России. Древнейшие (палеоазиатские) народы на территории России. Особенности жизни, отношений с природой, культуры, обычаев. (Работа с картой).
-
По обе стороны от Урала, или Мир Леса и Тундры (1 ч.)
Народы уральской семьи. Финно-угры. Самодийцы. Расселение. Культурные особенности, эпос. Сказки. (Исследование волшебной сказки). Влияние финно-угорской культуры на Русь.
-
Кочевой Мир Великой Степи.(2 час.)
Народы алтайской семьи. Ираноязычные кочевники. Тюркский мир. Звериный стиль в искусстве. Влияние тюрко-монгольской культуры на Русь. Тюрки и монголы - объединители евразийских просторов. (Исследование «В стране Кощея Бессмертного и Змея Горыныча»).
-
Мир Гор и Предгорий. Древности Кавказа (2 ч.)
Народы Кавказа в древности. Кавказский «Вавилон». Нартский эпос. (Лингвистическое исследование). Обычаи кавказских народов.
-
Мир Лесостепей и Ополий (2 ч.)
Восточные славяне в древности. Русь и Степь. Исторические корни волшебной сказки. Путешествие в Тридевятое царство, Тридесятое государство, или такая загадочная Баба-Яга. (Викторина).
-
Святая Русь: от Софии - к Троице (2 ч.).
Культурологические символы Древней Руси. Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая. Культурологические аспекты грамматического строя русского языка: греческое влияние. Рождение русского народа. Образ преп. Сергия Радонежского, его влияние на развитие русской литературы. (Лингвистическое исследование).
-
У истоков русской государственности (2 ч.)
Лицом к Западу и к Востоку: под сенью двуглавого орла. Государственные символы России (Сравнительный анализ).
-
В некотором царстве, в некотором самодержавстве… (2 ч.)
Культурологические аспекты эпохи Ивана Грозного. Опричнина и «гульба»: «мир наизнанку»? Василий Блаженный: далёкое - близкое (Рефлексия).
-
От Руси - к России, от царства - к империи (2 ч.).
От православного царства к империи. Отчество - отчизна - отечество. Рождение личности. Петербург: в новое пространство, в новое время. Москва и Петербург: архетипы восприятия пространства. (Психологический тренинг).
Итоговое занятие (1 ч.) История далёкая и близкая (защита проектов)
6 класс (34 ч.)
Тема 1. Живая связь времён (20 ч.)
-
Многоликий мир (2 ч.)
Планета людей. Что такое человечество? Что значит быть частью человечества? (Мозговой штурм, работа с пословицами).
-
«Мы» и «они»: «свои» и «чужие»? (2 ч.)
«Свои» и «чужие» в историческом пространстве-времени. (Психологический тренинг).
-
Такие разные представления о счастливой жизни, или зачем американцу бумеранг? (4 ч.)
Культурные ценности. Культура как способ выживательно-приспособительная программа. Всемирное культурное наследие. 10 символов России. (Работа с Интернет-источниками).
-
В мире символов и смыслов (4 ч.)
Понятие о символах, их роли в жизни человека. (Составление собственного символа, символа своей семьи, герба семьи).
-
Что в имени твоём? (2 ч.)
Моя семья - моя фамилия. (Составление родословной или генеалогического древа).
-
Что такое «козёл отпущения», или ещё одна связь времён (2 ч.)
Обычаи и традиции прошлого в нашей жизни. Обряды. Как сохранить живую связь времён? От какого наследия мы отказываемся? (Диспут).
-
На пути к Истине, или: Как слепые изучали слона (2 ч.)
«Ремесло историка». Как реконструируется прошлое? Научное исследование и криминальное расследование. (Ролевая игра «Традукция»).
-
Гвардейцы музы Клио: расследование ведут знатоки (2 ч.)
Вспомогательные исторические дисциплины, их роль в реконструкции прошлого. (Работа со справочной литературой - словарями иностранных слов).
Тема 2. Человек в историческом пространстве-времени (14 ч.)
-
Что? Где? Когда? (2 ч.)
Понятие об историческом пространстве и историческом времени. (Виртуальное путешествие)
-
«Это элементарно, Ватсон!» (2 ч.)
Человек иной исторической эпохи: «вне зоны доступа»? (Практикум: исследование анахронизмов в сознании человека).
-
«Запад есть Запад, Восток есть Восток»? (2 ч.)
Мир Запада и Мир Востока: встреча культур? (Практикум - разрешение моральных дилемм).
-
Мир Востока. «Колесо времени». (2 ч.)
«Восток - дело тонкое!» Историческое пространство Востока: образ мира, история и современность. Человек и природа. (Реконструкция образа мира).
-
Мир Запада. «Стрела времени» (4 ч.)
Историческое пространство Запада. Образ мира, история и современность. Человек и природа: до чего дошёл прогресс?.. (Реконструкция образа мира).
-
Россия: между Западом и Востоком (2 ч.)
Россия, Восток и Запад: история и современность. (Конструирование возможных сценариев развития страны на различных этапах её истории)
Итоговое занятие (1 ч.). Человек в истории, история в человеке
7 класс (35 ч.)
Тема 1. Такая многоликая Россия (18 ч.)
-
Поликультурная Россия (2 ч.)
Многокультурный мир - многонациональное Российское государство - поликультурное российское общество. (Анализ ключевых понятий. «Поликультурность начинается с тебя». Тренинги «Кто в домике живет?», «Семья. Дом. Улица. Школа»).
-
«Разнообразие в единстве» (4 ч.)
«Русь - Россия»: историко-культурный процесс формирования многонационального российского общества и государства. Поликультурная палитра повседневной жизни россиян, их традиций и контактов. (Работа с текстами)
-
«Пространная империя, или Империя пространства…» (6 ч.)
