Практические работы по экономике

Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

ОГАПОУ «Белгородский правоохранительный колледж

имени Героя России В.В. Бурцева»













МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

по выполнению практических работ

по дисциплине ОУД.09 ЭКОНОМИКА


для специальности 40.02.02

«Правоохранительная деятельность»














Белгород, 2015 год


Методические указания составлены в соответствии с программой дисциплины Экономика. В методических указаниях приведена структура и содержание 6 практических работ, предусмотренных рабочей программой дисциплины. Методические указания предназначены для студентов 1 курса специальности СПО 40.02.02 Правоохранительная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.

Данные методические указания могут быть использованы преподавателями колледжа, а также преподавателями аналогичных и смежных дисциплин других образовательных учреждений.




Рассмотрено на заседании ПЦК преподавателей

дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла

Протокол № ___ от «__» ________ 2015 г.

Председатель ___________ В. Еренкова


Составитель: В.М. Еренкова - преподаватель экономики ОГАПОУ «Белгородский правоохранительный колледж»


Оглавление


Пояснительная записка ……………………………

4

Методические рекомендации ………………………………………….

7

Тематический план практических работ по дисциплине …………….

8

Задания для практических работ ……………...…..................................


Практическая работа № 1 ………………………………………….

9

Практическая работа № 2 ………………………………………….

14

Практическая работа № 3…………………………………………..

16

Практическая работа № 4 ………………………………………….

Практическая работа №5 …………………………………………..

Практическая работа №6 …………………………………………..

22

22

27

Список рекомендуемой литературы ……………………………………

34

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания предназначены для студентов и служат пособием при выполнении практических работ, предусмотренных рабочим учебным планом специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность» и запланированных в рабочих программах.

Содержание и объем практических работ по дисциплине ОУД.09 «Экономика» соответствует требованиям ФГОС СПО, реализуемого в пределах ОПОП с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Практические задания направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и практических умений, они составляют важную часть теоретической и практической подготовки по освоению дисциплины. Освоение содержания учебной дисциплины «Экономика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

• личностных:

  • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;

  • формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение своих места и роли в экономическом пространстве;

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

• метапредметных:

  • овладение умениями формулировать представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли;

  • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;

  • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации;

  • генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества; умение применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего анализа общественных явлений;

• предметных:

  • сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

  • понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности;

  • сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

  • владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

  • сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров; умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребите

ля, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);

  • способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;

  • понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.

Выполненные работы должна быть представлены в виде отчета по заданной форме. В данных методических указаниях приведено 6 практических занятий. Каждое практическое занятие содержит цель, перечень оснащения работы, содержание работы, методическое руководство к выполнению, контрольные вопросы, форму предъявления отчета, критерии оценки.

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!


Методические указания по дисциплине «Экономика» для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам, правильного составления отчетов.

Приступая к выполнению практической работы Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС-3), краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

Все задания к практической работе Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.

Отчет о практической работе Вы должны выполнить по приведенному алгоритму, опираясь на образец.

Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по дисциплине Основы социологии и политологии или допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на занятие по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.

Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на стенде «Расписание».



Желаем Вам успехов!!!

Методические рекомендации по выполнению

практических заданий



Подготовка к практическим работам заключатся в самостоятельном изучении теории по рекомендуемой литературе, предусмотренной рабочей программой.

Для эффективного выполнения заданий ВЫ должны знать теоретические материалы и уметь применять эти знания для приобретения практических навыков при выполнении практических заданий.

В конце занятия преподаватель выставляет оценку, которая складывается из результатов наблюдения за выполнением практической части работы, проверки отчета, беседы в ходе работы или после нее.

Оценки за выполнение практических занятий выставляется по пятибалльной (зачет) системе. Результат выполнения практических заданий оценивается по пятибальной системе.

Критериями оценки служат:

1. Умение использовать рациональные приемы.

2. Полнота, правильность, точность выполнения заданий.

3. Выделение основной мысли при самостоятельном изучении материала.

4. Степень осознания содержательной стороны рассматриваемых понятий.

5. Словарный запас профессиональных терминов.

6. Умение провести контроль и самоконтроль результатов.

7. Степень самостоятельности выполнения работы.

8. Творческий подход.

9. Использование имеющейся литературы по данному вопросу.

Оценка «отлично» выставляется, если все задания выполнены верно; правильно сделаны выводы, демонстрирует умения устанавливать причинно-следственные связи, уверенно работает с объектом исследования;

оценка «хорошо» выставляется студенту, если задания, связанные с выбором правильного ответа выполнены верно, он демонстрирует умения работать с объектом исследования, но допущены неточности в измерениях, заполнении схемы;

оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если в заданиях запущены существенные ошибки, при этом студент справляется с заданиями, требующими доказательного и развернутого вывода;

оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если во всех заданиях допущены ошибки и неточности.

Условия и порядок выполнения работы:

1. Прочитать методические рекомендации по выполнению практической работы.

2. Ответить на вопросы, необходимые для выполнения заданий.

3. Изучить содержание заданий и начать выполнение.

4. Работу выполнить в рабочих тетрадях, оформив надлежащим образом.

5. Консультацию по выполнению работы получить у преподавателя или обучающегося, успешно выполнившего работу.

6 . Работа оценивается в целом, по итогам выполнения работы выставляется оценка

Защита проводится путем индивидуальной беседы или выполнения зачетного задания. Работа считается выполненной (зачет), если она соответствует критериям, указанным в пояснительной записке к практической работе.

Пропущенные практические работы отрабатываются в дополнительное время.





Тематический план практических работ по дисциплине

« Экономика»

Название практической работы

Кол-во часов

Практическая работа № 1 по теме: « Рыночные структуры и роль конкуренции в развитии экономики»»

2

Практическая работа № 2 по теме :«Семейный бюджет»

2

Практическая работа № по теме: 3 по теме « Анализ спроса и предложения, рыночное равновесие»

2

Практическая работа № 4 по теме: «Проблемы предпринимательской деятельности»

2

Практическая работа № 5 по теме : «Издержки предприятия. Классификация издержек предприятия»

2

Практическая работа № 6 по теме : «Инфляция»

2

Итого:

12

.

















Практические работы

Практическая работа №1

Вариант 1

Тема 1.6.Собственность. Конкуренция.

Тема: « Рыночные структуры и роль конкуренции в развитии экономики»

Учебная цель: Используя метод анализа и синтеза, определить тип рыночной структуры, дать сравнительную характеристику видам и формам конкуренции.

Оснащение занятия: телевизор, компьютер, презентации по темам.

Время выполнения: 2 часа

Теоретическая часть.

Конкуренция- это форма соперничества субъектов рыночного хозяйства, в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.

В результате конкуренции достигается максимизация прибыли путем организации, использования лучших факторов производства и условий реализации товаров. С другой стороны - конкуренция сопровождается воздвижением преград для общего доступа к факторам развития производства, и в конечном итоге конкуренция вызывает монополию.

Конкуренция возможна, когда ни один участник рыночных операций не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками.

Конкуренция выполняет ряд функций, которые совпадают с функциями рынка:

-стимулирует повышение производительности труда и качества продукции;

-обеспечивает перелив капитала в прогрессивные отрасли ради высокой прибыли;

-выталкивает с рынка неэффективных товаропроизводителей, банкротов;

-действует как фактор безработицы.

