• Преподавателю
  • Другое
  • Рабочая тетрадь к лабораторно - практическим занятиям по Валеологии на тему: Здоровый образ жизни

Рабочая тетрадь к лабораторно - практическим занятиям по Валеологии на тему: Здоровый образ жизни

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ГБОУ СПО (ССУЗ) «Миасский медицинский колледж»





РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

(для лабораторно - практических занятий)

Дисциплина


«Валеология»


Для студентов специальности «Сестринское дело»

(базовый уровень среднего профессионального образования)


«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»



Составитель: Преподаватель дисциплины

«Валеология»

Политаева О.В.


Миасс 2015 г.


Лабораторное занятие

Цель: Ознакомиться с содержанием и методикой анкетирования по вопросам здорового образа жизни.

Задачи: 1. Рассмотреть психолого-педагогические предпосылки анкетирования учащихся по проблемам здоровья и здорового образа жизни.

2. Разработать макет анкеты для анонимного анкетирования учащихся.

3. Провести анкетирование учащихся учебной группы (класса).

Ход работы: В начале занятия рассматриваются теоретические предпосылки анкетирования, включающие вопросы:

1. Цель и задачи анкетирования.

2. Виды анкетирования.

3. Содержание анкетирования.

4. Методика анкетирования.

5. Статистическая обработка результатов анкетирования.

6. Анализ результатов анкетирования.

Затем определяются основные разделы анкеты, соответствующие стоящим перед анкетированием задачам, после чего каждый из разделов заполняется определенным содержанием. Вслед за этим преподаватель предлагает сравнить разработанную анкету с имеющимися в специальной литературе: проводится анализ и вносятся необходимые коррективы.

По готовности анкеты определяются условия проведения анкетирования и проводится само анкетирование.

Анкетирование желательно провести среди различных контингентов: учащихся различных звеньев общего образования и профтехобразования, студентов, учителей и преподавателей. Для каждого из контингентов должно быть разработано отдельное содержание анкеты (см. приведенные ниже возможные варианты).

Статистическая обработка результатов анкетирования проводится непосредственно в группе, с тем чтобы каждый учащийся получил достаточно полное представление об используемых для этого методах.

Учащиеся получают задание по результатам статистического анализа анкетирования провести самостоятельный анализ и сделать вывод о различных аспектах валеологической подготовленности респондентов в соответствии с поставленными перед данным анкетированием задачами.

Результаты анализа и выводы рассматриваются и обсуждаются на следующем занятии.




Образцы анкет

САМООЦЕНКА УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ


В 1 - 6 заданиях пронумеровать указанные факторы по мере убывания их важности

1. Факторы, определяющие здоровье:

1.1. экология

1.2. наследственность

1.3. образ жизни

1.4. медицина

2. Жизненные приоритеты:

2.1. учеба

2.2. семья

2.3. интересная работа

2.4. общение

2.5. здоровье

2.6. спорт

2.7. искусство (живопись, музыка и т.д.)

2.8. материальный достаток

2.9. отдых и развлечения

2.10. дружба

2.11. любовь (в общечеловеческим смысле)

2.12. справедливость

3. Получаете информацию о ЗОЖ:

3.1. от друзей

3.2. в семье

3.3. от учителя

3.4. из телепередач

3.5. от врачей

4. Факторы, положительно влияющие на здоровье:

4.1. физическая культура

4.2. закаливание

4.3. гигиена

4.4. режим дня

4.5. рациональное питание

4.6. очистка организма

4.7. полноценный сон

4.8. оздоровительный отдых

4.9. психическое благополучие

4.10. самоконтроль здоровья

4.11. понимание со стороны родителей и взрослых

5. Факторы, отрицательно влияющие на здоровье:

5.1. алкоголь

5.2. недостаток движений

5.3. курение

5.4. наркотические вещества

5.5. нежелание заниматься своим здоровьем

5.6. неправильное питание

5.7. дефицит времени

5.8. отсутствие интереса к здоровью

5.9. конфликтность

5.10. физическое перенапряжение

5.11. несоблюдение гигиенических требований

5.12. нерациональный режим дня

5.13. телевидение

5.14. неполноценный сон

5.15. избыточный вес

5.16. переедание

6. Факторы, мешающие заниматься своим здоровьем:

6.1. отсутствие интереса

6.2. отсутствие условий

6.3. недостаток времени

6.4. лень

6.5. материальные затруднения

6.6. недостаток знаний о ЗОЖ

6.7. считаете, что болезни вам не грозят

7. Отношение к своему здоровью (да. нет, иногда):

7.1. считаю себя здоровым___________________________________

7.2. регулярно занимаюсь своим здоровьем_____________________

7.3. задумываюсь над своим здоровьем________________________

7.4. систематически закаливаюсь______________________________

7.5. занимаюсь физической культурой_________________________

7.6. занимаюсь спортом______________________________________

7.7. рационально питаюсь (регулярно__________________________,

достаточно________________, количество раз_______________)

7.8. регулярно посещаю баню_________________________________

7.9. соблюдаю режим дня____________________________________

7.10. воздерживаюсь от вредных привычек_____________________

7.11. имею полноценный сон__________________________________

8. Отношение к здоровью в семье:

8.1. проявляют ли ваши родители интерес к здоровью?___________

8.2. занимаются ли члены вашей семьи физкультурой?___________

кто?____________________________________________________

8.3. один (оба) из родителей курят? (написать)__________________

8.4. употребляют алкоголь (не реже 1 раза в 2 недели) сколько человек? __________________________________________________

8.5. при заболевании (подчеркнуть):

а) вы используете медикаменты.

б) считаете, что организм справится с болезнью сам.

в) пользуетесь естественными средствами оздоровления (какими?)_____________________________________________

9. Оцените уровень своего физического здоровья (подчеркнуть):

высокое, выше среднего, среднее, ниже среднего, неудовлетворительно

10. Оцените уровень знаний и умений по своему здоровью (по 10-балльной системе):

10.1. уровень знаний

- об анатомических функциях органов и систем подростка __________________________________________________

- о влиянии физических упражнений_____________________

- правил личной гигиены, профилактики нарушений осанки, плоскостопия, расстройствах органов зрения и слуха_____

- о профилактике и лечении простудных заболеваний______

10.2. умение оказать первую медицинскую помощь при (подчеркнуть):

кровотечении, травмах, отравлениях, укусах животных, насекомых

10.3. владение методами самоконтроля:

- пульсометрия

- оценка физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки и др.)

- оценка физической подготовки (тесты на быстроту, ловкость, гибкость, силу)

11. Данные о состоянии Вашего здоровья:

11.1. простудные заболевания в течение года (раз_____________)

11.2. хронические заболевания (если да, то какие?______________)

11.3. нарушения (если да, то какие?___________________________):

11.4. состояние:

- позвоночника________________________________________

- стопы _______________________________________________

- зрения______________________________________________

- избыточный вес______________________________________

11.5. оценка по физкультуре в прошлом учебном году___________

12. Вредные привычки:

12.1. курение (сколько сигарет в день?)________________________

12.2. употребление алкоголя (кол-во раз в месяц)_______________

12.3. употребление наркотиков (подчеркнуть):

не пробовал, изредка, регулярно

13. Хотели бы вы получить дополнительные знания в области ЭОЖ? (по 5-балльной шкале)___________________________________________

Оцените, насколько для вас интересна информация о ЗОЖ?______

Пол_________________________________________________________

Возраст_____________________________________________________

Учебное заведение______________________________________________________

Группа_______________________________________________________

АНКЕТА САМООЦЕНКИ ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧИТЕЛЯ (ВОСПИТАТЕЛЯ)

1. Ранжирование факторов выражающих здоровье:

1.1. Наследственность

1.2. Экология

1.3. Медицина

1.4. Образ жизни

2. Жизненные приоритеты:

2.1. Работа

2.2. Семья

2.3. Дружба

2.4. Здоровье

2.5. Материальный достаток

2.6. Физкультура

2.7. Личный покой

2.8. Хобби

2.9. Любовь

2.10. Дети

2.11. Уважение окружающих

3. Образ жизни:

3.1. Вы соблюдаете режим дня:

Да

Нет

Иногда

3.2. Если утром надо встать пораньше Вы:

заводите будильник

доверяете своим «внутренним часам»

полагаетесь на случай

3.3. Проснувшись утром Вы:

сразу встаете и приступаете к бытовым действиям встаете и делаете гимнастику

еще немного нежитесь под одеялом

3.4. Часто ли утром Вы просыпаетесь с чувством недосыпания:

не чаще 1 раза в неделю

2 раза в неделю

почти ежедневно

3.5. При перемене погоды Вы:

чувствуете себя несколько дней разбитым

чувствуете легкое кратковременное недомогание

не ощущаете перемен

3.6. При недомогании Вы:

принимаете лекарство

рассчитываете, что все пройдет

используете естественные средства оздоровления

3.7. К назначенному времени Вы:

приходите точно

приходите заранее

испытываете дефицит времени

3.8. К предстоящей работе или встрече Вы:

готовитесь заранее

надеетесь на свой профессионализм и правоту

надеетесь, что все решится само собой

3.9. При возникновении неожиданной ситуации Вы:

легко раздражаетесь

предпочитаете ее осмыслить и принять решение

предпочитаете позицию «само решится»

3.10. После серьезной стрессовой ситуации Вы:

предпочитаете заняться текущими делами

испытываете потребность в рюмке вина

стараетесь побольше двигаться

3.11. После тяжелого рабочего дня Вы:

занимаетесь домашними делами

стараетесь отвлечься у телевизора или за книгой

занимаетесь активными движениями

3.12. Для поддержания хорошего настроения Вы:

стремитесь побольше и повкуснее поесть

общаетесь с родными и друзьями

много двигаетесь

3.13. Ваше честолюбие проявляется в том, что Вы:

любыми усилиями стремитесь добиться своего

надеетесь, что Ваше усердие принесет плоды

намекаете окружающим на Вашу истинную ценность

3.14. Вы стараетесь ложится спать:

всегда в одно время

по самочувствию

по окончании всех дел

3.15. Ваше отношение к физической культуре:

выполняете утреннюю гимнастику

не менее 3-х раз в неделю занимаетесь физическими упражнениями по крайней мере 30 минут

Вас вполне удовлетворяет повседневная двигательная активность

3.16. В выходные дни Вы предпочитаете:

заняться домашними делами

побольше двигаться

спокойно отдохнуть за любимым делом, книгой, телевизором

3.17. Ваш завтрак:

легкий, преимущественно растительный

плотный, калорийный

не завтракаете

3.18. На обед Вы предпочитаете:

плотно поесть

слегка перекусить

можно и потерпеть в суете дел

3.19. Как часто Вы едите свежие овощи и фрукты:

три раза в день

1 раз в день

2 - 3 раза в неделю

3.20. Как часто Вы едите выпечку:

1 раз в неделю

3 - 4 раза в неделю

ежедневно

3.21. Вы предпочитаете бутерброд:

со сливочным маслом

с маргарином

не едите

3.22. Сколько раз в неделю Вы потребляете алкоголь:

ни разу

1 - 2 раза

чаще

3.23. Вы выкуриваете в день:

до 20 сигарет

более 20 сигарет

не курите

4. У Вас:

4.1. есть хронические заболевания (если да, то какие)

4.2. есть другие нарушения (если да, то какие)

4.3. как часто Вы берете больничный лист в течении года_________

Ваш пол ________________________________________________

Ваш возраст____________________________________________

Ваша специальность_____________________________________

Ваша категория педагога_________________________________

Если хотите, укажите свои Ф.И.О.

Практическая работа студентов



Практическая работа студентов

№ 1

В виде таблицы, пирамиды создайте собственную программу здоровья. Выделите основу.

Перечислите факторы, которые обязательны для производства серотонина.

Какова роль мелатонина для нашего организма (свойства)?

Какие продукты содержат Омега 3?

Какие продукты содержат Омега 6?

Оцените действие эфирных масел на организм человека.

Дайте рекомендации пожилому человеку по физической активности.

№ 2

С помощью схемы изобразите взаимосвязь иммунной системы, эпифиза, антиоксидантов в организме.

С помощью схемы изобразите действие свободных радикалов на организм человека.