Формирование Российской империи во времени и пространстве (ХVI - начало ХХ вв.) (лабораторное занятие по разным видам источников). Процесс присоединения к России земель и народов Поволжья (ХVI в.), западных областей (ХVIII-ХIХ вв.), Средней Азии (ХIХ в.). Религиозная политика России в национальных районах империи, система управления ими, межнациональные отношения.
Государственные символы (герб, флаг, гимн) как образ империи (сравнительная характеристика государственной атрибутики России и других империй).
-
Российская империя в национальном сознании и исторической памяти ее подданных и потомков (6 ч.)
Национальное сознание. Историческая память. Историческое место Российской империи в мировом культурном наследии. (Лабораторный практикум. Дискуссия).
Тема 2. «Живая граница»
-
«Межи да грани, как мне быть с вами?» (6 ч.)
Типы границ в поликультурном обществе и многонациональном государстве.
Государственная граница современной России с сопредельными странами (лабораторная работа со статической таблицей и политической картой мира, тренинг «Живая граница»).
Cпорные и оспариваемые территории. Формирование государственной границы России и системы пограничной охраны (IХ-ХХ вв.) (лабораторная работа с источниками и репродукциями).
Особенности формирования российских границ на Западе и Востоке. Айгуньский (1858 г.) пограничный договор о границе между Россией и Китаем как пример урегулирования территориальных проблем «двух цивилизаций» (лабораторная работа по источникам).
Причины пограничных вопросов между Россией и ее соседями, пути их решения («круглый стол» международников).
Границы и фронтиры. Роль фронтиров в становлении многонационального Российского государства и поликультурного общества. Российские фронтиры в контексте мировой истории (сравнительная характеристика процессов освоения Сибири и Северной Америки).
-
«Дороги и судьбы» (6 ч.)
Миграции народов: причины, характер, масштабы массовых перемещений людей в мировой и отечественной истории (IХ-ХХ вв.). Океанические дороги человечества. Типы миграций, их историко-культурные последствия для стран, народов и конкретных людей (лабораторная работа с историческими источниками).
Особенности миграций в современном мире (тренинг «Успешный мигрант»). Проблемы взаимоотношений «своих» и «чужих» (ролевая игра «Старожилы и переселенцы»).
-
Твоя школа как поликультурное пространство (4 ч.)
Наша школа - поликультурное пространство. (Составление анкеты для учащихся, проведение социологического опроса и анализ полученных результатов).
Итоговое занятие (1 ч.). Образование без границ (защита проектов).
-
класс (35 ч.)
Тема 1. Великие религиозно-культурные миры (12 ч.)
-
Мировые религии и великие религиозно- культурные миры Средневековья (2 ч.)
Мировые религии как религии спасения. Мировые религии как основания культурно-религиозных миров Средневековья. (Работа со священными текстами. Текстологический анализ.).
-
Индо-буддистский мир (2 ч.)
Истоки, великие учителя, ареал распространения, культурные эксперты, человек, и его образ мира (лабораторный практикум; работа с источниками и иллюстративным рядом).
-
Конфуцианско-буддистский мир (2 ч.)
Истоки, великие учителя, ареал распространения, культурные эксперты, человек, и его образ мира (лабораторный практикум; работа с источниками и иллюстративным рядом).
-
Христианский мир в единстве и многообразии (2 ч.)
Истоки, великие учителя, ареал распространения, культурные эксперты, человек, и его образ мира (лабораторный практикум; работа с источниками и иллюстративным рядом).
-
Мир ислама (2 ч.)
Истоки, великие учителя, ареал распространения, культурные эксперты, человек, и его образ мира (лабораторный практикум; работа с источниками и иллюстративным рядом).
-
Религиозная палитра России (2 ч.)
Предпосылки религиозного многообразия в мировой и отечественной культуре. Процесс становления многоконфессионального российского общества (IХ-ХХ вв.).
Религиозные обряды и праздники в культурной жизни современной России (фестиваль, фотосессия, проект «Религиозный календарь России»).
Тема 2. Цивилизации и культуры (22 ч.)
-
Цивилизации и природа (4 ч.)
Цивилизации, роль религии в их типологии. Крупнейшие цивилизации мира. Цивилизации и природа. (Работа со слайдовой презентацией).
-
«Что видит кошка на балу у королевы у английской?» (4 ч.)
Этно-конфессиональные картины и образы истории: история и современность. (Тренинг «Эмпатия»).
-
«Конфликты и их разрешение» (4 ч.)
Предпосылки межэтнических и межнациональных конфликтов. Конфликты между людьми и народами: виновники и жертвы. Проблемы межэтнических взаимоотношений в современной России (дискуссия).
Способы предупреждения и урегулирования конфликтов в поликультурном обществе (тренинги, ролевые игры).
-
«Город - единство непохожих» (6 ч.)
Цивилизующая миссия города. Города как центры культурного многообразия и межкультурного взаимодействия. «Городская революция» древности. Город и становление гражданской идентичности личности: ретроспектива и перспектива. Историко-культурные предпосылки становления и развития многонационального городского населения в России (IХ-ХХ вв.) и мире.
Культурная палитра современного российского города (экскурсия, фотосессия). Преимущества и противоречия жизни в современном городе (тренинги, ролевые игры).
-
Диалог культур и цивилизаций в современном мире (4 ч.)
Проблемы межличностных, межэтнических и межкультурных контактов в современном мире. Диалог культур как способ жизни и общения.
Как «другого» сделать другом? (психологические тесты, ролевые игры «Миклухи и Маклаи», «Переселенцы», «Остров Чунга-Чанга»).
Итоговое занятие. Диалог культур во имя гражданского мира и согласия (1 ч.).