В зависимости от критерия классификации различают внутри- и межотраслевую, ценовую и неценовую, добросовестную и недобросовестную конкуренцию.

Внутриотраслевая - это форма соперничества между фирмами, производящими равнозначную продукцию. Этот вид конкуренции мотивирует рост производительности труда и развитие производства, выталкивает из отрасли неперспективные предприятия с наибольшими издержками.

Межотраслевая конкуренция - это форма соперничества между производителями различных отраслей. Межотраслевая конкуренция модифицирует стоимость в цену производства и выравнивает норму прибыли.

По степени влияния фирмы на рынок своей продукции различают совершенную и несовершенную конкуренцию и соответствующие им типы рыночных структур: рынок совершенной конкуренции, рынок монополистической конкуренции, олигополистический рынок, рынок чистой монополии.

Задание №1. Заполнить таблицу.

Виды конкуренции и рыночные структуры.

Характеристики

Совершенная конкуренция

Монополия

Олигополия

Монополистическая

конкуренция

Кол-во и размеры фирмы


Характер продукции


Условия входа и выхода


Контроль над ценами


Доступ к информации


Задание 2. Дать ответы на следующие вопросы:

1.Назовите основные направления антимонопольной политики государства.

2. В чем экономический смысл внутриотраслевой конкуренции.

3. Какие факторы обусловили появление монополий? Назовите основные виды монополий. В чем их отличия?

Методические указания по выполнению работы

1.Прочитайте задание по карточке и выполните его.

2.Ответы зафиксируйте в тетрадях.

3.Отчет по работе сдать преподавателю.

Порядок выполнения отчёта по практической работе

  1. В тетради для практических занятий напишите номер, название и учебную цель занятия.

  2. Ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию.

  3. Выполните задания № 1 и № 2.

  4. Заполните таблицу.

  5. Запишите вывод о проделанной работе, отразите, насколько успешно Вы справились с учебными задачами практического занятия.

Образец отчёта по практической работе

« Рыночные структуры и роль конкуренции в развитии экономики»

Учебная цель: научиться определять тип рыночной структуры, давать сравнительную характеристику видам и формам конкуренции.

Вывод: Выполнив задания практической работы, я (см. учебные задачи …..)

Литература:

Липсиц И.В.Экономика (базовый уровень): учебник для 10-11 классов М.,2014.

Практическая работа №1

Вариант 2

Тема 1.6.Собственность. Конкуренция.

Тема: « Рыночные структуры и роль конкуренции в развитии экономики»

Учебная цель: Используя метод анализа и синтеза, определить тип рыночной структуры, дать сравнительную характеристику видам и формам конкуренции.

Оснащение занятия: телевизор, компьютер, презентации по темам.

Время выполнения: 2 часа

Теоретическая часть.

Конкуренция- это форма соперничества субъектов рыночного хозяйства, в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.

В результате конкуренции достигается максимизация прибыли путем организации, использования лучших факторов производства и условий реализации товаров. С другой стороны - конкуренция сопровождается воздвижением преград для общего доступа к факторам развития производства, и в конечном итоге конкуренция вызывает монополию.

Конкуренция возможна, когда ни один участник рыночных операций не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками.

Конкуренция выполняет ряд функций, которые совпадают с функциями рынка:

-стимулирует повышение производительности труда и качества продукции;

-обеспечивает перелив капитала в прогрессивные отрасли ради высокой прибыли;

-выталкивает с рынка неэффективных товаропроизводителей, банкротов;

-действует как фактор безработицы.

В зависимости от критерия классификации различают внутри- и межотраслевую, ценовую и неценовую, добросовестную и недобросовестную конкуренцию.

Внутриотраслевая - это форма соперничества между фирмами, производящими равнозначную продукцию. Этот вид конкуренции мотивирует рост производительности труда и развитие производства, выталкивает из отрасли неперспективные предприятия с наибольшими издержками.

Межотраслевая конкуренция - это форма соперничества между производителями различных отраслей. Межотраслевая конкуренция модифицирует стоимость в цену производства и выравнивает норму прибыли.

По степени влияния фирмы на рынок своей продукции различают совершенную и несовершенную конкуренцию и соответствующие им типы рыночных структур: рынок совершенной конкуренции, рынок монополистической конкуренции, олигополистический рынок, рынок чистой монополии.

Задание № 1. Охарактеризуйте внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию по следующим признакам:

Признаки

Внутриотраслевая конкуренция

Межотраслевая конкуренция

Субъекты



Объекты и цель конкуренции



Средства достижения цели



Результат



Задание 2. Дать ответы на следующие вопросы:

1.В чем состоит экономический смысл межотраслевой конкуренции?

2.Назовите основные средства недобросовестной конкуренции.

3.В чем смысл проведения антимонопольной политики государства?

Методические указания по выполнению работы

1.Прочитайте задание по карточке и выполните его.

2.Ответы зафиксируйте в тетрадях.

3.Отчет по работе сдать преподавателю.

Порядок выполнения отчёта по практической работе

1.В тетради для практических занятий напишите номер, название и учебную цель занятия.

2.Ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию.

3.Выполните задания № 1 и № 2.

4.Заполните таблицу.

5.Запишите вывод о проделанной работе, отразите, насколько успешно Вы справились с учебными задачами практического занятия.

Образец отчёта по практической работе

« Рыночные структуры и роль конкуренции в развитии экономики»

Учебная цель: научиться определять тип рыночной структуры, давать сравнительную характеристику видам и формам конкуренции.

Вывод: Выполнив задания практической работы, я (см. учебные задачи …..)

Литература:

Липсиц И.В.Экономика (базовый уровень): учебник для 10-11 классов М.,2014.

Практическая работа №1

Вариант 3

Тема 1.6.Собственность. Конкуренция.

Тема: « Рыночные структуры и роль конкуренции в развитии экономики»

Учебная цель: Используя метод анализа и синтеза, определить тип рыночной структуры, дать сравнительную характеристику видам и формам конкуренции.

Оснащение занятия: телевизор, компьютер, презентации по темам.

Время выполнения: 2 часа

Теоретическая часть.

Конкуренция- это форма соперничества субъектов рыночного хозяйства, в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.

В результате конкуренции достигается максимизация прибыли путем организации, использования лучших факторов производства и условий реализации товаров. С другой стороны - конкуренция сопровождается воздвижением преград для общего доступа к факторам развития производства, и в конечном итоге конкуренция вызывает монополию.

Конкуренция возможна, когда ни один участник рыночных операций не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками.

Конкуренция выполняет ряд функций, которые совпадают с функциями рынка:

-стимулирует повышение производительности труда и качества продукции;

-обеспечивает перелив капитала в прогрессивные отрасли ради высокой прибыли;

-выталкивает с рынка неэффективных товаропроизводителей, банкротов;

-действует как фактор безработицы.

В зависимости от критерия классификации различают внутри- и межотраслевую, ценовую и неценовую, добросовестную и недобросовестную конкуренцию.

Внутриотраслевая - это форма соперничества между фирмами, производящими равнозначную продукцию. Этот вид конкуренции мотивирует рост производительности труда и развитие производства, выталкивает из отрасли неперспективные предприятия с наибольшими издержками.