№ 3

Установите соответствие:

Свободные радикалы - натуральные водорастворимые АО

Биофлавоноиды - нестабильные молекулы с непарным электроном

Квертицин - гормон эпифиза

Ликопин -аминокислота

Серотонин - органическое вещество, которое придает плодам насыщенный цвет

Триптофан -противораковое средство

Стресс - гормон сна

Мелатонин - синдром адаптации

Антиоксидант - центральный орган иммунной системы

Тимус - поглотитель свободных радикалов

Материально - техническое обеспечение занятия

Рабочие тетради

Перечень вопросов для фронтального опроса

Учебная карта самостоятельной работы студентов

Таблицы, рисунки, схемы

Карточки

Критерии оценок по различным видам работ на занятиях.

Ответы на поставленные вопросы

Полный ответ - 5 баллов

Наличие неточностей - 4 балла

Наличие явных ошибок - 3 балла

Нет ответа - 2 балла

Результат проведенной беседы

Беседа, содержащая полный объем информации, взаимопонимание - 5 баллов

Беседа, содержащая незначительные неточности - 4 балла

Беседа, содержащая значительное количество неточностей - 3 балла

Задание не выполнено - 2 балла

Результат выполненных заданий

Выполнение задания в полном объеме - 5 баллов

Выполнение задания, содержащего незначительные неточности - 4 балла

Выполнение задания, содержащего значительное количество неточностей - 3 балла

Задание не выполнено - 2 балла

Учебная карта для самостоятельной работы студентов

Используя конспект, каждый студент самостоятельно выполняет задание. После подготовки студент кратко излагает выполненное задание. Дает свои рекомендации. При составлении памятки обратить внимание на краткое и доступное изложение материала.

Задание:

Провести беседу с пациентом по проблеме дефицита знаний в области рационального питания, нормального сна, физической активности, стрессе и его последствиях. При этом необходимо определить цель, план, объем обучения.

Оценить образ жизни пожилого человека на примере разбора конкретных ситуаций.

Составить комплекс гимнастических упражнений.

Составить памятки, планы.

Словарь терминов

Свободный радикал - нестабильные молекулы, у которых недостает одного электрона.

Антиоксиданты - взаимодействуют со свободными радикалами и уничтожают их.

Квертицин - натуральное биологически активное вещество, которое тормозит процесс старения. Противораковое средство.

Биофлавоноиды -натуральные водорастворимые антиоксиданты.

Ликопин - это органическое вещество, придающее плодам насыщенный красный цвет, является натуральным антиоксидантом.

Триптофан - предшественник серотонина в организме.

Серотонин - нейромедиатр.

Стресс - синдром адаптации (Г.Селье)

Эссенциальные жирные кислоты - омега 3 и омега 6

Мононенасыщенные - омега 9.

Мелатонин - самый сильный из известных эндогенных поглотителей свободных радикалов, является одним из сильнейших антиоксидантов, гормон сна.

В качестве практической деятельности по улучшению состояния здоровья школьников предлагается организовать в вашей школе инициативную группу «Патруль здоровья». В эту группу могут входить учащиеся школы, педагоги, родители, администрация. «Патруль здоровья» координирует всю работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья учащихся вашей школы, организует и проводит акции «Стоп наркотикам!», «Хватит курить», «Здоровье - твой выбор» и т.д.

  1. Практическая работа

Существует большое число вариантов различных практических работ, которые можно провести в рамках подпрограммы «Здоровый образ жизни». Например, работая по направлению «Здоровое питание студентов», вы можете:

  • составить правильный рацион питания;

  • п


    ознакомиться со значением пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов и определить их потенциальную опасность для здоровья человека;

  • определить качество продуктов питания, а также содержание в них жиров, белков и углеводов;

  • попробовать самостоятельно вырастить экологически чистые овощи и зелень на подоконнике или на пришкольном участке, а потом устроить их дегустацию;

  • изучить влияние питания на здоровье учащихся, а для этого ознакомиться со статистикой желудочно-кишечных заболеваний.


  1. Организация пропаганды правильного питания

Если Вы не только проведете практические работы и исследования, но и привлечёте к этому важному делу других людей, то и результат может оказаться гораздо более серьёзным. Для этого вы можете:

  • подготовить и провести занятие по рациональному питанию в разных классах;

  • создать информационный стенд или газету, выпустить листовку;

  • провести конкурс на лучший рецепт или приготовление блюда;

  • провести конкурс на лучший плакат или стенгазету;

  • а может быть, вы задумаете провести Неделю здорового питания. Подумайте вместе со своими друзьями и педагогами как её организовать.

© 2010-2022