6. Тематическое планирование с определением
основных видов учебной деятельности
5 класс (35 ч.)
№ урока
Тема занятия
Основной вид деятельности
Важнейшие мировоззренческие идеи.
Личностные УУД
Регулятивные УУД,
Познавательные УУД,
Коммуникативные УУД
1-2.
Откуда ты пришёл в этот мир, человек?
Интерактивная работа в группах
Осознавать единство и целостность окружающего мира, оценивать его
с различных точек зрения.
Определять и формулировать цель деятельности в группе, составлять план действий группы; реализовывать его согласно функционалу в группе.
Давать определение основным понятиям; уметь обобщать их; учиться извлекать информацию из текста, анализировать её, самостоятельно формулировать собственное мнение.
Учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие, критически относиться к своему и иному мнению
3.
Такое долгое детство… Близкие - далёкие.
Тренинг-рефлексия
Осознавать единство и целостность окружающего мира во времени, понимать и определять своё место в цепи поколений.
Определять и формулировать проблему занятия, выдвигать гипотезы, составлять план действий и работать по плану.
Осуществлять рефлексию оснований мышления, приобретать навыки самопознания.
Участвовать в диалоге с самим собой, отыскивать элементы менталитета первобытного человека в сознании и бессознательном нашего современника
4.
Мы в гостях у первобытного человека, первобытный человек в гостях у нас.
Написание эссе.
Осознавать единство человечества, определять себя как его неотъемлемую часть. Учиться оценивать поступки людей с различных точек зрения, в различных ситуациях, опираясь на общечеловеческие ценности. Понимать, что уважение предков - важнейшая черта сознания культурного человека.
Работать по самостоятельно разработанному плану, давать оценку своим личностным качествам, усваивать позицию ученика.
Учиться рефлексии, преодолевать просвещенческий стереотип высокомерного отношения к первобытности. Учиться обобщать важнейшие понятия, осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объемом. Учиться преобразовывать визуальную информацию в вербальную (текст).
Учиться выстраивать толерантное отношение к тому, кто не похож на тебя, владеть письменной и устной речью.
5-6.
Человек и климат: быть или не быть человечеству?
Работа с Интернет-источниками.
Осознавать единство и целостность окружающего мира, личностную значимость решения глобальных проблем человечества.
Работать по плану, сверять свои действия с целью. В диалоге с учителем отрабатывать критерии оценки деятельности на уроке.
Давать определение понятиям, учиться работать с информацией: сопоставлять и проверять информацию, полученную из разных источников; анализировать и обобщать факты.
понимать другие позиции, при необходимости корректно убеждать других в правоте своих позиций; уметь договариваться.
7-8.
Укрощение огня.
Такой многоликий огонь…
Психологический тренинг «Пока горит свеча», «Театр теней».
Самоуважение и позитивная самооценка, чувство собственного достоинства; осознавать себя членом сообщества; учиться принимать и проявлять заботу о ближних.
Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению задачи, быть психологически готовым к участию в тренинге.
Выдвигать версии решения проблемы, выбирать из предложенных; обобщать понятия; учиться работать с информацией.
Выстраивать и перестраивать стиль своего общения со сверстниками; учиться договариваться с другими, согласуя свои интересы и взгляды, учиться вести диалог.
9-10.
От жеста - к слову.
Перевод информации из одной знаковой системы в другую.
Умение рационально распоряжаться временем, видеть преимущества разных знаковых систем.
Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
Умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую с использованием рефлексии..
Понимать непреходящее значение второй сигнальной системы, общения, коммуникации в процессе выделения человека из мира животных, развивать навыки владения устной и письменной речью.
11-12.
Учитель, с именем твоим…
Учебный диспут.
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм; развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню.
Знание требований к участию в диспуте.
Владение навыками ведения диспута, пособность аргументированного предъявления собственной позиции.
Учиться вести диалог,
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с одноклассниками с других позиций
13-14.
Зачем человеку нужен "центр"? Рождение социального пространства и социального времени. Общение и труд.
Моделирование процесса на основе определённой версии
Учиться оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; самостоятельно выбирать стиль поведения, обеспечивающий безопасный образ жизни и сохранения здоровья
Самостоятельно определять основной вопрос
(проблему) урока;
работать по плану, сверять свои действия с целью. Вместе с учителем, соотносить результаты своей деятельности с целью и оценивать его.
Умение строить логические рассуждения, видеть причинно-следственные связи.;
Учиться толерантно строить отношения с учениками иных позиций и интересов, находить компромиссы с ними.
15-16.
Позитивные знания, религия, искусство.
Реконструкция образа мира
Понимание значимости внутреннего мира человека, убеждённость в принципиальной познаваемости внешнего мира.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки деятельности на уроке.
Уметь давать определения понятиям; развивать эмпатические и рефлексивные способности.
Владеть приемами монологической и диалогической речи; понимать другие позиции, при необходимости корректно убеждать других в правоте своих позиций; уметь договариваться.
17-18.
С чем пришёл ты в этот мир, человек?
Пишем продолжение современной экологической сказки.
Осознавать единство и целостность окружающего мира. Учиться оценивать поступки людей с различных точек зрения, в различных ситуациях, опираясь на общечеловеческие ценности.
Определять и формулировать цель деятельности. Составлять план действий по решению проблемы.
Учиться сопоставлять и отбирать информацию; преобразовывать информацию в таблицу, схему, графическое изображение.
Владеть устной и письменной речью, приемами монологической и диалогической речи; понимать другие позиции, уметь договариваться, для того чтобы сделать что-то сообща.
19.
Древнейшие народы на территории нашей страны.
Работа с картой; виртуальное путешествие.
Осознание чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и её древнюю историю.