Межотраслевая конкуренция - это форма соперничества между производителями различных отраслей. Межотраслевая конкуренция модифицирует стоимость в цену производства и выравнивает норму прибыли.

По степени влияния фирмы на рынок своей продукции различают совершенную и несовершенную конкуренцию и соответствующие им типы рыночных структур: рынок совершенной конкуренции, рынок монополистической конкуренции, олигополистический рынок, рынок чистой монополии.

Задание № 1. Укажите количество, размер фирм и характер продукции для следующих типов рыночных структур.

п/п

Типы рыночных структур

Количество и размеры фирмы

Характер продукции

1

Совершенная конкуренция

2

Монополистическая конкуренция

3

Олигополия

4

Монополия

Задание 2. Дать ответы на следующие вопросы:

1.Что такое конкуренция? Каково ее место в рыночной экономике?

2.Какие элементы включает неценовая конкуренция?

3.Охарактеризуйте наиболее распространенные барьеры для вступления в отрасль.

Методические указания по выполнению работы

1.Прочитайте задание по карточке и выполните его.

2.Ответы зафиксируйте в тетрадях.

3.Отчет по работе сдать преподавателю.

Порядок выполнения отчёта по практической работе

1.В тетради для практических занятий напишите номер, название и учебную цель занятия.

2.Ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию.

3.Выполните задания № 1 и № 2.

4.Заполните таблицу.

5.Запишите вывод о проделанной работе, отразите, насколько успешно Вы справились с учебными задачами практического занятия.

Образец отчёта по практической работе

« Рыночные структуры и роль конкуренции в развитии экономики»

Учебная цель: научиться определять тип рыночной структуры, давать сравнительную характеристику видам и формам конкуренции.

Вывод: Выполнив задания практической работы, я (см. учебные задачи …..)

Литература:

Липсиц И.В.Экономика (базовый уровень): учебник для 10-11 классов М.,2014.

Практическая работа №2

Тема 2.1. Источники доходов. Основные виды расходов семьи

Тема: «Семейный бюджет».

Учебная цель: научиться планировать свой семейный бюджет, рассчитывать семейный бюджет, составлять баланс доходов и расходов семейного бюджета.

Оснащение занятия: телевизор, компьютер, презентации по темам.

Время выполнения: 2 часа

Теоретическая часть.

Контрольные вопросы при допуске к занятию:

1.Что такое семейный бюджет?

2.Объясните разницу между номинальным и реальным доходом?

3. Только ли в виде денежных средств можно получать доход?

Порядок выполнения работы:

Ответить на контрольные вопросы.

Решить задачи.

Задача 1: Рассчитать структуру расходов семьи за месяц, сделать выводы как меняется структура расходов семьи, если доходы возрастают.

Статьи расходов

1 месяц

2 месяц

руб.

%

руб.

%

Питание

4000


5400

Одежда

1297


2625

Коммун. услуги

490


1530

Культ. быт

693


1245

Налоги

844


1950

Прочие расходы

676


2220

Всего

8000


15030

Задача 2. В стране А. потребляется только 4 вида товаров, указанных в таблице. Используя данные таблицы, рассчитайте индекс потребительских цен (ИПЦ)

Товар

1 период

2 период

Потребление

шт.

Цена

руб.

Потребление

шт.

Цена

руб.

Хлеб

10

4

6

6

Мыло

4

3

3

7

Молоко

6

8

5

12

Конфеты

2

40

1

50


Задача 3. Если цены на товары и услуги увеличились в среднем за год на 12,5%, а денежный доход увеличился на 8%, как изменился реальный доход?

Контрольные вопросы:

1.Что такое трансферты? Приведите примеры трансфертов.

2. Что такое товарная корзина?

3. Перечислите основные статьи доходов семьи.

4. Перечислите основные статьи расходов семьи.

5. Что такое семейный бюджет?

Методические указания по выполнению работы

1.Прочитайте задание по карточке и выполните его.

2.Ответы зафиксируйте в тетрадях.

3.Отчет по работе сдать преподавателю.

Порядок выполнения отчёта по практической работе

1.В тетради для практических занятий напишите номер, название и учебную цель занятия.

2.Ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию.

3.Выполните задания № 1 и № 2, №3.

4.Запишите вывод о проделанной работе, отразите, насколько успешно Вы справились с учебными задачами практического занятия.

Образец отчёта по практической работе « Семейный бюджет»

Учебная цель: научиться планировать свой семейный бюджет, рассчитывать семейный бюджет, составлять баланс доходов и расходов семейного бюджета.

Вывод: Выполнив задания практической работы, я (см. учебные задачи …..)

Литература:

Липсиц И.В.Экономика (базовый уровень): учебник для 10-11 классов М.,2014.

Практическая работа №3

Вариант 1

Тема 4.1 Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры

Тема: « Анализ спроса и предложения, рыночное равновесие»

Учебная цель: Используя метод графических изображений, представить графически закон спроса и предложения, построить график равновесной цены.

Оснащение занятия: телевизор, компьютер, презентации по темам.

Время выполнения: 2 часа

Теоретическая часть.

Основные проблемы рыночной организации производства: что производить, как производить, для кого производить - решаются через механизм спроса и предложения.

В экономике спрос рассматривают непросто как потребность в определенных благах, а как платежеспособную потребность, т.е. потребность в товарах, обеспеченную денежными средствами.

Спрос - это количество товаров и услуг, которое потребитель может приобрести в данный момент по данной цене. Математически зависимость между ценой и количеством приобретаемого товара была сформулирована А. Курно и называется законом спроса. Между ценой и количеством покупок существует обратная зависимость.

Между ценой и количеством предлагаемого товара существует прямая зависимость.

Равновесная цена на практике показывает соответствие спроса и предложения.

Равновесная цена -это цена, по которой покупатель согласен купить, а продавец готов продать товар.

Алгоритм выполнения задания.

1.Построить кривую спроса.

1.1..Исходя из данных таблицы, на вертикальной оси откладываем размер цены (P), а на горизонтальной оси количество товаров и услуг (Qd).

1.2.Соединяем точки и строим кривую спроса.

1.3.Затем строим кривую предложения.

1.4.На осях координат откладываем размер цены и объем предложения (Qs), соединяем точки и получаем кривую предложения.

1.5.Путем наложения кривой спроса на кривую предложения, находим точку пересечения двух кривых. Точка пересечения и есть равновесная цена.

Задание 1. Определите рыночную цену товара, исходя из данных таблицы:

Цена товара (P) в руб.

Количество продукции (Q)

Спрос (Qd)

Предложение(Qs)

10

600

100

16

400

200

20

300

300

25

250

400

30

200

500


Задание 2.

Чему равна равновесная цена на данном рынке?

- Что произойдет на рынке данного товара, если цена окажется выше или ниже равновесной?

- Назовите неценовые факторы, влияющие на величину предложения.

Методические указания по выполнению работы

1.Прочитайте задание по карточке и выполните его.

2.Ответы зафиксируйте в тетрадях.

3.Отчет по работе сдать преподавателю.

Порядок выполнения отчёта по практической работе

1.В тетради для практических занятий напишите номер, название и учебную цель занятия.

2.Ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию.

3.Выполните задания № 1 и № 2.

4.Заполните таблицу.

5.Запишите вывод о проделанной работе, отразите, насколько успешно Вы справились с учебными задачами практического занятия.

Образец отчёта по практической работе

«Анализ спроса и предложения, рыночное равновесие»

Учебная цель: научиться представлять графически закон спроса и предложения, строить график равновесной цены.

Вывод: Выполнив задания практической работы, я (см. учебные задачи …..)

Литература:

Липсиц И.В.Экономика (базовый уровень): учебник для 10-11 классов М.,2014.

Практическая работа № 3

Вариант 2

Тема 4.1 Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры

Тема: « Анализ спроса и предложения, рыночное равновесие»

Учебная цель: Используя метод графических изображений, представить графически закон спроса и предложения, построить график равновесной цены.

Оснащение занятия: телевизор, компьютер, презентации по темам.

Время выполнения: 2 часа

Теоретическая часть.

Основные проблемы рыночной организации производства: что производить, как производить, для кого производить - решаются через механизм спроса и предложения.

В экономике спрос рассматривают непросто как потребность в определенных благах, а как платежеспособную потребность, т.е. потребность в товарах, обеспеченную денежными средствами.

Спрос - это количество товаров и услуг, которое потребитель может приобрести в данный момент по данной цене. Математически зависимость между ценой и количеством приобретаемого товара была сформулирована А. Курно и называется законом спроса. Между ценой и количеством покупок существует обратная зависимость.

Между ценой и количеством предлагаемого товара существует прямая зависимость.

Равновесная цена на практике показывает соответствие спроса и предложения.

Равновесная цена -это цена, по которой покупатель согласен купить, а продавец готов продать товар.

Алгоритм выполнения задания.

1.1..Исходя из данных таблицы, на вертикальной оси откладываем размер цены (P), а на горизонтальной оси количество товаров и услуг (Qd).

1.2.Соединяем точки и строим кривую спроса.

1.3.Затем строим кривую предложения.

1.4.На вертикальной оси откладываем размер цены (P), на горизонтальной- объем предложения (Qs), соединяем точки и получаем кривую предложения.

Задание 1.Предположим, что на рынке кофе спрос и предложение характеризуются следующими данными: ( смотри таблицу). Представьте графически закон спроса и закон предложения. Что произойдет с кривой спроса под воздействием неценовых факторов.

Цена (P) за 1 кг. (долл.)

Объем спроса (Qd) кг

Объем предложения (Qs) кг

2

4

8

10

14

16

80

70

60

50

40

20

20

30

40

50

70

80

Задание 2.

- Назовите неценовые факторы, влияющие на величину спроса

- Что показывает закон предложения?

-Что показывают точки на кривой предложения?

Методические указания по выполнению работы

1.Прочитайте задание по карточке и выполните его.

2.Ответы зафиксируйте в тетрадях.

3.Отчет по работе сдать преподавателю.

Порядок выполнения отчёта по практической работе

1.В тетради для практических занятий напишите номер, название и учебную цель занятия.

2.Ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию.

3.Выполните задания № 1 и № 2.

4.Заполните таблицу.

5.Запишите вывод о проделанной работе, отразите, насколько успешно Вы справились с учебными задачами практического занятия.

Образец отчёта по практической работе

«Анализ спроса и предложения, рыночное равновесие»

Учебная цель: научиться представлять графически закон спроса и предложения, строить график равновесной цены.

Вывод: Выполнив задания практической работы, я (см. учебные задачи …..)

Литература:

Липсиц И.В.Экономика (базовый уровень): учебник для 10-11 классов М.,2014.

Практическая работа № 3

Вариант 3

Тема 4.1 Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры

Тема: « Анализ спроса и предложения, рыночное равновесие»

Учебная цель: Используя метод графических изображений, представить графически закон спроса и предложения, построить график равновесной цены.

Оснащение занятия: телевизор, компьютер, презентации по темам.

Время выполнения: 2 часа

Теоретическая часть.

Основные проблемы рыночной организации производства: что производить, как производить, для кого производить - решаются через механизм спроса и предложения.

В экономике спрос рассматривают непросто как потребность в определенных благах, а как платежеспособную потребность, т.е. потребность в товарах, обеспеченную денежными средствами.

Спрос - это количество товаров и услуг, которое потребитель может приобрести в данный момент по данной цене. Математически зависимость между ценой и количеством приобретаемого товара была сформулирована А. Курно и называется законом спроса. Между ценой и количеством покупок существует обратная зависимость.

Между ценой и количеством предлагаемого товара существует прямая зависимость.

Равновесная цена на практике показывает соответствие спроса и предложения.

Равновесная цена -это цена, по которой покупатель согласен купить, а продавец готов продать товар.

Алгоритм выполнения задания.

1.1..Исходя из данных таблицы, на вертикальной оси откладываем размер цены (P), а на горизонтальной оси количество товаров и услуг (Qd).

1.2.Соединяем точки и строим кривую спроса.

1.3.Затем строим кривую предложения

1.4.На вертикальной оси откладываем размер цены (P) .На горизонтальной- объем предложения (Qs), соединяем точки и получаем кривую предложения.

1.5.Путем наложения кривой спроса на кривую предложения строим график равновесной цены.

Задание 1. Предположим, что на рынке действует 500 покупателей и 500 продавцов. В таблице приведен спрос и предложение товара (яблоки):


Цена (Р) за 1кг, руб.

Спрос(Qd), кг

Предложение(Qs), кг


30

250

700

25

300

600

20


500

500

15


700

400

10


800

200

Построить график кривой спроса и предложения

Чему равна равновесная цена на данный товар. Представить равновесную цену графически.

Задание 2.

- Назовите исключения закона спроса

- О чем свидетельствует ситуация, при которой цена на условный товар окажется выше или ниже равновесной.

Методические указания по выполнению работы

1.Прочитайте задание по карточке и выполните его.

2.Ответы зафиксируйте в тетрадях.

3.Отчет по работе сдать преподавателю.

Порядок выполнения отчёта по практической работе

1.В тетради для практических занятий напишите номер, название и учебную цель занятия.

2.Ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию.

3.Выполните задания № 1 и № 2.

4.Заполните таблицу.

5.Запишите вывод о проделанной работе, отразите, насколько успешно Вы справились с учебными задачами практического занятия.

Образец отчёта по практической работе

«Анализ спроса и предложения, рыночное равновесие»

Учебная цель: научиться представлять графически закон спроса и предложения, строить график равновесной цены.

Вывод: Выполнив задания практической работы, я (см. учебные задачи …..)

Литература:

Липсиц И.В.Экономика (базовый уровень): учебник для 10-11 классов М.,2014.

Практическая работа № 3

Вариант 4

Тема 4.1 Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры

Тема: « Анализ спроса и предложения, рыночное равновесие»

Учебная цель: Используя метод графических изображений, представить графически закон спроса и предложения, построить график равновесной цены.

Оснащение занятия: телевизор, компьютер, презентации по темам.

Время выполнения: 2 часа

Теоретическая часть.

Основные проблемы рыночной организации производства: что производить, как производить, для кого производить - решаются через механизм спроса и предложения.

В экономике спрос рассматривают непросто как потребность в определенных благах, а как платежеспособную потребность, т.е. потребность в товарах, обеспеченную денежными средствами.