Умение самостоятельно организовать работу в материальной и информационной среде общего образования (в том числе с учебными картами)
Преобразовывать полученную информацию из одного вида в другую - составлять рассказ; учиться строить логические рассуждения.
Понимать и принимать другие позиции, систему взглядов и интересов другого.
20.
По обе стороны от Урала, или Мир Леса и Тундры. Народы уральской семьи.
Исследование волшебной сказки «В стране Царевны-Лягушки»
Достижение устойчивой мотивации изучения сказочных сюжетов как объектов исследованияОриентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и литературных героев.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Составлять в группе план решения проблемы.
Учиться добывать информацию из различных источников; преобразовывать полученную информацию из одного вида в другой.
Владеть приёмами смыслового чтения, письменной и устной речью, учиться видеть культурологические символы и смыслы в специфической информации.
21-22.
Кочевой Мир Великой Степи.
Исследование волшебной сказки «В стране Кощея Бессмертного и Змея Горыныча»
Учиться оценивать поступки людей исторического прошлого в различных ситуациях, опираясь на общечеловеческие ценности.
Определять и формулировать цель деятельности (увидеть проблему, удерживать мысленно задачу). Осуществить план действий по решению проблемы.
Использование различных способов поиска, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Владеть приёмами смыслового чтения, письменной и устной речью, учиться видеть культурологические символы и смыслы в специфической информации.
23-24.
Мир Гор и Предгорий. Древности Кавказа. Народы Кавказа в древности.
Лингвистическое исследование «Нартского эпоса».
Учиться оценивать поступки людей с различных точек зрения, в различных ситуациях, опираясь на общечеловеческие ценности.
Определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу) Осуществить план действий по решению проблемы.
Учиться выдвигать, подтверждать и опровергать гипотезы при решении исследовательских проблем.
Понимать человека исторического прошлого, владеть приёмами гибкого чтения и рационального слушания; составлять представление о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности.
25-26.
Мир Лесостепей и Ополий. Восточные славяне в древности. Русь и Степь.
Путешествие в Тридевятое царство, Тридесятое государство, или такая загадочная Баба-Яга.
Учиться оценивать поступки героев на основе общечеловеческих ценностей, норм морали той или иной исторической эпохи.
Определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу) Осуществить план действий по решению исследовательской проблемы.
Осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера.
27-28.
Святая Русь: от Софии - к Троице. Культурологические символы Древней Руси.
Исследование волшебной сказки о Василисе Прекрасной, Василисе Премудрой.
Отражать степень укоренённости в культуре родного народа при формировании славяно-православной формы идентичности.
Определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу) Осуществить план действий по решению проблемы
Давать определения понятиям, пришедшим с православием: гуманный, милосердие, сострадание, сочувствие; учиться анализировать, сравнивать и обобщать информацию; строить логические рассуждения; преобразовывать информацию.
Учиться понимать символику волшебной сказки, рассматривать её в определённом историко-культурном контексте.Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи
29-30.
У истоков русской государственности Лицом к Западу и к Востоку: под сенью двуглавого орла.
Работа с картой.
Сформированность гражданско-патриотических качеств, российской гражданской идентичности;
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Строить логическое рассуждение; уметь преобразовывать информацию из одного вида в другой из текста в таблицу, схему.
Владеть приемами смыслового чтения, работать с иллюстративным рядом.
31-32.
В некотором царстве, в некотором самодержавстве…
Рефлексия оснований мышления
Учиться анализировать поступки человека исторического прошлого в различных ситуациях. Опираясь на общечеловеческие, российские. национальные, личностные представления о «добре»; различать доброе и красивое в культурном наследии России
Определять и формулировать цель деятельности; осуществлять действия по реализации плана. Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Давать определения понятиям; учиться анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия.
Понимать и принимать другие позиции, учиться вести диалог, понимать систему взглядов и интересов человека исторического прошлого.
33-34.
От Руси - к России, от царства - к империи.
Психологический тренинг
Использовать тренинговые формы для самопознания личности; испытывать потребность в личностной оценке событий исторического прошлого.
Способствовать совершенствованию функций контроля, самоконтроля, оценки и коррекции знаний, определения уровня овладения умениями, навыками, компетенциями, понимания сути изучаемого материала.
Работа с информацией; умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Уметь выдвигать контраргументы, при необходимости корректно убеждать других в правоте своих позиций. Владеть устной речью. Учиться критически относиться к своему мнению
35.
Итоговое занятие (1 ч.). История далёкая и близкая
Защита индивидуальных и групповых проектов.
Учиться осознавать себя членом сообщества» осознанно осваивать роли и формы общения; включаться в различные стороны общественной жизни; осознавать свои и общественные интересы.
Составлять план действий по решению проблемы. Работать самостоятельно по плану, сверяя свои действия с целью. В диалоге с учителем давать оценку своей деятельности
Обобщать понятия; Учиться работать с информацией - самостоятельно извлекать информацию из различных источников: учебника, дополнительной литературы, словарей;
учиться анализировать и сравнивать полученные факты и информацию;
владеть приемами осмысленного чтения.
Владеть презентационными навыками, письменной и устной речью. Доносить свою позицию до других во время защиты проекта, владея приемами монологической и диалогической речи.
6 класс (35 ч.)
№ урока
Тема урока
Основные понятия
Личностные УУД
Регулятивные УУД,
Познавательные УУД,
Коммуникативные УУД
1-2.
Многоликий мир. Планета людей.
Мозговой штурм, работа с пословицами
Учиться замечать и оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с различных точек зрения; выбирать поступки в различных ситуациях, опираясь на общечеловеческие ценности;
Осознавать единство и целостность окружающего мира;
Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий.
Давать определение понятиям, обобщать их; учиться владеть приемами осмысленного чтения. Учиться извлекать информацию из текста учебника; самостоятельно; учиться работать с иллюстрациями.