Спрос - это количество товаров и услуг, которое потребитель может приобрести в данный момент по данной цене. Математически зависимость между ценой и количеством приобретаемого товара была сформулирована А. Курно и называется законом спроса. Между ценой и количеством покупок существует обратная зависимость.

Между ценой и количеством предлагаемого товара существует прямая зависимость.

Равновесная цена на практике показывает соответствие спроса и предложения.

Равновесная цена -это цена, по которой покупатель согласен купить, а продавец готов продать товар.

Алгоритм выполнения задания.

1.1..Исходя из данных таблицы, на вертикальной оси откладываем размер цены (P), а на горизонтальной оси количество товаров и услуг (Qd).

1.2.Соединяем точки и строим кривую спроса.

1.3.Затем строим кривую предложения

1.4.На вертикальной оси откладываем размер цены (P) .На горизонтальной- объем предложения (Qs), соединяем точки и получаем кривую предложения.

1.5.Путем наложения кривой спроса на кривую предложения строим график равновесной цены.

Задание 1. Допустим, на рынке компьютерной техники, возникла следующая ситуация (смотри таблицу). Исходя из данных, предоставленных в таблице

Цена товара (P) в тыс. руб.

Объем(Q)

Спрос (Qd) в шт.

Предложение(Qs)

15

70

10

20

60

30

30

50

50

40

40

70

50

30

90



Построить кривую спроса и предложения;

Чему равна равновесная цена на этом рынке?

Если рыночная цена на компьютеры будет равна 20тыс.руб., что характерно для данного рынка?

Представьте графически изменение кривой предложения под воздействием неценовых факторов.

Задание 2.

- Назовите исключения закона спроса

- О чем свидетельствует ситуация, при которой цена на условный товар окажется выше или ниже равновесной.

Методические указания по выполнению работы

1.Прочитайте задание по карточке и выполните его.

2.Ответы зафиксируйте в тетрадях.

3.Отчет по работе сдать преподавателю.

Порядок выполнения отчёта по практической работе

1.В тетради для практических занятий напишите номер, название и учебную цель занятия.

2.Ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию.

3.Выполните задания № 1 и № 2.

4.Заполните таблицу.

5.Запишите вывод о проделанной работе, отразите, насколько успешно Вы справились с учебными задачами практического занятия.

Образец отчёта по практической работе

«Анализ спроса и предложения, рыночное равновесие»

Учебная цель: научиться представлять графически закон спроса и предложения, строить график равновесной цены.

Вывод: Выполнив задания практической работы, я (см. учебные задачи …..)

Литература:

Липсиц И.В.Экономика (базовый уровень): учебник для 10-11 классов М.,2014.

Практическое (семинарское) занятие№4

Тема 4.2. Экономика предприятия: цели, организационно-правовые формы.

Тема: Проблемы предпринимательской деятельности.

Учебная цель: приобрести теоретические знания по открытию собственного предприятия

Оснащение занятия: телевизор, компьютер, презентации по темам.

Время выполнения: 2 часа

План семинарского занятия.

1.Понятие «предприниматель». Основные аспекты предпринимательства.

2.Предпринимательство как экономическая категория. Субъекты и объекты предпринимательства.

3.Основные функции и виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, посредническое.

4.Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

5.Особенности предпринимательской деятельности в России на современном этапе.

1.Автономов В.С. Экономика. Базовый курс. 10-11 классы. -М., 2010

2.Бегенеева Т.П.Поурочные разработки по экономике. Базовый уровень:10-11 классы. - М.: ВАКО,2011. - 160с.

3.Борисов Е.Ф. Основы экономики : учебник и практикум для студ.учреждений сред. проф. образования. - М.,2014.

4.Гомола А. И., Кириллов В.Е., Жанин П.А. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.,2014.

5.Экономика. Основы экономической теории.Учебник для 10-11классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень образования./ Под ред. С.И. Иванова. - 12 изд., с изм. - В 2-х книгах-М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008-320 с.:ил.

Вопросыдлязакрепления:

1.Назовите признаки государства

2.Какова структура государства

3. Каково назначение государства

Методические указания по выполнению работы

1.Прочитайте задание по карточке и выполните его.

2.Ответы зафиксируйте в тетрадях.

3. Отчет по работе сдать преподавателю.

Практическая работа № 5

Вариант 1

Тема 4.4. Производственные затраты. Бюджет затрат.

Тема: «Издержки предприятия. Классификация издержек предприятия»

Учебная цель: Приобрести практические навыки расчета валовых, средних .переменных и постоянных издержек производства.

Теоретическая часть.

Издержки производства - это затраты производственных факторов

на производство и реализацию продукции.

Предпринимателю, прежде всего, необходимо знать общие затраты для производства определенного количества продукции. Такие издержки называются валовыми( ТС). Валовые издержки подразделяются на постоянные и переменные.

Валовые (общие) издержки (ТС) - это совокупность постоянных и переменных

издержек.

Постоянные (FC) - это часть валовых издержек фирмы, которые не зависят от объемов производства и имеют место даже при остановке производства.

Переменные (VC) -это часть валовых издержек, которые зависят от объемов производства.

Выбор наилучшего объема производства требует экономического анализа. Критерием такого анализа является динамика средних издержек (АС).

Средние издержки фирмы определяются путем деления общих (валовых) издержек на количество произведенной продукции: АС=ТС/Q.

Средние переменные издержки (АVC) определяются путем деления суммарных переменных издержек (TVC) на количество произведенной продукции(Q): AVC=TVC/Q.

Средние постоянные издержки (АFC) определяются путем деления суммарных постоянных издержек (TFC) на количество произведенной продукции: AFC=TFC/Q.

Валовые издержки (TC) - это совокупные затраты фирмы, включающие постоянные и переменные затраты: TC=FC+VC;

Среднее валовые(ATC) издержки исчисляются по формуле : ATC=TC/Q.

Задание 1.

Фирма, постоянные издержки которой оцениваются в 100 тыс. условных денежных единиц в месяц, запланировала следующие соотношения между ежемесячным производством продукции и показателями переменных издержек:

Кол-во прод.(Q)


Переменные издержки (VC)

Средние переменные(AVC)

Средние валовые(ATC)

0

10000

20000

30000

40000

50000

0

100000

180000

250000

300000

350000



Всего:




Рассчитайте значения средних переменных и средних валовых издержек при различных объемах производимой продукции.

Методические указания по выполнению работы

1.Прочитайте задание по карточке и выполните его.

2.Ответы зафиксируйте в тетрадях.

3.Отчет по работе сдать преподавателю.

Порядок выполнения отчёта по практической работе

1.В тетради для практических занятий напишите номер, название и учебную цель занятия.

2.Ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию.

3.Выполните задания № 1 и № 2.

4.Заполните таблицу.

5.Запишите вывод о проделанной работе, отразите, насколько успешно Вы справились с учебными задачами практического занятия.

Образец отчёта по практической работе

«Издержки предприятия. Классификация издержек предприятия»

Учебная цель: научиться рассчитывать валовые, средние , переменные и постоянные издержки производства.

Вывод: Выполнив задания практической работы, я (см. учебные задачи …..)

Литература:

Липсиц И.В.Экономика (базовый уровень): учебник для 10-11 классов М.,2014.

Практическая работа № 5

Вариант 2

Тема 4.4. Производственные затраты. Бюджет затрат.

Тема: «Издержки предприятия. Классификация издержек предприятия»

Учебная цель: Приобрести практические навыки расчета валовых, средних .переменных и постоянных издержек производства.

Теоретическая часть.

Издержки производства - это затраты производственных факторов

на производство и реализацию продукции.

Предпринимателю, прежде всего, необходимо знать общие затраты для производства определенного количества продукции. Такие издержки называются валовыми( ТС). Валовые издержки подразделяются на постоянные и переменные.

Валовые (общие) издержки (ТС) - это совокупность постоянных и переменных

издержек.

Постоянные (FC) - это часть валовых издержек фирмы, которые не зависят от объемов производства и имеют место даже при остановке производства.

Переменные (VC) -это часть валовых издержек, которые зависят от объемов производства.

Выбор наилучшего объема производства требует экономического анализа. Критерием такого анализа является динамика средних издержек (АС).

Средние издержки фирмы определяются путем деления общих (валовых) издержек на количество произведенной продукции: АС=ТС/Q.

Средние переменные издержки (АVC) определяются путем деления суммарных переменных издержек (TVC) на количество произведенной продукции(Q): AVC=TVC/Q.

Средние постоянные издержки (АFC) определяются путем деления суммарных постоянных издержек (TFC) на количество произведенной продукции: AFC=TFC/Q.

Валовые издержки (TC) - это совокупные затраты фирмы, включающие постоянные и переменные затраты: TC=FC+VC;

Среднее валовые(ATC) издержки исчисляются по формуле : ATC=TC/Q.

Задание 1.Фирма, постоянные издержки которой оцениваются в 100 тыс. условных денежных единиц в месяц, запланировала следующие соотношения между ежемесячным производством продукции и показателями переменных издержек:

Кол-во продук.(Q)


Переменные издержки (VC)

Средние переменные(AVC)

Средние валовые(ATC)

0

60000

70000

80000

90000

100000

0

420000

510000

620000

750000

920000



Всего:




Рассчитайте значения средних переменных и средних валовых издержек при различных объемах производимой продукции.

Методические указания по выполнению работы

1.Прочитайте задание по карточке и выполните его.

2.Ответы зафиксируйте в тетрадях.

3.Отчет по работе сдать преподавателю.

Порядок выполнения отчёта по практической работе

1.В тетради для практических занятий напишите номер, название и учебную цель занятия.

2.Ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию.

3.Выполните задания № 1 и № 2.

4.Заполните таблицу.

5.Запишите вывод о проделанной работе, отразите, насколько успешно Вы справились с учебными задачами практического занятия.

Образец отчёта по практической работе

«Издержки предприятия. Классификация издержек предприятия»

Учебная цель: научиться рассчитывать валовые, средние , переменные и постоянные издержки производства.

Вывод: Выполнив задания практической работы, я (см. учебные задачи …..)

Литература:

Липсиц И.В.Экономика (базовый уровень): учебник для 10-11 классов М.,2014.

Практическая работа № 5

Вариант 3

Тема 4.4. Производственные затраты. Бюджет затрат.

Тема: «Издержки предприятия. Классификация издержек предприятия»

Учебная цель: Приобрести практические навыки расчета валовых, средних .переменных и постоянных издержек производства.

Теоретическая часть.

Издержки производства - это затраты производственных факторов

на производство и реализацию продукции.

Предпринимателю, прежде всего, необходимо знать общие затраты для производства определенного количества продукции. Такие издержки называются валовыми( ТС). Валовые издержки подразделяются на постоянные и переменные.

Валовые (общие) издержки (ТС) - это совокупность постоянных и переменных

издержек.

Постоянные (FC) - это часть валовых издержек фирмы, которые не зависят от объемов производства и имеют место даже при остановке производства.

Переменные (VC) -это часть валовых издержек, которые зависят от объемов производства.

Выбор наилучшего объема производства требует экономического анализа. Критерием такого анализа является динамика средних издержек (АС).

Средние издержки фирмы определяются путем деления общих (валовых) издержек на количество произведенной продукции: АС=ТС/Q.

Средние переменные издержки (АVC) определяются путем деления суммарных переменных издержек (TVC) на количество произведенной продукции(Q): AVC=TVC/Q.

Средние постоянные издержки (АFC) определяются путем деления суммарных постоянных издержек (TFC) на количество произведенной продукции: AFC=TFC/Q.

Валовые издержки (TC) - это совокупные затраты фирмы, включающие постоянные и переменные затраты: TC=FC+VC;

Среднее валовые(ATC) издержки исчисляются по формуле : ATC=TC/Q.

Задание 1. На основании данных таблицы, рассчитайте величину валовых и средних валовых издержек.

Объем выпуска(Q)

Постоянные издержки(FC)

Переменные издержки (VC)

Валовые издержки(TC)

Средние валовые(ATC)

0

100

0



10

100

50



20

100

100



30

100

150



40

100

200



Методические указания по выполнению работы

1.Прочитайте задание по карточке и выполните его.

2.Ответы зафиксируйте в тетрадях.

3.Отчет по работе сдать преподавателю.

Порядок выполнения отчёта по практической работе

1.В тетради для практических занятий напишите номер, название и учебную цель занятия.

2.Ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию.

3.Выполните задания № 1 и № 2.

4.Заполните таблицу.

5.Запишите вывод о проделанной работе, отразите, насколько успешно Вы справились с учебными задачами практического занятия.

Образец отчёта по практической работе

«Издержки предприятия. Классификация издержек предприятия»

Учебная цель: научиться рассчитывать валовые, средние , переменные и постоянные издержки производства.

Вывод: Выполнив задания практической работы, я (см. учебные задачи …..)

Литература:

Липсиц И.В.Экономика (базовый уровень): учебник для 10-11 классов М.,2014.

Практическая работа №6

Вариант-1

Тема 6.4.Инфляция и ее социальные последствия

Тема: «Инфляция»

Учебная цель: научиться рассчитывать индекс цен, определять тип инфляции,

количество денег, необходимых для обращения.

Теоретическая часть.

Длительный опыт использования денег научил экономистов жесткой истине: денег в стране должно быть столько, сколько необходимо для нормального производства и торговли - ни больше, ни меньше.

Карл Маркс вывел закон денежного обращения, согласно которому, количество денег, необходимое для обращения, равно сумме цен товаров, деленное на количество оборотов, совершаемое одноименными денежными единицами.

Марксистская формула закона:

КД=CЦ/ О,

где КД- количество денег,

СЦ - сумма цен товаров, подлежащих реализации,

О - скорость оборота одноименных денежных единиц.

Американский профессор Ирвинг Фишер в своей работе «Покупательная сила денег» вывел знаменитое уравнение обмена:

MV=PQ,

где M- масса денег, V - скорость обращения денежной массы, P -средний уровень цены, Q- общий объем товаров и услуг.

И.Фишер сделал вывод: масса денег прямо зависит от уровня цен и объема товарной массы и обратно зависит от скорости оборота денег.