Владеть устной и письменной речью, на основе текста учебника; Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие; учиться критически относиться к своему мнению
3-4.
«Мы» и «они»: «свои» и «чужие»?
Психологический тренинг
Осознавать единство и целостность окружающего мира.
Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий и работать по плану; самостоятельно использовать дополнительные источники.
Учиться сопоставлять и отбирать информацию; преобразовывать информацию, осуществлять рефлексию оснований мышления.
Учиться понимать, в чем суть конфликта; владеть примами чтения, владеть письменной и устной речью, учиться дискутировать, объяснять .
5-8.
Такие разные представления о счастливой жизни, или зачем американцу бумеранг?
Анкетирование. Работа с Интернет-источниками
Осознавать единство и целостность окружающего мира. Учиться рефлексии, осознавать себя членом сообщества; выстраивать толерантное отношение к тому, кто не похож на тебя.
Работать по предложенному плану, использовать наряду с учебниками, дополнительные источники.
Давать оценку своим личностным качествам.
Учиться обобщать понятия, осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объемом. Учиться работать с тестами, преобразовывать информацию.
Понимать, в чем суть обобщения; владеть примами чтения, владеть письменной и устной речью, учиться вести диалог на основе эмпатии.
9-12.
В мире символов и смыслов. Понятие о символах, их роли в жизни человека.
Составление собственного символа, символа своей семьи, герба семьи
Учиться саморефлексии, осознавать себя членом сообщества; выстраивать толерантное отношение к тому, кто не похож на тебя
Работать по плану, сверять свои действия с целью. В диалоге с учителем отрабатывать критерии оценки деятельности на уроке.
Учиться работать с информацией (сопоставлять и проверять информацию, полученную из разных источников; анализировать и обобщать факты).
Владеть устной и письменной речью, учиться работать с текстами различного содержания в группе, понимать другие позиции
13-14.
Что в имени твоём? Моя семья - моя фамилия.
Составление родословной или генеалогического древа
Осознавать себя членом рода, семьи; учиться принимать и проявлять заботу о ближних: старших и младших; выстраивать и перестраивать стиль своего общения с младшими, взрослыми, сверстниками; решать моральные дилеммы в ситуациях межличностных отношений.
Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению задачи.
Работать с понятиями; анализировать, сравнивать и классифицировать понятия, сопоставлять; работать с полученной информацией; представлять информацию в виде графического изображения.
Владеть примами чтения, письменной и устной речью. Учиться договариваться с другими, согласуя свои интересы и взгляды, учиться вести диалог.
15-16.
Что такое «козёл отпущения», или ещё одна связь времён.
Диспут
Развитие эмоциональной и образно-творческой сферы, понимание сути связи времён и её непреходящей ценности.
Умения организовывать свою деятельность, в том числе учебную, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели, способы достижения результата и применять их на практике.
Учиться работать с информацией - отбирать для решения важных жизненных задач из др. источников (словари, энциклопедия); уметь преобразовывать информацию в графические изображения и иллюствации.
Понимание символических значений и смыслов, иносказаний в текстах.
17-18.
На пути к Истине, или: Как слепые изучали слона. «Ремесло историка».
Ролевая игра «Традукция»
Учиться оценивать жизненные ситуации с точки зрения интересов людей, их профессиональных склонностей.
Самостоятельно определять основной вопрос
(проблему) урока; работать по плану, сверять свои действия с целью и оценивать их.
обобщать и сравнивать понятия; владеть приемами осмысленного чтения, высказывать свою точку зрения; преобразовывать информацию в схемы. Таблицы.
Учиться вести диалог,
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с одноклассниками с других позиций; толерантно строить отношения с учениками иных позиций и интересов, находить компромиссы
19-20.
Гвардейцы музы Клио: расследование ведут знатоки.
Работа со справочной литературой - словарями иностранных слов.
Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения и общения; самостоятельно противостоять ситуациям провоцирующим на неприглядные поступки.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности В диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки деятельности на уроке
Доносить свою позицию до других. Владеть приемами монологической и диалогической речи; понимать другие позиции, при необходимости корректно убеждать других в правоте своих позиций; уметь договариваться
21-22.
Что? Где? Когда? Понятие об историческом пространстве и историческом времени.
Виртуальное путешествие
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности познаваемости науки; с учетом многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на вопросы; учиться делать выбор .
Определять и формулировать цель деятельности. Составлять план действий по решению проблемы
Учиться сопоставлять и отбирать информацию; преобразовывать информацию, давать определение понятиям.
Доносить свою позицию до других. Владеть приемами монологической и диалогической речи; понимать другие позиции, уметь договариваться, для того чтобы сделать что-то сообща.
23-24.
«Это элементарно, Ватсон!» Человек иной исторической эпохи: «вне зоны доступа»?
Практикум: исследование анахронизмов в сознании человека.
Испытывать уважение к профессионалам, стремиться сознательно выбирать свою профессию.
Умения организовывать свою деятельность, в том числе учебную, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели, способы достижения результата и применять их на практике;
Преобразовывать полученную информацию из одного вида в другую - составлять рассказ; учиться строить логические рассуждения.
Понимать другие позиции, уметь вести диалог и договариваться
25-26.
«Запад есть Запад, Восток есть Восток»? Мир Запада и Мир Востока: встреча культур?
Практикум - разрешение моральных дилемм.
Учиться решать моральные проблемы. Отвечать за свой нравственный выбор в неоднозначно оцениваемых ситуациях перед своей совестью и другими людьми.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Составлять в группе план решения проблемы.
Учиться добывать информацию из различных источников: документов, словарей, преобразовывать полученную информацию из одного вида в другую - составлять рассказ; учиться строить логические рассуждения
Понимать, в чем суть обобщения; владеть примами чтения, владеть письменной и устной речью, учиться вести диалог и дискуссию.
27-28.
Мир Востока. «Колесо времени».
Реконструкция образа мира
Осознавать личностные различия между человеком Востока и Запада, усваивать ценности долга, ответственности, обязанности..
Определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу) Осуществить план действий по решению проблемы.
Давать определения понятиям: Долг, обязанность, защита Отечества; обобщать понятия; строить логические рассуждения;
владеть приемами осмысленного чтения;
представлять информацию в виде рисунков.
Понимать другие позиции (взгляды); владеть примами гибкого чтения и рационального слушания как средства самообразования; владеть письменной и устной речью, на основе представления о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности.
29-32.
Мир Запада. «Стрела времени».
Реконструкция образа мира
Осознавать свой долг и ответственность перед людьми своего общества, страной; учиться исполнять свой долг. Свои обязанности
Определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу) Осуществить план действий по решению проблемы.
Давать определения понятиям: свобода, равенство, прогресс и пр.
Понимать другие позиции (взгляды); владеть примами гибкого чтения и рационального слушания как средства самообразования; владеть письменной и устной речью, на основе представления о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности.
33-34.
Россия: между Западом и Востоком.
Конструирование возможных сценариев развития страны на различных этапах её истории
Учиться оценивать свои поступки на основе общечеловеческих ценностей, замечать и признавать расхождения своих поступков со своими взглядами и заявлениями, отвечать за свой нравственный выбор; воспитывать в себе чувства патриотизма; осуществлять добрые дела.
Определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу) Осуществить план действий по решению проблемы.
Давать определения понятиям: порядок, порядочность, порядочный человек, честность; справедливость, строить логические рассуждения; учиться; выявлять причины и следствия простых явлений; учиться самостоятельно получать информацию
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его. Понимать позицию другого. Понимать систему взглядов и интересов другого.
35.
Итоговое занятие. Человек в истории, история в человеке.
Защита индивидуальных и групповых проектов.
Осознавать свой долг и ответственность перед людьми, быть гуманным с людьми; осуществлять добрые дела.
Определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу) Осуществить план действий по решению проблемы
учиться анализировать, сравнивать и обобщать информацию; строить логические рассуждения; преобразовывать информацию в таблицу
Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи .
7 класс (35 ч.)
№ урока
Тема урока
Основной вид деятельности
Важнейшие мировоззренческие идеи.
Личностные УУД
Регулятивные УУД,
Познавательные УУД,
Коммуникативные УУД
1-2.
Поликультурная Россия.
Анализ ключевых понятий. Тренинги
Учиться замечать и оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с различных точек зрения; выбирать поступки в различных ситуациях, опираясь на российские общенациональные базовые ценности;
Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий.
Уметь обобщать; учиться владеть приемами осмысленного чтения. Учиться извлекать информацию из текста пособия; самостоятельно; учиться работать с иллюстрациями и картами.
Владеть устной и письменной речью, на основе текста учебника; Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие; учиться критически относиться к своему мнению
3-6.
«Разнообразие в единстве».
«Русь - Россия».
Работа с текстами различного содержания.
Осознавать единство и целостность России, проявлять в конкретных ситуациях российскую гражданскую идентичность.
Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий и работать по плану; самостоятельно использовать дополнительные источники.
Учиться сопоставлять и отбирать информацию; преобразовывать информацию из карты в текст;
с использованием задания учебника учиться самостоятельно отбирать информацию
Учиться работать с тестами различного содержания, фиксировать внимание на общности исторической судьбы народов России.
7-12.
«Пространная империя, или Империя пространства…».
Лабораторное занятие по разным видам источников.
Осознавать единство и целостность окружающего мира. Учиться рефлексии, осознавать себя членом сообщества; выстраивать толерантное отношение к тому, кто не похож на тебя.
Работать по предложенному плану, использовать наряду с учебниками, дополнительные источники.
Формулировать учебную задачу и удерживать её в сознании.
Давать определение понятиям: человек, мир, внутренний мир, психология. Учиться обобщать понятия, осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объемом. Учиться работать с тестами, преобразовывать информацию в таблицы
Понимать, в чем суть обобщения; владеть примами чтения, владеть письменной и устной речью, учиться вести диалог
13-18.
Российская империя в национальном сознании и исторической памяти ее подданных и потомков.
Лабораторный практикум. Дискуссия.
Учиться саморефлексии, осознавать себя членом сообщества; выстраивать толерантное отношение к тому, кто не похож на тебя.
Работать по плану, сверять свои действия с целью.
Учиться давать оценку своим личностным качествам и чертам характера
учиться работать с информацией: сопоставлять и проверять информацию, полученную из разных источников; анализировать и обобщать факты.
Владеть устной и письменной речью, учиться работать в группе, понимать другие позиции
19-24.
«Межи да грани, как мне быть с вами?»
Лабораторная работа тренинг. «Круглый стол»
Осознавать себя членом сообщества; учиться оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасности членов сообщества, ненасилия и конструктивного взаимодействия.
Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению задачи.
В диалоге с учителем отрабатывать критерии оценки деятельности на уроке.
Работать с понятиями; анализировать, сравнивать и классифицировать понятия, сопоставлять; работать с полученной информацией; представлять информацию в виде таблице и схемы; владеть приемами осмысленного чтения.
Владеть примами чтения, владеть письменной и устной речью. Учиться договариваться с другими, согласуя свои интересы и взгляды, учиться вести диалог.
25-30.
«Дороги и судьбы». Миграции народов:
Тренинг,. лабораторная работа. Ролевая игра
Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, обеспечивающий безопасный образ жизни и сохранения; самостоятельно противостоять ситуациям провоцирующим на поступки, которые угрожают здоровьезбережению.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. В диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки деятельности на уроке
31-34.