Нарушение закона денежного обращения ведет к инфляции. Инфляция- это превышение денежной массы над товарной. Основным проявлением инфляции является рост цен. Для определения темпов роста цен и соответственно типа инфляции, в экономике применяется понятие индекс цен. Индекс цен рассчитывается путем деления стоимости потребительской корзины текущего периода на стоимость потребительской корзины базисного периода в %.

Алгоритм выполнения задания.

Для определения вида инфляции:

-рассчитываем стоимость потребительской корзины текущего и базисного периодов;

-определяем темпы роста цен;

-определяем тип инфляции.

Задание 1 . Рассчитайте индекс цен в сентябре 2012 года по сравнению с сентябрем 2011 г. для некоторого набора товаров, при условии, что количество купленных товаров не изменилось.

Продукт

Цена 2011 г.

руб./кг

Кол-во продуктов, кг

Цена 2012 г. руб./кг

P0

q0

P1

Мясо

180

1.5

350

Колбаса

280

1.0

480

Сыр

260

1.0

340

Рыба

190

1.0

260

Сахар

25

2.0

31

Крупа

17

1.0

22

Масло

125

1.0

150

Определите вид инфляции по темпам роста цен.

Что показывает индекс цен?

Задание 2.

Подсчитайте количество денег, необходимое для обращения, если:

- Количество товаров, подлежащих реализации, равно (условно)- 400ед.

- цена единицы товара- 2 тыс.руб.

- в течении года один и тот же денежный знак трижды возвращается в банк и выходит из него.

- От чего зависит количество денег, необходимое для обращения.

- В какой зависимости находятся денежная масса, скорость обращения денег и оббьем реализуемой продукции?

Методические указания по выполнению работы

1.Прочитайте задание по карточке и выполните его.

2.Ответы зафиксируйте в тетрадях.

3.Отчет по работе сдать преподавателю.

Порядок выполнения отчёта по практической работе

1.В тетради для практических занятий напишите номер, название и учебную цель занятия.

2.Ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию.

3.Выполните задания № 1 и № 2.

4.Заполните таблицу.

5.Запишите вывод о проделанной работе, отразите, насколько успешно Вы справились с учебными задачами практического занятия.

Образец отчёта по практической работе

«Инфляция»

Учебная цель: научиться рассчитывать индекс цен, определять тип инфляции,

количество денег, необходимых для обращения.

Вывод: Выполнив задания практической работы, я (см. учебные задачи …..)

Литература:

Липсиц И.В.Экономика (базовый уровень): учебник для 10-11 классов М.,2014.

Практическая работа №6

Вариант 2

Тема 6.4.Инфляция и ее социальные последствия

Тема: «Инфляция»

Учебная цель: научиться рассчитывать индекс цен, определять тип инфляции,

количество денег, необходимых для обращения.

Теоретическая часть.

Длительный опыт использования денег научил экономистов жесткой истине: денег в стране должно быть столько, сколько необходимо для нормального производства и торговли - ни больше, ни меньше.

Карл Маркс вывел закон денежного обращения, согласно которому, количество денег, необходимое для обращения, равно сумме цен товаров, деленное на количество оборотов, совершаемое одноименными денежными единицами.

Марксистская формула закона:

КД=CЦ/ О,

где КД- количество денег,

СЦ - сумма цен товаров, подлежащих реализации,

О - скорость оборота одноименных денежных единиц.

Американский профессор Ирвинг Фишер в своей работе «Покупательная сила денег» вывел знаменитое уравнение обмена:

MV=PQ,

где M- масса денег, V - скорость обращения денежной массы, P -средний уровень цены, Q- общий объем товаров и услуг.

И.Фишер сделал вывод: масса денег прямо зависит от уровня цен и объема товарной массы и обратно зависит от скорости оборота денег.

Нарушение закона денежного обращения ведет к инфляции. Инфляция- это превышение денежной массы над товарной. Основным проявлением инфляции является рост цен. Для определения темпов роста цен и соответственно типа инфляции, в экономике применяется понятие индекс цен. Индекс цен рассчитывается путем деления стоимости потребительской корзины текущего периода на стоимость потребительской корзины базисного периода в %.

Алгоритм выполнения задания.

Для определения вида инфляции:

-рассчитываем стоимость потребительской корзины текущего и базисного периодов;

-определяем темпы роста цен;

-определяем тип инфляции.

Задание 1. Рассчитайте индекс цен в сентябре 2012 г. по сравнению с августом месяцем на 200 кг кондитерской продукции, на которую требуется:

Сырье

Кол-во, кг

Цена, руб./кг

Цена руб./кг

P0

P1

Сахар

140

24

30

Мед

2

20

40

Патока

18

18

28

Орехи

10

15

45

Какао

1

10

50

- О чем свидетельствует данная ситуация?

- Что показывает и как определяется индекс цен?

Задание 2.

Пользуясь «уравнением обмена» И.Фишера сделайте следующий подсчет. В России в 2005 году розничный товарооборот (с учетом нереализованного «челночного экспорта») составил 553 трлн. руб. и объем платных услуг населению-115 трлн. руб. Денежная масса обернулась 7 раз. Сколько потребовалось дополнительно эмитировать денег, если в начале указанного года, в обращении находилось 33,2 трлн. руб.?

- В чем сущность «уравнения обмена» И.Фишера?

- От чего зависит количество денег необходимое для обращения?

- Определить, сколько необходимо дополнительно эмитировать денег?

Методические указания по выполнению работы

1.Прочитайте задание по карточке и выполните его.

2.Ответы зафиксируйте в тетрадях.

3.Отчет по работе сдать преподавателю.

Порядок выполнения отчёта по практической работе

1.В тетради для практических занятий напишите номер, название и учебную цель занятия.

2.Ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию.

3.Выполните задания № 1 и № 2.

4.Заполните таблицу.

5.Запишите вывод о проделанной работе, отразите, насколько успешно Вы справились с учебными задачами практического занятия.

Образец отчёта по практической работе

«Инфляция»

Учебная цель: научиться рассчитывать индекс цен, определять тип инфляции,

количество денег, необходимых для обращения.

Вывод: Выполнив задания практической работы, я (см. учебные задачи …..)

Литература:

Липсиц И.В.Экономика (базовый уровень): учебник для 10-11 классов М.,2014.

Практическая работа № 6

Вариант 3

Тема 6.4.Инфляция и ее социальные последствия

Тема: «Инфляция»

Учебная цель: научиться рассчитывать индекс цен, определять тип инфляции,

количество денег, необходимых для обращения.

Теоретическая часть.

Длительный опыт использования денег научил экономистов жесткой истине: денег в стране должно быть столько, сколько необходимо для нормального производства и торговли - ни больше, ни меньше.

Карл Маркс вывел закон денежного обращения, согласно которому, количество денег, необходимое для обращения, равно сумме цен товаров, деленное на количество оборотов, совершаемое одноименными денежными единицами.

Марксистская формула закона:

КД=CЦ/ О,

где КД- количество денег,

СЦ - сумма цен товаров, подлежащих реализации,

О - скорость оборота одноименных денежных единиц.

Американский профессор Ирвинг Фишер в своей работе «Покупательная сила денег» вывел знаменитое уравнение обмена:

MV=PQ,

где M- масса денег, V - скорость обращения денежной массы, P -средний уровень цены, Q- общий объем товаров и услуг.