Твоя школа как поликультурное пространство.
Составление анкеты для учащихся, проведение социологического опроса и анализ полученных результатов
Осознание непреходящей и безусловной ценности культурного многообразия России, необходимости конструктивного взаимодействия на основе «золотого правила нравственности».
Самостоятельно определять основной вопрос
(проблему) урока;
работать по плану, сверять свои действия с целью. Вместе с учителем, соотносить результаты своей деятельности с целью и оценивать его.
Обрабатывать полученную информацию, преобразовывать из одного вида в другую - составлять рассказ; учиться строить логические рассуждения
Учиться вести диалог с человеком инокультурного опыта, предотвращать конфликтные ситуации, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с одноклассниками с других позиций; толерантно строить отношения с учениками иных позиций и интересов, находить компромиссы
35.
Итоговое занятие. Образование без границ
Защита индивидуальных и групповых проектов.
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности познаваемости науки; с учетом многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на вопросы; учиться делать выбор.
Определять и формулировать цель деятельности. Составлять план действий по решению проблемы
Учиться сопоставлять и отбирать информацию; преобразовывать информацию в таблицу, схемы;
давать определение понятиям: вера, неверие; владеть вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь давать определения понятиям; обобщать понятия, строить логические рассуждения; учиться работать с информацией - отбирать для решения важных жизненных задач из др. источников (словари, энциклопедия); уметь преобразовывать информацию в схемы.
Доносить свою позицию до других. Владеть приемами монологической и диалогической речи; понимать другие позиции, при необходимости корректно убеждать других в правоте своих позиций; уметь договариваться
8 класс (35 ч.)
№ урока
Тема урока
Основной вид деятельности
Мировоззренческие идеи.
Личностные УУД
Регулятивные УУД,
Познавательные УУД,
Коммуникативные УУД
1-2.
Мировые религии и великие религиозно- культурные миры.
Работа со священными текстами. Текстологический анализ.
Осознавать единство и целостность окружающего мира в его многообразии. Учиться замечать и оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с различных точек зрения; выбирать поступки в различных ситуациях, опираясь на общечеловеческие ценности;
Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий.
Уметь обобщать понятия; учиться владеть приемами осмысленного чтения
Учиться извлекать информацию из текста учебника; самостоятельно; учиться работать с иллюстрациями.
Владеть устной и письменной речью, на основе текста учебника; Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие; учиться критически относиться к своему мнению
3-4.
Индо-буддистский мир.
Лабораторный практикум; работа с источниками и иллюстративным рядом.
Осознавать единство и целостность окружающего мира в его многообразии.
Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий и работать по плану; самостоятельно использовать дополнительные источники.
Учиться сопоставлять и отбирать информацию; преобразовывать информацию в таблицу, схемы.
Учиться понимать, в чем суть обобщения; владеть примами чтения, владеть письменной и устной речью, учиться дискутировать, объяснять .
5-6.
Конфуцианско-буддистский мир.
лабораторный практикум; работа с источниками и иллюстративным рядом.
Осознавать единство и целостность окружающего мира в его культурном разнообразии. Осознавать себя членом сообщества; выстраивать толерантное отношение к тому, кто не похож на тебя.
Работать по предложенному плану, использовать наряду с учебниками, дополнительные источники.
Давать определение понятиям: человек, мир, внутренний мир. Учиться обобщать эти понятия, осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объемом. Учиться работать с тестами, преобразовывать информацию в таблицы
Понимать, в чем суть обобщения; владеть примами чтения, владеть письменной и устной речью, учиться вести диалог
7-8.
Христианский мир в единстве и многообразии
лабораторный практикум; работа с источниками и иллюстративным рядом.
Учиться саморефлексии, осознавать себя членом сообщества; выстраивать толерантное отношение к тому, кто не похож на тебя
Работать по плану, сверять свои действия с целью.
Учиться давать оценку своим личностным качествам и чертам характера «Каков Я, Каким хочу стать? Что надо сделать?»
Учиться работать с информацией: сопоставлять и проверять информацию, полученную из разных источников; анализировать и обобщать факты.
Владеть устной и письменной речью, учиться работать в группе, понимать другие позиции
9-10.
Мир ислама.
лабораторный практикум; работа с источниками и иллюстративным рядом
Осознавать себя членом сообщества; учиться принимать и проявлять заботу о ближних: старших и младших; выстраивать и перестраивать стиль своего общения с младшими, взрослыми, сверстниками; решать моральные дилеммы в ситуациях межличностных отношений.
Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению задачи.
В диалоге с учителем отрабатывать критерии оценки деятельности на уроке.
Работать с понятиями; анализировать, сравнивать и классифицировать понятия, сопоставлять; работать с полученной информацией; представлять информацию в виде таблице и схемы; владеть приемами осмысленного чтения.
Владеть примами чтения, владеть письменной и устной речью. Учиться договариваться с другими, согласуя свои интересы и взгляды, учиться вести диалог.
11-12.
Религиозная палитра России.
Фестиваль религиозных культур, фотосессия, проект «Религиозный календарь России»
Осознавать себя членом этно-конфессионального сообщества или приверженцем свободомыслия, учиться выстраивать и перестраивать стиль своего общения с представителями конфессиональных иных сообществ; решать моральные дилеммы в ситуациях межличностных отношений на непротиворечивой основе.
Учиться рефлексии, давать оценку своим личностным качествам и чертам характера, осознавать себя членом сообщества; выстраивать толерантное отношение к иному, другому.
Давать определение понятиям; осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объемом; учиться работать с тестами, преобразовывать информацию.
Понимать другие позиции, уметь вести диалог и договариваться в целях конструктивного взаимодействия.
13-16.
Цивилизации и природа.
Работа со слайдовой презентацией.
Учиться оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасности и сохранения культурного и природного многообразия; самостоятельно выбирать стиль поведения, обеспечивающий безопасность и устойчивое равновесие в экосфере и сохранение культурного наследия.
Самостоятельно определять основной вопрос
(проблему) урока;
работать по плану, сверять свои действия с целью. Вместе с учителем, соотносить результаты своей деятельности с целью и оценивать его.
владеть приемами осмысленного чтения, высказывать свою точку зрения; преобразовывать информацию в слайдовые презентации.
Умение работать с базовыми универсалиями культуры.
17-20.
«Что видит кошка на балу у королевы у английской?»
Тренинг «Эмпатия»
Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, обеспечивающий безопасный образ жизни и сохранения; самостоятельно противостоять ситуациям провоцирующим на поступки, которые угрожают здоровьезбережению.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. В диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки деятельности на уроке
Учиться работать с информацией - отбирать для решения важных жизненных задач из др. источников (словари, энциклопедия); уметь преобразовывать информацию в схемы.
Доносить свою позицию до других. Владеть приемами монологической и диалогической речи; понимать другие позиции, при необходимости корректно убеждать других в правоте своих позиций; уметь договариваться
21-24.
«Конфликты и их разрешение».
Дискуссия. Тренинги, ролевые игры
Осознавать противоречивое единство и целостность окружающего мира, чреватые конфликтными ситуациями и войнами.
Определять и формулировать цель деятельности по предотвращению конфликтных ситуаций или по конструктивному выходу из них.
Учиться сопоставлять и отбирать информацию о конфликтах на этно-конфессиональной почве, анализировать информацию с точки зрения её незаангажированности.
Развивать эмпатические способности личности, стремление к преодолению конфликтной ситуации. Учиться проводить профилактику конфликтов на межэтнической и межконфессиональной основе
25-30.
«Город - единство непохожих»
Экскурсия, фотосессия. Тренинги, ролевые игры
Учиться выбирать поступки в различных ситуациях. Опираясь на общечеловеческие ценности и личностные представления о добре и зле; различать «доброе» и «плохое»;
Учиться выдвигать версии решения проблемы, выбирать из предложенных, и искать самостоятельно средства достижения цели
Давать определение понятиям: добро, зло хорошее, хорошо;
Преобразовывать полученную информацию из одного вида в другую - составлять рассказ; учиться строить логические рассуждения.
Исследовать язык города на предмет ненасилия, наличия милитаристской терминологии и лексики.
31-34.
Диалог культур и цивилизаций в современном мире.
психологические тесты, ролевые игры
Учиться решать моральные проблемы, возникающие как конфликт идентичностей.. Отвечать за свой нравственный выбор в неоднозначно оцениваемых ситуациях перед своей совестью и другими людьми.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Составлять в группе план решения проблемы.
Учиться добывать информацию из различных источников: документов, словарей, преобразовывать полученную информацию в тестовые задания для формирования поликультурной личности. составлять рассказ; учиться строить логические рассуждения
Понимать, в чем сутьдиалога культур; владеть примами чтения, владеть письменной и устной речью, учиться вести диалог и дискуссию.
35.
Итоговое занятие. Диалог культур во имя гражданского мира и согласия.
Защита индивидуальных и групповых проектов.
Учиться проявлять себя гражданином, ответственным членом общества; осознавать свой долг и ответственность перед людьми своего общества, страной; учиться исполнять свой долг, свои обязанности
Определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу) Осуществить план действий по решению проблемы.
Владеть приемами осмысленного чтения;
представлять информацию в виде рисунков, плакатов и т.д.
Предъявлять презентационные навыки, особенно на этапе защиты проекта; владеть письменной и устной речью, на основе представления о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности.
7.Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса.
Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.
Для изучения курса «Диалог культур в пространстве и времени», должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
- оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
- технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- интерактивна доска SMART;
- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
- экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;
- электронное пособие к каждому модулю курса «Диалог культур в пространстве и времени»;
- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
- библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Диалог культур в пространстве и времени» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);
- нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
- специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);
- энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
- религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);
- художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
- печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы,
В данном учебном курсе используются методические пособия:
1.Эйдельман Т.Н. и др. Мозаика культур. Методическое пособие для ассоциации школ, внедряющих программу «Мозаика культур».
2.Мишина И.А., Жарова Л.Н. Человек в истории, история в человеке. Пособие для системы школ РЖД по поликультурному образованию (на правах рукописи).
3.Мишина И.А. Путешествие с солнечным Лучиком. Пособие для системы школ РЖД по поликультурному образованию (на правах рукописи).
4.Молодикова И.Н. 35 классных часов. Пособие для классных руководителей 6-8 классов. - Ставрополь: Изд. Ставропольского ун-та, 2012.
8.Планируемые результаты изучения учебного курса.
В результате изучения учебного курса «Диалог культур» ученик должен:
знать/понимать
-
основные понятия религиозных культур;
-
историю возникновения и развития религиозных культур;
-
особенности и традиции религий;
-
описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.
уметь:
-
описывать различные явления религиозных традиций и культур;
-
устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
-
излагать своё мнение по поводу значения религиозной культуры в жизни людей и общества;
-
соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
-
строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
-
участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
-
готовить сообщения по выбранным темам.
Основным общим результатом реализации программы «Диалог культур» для 5-8 классов негосударственных общеобразовательных учреждений ОАО «РЖД» является формирование основ поликультурного мышления, поликультурной компетентности школьников, что способствует бесконфликтной гражданской идентификации личности в многокультурном обществе и ее интеграции в поликультурное мировое пространство.