И.Фишер сделал вывод: масса денег прямо зависит от уровня цен и объема товарной массы и обратно зависит от скорости оборота денег.

Нарушение закона денежного обращения ведет к инфляции. Инфляция- это превышение денежной массы над товарной. Основным проявлением инфляции является рост цен. Для определения темпов роста цен и соответственно типа инфляции, в экономике применяется понятие индекс цен. Индекс цен рассчитывается путем деления стоимости потребительской корзины текущего периода на стоимость потребительской корзины базисного периода в %.

Алгоритм выполнения задания.

Для определения вида инфляции:

-рассчитываем стоимость потребительской корзины текущего и базисного периодов;

-определяем темпы роста цен;

-определяем тип инфляции.

Задание 1. Определите тип инфляции по темпам роста цен, исходя из данных, приведенных в таблице.

Продукты

январь

октябрь

Цена(P) кг/руб.

Кол-во, кг

∑p0q0

Цена(P) кг/руб.

Кол-во, кг

∑p1q1

p

q


p

q


Мясо

180

1,5


250

1,5


Колбаса

280

1,0


300

1,0


Сыр

260

1,0


260

1,0


Рыба

190

1,0


200

1,0


Сахар

30

6,0


32

6,0


Крупа

20

1,0


22

1,0


Масло

125

1,0


150

1,0


Рассчитайте индекс цен в октябре 2012г. по сравнению с январем 2012 года для некоторого набора товаров.

Что показывает потребительская корзина?

Задание 2. Подсчитайте количество денег, необходимое для обращения, если:

1.Товарный оборот составляет (условно) - 240000 ед.

2.Цена единицы товара- 2 тыс.руб.

3.Скорость обращения денег- 8 оборотов в год.

- От чего зависит количество денег, необходимое для обращения.

- В какой зависимости находятся денежная масса, скорость обращения денег и оббьем реализуемой продукции?

- Сколько необходимо дополнительно эмитировать денег, если объем реализуемой продукции увеличится на 100000 единиц?

Методические указания по выполнению работы

1.Прочитайте задание по карточке и выполните его.

2.Ответы зафиксируйте в тетрадях.

3.Отчет по работе сдать преподавателю.

Порядок выполнения отчёта по практической работе

1.В тетради для практических занятий напишите номер, название и учебную цель занятия.

2.Ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию.

3.Выполните задания № 1 и № 2.

4.Заполните таблицу.

5.Запишите вывод о проделанной работе, отразите, насколько успешно Вы справились с учебными задачами практического занятия.

Образец отчёта по практической работе

«Инфляция»

Учебная цель: научиться рассчитывать индекс цен, определять тип инфляции,

количество денег, необходимых для обращения.

Вывод: Выполнив задания практической работы, я (см. учебные задачи …..)

Литература:

Липсиц И.В.Экономика (базовый уровень): учебник для 10-11 классов М.,2014.

Практическая работа № 6

Вариант 4

Тема 6.4.Инфляция и ее социальные последствия

Тема: «Инфляция»

Учебная цель: научиться рассчитывать индекс цен, определять тип инфляции,

количество денег, необходимых для обращения.

Теоретическая часть.

Длительный опыт использования денег научил экономистов жесткой истине: денег в стране должно быть столько, сколько необходимо для нормального производства и торговли - ни больше, ни меньше.

Карл Маркс вывел закон денежного обращения, согласно которому, количество денег, необходимое для обращения, равно сумме цен товаров, деленное на количество оборотов, совершаемое одноименными денежными единицами.

Марксистская формула закона:

КД=CЦ/ О,

где КД- количество денег,

СЦ - сумма цен товаров, подлежащих реализации,

О - скорость оборота одноименных денежных единиц.

Американский профессор Ирвинг Фишер в своей работе «Покупательная сила денег» вывел знаменитое уравнение обмена:

MV=PQ,

где M- масса денег, V - скорость обращения денежной массы, P -средний уровень цены, Q- общий объем товаров и услуг.

И.Фишер сделал вывод: масса денег прямо зависит от уровня цен и объема товарной массы и обратно зависит от скорости оборота денег.

Нарушение закона денежного обращения ведет к инфляции. Инфляция- это превышение денежной массы над товарной. Основным проявлением инфляции является рост цен. Для определения темпов роста цен и соответственно типа инфляции, в экономике применяется понятие индекс цен. Индекс цен рассчитывается путем деления стоимости потребительской корзины текущего периода на стоимость потребительской корзины базисного периода в %.

Алгоритм выполнения задания.

Для определения вида инфляции:

-рассчитываем стоимость потребительской корзины текущего и базисного периодов;

-определяем темпы роста цен;

-определяем тип инфляции.

Задание 1.Подсчитайте стоимость потребительской корзины на 1января 2012года.

Как изменится стоимость потребительской корзины на 1июля 2012 г., если цены на товары возрастут на 10%? Подсчитайте.

Продукт

Цена января,

руб./кг

Кол-во продуктов, кг

Совокупная стоимость

Цена июля

руб./кг

Совокупная стоимость

P0

q0


P1


Мясо

180

1.5




Колбаса

280

1.0




Сыр

160

1.0




Рыба

190

1.0




Сахар

25

2.0




Крупа

17

4.0




Масло

125

1.0




Хлеб

20

15




- О чем свидетельствует данная ситуация?

- Определите тип инфляции.

Задание 2. В России в N году розничный товарооборот составил 500млн.руб. и объем платных услуг населению - 150 млн. руб. Денежная масса обернулась 5 раз. Сколько потребовалось дополнительно эмитировать денег, если в начале года в обращении находилось 30 млн.руб.

- Определить количество денег, необходимое для обращения.

- От чего зависит количество денег?

Методические указания по выполнению работы

1.Прочитайте задание по карточке и выполните его.

2.Ответы зафиксируйте в тетрадях.

3.Отчет по работе сдать преподавателю.

Порядок выполнения отчёта по практической работе

1.В тетради для практических занятий напишите номер, название и учебную цель занятия.

2.Ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию.

3.Выполните задания № 1 и № 2.

4.Заполните таблицу.

5.Запишите вывод о проделанной работе, отразите, насколько успешно Вы справились с учебными задачами практического занятия.

Образец отчёта по практической работе

«Инфляция»

Учебная цель: научиться рассчитывать индекс цен, определять тип инфляции,

количество денег, необходимых для обращения.

Вывод: Выполнив задания практической работы, я (см. учебные задачи …..)

Рекомендуемая литература:

1.Липсиц И.В.Экономика (базовый уровень): учебник для 10-11 классов М.,2014.

2.Автономов В.С. Экономика. Базовый курс. 10-11 классы. -М., 2010

3.Бегенеева Т.П.Поурочные разработки по экономике. Базовый уровень:10-11 классы. - М.: ВАКО,2011. - 160с.

4.Борисов Е.Ф. Основы экономики : учебник и практикум для студ.учреждений сред. проф. образования. - М.,2014.

5.Гомола А. И., Кириллов В.Е., Жанин П.А. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.,2014.

6.Экономика. Основы экономической теории.Учебник для 10-11классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень образования./ Под ред. С.И. Иванова. - 12 изд., с изм. - В 2-х книгах-М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008-320 с.:ил.

5


© 2010-2022